Экологические игры для малышей в детском саду сделать

Дидактические игры по экологии своими руками.

Ирина Демкина
Дидактические игры по экологии своими руками

2017 год экологии в России.

Берегите эту землю, эту воду!

Даже эту малую былиночку любя!

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Дидактические игры по экологии своими руками для детей дошкольного возраста.

Демкина Ирина Владимировна. Воспитатель МБДОУ д/с №4.

Ребенок- это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который нужно зажечь. (Плутарх)

Цель: Учить детей называть диких и домашних животных, а также их детёнышей, классифицировать их, развивать речь, память, внимание.

Задачи: — воспитывать любовь к природе.

— развивать моторику рук.

Дидактическая игра «Найди маму» предназначена от 3 до 5 лет. Она способствует развитию речи, закреплению полученных речевых умений. Пособие позволит не только активизировать речь, но и будет способствовать развитию внимания, памяти, наглядно-образного и логического мышления, мелкой моторики и координации движений рук. Красочный вид наглядно – дидактической игры не только привлечет детей к игре, но и реализует развитие эстетического восприятия предметов окружающего мира.

Это пособие представляет собой две картины с животными, домашними и дикими, соответственно. Два листа картона обтянуты самоклеящей пленкой, на которых изображены животные. Фигурки детенышей нарисованы акварелью на плотной белой фотобумаге, вырезаны и приклеены на прищепки. Играть можно за столом, а также расположившись на полу. (1-3 слайд)

Цель: Расширять знания детей о животном и растительном мире.

Задачи: — закреплять знания о природе

— развивать познавательный интерес

— развивать мелкую моторику рук

— развивать логическое мышление

— развивать творческое воображение

Игра «Лесная полянка» — направлена на развитие мелкой моторики рук, а значит и речи. Детям очень интересно добавлять прищепки, вместо недостающей детали, угадывать кто это или что это. С помощью этой игры так же можно закреплять цвета, придумывать рассказы, различные истории. Во время игры у детей развивается внимание, логическое мышление. (4-5 слайды)

«Посади цветок в горшок»

Цель игры: Подобрать и соединить воедино все части (цветок, горшок, поставка под горшок, лейка) одного цвета, оттенка.

Задачи: — называть и различать цвета.

— научить детей соотносить детали по цветовой гамме и любоваться их красотой.

— прививать любовь к природе.

— развивать экологическое мировоззрение.

В младшем и среднем возрасте детям предлагаются задания на основные цвета. В старшей группе дети подбирают части оттеночных цветов. (6-7 слайды)

«Во саду ли, во городе»

Цель: Расширять представления детей о многообразии мира растений, в частности об овощах, фруктах и ягодах. Учить узнавать их и правильно называть.

Задачи: — закреплять знания детей о том, что растёт в саду или в огороде

— развивать у детей память, внимание

— научить различать плоды по месту их выращивания

— сформировать представление о роли людей сохранения природы

-развивать логическое мышление, память и речь детей

-воспитывать дружеские взаимоотношения в ходе игры

Игровые действия состоят приблизительно в следующем: Воспитатель приносит коробку с картинками, на которых изображены овощи и фрукты: — Дети, я нечаянно перемешала картинки. Помогите мне, пожалуйста, разобраться.

В процессе игры дети обобщают предметы одним словом, определяют место произрастания овощей, фруктов и ягод. (8-9 слайды)

«Одень куклу по времени года»

Цель: Помочь детям запомнить времена года и их порядок в году.

Задачи: — закрепить представление о понятии «год», «времена года»

— развивать у детей воображение, мелкую моторику, память, внимание, связную речь

— формировать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы

— воспитывать любовь к природе

Кукла «Времена года» и наряды изготовлены своими руками. Имеют особую теплоту. Это дидактическое пособие можно определить как в уголок природы, так и в игровой уголок для девочек.

Воспитатель рассказывает детям о том, что времена года постоянно сменяются. Дети называют последовательно времена года и характерные признаки. Цвет наряда относительно времени года обговариваются с детьми заранее. Этому можно уделить время на занятиях по окружающему миру. (10-13 слайды)

Давайте вместе Землю украшать

Давайте вместе Землю украшать,

Сажать сады, цветы сажать повсюду.

Давайте вместе Землю уважать

И относиться с нежностью, как к чуду!

Мы забываем, что она у нас одна –

Неповторимая, ранимая, живая.

Прекрасная: хоть лето, хоть зима…

Она у нас одна, одна такая!

Прикреплённые файлы:


Дидактические игры своими руками Здравствуйте, уважаемые коллеги и друзья! Предлагаю вашему вниманию дидактические игры, сделанные своими руками (эти игры были сделаны.


Дидактические игры для детей 3–4 лет своими руками Материал подготовила: Ерошова Татьяна Михайловна воспитатель второй младшей группы. д/с » Светлячок». Сенсорное воспитание, направленное.


Дидактические игры математического содержания своими руками В нашей группе родители принимают участие не только в различных творческих конкурсах и проектах, но и помогают педагогу в оформлении дидактических.


Дидактические игры по трудовому воспитанию своими руками Всем доброго дня! О развитии у детей сформированности комплекса качеств по трудовому воспитанию, мы с моей коллегой (Наследникова Г. Н.).

Дидактические игры своими руками Согласно ФГОС ДО у детей должны формироваться предпосылки к возникновению универсальных учебных действий. Учебная деятельность должна увлекать.


Дидактические игры своими руками Детишки с большим удовольствием играют в дидактические игры, изготовленные своими руками. Они вызывают у них больше интереса. Если при.


Дидактические игры своими руками Дидактические игры своими руками1. Волшебные кубики. Большие кубики оклеиваются с каждой стороны картинками: животные или транспорт или.


Дидактические игры, своими руками. Здравствуйте уважаемые коллеги. Вот и пришло время расставаться с подготовишками. Впереди опять новый набор совсем маленьких деток, вам.


Дидактические игры своими руками Дидактические игры своими руками, часть 21. Дидактическая игра «Лыжник» Игра на различение направления движения мелодии – вверх или вниз.

Мастер-класс «Дидактические игры своими руками». Цель: Углубление знаний педагогов по теме дидактические игры для детей дошкольного возраста. Задачи: Совершенствовать знания и навыки педагогов.

Экологические игры для дошкольников.

Экологические игры в детском саду очень важны для формирования у маленьких детей представления об окружающем мире, живой и неживой природе. Они могут принести немалую радость для детей, если педагог позаботится о разнообразии игр на экологическую тему. Специфика экологических игр для дошкольников заключается в том, что материал, доносимый до ребенка, должен быть не только полезен и познавателен, но и интересен.

Потому, лучше всего для проведения экологических игр для малышей вовлекать детей в активное участие в игре.

Игры по экологическому воспитанию

«Тук-тук» Правила. Выходят из круга только те дети, которых назначает воспитатель. Ход игры. Дети сидят в кругу; четверо (с ними воспитатель договаривается об этом перед игрой) изображают разных животных (кошку, собаку, корову, лошадь).

Эти дети стоят за кругом. «Кошка» подходит к кругу и стучит: «Тук-тук-тук». Дети спрашивают: «Кто там?

» «Кошка» отвечает «мяу-мяу-мяу». «Это кошка», – отгадывают дети и спрашивают: «Хочешь молока?» «Кошка» входит в середину круга и делает вид, что пьет молоко.

За кошкой к кругу подходит «собака», и аналогичные вопросы и ответы повторяются. Дальше стучатся другие животные. Игра повторяется 2-3 раза. «Магазин» Материал. Картофель, свекла, лук, горох, помидоры, огурцы, фасоль, морковь, или яблоки, сливы, груши, вишни, малина, смородина. Правила:

  • Здороваться с продавцом и благодарить за покупку.
  • Правильно и четко называть овощи и фрукты, которые хочешь купить.

    Ход игры. Воспитатель говорит: «Давайте устроим магазин.

    В магазине много разных овощей или фруктов. Продавцом назначим Кирилла, а мы все будем покупателями. Рассмотрим, какие овощи (фрукты) есть в нашем магазине и назовем их». Далее поясняет правила игры: «Мы с вами по очереди будем заходить в магазин и желаем сделать покупки. Сначала я зайду в магазин». Воспитатель заходит в магазин, здоровается и просит продать картошку.

    «Продавец» дает картофель (кладет на стол). Потом заходят дети, а воспитатель следит за выполнением правил игры. «Что растет в лесу» Правила:

  • Кто неправильно сказал, где растет цветок, дает фант.
  • Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

    Ход игры. Воспитатель называет цветы, а дети должны быстро сказать, где цветы растут.

    Полевые, лесные и полевые цветы нужно называть вперемешку, например: роза, календула, ромашка, колокольчики, подснежники…

    Подвижные экологические игры

  • Выходят только те дети, которых называет воспитатель.
  • Садиться на стульчики только после слов воспитателя «будет дождь».

    Ход игры. Игра проводится на участке.

    Дети сидят на стульчиках, расставленных в два ряда, спинками один к одному. Выбирается ведущий. Первый ведущий – воспитатель – подходит к детям и спрашивает, какие «овощи» или «фрукты» тут «лежат» (дети договариваются между собой).

    Потом начинает ходить вокруг детей и рассказывает: «Летом очень здорово встать рано и пойти на рынок. Чего там только нет!

    Сколько овощей, фруктов! Глаза разбегаются. Вот и я однажды встала рано и пошла на рынок купить овощей, чтобы сварить борщ.

    Сначала купила картофель, потом морковки, темно-красной свеклы. А вот и головки капусты. Надо взять одну! Рядом лежат пучки зеленого лука. Возьму и его в свою сумочку.

    Ну а без помидоров разве будет вкусным борщ? Вот лежат круглые, красные, гладенькие помидорчики.

    » Дети-»овощи», которых называет воспитатель, встают и идут за ней. Когда воспитатель приобрел все нужные овощи, говорит: «Вот вкусный борщ будет! Надо спешить домой, а то… дождь будет»! Услышав «кодовую фразу», дети разбегаются и садятся на стульчики. Кому не хватило места, тот становится ведущим. «Найди себе пару» Материал. Цветы – одуванчики, колокольчики, ромашки, гвоздики, георгины. Правила:

  • После слов воспитателя: «Ручки протяните – цветочки покажите», протянуть руки и хорошо рассмотреть цветочки.
  • На слова: «Ищи себе пару!» найти ребенка, у которого такой же цветок.

    Ход игры. Каждый ребенок получает цветок и прячет его за спину.
    Когда цветы будут у всех детей, воспитатель просит их стать в кружок, потом говорит: «Ручки протяните – цветочки покажите». Дети протягивают руки и рассматривают цветы. На слова воспитателя: «Ищи себе пару!

    » дети с одинаковыми цветами становятся в пары. Аналогичную игру можно проводить с листьями деревьев.

    Не забывайте, что игра, как метод экологического образования и средство экологического воспитания, – лучший способ познакомить ребенка с окружающим миром, активизировать его словарь по данной теме, однако, значительно интенсивнее сравнивать и обобщать наблюдаемые явления, устанавливать зависимости между ними дети учатся в процессе реальной работы на участке, а также, ухаживая за комнатными растениями в детском саду. Источник

    Понравилась статья? Смотрите похожие публикации:

    Методика подготовки и проведения экологических игр в детском саду.


    Наталья Василишин 03.04.2018 0 3.6k

    Игры в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) — неисчерпаемый источник познания для детей. С помощью этого вида деятельности малыши быстрее и проще усваивают новую информацию, приобретают умения и навыки, а также отрабатывают их на практике, что очень важно для реализации принципа цельности образования. Особенно ценна эта универсальность игр при работе с темами, имеющими колоссальное значение для воспитания гармоничной личности, живущей в мире с собой и природой. Именно к таким относятся вопросы, связанные с экологией.

    Значение проведения экологических игр в детском саду

    Приоритетным направлением дошкольной образовательной системы является воспитание экологической культуры, то есть поиск средств обучения для формирования у детей осознанной позиции в отношении природы. Малыши на занятиях по экологии учатся не только рационально использовать природные ресурсы, любоваться миром вокруг, но и бережно относиться ко всему живому. Для реализации такой важной педагогической миссии широко применяются игры как ведущий вид деятельности дошкольников.

    С помощью игровых приёмов у детей:

    • расширяется круг познавательных интересов;
    • определяются направления интеллектуального, физического и духовно-нравственного развития;
    • раскрываются творческие задатки.

    Экологические игры — это одна из форм экологического воспитания, которая основывается на организации игровой деятельности детей, стимулируя высокий уровень интереса к природе.

    Экологические игры учат малышей заботиться о природе

    В дошкольном возрасте закладываются основы экологической культуры личности.

    Цели и задачи экологических игр

    Широкий диапазон методических возможностей игровой активности позволяет педагогу реализовать следующие цели экологических игр:

    • обеспечение возможности получения, отработки и закрепления естественно-научных представлений о природе (к примеру, с детьми средней группы я провожу дидактическую игру-лото «Живое — неживое», в которой, поднимая карточки с картинками, изображающими небо, воду, животных и растений, дети знакомятся с понятиями живая и неживая природа);
    • тренировка памяти, наблюдательности (участие в играх подразумевает запоминание игровых условий, а также учёт действий соперника);
    • развитие речи (участие в играх на экологические темы даёт возможность воспитанникам младшего дошкольного возраста пополнить словарный запас, детям средней группы усвоить основные принципы грамматики языка, а ребятам старшей и подготовительной групп отработать навык составления монологов и реплик диалога);
    • совершенствование эмоционально-волевой сферы малышей через развитие умения сотрудничать (к примеру, у ребят могут возникать те или иные трудности с выполнением игровых действий в одиночку, но при помощи товарищей и взрослых эти сложности легко устраняются);
    • воспитание чуткого отношения к растениям и животным (многие игры на экологическую тему подразумевают опытную деятельность с представителями флоры и фауны, связанную с уходом за растениями в группе и за животными в живом уголке, что развивает у малышей чувство ответственности).

    В экологических играх ребята на практике применяют знания о природе

    Среди задач, решение которых помогает реализовывать поставленные цели, можно выделить:

    • создание стимула для проявления любознательности (из личного опыта замечу, что, например, в игре с предметами, в которой в роли черепахи выступает каштан, дети старшей группы с большим интересом рассматривают картинки с другими представителями земноводных в поисках сходств их силуэта с плодом);
    • формирование умения выделять отдельные признаки предметов или явлений, сравнивать и анализировать их (например, в дидактической игре «Времена года» малыши по картинкам определяют отличительные признаки каждого сезона);
    • развитие логического, математического мышления (например, во второй младшей группе в дидактической игре «Собери шишки для белочки» дети не только узнают о важности для животных запасов на зиму, но и отрабатывают счёт до 5);
    • физическое развитие (к примеру, в подвижной игре «Ветер» дети подготовительной группы, выполняя движения по указанию водящего, совершенствуют ловкость, координацию движений, быстроту);
    • практика речи (так, в подготовительной группе я предлагаю детям игру «Угадай, что за растение», в которой игроки по очереди описывают и угадывают разные деревья, цветы, животные);
    • воспитание сочувствия живым существам (например, в старшей группе мы с воспитанниками проводим сюжетно-ролевую игру «Цветоводы», в которой дети осматривают комнатные цветы на картинках и определяют меры, необходимые для улучшения их состояния — полить, протереть листья от пыли, оборвать пожелтевшие листья и т. д.);
    • развитие навыка выполнения задания в парах, группах (особенно актуальна эта задача в средней группе, когда дети переходят от этапа параллельного выполнения всех действий к совместному, то есть учатся делить обязанности, помогать друг другу).

    В игровой форме дети усваивают важные правила поведения на природе

    Требования к проведению игр

    Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) определены принципы подготовки и проведения игр в детском саду. Применительно к игровой деятельности экологической направленности можно выделить 10 основных требований:

    • Экологическое содержание должно соответствовать возрасту воспитанников. Во второй младшей группе, например, у детей нет достаточного багажа знаний относительно животных Севера, чтобы в дидактической игре распределить карточки с представителями фауны на обитателей холодных краёв и тропиков. А вот с заданием на распределение домашних и диких животных дети 3–4 лет справиться смогут.
    • Игровые правила должны представлять собой модель поведения в природе. Например, при проведении инсценировки «На пикнике» дети подготовительной группы показывают не только, как нужно собираться на отдых, но и демонстрируют последовательность уборки, сортировки мусора.
    • Правила и критерии оценивания должны быть тщательно продуманы педагогом перед игрой.
    • Все игры должны иметь наглядное сопровождение. «Лучше один раз увидеть» — это важный принцип организации работы с детьми, которые в дошкольном возрасте воспринимают мир через образы.
    • Игра — дело добровольное. Если ребёнок отказывается принимать участие в этом виде деятельности, настаивать не стоит. Но узнать причины такого отказа нужно обязательно. Возможно, малыш боится ошибиться или повторить неудачный опыт прошлой игры, в которой упал, споткнулся, забыл ответ. В этом случае помогут терапевтические сказки, в которых в литературной форме описаны и проблемы, и пути их решения.
    • Индивидуальный подход. Все дети разные. И не только по характеру, но и по темпераменту. Поэтому педагог должен найти тот круг игр (или игровых действий), который нравится конкретному воспитаннику.
    • Поощрение самостоятельности. Этот принцип не распространяется на младшие группы, так как при организации работы с детьми 1,5–4 лет воспитатель является полноценным участником игры, принимая на себя роль лидера (водящего).
    • Хронометраж игры должен соответствовать возрасту детей. Иначе даже самая интересная игра может наскучить, а значит, цели и задачи деятельности реализованы не будут.
    • Освоенные игры нужно время от времени повторять. Суть этого принципа сводится не к периодическому воспроизведению игровых действий, а к повторению игрового материала, то есть темы, связанной с экологией.
    • Каждый участник игры после её завершения должен получить одобрение взрослого. Создание ситуации успеха в каждом виде деятельности помогает воспитывать в детях уверенность в себе и своих силах.

    Один из способов создания ситуации успеха заключается в творческой материализации результатов игры, например, выполнении поделки

    Классификация экологических игр в ДОУ

    Материал по экологическому воспитанию дошкольников может быть представлен в нескольких видах игр. Каждый из них имеет определённую задачу и соотносится с той или иной темой.

    Дидактические экологические игры

    Это самый продуктивный вариант изложения материала, связанного с вопросами изучения окружающего мира, а также отработки умений и навыков, связанных с воспитанием бережного отношения к природе. При проведении дидактических игр следует учитывать ряд моментов:

    • наличие правил;
    • заранее обозначенный результат (например, при складывании пазлов с изображениями животных, малыши должны до начала работы знать, что именно получится в конце);
    • чётко описанные игровые действия.

    Для лучшего усвоения правил и сюжета игры педагогу, повторяя для малышей правила, стоит делать это одним и тем же набором предложений. Это работает и на усвоение детьми языковых клише, которые, в свою очередь, составляют важный элемент речевого образа ребёнка.

    Экологическое направление может реализовываться в двух типах обучающих игр: ориентированных на содержание действий и отталкивающихся от материала, на котором выстраиваются игровые действия.

    Экологические дидактические игры открывают перед детьми большие познавательные возможности

    Экологические игры в 1 младшей группе ДОУ.

    «Прятки» в кинетическом песке
    Цель: 1) развитие осязательного чувства ребенка при работе двумя руками, что благотворно отражается на развитии его речи;
    2) развитие сосредоточенности, концентрации внимания;
    3) формирование нестандартного творческого мышления.
    Задачи: Образовательные:
    1. стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, в особенности тактильно-кинестетической чувствительности.
    2. активизировать словарный запас.
    3. формировать представления об окружающем мире.
    Развивающие:
    1. развивать память, внимание.
    2. развивать мелкую моторику.
    3. развивать фантазию.
    Воспитательные:
    1. воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
    2. создать положительный психоэмоциональный настрой.
    3. воспитывать умение общаться друг с другом.
    Оборудование: влажные салфетки, фигурки животных, макеты фермы и леса, лоток с кинетическим песком.
    Ход игры. Дети очень любят искать спрятанные предметы. Для этой игры воспитатель прячет в кинетическом песке фигурки животных. Ребенок должен найти игрушку.
    Например, для темы «Животные» задание может быть таким: найти диких и домашних животных и поместить их в свою среду обитания. Ребенок с интересом играет и находит животных. Игра закончена когда ребенок находит всех животных. (Приложение №1)

    Формирование экологических представлений о морском мире «Большие и маленькие».
    Цель: 1) Активизация мыслительной деятельности.
    2) Развитие волевых качеств личности (терпение, усидчивость).
    Задачи: 1) развитие зрительного восприятия, внимания;
    2) освоение умений анализировать предметы по двум признакам (цвет и форма);
    3) отработка быстроты реакции.
    Оборудование: комплект рыбок, гидрогелевые шарики, аквариум, полотенце.
    Ход игры. В большую коробку с гидрогелевыми шариками помещаются рыбки разных размеров. Для первой игры просим детей найти рыбки больших размеров на ощупь. Ребенок должен найти определенную рыбку и поместить ее в аквариум. Для второй игры другую рыбку поместить в аквариум. (Приложение №2). Также можно представить разнообразные игры с разными животными с гидрогелевыми шариками. Ребенок с интересом играет с гидрогелем. Игры с гидрогелем могут быть различными, но все они различны и привлекательны для маленьких исследователей.

    Формирование экологических представлений о среде питания «Накорми своих друзей животных»
    Цель: развивать мышление, внимание, память, воспитывать желание заботиться о животных.
    Задачи: Познавательная: формировать представления детей о диких и домашних животных.
    Развивающая:развивать внимание, память.
    Воспитывающая: воспитать бережное отношение к животным.
    Оборудование: баночки с изображением животных, различный корм .
    Ход игры. Вариант 1 Баночки с изображением животных расставьте так, чтобы они были хорошо видны. Под ними разложите различный, но так, чтобы изображенный на них корм не подходил животному. Выступая в роли разных животных, попросите детей накормить их. Попробуйте вместе с детьми подражать голосам животных. Заставьте детей задуматься: «Почему животные, хотя и голодны, не едят?». Оказывается, они едят строго определенный корм. Попросите детей помочь вам накормить животных. Если картинка подобрана правильно, кто-нибудь из детей, выступая от имени животного, выразит удовольствие и наоборот. При этом дети должны имитировать звуки, которые издают те или иные животные.
    Вариант 2. Дети делятся на группы. У каждого картинка с изображением какого- нибудь животного. Посреди стола разложен корм. Дети по очереди берут их и предлагают своим животным. Выигрывает тот, кто правильно подберет корм. (Приложение №3)

    Формирование экологических представлений о среде обитания «Любимое место обитания»
    Цель: формировать умения детей соотносить изображение животных с его местом обитания, правильно называя животное.
    Задачи:
    Образовательные: Расширять представление детей о внешнем виде, образе жизни и жилищах обитателей природы. Расширять словарный запас (собачья конура, гнездо ласточки, беличье дупло, муравейник муравья). Развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать, делать выводы.
    Развивающие: Формировать умение узнавать образ животных в изображении. Развитие зрительного внимания, памяти.
    Воспитательные: Формирование интереса к природе, бережное отношение к природе, животным.
    Оборудование: животные домашние, дикие и хищные, макеты леса, фермы,саванны.
    Ход игры: В игре принимают участие двое и более детей. Перед детьми разные животные и макеты их жилья. Дети берут животное и ставят на определенный макет с изображением. Победитель – тот, кто первый расселил своих зверей по их домам.(Приложение №4).
    Экологическое воспитание является новым направлением в дошкольной педагогике. Еще в середине прошлого столетия не возникал вопрос о необходимости экологического образования подрастающего поколения и это направление в образовании не выступало как часть общего образования, но как показывает время, технический прогресс – это не только достижения и успехи человечества, но и гибель, упадок для природы в целом. От активной деятельности человека в природе страдает вся экосистема, баланс в которой нарушен деятельностью человека; именно поэтому есть необходимость воспитания экологически развитой и природосообразной личности, которая бы не вредила природе, не губила бы её, а знала, любила, охраняла бы её и жила с ней в гармонии.
    Дошкольный возраст является сензитивным периодом для восприятия информации, получения и присвоения определенного социально-нравственного, интеллектуального, эстетического и др. опыта.
    В данной работе дидактическая игра рассмотрена как эффективное средство экологического воспитания детей дошкольного возраста, потенциал игры позволяет максимально реализовать поставленные задачи экологического воспитания и использовать дидактическую игру в любом из направлений образовательной работы с детьми.
    Считаю, что представленные в работе дидактические игры можно применять на практике и использовать её возможности как эффективное средство формирования экологической культуры.

    Экологическая игра для детей старшей группы детского сада «Спаси планету!».

    Задачи экологической игры: развитие навыков коллективного взаимодействия; создание ситуаций, требующих принятия самостоятельного решения; создание ситуаций, в которых появляется возможность подчеркнуть значимость личности каждого участника; формирование умений и навыков взаимодействия с природой; развитие навыков рефлексии.

    В ходе игры участники попадают на «разрушенную планету». Для того чтобы восстановить её, необходимо узнать правила взаимодействия с природой и воссоздать карту мира. Когда очередное испытание пройдено, участники получают кусочек карты (пазл), на котором написаны правила. В конце игры из пазлов собирается большая карта мира. Игровая цель заключается в том, чтобы преодолеть препятствия и собрать как можно больше пазлов.

    Материал: семена растений, камушки, плакаты растений, цветные карандаши, бумага для рисования, набор картинок с изображениями живой и неживой природы, ложки, пластилин, картон, картина леса, картинки с изображением запрещающих знаков.

    Этапы экологической игры:

    1. Организационно-ориентировочный.

    Задачи: создание благоприятного микроклимата в детской группе, преодоление коммуникативных барьеров, сплочение, согласованность действий.

    2. Основная часть (игровая). Игры, направленные на развитие идентификации и эмпатии к объектам природного мира.

    Задачи: формирование экологических установок, умений и навыков взаимодействия с природой.

    3. Заключительная часть.

    Задача: закрепление полученных знаний во время игры.

    1-й этап экологической игры

    В актовый зал приглашаются участники, все становятся в круг.

    Психогимнастика.

    Упражнение «Поздороваться друг с другом» (за руку, коленками и т.д.).

    Упражнение «Льёт дождь» (по ладони хлопать одним пальцем, затем двумя, тремя, четырьмя, ладонью — «пошёл ливень»).

    Ведущий (В.). Сегодня мы с вами отправимся в большое космическое путешествие. Цель нашей экспедиции — планета Земля. Нами получен сигнал, что там случилась беда. Вам необходимо исследовать планету, собрать доступную информацию о ней, установить контакт с той формой жизни, которую вы там обнаружите. Для того чтобы не потеряться, нужно получить метку своей команды — рисунок или наклейку на руку. (Может играть одна или несколько команд.)

    Капитаны, возьмите конверты с заданиями и картой маршрута, по которому будете следовать. На каждой остановке после успешного выполнения задания вы получите часть карты с правилами спасения планеты Земля.

    Соблюдайте правила движения:

    • Следовать строго по маршруту!
    • Не бежать!
    • Не шуметь!
    • Помогать товарищу!

    2-й этап экологической игры

    Остановка «Луг».

    Задачи: уточнять представления детей о разнообразии растений и насекомых луга; воспитывать уважение к родной природе, желание беречь и защищать природные богатства.

    Ведущий передаёт капитану письмо: «На этом лугу росли красивые цветы, они сплошным ковром покрывали землю. Но однажды пришли люди. Они бегали, топтали траву, вырывали цветы с корнями, увозили их в огромных букетах. Так продолжалось очень долго, пока все цветы не были сорваны, а последняя травинка не растоптана. Затем погибли все жуки и бабочки, улетели птицы. Луг почти погиб. Спасите его!»

    Ведущий даёт задание спасти луг — нарисовать цветы, траву, бабочек, жуков. Дети рисуют, затем получают часть карты с правилами:

    • Не лови насекомых!
    • Не рви цветы в природе!
    • Старайся ходить по тропам осторожно!

    Остановка «Лес».

    Задачи: прививать детям культуру поведения в лесу; учить бережно относиться ко всему, что там растёт и живёт.

    В. В лесу случился пожар! Надо спасти оставшихся животных! Для этого найдите среди всех картинок изображения животных и на ложке донесите их до корзины.

    После выполнения задания дети получают часть карты с правилами:

    • Не жги костры!
    • Не оставляй после себя мусор!
    • Не лови диких животных, не уноси их домой!

    Остановка «Деревья».

    Задача: учить детей бережно относиться к деревьям.

    В. Сейчас я буду называть деревья и кустарники, а вы выбирайте только те, которые растут в нашей стране. Если растут, хлопайте в ладоши, если нет — не хлопайте. (Яблоня, груша, саксаул, берёза, лимон и т.д.)

    А вот, смотрите, кто-то порезал кору деревьев, они болеют. Спасти их можно волшебной замазкой. Ваше задание — замазать пластилином раны на деревьях и сделать из него листочки.

    После выполнения задания дети получают часть карты с правилами:

    • Не ломай ветки деревьев!
    • Не повреждай кору деревьев!
    3-й этап экологической игры

    Остановка «Природа и человек».

    Задачи: закрепить с детьми необходимость бережного отношения к природе ради блага всего живого на Земле; показать, что природа — основной источник достатка и благополучия людей, что всё в природе взаимосвязано.

    В. Три клада у Природы есть:

    вода, земля и воздух — три её основы.

    Какая бы ни грянула беда — целы они —

    Всё возродится снова.

    Вот и закончилось наше путешествие по планете Земля. Вы выполнили все задания и узнали, как спасти эту планету. Молодцы!

    Дети собирают из частей карту мира. Подводятся итоги игры.

    Adblock
    detector