Доклад на тему дидактические игры в детском саду

Педагогический доклад «Дидактические игры в умственном развитии ребёнка».


Дидактические игры одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений). Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающем.

Использование разнообразных форм методической работы способствует тому, что дидактические игры прочно вошли в жизнь дошкольника, так как в дошкольном возрасте формируется речь ребёнка, в игре дети высказывают своё мнение. Например, в игре»Живое-неживое» дети закрепляют знания по экологии о живой и неживой природе, учатся любить природу, беречь и приумножать её. В своей группе я выращиваю много растений. Дети с удовольствием помогают мне ухаживать за ними, интересуются названиями, уходом, размножением. В работе с растениями дети играют в дидактические игры: «Какого растения не стало», «Найди по описанию».

Игра-это вся жизнь ребенка, где он учится, познаёт мир, развивается. Чтобы эта жизнь была полноценной, интересной стараюсь включать больше сюрпризных моментов.

В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной дидактике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, развлечениям, досугам. Они интересны детям, эмоционально захватывают их.

Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведёт к результату. Детям нравятся игры, где требуется самостоятельное мышление, принятие собственных решений.

Проведение дидактических игр: «Собери разбитый чайник», «Составь картинку», «Что это за животное?», «Забавная мозаика», «Живое-неживое» заставляет ребят думать, проявлять смекалку, тренировать свою память, углублять и расширять знания.

Все дидактические игры направлены на расширение, углубление, систематизацию знаний об окружающем мире, поэтому дидактические игры применяю в течении всего дня, так как в них отражена эмоциональность.

Интерес к окружающему с возрастом возрастает, поэтому со временем игры усложняются. При подготовке к игре, стараюсь использовать различных героев сказки, интересных персонажей,чтобы заинтересовать детей. При подведении итогов отмечаю положительные качества, успехи детей.

В играх с животными больше нравится игра-драматизация. Дети очень любят подражать животным. Эти игры непродолжительны. Основным средством формирования правильной грамматической речи детей являются словесные дидактические игры и упражнения с использованием наглядного материала. Перед игрой всегда рассматриваю фигурки, картинки, игрушки. Правильно называем, напоминаем правила игры, если играют впервые, то знакомимся с персонажами. При затруднении с ответами, помогаю найти правильную грамматическую форму.

Игра не должна быть навязчивой, а свободно выбранной из предложенных игр. К поступлению в школу у детей появляется устойчивый интерес к приобретению знаний. Ведь дидактические игры способствуют развитию сообразительности, наблюдательности, умению применять полученные знания в новой ситуации. Формируют самостоятельность, самооценку своего поведения, оценку поведения своих товарищей, творчество в выполнении поставленных задач. При подведении итогов игры особо отмечаю проявление каждым ребёнком таких социально значимых качеств, как коллективизм, бережное отношение к окружающему, к природе, заботливое и внимательное отношение друг к другу и старшим. Даже самые незначительные проявления этих качеств не должны оставаться без активной поддержки со стороны воспитателя.



Автор: Плотникова Любовь Серафимовна,
воспитатель 1 категории МБОУ «Олинская СОШ»,
с. Оля, Лиманский район, Астраханская область

Статья размещена в авторской редакции

Доклад из личного опыта: «Дидактическая игра как средство обучения детей дошкольного возраста».

Иванна Ткаченко
Доклад из личного опыта: «Дидактическая игра как средство обучения детей дошкольного возраста»

Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: оно является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактическая игра используется при обучении детей родному языку, математике, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: с предметами, природным материалом, игрушками, настольно – печатные и словесные игры.

В дидактических играх широко используются разнообразные предметы. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет упражнять детей в решении определенных дидактических задач, например, отобрать все игрушки, сделанные из дерева, металла, пластмассы, керамики. В играх совершенствуются знания о материале, о предметах, необходимых людям в различных их видах деятельности, которую дети отражают в своих играх.

В нашей группе дети играют и в игры с природным материалом (это листья растений, разнообразные камушки, ракушки). При проведении таких игр, как «Чьи это детки?», «С какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков», «Разложи листочки по убывающей величине», «Составь букет» и др. В эти игры можно играть непосредственно на прогулке.

Некоторые дидактические игры имеют сюжет, требуют разыгрывания ролей. Так в игре «Магазин игрушек» есть продавец и покупатель. В игре «Узнай по голосу» каждый ребенок изображает какое – то животное.

Например: ребенок приходит в магазин и говорит, что хочет купить круглое, сладкое, румяное, сочное, которое выросло на дереве, а продавец угадывает, что это.

Мы еще проводим игры- инсценировки, показ с помощью игрушек небольших сценок, в которых перед детьми ставится дидактическая задача. Так в игре «Что такое хорошо и что такое плохо» состоит в том, что дети показывают сценки из художественных произведений или из жизни, а дети определяют. Кто из действующих лиц поступает хорошо, кто плохо. Часто дети используют эпизоды из рассказов В. Осеевой, эпизоды из жизни группы.

Игры с предметами наиболее доступны детям. Играть в эти игры ребенок начинает в раннем возрасте и не утрачивает своего интереса к ним на протяжении всего дошкольного детства.

Настольно – печатные игры так же, как и игры с предметами основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение. Содержание настольных игр разнообразно. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель, с животными, птицами, овощами, фруктами). Мы играем с детьми в игры о сезонных явлениях в природе (лото «Времена года», «Во саду ли в огороде», «Что растет в лесу», имеются игры о различных профессиях («Что кому нужно для работы»).

В старшей и подготовительной группе дети с интересом играют в игры посложнее — одни изображают действие, нарисованное на картинке, а другие – отгадывают, кто нарисован и что делают там люди. Например, дети играют в баскетбол, пожарные тушат пожар, моряки плывут по морю, строители строят дом и т. д. В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению к творческому поиску в создании необходимого образа.

Наиболее сложны словесные игры: они не связаны с восприятием предмета, в них дети оперируют представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы.

Когда у детей накоплено достаточно представлений о предметах их признаках, можно проводить игры, в которых требуется обобщения. Например, назвать трех диких или домашних животных, три породы деревьев, три вида цветов, вспомнить, что растет на огороде в поле, в лесу.

Некоторые словесные игры для старших дошкольников строятся на соревновании в сообразительности. К таким играм относится народная игра «Фанты». Ведущий произносит слова:

«Нам прислали сто рублей.

Что хотите, то купите

Черный, белый не берите,

После этого задает разные вопросы, стараясь спровоцировать отвечающего. Например: «Что продается в булочной?»«А какой ты больше любишь?» — черный или белый? – «Всякий?». Нашим детям нравятся игры-загадки «Да и нет». Но чтобы отгадать загадку отгадывающий должен задать последовательно несколько вопросов, что является хорошим упражнением логического мышления. Например:

-В комнате есть этот предмет?

Люблю проводить с детьми игру «Похожи – не похожи», очень интересно, как дети доказывают свою точку зрения. Суть игры в том, что играют две команды (или два ребенка). На мольберте две картинки и одна команда доказывает, что предметы похожи, а другая – нет! Примерные пары: собака и пчела, курица и рыбка, аквариум и улей, дерево и цветок и т. д.

— Собака и пчела не похожи: собака большая, а пчела маленькая.

-Они похожи: они оба живые.

-Они не похожи: собака – зверь, а пчела – насекомое.

-Зато и пчела и собака могут укусить и т. д.

Руководство дидактическими играми в младших группах берет на себя воспитатель, он сам играет с детьми, объясняет им правила игры, первый узнает предмет на ощупь, описывает картинки. В старших группах дети до начала игры должны уяснить ее задачу и правила. Но и старшие дети очень любят, когда с ними играет воспитатель. Во многих дидактических играх для старших дошкольников, имеются элементы соревнования: кто- то выигрывает, а кто-то проигрывает. Иногда у детей это вызывает излишнее возбуждение, азарт, обиду. Не следует допускать этого, нужно воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу. Проигравшему ребенку нужно внушить веру в свои силы. Надо научить детей радоваться успехам товарища. Таким образом, в дидактической игре обучение неразрывно связано с воспитанием каждого ребенка и всего детского коллектива. Игра не должна быть навязчивой, а свободно выбранной из предложенных игр. К поступлению в школу у детей появляется устойчивый интерес к приобретению знаний. Ведь дидактические игры способствуют развитию сообразительности, наблюдательности, закреплению и уточнению знаний, активизируют мыслительную деятельность, умению применять полученные знания в новой ситуации.

Дидактическая игра — как средство формирования экологической грамотности детей младшего дошкольного возраста Предлагаю вашему вниманию опыт работы по теме «Дидактическая игра – как средство формирования экологической грамотности детей младшего дошкольного.

Дидактическая игра как средство развития мышления у детей старшего дошкольного возраста «Дидактическая игра как средство развития мышления у детей старшего дошкольного возраста». Игра практически с древних времён является основной.

Дидактическая игра как средство умственного воспитания детей младшего дошкольного возраста В ст. 64 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 года сформулированы цели дошкольного образования:.

Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры.

Дидактическая игра как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Аннотация: в статье раскрыто значение.

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста Подготовил: воспитатель Братчик Е. В. В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достоянием человечества – речью. Этот процесс не происходит.

Дидактическая игра как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста В развитии словаря огромное значение имеют игры с дидактическими и образными игрушками, через которые в памяти детей закрепляется знание.

Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста Работая с детьми, проводя изучение особенностей развития детей, я отметила, что активность детей на занятиях, в повседневной жизни часто.

Народная игра, как средство духовного совершенствования личности детей старшего дошкольного возраста. (из опыта работы) В культуру каждого народа входят созданные им игры. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают.

Выступление из личного опыта «Метод «Сочинение умных историй» как средство развития литературных способностей детей Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики.

Доклад на тему Дидактические игры в изобразительной деятельности.

Доклад на тему:

«Дидактические игры в изобразительной деятельности»

второй квалификационной категории

«Дидактические игры позволяют повысить

восприимчивость детей, разнообразят

учебную деятельность ребенка, вносят

занимательность»

А.А. Усова «Обучение в детском саду»

Игра – самая увлекательная и захватывающая для дошкольника деятельность. Когда он играет, он живет в созданной им, воображаемой ситуации, а реальная обстановка комнаты отступает на задний план. Стулья превращаются в корабль, красная кофта становится флагом, разбросанные вещи – волнами, а СА он капитаном.

Что дает ребенку игра? Она является средством познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но, в то же время, приятная для ребенка деятельность, доставляющая ему удовольствие. Даже препятствия, которые в ней приходится преодолевать, не угнетают ребенка.

Детские игры отличаются большим разнообразием: это подвижные, строительные, творческие, игры-драматизации, дидактические игры.

О дидактических играх в изобразительной деятельности. Именно изобразительная деятельность является наиболее эффективность средством для развития у детей творческих способностей, всестороннего развития ребенка – а это одна из важных задач педагогики.

В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что0то не получилось. Но самое главное, создавая изображение, ребенок преобретает различные знания, углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он начинает осмысливать качество предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учиться их осознанно использовать. Еще в древности заметили, что рисование способствует разностороннему развитию ребенка.

Важнейшим условием творчества является развитие восприятия у детей, формирование разнообразного сенсорного опята. Знания и представления об окружающем педагог формирует целенаправленно. Это специальные наблюдения и рассматривание предмета в ходе дидактических игр. Педагог направляет восприятие ребенка на те, или иные свойства и качества предметов (явлений). Это можно сделать, используя дидактические игры.

В игре педагог может:

Научить ребенка различать геометрические фигуры по форме: «нарисуем фрукты» (банан, яблоко, сливу и т.д.)

В процессе разнообразных дидактических игр дети учатся выделять цвет предметов, называть их оттенки, закрепляют и развивают знания и представления о цвете, у них формируется чувство цвета:

«Покажи такого же цвета» (колечко, фломастер, шарик, кубик и т.д.)

«рисуем море» (подбор оттенков от более светлого к более темному цвету)

«Собери гусеницу» (одна из холодных стран –холодные тона, другая из теплых – теплые тона)

Ребенок учится различать предметы по величине, длине, высоте, ширине, толщине (в изображении деревьев, кустов), используя такие практические действия, как наложение, прикладывание, ощупывание, измерение, группировка предметов по признаку (используются игры-вкладыши с геометрическими фигурами и предметными фигурками).

Благодаря дидактическим играм в повседневности дети учатся воспринимать такие характеристики, как далеко, близко, там, здесь, верх, низ, справа, слева, впереди, сзади, вокруг, в стороне, через движение тела, конечностей, поворотов головы и глаз, через изменение местоположения предмета. (Пейзаж – рассматривание картин).

Дети учатся воспринимать временные характеристики.

Воспринимать позы и движения тела, головы, конечностей. «Фигура замри» (мимика). Рисуем настроение. Какого цвета счастье?

Узнавать предмет по его отдельным свойствам и частям.

В дидактических играх ребенок учится видеть, понимать окружающий мир, переносить увиденное, услышанное в свое творчество, и, наоборот, новые знания и умения переносить в игру. В этом и состоит главная связь между дидактической игрой и изобретательностью.

Дидактическая игра – это иногда «взрыв удивления» детей от восприятия чего-то нового, неизведанного; иногда – «поиск и открытие», и всегда – РАДОСТЬ.

Роль дидактических игр в детском саду..

Автор: Сигаева Ольга Викторовна

Роль дидактических игр в детском саду

Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

В теории и практике дошкольного воспитания существует классификация дидактических игр:

v С игрушками и предметами;

v Настольно- печатные;

В каждой возрастной группе, должны были быть разнообразные дидактические игры. Необходимость подбора разнообразных игр это не означает, что их надо иметь в большом количестве. Обилие дидактических игр и игрушек рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо овладевать дидактическим содержанием и правилами.

Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов:

v Дидактическую задачу

v Игровые действия

Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой НОД. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают её выполнение.

Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный, растительный мир, люди, их быт, труд и т.д.), развитие речи (закрепление правильного звукопроизношения, обогащения словаря, развитие связной речи и мышления). Также могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений.

Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие – это проявление активности детей в игровых целях: катать разноцветные шары, разбирать башенку, собирать матрёшку, перекладывать кубики, отгадывать предметы по описанию, отгадывать, какое изменение произошло с предметами, расставленными на столе, выигрывать соревнование ит.д.

Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые в НОД, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.

Дидактические игры способствуют формированию психических качеств у детей:

Дидактические игры способствуют формированию психических качеств у детей:

Они учат детей применять имеющие знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.

Также дидактические игры способствуют и художественному воспитанию – совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой проникновенной передаче образа.

Многие дидактические подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия (чайная, столовая, кухонная посуда, мебель, одежда, обувь, продукты)

В дидактических играх поведение ребёнка, его действия, взаимоотношения с другими детьми регулируются правилами. Для того чтобы игра действительно служила воспитательным целям, дети должны знать правила и точно им следовать. Особенно важно этому научить детей с младшего возраста. Тогда постепенно дети приучаются действовать в соответствии с правилами и у них формируются умения и навыки поведения в играх.

Сайт для воспитателей детских садов .

Доклад на тему:.

«Игра как показатель развития ребенка».

Игра — это способ познания окружающего мира. Игра увлекает детей и делает их жизнь разнообразнее, богаче. В игре формируются все стороны личности ребенка. Особенно в тех играх, которые создаются самими детьми, дети воспроизводят все то, что видят вокруг себя, в жизни и деятельности взрослых. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Играя, он познает мир, учится общаться и совершенствует физические, интеллектуальные и волевые навыки. В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Ребенок новичок, все для него полно новизны, в игре он делает открытия того, что давно известно взрослым. В игре ребенок осваивает действительность и при правильной организации предметно-развивающей среды в группе необходимо использовать только игрушки и оборудование соответствующее возрастным особенностям детей, каждая игрушка должна быть «жителем» группы, иметь место жительства. Так как игра — средство обучения, детям нужна поддержка в развитии игрового замысла, распределения ролей, и чтобы игра действительно увлекла детей, лично затронула каждого из них, воспитателю надо стать непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми воспитатель вовлекает малышей в совместную деятельность, делает ее важнейшей, значимой для них. Для ребенка игра это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни и добиться разных высот. Хочется сказать несколько слов о творческих играх, ведь творчество это процесс чего-то нового.

Игры — драматизации помогают преодолеть неуверенность, застенчивость и приобрести такие личностные качества, как смелость, уверенность.

Игры соревнования — это испытание для импульсивного ребенка, здесь ребенок должен действовать четко по правилам.

Игры с правилами – хороши тем, что в них четко предусмотрены требования к поведению детей.

Коллективные дидактические игры – помогают развивать у играющих навыки сотрудничества, взаимодействия на основе общих замыслов и познавательных интересов. Участвуя в играх — упрямые, эгоистичные дети постепенно осознают, что успешно решить игровую задачу, получить удовлетворение от игры можно только в бесконфликтном взаимодействии с партнером.

Режиссерские игры – выполняют психотерапевтическую функцию, где ребенок может выплеснуть свою агрессивность «спрятавшись» за куклу — персонаж.

В игре малыш совершает первые открытия, переживает минуты радости – все это способствует развитию воображения, фантазии, творческих способностей, благодаря чему формируется инициативная, пытливая личность. Игра у младших дошкольников в основном возникает в результате попавшего в руки предмета, так как каждый новый предмет – это новая игра. Игровые действия детей младшего возраста еще крайне отрывочны, они не связаны в единое целое. Взрослый помогает приблизиться к первым сюжетно – ролевым играм. Самое главное, не осложнить игру длинными ролями, постараться оживить для ребенка отдельные предметы, вместе придумать, во что с ним можно поиграть и обязательно участвовать в игре. Педагог должен научить ребенка использовать предметы заместители для того, чтобы он мог перейти к предметной игре. Это переход важен для дальнейшего психического развития. Можно предложить малышу покачать куклу, искупать, покормить ее. Обычно предметная игра начинается с того, что взрослый показывает действия в других ситуациях. Игра стимулирует воображение и творчество. Строит ребенок замок из песка, или гараж из обувной коробки, все это помогает расширить ему границы собственного мира и познать радость творчества. Игра совершенствует движения — малыш строит башню из кубиков, складывает картинку, мнет пластилин, рисует, и эти занятия развивают у него тонкие движения пальцев, улучшает согласованность, зрение, движения рук. Активные игры – бег, ходьба, прыжки, приседания, лазание. Броски развивают ловкость, силу, закладывают фундамент для будущего активного образа жизни.

Для ребенка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом. Игры — забавы важны для физического развития – проводятся на вечерах досугах, спортивных праздниках. Это веселое зрелище, развлечение для детей, но требует от участников двигательных умений, ловкости, сноровки. В своей работе использую с детьми следующие подвижные игры: «Смелые мышки», хоровод «Огуречик», «У медведя во бору», «Поезд», «Колпачок», игры на развитие памяти, внимания «Подбери пару», «Чего не хватает?», «Что за предмет?». Игры на развитие двигательной координации «Большие ноги шли по дороге», «Карусель», игры – забавы, заводные игрушки, хоровод с куклами, мыльные пузыри. Оказывая детям помощь в организации игр нельзя подавлять их инициативу и навязывать свои идеи, необходимо сочетать контроль с представлением свободы и самостоятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, а позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.

  1. Е. Е. Кравцова «Разбуди в ребенке волшебника» Москва: Просвещение 1996 год.
  2. Л. А. Венгер «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» Москва, Просвещение 1989 год.
  3. Н. П. Аникеева «Воспитание игрой» Москва, Просвещение 1987 год.

Adblock
detector