Дидактические игры в доу своими руками

Методическая разработка (старшая группа) на тему:
Мастер-класс «Дидактические игры своими руками».

В мастер-классе представлено описание дидактическ игр , которые можно сделать своими руками, без особых затрат.

Предварительный просмотр:

«Дидактические игры своими руками».

Чеботарева Алла Михайловна

воспитатель 1квалификационной категории

МДОУ «Детский сад №17 с. Пушкарное Белгородской обл, Белгородского р-на»

Цель проведения : использование нетрадиционных способов в изготовлении дидактических игр; поиск новых форм работы и способов применения игровой технологии в дошкольном образовании на основе государственных образовательных стандартов.

Упражнение : «Прилагательное на первую букву имени» .

Цель : знакомство участников группы, снятие тревожности.

Каждый участник называет свое имя и подбирает на первую букву своего имени прилагательное, которое как-то его характеризует, отражает какие-то особенности его характера, его индивидуальности. Например : «Я Марина. Я мудрая»

Игра – это ведущая деятельность дошкольника, оказывающая существенное влияние на развитие всех сторон его психики. В игре формируется произвольности поведения. Подчинение требованию «надо», а не «хочу», когда ребенок начинает учитывать наличие других точек зрения на события и предметы действительности. В игре изменяются и познавательные процессы.

Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Этому виду игры уделено большое внимание, т.к. она развивает активность ребенка. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задач. В этой игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности. Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного воспитания.

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его познавательную и умственную активность.

В дидактической игре формируется познавательная деятельность ребенка, проявляются особенности этой деятельности. В старшем дошкольном возрасте на базе игровых интересов создаются интеллектуальные.

В зависимости от материала дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр.), настольно – печатные игры и словесные игры.

Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомится с ними. Играть в эти игры ребенок начинает в раннем возрасте и не утрачивает своего интереса к ним на протяжении всего дошкольного детства.

Настольно – печатные игры, так же как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение. Содержание настольных игр разнообразно. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель), с животными, птицами, овощами, фруктами, их качествами и свойствами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы (лото «Времена года»), о различных профессиях (игра «Что кому нужно?»).

Наиболее сложны словесные игры: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки. Словесные игры проводятся преимущественно в старших группах и очень важны для подготовки детей к школе, так как требуют и, следовательно, развивают умение внимательно слушать, быстро и четко формулировать свои мысли, применять знания.

Своими руками я изготовила несколько дидактических игр, в которые с увлечением играют дети. Всем желающим я демонстрирую эти игры и даю рекомендации по их изготовлению. Тем более что смастерить их можно из подручного материала.

Если у детей появится «Чудо – шарик» , я уверена, что они будут довольны. Ведь играя такой игрушкой, у детей развивается мелкая моторика и речь; ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления; у него развивается внимание и способность сосредотачиваться. Недаром В. Сухомлинский писал : «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» . Поэтому я рекомендую «Чудо – шарик» для всестороннего развития, к тому же он просто доставит радость и удовольствие ребятам.

Необходимые материалы и инструменты :

воздушный шарик, мука, крупа;

лейка сделана из пластиковой бутылки, или воронка;

нитки, карандаш, фломастер .

Пошаговый процесс изготовления дидактической игрушки «Чудо – шарик» .

1. Надуваем шарик и сдуваем, таким образом, шарик растянется и в него поместиться больше наполнителя.

2. Вставляем горлышко лейки, или воронки в шарик и насыпаем муку, или различную крупу, чтобы мука лучше сыпалась, утрамбовываем ее с помощью обычного карандаша.

Таким образом, делаем до самого конца, пока шарик полностью не заполнится мукой. Наполнять его нужно достаточно плотно, так чтобы совершенно не оставалось пустого места.

3. Наполненный шарик снимаем с воронки и завязываем хвостик на крепкий узел. По желанию резинку можно отрезать ножницами.

4. Осталось только нарисовать рожицу, и приклеить волосики. Если желаете, с помощью клея можно приклеить к шарику шарфик, бантики или сделать из ниток и новогоднего дождика волосы и привязать их к узелку игрушки. В этом деле главное — ваша фантазия.

Пошаговый процесс изготовления дидактической игрушки «Направо или налево»

Цель: развитие умение ориентироваться в пространстве, определять местонахождение предмета словами вверху, внизу, на, слева, справа, посередине, под и т.п.

Развивать внимание, память, умение анализировать.

Пошаговый процесс изготовления дидактической игрушки «Направо или налево».

1. Вырезывать обложки от альбомов, папок для цветного картона, цветной бумаги.

Пошаговый процесс изготовления дидактической игрушки «Геометрический конструктор»

Необходимые материалы и инструменты :

• Салфетки универсальные «Мастер-блеск»

• Трафарет геометрических фигур

Из разноцветных салфеток можно вырезать разнообразные фигурки и делать интересные аппликации, выкладывать узоры, цветы, дома, деревья и т. д.,

Данное пособие поможет:

Развивать у детей мышление, внимание, фантазию, восприятие устной и зрительной информации.

Совершенствовать все виды счёта.

Учить обобщать и сравнивать предметы по величине.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Формировать представления о геометрических фигурах, формах.

Закреплять умение классифицировать предметы по общим качествам

(форме, величине, цвету) .

Развивать речь детей, умение делать простые выводы.

Закрепить и расширить пространственное представление.

«Собери красивые бусы» — дети выбирают разные геометрические фигуры и раскладывают их в определённой последовательности, собирая тем самым бусы.

«Напиши цифры» — воспитатель говорит цифру, а ребенок должен выложить цифру из любых фигур, которые он выберет.

«Напиши букву» — ребенок выкладывает букву.

«Выложи предмет» — ребенок выкладывает, например дом (геометрические фигуры выбирает сам ребенок), затем солнышко и т. д. В последующем можно выложить целую «картину»

«Найди пару», «Найди такую же…» — учить подбирать геометрические фигуры разные по величине, форме, цвету, сравнивать и находить сходства, различия. Развивать наблюдательность.

«Что изменилось?» упражнять в правильном назывании геометрических фигур, развивать зрительную память.

«Подбери фигуру» — закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.

«Три квадрата» — научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний»,

самый большой», «самый маленький».

«Геометрическое лото» — учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому образцу.

«Какие бывают фигуры» — познакомить детей с новыми формами: овалом, прямоугольником, треугольником, давая их в паре с уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал.

«Кому какая форма» — учить детей группировать геометрические фигуры (овалы, круги) по форме, отвлекаясь от цвета, величины.

«Составь предмет» — упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур).

С познавательными играми малыш весело проведёт время, а если включить добрую приятную музыку, то она создаст лёгкую непринуждённую атмосферу. Решая несложные, развивающие игровые задания ребёнок будет радоваться своим результатам и достижениям. А хорошее настроение — это залог успешного развития!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В статье представленны некоторые дидактические игры, которые родители могут изготовить самостоятельно. Предлагается их описание и применение.

Данное пособие поможет воспитателю создать дидактические игры для работы с детьми к разным разделам образовательной деятельности.

Дидактические игры в раннем возрасте развивают усидчивость, внимание, восприятие, цвет. форма, размер.

Данная подборка игр будет интересна как педагогам так и родителям. Все игры выполнены своими руками. Игры направлены на развитие словаря дошкольников, совершенствование грамматической стороны реч.

В данной консультации для родителей представлен практический материал для развития мелкой моторики дошкольников — это игры, которые можно изготовить своими руками из бросового материала: игры с прищеп.

laquo;Игры своими руками для развития мелкой моторики рук детей&raquo.

Мастер – класс на тему «Развитие мелкой моторики через математические игры в младшем дошкольном возрасте» (игры своими руками) Автор: Воспитатель I квалификационной категории Терещенко.

Дидактические карточки и игры.

В этой рубрике собраны карточки и дидактические игры. Выбирайте нужную категорию или тематику дидактических картинок, и скачивайте материалы для занятий с детьми. Обучающие картинки для детей, раздаточный материал, карточки и игры для занятий скачать и распечатать можно по прямым ссылкам, без паролей и смс.

Категории игр и карточек для детей

Тематика дидактических материалов

Посмотреть все обучающие игры и дидактические карточки можно здесь:

Мама, папа, я (карточки с животными и их детенышами)

«Мама, папа, я» — набор дидактических карточек из раздела Картинки с животными для детей. Это игра-ассоциация для малышей от 2-х … Далее →

Учимся рисовать фигуры — рабочая тетрадь

Учимся рисовать фигуры (для дошкольников) – рабочая тетрадь с заданиями, направленными на обучение ребенка точным графическим движениям,

Рисование по клеткам (рабочая тетрадь с заданиями)

Рисование по клеткам, или как ещё говорят графический диктант применяется для развития мелкой моторики, воображения, логического мышления.

Прописи для будущих первоклашек. Рисуем по клеточкам

Родителей малышей интересует: Как помочь будущему первокласснику адаптироваться в школьной среде и развить у него необходимые умения и навыки для дальнейшего обучения? Далее →

Рисуем животных (поэтапное рисование)

Раскраски с поэтапным рисованием. Учимся рисовать животных. Далее →

Четвертый — лишний

Четвертый лишний — развивающая игра для малышей из раздела логика.

Учим слова и предложения — логопедические тетради

Учим слова и предложения — серия логопедических тетрадей для занятий с дошкольниками.

Угадай фрукт — лото для малышей

Игра-лото, в которой детям необходимо угадать ягоды и фрукты.

Дидактические игры в детском саду.

Дидактические пособия — элементы игры и творчества, объективно входящие в увлекательную деятельность малышей. Благодаря …

Лэпбуки про зиму для педагогов дошкольных учреждений. Авторские, интересные работы педагогов детских садов. Содержание: …

Цель игры: закрепление знаний о геометрических фигурах, счёта в пределах 10; развитие музыкальной памяти; …

Дидактические игры — это обучающие занятия в виде занимательной, учебной игровой формы, способствующие быстрому, …

Книжки-малышки для автоматизации звуков Данные материалы разработаны с целью автоматизации различных звуков в игре. …

Цель: Развитие воображения, творческих способностей и мелкой моторики у детей дошкольного возраста, снижение уровня …

Авторские многофункциональные пособия для педагогов дошкольных учреждений. Содержание: Многофункциональное пособие сделанное своими руками для …

Авторское многофункциональное пособие для развития восприятия, памяти, внимании, мышления и речи. Воспитание умения детей …

Содержание: Мастер – класс по изготовлению в ДОУ пособие «Цветик – семицветик» Мастер – …

В последнее время всё большую популярность и любовь у воспитателей и учителей школ набирает …

Цель: развитие зрительного восприятия, моторики, знакомство с цифрами, закрепление названий животных, закрепление представлений о …

Дидактические игры по социализации в детском саду. Цель: расширить кругозор детей о полезных и …

Номинация: электронная дидактическая игра для старшей и подготовительной групп. Цель: развитие у детей правильных …

Авторские психологические игры для детей 5-6-7 лет с использованием многофункционального пособия. Цель: развитие эмотивной …

Номинация: дидактическая игра как средство развития познавательной активности старших дошкольников. Автор: Кукушкина Елена Викторовна …

Пособие «Звуковой домик» предназначен для детей старшего дошкольного возраста, с ОВЗ, использованием здоровьесберегающей технологии …

«В ходе работы с данным пособием, я придумала новые дидактические игры и игровые упражнения. …

Название: Дидактическая игра по экологическому воспитанию для старших дошкольников в детском саду «В гостях …

Многофункциональное дидактическое пособие для развития музыкальных способностей и речевой активности детей дошкольного возраста. Музыкальные …

Название: Игры для детей дошкольного возраста на исследование сформированности познавательных процессов Номинация: Детский сад, …

Название: Дидактическая игра для старшей группы в ДОУ «Придумай загадку» Номинация: Детский сад, …

Дидактическая игра «ДА или НЕТ» для детей старшего дошкольного возраста. Игра подойдет для любого …

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Космос» города Балашова Саратовской области» Дидактическая …

Цель: Развитие внимания, мелкой моторики, памяти, мышления, речи, счета до шести. Задачи: формирование навыка …

Дидактическая игра «Моя мама» Цель: Закрепление имени мамы, дать представление об основных видах …

Данные многофункциональные игровые пособия для серии авторских дидактических игр. Серия авторских дидактических развивающих игр …

Дидактическая игра: «Птичьи бега» Краткое описание: интегрированная игра для расширения словарного запаса по …

Цель мастер-класса – изготовление лэпбука по ПДД для дошкольников 3-4 лет. Задачи: Познакомить педагогов …

Дидактическая игра, несомненно, является незаменимым средством преодоления различных трудностей в умственном развитии детей. Эти …

«ВСЕ ДЕЛО В ЛАПКАХ» Дидактическая игра в подготовительной группе по обучению грамоте ЗАДАЧИ: …

Публикации:
Новое
Конспекты занятий
Сценарии мероприятий
Методические разработки
Саморазвитие
Развивающие игры
Поделки

Группы:
1 группа раннего возраста
2 группа раннего возраста
1 младшая группа
2 младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная группа
Дети с ОВЗ

Интересные категории:
Мастер-классы
Викторины
Конкурсные мероприятия
КВН

Дидактические игры по развитию речи своими руками.

Развивать речь малыша мы можем даже в самом юном возрасте. Кроха может учиться, начиная с самого простого – развития мелкой моторики. Именно за счет нее, ребенок может в более подготовленной форме в итоге изучать новые слова и строить из них более сложные предложения. Развивать речь и мелкую моторику рекомендуется с помощью интересных, познавательных дидактических игр, которые можно сделать своими руками. Рассмотрим некоторые особо актуальные примеры игр, которые рекомендуют воспитатели, психологи и опытные мамочки.

Дидактическая игра по развитию речи с помощью тактильных карточек

Сенсорное восприятие материал во время дидактических игр с малышом дает отличный результат. Наклейте на плотный картон ткани разных фактур и цветов. Можете собрать радугу, можете сделать просто разные цвета. Обыграйте карточки по своему усмотрению.

Задача малыша состоит в том, чтобы беря в руки карточку и трогая ее, они называют цвет и свои ощущения. Ткань может быть бархатистой, жесткого плетения, меховая. Возможно сделать два вида карточек и собирать их как лото. В данном случае все зависит от вас и ваших задач. В любом случае рассказывая про каждую карточку малышу вы сможете разнообразить его речь и восприятие окружающих его предметов.

Для деток постарше вы можете сделать из различных материалов на картоне цифры или буквы. Кстати, именно за счет тактильных карточек буквы и цифры рекомендуют изучать по методике Монтессори. Их можно сделать самим, а можете приобрести готовые наборы. В данной дидактической игре ваш малыш развивает навыки счета, изучает буквы и может искать картинки совмещая их с той буквой, с которой начинаются эти слова.

Игра «Чей малыш?»

Любимая всеми мамами игра, в которой малыш узнает много интересного и развивает свою речь. Это как раз та дидактическая игра составить которую вы сможете как самостоятельно – распечатав или нарисовав картинки интересных вашему малышу животных, так и приобрести недорогие варианты в книжных магазинах. В любом случае даже составляя несколько игр одновременно вы можете привить вашему ребенку внимательность и аккуратность. При разделении на группы животных и птиц, кроха выучит различные названия как мам, так и их малышей. Сможет в дальнейшем их использовать в своих рассказах. В дальнейшем используя эту дидактическую игру вы сможете рассказывать не просто про животных на картинке, но и пояснять среду их обитания, особенности проживания, как эти животные взаимодействуют друг с другом, как малыш может с ними увидится и пообщаться. То есть, кроме развития своей речи, ребенок расширяет еще и свой кругозор.

Развиваем речь по сказке с помощью игрушек созданных своими руками

Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Именно так и происходит. Каждая сказка призвана учить. А если персонажей сказки переложить на дидактическую игру, то ваши занятия с ребенком станут не просто интересными, но и познавательными. Подготовить персонажей вы можете непосредственно под каждую сказку отдельно. А можете нарисовать или вырезать из картона тех, с которыми малыш любит играть больше всего. Речь малыша можно развивать с помощью простых вариантов:

  • Пересказывая сказки с уже известными персонажами. Например, для первых сказок хорошо подходит «Репка», «Теремок», «Колобок». Запоминая последовательность действий, участвующих персонажей – ребенок запоминает и саму сказку. Пересказ ее станет более интересным и с точки зрения развития речи более полезным, если кроха привнесет туда свои мысли и идеи развития событий. Как правило, после того, как малыш очень хорошо запомнил сказку, он начинает вносить в нее свои коррективы, намеренно призывая родителей слушать, потому что теперь никто не знает ее финала. Если ребенок только начинает участвовать в таких дидактических играх, то можете учиться пересказывать с помощью наводящих вопросов, помогая переставлять персонажей сказки в нужно последовательности. Постепенно ваш малыш с удовольствием будет играть в такие сказки.

  • Если при пересказе в дидактической игре в сказку, ребенок может сам выбрать персонажей, то тут мы замечаем не только развитие его речи, но и фантазии. Придумывая свою сказку, малыш может поделиться своими переживаниями и горестями, а также рассказать нам много интересного и удивительного. Ведь его голова еще не забита шаблонными историями, поэтому они могут иметь самый неожиданный поворот и развитие сюжета.
  • С помощью отдельных персонажей вы можете искать из какой сказки он потерялся. Например, вы подготавливаете рисунки со сказками про животных, и ищете в какой из них был зайчик. Когда сказка будет определена, ребенок может воспользоваться дидактическим материалом, чтобы рассказать её.
  • Вариант со сказкой «Карусель». В центре листа изображена иллюстрация к сказке. Она должна быть узнаваема и понятна. К иллюстрации есть отдельные карточки, на которых изображены герои сюжетов. Задача ребенка сводится к тому, чтобы составить последовательность и рассказать сказку, раскладывая персонажей по ходу.
  • «Волшебный сундучок» представляет собой не менее интересную дидактическую игру, в которой в обычную коробку вы складываете разные предметы. В качестве примера хорошо подойдет вариант с осенним урожаем. Например, вы кладете в коробку яблоко. Ребенок через секретный ход, берет это яблоко в руку и описывает свои ощущения. Остальные участники игры должны догадаться, что это. Если играете одни с малышом, то пусть он описывает свои ощущения, а также называет предмет.

Итоги

Какие бы не были ваши финансовые возможности, но для ребенка сделанная совместно игрушка будет иметь большую ценность. Поэтому даже дидактический материал для игры вы можете не только сделать своими руками, но и с помощью него развивать речь, внимательность, аккуратность, память вашего малыша. А проведенное время в совместных занятиях и играх окажут решающую роль на общее развитие.

Фото и видео: свободные источники Интернет

Презентация Дидактические игры своими руками (мелкая моторика).

Описание презентации по отдельным слайдам:

Дидактические игры своими руками.

Игра – это свободная деятельность ребёнка, вносящая в его развитие такой вклад, какой не сможет сравниться ни с чем другим. К.Д. Ушинский

Игры для развития мелкой моторики рук

Настольно — печатные игры

Игры для развития речевого дыхания

Дидактическая игра позволяет повысить восприимчивость детей, учебную деятельность ребёнка и вносит занимательность. А.П. Усова

Спасибо за внимание!

  • Krichko Irina Viktorovna
  • 3521
  • 18.11.2016

Номер материала: ДБ-365905

  • 18.11.2016
  • 312
  • 18.11.2016
  • 182
  • 18.11.2016
  • 257
  • 18.11.2016
  • 736
  • 18.11.2016
  • 526
  • 18.11.2016
  • 868
  • 18.11.2016
  • 875

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Adblock
detector