Игровые проекты в доу

Проекты в детском саду по ФГОС.

Дошкольное образование – важнейшая ступень системы обучения. Именно оно закладывает основы и создает базу для дальнейшего развития и обучения ребёнка. Поэтому очень важно правильно организовать обучение в ДОУ. Один из способов сформировать учебный процесс – внедрить проекты в детском саду.

Для чего нужны проекты в детских садах

Ребёнок с самого раннего возраста начинает познавать мир. Задача дошкольного образовательного учреждения – дать базовые навыки и знания, которые пригодятся в дальнейшем. Например, в ДОУ детям рассказывают об алфавите, учат читать, а также выполнять простейшие математические действия – сложение и вычитание.

Внедрение проектов в детских садах призвано помочь построить эффективную образовательную программу и обучить детей различным умениям и навыкам.

Типы и виды проектов по ФГОС ДО

Существует определенная классификация проектов в детских садах. Они отличаются по срокам реализации, составу участников и тематике. В них используются различные методики и техники, направленные на развитие ребенка.

Существуют следующие типы проектов в ДОУ по ФГОС:

  1. По доминирующему принципу.
  2. По характеру содержания и информативности.
  3. По роли ребенка в проекте.
  4. По особенностям проводимых контактов.
  5. По количеству участвующих в проекте людей.
  6. По сроку действия.

В практике ДОУ используются следующие виды проектов:

  1. Исследовательско-творческие.
  2. Ролевые с элементами игры.
  3. Информационно-практико-ориентированные.
  4. Творческие.

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты.

Большое значение имеют следующие виды проектов:

  • исследовательские;
  • индивидуальные;
  • групповые;
  • межгрупповые;
  • комплексные;
  • творческие.

Основной целью этого метода в дошкольном образовательном учреждении является развитие свободной творческой личности ребёнка.

Документы, необходимые для реализации проекта

Прежде чем реализовать проект, воспитателю необходимо выполнить следующие действия:

  1. Составить цель проекта.
  2. Разработать план достижения цели.
  3. Привлечь специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  4. Составить план-схему проекта.
  5. Собрать необходимый материал.
  6. Включить в проект занятий разные виды деятельности.
  7. Подготовить домашние задания для самостоятельного выполнения.
  8. Презентовать проект в детском саду с помощью открытого занятия.

При реализации проекта в ДОУ он проходит следующие этапы:

  1. Целеполагание. Педагог помогает ребёнку выбрать посильную и актуальную для него задачу с учётом его возраста, способностей и интересов.
  2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели.
  3. Выполнение проекта – практическая часть.
  4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

Проекты для разных возрастных групп в ДОУ

В детских садах существует разделение на следующие группы:

  • ясельная – от 1,5 до 2 лет;
  • младшая – от 2 до 4 лет. Может дополнительно делиться на 1-ю и 2-ю группы;
  • средняя – от 4 до 5 лет;
  • старшая – от 5 до 6 лет;
  • подготовительная – от 6 до 7 лет.

Для каждой группы существуют свои проекты, которые учитывают все особенности детей в группах. В зависимости от того, какую тему или сферу жизни хочет осветить педагог, проект может быть краткосрочным, долгосрочным или средней продолжительности. Приведём некоторые примеры для каждой из возрастных групп.

Например, в средней группе в детском саду можно провести следующие проекты: «Спички детям – не игрушки!», «Полезные продукты питания», «Живая вода» и др. Так, проект «Спички детям – не игрушки!» призван объяснить дошкольникам об опасности огня, как вести себя в случае пожара и какие меры можно предпринять, чтобы не допустить возгорания.

С помощью проекта «Живая вода» можно уточнить знания детей о воде, её свойствах и агрегатных состояниях. Здесь же рассматриваются правила поведения на открытых водоёмах, и формируется эстетическое отношение к природе.

Проект «Полезные продукты питания» должен расширить знания детей о продуктах, их полезных свойствах, способах или местах их добывания, а также расскажет, какие блюда можно из них приготовить.

В старшей группе находятся дети о 5 до 6 лет. В этом возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер жизни. Проекты, реализуемые в ДОУ в старшей группе, учитывают эти особенности и направлены на их развитие. Например, проект «Наши добрые сказки» направлен на развитие интереса к книгам и чтению с помощью русских народных сказок.

В подготовительной группе в ДОУ распорядок дня малыша не отличается от того, который был ранее, но делается упор на моральную и физическую подготовку ребёнка к школе. При этом группах продолжают проводить занятия и реализовывать проекты, направленные на развитие различных качеств и навыков. Один из примеров проекта в ДОУ в подготовительной группе – это проект «Доброта спасет мир». Он направлен на развитие положительных качеств характера и призван замотивировать детей на совершение посильных им добрых дел.

Также существуют и детские проекты, в которых дошкольники получают знания самостоятельно или вместе с родителями. Например, в подготовительной группе в детском саду может быть реализован проект «Волшебные превращения молока». С его помощью дети должны узнать о различных видах молочных продуктов и способах их приготовления.

Образцы проектов по ФГОС

Для успешной реализации проекта необходимы следующие документы:

  • пояснительная записка;
  • паспорт проекта;
  • циклограмма его реализации;
  • этапы работы над ним;
  • итоги;
  • отзывы участников.

Одним из самых важных документов является паспорт проекта в ДОУ. На примере проекта «Детские новости в детском саду» рассмотрим, что входит в него. В документе указываются авторы проекта, его тема, тип и вид, цель, задачи, кто будет участвовать, то есть для детей какого возраста он предназначен, сроки его реализации и предполагаемые результаты. С его помощью педагоги планируют познакомить детей с работой журналиста и ведущего и дать им возможность сделать репортаж или выпуск новостей.

В проекте «Детские новости в детском саду» отдельно прописаны задачи для ребёнка и педагога. Образец паспорта проекта в ДОУ по ФГОС можно посмотреть здесь.

Рассмотрим проект «Мини-музей в детском саду. «Наследие земли русской», его цель в паспорте сформулирована следующим образом: создание мини-музея «Наследие земли русской» для обогащения воспитательно-образовательного пространства детского сада.

Реализация проекта включается в себя следующие этапы: организационный, основной и аналитический. Первый этап будет длиться 3 месяца, второй – 11, а третий – 1 месяц. В документах подробно расписаны каждый из этапов, при этом в подготовке к реализации проекта дети не участвуют. Они будут участвовать в основном и аналитическом этапах. Они будут формировать экспозицию музея, делать поделки самостоятельно и вместе с родителями.

Основная работа ложится на воспитателей и других работников дошкольного образовательного учреждения при реализации проекта. Организация образовательной программы ложится на руководителя ДОУ.

КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Мария Юрьевна Чередилина, кандидат педагогических наук, доцент МПГУ, федеральный эксперт Центра профобразования ФИРО:

– Очень важно, что, с одной стороны, мы сохраняем многообразие средств, методов работы, с другой стороны, мы формируем единое поле в понимании тех механизмов, тех закономерностей, которые лежат в современной управленческой деятельности дошкольной образовательной организации. Это имеет большое значение.

Ольга Владимировна Бережнова, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой развития образовательных систем БУ ОО ДПО «Институт развития образования»:

– Проблемой остаётся обеспечение доступности дошкольного образования, она не снята. Если мы решили вопрос обеспечения местами для детей с 3 лет, то дети до 3 лет в ряде регионов не имеют возможности посещать детский сад. Помимо доступности есть проблема качества дошкольного образования. Непонятны маркёры и индикаторы оценки качества дошкольного образования. Если в других уровнях образования есть оценки, то в ДОУ остаётся проблема оценки качества дошкольного образования без образовательных достижений. Большая проблема – разработка программ различного уровня. Как бы мы не общались на эту тему, проблема есть. У нас большое программно-методическое поле, это проблема выбора. Есть проблемы и во взаимодействии с семьями воспитанников. Они полноправные участники образовательных отношений, мы сотрудничаем с ними, но по-разному понимаем роль и значение системы. Родители видят одно, мы пропагандируем несколько другое. Поиск этих точек соприкосновения наверно тоже проблема. Надеемся на понимание со стороны родителей, что такое дошкольное образование, что это не присмотр и уход, это реализация образовательных программ. Разработка этих программ является сейчас одной из проблем. Нужно так это сделать, чтобы всем участникам образовательных отношений и родителям, и нам, педагогам, и школе, было совершенно ясно, что делает дошкольное образование.

Оптимизировать работу дошкольного учреждения вам поможет Международная конференция «Вопросы управления дошкольной образовательной организацией».

Готовые проекты в детском саду.

Статьи по теме

Детские проекты в детском саду – интеграционный метод воспитания, который предполагает использование дополняющих друг друга методических приемов, позволяющих глубже освоить тему и повысить эффективность воспитательного процесса.

В ходе реализации проектов в ДОУ по ФГОС дети учатся действовать самостоятельно, находясь под руководством взрослых.

Процесс увлекает малыша, и он приобретает навыки планирования, контроля своей деятельности, прогнозирования ее результатов.

Что такое проекты в ДОУ: задачи и цель проектной деятельности

Основной целью проектной активности является расширение знаний воспитанников по

выбранной теме, формирование навыков, воспитание чувств, обогащение личного опыта, развитие самостоятельного мышления, умения взаимодействовать с другими людьми для достижения своих целей.

Одна из главных задач проектов – стимулировать природное любопытство детей, повышать их самооценку. Общими задачами для воспитанников разных возрастов является создание благоприятного психологического климата, а также развитие творческого мышления и воображения, познавательных способностей, коммуникативных навыков. Если до сих пор вы не уверены в необходимости проектной деятельности в ДОУ, то читайте о их преимуществах.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

В младшей группе задачами проектной деятельности будут:

  • вхождение дошкольников в проблемную игровую ситуацию (при этом педагогу отводится ведущая роль);
  • стимулирование желания искать пути решения проблемы;
  • приобщение детей к процессу познания;
  • привлечение воспитанников к воспроизведению образов;
  • формирование предпосылок для поисковой деятельности и различных представлений.

При этом у детей будут совершенствоваться:

  1. психические процессы:
    1. возрастет эмоциональная заинтересованность;
    2. произойдет знакомство с предметами и действиями, которые с ними производятся;
    3. разовьется речь, воображение и мышление.
  2. проектно-исследовательские умения и навыки:
    1. умение устанавливать цели;
    2. поиск различных способов решения задач;
    3. способность предвидеть результат, исходя из опыта;
    4. поиск вариантов при достижении цели.

Линии развития детей младшего возраста:

  • физическое – развитие двигательных способностей, формирование навыков заботы о своем здоровье;
  • социальное – совершенствование коммуникативных навыков;
  • познавательное – расширение представлений об окружающем мире, развитие навыка использования сенсорных ощущений в решении практических задач;
  • эстетическое – развитие художественного вкуса, овладение художественной деятельностью.

Проекты в ДОУ по ФГОС в старшей группе выполняют такие задачи:

  • развитие предпосылок поисковой деятельности;
  • поощрение интеллектуальной инициативы;
  • формирование умения искать решения проблемы сначала при помощи взрослых, затем — самостоятельно;
  • развитие навыков моделирования и экспериментирования;
  • формирование способности к прогнозированию;
  • стимулирование поиска вариантов применения методов решения поставленной задачи;
  • развитие коммуникативных навыков.

Направления развития личности воспитанников старших групп:

  • социальное – формирование положительной самооценки, развитие самопознания, повышение коммуникативной компетентности, привитие навыков внеситуативно-личностного общения, понимание функций речи;
  • физическое – прививание осознанного отношения к своему здоровью, формирование потребности в ЗОЖ, развитие двигательных способностей;
  • познавательное – систематизация знаний, стимулирование творческих и познавательных способностей, развитие навыков умственного и практического экспериментирования, символического моделирования, произведения логических операций;
  • эстетическое – приобщение к искусству, знакомство с многообразием художественных образов, овладение различными видами художественной деятельности, формирование способности к эстетической оценке.

Проектная деятельность в ДОУ по требованиям ФГОС

Внедряемый с 2007 года стандарт начального образования базировался на проектном методе, как одном из наиболее эффективных способов организации взаимодействия взрослых и детей. После вступления в силу нового ФГОС отношение к дошкольному образованию поменялось, как и поменялись его цели. Если раньше ставились задачи воспитания стандартных навыков и умений у детей, то сегодня ДОУ готовят социально-адаптированную, компетентную личность, которая может отстаивать свою точку зрения, умеет взаимодействовать, стремится приобретать новые навыки.

Проектный метод позволяет развивать познавательные навыки, самостоятельно выстраивать структуру своих знаний, помогает ориентироваться в потоке информации, развивает творческое и критическое мышление. Проекты позволяют сформировать у малышей целостное видение окружающего мира, путем объединения разных областей знаний.

Виды проектов в детском саду

Проектную деятельность в детском саду можно разделить по нескольким признакам:

  1. по тематике:
    1. творческие – результат может оформляться как праздник;
    2. информационные – дети собирают информацию по теме и оформляют ее;
    3. игровые – моделирование решения проблем в образе различных персонажей;
    4. исследовательские – проведение опытов, по результатам оформление книг, альбомов, выставок.
  2. по способу реализации результатов:
    1. групповые;
    2. индивидуальные;
    3. межгрупповые;
    4. комплексные.
  3. по продолжительности:
    1. краткосрочные – 1 занятие;
    2. средней продолжительности – 1–3 занятий;
    3. долгосрочные – полугодие или учебный год.

Алгоритм и этапы работы над детским проектом В ДОУ

При подготовке проекта воспитатель последовательно выполняет такие этапы, как:

  • постановка цели, актуальной и посильной для детей;
  • разработка плана достижения цели, который может обсуждаться с родителями;
  • привлечение профильных специалистов к реализации разделов проекта;
  • составление план-схемы;
  • сбор информации;
  • выполнение проекта;
  • подведение итогов и презентация проекта.

Педагогические задачи, которые ставятся при создании проекта, должны быть четко очерченными, отображать интенсивность педагогического воздействия. Взаимодействие воспитателя и детьми можно условно разбить на четыре стадии.

  1. Воспитатель ставит цель, вводит игровую ситуацию и мягко очерчивает задачи – дети вживаются в игру, осмысливают проблему, принимают задачи и дополняют их.
  2. Воспитатель помогает детям решить задачи, спланировать и организовать свою деятельность – дошкольники объединяются в группы и распределяют роли.
  3. Воспитатель координирует выполнение проекта, предлагает детям помощь – воспитанники формируют новые знания и умения.
  4. Педагог организовывает подготовку к презентации и проводит ее – дети принимают активное участие.

После окончание проекта подводятся итоги и определяются задачи для новых проектов.

Важно, чтобы при реализации проектной деятельности воспитатель вел себя на равных с ребятами. Это проявляется в том, что педагог:

  • осуществляет деятельность вместе с детьми;
  • не навязывает проект детям, а заинтересовывает их;
  • использует свободное общение;
  • не торопит детей, позволяя им работать в своем темпе.

Темы проектов в детском саду

При выборе тем проектов в ДОУ по ФГОС следует помнить, что такая деятельность должна строиться вокруг создания и решения проблемной ситуации. Последняя ставится воспитателем или ребенком. Например, у детей часто возникают вопросы об устройстве окружающего мира, они интересуются, почему небо голубое или откуда берется дождь. Задача педагога стимулировать самостоятельную познавательную деятельность малышей в этом направлении.

Не все темы подходят для проектной деятельности. Проект должен быть более масштабным, более глубоким, чем ситуация, которая может решаться прямым действием, например, объяснением или зачитыванием книги.

Проектная деятельность, к какой теме бы она не относилась, должна тщательно продумываться и планироваться воспитателем заранее. При реализации проекта воспитатель дает материалы и определяет тему, а также подсказывает пути реализации: у кого просить помощи, какие материалы использовать, как оформить продукт. Чем старше дети, тем большую самостоятельность им следует давать при выборе темы проекта.

Проекты в детском саду можно сгруппировать в крупные блоки по темам. Приведем примеры тем проектной деятельности дошкольников по различным направлениям.

  1. Семья
    • Чем мы занимаемся дома в свободное время.
    • Наши семейные традиции.
    • Праздники нашей семьи.
    • Бабушкины куклы и открытки.
    • Как у нас принято отмечать Новый год.
  2. Животные и птицы
    • Я хочу собаку.
    • Животное, которое живет у нас дома.
    • Каким он был, удивительный мир динозавров?
    • Зачем птицам клюв?
    • Чем можно кормить птиц зимой?
  3. Растения и грибы
    • Банан – мой любимый фрукт.
    • Какие функции выполняет лес?
    • Как растения «предсказывают» погоду?
    • Цветы нашего детского садика.
    • Угадай-ка, что за гриб?
  4. Рыбы и насекомые
    • Какие рыбы живут у меня в аквариуме?
    • Как пчелы делают мед?
    • Приносят ли муравьи пользу?
    • Огромное разнообразие мира бабочек.
    • Почему комары кусаются?
  5. Увлекательная математика
    • Изучаем цифры от 0 до 9.
    • Какие длины меры были на Руси?
    • Чем отличаются цифры и числа?
    • Веселые математические загадки.
    • Как ведется счет на пальцах.
  6. Основы здоровья, физкультура и еда
    • Как я занимаюсь спортом?
    • Какой у меня режим дня?
    • Почему нужно завтракать?
    • Зачем нужны витамины?
  7. Этика
    • Правила хорошего тона.
    • Почему быть добрым хорошо?
  8. Почемучкам
    • Что такое время и почему оно идет?
    • Почему морская вода соленая?
    • Откуда берется тень?
  9. Чтение и музыка
    • Образ Бабы Яги в сказках.
    • Какие существуют детские музыкальные инструменты?
  10. Экология
    • Как обращаться с мусором?
    • Почему загрязняется воздух?
    • Почему вреден пластик?
    • Что можно сделать из ненужных вещей?
  11. Времена года
    • Новогодние игрушки и традиции.
    • Разноцветная листва осенью.

Оформление готового проекта в детском саду

Как любая другая деятельность в группе, реализация проекта должна быть задокументирована. Воспитателю лучше сделать шаблон, который он будет использовать при реализации проектов, и вписывать туда необходимую информацию.

Примерное содержание проекта может быть следующим

  1. Название, тип, тема, задачи проекта. Как правило, название и тема почти совпадают, задачи – вытекают из темы. Можно выбрать универсальные цели, например, познавательное, социальное, эстетическое, физическое развитие детей.
  2. Постановка проблемы. Проблематика зависит от темы проекта. Здесь можно указать, что дети недостаточно осведомлены в рассматриваемом вопросе, родители хотят повысить уровень знаний или заинтересовать детей в нем.
  3. Мероприятия в рамках проекта. В этом пункте следует перечислить, что планируется реализовать в рамках проекта.
  4. Ресурсы для реализации проекта – указывается методическая литература и другие материалы;
  5. Форма конечного продукта: праздник выставка, открытое занятие, презентация.
  6. Аналитическая справка: расписать актуальность проблемы.
  7. Этапы реализации проекта.

Результат проекта, который должен исходить из целей и задач.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Педагогический проект в средней группе ДОУ.

Педагогический проект в ДОУ«Мой дом — мой город»

Предлагаю вашему вниманию педагогический проект для детей среднего дошкольного возраста. Данный проект – это начальная ступень патриотического воспитания дошкольников. Оптимальный сроки реализации проекта – май месяц, и завершить его разумно 12 июня – в День России.

Автор: Останина Виктория Александровна, воспитатель МДОУ ДС № 53 «Серебряное копытце»

Актуальность реализации проекта:

Дети- это наше будущее, а значит будущее нашей страны. Каждый из нас должен любить свою страну. Но маленьким детям непонятны понятия страна, патриотизм, Родина…… Но наша задача — воспитать настоящего патриота своей страны, ведь за ними будущее!

Начинать воспитание любви к своей родине нужно с малого. С любви к своему городу. Ведь каждый город в России уникален, необычен по своему. И показать ребёнку красоту родного города – задача не такая уж и сложная. Стоит только начать!

Данный проект: «Мой дом – мой город» поможет ребятам узнать историю города, увидеть его с другой стороны, снова с ним познакомиться.

Автор проекта: воспитатель Останина Виктория Александровна.

Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский, краткосрочный.

Вид проекта: семейный, групповой.

Проблема:

Дети не задумываются о том, что город, в котором они живут – это их малая родина. Не знают ничего об его истории, достопримечательностях.

Ожидаемые результаты: дети имеют начальные знания об истории родного города, могут рассказать об интересных, исторических местах своей малой родины, умеют опыт совместной деятельности с родителями.

Место проведения: МДОУДС №53 «Серебряное копытце».

Сроки проведения: май — июнь 2014 года.

Режим работы: во время и вне занятий.

Количество участников проекта:

воспитатель: Останина В.А, дети-18 чел., родители-29 чел.

Возраст детей: 4-5 лет.

1 этап. Целеполагание.

Цель: создать условия для развития у детей патриотических чувств, для повышения активности участия родителей в жизни группы.

воспитывать у детей любовь к родному городу.

Сформировать у детей начальные представления об истории родного города, его достопримечательностях, расширять кругозор детей и словарный запас.

развивать патриотические чувства у детей, продолжать работу над развитием творческих способностей детей.

2 этап. Разработка проекта.

1. Подобрать необходимую литературу, иллюстрационный материал, материал для игровой деятельности детей для успешной реализации проекта.

2. Заинтересовать детей и родителей темой проекта, сподвигнуть их к совместной деятельности, направленной на достижение цели проекта.

3. Создать необходимую базу для продуктивной и творческой деятельности детей.

4. Составить перспективный план мероприятий.

3 этап. Реализация проекта.

Организация деятельности проекта.

3.1. Игровая деятельность.

*** Сюжетно-ролевая игра «Идём в детский сад», «Семья», « Экскурсия по городу».

Цель: развивать у детей патриотические чувства, учить подражать взрослым: маме, папе, бабушке, дедушке; воспитывать любовь к родному дому, городу; продолжать учить играть всем вместе, дружеским взаимоотношениям со сверстниками.

*** Настольно-печатная игра «Город», лото «Профессии», «Животный Урала».

Цель: воспитывать любовь и уважение к окружающим нас людям, расширять кругозор и обогащать словарный запас детей новыми терминами, развивать связную речь.

*** Словесные игры «Путь — дорога », «Доскажи словечко», «Ты мне – я тебе».

Цель: расширить у детей знания об улицах города, научить их правильно произносить, продолжать развивать умение слушать и слышать собеседника, развивать речь, память, образное мышление.

3.2. Художественно-речевая деятельность.

Цель: формировать у детей понятие «малая родина», расширить словарный запас, воспитывать любовь к родному краю, воспитывать бережное отношение к окружающей природе, учить внимательно наблюдать и слушать, развивать речь и память.

• Чтение стихов и небольших рассказов уральских писателей.

• Беседа: «Кто где живёт?», «Где родился, там и пригодился», «Чем помочь родному городу?», «Достопримечательности родного города», «Улочки — закоулочки.

• Чтение пословиц и поговорок о родине, загадки.

Цель: учить слушать импровизировать, развивать ритмику движений, учить соответствовать выбранной роли.

3.4. Художественно-эстетическая деятельность.

Цель: развивать творческие способности детей, прививать аккуратность в работе, воспитывать любовь к труду.

Изготовление коллективных работ «Кедровая роща», «Любимый сердцу уголок».

3.5. Фотовыставки «Природа родного края», «Город глазами детей».

Цель: воспитывать патриотические чувства, чувство гордости за родной край, учить видеть прекрасное в простых вещах.

3.6. Продуктивная деятельность.

— Рисунок: «На детской площадке», «Мой дом», «Моя семья».

— Аппликации: «Детский сад», «У пруда».

— Лепка: «Деревья вокруг», «Домик в деревне».

3.7. Экскурсии по городу.

Цель: продолжать расширять кругозор детей, прививать любовь к родному городу.

«Здравствуй роща», «Идём в библиотеку», «Городской музей», «Наш центр- площадь Быкова»

4 этап. Продукт проектной деятельности.

4.1. Коллективная работа «Кедровая роща».

4.2. Коллективная работа «Любимый сердцу уголок»

4.3. Выставка в группе «Писатели о родном городе», «Из истории нашей семьи», «Достопримечательности нашего города».

4.4. Фотовыставки в группе «Природа родного города», «Город глазами детей»

4.5. Оформление газеты «Шагая по улицам города»

Проекты в ДОУ.


Метод проектов в России приобрел популярность с конца девяностых годов прошлого века и постепенно стал одним из ведущих видов деятельности в образовательном учреждениидо этого почти шестьдесят лет в советской педагогике существовал запрет на «чуждый буржуазный проектный метод». Однако советская школа познакомилась с ним еще в первые годы советской власти.Педагогов привлекала возможность воспитывать активную самостоятельную личность, способную принимать решения, ставить цели, планировать свою деятельность и предвидеть ее результат. Проект предполагает практическую социальную направленность и конкретный общественно значимый продукт.В настоящее время проектная деятельность органически входит в новые стандарты начального образования. Однако и дошкольные образовательные учреждения вводят метод проектов в детском саду.Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.Проекты в детском саду могут быть творческие, информационные, коммуникативные, ролевые, исследовательские. Так как ведущей деятельностью дошкольников является игра, то предпочтение отдается творческим и ролевым видам.Групповые проекты в детском саду могут стать первой ступенькой.

      • постановка обучающей цели проекта и осмысление его продукта;— планирование работы по подготовке воспитанников;— прогнозирование процесса деятельности воспитанников и ожидаемых результатов;
    • практическая работа по подготовке необходимых материалов

Например, проект семья в детском саду. Продуктом педагогического проекта будет подробное описание совместной деятельности педагога и воспитанников, которое дает ответы на следующие вопросы: Какие умения и навыки приобретут воспитанники в процессе деятельности? Какой вид проекта будет реализован (творческий, информационный)? Какие знания о семье должны иметь воспитанники до и после его выполнения? Каким образом будет организовано взаимодействие детей в процессе деятельности? Что станет продуктом группового проекта воспитанников? Какое оборудование потребуется для его реализации? Каким образом возможно привлечение других специалистов ДОУ или родителей (социальное партнерство)? Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

  1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
  2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
  3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  4. Составление плана-схемы проекта.
  5. Сбор, накопление материала.
  6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
  7. Домашние задания для сам. выполнения.
  8. Презентация проекта, открытое занятие.

Основные этапы метода проектов

  1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
  2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
  • к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
  • в каких источниках можно найти информацию;
  • какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
  • с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.В настоящее время проекты классифицируются:

  • по составу участников;
  • по целевой установке;
  • по тематике;
  • по срокам реализации.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

  1. исследовательское-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
  2. ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
  3. информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
  4. творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

  • комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»;
  • межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
  • творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России»;
  • групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;
  • индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»;
  • исследовательские: «Мири воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» — на учебный год).

Основной целью проектного метода в д/у является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

  1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  2. развитие познавательных способностей;
  3. развитие творческого воображения;
  4. развитие творческого мышления;
  5. развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  • формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:
• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
• развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
• формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
• развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Младший дошкольный возраст

Задачи обучения:
• пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
• приобщать детей к процессу познания;
• формировать различные представления;
• привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
• побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

Совершенствование психических процессов:
• формирование эмоциональной заинтересованности;
• знакомство с предметами и действиями с ними;
• развитие мышления и воображения;
• речевое развитие.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:
• осознание поставленной цели;
• овладение различными способами решения поставленных задач;
• способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;
• поиск различных средств достижения цели.

Линии развития личности.

Физическое развитие:
• стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;
• формирование осознанных представлений о необходимости заботится о своём здоровье (ролево-игровой проект «Азбука здоровья»);

социальное развитие:
• формирование способов общения (вернисаж «Я и моя семья», индивидуальные семейные проекты «Генеололгическое древо»);

познавательное развитие:
• обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
• расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;
• сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач (математические коллажи, межгрупповой проект «Мир животных и птиц», «Творческие проекты «Мои друзья», «Мир природы», «Любим сказки»);

эстетическое развитие:
• развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;
• овладение художественной деятельностью (комплексные проекты «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», ролево-игровые проекты «Любимые игрушки»).

Старший дошкольный возраст.

Задачи обучения:

• развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
• развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;
• формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
• развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

Формирование предпосылок учебной деятельности:
• произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
• потребности в создании собственной картины мира;
• навыков коммуникативного общения.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:
• выявить проблему;
• самостоятельно искать нужное решение;
• выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
• самостоятельно анализировать полученные результаты.

Линии развития личности.

Социальное развитие:
• развитие самопознания и положительной самооценки;
• овладение способами внеситуативно-личностного общения;
• высокий уровень коммуникативной компетентности;
• осознание функций речи (индивидуальный проект «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», проект «Сказки о любви», групповые проекты «Познай себя»);

Физическое развитие:
• развитие осознанного отношения к своему здоровью;
• формирование потребности в здоровом образе жизни;
• совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (ролево-игровые проекты «Азбука здоровья», «Секреты Ильи Муромца»).

Познавательное развитие:
• систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;
• развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (клуб любителей книги «Волшебная страна», групповые проекты «Уральские самоцветы», «Подводный мир», «Весёлая астрономия», межгрупповой проект «Времена года», комплексные проекты «Здравствуй, Пушкин!», «Богатыри земли русской»);

Эстетическое развитие:
• углублённое приобщение к искусству, многообразию худ.образов;
• овладение различными видами худ. деятельности;
• развитие способностей к эстетической оценке (ролево-игровой проект «В гостях у сказки», комплексные проекты «Эхо столетий», «Книжкина неделя», «Мир театра»).

Проекты в детском саду осуществляются педагогом по намеченному плану.

Цель, тему и продукт объявляет воспитатель. На данном этапе педагогу необходимо помочь детям принять задачу, мотивировать на ее выполнение, сделать цель личностно значимой для каждого ребенка.

Так, например, целью группового проекта «Семья» может стать выставка творческих работ детей о своей семье. Продуктом – творческие работы, выполненные в различных техниках. Мотивация основана на личном семейном опыте ребенка и семейных взаимоотношениях. Дети принимают активное участие в обсуждении вариантов творческой работы и ее результатов.

На следующем этапе происходит индивидуализация цели и продукта проекта для каждого воспитанника. Ребенок включается в процесс планирования: что нужно сделать, когда, какие нужны материалы, кто может помочь в работе.

Практическая работа по реализации проекта занимает основное время. Необходимо устраивать промежуточные обсуждения процесса подготовки: Что сделали вместе? Что еще нужно сделать? Что сделал каждый?

Когда этап реализации индивидуальных работ завершен, ребята планируют завершение: презентация продукта проекта. Где будут выставляться работы? Как оформить выставку? Кто будет выполнять роль экскурсовода? и т.д.

Тематика проектов в дошкольном воспитании

Как оформить педагогический проект?.


Уважаемые коллеги! Предлагаем вашему вниманию шаблон проекта для наполнения любым содержанием. Проект давно вошел в систему работы детского сада. Наверное нет ни одного воспитателя, который не использовал хотя бы раз в своей педагогической деятельности этот замечательный метод.

Шаблон (или образец оформления) поможет вам быстро собрать и систематизировать информацию по выбранной вами теме проекта. Конечно, предложенные разделы могут быть дополнены по вашему усмотрению.

Название проекта

Описание проекта

Программное содержание:

  • расширить знания детей о …
  • сформировать у детей чувство …
  • формированию убеждения о …
  • воспитывать …
  • расширить знания о …
  • научить …

Актуальность проекта

Раскрыть в актуальности необходимость рассмотрения данного вопроса. Желательно закончить формулировкой противоречия.

Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомление детей с … , формирование у детей … , и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.

Объект проекта: …

Предмет проекта: …

Цель проекта: расширить знания детей о …, сформировать у детей чувства … , формированию …, воспитывать … .

Задачи проекта:

  • ознакомить воспитателей с современной методической литературой по … ;
  • провести цикл занятий и мероприятий по теме;
  • организовать выставку детских рисунков;
  • ознакомить детей с литературными, художественными и музыкальными произведениями по тематике;
  • разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению детей с … ;
  • подготовить совместными усилиями детей и родителей … ;
  • систематизировать литературный и иллюстрированный материал по теме …:
  • провести заключительное мероприятие … .

Термин выполнения: указать сколько недель (месяцев).

Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Необходимые материалы: … .

Предполагаемый продукт проекта: мероприятие …; выставка творческих работ детей; презентация … (составленного совместными усилиями детей и их родителей); разработанные рекомендации для педагогов по ознакомлению детей с … ; систематизированный литературный и иллюстрированный материал по теме …; разработанные рекомендации для родителей.

Список литературы: …

Adblock
detector