Игровые технологии в образовательном процессе доу

Применение игровых технологий в ДОУ.

доклад на педсовете на тему «Применение игровых технологий в доу».

Просмотр содержимого документа
«Применение игровых технологий в ДОУ»

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.

«… Весь процесс воспитания ребенка мы

рассматриваем как обучение тому, в какие игры

следует играть и как в них играть.»

Игра – ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. И с этим никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике дошкольного образования?

С каждым новым поколением детей меняется и игровое пространство детства. Если рассматривать современное поколение, то можно увидеть, что коллективным играм дети больше предпочитают информационные технологии. Кто же виноват в этом? Конечно же, вечно спешащие взрослые: бабушки и дедушки живут далеко, мамы и папы обеспокоены престижной работой, а воспитатели в детском саду усиленно готовят детей к школе. Эта тенденция прослеживается не только у нас, но и во многих странах.

Развитие современного общества требует обобщения и систематизации опыта педагогических инноваций, результатов психолого-педагогических исследований. Одним из способов решения этой проблемы является технологический подход к организации образовательной работы с детьми.

В дошкольном образовании педагогическая технология представляет собой совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих комплекс форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств для реализации образовательного процесса в ДОУ.

Необходимость использования педагогических технологий обусловлена следующими причинами:

— социальный заказ (родители, региональный компонент, требования ФГОС) ;

— образовательные ориентиры, цели и содержание образования (образовательная программа, приоритетное направление, результаты мониторинга и др.) .

Ценность педагогической технологии в том, что она:

— конкретизирует современные подходы к оценке достижений дошкольников;

— создаёт условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

В Федеральных государственных общеобразовательных стандартах ДО игра рассматривается как важное средство социализации личности ребенка – дошкольника. Право на игру зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст. 31).

В условиях введения ФГОС ДО для педагогов важно понять: что представляют собой игровые технологии, как использовать их в образовательном процессе?

Цель игровой технологии — не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Л. В. Загрекова выделяет следующие компоненты игровых технологий:

Все рассмотренные компоненты находятся в тесной взаимосвязи и включают ряд структурных элементов:

С введением ФГОС ДО перед нами встали следующие задачи, направленные на введение игровых технологий в ДОУ:

• Необходимость объяснения родителям важности игры

• Обеспечение безопасного пространства для игры (особенно касается дворовых территорий)

• Наличие соответствующей развивающей предметно – пространственной среды, поддерживающей игру

• Свободное время детей не должно быть жестко программируемым, Педагог должен наблюдать за детьми, понимать их игровые замыслы, переживания. Ему необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если воспитатель относится к игре серьёзно, с искренним интересом, без обидного снисхождения.

Согласно ФГОС ДО содержание образовательной программы в ДОУ должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области) :

МЫ РАССМОТРИМ ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ ПО КАЖДОМУ НАПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЯ.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:

• Сюжетно – ролевые игры

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Здесь выбор игр огромен и разнообразен, но следует выделить игровые технологии, направленные на формирование знаний, умений и навыков – это так называемые обучающие игры, проблемные игровые ситуации и игровые технологии, направленные на закрепление полученных знаний, развитие познавательных способностей.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Применение игровых технологий в работе позволяет повышать успешность обучения детей с речевыми нарушениями.

Проведение специально подобранных игр создает максимально благоприятные условия для развития речи детей. Например таких технологий, как:

— Игровые технологии направленные на развитие мелкой моторики

— Игровые технологии направленные на развитие артикуляционной моторики

— Игровые технологии направленные на развитие дыхания и голоса

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; формирование элементарных представлений о видах искусства;восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, изобразительного искусства.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, выполнением основных движений, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми, становление ценностей здорового образа жизни.

Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Игра — что может быть интересней и значимей для ребёнка? Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребёнок идет в детский сад.

Игровые технологии в ДОУ.

В Большом энциклопедическом словаре понятие игры изложено следующим образом: «Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям». Таким образом, игра как отраженная модель поведения, проявления и развития сложных самоорганизующихся систем включает в себя различные сценарии жизни, в которых заложены основы саморазвития и самовыражения.Выделяют следующие функции игры:
• социокультурная (игра – сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение детьми знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу, так и стихийные процессы, влияющие на формирование ребенка);
• межнациональная коммуникация (игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни);
• самореализация ребенка в игре (игра позволяет с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой – выявить недостаточность опыта);
• коммуникативная (любое игровое общество — коллектив, выступающий применительно к каждому игроку как организующее и коммуникативное начало, имеющее огромное качество коммуникативных связей);
• диагностическая (игра обладает предсказательностью, она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека);
• игротерапевтическая (игра может быть и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, в общении с окружающими, в учении);
• коррекционная (игра закрепляет приобретенные способности как внеситуативные);
• развлекательная (игра – единственная деятельность, которая выводит ребенка за рамки его непосредственного опыта, и любое место, занимаемое им в игре, уникально).
Таким образом, игра — это особый вид деятельности, так как во-первых, в ходе игровой деятельности личность упражняется и развивается, во-вторых, игра дает возможность каждому дошкольнику приблизится к миру взрослых в некоторой степени подготовленным, овладевая познавательной, трудовой, спортивной и др. деятельностями, в-третьих, игра самый демократичный вид деятельности, в которой равенство гарантируется ролевым распределением.В условиях образовательно-воспитательного процесса игра приводит к ряду методических выводов: в любой игре присутствуют правила игры, в каждом определенном правиле заключается цель, а так же элементы импровизации при выборе оптимального варианта действий в жестких условиях.
Поэтому при подготовке любого типа игры необходимо учитывать ряд обязательных требований:
— предъявлены четкие инструкции над конкретным видом работы;
— определены критерии оценки всех видов работ;
— созданы команды участников игры;
— продуманы призы и награждения для победителей.
Немаловажную функцию в ходе организации игровой деятельности выполняет воспитатель. В период проведения игры воспитателю необходимо в совершенстве владеть следующими коммуникативными операциями:
— умением задавать неожиданные вопросы и делать вид, что эти вопросы звучат случайно;
— подготовить предположительные ответы на случайные вопросы;
— умением читать истинный смысл поведения детей по «лишним» движениям и жестам;
Таким образом, рассмотрев кратко игровые технологии в образовательно-воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения, можно сформулировать следующее:
— результат игровой деятельности является не целью, а средством обучения и формирования личностных качеств играющих;
— в игре заключена возможность удовлетворения в воображаемой деятельности неосознанных или подсознательных влечений и потребностей ребенка;
— игра позволяет приобрести внутреннюю свободу;
— соотношение импровизации, свободы поведения воспитуемого и правил, регламентирующих действия участников игровой деятельности – это диалектическое единство, оно не нарушается и создает у дошкольников ощущение естественности и непринужденности своего поведения в учебных ситуациях. Теория игровых технологии в детском саду
Что такое технология?
Как и любая технология, педагогическая представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого.
Виды педагогических технологий
• «Здоровьесберегающая» технология
• Технология «ТРИЗ»
• Технология «Проблемного обучения»
• Технология «Марии Монтессори».
• «Игровая» технология и др.
Основные требования (критерии) педагогической технологии:
• Концептуальность
• Системность
• Управляемость
• Эффективность
• Воспроизводимость
Концептуальность — опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:
— логикой процесса,
— взаимосвязью его частей,
— целостностью.
Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, (технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей).
Структура образовательной технологии
Структура образовательной технологии состоит из трех частей:
• Концептуальная часть – это научная база технологии, психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
• Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
• Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.
Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем перечисленным требованиям.
«Игровая технология», кроме выше перечисленных критериев, должна отвечать психологически обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в обучающем процессе в детском саду, создавая ребенку возможность принятия на себя роли действующего в игровой ситуации персонажа. Такая организация совместной деятельности педагога и ребенка является средством, воссоздающим некоторые элементы игры, и способствует преодолению разрыва, возникающего при переходе от ведущей игровой к учебной деятельности.
Игра или элементы игры, целесообразно включенные в обучение, придают учебной задаче конкретный, актуальный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют их на решение поставленных задач.
Игра — одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли.

Таким образом, игра наряду с трудом и ученьем — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
По определению, игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Функции игры
• развлекательная (это основная функция игры — развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);
• коммуникативная: освоение диалектики общения;
• самореализация в игре как полигоне человеческой практики;
• игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
• диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
• функция коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
• межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
• функция социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Четыре главные черты присущие игре
• свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
• творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
• эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
• наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
Структура игры как деятельности –
• Целеполагание,
• планирование,
• реализация цели,
• анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.
Структура игры как процесс –
• роли, взятые на себя играющими;
• игровые действия как средство реализации этих ролей;
• игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
• реальные отношения между играющими;
• сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Игра как метод обучения
• в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
• как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
• в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
познавательные, воспитательные, развивающие;
репродуктивные, продуктивные, творческие;
коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Типология педагогических игр по характеру игровой методике
предметные,
сюжетные,
ролевые,
деловые,
имитационные
игры-драматизации
Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различны ми средствами передвижения.
Специфика игровой технологии
Игровая среда:
игры с предметами
без предметов,
настольные,
комнатные,
уличные,
на местности,
компьютерные
с ТСО,
с различными средствами передвижения.
Игровая технология
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого воспитателя.

Литература
1. Г.К. Селевко «Современные образовательные технологии», М. 2006.
2. Н.Е. Щуркова «Практикум по педагогической технологии», М. 2001.
3. Шмаков С.А. «Игры учащихся – феномен культуры», – М.: Новая школа, 1999.

Игровые технологии в образовательном процессе доу.

Развитие современного общества требует обобщения и систематизации опыта педагогических инноваций, результатов психолого-педагогических исследований. Одним из способов решения этой проблемы является технологический подход к организации образовательной работы с детьми.

В дошкольном образовании педагогическая технология представляет совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих комплекс форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств для реализации образовательного процесса как в нескольких ДОУ, так и в конкретном детском саду или даже группе.

Необходимость использования педагогических технологий обусловлена следующими причинами:

— социальный заказ (родители, региональный компонент, требования ФГТ);

— образовательные ориентиры, цели и содержание образования (образовательная программа, приоритетное направление, результаты мониторинга и др.).

Ценность педагогической технологии в том, что она:

— конкретизирует современные подходы к оценке достижений дошкольников;

— создаёт условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность.

Эти и другие важнейшие качества не только в процессе специальных занятий, но также и в игре, дающей ребёнку:

— возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли;

— быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества);

— прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».

Значение игры не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится:

— деятельностью для реализации творчества;

— первым шагом социализации ребёнка в обществе.

Воспитательное и обучающее значение игры зависит от:

— знания методики игровой деятельности;

— профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр;

— учёта возрастных и индивидуальных возможностей.

На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть использована:

— для освоения темы или содержания изучаемого материала;

— в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

— как часть образовательной программы, формируемой коллективом ДОУ.

1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.

2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.

Но как любая педагогическая технология, игровая также должна соответствовать следующим требованиям:

1. Технологическая схема – описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы.

2. Научная база – опора на определённую научную концепцию достижения образовательных целей.

3. Системность – технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.

4. Управляемость – предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.

5. Эффективность – должна гарантировать достижение определённого стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.

6. Воспроизводимость – применение в других образовательных учреждениях.

Игровая педагогическая технология – организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по:

— отбору, разработке, подготовке игр;

— включению детей в игровую деятельность;

— осуществлению самой игры;

— подведению итогов, результатов игровой деятельности.

Главный признак педагогической игры в игровой технологии – чётко поставленная цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты, характеризующиеся учебно-познавательной направленностью.

Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться:

1. По виду деятельности – двигательные, интеллектуальные, психологические, профориентационные и т.д.;

2. По характеру педагогического процесса – обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.

3. По характеру игровой методики – игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры, игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.

4. По содержанию – музыкальные, математические, социализирующие, логические и т.д.

5. По игровому оборудованию – настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т.д.

Главный компонент игровой технологии – непосредственное и систематическое общение педагога и детей.

— повышает познавательный интерес;

— вызывает эмоциональный подъём;

— способствует развитию творчества;

— максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;

— позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.

Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.

Концептуальные основы игровой технологии:

1. Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности.

2. Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности – дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

3. Игровая технология охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажем.

4. В игровую технологию включаются последовательно игры и упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения учебного материала.

Игра, как правило, собственная инициатива детей, поэтому руководство педагога при организации игровой технологии должно соответствовать требованиям:

— выбор игры – зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностей детей (дети, проявляют интерес к игре, активно действуют и получают результат, завуалированный игровой задачей – происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые);

— предложение игры – создаётся игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи: правила и техника действий);

— объяснение игры – кратко, чётко, только после возникновения интереса детей к игре;

— игровое оборудование – должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГТ;

— организация игрового коллектива – игровые задачи формулируются таким образом, чтобы каждый ребёнок мог проявить свою активность и организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно.

— развитие игровой ситуации – основывается на принципах: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;

— окончание игры – анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни.

Литература:
1. Касаткина Е.И. Игра в жизни дошкольника. – М., 2010.

2. Касаткина Е.И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ.//Управление ДОУ. — 2012.- №5.

3. Карпюк Г.А. Реализация права ребенка на игру.//Старший воспитатель. – 2007 — №6.

4. Пенькова Л.А., Коннова З.П. Развитие игровой активности дошкольников.

Педразвитие.

Автор: Шелоп Наталья Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 23 «Хоровод»
Населённый пункт: г. Брянск
Наименование материала: статья
Тема: «Использование игровых технологий в образовательном процессе ДОУ»
Дата публикации: 14.11.2017
Раздел: дошкольное образование

Использование игровых технологий в образовательном

« Игра – это огромное, светлое окно, через которое в духовный мир

Игра — что может быть интересней и значимей для ребёнка? Это и радость,

и познание, и творчество. Это то, ради чего ребёнок идет в детский сад.

Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и

прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей,

ведущей деятельностью является игра.

Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными

интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений; это особая

В Федеральных государственных общеобразовательных стандартах ДО

игра рассматривается как важное средство социализации личности ребенка –

дошкольника. Право на игру зафиксировано в « Конвенции о правах ребенка»

В условиях введения ФГОС ДО для педагогов важно понять : что

представляют собой игровые технологии, как использовать их в

Игровая педагогическая технология – организация педагогического

процесса в форме различных педагогических игр. Главная цель – создание

полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений

деятельности в зависимости от условий функционирования ДОУ и уровня

развития детей. Задачи – достигнуть высокого уровня мотивации,

осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счет собственной

активности ребенка; подобрать средства, активизирующие деятельность

детей и повышающие ее результативность.

Главный компонент игровой технологии – непосредственное и

систематическое общение педагога и детей. Игровые занятия проходят в

эмоционально благоприятной психологической обстановке, атмосфере

доброжелательности, свободы, при отсутствии изоляции пассивных детей.

Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, обрести уверенность в

себе, легче усвоить материал любой сложности.

Концептуальные основы игровой технологии:

Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при

помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве

средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности.

Реализация педагогической игры осуществляется в следующей

последовательности — дидактическая цель ставится в форме игровой

задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве её средства; успешное

выполнение дидактического задания связывается с игровым

Игровая технология охватывает определённую часть образовательного

процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажем.

В игровую технологию включаются последовательно игры и

упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знание

из образовательной области. Но при этом игровой материал должен

активизировать образовательный процесс и повысить эффективность

освоения учебного материала.

Главная цель игровой технологии — создание полноценной мотивационной

основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от

условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития

Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в

усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.

Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и

повышающие её результативность.

Но, как любая педагогическая технология, игровая также должна

соответствовать следующим требованиям:

Технологическая схема — описание технологического процесса с

разделением на логически взаимосвязанные функциональные

Научная база — опора на определённую научную концепцию

достижения образовательных целей.

Системность — технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех

Управляемость — предполагается возможность планирования процесса

обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с

целью коррекции результатов.

Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут

По виду деятельности — двигательные, интеллектуальные,

психологические и т. д.;

По характеру педагогического процесса — обучающие, тренировочные,

контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие,

По характеру игровой методики — игры с правилами; игры с правилами,

устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана

условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.

По содержанию — музыкальные, математические, социализирующие,

логические и т. д.

По игровому оборудованию — настольные, компьютерные,

театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.

Главный компонент игровой технологии — непосредственное и

систематическое общение педагога и детей.

Игровая технология : повышает познавательный интерес; способствует

развитию творчества; активизирует воспитанников; вызывает эмоциональный

подъем; максимально концентрирует время занятий за счёт чётко

сформулированных условий игры; позволяет педагогу варьировать стратегию

и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых

задач в зависимости от уровня освоения материала

Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной

психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы,

равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии

помогают детям раскрепоститься, укрепить уверенность в себе и своих силах.

Игровые технологии в образовательном процессе доу.

Автор: Коковина Наталья Борисовна

Организация: МБДОУ- детский сад № 148

Населенный пункт: Свердловская область, г. Екатеринбург

Одним из основных принципов дошкольного образования является возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития). Как мы знаем, в дошкольном возрасте необходимо создать условия для развития игровой деятельности. Значение игры в развитии ребенка велико, ее исследователи утверждают, что «Детство без игры и вне игры анормально и аморально». Лишение ребенка игровой практики – это лишение его не просто детскости, это лишение его главного источника развития. Поэтому всё чаще встаёт вопрос о применении педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста, а в частности внедрении игровых технологий в образовательную деятельность ДОУ.

Исследования Л.А. Венгера, Н.Я. Михайленко, К.С. Егоркиной, Е.В. Зворыгиной, Н.Ф. Комаровой составили основу для разработки игровых технологий в педагогическом процессе в детском дошкольном учреждении. В дошкольном образовании педагогическая технология представляет совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих комплекс форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств для реализации образовательного процесса в конкретном детском саду ли группе. Несмотря на встречающиеся издержки использования игр в педагогической работе с дошкольниками, игровые технологии становятся самыми востребованными. Они весьма актуальны в связи с колоссальным значением игры для ребенка и в связи с ориентацией на гуманизацию образовательного процесса в ДОУ. Исследованиями физиологов доказано, что игра является деятельностью, удовлетворяющей не только духовные и социальные потребности ребенка, но и биологические. Преимущества игровых технологий состоят и в том, что они могут применяться не только в образовательной деятельности, но и в совместной деятельности с воспитателем и в самостоятельной деятельности детей.

Понятие «игровые педагогические технологии», по определению Г.К. Селевко, «включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр». Характеризуя педагогические игры, Г.К. Селевко отличает их от игр вообще наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата. Наряду с термином «игровые технологии», в педагогике используется термин «игровое обучение», смысл которого заключается в следующем: это игра по форме и учение по содержанию (Ю.С.

Тюнников). Можно сказать, что «игровые технологии» и «игровое обучение» – близкие понятия, поскольку оба подразумевают осуществление воспитания и обучения в форме игры. Игровые технологии и игровое обучение призваны поднять стратегию образования на качественно новую основу.

Дошкольник, не умеющий играть, не может содержательно общаться, не способен к совместной деятельности, не интересуется проблемами сверстников. Из-за этого у него возникают недостатки коммуникативного развития (отчуждение, нарастание агрессивности). Таким образом, игра для ребенка должна стать «не только приятным времяпрепровождением, но и господствующей технологией образования» (Ю.С. Тюнников).

Недостатками современного состояния игровых технологий в системе дошкольного образования считается сохранившаяся на практике регламентация игр, особенно игр обучающих. Проблемой является и устаревание педагогического состава ДОУ, а следовательно методов и форм, используемых в организации образовательной деятельности. Это приводит, по мнению ученых, к дискредитации использования игр. Подчеркивается, что эффективной игра становится только в том, случае, если она используется «в нужном месте, в нужное время и в необходимых дозах». Игра, сверх регламентированная взрослым, затянутая по времени, лишенная эмоционального накала, занижающая или излишне завышающая возможности детей, по мнению Т.И. Ерофеевой, может принести больше вреда, чем пользы.

Применить игровые технологии сможет только грамотный, квалифицированный педагогог, имеющий необходимые знания в области внедрения педагогических технологий. Педагоги должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей:

* обеспечивать эмоциональное благополучие детей;

* поддерживать индивидуальность и инициативу детей;

* создать условия для общения, для развития коммуникативных навыков;

* организовать игровую деятельность, способствующую развитию познавательной сферы детей;

* включать в работу родителей.

Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

В ДОУ должны быть созданы условия для:

* профессионального развития педагогов;

* консультативной поддержки педагогов;

* организационно-методического сопровождения внедрения игровых педагогических технологий.

Воспитательное и обучающее значение игры зависит от:

* знания методики игровой деятельности;

* профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр;

* учёта возрастных и индивидуальных возможностей.

Необходимо организовать различные формы работы с педагогическим коллективом по формированию готовности внедрять и применять игровые технологии, в целях повышения качества образовательного процесса.

Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Благодаря им оказывается возможным регулирование качества образования в детском саду: они могут быть использованы для нивелирования отрицательных факторов, влияющих на снижение его эффективности.

Подводя итоги сказанного, можно сделать вывод, что использование игровых технологий в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения положительно влияет на качество образовательного процесса и имеет огромную роль в воспитании и развитии детей.

1. Прутченков, А.С. Возможности игровой технологии: понятия и термины./ Педагогика. 1999. № 3. -С. 124-126

2. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. — М., Народное образование, 1998. — 256 с.

3. Тюнников, Ю.С. Игровое обучение как дидактическая система будущего [Текст] / Ю.С. Тюнников, С.М. Тюнникова // Гуманизация образования. – 1995. – № 3. – С. 36-50.

4. Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014.-32 с.

5. Эльконин, Д.Б. Игра и психическое развитие [Текст] / Д.Б. Эльконин // Психическое развитие в детских возрастах / под ред. Д.И. Фольдштейна. – М.: изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: МОДЭК, 2001. – С. 218-238.

Adblock
detector