Тематический день игр в старшей группе детского сада.
Тематический «День игр и забав» в ДОУ зимой. Старшая группа
Основные задачи:
— предоставить детям максимум возможности для организации самостоятельных игр;
— развить игровые умения, умение вести игровой диалог, социальные навыки.
УТРО
Утренняя гимнастика в форме упражнений из веселых песенок
Если нравится тебе
Если нравится тебе,
То делай так. Дети совершают разнообразные движения.
Если нравится тебе,
То делай так. Повторяют показанное движение.
Если нравится тебе,
То и другим ты покажи.
Если нравится тебе,
То делай так. Повторяют показанное движение.
Движения: щелчки пальцами, хлопки в ладоши, хлопки по коленям, притопы ногами.
Хлопай-топай (музыка Б. Савельева)
Лучше танца «Хлопай-топай»
Ничего на свете нет!
Только хлопай! Только топай!
Лишь бы выдержал паркет.
Даже взрослые охотно
Стали с нами танцевать!
За такое поведенье
Можно им поставить пять!
Детки все пустились в пляс!
Нет ребят счастливей нас!
Мы танцуем «Хлопай-топай»
Утром, днем и вечером!
Лучший танец — «Хлопай-топай»,
Когда делать нечего.
ДЕНЬ
Организованные игры «Веселая игротека»
1 игра «Самый внимательный»
Цели: развить внимание; научить сдерживать импульсивность. Педагог выбирает двух детей и ставит их перед остальными. Перед детьми на столе лежит приз, который достанется тому, кто будет самым внимательным. Педагог читает стихотворение.
Расскажу я вам рассказ
В полтора десятка фраз.
Лишь скажу я слово «три»,
Приз немедленно бери.
(Приз брать только на слове «три».)
Однажды щуку мы поймали,
Распотрошили. А внутри
Рыбешек мелких увидали.
И не одну, а целых. две.
Когда стихи запомнить хочешь,
Их не зубри до поздней ночи,
А про себя их повтори,
Разок, другой, но лучше. пять.
Мечтает мальчик закаленный
Стать олимпийским чемпионом.
Смотри, на старте не хитри,
А жди команду: «Раз, два. марш!».
Недавно поезд на вокзале
Мне три часа пришлось прождать.
Ну что ж вы приз, друзья, не взяли,
Когда была возможность взять!
2 игра «Где нос, где ухо»
Цель: развить внимание, умение ориентироваться на себе.
Играющие становятся в круг. Водящий идет по кругу и останавливается перед кем-то из детей. Он должен дотронуться до какой-либо части тела и назвать при этом другую, например, дотронуться до своего уха и сказать: «Это мой нос». Играющий должен немедленно показать на свой нос и сказать: «Это мое ухо». Если ответит неправильно, он сменяет водящего.
3 игра «Веселые художники»
Цели: развить внимание, изобразительные умения, точность движений руки; закрепить знание цветов; развить умение видеть целостный образ; составлять его из частей.
Оборудование: две простые картинки, разделенные линиями на 6—8 частей, два квадрата с таким же количеством пустых клеток, пронумерованных цифрами; фломастеры или маркеры.
Дети разбиваются на две команды, им дается задание на скорость нарисовать по очереди по клеточкам предмет. Лучше взять один предмет на две команды.
4 игра «Два Мороза»
Цель: развить ловкость, быстроту движений, умение бегать, внимание.
На противоположных сторонах площадки отмечаются два города. Играющие, разделившись на две группы, располагаются в «городах». В середину площадки становятся братья Морозы: Мороз — Красный нос и Мороз — Синий нос. Они обращаются к играющим со словами:
Мы — два брата молодые,
Два Мороза удалые:
Я — Мороз — Красный нос,
Я — Мороз — Синий нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз!
Дети перебегают из одного города в другой. «Морозы» их ловят. Тот, кого им удается запятнать, считается замороженным. Он остается на том месте, где был пойман, и должен с распростертыми руками преграждать путь играющим при следующих перебежках. Когда замороженных окажется много, игра прекращается.
Прогулка «Веселые эстафеты и соревнования»
1. Чья команда скатает самый большой снежный ком.
2. Выполни упражнение на лыжах в парах, держась за руки или за одну палку (веревочку).
3. «Черепахи» — игра на санках. Дети садятся на санки парой, спиной друг к другу. По команде педагога, отталкиваясь от земли, они должны доехать до финиша (8—10 м).
4. Вылепи фигуру из глыбы снега. Конкурс на самую творческую работу. Можно использовать прием отсекания лишнего снега или дополнения деталей.
5. Снежный бой. Из пустых картонных коробок строится крепость, которую команды должны быстрее разрушить снежками.
6. Кто кого перетянет. Чертится круг диаметром 1 м, вне круга — дети на санках, к которым привязана веревка длиной 3— 4 м, проходящая через центр круга. Дети держатся за санки руками, изо всех сил отталкиваются от земли ногами, стараясь втянуть в круг противника. Браться руками за веревку не разрешается.
Тематический День игр в средней группе ДОУ.
Тематический день в детском саду. Зима. Средняя группа. Тема «Мы играем»
Основные задачи:
— развить игровые умения детей;
— научить вести игровой диалог сообразно роли, взаимодействовать в игре в соответствии с сюжетом, договариваться, следовать игровым правилам;
— осуществить социальное развитие детей в игре;
— доставить радость от совместных со сверстниками и взрослыми игр.
Игровой персонаж: Петрушка — кукла бибабо.
УТРО
Сюрпризный момент
Педагог обращает внимание детей на нарядную ширму, предлагает посмотреть, что за ней. Находит вместе с детьми за ширмой красивую коробку, а в ней — Петрушку.
Надевает его на руку, оживляет. От имени Петрушки приглашает детей в игротеку, где можно играть целый день в разные игры.
Цели: вызвать интерес к предстоящей деятельности; поднять эмоциональный настрой.
Беседа Петрушки с детьми «Давайте познакомимся»
Цели: развить социальные навыки детей, закрепить знания о том, как можно назвать ребенка ласковым именем; развить диалогическую речь детей.
Настольные игры («Домино», «Лото», «Мозаика» и т.п.)
Цели: предоставить детям возможность выбрать игру по желанию; закрепить знание правил игры.
Петрушка вносит большую коробку, в которой самые разнообразные игры (коробка украшена мишурой). Говорит детям, что в игротеке эти игры оставил Дед Мороз, чтобы дети могли наиграться. Предлагает выбрать любимые игры и поиграть в них.
Педагог включается в игры как равный игровой партнер или советчик. От имени Петрушки просит детей рассказать, как надо играть в игру.
Дидактическая игра «Разрезные картинки»
Цели: научить видеть целостный образ в отдельных частях, составлять его, используя зрительное соотнесение; развить аналитико-синтетическое мышление; активизировать словарь.
Оборудование: картинки, разрезанные на 4, 5, 6 частей по горизонтали, вертикали, диагонали.
Петрушка говорит, что злая волшебница заколдовала картинки в игротеке. Они замерзли и раскололись на мелкие кусочки. Предлагает детям согреть кусочки, собрать их и посмотреть, что получится. Дети должны до собирания угадать, что нарисовано на целой картинке.
Утренняя гимнастика (с элементами психогимнастики)
Цели: поднять эмоциональный и мышечный тонус; развить образную выразительность; научить различать свои мышечные ощущения, изменять их сообразно сюжетному образу; развить воображение.
Петрушка предлагает детям отправиться в мультфильм «Следствие ведут Колобки». «Превращает» детей в Колобков.
ДЕНЬ
Дидактическая игра «Поправь Петрушку»
Цели: развить слух, внимание; сформировать навыки правильного произнесения звуков; научить свободно общаться со сверстниками.
Оборудование: Петрушка, мешочек с игрушками, в чьих названиях есть звуки, которые дети часто произносят неправильно (санки, самолет, автобус, зайка, корзинка, козочка, цыпленок, яйцо, чашка, ложка, мишка, машина, мышка, матрешка и др.).
Дети должны научить Петрушку правильно говорить. Для этого они должны внимательно слушать Петрушку, тактично исправлять его ошибки.
Петрушка приносит детям мешочек с подарками, но получат их лишь те, кто будет старательно произносить трудные звуки.
Петрушка вынимает из мешочка игрушки, называет их, нарочно путая звуки, побуждает детей исправлять ошибки. Дети поправляют его, но он вновь коверкает слова. Дети медленно и четко произносят трудные звуки, потом по очереди вместе с Петрушкой делают то же самое. Несколько детей подходят к нему поближе, чтоб научить его правильно произносить звуки. Остальные, закрыв глаза и положив голову на ладони, внимательно слушают. Когда Петрушка правильно выговаривает звук, дети поднимают один пальчик. За внимание дети получают подарки.
Дидактическое упражнение «Варежки»
Цели: закрепить умение ориентироваться в пространстве, знание цвета, формы, понятий «такой же», «одинаковые»; развить речь.
Петрушка не может выйти на улицу, так как у него нет варежек.
Оборудование: одна готовая варежка из бумаги, украшенная аппликацией из геометрических форм разного цвета, другая — чистая, цветные фигуры, клей, кисть.
Правила: на фабрике сделали варежки, но не успели их украсить до конца. Нужно побыстрее завершить работу. Самое главное, чтобы варежки были одинаковые, иначе будет некрасиво.
Игра-путешествие в зимний лес
Цели: развить воображение, выразительность пантомимики; закрепить представления о животных, живущих в лесу.
«Петрушка никогда не был в зимнем лесу».
Игры со снегом
Цели: закрепить знание свойств снега; научить сооружать постройки по заданной теме; использовать для украшения природный материал; проявлять творчество.
Подвижная игра «Воробьи-попрыгунчики»
Цель: развить ловкость, быстроту реакции.
Петрушка обращает внимание на воробьев, которые от холода замерзли. Спрашивает у детей, не хотят ли они погреться. Предлагает поиграть в игру «Воробьи-попрыгунчики».
Чертится круг, вмещающий всех детей. Один из играющих — кот — помещается в центре круга. Остальные — воробышки — становятся за кругом, у самой черты. По сигналу педагога воробышки начинают впрыгивать внутрь круга и выпрыгивать из него, а кот старается поймать кого-либо в тот момент, когда он находится внутри круга. Тот, кого поймали, становится котом, а кот — воробышком.
Усложнение: прыгать на одной ноге.
ВЕЧЕР
Педагог переодевается в Петрушку, выходит к детям и говорит о том, что Петрушке так понравилось играть с детьми в игротеке, что он за день даже вырос и стал не куклой, а живым.
Предлагает детям позабавиться в игротеке, повеселиться.
Игра-забава «Угощение»
Цель: закрепить знания о том, какие звуки издают домашние животные и чем их кормят люди.
Педагог говорит детям, что сейчас они будут артистами, которые изображают животных. Читает стихотворение, а дети хором заканчивают строчки звукоподражанием домашним животным. (Педагог может давать указания на изменение силы голоса.)
Ставлю вилы в огороде,
А баран кричит мне.
Вынес корочку ему,
Кучу сена ей дарю,
А свинья в сарае.
Бросил свеклу ей к ногам,
Никого не пропущу.
Веселые завиральные истории
Цель: развить внимание, чувство юмора.
Петрушка говорит, что знает интересную сказку — «Волк и семеро козлят», но расскажет он ее на новый лад. Дети должны слушать внимательно, и если заметят какое-то изменение, то должны хлопнуть в ладоши или стукнуть каблуками об пол. Кто больше заметит несоответствий, получит приз.
Петрушка. Жила-была коза. И было у нее семеро славных маленьких козлят. Однажды собралась коза пойти из дому, вот и говорит она своим пушистым деткам: «Козлятушки мои, ребятушки, пойду-ка я на пруд, половлю для вас шоколадных рыбок. А вы будьте умными-разумными, ведите себя хорошо, а дверь входную всякому открывайте, кто в нее постучит». «Хорошо, мамочка», — сказали козлята, и только мать за дверь, как они всей гурьбой бросились смотреть телевизор.
— До чего же скучная передача сегодня! — сказал самый маленький котенок. — Обычно «Спокойного утра, крепыши» куда смешнее.
Тут раздался стук в дверь. «Откройте, милые детки! — прохрипел кто-то нежным голосом. — Ваша бабушка пришла, кефира принесла».
«Совсем ты не наша мама, — ответили козлята, — у нашей дочки голосок приятный, как у старой вороны!» Волк в ярости убежал. Но в городе он у одного пекаря купил себе кактус, съел его, и вдруг у волка сделался тоненький голос.
Игра-забава «Ослик-тяжеловоз»
Цели: активизировать движения детей; развить осязание, ориентировку в пространстве; позабавить детей.
Для игры готовятся разные предметы, которые можно прицепить к одежде или надеть на человека, повязка для глаз. Одного из играющих выбирают на роль «ослика». Ему завязывают глаза и водят по комнате. «Ослик» должен одной рукой ощупывать разные предметы, которые ему дают потрогать остальные участники игры, а потом сказать, что это такое. То, что не угадано, прицепляют к одежде «ослика», вешают, надевают. Делают это, пока он не окажется нагруженным с головы до ног. Тогда снимают повязку.
Игра с воздушными шарами или мыльными пузырями
Цели: доставить радость от игры, общения; развить ловкость.
План-конспект занятия (младшая группа) на тему:
Неделя игры и игрушки в младшей, средней и старшей группах.
неделя игры и игрушки в младшей, средней и старшей группах
Предварительный просмотр:
« День сюжетно-ролевых игр».
— развивать игровые умения детей,
— учить вести игровой диалог сообразно роли, взаимодействовать в игре в соответствии с сюжетом, договариваться, следовать
— осуществить социальное развитие детей в игре;
— доставить радость от совместных игр.
Утренняя гимнастика «Красивые сапожки».
Цель: развивать умение выполнять физические упражнения образно, эмоционально, выразительно; формировать чувство ритма и темпа.
Беседа с детьми «Любимая игрушка»
Цель: Учить детей умению описывать игрушку, выделяя его наиболее характерные признаки, развивать воображение, речь ребенка; воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, выслушивать их до конца, проявлять интерес к творчеству сверстников.
Сюжетно-ролевая игра «Поездка в Детский мир»
(с распределением ролей по гендерному принципу: мальчики – шоферы, папа, сын; девочки – мама, дочь, продавец, кондуктор, кассир).
Цель: развивать творческое начало, умение представлять в воображении образы и выразительно их показывать; уметь драматизировать; формировать интерес к совместным со сверстниками играм, самореализовываться в игре; развивать ролевой диалог на основе сюжета.
Игры детей в игровых уголках с любимыми игрушками.
Подвижная игра «Лохматый пес».
Цель: объединить детей в игре; тренировать бег в разных направлениях, учить управлять своим поведением.
Чтение художественной литературы:
Стихи А. Барто «Игрушки» и сказки «Мячик».
Цель: развивать целенаправленное внимание, воображение, эмпатию, воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Сюжетно-ролевая игра «День рождения куклы Кати » (конспект)
Цель: Продолжать обогащать содержание игр, способствовать объединению детей для совместных игр.
Игры детей в игровых уголках с любимыми игрушками.
«День подвижных игр».
— учить детей использовать знакомые подвижные игры в свободной деятельности;
— положительный эмоциональный настрой от совместной деятельности;
— укрепить здоровье детей;
-активизировать имеющиеся знания и умения детей;
— развивать двигательные навыки детей, ловкость.
Утренняя гимнастика в форме упражнений из веселых песенок.
Цель: развитие психомоторных функций, ловкости;
Беседа с детьми о гигиене.
Игра малой подвижности «Предмет и действие» (Аралова, стр.93) .
Цель: закреплять знания детей о свойствах предметов; способствовать обогащению и расширению словарного запаса детей; совершенствовать речь, мышление, память.
Игра малой подвижности «Что бывает и что не бывает» (Аралова, стр.92).
Цель: закрепить знания детей об окружающем мире; работать над формированием грамматического строя речи; вырабатывать быстроту реакции.
Подвижные игры «Поезд» (конспект) , «Мышеловка», «Жмурки».
Цель: положительный эмоциональный настрой от совместной деятельности; развивать двигательные навыки детей, ловкость.
Подвижные игры «Найди себе пару» ( Степаненкова, стр.50) , , «Мы топаем ногами» ( Степаненкова, стр.48) , «Совушка» (конспект) .
Цель: положительный эмоциональный настрой от совместной деятельности; развивать двигательные навыки детей, ловкость.
Игры детей в игровых уголках с любимыми игрушками.
— Дать детям общее представление о здоровье как ценности, о которой необходимо постоянно заботится;
— Рассказать детям о личной гигиене;
— Воспитывать желание заботится о своем здоровье;
— положительный эмоциональный настрой от совместной деятельности.
Утренняя гимнастика «Красивые сапожки».
Цель: развивать умение выполнять физические упражнения образно, эмоционально, выразительно; формировать чувство ритма и темпа.
Чтение детям художественной литературы «Федорино горе» (Чуковский К.И.)
Беседа с детьми о гигиене . (конспект)
Чтение стихотворения А.Барто «Девочка чумазая»
Сюжетно-ролевая игра «Сделаем кукле Кате красивую прическу», «Катя заболела»
Подвижные игры «Птички» (конспект) , «Салки с домиком»,
Цель: положительный эмоциональный настрой от совместной деятельности; развивать двигательные навыки детей, ловкость.
Чтение детям художественной литературы «Мойдодыр» (Чуковский К.И.)
Дидактическая игра по физическому воспитанию «Ходим – бегаем» (Губанова, стр.110)
Цель: Учить детей распознавать скорость движения и отражать ее в ходьбе и беге; упражнять в правильной ходьбе и беге.
С южетно-ролевая игра «У зубного врача» (Губанова, стр.30)
Игры детей в игровых уголках с любимыми игрушками.
«День театрализованных игр»
Развивать творчество, воображение, монологическую и диалогическую речь, выразительность речи и пантомимики; воспитывать интерес к театрализованным играм.
Утренняя гимнастика «Красивые сапожки».
Цель: развивать умение выполнять физические упражнения образно, эмоционально, выразительно; формировать чувство ритма и темпа.
Показ за ширмой сказки «Волк и семеро козлят»
Игра-ситуация «Кто из нас, из овощей » . (Губанова, стр.47)
Цель: обогащать эмоции детей; вовлекать в импровизацию; учить обсуждать содержание сказки.
Игра-импровизация «Ветер-ветерок » (Губанова, стр.49)
Цель: развивать слуховое внимание и воображение детей; вовлекать в двигательную импровизацию.
Дидактическая игра по развитию речи «Провожаем и встречаем» ( Губанова, стр.114)
Цель: прививать детям навыки вежливого и внимательного обращения с окружающими.
Игры детей в игровых уголках с любимыми игрушками.
«День строительных игр»
Учить детей коллективно возводить постройки, нужные для игры, совместно планировать предстоящую работу.
Утренняя гимнастика «Красивые сапожки».
Цель: развивать умение выполнять физические упражнения образно, эмоционально, выразительно; формировать чувство ритма и темпа.
Игра «Построим забор» (Губанова, стр.126)
Цель: Учить детей анализировать постройку; использовать в ней детали разных цветов; закреплять умения располагать строительный материал вертикально и плотно друг к другу, учить соизмерять высоту и ширину ворот с размерами игрушки.
Подвижная игра «Кто уснул под дубком», «Лягушки».
Игра «Построим сарай для цыплят»
Цель: Учить возводить постройку по образцу, используя дополнительные материалы по своему замыслу.
Предварительный просмотр:
« День сюжетно-ролевых игр».
— развивать игровые умения детей,
— учить вести игровой диалог сообразно роли, взаимодействовать в игре в соответствии с сюжетом, договариваться, следовать
— осуществить социальное развитие детей в игре;
— доставить радость от совместных игр.
Утренняя гимнастика «Красивые сапожки».
Цель: развивать умение выполнять физические упражнения образно, эмоционально, выразительно; формировать чувство ритма и темпа.
Показ презентации «В какие игрушки играли мои бабушки и дедушки» и беседа с детьми на данную тему.
Цель: Учить детей умению описывать игрушку, выделяя его наиболее характерные признаки, развивать воображение, речь ребенка; воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, выслушивать их до конца, проявлять интерес к творчеству сверстников.
Сюжетно-ролевая игра «Поездка в Детский мир»
(с распределением ролей по гендерному принципу: мальчики – шоферы, папа, сын; девочки – мама, дочь, продавец, кондуктор, кассир).
Цель: развивать творческое начало, умение представлять в воображении образы и выразительно их показывать; уметь драматизировать; формировать интерес к совместным со сверстниками играм, самореализовываться в игре; развивать ролевой диалог на основе сюжета.
Игры детей в игровых уголках с любимыми игрушками.
Подвижная игра «Лохматый пес».
Цель: объединить детей в игре; тренировать бег в разных направлениях, учить управлять своим поведением.
Чтение художественной литературы:
Стихи А. Барто «Игрушки» и сказки «Мячик».
Цель: развивать целенаправленное внимание, воображение, эмпатию, воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Сюжетно-ролевая игра «День рождения куклы Кати » (конспект)
Цель: Продолжать обогащать содержание игр, способствовать объединению детей для совместных игр.
Игры детей в игровых уголках с любимыми игрушками.
«День подвижных игр».
— учить детей использовать знакомые подвижные игры в свободной деятельности;
— положительный эмоциональный настрой от совместной деятельности;
— укрепить здоровье детей;
-активизировать имеющиеся знания и умения детей;
— развивать двигательные навыки детей, ловкость.
Утренняя гимнастика в форме упражнений из веселых песенок.
Цель: развитие психомоторных функций, ловкости;
Беседа с детьми о гигиене.
Игра малой подвижности «Предмет и действие» (Аралова, стр.93) .
Цель: закреплять знания детей о свойствах предметов; способствовать обогащению и расширению словарного запаса детей; совершенствовать речь, мышление, память.
Игра малой подвижности «Что бывает и что не бывает» (Аралова, стр.92).
Цель: закрепить знания детей об окружающем мире; работать над формированием грамматического строя речи; вырабатывать быстроту реакции.
Подвижные игры «Поезд» (конспект) , «Мышеловка», «Жмурки».
Цель: положительный эмоциональный настрой от совместной деятельности; развивать двигательные навыки детей, ловкость.
Подвижные игры «Найди себе пару» ( Степаненкова, стр.50) , , «Мы топаем ногами» ( Степаненкова, стр.48) , «Совушка» (конспект) .
Цель: положительный эмоциональный настрой от совместной деятельности; развивать двигательные навыки детей, ловкость.
Игры детей в игровых уголках с любимыми игрушками.
День настольной игры.
Естьвгруппетихийуголок.
Тамтишина. Слышносопенье…
Внемсовершенствуетуменье
Внастольнуюигруигрок!
Интерес к настольным играм был всегда. Вспомните, с какой радостью и вы играли в детстве в морской бой, шашки, шахматы, фанты, монополию и настольный футбол. Вот и в нашем саду 3 августа прошел день посвященный «Дню настольных игр». Даже самые простые настольные игры оказывают полезное влияние на ребенка, развивая зрительную память, внимание, сообразительность, логику, воображение и образное мышление. Игры дарят детям радостные впечатления, удовольствие и, конечно же, пользу. В этот день проводились мероприятия по разучиванию правил новых настольных игр, играли уже в известные игры, а также воспитатели проводили беседы и консультации с родителями о значимости таких игр. Ведь ребенок будет с удовольствием вспоминать о веселом времяпровождении всей семьи. И кто знает, возможно, такие семейные посиделки за очередной увлекательной игрой станут доброй традицией, которая перейдет в последующие поколения.
Дата публикации: 04 августа 2016 г.
Настольно-печатные игры в детском саду.
Наталья Василишин 13.10.2017 2 9.3k
Самый главный вопрос, которым задаются все родители: как подготовить ребёнка к взрослой жизни. Главным помощником в этой работе выступает детский сад, где малыш проводит большую часть своего времени. А значит, работа дошкольного образовательного учреждения и семьи должна быть согласованной. В том числе это касается и таких важных с точки зрения успешности учебно-воспитательного процесса приёмов, как игры. Одним из самых методически востребованных видов деятельности в ДОУ являются настольно-печатные игры.
Цели и задачи настольно-печатных игр
Разновидность основной деятельности дошкольников, направленной на аналитический подход в решении игровой ситуации, представленной в форме наглядного пособия, называется настольно-печатной игрой.
К таким играм относятся:
- мозаики;
- дидактические игры в картинках (например, набор предметов для игры «Третий лишний»);
- складные кубики (в которых общее изображение складывается путём переворачивания граней каждого кубика);
- пазлы;
- лото;
- домино;
- шашки и др.
Настольно-печатные игры — важная часть предметно-развивающей среды в детском саду
Целями введения настольно-печатных игр в образовательный процесс являются:
- закрепление или отработка полученных знаний;
- развитие процессов мышления, внимания, памяти, воображения и речи;
- тренировка усидчивости, дисциплинированности и умения доводить начатое дело до конца;
- воспитание уступчивости, толерантного отношения к партнёрам, а также умения сотрудничать.
Для реализации поставленных целей необходимо систематически решать следующие задачи:
- закреплять знания о предметах, их назначении, видовых различиях;
- учить дошкольников обобщать предметы по существенным признакам и выявлять взаимосвязи между ними, а также составлять из частей целое;
- выявлять интересы детей (например, составление коллективных картин из деталей мозаики, складывание пазлов на ту или иную тему и пр.);
- вырабатывать умение играть микрогруппами (дети играют парами, в тройках, но если в группе много участников, им становится сложно определиться со своей ролью в коллективе — начинаются выяснения отношений и ссоры);
- формировать навык выбора партнёров по игре (по темпераменту, по настроению и т. д., а не только по внешности);
- методически грамотно выстраивать систему взаимодействия ребят (воспитатель исполняет роль направляющего игровой процесс, но не руководителя);
- поощрять самостоятельность малышей.
Это интересно. Учёные доказали, что устройство мозга человека в детском возрасте позволяет ничего не забыть, а отложить в своеобразный «портфель». Со временем все проигранные ситуации закрепятся, усвоятся и войдут в привычку поведения малыша.
Наглядный материал
Визуализация — это один из главных принципов игровой деятельности и всего образовательного процесса в детском саду. Для осуществления этой работы необходимы опредёленные наглядные средства. Другими словами, для создания рисунка из мозаики нужна его схема, а для составления картинки из пазлов — цельное изображение в роли подсказки.
С опорой на визуальное восприятие информации связаны такие игры, как:
- сюжетные или символические картинки, изображения для развития речи, усвоения азов математики, ознакомления с миром вещей и природой и т.п.;
- пазлы (в том числе и объёмные);
- наборы лото и домино;
- кубики;
- мозаики;
- «бродилки» с фишками и игральным кубиком.
Пазлы могут быть различной формы, но важно, чтобы каждый ребёнок получил отдельный комплект
Это интересно. Простые пазлы можно сделать и своими руками. Достаточно разрезать на несколько неровных частей открытки с сюжетом, понятным всем.
Чтобы не доводить до истерик, сразу оговорите, что у каждого ребёнка будет свой набор реквизита, например, отдельный пазл. Если малыши такие игрушки видят впервые, то нужно дать им время познакомиться, а уже затем переходить к игре. Учтите, что в младших группах детям важен сам процесс складывания, так что картинка должна быть одинаковой — тогда слёз не будет. В старших группах можно давать каждому воспитаннику свой пазл, а картинки разные. Если время позволяет, то включите в игру этап обмена деталями: так малыши смогут складывать разные сюжеты, а тренировка моторики и мышления окажется более продуктивной.
Ещё один важный момент. Для некоторых игр, например, лото, домино, предполагается наличие одного комплекта на определённое количество игроков. Но в группе может быть больше детей. В этом случае стоит озаботиться приобретением не одного, а двух наборов. И делить игральные фишки (или другие материалы игры) поровну.
Если Вам интересно узнать о полной классификации игра для детей в детском саду, читайте нашу статью — Основные виды игр в детском саду и их темы.