Адаптационные игры для детей 3 4 лет в детском саду

Материал (младшая группа) на тему:
Игры в адаптационный период для детей 3-4 лет.

Комплекс игр для успешной адаптации детей 3-4 лет

Предварительный просмотр:

«Игры в адаптационный период с детьми 3-4 лет»

Основной вид деятельности малыша в этом возрасте – игра. Основываясь на это знание, нужно выстраивать воспитательную стратегию и находить формы взаимодействия с ребенком. Попадая в детский сад, дети быстро откликаются на предложение воспитателя поиграть. Для них – это привычное дело. Основная задача в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.

  1. Игры, способствующие накоплению детьми опыта общения

с малознакомыми взрослыми и детьми

Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и зовет его к себе, приговаривая: «Иди ко мне, ты мой хороший!». Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!»

«Выдувание мыльных пузырей»

Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, не дуя в нее. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребенка выдувать мыльные пузыри.

«Хоровод с куклой» (проводится с 2-3 детьми)

Воспитатель приносит новую куклу. Она «здоровается» с детьми, гладит каждого по голове. Взрослый просит детей по очереди подержать куклу за руку. Кукла «предлагает потанцевать». Воспитатель ставит детей в кружок, берет куклу за одну руку, другую дает ребенку и вместе с детьми двигается по кругу вправо и влево, напевая простую детскую мелодию (например, «Веселую дудочку» М. Красива).

Воспитатель предлагает поиграть в «поезд»: «Я – паровоз, а вы – вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего ребенка. «Поехали», — говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом, замедляя ход, объявляет: «Остановка». Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.

Кукла знакомая детям по игре «Хоровод с куклой», говорит, что хочет поиграть в догонялки. Воспитатель побуждает детей убегать от нее, прятаться за ширму, кукла их догоняет, ищет, радуется, что нашла, обнимает: «Вот мои ребятки».

На прогулке воспитатель собирает вместе с ребенком «сокровища» (камешки, стручки, веточки, листья, раковины) и складывает их в корзину. Выясняет, какие «сокровища» вызывают у малыша наибольший интерес (это подскажет дальнейшие пути общения). Затем называет какое-либо сокровище и просит достать его из корзины.

В двух-трех местах участка – к дереву, двери, скамейке — привязаны цветные ленты. Воспитатель говорит ребенку: «Я хочу побежать к дереву». Берет его за руку и бежит вместе с ним. Затем бежит с ребенком в другое, отмеченное лентой место, всякий раз объясняя, что собирается делать. После этого взрослый предлагает малышу самостоятельно побежать к дереву, двери и т.д. Хвалит ребенка, когда он достигнет места назначения.

  1. Игры на формирование эмоционального контакта и доверия

Ребенок изображает мяч, прыгает на месте, а воспитатель, положив на его голову ладонь, приговаривает:

Друг веселый, мячик мой,

Всюду, всюду он со мной!

Раз, два, три, четыре, пять –

Хорошо мне с ним играть! Ребенок убегает, а взрослый его догоняет.

«Игра с собачкой»

Воспитатель держит в руках собачку и говорит:

Это песик в гости к нам.

Я собачку ставлю на пол.

Дай, собачка, Пете лапу!

Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносит миску с воображаемой едой, собачка «ест суп», «лает», говорит ребенку: «Спасибо».

Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребенку несколько раз, как это сделать и просит его повторить. Возможно, придется помочь ему убрать большой палец в кулак.

Читает стишок и вместе с ребенком выполняет движения:

Кто залез мне в кулачок? Сжимают пальцы в кулак.

Это, может быть, сверчок?

Ну-ка, ну-ка, вылезай!

Это пальчик? Ай-ай-ай! Выставляют вперед большой палец.

В записной книжке через страницу (на правой стороне) наклеивают картинки с изображением известных ребенку предметов. Каждую страницу без картинок разрезают на несколько горизонтальных полосок, начиная с левого края. Рассматривают книжку вместе с малышом, воспитатель постепенно отворачивает полоску за полоской. Ребенок старается догадаться, что изображено на картинке.

«Дуть во что-нибудь и на что-нибудь»

Воспитатель дует на маленький воздушный шарик через соломинку, заставляя его перемещаться по комнате. Дует на все пальцы, затем на каждый отдельно. Сдувает листочек с ладони ребенка. Дует на цветок или травинку. Ребенок повторяет действия взрослого.

3. Игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем

Дети с воспитателем становятся в круг. Ведущий держит мяч (надувной), называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названый ребенок ловит мяч, называет свое имя и имя следующего участника игры. Здесь важно участие воспитателя, т.к. дети быстрее запоминают его полное имя, и он может называть по имени тех детей, которых группа еще не знает.

Дети с воспитателем делают тесный кружок – это «сдутый» пузырь. Все начинают его «надувать»: наклонив головы вниз, дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При каждом «вдувании» делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки, идут по кругу со словами:

Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой,

Оставайся такой, да не лопайся!

Получается большой растянутый круг. Затем ведущий (сначало это воспитатель, а позже – кто-то из детей) говорит: «Хлоп!» — пузырь лопнул. Все должны расцепиться и сбежаться к центру круга (сдулся) или разбежаться по комнате (разлетелись пузырьки).

Для проведения этой игры необходима палочка длиной 0,5-0,75м с прикрепленной к ней лентой, оканчивающаяся легким мячиком (его можно сшить из кусочка яркой ткани, набив ватой или лоскутками).

Все становятся в круг, ведущий с палочкой – в центре (и опять, вначале это будет воспитатель, а потом ребенок). «Лови-лови!» — говорит ведущий, подходя то к одному, то к другому ребенку. Задача участников игры – схватить мяч, который почему-то все время подлетает вверх, заставляя детей тянуться, подпрыгивать. Можно ловить мяч нескольким участникам одновременно. Воспитателю необходимо учитывать, что игра очень возбуждает детей, может вызвать излишний шум в группе. Ее можно проводить на прогулке или после дневного сна, нельзя лишь запрещать детям веселиться от души, превращать игру в постоянные одергивания.

Дети садятся полукругом, ведущий – впереди всех спиной к играющим. Кто – нибудь из детей окликает ведущего по имени. Ведущий, не оборачиваясь, должен назвать того, чей голосок он услышал. Как всегда, воспитатель наравне с детьми участвует в игре. Сначало дети окликают ведущего обычным голосом, со временем, когда они хорошо узнают друг друга, можно специально изменять интонацию, высоту голоса для затруднения узнавания.

4. Игры, направленные на освоение окружающей среды ребенком

Ведущий (сначала воспитатель, потом дети) прячет небольшую игрушку в группе, в одном из ее помещений, после чего предлагает остальным найти ее. Сначала ее найти не так сложно, например: «Игрушка лежит на подоконнике в приемной (раздевалке)». Затем – сложнее: «Игрушка лежит в спальной комнате, под подушкой на Надиной кровати». После того, как игрушка найдена, надо сказать, что она там делала («Собиралась на прогулку», «спала» и т.д.). Можно загадывать местоположение игрушки иначе: через функцию помещения («Моет посуду»), через ее действия («Лежит тихо, закрыв глаза») и т.д. Освоив группу, можно переходить к более тесному знакомству с детским садом и его работниками. Начинать лучше с экскурсии по саду (целесообразнее организовывать тематические экскурсии: на кухню, в медицинский кабинет, в кабинет заведующей и т.д.), знакомиться с людьми, работающими там.

Для игры необходимо заготовить атрибуты различных профессий (градусник – медсестра, половник – повар, стиральный порошок – прачка, гармошка – музыкальный работник и т.д.). Воспитатель говорит, что к ним в группу приходили разные люди, и все они забыли какую-нибудь свою вещь. И просит ребят помочь разобраться. Дети должны не просто назвать профессию, но и назвать имя хозяина этой вещи. Например: «Этот градусник оставила Вера Александровна, наша медсестра». Когда все вещи будут опознаны, можно их раздавать детям (или вещь берет тот, кто правильно назвал ее хозяина), которые должны сыграть роль: медсестра измерит детям температуру, прачка – постирает кукольную одежду, повар сварит и угостит всех вкусной кашей и т.д.

Программа адаптации детей 3-4 лет к условиям пребывания в детском саду: «В согласии с собой» .

Адаптационные возможности ребенка — это процесс развития организма и формирования его здоровья на всех возрастных этапах. От адаптационных возможностей организма зависит способность человека активно искать выход из стрессовой ситуации.

Первый общественный опыт малыша — приход в детский сад. Придя в дошкольное учреждение, ребенок оказывается в новых социально — психологических условиях, в новой среде, где меняется обычный ход и образ жизни, поэтому у него возникает чувство нестабильности. Поэтому остро стоит вопрос активизации внутренних психических ресурсов ребенка, обеспечение им покоя и защищенности, полноценного психологического, эмоционального развития и социального благосостояния.

Как известно, адаптационные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии может привести к эмоциональным нарушениям или задержке темпа психофизического развития. А игра — является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, поэтому она имеет значимое влияние на психическое развитие ребенка, и в процессе совместной деятельности: игре, рисовании, конструировании, дети приобретают опыт руководства другими детьми, опыт подчинения, учатся общаться друг с другом, и со взрослыми.

Поэтому программа «В согласии с собой» будет наиболее целесообразной и интересной формой работы с детьми, педагогами, родителями по повышению уровня адаптационных возможностей детей дошкольного возраста. Занятия с детьми способствуют сохранению психического здоровья, предотвращают эмоциональные расстройства, развивают лучшее понимание себя и других, создают возможности для самовыражения.

Программа адаптации детей к условиям детского сада «В согласии с собой»:

— Ориентирована на оказание помощи в адаптации детям дошкольного возраста, которые длительное время не посещали ДОУ, находились на домашнем режиме;

— Рассчитана на 7 занятий (ежедневно в течение первой недели, и 2 занятия на второй неделе, каждое по 0,5ч, кроме последнего общего с родителями — 1:00)

— Количество участников группы — до 7 детей;

— Форма работы: групповая, индивидуальная;

— Формирование положительной установки у ребенка на дошкольное учреждение;

— Снятие психоэмоционального напряжения;

— Развитие навыков лучшего понимания себя и других;

— Обучение способам взаимодействия с другими посредством формирования игровых навыков, и продуктивных форм общения со сверстниками и взрослыми, предоставление возможности родителям увидеть своих детей в компании сверстников, способствовать эмоциональному сближению родителей и детей;

— Формирование навыков взаимодействия, сотрудничества родителей, детей, воспитателей путем совместной творческой деятельности.

Особенности программы: предполагается коррекция и развитие различных сторон психики ребенка, его эмоционально-личностной сферы через познание себя, познание других и формирование навыков продуктивных форм общения со сверстниками и взрослыми в основном средствами игры.

— Освобождение ребенка от сложных для него эмоциональных переживаний;

— Адекватное восприятие себя и своих возможностей;

— Принятие ребенком себя и своего окружения;

— Желание общаться, с удовольствием ходить в детский сад, играть со сверстниками.

Место проведения занятий.

Занятия проводятся в специально оборудованной комнате, или в музыкальном зале, то есть в изолированном помещении, где дети могут бегать, прыгать, танцевать, свободно проявлять свои эмоции, творить, играть. В помещении должны быть столы и стульчики, которые легко передвигаются, а также набор специального оборудования: краски, цветные карандаши, мягкие игрушки, пластилин, бумага, клей, ножницы, мячики, переносная песочница и т.д.

Общая структура занятий:

1. Приветствие (ритуал, принимается в группе).

2. Упражнение для разминки и настройки на активную работу и на контакт друг с другом.

3. Основная часть. Упражнения для знакомства детей, психогимнастика, элементы групповой психотерапии, игры и упражнения на самораскрытие, самопознание.

4. Подведение итогов занятия. Ритуал прощания.

Тематический план занятий программы «В согласии с собой»

Игры для детей 3-4 лет

Игры, в которые наши воспитатели играют с детьми в детском саду, не требуют большой наглядности, а картинки, книжки, журнальные вырезки найдутся в каждом доме.

Поэтому, мы вам, уважаемые родители, предлагаем создать дома свою «лекотеку» — игры и упражнения, в которые можно играть с ребенком всюду, дома, на прогулке, предложить их в гостях – детской или взрослой аудитории.

Вот эти игры предназначены малышам от 3 до 4 лет:

Игра должна стать повседневной для каждой семьи, т.к. она постепенно, без напряжения учит ребёнка видеть противоречия в мире природы: зимой -хорошо – можно кататься на санках, но зимой- плохо – холодно; снег – хорошо – можно слепить снежную бабу, но снег – плохо – от снега мёрзнуть пальцы и т.д. (и так, о любом природном явлении или объекте, доступном пониманию малыша).

Волшебник Оживлялка может рассказать ребёнку от имени дерева или цветка, или травинки о его жизни, — что любит дерево или цветок, чего боится, чем он помогает людям.

Нарисуйте на песке или на листке дорожку, разделив её на три части, и рассмотрите с её помощью любой живой объект, растение: маленькое дерево (с тоненьким стволом) – молодое дерево (ствол не очень толстый) – старое высокое дерево (с толстым стволом). Животное: маленький котёнок — котёнок побольше — взрослый кот. Цветок: бутон у розы – роза расцвела – роза завяла.

Взрослый называет части, а малыш узнаёт загаданный объект:

— Мягкие лапки, пушистая шёрстка, хвостик.

— Похоже, но я загадала не лису. Скажу ещё, что это животное любит молоко.

— А ещё! Сам большой, уши большие, хобот – нос длинный…

Второй вариант игры – взрослый и ребёнок меняются ролями: ребёнок называет части, а взрослый – целое. При этом желательно, чтобы взрослый не сразу догадался о ком идёт речь, провоцируя ребёнка назвать как можно больше его характерных признаков, повадок.

Взрослый на первом этапе объясняет причину и следствие. Например, если собаке положить ладошку в пасть, она может укусить? Зимой нельзя есть снег и сосульки – заболит горло. Без панамки нельзя ходить в жару – будет болеть голова и т.д.

На втором этапе взрослый приглашает к этому действию малыша; при этом он не может назвать следствия, а у ребёнка спросить причину. Например, собака укусит, если… (её дразнить, совать ладошку в пасть – отвечает ребёнок)

Яблоко такое же круглое, как …(как мячик, как апельсин…). Лук такой же горький, как…(лекарство, как горчица, как перец…). Морковь такая же оранжевая, как…(апельсин, рыжие волосы, шуба у лисы…).

— У кошечки шерсть, какая? (Мягкая, пушистая).

— А у кого такая же? (У зайчика, у лисички, у пуделя, у игрушечного мишки).

— Кто ещё кусается как собачка?

— Кто ещё любит молоко как кашка?

— Кто ещё маленький как воробышек?

Как вариант игры — можно сравнить два похожих по внешним признакам животных и найти не только сходство, но и их отличие. Например: рассмотрев на картине волка, лису, можно отметить, что у них обоих острые мордочки и зубы, длинные хвосты, и оба они любят, есть зайцев, мелких зверушек в лесу. Но у лисы шубка рыжая, а у волка серая.

Расширяет словарный запас за счёт описательных прилагательных, характеризующих природные объекты. Упражняет в подборе словосочетаний: колючий ёжик – колючая ёлка; зелёный листок – зелёная лягушка, зелёный кузнечик, зелёный огурец и т.д.

Колючий – ёжик, ёлка, иголка.

Зелёный – листок, лягушка, кузнечик, огурец.

Круглый – мячик, солнце, яблоко, воздушный шар.

Холодный – снег, лёд, мороженое.

Взрослый имитирует движения, жесты, голос различных животных, но только тех, кого ребёнок в состоянии узнать (собака, кошка, волк, лошадь, поросёнок, корова, петух, гусь и др.)

На втором этапе необходимо побуждать малыша самого к подобной имитации, а взрослый обязательно поощряет и подыгрывает ему.

Пользуясь тем, что малыши часто любят рассматривать фотографии, превратите это занятие в ненавязчивое обучение в форме игры.

1 вариант. Для того чтобы проследить генетическую линию какого-либо члена семьи. Вместе с ребёнком разложите фотографии от младенческих, детских до взрослых, а может быть, даже до старческого возраста, обязательно при этом отмечая, как менялся изучаемый человек с возрастом. Затем, перемешайте фотографии и предложите ребёнку попытаться выложить их в той же последовательности, но самостоятельно.

2 вариант. По ходу рассматривания фотографий членов семьи обязательно называйте, кем он ребёнку доводится (бабушка, дедушка, дядя, тётя).

3 вариант. Выкладывая фотографии членов семьи в различном порядке каждый раз вместе с ребёнком называйте их функции:

— Мама что обычно делает?

-Учит детей в школе, стирает, гладит, варит еду…

— Папа что делает?

— Делает машины на заводе, ремонтирует игрушки, смотрит телевизор…

— Брат что делает?

— Ходит в школу, делает уроки, играет, помогает маме…

4 вариант. Уточните, где сделан снимок…

— Видишь, это мы во дворе, а это в лесу, а это на речке, а это бабушки дома…

— Где у тебя ротик? А для чего тебе нужен ротик?

— Чтобы кушать, пить сок, грызть орешки, откусывать что-нибудь, разговаривать.

— А ещё он тебе помогает петь. А ещё?

— А ещё плакать, кричать, смеяться.

И так про глаза, уши, нос, руки, ноги, живот.

«Угадай, какое настроение»

Взрослый показывает ребёнку фотографии его самого, где он смеётся, плачет, задумчиво смотрит, хитро улыбается, сердится и называет эти состояния сначала в форме глагола (ты здесь плачешь, смеёшься, грустишь, радуешься…), а затем в форме прилагательного (ты здесь грустный, весёлый, задумчивый, хитрый…)

Далее взрослый предлагает рассмотреть книги с иллюстрациями, на которых изображены животные (злой тигр, волк; испуганный заяц, хитрая лиса, весёлый щенок…) и предлагает назвать их настроение в глагольной форме (волк сердится, злится).

После взрослый предлагает ребёнку: «Давай покажем, как мы радуемся, сердимся, грустим», — и побуждает ребёнка к мимическому воспроизведению эмоций.

1 вариант. Страунинг А.М. — формирует у ребёнка способность различать предметы по форме; — развивает внимание, способность к анализу и синтезу. Вы предлагаете ребёнку «одеть» очки определённой формы – круглой, квадратной, треугольной. При этом требуется найти и назвать вокруг себя предметы такой же формы.

2 вариант. Железнова С.В. – вырезать из цветного картона красные, зелёные, жёлтые очки; — упражнять ребёнка в на хождении предметов основных 4-х цветов. Одевая очки разного цвета, нужно вначале вместе с ребёнком, а затем самостоятельно находить предметы такого же цвета, какие в данный момент одеты очки.

Развивает способность к аналитико-синтетической деятельности; — обогащает словарь прилагательными.) Взрослый берёт любой предмет, определяет одно или несколько свойств предмета (поочерёдно) и вместе с ребёнком сначала находить подобный по заданному свойству объект.

— У меня лимон, он жёлтый. Давай найдём с тобой ещё что-нибудь жёлтое (яблоко, шарик, кубик, платьице у куклы, карандаш).

— А теперь найдём что-нибудь мягкое, такое же на ощупь, как плюшевый мишка…

1 этап. Взрослый называет ребёнку предмет (обязательно показывая на него или на картинку с его изображением) и спрашивает, что он умеет делать. Например,

— Вот машина. Что она умеет делать?

— Ездить, сигналить, возить, рычать…

— Карандаши. Что они умеют делать?

— Рисовать, делать дырку в бумаге…

2 этап. Ребёнок сам называет предметы и определяет их функцию. Необходимо помимо основной функции предмета назвать и дополнительную (возможно в шутку).

Анализ педагогической практики показал, что основной причиной эмоционального стресса родителей и детей раннего возраста при поступлении в детский сад является период адаптации.

С приходом малыша в возрасте 3-4 лет в дошкольное учреждение его жизнь кардинально меняется: строгий режим дня, новые требования к поведению, отсутствие родителей или других близких взрослых, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, другой стиль общения.

Все вышеперечисленное обрушивается на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (страхи, капризы, отказ от еды, частые болезни и т. д.).

Адаптивные возможности ребенка дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в социальную среду и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям и даже к замедлению темпа психофизического развития.

Дошкольный период – время наиболее интенсивного развития психических процессов, именно в этом возрасте у ребенка появляется самосознание, формируется фундамент будущей личности. Одна из ценностей дошкольного возраста – повышенная эмоциональность ребенка, его эмоции. Поэтому очень важно как именно будет протекать этот период.

Чтобы избежать осложнений в начальной фазе адаптации, обеспечить оптимальное ее течение, и необходима помощь психолога, слаженная и продуманная работа педагогов, благополучный микроклимат в саду. А грамотное психолого-педагогическое сопровождение интеллектуального развития ребенка позволит ему своевременно, гармонично и всесторонне развиваться. Немаловажная роль в адаптационном процессе принадлежит родителям.

Адаптация ребенка к детскому саду это не отдельно взятое мероприятие, а целый комплекс мер, которые тесно взаимосвязаны между собой.

Задачами моего исследования являются:

  • Изучение литературы по данной теме;
  • Анализ состояния проблемы адаптации дошкольников к ДОУ;
  • Выявление роли семьи в адаптации;
  • Определение психолого-педагогических условий, при которых успешно проходит процесс адаптации к ДОУ;

Объектом исследования моей работы является процесс адаптации детей к детскому саду.

При написании работы были использованы такие методы и методики исследования как:

  • теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
  • наблюдение за детьми;
  • беседа родителями.

Адаптация- это приспособление человека к условиям окружающей среды. В нашем случае это детский сад, несомненно, являющийся новым и неизвестным пространством.

Возраст ребенка от 3-4 лет — важнейший период в развитии малыша. Психологи часто определяют этот возраст, как «кризис трех лет», когда у недавно покладистого ребенка проявляется настойчивость в своих требованиях, раздражительность, упорство в осуществление своей цели, самостоятельность в действиях, проявляется свое «Я». Поэтому задача взрослого — поддержать стремление ребенка к самостоятельности, а именно: не гасить критикой его неумелые и медленные действия, не подрывать веру в собственные силы.

Ребенок особенно сильно нуждается в материнской поддержке и заботе воспитателя. Поэтому очень важно проявлять свое доброе отношение: похвалить, приобнять, приласкать, назвать ласковым именем. Ощущая любовь воспитателя, он с удовольствием подражает действиям взрослого, становится более общительным. В совместной деятельности взрослый помогает освоить новые приемы действий, показывает пример поведения и отношений. Ребенок начинает четко осознавать, кто он и какой он. Формируется собственная внутренняя позиция, постоянная готовность к деятельности. Он уже умеет гордиться успехами своих действий, оценивая результаты своего труда. Успех работы — это помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений и в последствие усилить стремление добиться лучшего результата.

Адаптация является активным процессом, приводящий либо к позитивным результатам (эмоциональное удовлетворение), либо к негативным (стресс). Поскольку ребенок привязан к матери, ее исчезновение вызывает протест ребенка. Дети испытывают страх перед незнакомыми людьми, новыми ситуациями общения, и все это приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, чаще болеет. По мнению психологов, мальчики в возрасте 3-4 лет легче проходят адаптацию, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и болезненно реагируют на разлуку. Под прессом стресса ребенок изменяется настолько, что может забыть все навыки самообслуживания. Его приходится кормить и умывать, он «не умеет» одеваться, раздеваться. Изменяется речь, скудеет словарный запас. Однако по мере адаптации он вспоминает забытые навыки и усваивает новые.

Выделяют 3 фазы адаптационного процесса:

Острая фаза (сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, как результат снижение веса, респираторные заболевания, нарушение сна, снижение аппетита). Длится около 1 месяца.

Подострая фаза (адекватное поведение ребенка, все отрицательные проявления уменьшаются). Длится около 3-5 месяцев.

Фаза компенсации (ускорение темпов развития).

В процессе адаптации воспитателем решаются следующие задачи: помочь ребенку привыкнуть к новой для него обстановке и уметь ориентироваться в ней, помочь установить правильные взаимоотношения со сверстниками, формирование благоприятной эмоциональной среды, что ведет к благополучной адаптации детей.

Режим дня

Немаловажную роль в адаптации ребенка играет режим дня. Режим дня- это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей. Режим дня способствует выработке полноценных привычек, организованности, обеспечивает хорошее самочувствие, укрепление здоровья, предохраняет от переутомления. Не соблюдение режима отрицательно воздействует на нервную деятельность ребенка. Подъем работоспособности отмечается от 8 до 12 ч и от 16 до 18 ч. Поэтому все активные занятия планируются в первую половину дня. Длительность занятий должна быть 15 мин. Обязательно между занятиями проводятся динамические паузы не менее 10 мин. Ребенку до 5 лет положено спать в сутки 12 часов. Обеденный сон в детском саду продолжительностью 2 часа с 13 30 до 15 10. Систематическое недосыпание отрицательно сказывается на настроение ребенка, приводит к возникновению капризов, отражается на состояние ЦНС.

Игровая деятельность

Как же сделать процесс образовательной деятельности более радостным? Предложить детям поиграть. Обучение с привлечением игровой деятельности позволяет повысить у дошкольника интерес к занятиям, превратить трудовую деятельность в забаву и развлечение. Играя, ребенок забывает о том, что он учится. Это дает возможность даже самым неуверенным в себя ребятам принять участие в коллективной деятельности и не чувствовать себя отстающим.

Задачи игровой деятельности:

  • преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду.
  • снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
  • развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
  • развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
  • развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;
  • развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Виды детских игр:

В процессе этой игры ребенок применяет на себя различные социальные роли и ставит себя в те ситуации, которые он мог видеть в реальной жизни.

Дети очень активны, поэтому в подвижных играх ребенок реализует свою потребность в движении, развивает такие физические качества как быстрота, ловкость, сила.

Очень важные игры для начинающих познавать мир малышей. Эти игры дают представления об окружающем, о таких важных понятиях как цвет, величина, форма. Такие игры развивают мышление, память.

Это игры направлены на развитие процессов мышления, памяти, воображения. Настольно-печатных игр сейчас великое множество. Все они красочные и привлекательные для малышей.

Наилучшее средство для развития мелкой моторики и речи в своей совокупности. Разучивание текстов с применением «пальчиковой» гимнастики способствует более быстрому формированию речи, пространственного мышления, внимания, воображения. В конечном итоге, малыш лучше усваивает стихотворные тексты; его речь становится более выразительной.

Важный фактор, оказывающий влияние на здоровье детей — организованная двигательная активность. Использование физических упражнений приводит к укреплению здоровья, но и ставит цель восстановление умственной работоспособности, снятию нервно- мышечного напряжения.

Перечень развивающих игр

Дидактическая игра «С какого дерева листок?»

Перед детьми раскладываются картинки с деревьями и картинки с листьями или натуральный материал.

Выполняю эту игру, дети узнают деревья, различают по форме, по величине, по цвету. Тем самым развивается мышление, воображение и речь.

Подвижная игра « Попади в круг»

Упражнение на ловкость, где развивается крупная моторика рук.

Заключается в точном попадании снежка в мишень.

Игра «Пощупай и угадай»

Игра способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, стереогностического чувства (тактильные ощущения), развитие памяти, концентрации внимания.

Для проведения этой игры нужно подобрать небольшие предметы. Эти предметы укладываются в ящик. Первоначально использовать 3-4 легко узнаваемых предмета, а затем увеличивать их количество и сложность очертаний. Воспитатель просит вытащить из ящика какой-нибудь предмет, посмотреть на него и назвать. Если ребенок не может назвать, то позже разучивают название предмета.

Пальчиковая гимнастика «Замок»

На дверях висит замок. (Пальцы сложить в «замок»)

Кто его открыть не смог?

Мы замочком постучали, (Постучать о стол «замочком»)

Мы замочек повертели. (Повертеть «замочек» на столе)

Мы замочек покрутили (Покрутить «замочек» на столе)

И открыли! (Разжать «замочек» и показать ладоши)

Заключение .

На основании проделанной работы можно сделать вывод о том, что процесс перехода ребенка из семьи в ДОУ сложен, как для него самого, так и для родителей.

Так же хочется отметить, что интенсивность и продолжительность адаптации ребенка зависит от специфики психолого-педагогического воздействия.

Поступление в детский сад изменяет почти все условия жизни малыша. Именно поэтому сотрудники детского сада и родители, должны объединив усилия, создать ребенку условия эмоционального комфорта.

Проделанная работа показывает, что успешная адаптация — залог физического и психологического благополучия ребенка.

Важным фактором, влияющим на характер поведения ребенка в процессе адаптации, является личность самого воспитателя, который должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребенку, уметь привлечь его внимание.

Воспитатель должен уметь наблюдать и анализировать уровень развития детей и учитывать его при организации педагогических воздействий, должен уметь управлять поведением детей в сложный для них период привыкания к условиям детского сада.

Игры с детьми в адаптационный период. Презентацию выполнила учитель – логопед: Жучкова М.Н. ГБОУ детский сад 854 ЮАО г. Москва. — презентация.

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемsad26

Похожие презентации

Презентация на тему: » Игры с детьми в адаптационный период. Презентацию выполнила учитель – логопед: Жучкова М.Н. ГБОУ детский сад 854 ЮАО г. Москва.» — Транскрипт:

1 Игры с детьми в адаптационный период. Презентацию выполнила учитель – логопед: Жучкова М.Н. ГБОУ детский сад 854 ЮАО г. Москва

2 Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т.д.

3 «Выдувание мыльных пузырей». Ход игры. Воспитатель выдувает мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, а не дуя в нее. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись пола. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребенка выдувать пузыри. (Напрягать мышцы рта очень полезно для развития речи.)

4 «Хоровод». Ход игры. Воспитатель держит ребенка за руки и ходит по кругу, приговаривая: Вокруг розовых кустов, Среди травок и цветов, Кружим, кружим хоровод. До того мы закружились, Что на землю повалились. БУХ! При произнесении последней фразы оба «падают» на землю.

5 «Солнышко и дождик». Ход игры. Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты, и смотрят в «окошко»(отверстие спинки стула). Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по всей площади. По сигналу «Дождик! Скорее домой!» бегут на свои места и присаживаются за стульями.

6 «Поезд». Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в «поезд»: «Я – паровоз, а вы – вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали», — говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.

7 «Догонялки» Ход игры. Кукла, знакомая детям по игре «Хоровод с куклой», говорит, что хочет поиграть в догонялки. Воспитатель побуждает детей убегать от куклы, прятаться за ширму, кукла их догоняет, ищет, радуется, что нашла, обнимает: «Вот мои ребятки».

8 «Кто в кулачке?». Ход игры. Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребенку несколько раз, как это сделать, и просит его повторить. Возможно, придется помочь ему убрать большой палец в кулак. Читает стишок и вместе с ребенком выполняет движения. Кто залез ко мне в кулачок? Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы в кулак.) Ну-ка, ну-ка, вылезай! Это пальчик? Ай-ай-ай! (Выставить вперед большой палец.)

9 «Соберем игрушки». Ход игры. Пригласите ребенка помочь вам собрать разбросанные игрушки, в которые он играл. Сядьте рядом с малышом, дайте в руки игрушку и вместе с ним положите ее в коробку. Затем дайте другую игрушку и попросите самостоятельно положить ее в коробку. Пока вы складываете игрушки, напевайте что-нибудь вроде: «Мы игрушки собираем, мы игрушки собираем! Тра-ля- ля, тра-ля-ля, их на место убираем».

10 «Мы топаем ногами». Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой. Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем, Мы руки подаем. (Дети берутся за руки, образуя круг.) Мы бегаем кругом. Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой». Все останавливаются.

11 «Мяч». Ход игры. Ребенок изображает мяч, прыгает на месте, а воспитатель, положив на его голову ладонь, приговаривает: «Друг веселый, мячик мой. Всюду, всюду он со мной! Раз, два, три, четыре, пять. Хорошо мне с ним играть!» После этого «мячик» убегает, а взрослый ловит его.

12 Главной фигурой и центром внимания детей всегда остается взрослый, поэтому они с большим интересом наблюдают за его деятельностью. Если малыши не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры.

Adblock
detector