Дид игры ясли

Дидактические игры для детей 4-6 лет: значение, виды и примеры.

Дидактическая игра – это прекрасный пример того, как в опытных руках взрослого игровой процесс превращается в обучающий. Во время увлекательного занятия малыши 4-6 лет расширяют круг своих знаний, развиваются интеллектуально и личностно. Занятия в игровой форме являются обязательным пунктом в распорядке дня любого дошкольного учреждения. Если же дошкольник находится на домашнем режиме, его родителям важно знать, каковы же особенности дидактических игр и как организовать обучающий игровой процесс дома.

Значение дидактических игр в развитии дошкольника

Дидактическая (обучающая) игра – это особенно важный вид деятельности ребенка, в процессе которого он получает новые знания и совершенствует полученные ранее. По сути, эта игра является наиболее эффективным методом обучения дошкольника. Она редко возникает спонтанно. Ее инициатором чаще всего становится взрослый. Чтобы организовать обучающий игровой процесс, ему необходимо заранее подготовится.

Полноценная обучающая игра впервые возможна именно с детьми дошкольного возраста потому, что:

  1. У малышей данной возрастной группы внимание уже достаточно устойчиво. Игровой процесс может длиться примерно 20 минут, а в случае крайней заинтересованности ребенка – еще дольше.
  2. В возрасте 4-6 лет у ребенка совершенствуется сенсорное восприятие и образное мышление, он полностью готов к обучению.
  3. Словарный запас у дошкольников уже достаточно большой, они изъясняются практически без проблем.
  4. У дошкольников уже можно рассмотреть способности к тем или иным видам деятельности. Тот или иной вид обучающей игры может быть направлен на развитие этих способностей.
  5. Четырех- и шестилетки уже могут следовать правилам игры, последовательно выполнять действия. Обязательное наличие правил и четкого плана – одна из особенностей обучающей игры.

Используя тот или иной вид дидактической игры, взрослые развивают у дошкольника:

  • сенсорное восприятие;
  • моторику;
  • речь;
  • мышление логическое и образное;
  • память;
  • воображение;
  • пространственное и временное восприятие;
  • усидчивость;
  • любознательность.

Целью дидактической игры может быть расширение круга знаний о природе, свойствах и предназначении предметов, тех или иных явления окружающего мира, правилах поведения, прочее.

Такой вид игровой деятельности имеет четыре обязательные составляющие: цель, правила, определенные действия участников и результат. Поэтому они не только организовываются взрослым, но и проходят в его присутствии.

Особенности выбора дидактических игр

Часто обучающая игровая деятельность не требует специального инвентаря или каких-то определенных игрушек. Организуя ее, взрослый может использовать все то, что есть у него под рукой.

Отдельное внимание следует уделить настольно-печатным играм. Обычно, они тематические. Выбирая покупной набор или книжное пособие, намереваясь сделать его самому, следует уделить особое внимание темам, актуальным для детей дошкольного возраста. Такими могут быть:

  • погода;
  • природа;
  • животный и растительный мир;
  • правое-левое;
  • режим дня;
  • этикет;
  • счет;
  • алфавит;
  • другое.

Виды дидактических игр с примерами

Так как обучающая игра – это довольно сложное педагогическое явление, существует большое количество критериев, по которым ее классифицируют.

Например, по количеству участников она может быть:

А по цели проведения:

  • направленной на развитие речи;
  • творческой;
  • воспитательной;
  • математической;
  • логической;
  • прочее.

Общепринятой же в педагогике является следующая классификация:

1. Дидактические предметные игры

Этот вид игр предназначен для совершенствования моторики, тактильного, зрительного, слухового восприятия ребенка 4-6 лет. Манипулируя игрушками, другими предметами, дошкольник развивает творческие способности, воображение. В процессе игры он общается с другими ее участниками, взрослыми и детьми.

«Учим материалы»

Цель игры: научить ребенка зрительно и на ощупь определять, из какого материала сделан предмет, группировать предметы по общему признаку, развивать речь, внимание и наблюдательность дошкольника.
Игровой инвентарь: небольшие предметы и игрушки, изготовленные из различных материалов (пластик, резина, дерево, стекло, металл).
Ход игры:
Перед ребенком ставят корзину, в которую сложены предметы и игрушки. Малышу предлагается по очереди доставать предметы, осматривать и ощупывать их. Основываясь на своих ощущениях, ребенок должен сказать, из какого материала изготовлен предмет. Можно попросить его рассказать, почему он решил именно так. Далее, малыш достает, описывает и откладывает предметы так, чтобы в каждой из кучек они были из одного материала.
Если в игру играет несколько детей, можно организовать что-то типа эстафеты: выставить перед участниками корзины с одинаковыми количеством предметов. По команде дети должны будут рассортировать их по материалу. Выигрывает тот, кто первым сделает это правильно.

«Все наоборот»

Цель игры: развитие крупной моторики дошкольника, расширение его словарного запаса и совершенствование речи.
Игровой инвентарь: мяч.
Ход игры:
В такую игру лучше играть втроем или небольшой группой (до 5 человек).
Среди участника выбирают ведущего. Он становится напротив остальных игроков и бросает им мяч по очереди. При этом он называет слово — прилагательное, а тот, кто ловит мяч, должен сказать антоним к этому слову.
Например:
холодный – горячий;
высокий – низкий;
большой — маленький;
добрый – злой;
тяжелый – легкий.

Если кто-то из участников ошибается, он выбывает из игры. Последний участник, которому удалось не выбыть из игры, становится ведущим.

2. Настольно-печатные дидактические игры

Предусматривается использование в игровом процессе наглядных пособий: сборников развивающих задачек, карточки, плакаты, макеты, игрушки, прочее. Часто такие пособия изготавливаются собственноручно.

«Фрукты и овощи»

Цель игры: закрепить знания ребенка о фруктах и овощах, научить его группировать предметы по определенному признаку.
Игровой инвентарь: корзинка, тарелки, вырезанные из бумаги фрукты и овощи.
Ход игры:
Карточки с изображениями фруктов и овощей можно купить в магазине, найти в Интернете и распечатать, нарисовать самому.
Бумажный «урожай складывают в корзинку. На столе перед ребенком ставят две тарелки. Малыш должен по очереди доставать карточки из корзины, называть фрукт или овощ, потом класть карточку в тарелку. При этом фрукты должны лежать в одной, овощи — в другой.

«Одевайся по погоде!»

Цель игры: припоминание названий предметов одежды, развитие речи и логического мышление, обучение группированию предметов по определенному признаку.
Игровой инвентарь: картонные карточки (с изображением времен года – большего размера, с изображением предметов одежды – меньшего).
Ход игры:
Если взрослый играет с ребенком дома, он выдает ему большую карточку с зимним, весенним, летним или осенним пейзажем. Рядом с малышом аккуратно разложены маленькие карточки с изображениями предметов одежды. Ребенку предлагается выбрать те из них, которые соответствуют погоде того времени года, которое ему попалось. Например: зима – теплый комбинезон, шапка, шарф, рукавички, сапожки.
Во втором варианте игры можно выложить перед ребенком карточку со временем года и несколько карточек с предметами одежды, одна из которых неправильная. Например: Лето: платье, босоножки, шортики, носочки, шапка с бубоном. Малыш должен найти и убрать лишнюю.

3. Словесные обучающие игры

Они направлены на развитие внимания, памяти и припоминания. Играя в такие, ребенок совершенствует речь, учится связно изъясняться.

«Придумай загадку»

Цель игры: развитие речи и коммуникативных способностей ребенка дошкольного возраста.
Игровой инвентарь: карточки с изображениями предметов.
Ход игры:
Игра получается очень увлекательной. В ней могут принять участие 3-10 человек. Можно придумывать загадки и дома, вместе с одним малышом.
Дети садятся на коврик, диван или стульчики. Первый из них подходит к взрослому и получает карточку. Малыш никому не должен ее показывать. Он становится перед другими играющими и описывает изображенный на карточке предмет. При этом он не должен назвать его.
Например:

  • кукла — игрушка, красивая, с бантиком, в платье, для девочек, так далее;
  • мяч – круглый, резиновый, играют на улице, так далее;
  • волк – хищный, злой, серый, живет в лесу или зоопарке.

Дети должны угадать и назвать описываемый предмет.

«Ассоциации»

Цель игры: активизация словарного запаса.
Игровой инвентарь: Мяч, кегля, флажок, мягкая игрушка на выбор.
Ход игры:
Если участников двое (взрослый и ребенок), они становятся друг напротив друга. Если их больше – они становятся в круг. Первый участник держит в руках мягкую игрушку (мяч, флажок, кеглю, прочее). Он передает ее соседу и называет слово. Сосед должен назвать другое, которое каким-либо образом связанно с предыдущим. И так далее.
Например:
осень – дождь – пасмурно – холодно – мокро;
игра – весело – куклы – машинки – друзья;
садик – воспитатель – няня – тихий час – прогулка.

Дид игры ясли.

Дидактическая игра «Один – много»

Цель: Согласование существительного и числительного И.падежа.

Начать игру со считалки:

Мы сейчас гулять пойдем,

Много нового найдем.

Что увидишь, собери.

Гному Тому подари.

Раз, два, три, четыре, пять –

Дети гуляют по ковру, рассматривая картинки, лежащие на нем. После слов считалки берут с ковра выбранную картинку и кладут в корзинку, сопровождая свои действия словами:

– Вот тебе, Том, много (один) листьев.

Дидактическая игра «Лево – право»

Цель: Ориентировка относительно себя.

Дети показывают названные по ходу слов игры части тела.

Это – левая рука.

Это – правая рука.

Это – левая нога.

Это – правая нога.

Ушко левое у нас.

Ушко правое у нас.

А вот это левый глаз.

прикрыть глаза ладошками

А вот это правый глаз.

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

Цель: Согласование прилагательных и существительных в роде.

Воспитатель предлагает детям подобрать предметы к признакам.

— Про что можно сказать длинный, короткая, большое, высокие…

Дидактическая игра «Наведем порядок»

Цель: Сравнение величины предметов.

Расположи предметы в порядке убывания (увеличения) величины (предметы различаются по длине, либо ширине, высоте).

Дидактическая игра «Возьми столько же»

Цель: Закрепить счет, отсчет, сравнение количества.

Возьми столько же предметов, сколько у меня. Сколько предметов ты взял, посчитай.

Дидактическая игра «Какой цифры не стало»

Цель: Закрепить цифры, развивать внимание.

Выстраивается числовой ряд из знакомых чисел. Одно число убирается, когда дети закрыли глаза (ночь). Затем дети рассматривают числовой ряд и называют недостающее число. Аналогично можно играть с геометрическими фигурами, любыми предметами.

Дидактическая игра «Федорка»

Цель: Учить классифицировать предметы.

Подбираются пары похожих предметов, отличающихся по какому-либо признаку, один предмет без пары – «федорка». Пример: кубик зеленый и красный кубик, ложка деревянная и металлическая ложка… Предметы лежат на столе. Дети подходят по очереди и составляют пары предметов, объясняя свой выбор.

Дидактическая игра «Что изменилось»

Цель: Отработка употребления предлогов, геометрических форм.

Оборудование: Для игры потребуется корзиночка, геометрические формы, известные детям.

Назови фигуры. Где лежит треугольник. «Ночь». Что изменилось, где теперь треугольник? (В корзине, справа от корзины, под корзиной…)

Дидактическая игра «Будь внимателен»

Цель: Закрепление частей суток, развитие внимания.

Если я скажу правильно, хлопаем в ладоши, если нет – топаем ногами.

Сначала вечер, а потом — ночь.

Мы завтракаем вечером.

Мы гуляем ночью.

После дня наступит вечер….

Дидактическая игра «Рики – Тики»

Цель: Закрепление понятие количество и цифры.

Рики – тики, посмотри,

Сколько пальцев говори (Что за цифра говори).

Из-за спины показываются раскрытые пальцы. Показывают карточку с цифрой.

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Цель: Упражнять в подборе слов – антонимов.

Дидактическая игра «Сначала – потом»

Цель: Упражнять в подборе временных и количественных представлениях.

Сначала весна, а потом….

Сначала день, а потом….

Сначала маленький, а потом…

Сначала 2, а потом…

Сначала 4, а потом….

Сначала яйцо, а потом….

Сначала гусеница, а потом…

Сначала цветочек, а потом…

Дидактическая игра «Один – много»

Цель: Упражнять детей в соотнесение количества с движениями, развивать внимание.

Краткое описание: Если предмет бывает только один –хлопни один раз. Если предметов много – хлопни много раз

Сколько голов у человека?

Сколько рыб в море?

Сколько полосок у зебры?

Сколько хвостов у собаки?

Сколько песчинок на дне реки?

Сколько звездочек на небе?

Сколько листьев на дереве7

Сколько стебельков у цветочка.

Дидактическая игра «Катится – не катится»

Цель: Упражнять в определении формы предмета. Свойства фигур.

Хлопни, если названный предмет катится, топни – если не катится:

Арбуз, кубик, книга, колесо, карандаш, банка, морковка, листочек, апельсин, домик, мяч…

Подвижная игра «Найди свой домик»

Цель: Развитие геометрических навыков.

На ковре лежат геометрические фигуры, это – домики. У детей в руках карточки геометрического лото, это – адреса. Пока звучит музыка, дети двигаются по ковру, по сигналу – находят свой домик. В одном доме может быть один или несколько жильцов.

Подвижная игра «Переправа»

Цель: Закрепление порядковых чисел.

Пройди по «камушкам» в указанном цифрами порядке, не «промочив» ног (не перепутав цифр).

Подвижная игра «Что мы делали — покажем»

Цель: Закрепление частей суток, развитие внимания.

Один, два, три – что утром (днем) делал – покажи. Дети выполняют загаданное действие, а воспитатель разгадывает.

Подвижная игра «Сосчитай правильно»

Цель: Упражнять в счете и отсчете движений.

Один, два, три, четыре, пять –

Начал заинька скакать.

Прыгать (хлопать, топать…) заинька горазд,

Он подпрыгнул … раз.

Подвижная игра «Куда пойдешь и что найдешь»

Цель: Упражнять в ориентировке в пространстве

Чтобы не погасло.

Прямо пойдешь – куклу найдешь.

Методические указания: Игрушки прячутся в группе заранее так, чтобы ребенок мог их легко найти, идя в заданном направлении.

Картотека дидактических игр.

Картотека дидактических игр.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

В ходе игры у ребенка развивается произвольное внимание, наблюдательность, закрепляются знания о качестве игрушек, желание играть с ними, пробуждается интерес к процессу игры, формируется бережное отношение к ним, а также понимание, что с игрушками можно играть по-разному.

Дидактические игры полезны и для умственного развития ребенка.

С помощью игр на сравнение предметов, дети быстрее овладевают умением находить признаки различия и сходства предметов.

Очень интересны для детей словесные игры. Играя со словом, дети учатся общению, овладевают правилами поведения. Кроме того они развивают ум, речь, чувство юмора.

Для поддержания у ребенка положительного эмоционального настроя необходимо пребывание его среди других детей, чтобы иметь друзей, хороших товарищей, в этом большую помощь окажут дидактические игры.

Продуманное содержание, целенаправленное определение дидактической задачи, игровых правил и действий будут способствовать воспитанию детей дошкольного возраста.

п/п

Дидактические игры в детском саду.


Наиболее оптимальной и доступной формой обучения маленьких детей дошкольного возраста являются дидактические игры. Любая дидактическая игра состоит из нескольких элементов: в первую очередь, это дидактическая задача (они отличаются по своей сложности, в зависимости от возрастной группы малышей), правила и непосредственно игровые действия, направленные на выполнение конечной цели, то есть той самой задачи.

Организация учебного процесса в дошкольном учебном учреждении подразумевает правильный подбор дидактических игр, чтобы поставленные перед малышами задачи были выполнимыми, но при этом требовали напряжения умственных сил, способствовали развитию и самоорганизации.

Дидактические игры в младшей группе

Не меньшую роль в обучающем процессе представляют дидактических игры для младшей и ясельной группы, потому как в 2-3 года детки уже более активно продолжают свое знакомство с окружающим миром и самыми простыми понятиями. Стоит отметить, что игровые действия в этом возрасте очень просты. К примеру, можно привлечь крох к «сбору урожая» и разложить по разным корзинкам овощи и фрукты разной величины. Или собрать разноцветные мячики в коробку такого же цвета.

Кроме того, ранее знакомство с дидактическими играми способствует приобретению навыков игры в коллективе и соблюдения определенных правил.

Примерами игр в младшей группе могут послужить: «Кто как кричит?», «Дикие и домашние животные», «Лото», «Угадай игрушку».

Дидактические игры в средней группе

Дидактические игры в детском саду для ребятишек в 3-4 года ориентированы на формирование способностей устанавливать простые связи между окружающими предметами, а также расширение словарного запаса. Картотека дидактических игр в средней группе должна включать в себя занятия, которые знакомят дошкольников с элементарными понятиями, такими как форма, цвет, вес, материал из которого изготовлен предмет, размер. В процессе игры детки закрепляют приобретенные знания, учатся классифицировать предметы.

С малышами средней группы можно играть в такие игры, как: «Найди отличия», «Что в коробке?», «Съедобное-несъедобное», «Кто где живет?».

Дидактические игры в подготовительной группе

Дидактические игры для деток 5-6 лет ставят перед малышами более сложные задачи и подразумевают более сложные взаимоотношения между участниками игровых действий. Многие игры для мальчиков и девочек-дошкольников представлены в виде соревнований, которые имеют огромное значение в становлении дружеских взаимоотношений, учат справедливости, взаимопомощи. В подготовительной группе много информации деткам преподносят посредством обычных занятий, в то время как с помощью игр усвоенный материал лишь закрепляют.


Игры в подготовительной группе уже более сложные и серьезные: «Зимующие и перелетные птицы», «Летает, прыгает, плавает», «Повторяй за мной», «Срисовывание по клеточкам».

Тем не менее, каким бы увлекательным и познавательным не оказался игровой процесс, нужно помнить, что по своей продолжительности игра не должна превышать 15-20 минут. При этом воспитатели должны учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, подбирая задания, таким образом, чтоб каждый малыш смог получить умственное и моральное удовлетворение.

Adblock
detector