Деловая игра художественно эстетическое развитие в доу

Деловая игра художественно эстетическое развитие в доу.

Тетова Светлана Евгеньевна, старший воспитатель

МКДОУ «Детский сад №5 города Беслана»,

Правобережный район, РСО-Алания, Россия

Цель: совершенствовать работу в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию, стимулировать активность педагогов по вопросу использования инновационных технологий в образовательном процессе.

Предварительная работа:

Круглый стол «Художественно-творческие способности детей дошкольного возраста».

Семинар-практикум « Инновационные педагогические технологии на занятиях по художественному творчеству».

Мастер-класс «Нетрадиционные техники в художественном творчестве».

Домашнее задание: просмотр методической литературы и программ по художественному творчеству.

Оборудование: мультимедийная система (проектор, компьютер), диск с музыкой, две разрезные репродукции для жеребьевки, презентация, репродукции картин «Три богатыря», «Алёнушка» В.М. Васнецов, «Тройка» В.Г. Перов, «Опять двойка» Ф.П. Решетников, «Девочка на шаре» Пикассо, «Сватовство майора» П.А. Федотов, 2 ватмана (А3), акварель, гуашь, кисти разных размеров и мягкости, зубная щетка, оттиски, штаммы, различные шаблона цветов и листьев, разные виды цветной бумаги, клей, ножницы, ушные палочки, нитки, ленты и т.д., листы А4, ручки, каркас цветка, цветные бумажные лепестки, протоколы для жюри, грамоты.

Зал оформлен репродукциями картин, портретами художников, мольбертом, красками, палитрами и т.д., а так же работами народного искусства.

Мы живем в то время, когда предъявляются новые современные требования к образованию, в частности и дошкольному; а также происходящие интенсивные преобразования в общественном развитии страны, появление новых технологий, внедрение инноваций, обеспечение вариативности и других форм модернизации образования диктуют необходимость повышения профессиональной компетентности педагогических кадров дошкольных учреждений.

Эти изменения не обошли стороной и занятия художественным творчеством, ведь они создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и со взрослыми, выполняют терапевтическую функцию, отвле­кая детей от грустных, печальных со­бытий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, припод­нятое настроение, обеспечивают эмоционально положительное состоя­ние. Поэтому так важно широко вклю­чать в педагогический процесс разнообразные занятия художественной, творческой деятельностью. Здесь каждый ребенок, может наиболее пол­но проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого. Руководство изобразительной дея­тельностью требует от воспитателя знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знания его специфики, умения тонко, тактично, поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками и разви­тию творческого потенциала.

Проведение данной деловой игры, было вызвано необходимостью контроля и систематизации знаний педагогов по художественному творчеству и повышению эффективного использования инновационных технологий на занятиях по художественному творчеству.

Ход игры:

Ведущий (старший воспитатель) : Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады видеть вас на деловой игре.

Рисуют дети на стекле,
Рисуют дети на асфальте,
Возводят город на песке, —
Такого нет ещё на карте.

В руках мелки, карандаши…
Детишки – маленькие маги.
Но столько вложено души
В их мир прекрасный на бумаге!

Здесь солнце, небо голубое,
Здесь мы средь сказочных героев.
Мы те, кто защитить должны
Их мир от горя и войны.

Рисуют дети на стекле
И на асфальте… Пусть рисуют!
И радость детства на Земле
Пусть навсегда восторжествует!

Предлагаю вам (воспитатели, педагоги) пройти по стране «Творчества». Для этого необходимо разделиться на две команды с помощью жеребьевки.

Жеребьевка: на столе лежат перевернутые разрезанные репродукции, каждый участник берет понравившуюся геометрическую фигуру. Затем участники должны собрать репродукции картин. Чьи кусочки составили картину, соответственно эти участники и являются командой.

Членам команды дается 1 мин. для придумывания названия команды, которое должно быть созвучно теме игры.

Оценивать команды будет жюри (заведующий ДОУ, педагог-психолог, учитель-логопед).

0 баллов – не справились с заданием

1 балл – не полный ответ

2 балла – полный ответ.

Если одна команда не знает ответ, то другая может дать ответ и заработать баллы.

Итак, мы начинаем. Желаю командам удачи и успехов в предстоящем состязании.

1 этюд: «Разминка». (слайд 2-13)

Вопросы задаются одновременно двум командам, та команда, которая поднимет руку первой и даст ответ правильно, получает баллы. (Ответы на слайдах появляются по щелчку).

  1. Назовите три основных цвета и докажите почему они основные?
  2. Назовите виды традиционного и нетрадиционного рисования.
  3. Назовите способы и приемы лепки.
  4. Назовите виды изобразительного искусства и жанры живописи.
  5. Что такое живопись? Назовите ее средства выразительности.
  6. Что такое графика? Назовите ее средства выразительности.
  7. Что означает слово пейзаж?

— вид города, деревни

8. Что означает слово натюрморт?

9. Назовите самого известного русского художника мариниста.

10. Какого русского художника называли «певцом русской природы»?

11. С какими художниками – иллюстраторами можно познакомить дошкольников?

12. Как звали основателя знаменитой картинной галереи в Москве?

2 этюд: «Живые картины». (слайд 14)

Команды получают репродукции картин. По очереди им предстоит средствами пантомимы показать их. Одна команда изображает, а другая – отгадывает. Затем команды меняются ролями. (1 балл – точность показа, 2 балла – правильный ответ).

«Три богатыря», «Алёнушка» В.М. Васнецов, «Тройка» В.Г. Перов, «Опять двойка» Ф.П. Решетников, «Девочка на шаре» Пикассо, «Сватовство майора» П.А. Федотов.

3 этюд: «Найди лишнее». (слайд 15-31)

Нужно найти лишнее в представленных иллюстрациях и объяснить почему.

  1. Хохлома (Городецкая роспись)
  2. Филимоново (Дымковская игрушка)
  3. Картины К.Л. Хетагурова (картина А. Кумаритова)
  4. Портрет (детский и групповой портрет)
  5. Материал дерево (глина)
  6. Картины И.И. Левитана (картина А.И. Куинджи «Березовая роща»)
  7. Портреты художника И.И. Шишкина (портрет П.М. Третякова)
  8. Теплая цветовая гамма (холодная гамма).
  1. Жостово (Хохлома)
  2. Дымка (Каргапольская игрушка)
  3. Картины М. С. Туганова (картина А.В. Джанаева)
  4. Натюрморт (пейзажная композиция)
  5. Материал металл (дерево)
  6. Картины А.К. Саврасова (картина В.Д. Поленова «Монастырь над рекой»)
  7. Портреты художника И.Е. Репина (портрет И.Н. Крамского)
  8. Холодная цветовая гамма (теплая гамма).

4 этюд «Умелые ручки». (слайд 32)

Командам предстоит изготовить открытку ко Дню матери, используя нетрадиционные техники рисования (по содержанию и технике выполнения открытка должна быть доступна для детей старшего дошкольного возраста). На работу выделяется 15 мин. (Жюри оценивает соответствие заданию, аккуратность, оригинальность, художественное решение).

5 этюд «Методический». (слайд 33)

  1. Составить план краткосрочного проекта по художественному творчеству. Определить название проекта, возрастную группу, цель, задачи, тип проекта, участников проекта и возможные мероприятия. На работу выделяется 15-20 мин. ( Жюри оценивает выполнение всех пунктов, соответствие возрасту, оригинальность, методическую грамотность).
  2. Какие инновационные технологии были использованы в ходе деловой игры, и какие еще технологии можно применить в художественно-эстетическом воспитании дошкольников? (Жюри оценивают точность, правильность и методическую грамотность). Ответ – слайд 34.

6 этюд «Аленький цветочек». (слайд 35)

В заключение нашей встречи, я предлагаю написать на лепестке цветка свой отзыв или отношение к мероприятию (участникам раздаются заготовки лепестков, они записывают и закрепляют их на стебле). После того как цветок собрали, ведущий отмечает наиболее оригинальные отзывы.

Подведение итогов.

Пока участники заполняют «Аленький цветочек», жюри подводят итоги.Победителем считается команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Награждение.

Ведущий: В заключение нашей встречи, хочется поблагодарить вас за сотрудничество, пожелать творческих находок в нашей не легкой , но интересной работе.

Деловая игра для педагогов ДОУ «Художественно-эстетическое развитие».

Ольга Татаренко
Деловая игра для педагогов ДОУ «Художественно-эстетическое развитие»

повышение профессионального мастерства и компетенции педагогов по художетсвенно- эстетическому направлению

• установление связи теоретических знаний педагогов с практическим опытом по воспитанию, обучению и развитию изобразительных и творческих способностей детей;

• создание условий для профессионального самосовершенствования и саморефлексии педагогов;

• стимулирование познавательного интереса и креативности педагогов.

Контингент участников: участники деловой игры, педагоги всех возрастных групп

Атрибуты: карточки с названием терминов, фишки в количестве 60 шт., бланки с кроссвордами, электронная игра «Русское народное творчество», электронные ребусы

Ведущий объясняет правила игры. Все участники делятся на 2 команды (правила принадлежности к той или иной команде и очередности ответов устанавливается жеребьевкой).

За быстроту реакции и правильность ответа командам даются фишки.

Все игроки по окончании основной части игры получают призы — канцелярские принадлежности. Итоги игры подводятся подсчётом фишек, игроки команды, набравшей наибольшее количество — являются победителями игры и получают Диплом победителя «Деловой игры».

Ход деловой игры:

Первый конкурс «Термины изобразительного искусства».

На столе лежат карточки с номерами. Капитаны команд подходят, берут карточку и определить, что это за термин изобразительного искусства.

1. Жанр живописи, изображающий предметы быта, цветы и т. д. (натюрморт)

2. Точная передача произведения художника, сделанная в типографии (репродукция)

3. Объект изображения (натура)

4. Изображение художником конкретного человека или группы людей (портрет)

5. Жанр живописи, изображающий природу (пейзаж)

6. Искусство строительства и украшения зданий (архитектура)

7. Рисунок с целью сбора материала для композиции (зарисовка)

8. Изображение художника самого себя (автопортрет)

9. Художник, изображающих животных (анималист)

10. Морской пейзаж (марина)

2 конкурс «Кроссворды». Каждая команда получает кроссворд. Вам предлагается разгадать его. За каждое правильно разгаданное слово команда получает очко, и одно очко получит команда, которая первая отгадает кроссворд. Начинаем!

2 конкурс «Кроссворды». Каждая команда получает кроссворд. Вам предлагается разгадать его. За каждое правильно разгаданное слово команда получает очко, и одно очко получит команда, которая первая отгадает кроссворд. Начинаем!

Сверху вниз по горизонтали:

• вид изобразительного искусства, дающий объемно-пространственное изображение человека, различных предметов и объектов

• художник, изображающий военные сражения (баталии)

• русский художник, автор картины «Царевна Лебедь»

• изображение художником самого себя

• известный иллюстратор русских народных сказок

• художник, изображающий животных

• известный русский пейзажист, автор картины «Грачи прилетели».

3 конкурс «Художники и художественные произведения». Условия конкурса: дается краткое описание картины или некоторые важные события из биографии художника, педагоги должны назвать художника или определить название картины. Та команда, которая первая поднимет руку и даст правильный ответ, получает фишку.

1. Какого русского художника называли «певцом русской природы»? (Ивана Ивановича Шишкина)

2. Один из лучших пейзажей какого художника называется «Золотая осень»? (Исаака Левитана.)

3. Назовите единственную картину Исаака Левитана, где изображен человек. («Осенний день в Сокольниках».)

4. В 1642 году знаменитый голландский художник Рембрандт написал картину, название которой совпадает с названием российского фильма 2005 года. Как называется картина, написанная Рембрандтом? («Ночной дозор»)

5. Одна из самых прославленных картин Лувра?

6. Как называется известная картина Шишкина с медведями? («Утро в сосновом лесу»)

7. Кто пишет письмо турецкому султану на картине русского художника Ильи Репина:

(«Запорожцы пишут письмо турецкому султану»)

8. Взятие какого городка изобразил на знаменитой картине русский художник Василий Суриков? («Взятие снежного городка»)

9. Как звали основателя знаменитой картинной галереи, которая находится в Москве?

(Петр Михайлович Третьяков)

10. Назовите русского художника-морениста, автора картин: «Волна», «Черное море», и др.

(Иван Константинович Айвазовский)

4. конкурс «Методический».

Назовать основные приемы, используемые педагогами на первом, втором и третьем этапах ознакомления дошкольников с живописью.

(Команды вначале обсуждают между собой, а затем озвучивают. Команда соперников дополняет при необходимости).

• искусствоведческий рассказ педагога

• прием «вхождения» в картину, воссоздание предшествующих и последующих содержанию картины событий

• рассказ-образец личностного отношения педагога к понравившейся картине

• синтез разных видов искусства на занятиях

• постановка вопросов более обобщённого характера

• прием точных установок

• прием композиционных и колористических вариантов

• вместо образца личностного отношения педагога к картине, используются расчленённые вопросы

• прием мысленного создания собственной картины по названию, данному художником.

• прием точных — установок.

• использование игровых приемов

• вопросы, задаваемые детьми

• метод вызывания адекватных эмоций

• метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов

• прием «вхождения» в картину

• метод музыкального сопровождения

фишка присуждается за наиболее полный ответ

5. конкурс «Художественные материалы»

Каждая команда называет художественные материалы, используемые в детском саду методом пин- понга, выигрывает та команда, которая назвала последней

6 конкурс «Великие художники»

Обе команды решают электронные ребусы (Приложение 2)

За каждый правильный ответ присуждается фишка

В итоге выигрывает та команда, которая набрала больше фишек

Зеленина Е. Л. «Играем, познаем, рисуем»:Кн. для учителей и родителей. — М.: Просвещение, 1996.

Агеева И. Д. «Занимательные материалы по изобразительному искусству»: Методическое пособие. — М.:ТЦ Сфера, 2006

Педсовет по художественно-эстетическому развитию. Деловая игра «Педагогический пробег».

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 12 «Рябинка» комбинированного вида

г. Благовещенска Республики Башкортостан

Деловая игра «Педагогический пробег»

«Художественно-эстетическое развитие в детском саду».

Заведующий ДОУ: Скрябина М.Г.

Старший воспитатель: Щеклеина Е.А.

2015 — 2016 учебный год

Тема: « Художественно-эстетическое развитие в детском саду».

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС.

Формировать у педагогов мотивацию к профессиональному общению.

Закрепить знания педагогов в области развития творческих способностей детей, а именно их способностей к изобразительной деятельности, формированию культуры.

Содействовать развитию педагогического мастерства и творческого потенциала в сфере художественно-эстетического направления.

Интегрировать творческий потенциал педагогов в развитие дошкольного образования города.

Форма проведения: деловая игра.

Оборудование: справка по результатам контроля, карточки с названиями станций, карточки с заданиями, тарелочки для фишек, кроссворд, фонохрестоматия, музыкальные инструменты, одежда для показа моды.

Участники: педагоги ДОО.

Подготовка к педсовету:

1.Изучение научно — методической литературы по данной проблеме.

2. Проведение тематического контроля «Художественно – эстетическое развитие детей».

3.Подготовить информационный лист о планируемом педсовете (план проведения, срок, подготовка к педсовету).

4.Старшему воспитателю подготовить сценарий деловой игры по теме, необходимые материалы и оборудование.

1. Вступительное слово заведующей ДОУ.

2. Теоретическая часть . Выполнение решений предыдущего педсовета.

3. Практическая часть. Деловая игра «Педагогический пробег».

4. Итоги тематической проверки «Художественно-эстетическое развитие детей».

5. Принятие и утверждение проекта решения педагогического совета.

1. Вступительное слово заведующей ДОУ.

2. Выполнение решений предыдущего педсовета.

3. Итоги тематической проверки «Художественно-эстетическое развитие детей».

4. Деловая игра «Педагогический пробег».

Ведущий. Уважаемые коллеги! Мы собрались, чтобы обсудить актуальные вопросы художественно-эстетического воспитания дошкольников.

Давайте вспомним, что включает в себя художественно-эстетическое воспитание, какие источники вы можете назвать?

Художественно – эстетическое воспитание:

человеческие отношения (красота общения);

природа (красота природы);

деятельность окружающий социум (соц. среда);

труд (красота труда).

А сейчас назовите компоненты художественно – эстетической творческой деятельности.

1. Изобразительная деятельность.

2. Музыкальная деятельность.

3. Мир литературного искусства. Художественная литература (чтение стихов).

4. Театрализованная деятельность.

Все вы знаете, что приоритетным направлением в работе нашего детского сада является художественно – эстетическое воспитание. И сегодня мы проведем «Педагогический пробег» по тропе знаний в области развития творческих способностей детей, а именно их способностей к изобразительной деятельности, формирование культуры. За 1 минуту следует придумать каждой команде название.

Итак, особое внимание мы уделяем художественно-эстетическому развитию, которое способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы, влияет на познание нравственной стороны действительности (для дошкольника понятия «красивый» и «добрый» практически идентичны), повышает познавательную активность.

Вопросы взаимоотношение человека с искусством по праву можно назвать актуальным. Его можно решить, но при наличии у каждого ребенка художественно-эстетической культуры, эстетического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю

жизнь. Одна из отличительных особенностей дошкольника – способность эмоционально реагировать на окружающий мир людей, предметов, явлений и, что важно для нас, произведений искусства. В ДОУ дети получают знания об

искусстве, знакомятся с его различными видами: литературой, музыкой, графикой, живописью, скульптурой, декоративно-прикладным творчеством, театром.

Целью работы мы считаем создание в ДОУ условий, способствующих эстетическому развитию ребенка путем использования различных видов искусства во всех видах деятельности.

В ДОУ произведения искусства используются в трех направлениях:

как неотъемлемая часть эстетической среды в повседневной жизни;

как содержание образования (детей знакомят с разными видами искусства, а также с событиями, явлениями, объектами, раскрываемыми художниками, музыкантами, писателями и поэтами выразительными средствами).

как эталоны прекрасного в разных видах художественной деятельности, что служит развитию детского художественного творчества.

На основе каких программ в нашем детском саду осуществляется художественно-эстетическое воспитание?

на основе программ «От рождения до школы», Т. С. Комаровой, «Цветные ладошки» Лыковой (изобразительная деятельность) и технологий В. Швайко (изобразительная деятельность), О. Радыновой, В. Петровой, К. Тарасовой, А. Бурениной (музыкальное воспитание), Т. Петровой (театрализованная деятельность).

Основными участниками художественно-эстетического развития являются дети, педагоги, родители, а также сама социально-педагогическая среда.

Сейчас я предлагаю проверить домашнее задание. Напоминаю вам, что в качестве домашнего задания, вам было предложено составить мини – конспект НОД с использованием игровых приемов по теме: «Лесная птица» — 1 группа. «Моё любимое животное» — 2 группа (выступление педагогов).

СТАНЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ

В процессе рисования, лепки ребенок радуется красивому изображению, которое создал сам, или огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем, он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевает изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Занятия рисованием и другими видами художественной деятельности создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и со взрослыми, выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают эмоционально положительное состояние. Поэтому

так важно широко включать в педагогический процесс разнообразные занятия художественной, творческой деятельностью. Здесь каждый ребенок, может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого. Руководство изобразительной деятельностью требует от воспитателя знания того, что представляет собой творчество вообще, и

особенно детское, знания его специфики, умения тонко, тактично, поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками и развитию творческого потенциала. Занятия по изобразительной деятельности начинают проводить с раннего

возраста. В младшей и средней группах проводят два занятия в неделю (рисование и лепка). Начиная со старшей группы еженедельно проводят три занятия (рисование, аппликация, лепка). Итак, отправляемся в путешествие по стране изобразительной деятельности.

Первая остановка «Мозговой штурм »

Вопросы задаются двум командам по очереди, за правильный ответ команда получает оценочную фишку.

Назовите материалы, используемые на занятиях по изобразительной деятельности. (Простые и цветные карандаши, ластик, восковые мелки, тушь, кисти разных размеров, гуашь, акварельные краски.)

Назовите три главных цвета, и докажите, почему они главные. (Красный, желтый и синий. При их смешивании образуются все цвета светового спектра.)

Назовите цвета, составляющие цветовой круг. (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.)

Назовите виды традиционного и нетрадиционного рисования. (К первому виду относится рисование, предметное и сюжетное, красками, цветными карандашами; нетрадиционные виды рисования отличаются необычными приемами работы и сочетанием разных художественных материалов: рисование нитками, руками и пальцами, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, свеча в сочетании с акварелью, картофельные штампы, набрызг, яичная скорлупа.)

Что такое живопись? (Изображение окружающей жизни красками, передача своих чувств с помощью цвета.)

Назовите основные средства выразительности живописи. (Цвет, колорит, техника исполнения, законы воздушной и линейной перспективы.)

Что такое графика? ( Искусство рисования тоном, пятном и линией. Графикой называют рисунки сделанные карандашом, тушью, а также гравюры.)

Назовите средства выразительности графического изображения. (Линия, штрих, тон.)

Назовите способы лепки. (Пластический и конструктивный.)

Назовите основные приемы, используемые на занятиях лепкой. (Выкатывание, сплющивание, вытягивание, прищипывание, примазывание.)

Вторая остановка «Угадай-ка»

Решение кроссворда по теме «Народно-прикладное искусство в работе с детьми». Заполнив горизонтальные строки кроссворда, в выделенных вы сможете прочитать название русского праздника – торга (ярмарки), на

котором все посетители от мала до велика считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку или берестяную дудку.

Гжель всем нравится своим цветом. Какой он? (Синий.)

Основной материал, из которого изготавливают изделия в селе Полховский Майдан. (Дерево.)

Материал, из которого изготавливают дымковскую игрушку. (Глина.)

Название промысла, для которого характерно изготовление подносов. (Жостово.)

Благодаря этому цвету хохлому часто называют так. (Золотая.)

Обобщающее слово, которым можно назвать изделия мастеров Дымково Филимоново, Каргополья. (Игрушка.)

Профессия мастеров, чьими руками изготовлялись глиняные расписные игрушки в одном из главных культурных центров русского Севера в Каргополье. (Гончар.)

Поскольку изделия малой декоративной пластики (изделия дымковских каргопольских, филимоновских мастеров) являются объемными, то к какому виду пространственных искусств из можно отнести? (Скульптура.)

Предмет домашней утвари, которым особенно прославились Городецкие мастера. (Прялка.)

Итак, ярмарка эта называется свистуньей.

Официальный сайт.

Вологодская область.

  • Вы здесь:
  • Главная страница
  • Методическая копилка
  • Деловая игра «Искусство в жизни человека»

Деловая игра «Искусство в жизни человека»

  • Печать
  • E-mail

Подробности Родительская категория: ROOT Опубликовано: 30.10.2011 17:52 Просмотров: 2953

Деловая игра

«Искусство в жизни человека»

Цель: систематизировать знания педагогов о свойствах, методах и приемах эстетического воспитания дошкольников. Формировать умение находить педагогически правильные решения проблемных ситуаций. Развивать фантазию, творческое воображение и ассоциативное мышление. Стимулировать желание проявить инициативу, отстаивать свою точку зрения. Закреплять навыки работы в коллективе.

Предварительная работа.

Выбор ведущей игры (зав. д/с) и ответственных за проведение её этапов: «Угадайка», «Эрудит», «Сам себе экскурсовод» (методист), «Слабое звено», «Раздумье» (психолог), «Умелец» (преподаватель изодеятельности), «Веселый музыкант» (музыкальный руководитель). Подготовка материалов для каждого этапа.

Ход игры.

1. Вступительное слово ведущей

Искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности. В совершенствовании чувств, в восприятии явлений жизни и природы сквозь призму человеческих отношений.

Общение с произведениями искусства, отражающими действительность, в том числе и сферу человеческих чувств, способствующих формированию эстетического сознания.

В педагогике уже сложилось определение понятия эстетического воспитания как воспитания способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве; как воспитания стремления самому участвовать в создании прекрасного, вносить его элементы в жизнь; как приобщение к художественной деятельности и развитие художественно – творческих способностей.

Художественное воспитания – это так же эстетическое воспитание, но осуществляемое средствами искусства.

Эстетическое – шире художественного, в его задачи входит воспитание эстетического отношения к природе, общественной жизни, труду, быту.

Содержание понятия «эстетическое воспитание» определяет и конкретные его задачи.

По отношению к детям и д/в эти задачи можно сформулировать так:

— систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей.

— приобщать детей к деятельности в области искусства, воспитывать у них привычку вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения.

— закладывать первоначальные основы эстетического вкуса, подводить детей к оценке наиболее доступных явлений.

— развивать художественно – творческие способности детей.

Большой вклад в теорию и практику эстетического воспитания внесли: Н.К.Крупская. Она подчеркнула значение искусства для формирования чувств и мыслей ребенка, указала пути развития творческих способностей детей.

Она уделяла не мало внимания установлению требований к художественным произведениям детей, в частности и детской книжке.

— А.С.Макаренко, Н.Аксарина, Е.Аркин

— Плодотворно разрабатывали вопросы эстетического воспитания С.Т. и В.Н. Шацкие.

2. Анализ анкетирования педагогов «Значение искусства в эстетической воспитании»

Анкета для педагогов.

Значение искусства в эстетическом воспитании.

Просим Вас ответить на следующие вопросы.

ü С какой целью Вы посещаете выставки, картинные галереи?

— Для повышения эрудиции в области искусства,

— Это доставляет мне удовольствие,

— Интересуюсь жизнью и культурой других народов,

— Не посещаю, считая это пустой тратой времени.

ü Назовите известный Вам русских и зарубежных художников.

ü Назовите известных Вам художников нашего региона.

ü Используете ли Вы на занятиях познавательного цикла произведения живописи? С какой целью?

— Для иллюстрирования литературного произведения,

— Для создания образа той или иной эпохи,

— Для ознакомления с русским бытом,

ü Что Вы понимаете под термином «музыкальный образ»

— отражение в музыке реальных событий,

— отражение в музыке чувств человека,

— передача средствами музыки абстрактных образцов.

— передача впечатлений человека о действительности.

ü Назовите композиторов, чьи произведения Вам больше всего нравятся.

ü Посещение театра для Вас:

— средство расширения кругозора,

— наслаждение театральным действием, игрой актеров,

— встреча с любимыми актерами,

ü Укажите формы театрализованной деятельности, которыми Вы пользуетесь в работе

— инсценировки по мотивам литературных произведений,

— чтение по ролям,

Тестовые задания.

Знакомим дошкольников с искусством.

1. В какой раздел программы «Радуга» входит ознакомление

a) Моральное развитие

b) Познавательное развитие

c) Изобразительная деятельность

2. Что прежде всего необходимо для успешного восприятия произведений искусства

a) Сформированное сенсорное восприятие

b) Определенный уровень знаний

c) Внимание, память

3. Основное средство эстетического воспитания – это:

a) Игровая деятельность

c) Специально организованное наблюдение, беседа, продуктивная деятельность

4. С какой возрастной группы проводится «Полочка красоты»

b) Со средней гр.,

c) Со старшей гр.

5. Основные методы ознакомления дошкольников с искусством

6. Изначально предметы народного декоративно – прикладного искусства использовались:

c) Для декоративного оформления интерьера, одежды

7. Основные места, где представлены изделия народных мастеров.

a) Выставки и музеи

b) Детские образовательные учреждения

c) Народные гуляния, ярмарки

8. Что такое скульптура, архитектура, живопись.

a) Виды искусства

b) Жанры искусства

c) Направления искусства.

3. Дидактическая игра «Сложи картинку»

Все участники получают по одной карточке с фрагментом изображения предмета декоративно – прикладного искусства (Гжель или Хохлома). Задача педагогов – сложить изображение. Таким образом образуются две команды. Каждая команда придумывает название и девиз, соответствующий тематике игры.

Целевая установка для проведения деловой игры:

— каждая команда проходит все этапы игры,

— результаты выполнения заданий оцениваются по пятибалльной системе.

Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

4. Представление команд.

Следование команд по маршрутам.

«Угадайка»

Педагоги получают карточки с вопросами и вариантами ответов на них, позволяющими выявить знания средств, методов и приемов эстетического воспитания дошкольников. Участники должны отметить в карточках варианты своих ответов. Время выполнения 5 минут.

«Эрудит»

Каждый участник получает карточку, на которой записан тот или иной термин, принятый в художественно – эстетической деятельности. Задача педагога – объяснить смысловое значение слова. Допускается помощь команды. Оцениваются грамотность ответов. Полнота раскрытия определения. Время для обдумывания 3 минуты.

«Раздумье»

Решение пед. ситуаций.

Задание выполняется всей командой, время выполнения 3 минуты.

«Слабое звено»

Каждой команде предлагается определить автора и название произведения живописи, используемого на занятиях по ознакомлению с искусством в той или иной группе. Время выполнения 3 минуты.

«Умелец»

Используя, предложенные изобразительные материалы и инструменты (фломастеры, цветная и белая бумага, картон, клей, ножницы) каждый участник должен изготовить и презентовать пригласительный билет на день открытых дверей, посвященный теме «Искусство в жизни ребенка»

Оценивается качество изготовления, оригинальность оформления, отражение тематики, творческий подход при проведении презентации. Время выполнения 10 минут.

«Веселые музыканты»

Члены каждой комнаты составляют оркестр и исполняют на музыкальных инструментах фрагменты мелодий (по выбору музыкального руководителя)

Оцениваются владение инструментами, музыкальность, соблюдение ритмического рисунка пьесы, артистизм. Время выполнения 3 минуты.

Педагогические ситуации.

1. Дошкольникам предложили нарисовать игрушку с натуры, предварительно обследовав её различными способами. Дети первой подгруппы гладили игрушку, уточняли её строение. Дети второй подгруппы рассматривали игрушечную белку и иллюстрации, посвященные жизни этого животного в природе. Будут ли различаться рисунки детей? Обоснуйте свой ответ.

2. Между мамами состоялся разговор

— Как хорошо рисует ваш сын! У моего – одни каракули. Сколько ни говорю, чтобы старался, выходит плохо.

— А вы пробовали его учить?

— Да, я часто усаживаю его за рисование, но у него все равно ни чего не получается. Наверно, нет способностей!

Права ли мама в своих догадках? Дайте совет родителям, желающим развить умения своего ребенка.

3. Детям, живущим в городе, предложили нарисовать дом. Большинство изобразили маленькое квадратное строение с треугольной крышей.

Чем объяснилось однообразие и примитивность рисунков? С какими ошибками, допущенными воспитателем, это связано?

4. Папа купил сыну (2г. 3мес.) цветные карандаши. Мальчик начал рисовать, но ни чего похожего на окружающие предметы не получилось. Мама сказала, что ребенку рисовать еще рано. Но отец вновь и вновь вкладывал в руку малыша карандаш, водил им по бумаге, побуждал назвать получившееся изображение.

Кто из родителей прав и почему?

Проанализируйте поведение отца с точки зрения учения о «зоне ближайшего развития»

«Педсовет – Деловая игра От 28.02.2014 г. Тема: «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников» Цель: Совершенствовать работу в МДОУ по . ».

Педсовет – Деловая игра

Тема: «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников»

Цель: Совершенствовать работу в МДОУ по художественно-эстетическому

Повестка дня:

1. Вступительное слово «Значение художественно-эстетического воспитания в

развитии художественно-творческих способностей дошкольников».

отв: заведующий Сверчкова И.В.

2. Сообщение с использованием презентации «Развитие музыкальнотворческих способностей дошкольников»

отв: муз.руководитель Вердиян И.Д.

3. Сообщение «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников»

отв: воспитатель Субботкина Т.Н.

4. Сообщение из опыта работы «Организация работы по художественноэстетическому воспитанию дошкольников»

отв: воспитатель Султанова Н.Ф.

5. Итоги диагностики творческих способностей дошкольников (старшие группы) отв: педагог-психолог Подпоринова И.К.

6. Итоги взаимопроверки ПРС по художественно-эстетическому воспитанию в разных возрастных группах.

отв: воспитатели групп

7. Итоги тематической проверки «Система работы с дошкольниками по художественно-эстетическому воспитанию». (Справка) отв: ст. воспитатель Кулакова И.А.

8. Деловая игра – «Педагогический пробег» с использованием презентации отв: ст. воспитатель Кулакова И.А.

9. Представление мини — конспекта НОД в игровой форме «Знакомство с творчеством художника, писателя, композитора», «Знакомство с народной игрушкой»

отв: воспитатели групп, муз.руководитель

10. Обсуждение проекта решения.

Значение художественно-эстетического воспитания в развитии художестенно-торческих способнотей дошкольников»

«Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

/В. А. Сухомлинский/ Художественно-эстетическое воспитание Это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.

(Д.Б. Лихачёв) Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусст

Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим созданием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.

Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания в ДОУ — создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность.

Задачи художественно-эстетического воспитания:

Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучению детей рисованию, лепке, аппликации, пению, движениям под музыку.

Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность.

Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки; одновременно с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе художественно-эстетического воспитания у них происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.

Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии, творчества ребенка.

Средства художественно-эстетического воспитания:

Предметно-развивающая среда Она оказывает на ребенка воздействие, которое по своей силе и значимости вряд ли может сравниться с другими. Если обстановка эстетична красива, если ребенок видит прекрасные взаимоотношения между людьми, слышит красивую речь, такой ребенок с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а все что отличается от этой нормы, будет вызывать у него неприятие.

Природа Именно в ней можно увидеть основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков, в их сочетании. Сама по себе природа это условие для всестороннего воспитания и развития ребенка. Средством она становится, когда взрослый целенаправленно использует ее воспитательные возможности и делает ее наглядной для ребенка.

Искусство (Изобразительное искусство, музыка, архитектура, литература, театр) Мир музыки особенно привлекателен для ребенка. Еще в утробе матери будущий человек начинает реагировать на музыкальные звуки. Вне всякого сомнения первый вид искусства, который воспринимает ребенок и реагирует на который — это музыка. Влияние музыки на эмоциональную сферу личности бесспорно, поэтому у детей необходимо знакомить с лучшими образцами народной и классической музыки. Не мене важны и изобразительное искусство, знакомство с художниками, их творчеством. Литература писатели, поэты их произведения.

Художественная деятельность (как организованная воспитателем, так и самостоятельная) Воспитание ребенка в деятельности — одна из закономерностей воспитания.

Деятельность, связанная непосредственно с видами искусства художественная деятельность. (Художественный труд, изобразительная деятельность с помощью которой развивается у детей восприятие окружающего мира, природы, произведений изобразительного искусства.

Формируются изобразительные навыки, с помощью которых дети могут передать свои впечатления в продуктивных видах деятельности).

Именно воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок.

Это работа кропотливая, требующая от педагога умения систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребенка красотой, всячески облагораживать его окружение.

Творчество детей проявляется и в составлении рассказов, придумывании стихов, а также в других видах их художественной деятельности. В рисунке, лепке, рассказе, песне ребенок удовлетворяет свою потребность в действенном, образном выражении своих впечатлений. И здесь сначала рождается замысел, а потом средства претворения его в жизнь; дети комбинируют свои впечатления, полученные при восприятии различных произведений искусства. И в этом случае ребенок остается таким же искренним, он не просто копирует увиденное, а передает свое отношение к нему.

Таким образом, в дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. Однако для развития художественнотворческих способностей у детей необходимо их соответствующее обучение. В процессе его они овладевают способами образного выражения и изображения своих замыслов в слове, пении, рисунке, танце, драматизации. Обучение побуждает ребенка к сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные эмоции, развивает способности.

Цель обучения навыкам художественной деятельности заключается не только в том, чтобы дать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов и т. д., но и в том, чтобы вызвать у них интерес и желание самостоятельной творческой деятельности.

Условия реализации задач художественно-эстетического воспитания

• Максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

• Взаимосвязь художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательно-образовательной работой, дающей разнообразную пищу для развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества.

Adblock
detector