Дидактические игры по математике в доу

Использование дидактических игр по математике в работе воспитателя детского сада.


Как известно, игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. В дошкольной педагогике игры рассматриваются не только как средство учебно-воспитательной работы, но и как самостоятельная форма организации жизни и деятельности детей. В обучении дошкольников счету играм принадлежит значительная роль. Они систематически применяются в процессе занятий, а также как самостоятельная деятельность. Кроме того, они проводятся в часы досуга детей.

При обучении детей счету игры используются в определенной связи с дидактическими упражнениями. Дело в том, что на учебном этапе, когда детям подаются новые знания, требуется большая регламентация действий каждого ребенка по сравнению с последующим этапом — закреплением знаний и навыков. Именно дидактические упражнения позволяют обеспечить наибольшую регламентацию действий детей.

Дидактические же игры не всегда способствуют этому, благодаря их динамичности. Исходя из этих соображений, рекомендуем в начале обучения применять дидактические упражнения, а в дальнейшем с целью закрепления и углубления знаний проводить дидактические игры.

На занятиях с детьми 4-го года жизни одна дидактическая игра может полностью определить их содержание, когда речь идет об укреплении полученных знаний и навыков счета. С детьми 5-го, 6-го, 7-го года занятия усложняются, по структуре, и поэтому, как правило, в них дидактические игры сочетаются с дидактическими упражнениями. Постепенно вес дидактических упражнений на занятии растет в каждом следующем году, но необходимо также обеспечивать время для игр.

Опыт нас убедил, что в средней, старшей и подготовительной группах надо обязательно проводить игры на занятиях по математике. Известно, что восприятие нового материала требует сосредоточенного внимания, поэтому он, конечно, подается в начале занятий. В дальнейшем ходе занятий повторяется пройденный материал. Это в значительной степени определяет дидактические упражнения и игры на занятиях по обучению счету. Если упражнения связаны с изучением нового программного материала, их следует проводить на занятии раньше, чем игры на закрепление проработанного материала.

Нами будут представлены различные игры на математике: дидактические, игры-драматизации, подвижные игры с элементами счета. В скобках указаны номера типовых игр. Размещение по этому принципу облегчит практическим работникам ДОУ отбор игр для отдельных занятий, а также для самостоятельной деятельности. Соблюден и возрастной принцип, но надо признать, что распределение игр по возрасту детей очень условно. Некоторые игры, предлагаемые для определенного возраста, могут быть применены и в работе с детьми следующих возрастных групп при условии соответствующего осложнения (увеличение цифр, ужесточение правил, применение цифр и т.д.).

Игры по обучению счету для детей 4-го года жизни

Дидактические игры по математике для детей 5 года жизни

Дидактическая игра по математике для старших дошкольников «Веселый счет».

Авторская дидактическая игра «Веселый счет»
(старший дошкольный возраст).

Группы в детском саду:
подготовительная группа
старшая группа

Цель: Формировать представление о числе и количестве, упражнять детей в количественном счёте по заданному числу, закреплять счёт в пределах 10, называть соседние числа, расширять объем словаря, развивать зрительное восприятие, совершенствовать тактильные ощущения.

Материал: Картонные полоски и листики с наклеенными кружками от 1 до 10, картонные бабочки.

Описание игры.

Вариант № 1 – «Подбери по счету»

Взрослый просит ребёнка выбрать полоску с кружками. Вместе считают количество кружков и называют соответствующее число. Затем взрослый предлагает: «Подбери листочек с таким же количеством кружков». Ребёнок находит и накладывает полоску на листочек и зрительно сравнивает количество кружков на полоске и листочке. При этом ребёнок проговаривает число.

Вариант №2 – «Подбери по количеству»

Раскладываем на столе картонные бабочки и листочки с наклеенными кружками в количестве 10 штук. Взрослый задает вопрос: «Посчитайте сколько на столе бабочек?» Если ребенок затрудняется, то взрослый считает с ним вместе. Взрослый предлагает ребенку найти листочек с заданным количеством кружков. Например: « Найди листочек с пятью кружками». Ребенок находит соответствующий листочек. Взрослый предлагает ребенку: «Посади на листочек столько бабочек, сколько кружков на листочке». При этом ребёнок проговаривает число.

Вариант № 3 – «Плюс 1»

Этот вариант для детей, которые хорошо справились с вариантом № 1 и № 2.

Взрослый предлагает ребенку: «Найди желтую полоску с тремя кружками». Ребенок находит соответствующую полоску. Взрослый вместе с ребенком считает кружки, затем просит: «Найди листочек, на котором кружков на 1 больше чем на полоске» Взрослый вместе с ребенком проверяет количество кружков на полоске и листочке.

Название: Авторская дидактическая игра «Веселый счет»
Номинация: Детский сад, Развивающие игры , Математические
Автор: Сапрыкина Светлана Александровна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МБДОУ Детский сад № 54 «Веснушки»
Месторасположение: г. Междуреченск, Кемеровская область

Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений в ДОУ.

Автор: Сафтдинова Линария Хатифовна

«Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений в ДОУ»

В период дошкольного детства происходит интенсивное формирование умственных способностей детей — переход от наглядных форм мыслительной деятельности к логическим, от практического мышления – к творческому. В старшем дошкольном возрасте начинается формирование первых форм абстракции, обобщения, простых форм умозаключений. Задача обучения состоит в том, чтобы руководить познанием, направлять процесс усвоения понятий от случайных признаков к существенным.

Работа по формированию элементарных математических представлений, начатая в младшей группе, продолжается в старшей группе. Максимального эффекта при изучении математики можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения, задачи, развлечения. При этом роль не сложного, и в то же время занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности.

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, речи, мышления, развитию творческих способностей направлены на умственное развитие дошкольника в целом. Огромную роль в умственном развитии играет математика. Необходимо отметить благоприятное влияние мелкой моторики на развитие мыслительных способностей. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Из всего многообразия занимательного материала на своих занятиях часто применяю дидактические игры. Основное назначение их – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т.д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей. Дидактическую игру включаю непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач.

Дидактические игры оправдывают в решении задач индивидуальной работы с детьми в свободное от занятий время. Систематическая работа с детьми совершенствует общие умственные способности: логики мысли, рассуждений и действий, смекалки и сообразительности, пространственных представлений.

Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествие во времени

3. Игры на ориентирование в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, детей знакомят с образованием всех чисел в пределах 5(10), путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравниваются две группы предметов, расположенные то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Это делается для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на — нижней. Играя в такие дидактические игры, как «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница?», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей», дети учатся свободно оперировать числами в пределах 5(10) и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как «Задумай число», «Число как тебя зовут?», «Составь табличку», «Составь цифру», «Кто первый назовет, которой игрушки не стало?» и многие другие используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления. Игра «Считай не ошибись!», помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры педагогом задается вопрос, в каком порядке (прямом или обратном) считать. Затем бросается мяч и называется число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Задания повторяются многократно, чтобы дать возможность всем детям принять в ней участие. Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал. Для подкрепления порядкового счета помогают таблицы, со сказочными героями, направляющимися к Вини – Пуху в гости. Кто будет первый? Кто идет второй и т.д. Вторая группа математических игр (игры — путешествие во времени) служит для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета и табличками. Наблюдение проводится несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это делается специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Детям рассказывается о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник – первый, день после окончания недели, вторник — второй день, среда – третий день, четверг — четвертый день, пятница — пятый. После такой беседы предлагаются игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности. Дети с удовольствием играют в игру «Живая неделя». Для игры вызываются к доске пересчитываются по порядку и получают кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с желтым кружочком в руках, обозначающий первый день недели — понедельник и т.д. В дальнейшем, можно использовать следующие игры «Назови скорее», «Дни недели», «Назови пропущенное слово», «Круглый год», «Двенадцать месяцев», которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.

В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Задачей педагога является научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например, справа стоит заяц, слева — пирамида и т.д. Выбирается ребенок и игрушка прячется по отношению к нему (за спину, справа, слева и т.д.). Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие. Для того чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, используются предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например, игра «Найди игрушку», — «Ночью, когда в группе никого не было» — говорится детям, — «к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал, как их можно найти». Затем распечатывается письмо, в котором написано: «Надо встать перед столом воспитателя, пройти 3 шага вправо и т.д. «. Дети выполняют задание, находят игрушку. Затем, задание усложняется — т.е. в письме дается не описание местонахождения игрушки, а только схема. По схеме дети должны определить, где находится спрятанный предмет. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования у детей: «Найди похожую», «Расскажи про свой узор», «Мастерская ковров», «Художник», «Путешествие по комнате» и многие другие игры. Играя, дети учатся употреблять слова для обозначения положения предметов.

4 группа . Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивается: «Какая фигура у дна тарелки?» (у крышки стола, у листа бумаги т.д.). Проводится игра типа «Лото». Детям предлагаются картинки (по 3-4 шт. на каждого), на которых они отыскивают фигуру, подобную той, которая демонстрируется. Затем, предлагается детям подложить табличку и назвать, что они нашли. Дидактическую игру «Геометрическая мозаика» можно использовать на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей. Перед началом игры дети делятся на две команды в соответствии с уровнем их умений и навыков. Командам даются задания разной сложности. Например:

· Составление изображения предмета из геометрических фигур (работа по готовому расчлененному образцу)

· Работа по условию (собрать фигуру человека, девочка в платье)

· Работа по собственному замыслу.

Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке работы. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент предмета из нескольких фигур. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла. Использование данных дидактических игр способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления.

5 группа . Рассмотрим дидактические игры для развития логического мышления. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Это такие игры как «Найди нестандартную фигуру, чем отличаются?», «Мельница», и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий. Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с такими играми начинается с элементарных заданий на логическое мышление — цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагается продолжить ряд или найти пропущенный элемент. Кроме того, даются задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научатся выполнять такие упражнения, задания для них усложняются. Предлагается выполнить задание, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка. Начинать надо с самых простых головоломок — с палочками, где в ходе решения идут, как правило, трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели. Ежедневные упражнения в составлении геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник) из счетных палочек дает возможность закреплению знаний о формах и видоизменениях. Знакомлю детей со способами пристроения, присоединения, перестроения одной формы из другой. Первые попытки не всегда приводят к положительному результату, но методы «проб и ошибок» приводят к тому, что постепенно количество проб сокращается. Усвоив способ пристроения фигур, дети осваивают способ построения фигур путем деления геометрической фигуры на несколько (четырехугольник или квадрат на два треугольника, на два квадрата). Работая с палочками, дети способны представить возможные пространственные, количественные изменения. Задачи на смекалку различны по степени сложности, характеру преобразования (трансфигурации). Их нельзя решить каким-либо усвоенным ранее способом. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную умственную деятельность, стремясь достичь конечной цели — видоизменить или построить пространственную фигуру. Используя различные дидактические игры в работе с детьми, я убедилась в том, что они дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике. Надо добиваться, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения.

Дидактические игры по математике.

Смиренникова Светлана Николаевна воспитатель,

Бауэр Ольга Николаевна воспитатель 2 категории,

Изосимова Ольга Анатольевна воспитатель

МАОУ «Велижанская СОШ»

Отделение Дошкольного Образования

ü Закреплять навыки счета в решении примеров по картинкам

ü Развивать логическое мышление

ü Развивать математическую память.

Веселая рыбалка

Грибочки

Волшебные пробочки

Игры предназначены для детей дошкольного возраста.

Вы рыбаки, ваш улов в речке, вы должны выловить ту рыбку, где в ответе будет присутствовать ваше число. (например: рыбка с примером 6+1,то эту рыбку выловит ребенок у которого цифра 7,если пример на рыбке 7-1, то эту рыбку выловит ребенок с ответом 6. Если ребенок ошибается, спрашиваем у детей.

Мы грибники, наша задача подобрать к шляпке соответствующую ножку, т.е. посчитать количество предметов на шляпке и подобрать ножку с соответствующей цифрой, а проверить себя можно с помощью пазл.

Волшебные крышечки с наклеенными на них цифрами (от 1-10) и знаками( =,-,+ ) и набор карточек с животными или предметами, или просто картинок. Ребенок выбирает крышечку с цифрой и подбирает карточку с тем же количеством изображений на них, или наоборот берет карточку с предметами,считает их и подбирает крышечку с соответствующим числом, в выделенном месте ставит, а также можно выкладывать порядковый счет, когда ребенок справляется с такими задачами можно усложнить варианты игры. Играя в эту игру, ребенок учиться считать, учить соотносить количество с цифрой, запомнить порядок чисел. К тому интересно само использование крышек в игре.

Презентация на тему: Дидактические игры по математике.

Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников Работу выполнила: Додонова Г. В. Воспитатель МБДОУ д/с №21 «Земляничка»

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. В.А.Сухомлинский.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности

Основная цель НОД по математике Дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а следовательно предсказуем для человека

Особенности игры для дошкольников Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств Все психологические новообразования берут начало в игре Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов

Дидактические игры по формированию математических представлений С цифрами и числами Путешествия во времени На ориентирование в пространстве С геометрическими фигурами На развитие логического мышления

Дидактические игры Игры с предметами Настольно – печатные игры Словесные игры

Игры на обучение детей счету «Какой цифры не стало?» «Сколько?» «Исправь ошибку» «Путаница» «Убираем цифру» «Что изменилось?» «Кто первый назовет?» «Считай – не ошибись» «Которой игрушки не стало?»

Игры – путешествия во времени «Живая неделя» «Наш день» «Когда это бывает?»

Игры на ориентирование в пространстве «Отгадай, кто где стоит?» «Найди похожую» «Расскажи про свой узор» «Художники» «Найди игрушку» «Путешествие по комнате»

Игры с геометрическими фигурами «Чудесный мешочек» «Найди такой же» «Кто больше увидит?» «Посмотри вокруг» «Геометрическая мозаика» «Найди свой домик» «Найди предмет такой же формы» «Угадай, что спрятали»

Игры для развития логического мышления На нахождение пропущенной фигуры Продолжение рядов фигур, знаков На поиск чисел Задачи на видоизменение, преобразование фигур Танграм

Использование дидактических игр в НОД благотворно влияет на усвоение ЭМП у детей и способствует повышению уровня математического развития детей, необходимо углубление и дифференциация индивидуальной работы с каждым ребенком.

Обучая детей в процессе игры, будем стремиться к тому, чтобы радость игр перешла в радость учения! Учение должно быть радостным.

«Расскажи –и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» Конфуций

Adblock
detector