Игровые зоны в старшей группе детского сада

Оснащение игровой среды старшей группы детского сада..

Групповая комната представляет собой помещение прямоугольной формы, по периметру которого располагается мебель, детские столики для занятий, настольных игр, приема пищи. Часть игровых уголков находится на ковре, предназначенном для свободной деятельности детей, часть уголков – на стеллажах. Остальные помещения групповой комнаты — спальня, раздевалка — не включаются в групповое пространство.
В каждой группе мебель и оборудование установлены так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу.
Все групповое пространство распределено на центры, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок.
В группе можно организовать центр уединения – за ширмой, где дети могут полистать любимую книжку, и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Этим простым способом достигается создание «своего» личного пространства.
В группах должен быть специальный игровой уголок, оборудованный по принципу подбора игр по игровым зонам: «Больница», «Магазин», «Кухня», «Столовая», «Спальня», «Парикмахерская», «Ателье», «Почта». В отдельных нижних ящиках находится строительный материал, которым дети с удовольствием пользуются во время игры.
В игровых центрах находятся все атрибуты по данной теме. Например, для игры в:

  • «Больницу» в наличии должны быть халат, и медицинские приборы (инструменты), всевозможные пузыречки и коробочки от таблеток;
  • для игры в «магазин» — халат, кассовый аппарат, игрушечные деньги, весы, гири, изготовленные из папье-маше, пластмассовые фрукты, и овощи, всевозможные конфеты, пирожные из теста, колбаса из деревянных брусочков и т.д.,
  • для уголка дорожного движения – различные машины, дорожные знаки,
  • уголок музыкальной деятельности содержит — музыкальные инструменты, различные музыкальные дидактические игры
  • уголок сенсорного воспитания содержит различные вкладыши, шнуровки, пособия для развития тактильной памяти, ознакомления с цветовой гаммой и т.д
  • спортивный уголок содержит спортивный инвентарь: скакалки, мячи, кегли, бубны, погремушки, султанчики, атрибуты для спортивных игр, соответственно возрасту, в коробках или папках. Он может находиться как в групповой комнате, так и в раздевалке
  • также разнообразные сюжетные игрушки (куклы, зверюшки, посуда, штурвалы, рули, телефоны), различные предметы-заместители, которыми ребята восполняют недостающие сюжетные игрушки.

Также нужны мелкие игрушки в таких уголках, как:

  • зоопарк
  • сельский дворик
  • дорожное движение
  • городок– в ясельных и младших группах
  • математический – в старшей и подготовительной группах
  • уголок школы – в подготовительной группе — которые ребенок может взять в любое удобное место.
  • Также в каждой группе должен быть уголок настольных и дидактических игр

Большое количество игрового оборудования и материалов для творческой деятельности должно быть сделано руками воспитателей.
Предметно-игровая среда групп детского сада должна быть организована таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом.
В предметно-пространственную среду каждой группы включены не только искусственные объекты, но и естественные, природные. Кроме центров природыв группах, где дети наблюдают и ухаживают за растениями, в старших группах необходимо оборудовать центры экспериментирования, для проведения элементарных опытов, экспериментов.
Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды. Если в младшем возрасте на нем отмечаются лишь основные явления погоды (дождь, снег, солнце, ветер), то в старшем, происходит его усложнение.

В каждой приемной комнате для родителей организуется уголок для родителей, в котором должно быть:

  • режим, по которому живет группа;
  • сетка занятий, соответствующая возрасту и программе обучения и воспитания дошкольников.
  • меню (вывешивается на 2 дня – сегодня и завтра);
  • антропометрические данные «Мы растем»;
  • выставки детского творчества (рисунков, поделок).

Развивающая среда может быть постоянной, создаваемой на длительный срок: оформление кабинетов, музыкального и физкультурного залов, и более динамичной – при оформлении музыкального зала, групповой, вестибюля на какой-то конкретный праздник, досуговое мероприятие, на время постановки сказки.
Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.
Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

21. Оснащение игровой среды младшей группы детского сада.

Предметы подбираются чистых цветов, несложной формы, сделанные из безопасных для здоровья ребенка материалов. Маленькие дети предпочитают крупное игровое оборудование, которое надо размещать на открытых полках. Оно должно быть внешне привлекательным, ярким. Для развития мелкой моторики кроме специальных дидактических игрушек (вкладыши, пирамидки, шнуровки) в обстановку нужно включать пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки, другие, уже ненужные хозяйственные предметы.Для стимулирования двигательной активности необходимо иметь горку со ступеньками и пологим спуском, оборудование для пролезания, подлезания, перелезания (пластиковые кубы с отверстиями или лабиринты). Можно использовать матрац, на котором дети с удовольствием будут прыгать, лежать, ползать. Два-три крупных разноцветных надувных мяча и нескольких мячей меньших размеров будут стимулировать ходьбу. Целесообразно иметь одну-две большие коляски для кукол, один-два больших автомобиля (на которых может кататься сам ребенок). В группах для детей младшего дошкольного возраста основное внимание уделяется сравнению величин, предметов по количеству и свойствам. Этому способствуют дидактические игры (типа лото и парных картинок), мозаика (для 3-летних детей – крупная пластиковая, для 4-летних – магнитная и крупная гвоздиковая), пазлы из 3-15 частей, наборы кубиков из 4-12 штук, развивающие игры (например, «Сложи узор», «Сложи квадрат»), а также игры с элементами моделирования и замещения.

22. Оснащение игровой среды средней группы детского сада.

Наступает время расцвета сюжетно-ролевой игры. В этом случае вносятся атрибуты для разворачивания новых сюжетов, простых и связанных с имеющимся у ребенка опытом: семья, магазин, детский сад, праздники, цирк… Поэтому в игровых наборах должны быть куклы разного пола и «профессий», мягкие игрушки, наборы мебели (крупной и для игр на столе), посуды, одежды, разнообразные виды транспорта. Более разнообразным становится материал для строительных и конструктивных игр. Усложняются форма деталей, способы крепления, появляются тематические наборы («Город», «Поезд» и др.). Среди дидактических игр прежде всего должны быть игры на сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу, функции, на группировку, на воссоздание целого из частей. На общее обозрение целесообразно выставлять знакомые детям обозначения разнообразных свойств (геометрические фигуры, цветовые пятна, цифры и др.) – это поможет им быстрее освоить эталоны свойств и использовать их в самостоятельной познавательной деятельности.

Зоны группы детского сада.

Автор статьи — Наталья Прищепенок, автор иллюстрации — Анна Лукьянова.

Есть такое интересное выражение о том, что среда, в которой живёт ребёнок – как рассол. В жизни ведь как – если рассол хороший, то какой бы ни был огурец, он в любом случае станет гордостью хозяйки и украшением любого праздничного стола. К педагогике впервые применил этот принцип педагог В. Ф. Шаталов.

Детский сад как раз и становится таким вот новым «рассолом» для трёхлетних малышей, которые впервые меняют основную среду своего развития первых трёх лет — дом и семью — на новую, более наполненную людьми, предметами и событиями — на среду детского сада.

Основные принципы зонирования групп в детском саду

Среда — это система взаимосвязей предметного и личностного характера. Она должна помогать педагогам наиболее эффективно развивать индивидуальность ребёнка, учитывая его интересы и склонности.

Зонирование группы детского сада это и есть создание того самого «рассола», развивающей среды вокруг ребёнка.

Так как помещение группы детского сада обычно не напоминает размерами стадион «Лужники», используем для создания зон так называемую кассетную систему, то есть легко трансформирующееся оборудование, с помощью которого мы сможем создавать сферы деятельности детей по желанию, объединяя их или отделяя друг от друга. Так будут соблюдены принципы стабильности и динамичности – разнообразие отдельных подвижных блоков в стабильном помещении. Дети в этих зонах смогут заниматься различными делами, не мешая друг другу, при необходимости имея возможность объединяться для совместной деятельности.

Невозможно находиться в коллективе целый день, особенно если ребёнок – интроверт. Необходимо иметь в группе и зону, где будет возможность уединиться.

Обязательный, очень важный принцип зонирования – эстетичность и необычность пространства. Созданные вами в группе «уголки» должны притягивать, пусть ребёнку хочется в них находиться, рассматривать их наполнение, выполнять соответствующие теме действия.

Зоны, созданные вами в группе детского сада, обязательно должны учитывать ведущие модальные каналы детей. Все мы разные: есть среди нас аудиалы, которые воспринимают мир, в основном, на слух; визуалы, для которых главное – видеть. Есть кинестетики – мир дан им в ощущениях, в основном, тактильных. Есть и смешанные типы – так называемые дигиталы. Поэтому необходимо выстраивать зоны группы детского сада таким образом, чтобы ребёнок мог задействовать и свой основной канал восприятия, и в то же время чтобы в освоении им действительности участвовали все каналы получения информации.

При создании зон в группе нельзя забывать о гендерном различии. Мальчики и девочки по-разному воспринимают мир, их особенности необходимо учитывать, особенно при том, что дошкольное образование отдано в нашей стране на откуп женщинам.

Необходимо также обязательное обеспечение разделение мальчиков и девочек в спальне, душевой, туалетной.

Для увеличения результативности действий, осуществляемых детьми в групповых зонах необходимо помнить о том, что педагог, как настоящий лидер, должен всегда быть на несколько ступенек выше детей, ведя их за собой, опережать их уровень развития. Ориентация на зону ближайшего развития ребенка должна быть заложена в каждой из зон в группе детского сада.

Очень важно при зонировании групп детского сада учитывать основные особенности возраста детей.

  • Так,для трёхлеток ещё трудно быстро вживаться в изменяющееся пространство, поэтому в младшей группе детского сада нецелесообразно часто менять пространство.

Зоны в младшей группе помогут развить сенсорные способности детей. Используйте как можно больше разнообразных материалов, технологий для оборудования зон групп этого возраста, так вы поможете ребёнку развить его анализаторы. Не зря ведь среда детского сада имеет название предметно-развивающая, используйте как можно больше разнообразных предметов, точно зная про каждый, как он поможет развитию ребёнка. И повторим ещё раз: не забывайте о принципе эстетичности среды! Не надо заполнять пространство кучей разрозненных, «дерущихся» между собой по стилю и эстетике предметами. Развитию мышления и зрительного восприятия детей трёх лет помогает использование символических рисунков и схем. Но необходимо каждый раз перед тем, как вы будете предлагать детям какую-то новую символику, предварительно объяснить, что конкретно вы имели в виду, особенно на первом этапе применения.

  • Возросшая подвижность детей средней группы предполагает увеличение пространства зон именно для таких игр и занятий.

В этом возрасте вырастает интерес к совместным играм в микрогруппах в специально организованных «декорациях» для сюжетно-ролевых игр.

  • Старший дошкольный возраст – время творчества и самоутверждения. Зоны в старшей группе детского сада должны уже достаточно часто изменяться с ориентацией на поддержание интереса ребенка к предметно-развивающей среде, на изученный материал, индивидуальные особенности и возможности детей, обеспечение зоны ближайшего развития, растущую информативность.

Стандартные зоны в группе детского сада могут быть ориентированы как на направления развития ребёнка и образовательные области программ дошкольного образования:

  • познавательно-речевое, социально-личностное, экологическое, художественно-эстетическое развитие;
  • художественное творчество, музыку, спорт, театр, народное творчество, народные промыслы, краеведение, основы безопасности жизнедеятельности с включением изучения правил дорожного движении, так и формы, методы и технологии реализации этих программ: дидактические игры, сюжетно-ролевые игры;
  • обязательно должны быть книжная зона, индивидуальная зона, зона гигиены.

Вот, к примеру, как и чем могут быть оборудованы зоны, посвященные познавательно-речевому развитию (зона дидактических игр), социально-личностному и художественно-эстетическому развитию и образовательной области «Театр».

Познавательно-речевое развитие

Тип оборудования: объекты для исследования в действии

1.​ Неваляшка (различных размеров)

Неваляшки Алёнка, Пупс, Милашка, Клоун, Кот, Мышонок, Зайчик, Поросёнок, Собачка

2.​ Шнуровки простые

Волшебные верёвочки 1, Волшебные верёвочки 2, Серия «Шнурочки», «На шнурочке»

3.​ Мозаика с крупногабаритной основой, образцами изображений и крупными фишками

Мозаика «Принцессы цветов-1», «Принцессы цветов-2», Пазлы «Забавная мозаика в экране», «Цветные паровозики»

4.​ Мозаика с основой, образцами изображений и крупными фишками с чемоданчиком для хранения

Мозаика в экране (пазлы), «Забавная мозаика» в пачке, «Дымка», «Гжель»

Тип оборудования: строительный материал

5.​ Набор кубиков среднего размера

Кубики «Русские сказки», «Умные кубики», «Азбука. Кубики», Кубики «Я буду говорить»

6.​ Набор цветных элементов из основных геометрических форм

«Малышам. Форма», «Малышам. Величина», Геометрическая мозаика, «Домино малышам. Геометрические фигуры», «Закрой фигуры», Лото «Форма», Раздаточный и демонстрационный материал по математике, «Размышляй-ка», «Скоро в школу 2», «Скоро в школу 3», «Сравни и подбери», «Учимся сравнивать», «Что лишнее», Набор для детского творчества № 2, «Волшебная геометрия»

Тип оборудования: конструкторы

7.​ Творческое конструирование для детей. Город

«Законы улиц и дорог»

8.​ Творческое конструирование для детей. Строим дорогу

«Большая прогулка», «Законы улиц и дорог»

9.​ Творческое конструирование для детей. Набор специальных элементов

Игра-самоделка «Битва за крепость», набор для детского творчества № 2

Тип оборудования: образно-символический материал

10.​ Доска с вкладышами

Игры с кармашками: «Заюшкина избушка», «Три поросёнка», «Теремок» «Рукавичка», «Колобок», «Курочка-Ряба», «Паровозик»

11.​ Картинки разрезные

«Кукла вырезная» («Зима-лето», «Карнавал», «Народные костюмы», «Профессии), «Одень Виолетту», «Модный салон»

«Цветные паровозики», серия игр «В мире слов»: «Предлоги», «Первые слова», «Расскажи, кто что делает», «Первый рассказ», «Один и много». «Занимательные квадраты-3», «Картинки-половинки», «Картинки-половинки-2», «Весёлые истории», «Забавные истории», игры с карточками «Часть — целое». Серия «Парочки»

13.​ Тематические наборы карточек с изображениями (помимо того, что это тематические наборы карточек — игры все по разным темам — в них можно играть по правилам, вложенным в игры)

«Весёлое лото», «Жили-были сказки», «Мои любимые сказки», «Почитай-ка. Готовимся к школе», «Что сначала, что потом?», «Расскажи сказку», «А,Б,В,Г,Д…», «Аналогии», «В гости к зайчикам», «Выбираем противоположности», «Всё для счёта», «Всё для счёта-3», «Запоминай-ка. Готовимся к школе», «Моё-не моё», «Путешествие по магазинам», «Скоро в школу», «Целый год», «Что лишнее?», «Чудо-дерево», «Чудо-звери», «Большие и маленькие», «Все профессии важны», «Во саду ли, в огороде», серия «Парочки», «Подбери картинку. Растительный и животный мир», «Подбери картинку. Предметы окружающего мира», «Про животных», «Про растения». Лото малышам «Времена года» «Птицы, животные», «Овощи, фрукты»

14.​ Комплект настольно -печатных игр для раннего возраста

  • Направление «Развитие движений рук»: «Подбери ключик».
  • Направление «Развитие речи»: «В мире звуков», «Цветные паровозики», «Домино малышам», «Играем в лото», Кубики «Я буду говорить. Цвет. Форма. Размер. Вкус», «Я буду говорить. Действия», «Я буду говорить. Часть и целое», «Лото в картинках», «Я учу буквы», «Азбука-песенка». Направление «Развитие мышления»:
  • Серия готовимся к школе: «Аналогии», «Размышляй-ка», «Гонки на кухне», «Для умников и умниц», «Домино малышам», «Логический поезд», «Весёлый счёт», «Раздаточный материал по математике», игра-занятие «Поиграй-ка!», «Репка», «Скоро в школу 2», «Скоро в школу 3», «В городе», «Мой дом», «Весёлые краски», «Про сказки», «Умные клеточки», «Учим цифры», «Сравни и подбери», «Цветное лото». Направление «Развитие представлений об окружающем мире»: «Домино малышам. Транспорт и дорожные знаки», «Крылья, лапы и хвосты». Лото малышам. Направление «Социально-эмоциональное развитие»: «Час пик», «Найди друзей», «Домик настроений», «Зуб Неболей-ка», «Театр сказок», домино «Ягодка»

Тип оборудования: игрушки-персонажи

15.​ Фигурки людей и животных (игрушки-персонажи)

Фигурки из ПВХ — пластизоля: Солдатик, Военный, Пёсик за рулём, Котик за рулём, Дед Мороз, Снегурочка, Пони, Лошадка, Ангелочек, Дракончик, Удав, Лина, Арина, Рита, Кролик, Поросёнок, Весёлый клоун, Гномик, Толстяк с пропеллером, Попугай, Веснушечка, набор «Рыбки»

Социально-личностное развитие

Тип оборудования: игрушки-персонажи

1.​ Мягкие антропоморфные игрушки, изображающие животных

Михаил Иванович, Заяц Русик, Заяц Весна, Волчонок Гоша

2.​ Кукла в одежде крупная

Куклы пластмассовые серии «Моя подруга» Милана, Снежана, Вика (рост от 70 см до 1 метра)

3.​ Кукла в одежде

Куклы пластмассовые серий «Моя любимая кукла», «Анастасия», «Умница», «Веснушки», «Этно», «Профи», «Поиграй со мной» (мягко-набивная кукла)

4.​ Куклы-карапузы гендерными признаками

Малыш Весна, Малышка Весна, Карапуз Весна (мальчик), Карапуз Весна (девочка)

5.​ Кукла-младенец среднего размера в одежде

Куклы пластмассовые серии «Малыши и Малышки»: Владик, Влада, Женечка, Дениска, Соня, Алёнка

Куклы пластмассовые серии «Малыши и Малышки»: Карапуз Весна в ванночке

Тип оборудования: игрушки – предметы оперирования

7.​ Комплекты одежды для кукол-младенцев

Комплекты одежды для кукол пластмассовых серии «Малыши и Малышки»

8.​ Комплекты одежды для кукол-карапузов

Комплекты одежды для кукол пластмассовых серии «Малыши и Малышки»: Карапуз мальчик и Карапуз Девочка

9.​ Грузовые, легковые автомобили

Автомобиль «Турбо», Набор «Ралли-3»

10.​ Домик игровой

«Кукольный домик 2»

Художественно-эстетическое развитие

Тип оборудования: игрушки-персонажи

11.​ Конструктор с элементами декораций и персонажами сказки «Курочка Ряба»

Игра с кармашками «Курочка Ряба», игра-самоделка «Кукольный театр».

Кукольный театр Весна — 7 персонажей набор № 1

12.​ Шапочка-маска для театрализованных представлений

Коняшка, Милашка, Коза

13.​ Комплект элементов костюма для уголка ряжения

Карнавальные костюмы: Лук, Помидорка, Морковка, Колокольчик, Роза, Девочка из цветочка, Ромашка, Любопытный мальчик, Девочка с голубыми волосами, Мальчик-поэт, Девочка в красной шапочке, Иван, Марья, Волк, Белочка, Зайка, Лисичка Малышка, Бычок, Мишка, Белый Медведь, Пёс, Уточка, Тигр, Львёнок, Кошка, Гномик, Весёлый Мышонок, Граф ночи, Ночной герой, Пингвин, Мушкетёр, Русский богатырь, Клоун, Пчёлка, Божья коровка

14.​ Кукла перчаточная

Кукольный театр Весна — 4 персонажа (с ширмой). Кукольный театр Весна — 7 персонажей набор № 1.Сказки: «У страха глаза велики», «Курочка Ряба», «Лиса и кувшин», «Вершки и корешки», «Лисичка-сестричка и волк», «Девочка и Лиса».

15.​ Ширма для кукольного театра настольная

Кукольный театр Весна — 4 персонажа (с ширмой). Кукольный театр Весна — 7 персонажей

Материал (старшая группа) на тему:
ХАРАКТЕРИСТИКА игровых зон.

ХАРАКТЕРИСТИКА игровых зон

Предварительный просмотр:

ХАРАКТЕРИСТИКА игровых зон

Предметно-развивающая среда в моей группе соответствует возрастным особенностям воспитанников,их потребностям и интересам. Для мам и пап «Визитная карточка группы». На стенде «Для Вас родители!» расположены режим дня, непосредственно-образовательная деятельность на каждый день, меню, расписание занятий, консультации психолога и логопеда.

Итак, добро пожаловать в группу № 13 «Шустрики»

В математической зоне имеется большое количество дидактических игр,таких как «Математическое лото», «Все для счета», «Геометрические фигуры», «Ориентировка в пространстве», «Часы», «Поле чудес», «Цифры», «Работа с клеткой», палочки Кюинзера и другие.Здесь собран как демонстрационный материал к непосредственной образовательной деятельности,так и раздаточный для самостоятельных игр в свободной деятельности. В зоне развития речи подобраны серии сюжетных и предметных картинок,настольно-печатные и дидактические игры: «Играем и учимся», «Земляничная поляна», «Первые буквы» и т.д

В книжном уголке собраны книги,как по программе,так и любимые детьми.Здесь имеютс разнообразные детские журналы и энциклопедии,словари и книги по интересам,а также многочисленный иллюстративный материал,портреты детских писателей.

Также в группе есть уголок по экспериментальной деятельности .Все материалы,находящиеся в экспериментальных зонах,были распределены по разделам:»Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Стекло», «Резина», «Природный материал».

В любимой игровой зоне есть и лото,и домино,и всевозможные кубики,мозаики,пазлы.В группе имеется «Парикмахерская», «Магазин», «Больница», «Почта», «Кухня», «Уголок для кукол»

Оформлен уголок по ПДД . Здесь можно увидеть не только различные марки игрушечных машинок и строительные наборы, но и интересные пособия для малышей с красочными иллюстрациями: «Три сигнала светофора», «Правила безопасности для маленького пешехода». В центре уголка стоит светофор с кнопочками, который светится при нажатии на кнопки. Рядом расположен разрешающий знак, известный всем детям с детства, «пешеходный переход» ( зебра). Особенно здесь любят играть наши мальчики. В процессе игровой деятельности они продолжают знакомиться с правилами безопасности на дороге, улице, при пожаре и в незнакомых ситуациях. Этот уголок очень полезен и нужен всем детям.

Для этих и других сюжетно-ролевых игр подобраны предметы-заместители,атрибуты и игрушки.

Уголок природы расположен ближе к окну, здесь созданы все условия для наблюдения и ухаживания за комнатными растениями, в уголке находится мини-огород под названием «В деревне у дедушки и бабушки», где у нас растёт лук,лук-севок, помидоры,огурцы,тыква.

Также мы вместе с детьми ведём календарь природы , наблюдая за погодными условиями. Ребята хорошо понимают «настроение» погоды и могут самостоятельно выбрать правильные обозначения признаков погоды и времени года с помощью стрелочки посередине

Театрализованный уголок — это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера.

В музыкальном уголке подобраны детские музыкальные инструменты:металлофон,дудочки,свистульки,губная гармошка,маракасы из «киндеров», трещотки из ложек и использованных фломастеров,бубен,барабан, «звучащие коробочки».Также имеется музыкальный центр и диски с записями детских песен,сказок.

Здесь размещаются ширма, различные виды театров. Дети- большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.

Рядом с данным центром — центр искусства «Юный художник». В распоряжении детей акварель, гуашь, кисти, бумага разного размера, раскраски, дидактические игры. К данному центру имеется свободный доступ.

В зоне творческого развития дети рисуют и лепят,работают ножницами и клеем.Здесь имеются цветные и восковые мелки,акварельные и гуашевые краски,фломастеры и цветные карандаши,пластилин и бисер,цветная бумага и картон,а также нитки,ленты,тесьма,обои,кисти,палочки,стеки,трафареты и шаблоны.

Итак, физкультурный уголок лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

Строительный центр , хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально.

В нашем саду проходила тематическая неделя «Наша Армия родная », целью которой было:

Формирование первичных представлений о Российской армии, о мужчинах, как защитниках Родины, всех слабых людей (детей, женщин, стариков, больных). Воспитывать уважение к защитникам Отечества. По этому поводу был создан тематический уголок «Армия».

Патриотический уголок в детском саду помогает педагогам познакомить детей: с историей и достопримечательностями родного края, животными и растениями, транспортом; с государственными символами родной страны и города (флагом, гербом, гимном, портретами президента и главы города); с русскими народными промыслами и традициями других народов. Благодаря материалам такой зоны развивается интерес и уважение детей к своей семье и своему дошкольному учреждению, труду людей разных профессий, достижениям известных людей города и страны.

Чтобы у детей был устойчивый интерес к народному творчеству и искусству, сформировалось уважение к труду и таланту мастеров, воспитывались чувства причастности детей к наследию прошлого, и позволяло бы с ним соприкоснуться – необходимо знакомить детей с традициями и культурой нашего народа. Тематический уголок «Народная культура и традиции» помогает детям привить нравственно-патриотические устои , любовь к русской культуре, к ее традициям и культуре.

Содержание предметно-развивающей среды в старшей группе детского сада.

Елена Власова
Содержание предметно-развивающей среды в старшей группе детского сада

Одно из самых важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно — развивающей среды. Поэтому мы, создавая развивающую среду, стараемся оформить групповую комнату, учитывая особенности детей, посещающих группу. Создавая предметно-развивающую среду для детей, необходимо уделять внимание ее развивающему характеру.

Специальным образом организованная среда оказывает позитивное влияние на развитие способности ребенка к самообучению. Такая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, а именно это определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства. Развивающая среда дает дошкольнику возможность испытывать и использовать свои способности, позволяет ему проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного деятеля. У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании. Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, в ней дети реализуют свои способности.

Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому следует уделять большое внимание эстетике уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Мы постарались организовать среду так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как, во что играть. Детский сад реализует образовательную программу «От рождения до школы», поэтому создание среды в соответствии с содержанием данной программы требует ориентации на концепцию целостного развития дошкольника как субъекта детской деятельности.

Групповая комната старшей группы представляет собой помещение прямоугольной формы, по периметру которого располагается мебель, детские столики для занятий, настольных игр, приема пищи.

Все групповое пространство распределено на центры, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. Основными элементами развивающей среды в детском саду являются природно-экологические объекты, игровые и спортивные площадки, их оборудование, художественные студии и студии, где осуществляется познавательная деятельность детей; наборы игрушек, пособий; аудиовизуальные и информационные средства обучения и воспитания. Расположение мебели и игрового оборудования отвечает требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться. Предметно-развивающая среда в МОУ детский сад комбинированного вида отвечает художественно-эстетическим требованиям. Пространство помещений преобразовано в разнообразные «уголки» и «центры», которые выполняют потребность ребенка в развитии познавательного общения и активности.

В то же время некоторые уголки предполагают уединение ребенка, предоставление возможности ему побыть одному, развитие способности к самостоятельности.

В группе пространственное расположение игр подчинено развитию речи и основных психических процессов.

Зона двигательной активности

Потребность в движении является важной задачей при организации предметно-развивающей среды. Для этого отведено большое пространство в группе, имеется различное оборудование: воротца, мячи, обручи, кубики, платочки, разноцветные флажки, ленточки др. Дети могут свободно поиграть с кеглями, мячами, обручами и скакалками.

В «Зоне двигательной активности» есть «дорожка здоровья», массажные коврики, мячи, гимнастические палки, обручи, мячи для метания, кольца, атрибуты для проведения подвижных игр, а также пособия, необходимые для проведения утренней гимнастики.

Музыкально-театральный центр

Дети в восторге от нашего музыкально-театрального центра. Здесь есть музыкальные инструменты, которые доставляют детям много радостных минут, различные музыкальные дидактические игры. Кроме того, они развивают фонематический слух и чувство ритма у ребёнка.

Мы стараемся знакомить детей с различными видами театра, что бы каждый ребенок мог выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен. Здесь у нас есть настольный театр, пальчиковый. Встреча с куклой помогает ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу. Уголок театральной деятельности оснащен – ширмой для кукольного театра, театральными игрушками.

Уголок ИЗО

Уголок ИЗО – оснащен необходимым материалом для продуктивной и творческой деятельности детей (листы бумаги и альбомы, кисти, краски, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, пластилин, доски для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, баночки для воды и пр.).

Уголок природы

В нашей группе есть уголок природы с различными видами растений, занимательными экологическими играми. Уголок природы содержит календарь природы, материалы опытнической деятельности, аквариумы с рыбками, дидактические игры, картинки и иллюстрации о природе, поделки из природного материала. Имеющийся в детском саду материал и правильная его организация способствуют формированию у детей бережного и уважительного отношения к природе, развитию экологической воспитанности и экологического сознания.

Уголок природы знакомит детей с доступными явлениями природы, узнают на картинках и в игрушках домашних животных и их детёнышей, учатся различать по внешнему виду овощи и фрукты. Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды.

Речевой уголок

Так как развитие активной речи является основной задачей развитие детей, то в центре любимой книги и развития речи подобраны наборы предметных картинок, наборы сюжетных картин, игры по познавательному развитию и речевому развитию, портреты писателей и поэтов. Дети любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки, поэтому здесь у нас много книг по программе.

В группе имеются специальный игровой уголок, оборудованный по принципу подбора игр по игровым зонам: «Поликлиника», «Жилая комната», «Парикмахерская», «Магазин».

Игровой центр «Жилая комната»

Основной вид деятельности детей — игровой. В нашем центре «Жилая комната» собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта. Дети не только знакомятся с новыми для них предметами, но и учатся действовать с ними. А затем переносят полученные знания и навыки в повседневную жизнь.

В группе игровая среда наполнена разнообразным материалом и оборудованием. Это, прежде всего, игрушки-персонажи, кроватки и коляски для кукол, диван и кресла, кухонная мебель с набором крупной игрушечной посуды и т. п. Они доставляют радость и удовольствие детям, формируют представления об окружающем мире, побуждают к активной игровой деятельности.

Игровой центр «Поликлиника»

В игровом центре «Поликлиника» собраны разнообразные материалы: ростомер, весы, коробочки, пузырьки, фонендоскоп, шприцы, градусник, микроскоп, медицинские банки и медицинский халат. Все это помогает формировать представление об окружающей среде у детей.

Игровой центр «Парикмахерская»

Центр оснащен различным оборудованием: зеркало, накидка, расчески, флаконы, бигуди, заколки, фен, образцы причесок, ножницы, машинка для стрижки.

Игровой центр «Магазин

Данный центр оснащен разнообразными материалами: витрины, прилавок, фартуки для продавцов, муляжи овощей и фруктов, молочные продукты, кондитерские продукты, баночки кофе, чая, рыбные продукты, связки лука, лимонов, яблок, счеты, корзинки, печатная реклама.

Уголок по ПДД

В этом уголке собраны различные машины, самолеты, руль, макет улицы, дорожные знаки, дидактические игры и многое другое.

Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. Такая организация предметно-пространственной развивающей среды группы кажется нам наиболее рациональной, так как она учитывает основные направления развития ребенка и способствует его благоприятному развитию.

Анкета для педагога Анкета для педагогов С целью организации эффективного взаимодействия педагога и ребёнка и оказания при необходимости методической помощи.


Панно из соленого теста в предметно-развивающей среде Одно из самых важных условий в воспитательно-образовательной работе в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей.

Предметно-развивающая среда в старшей группе детского сада.

Переход к модели развивающего воспитания и обучения требует от педагогов создания в группе соответствующей предметно-развивающей среды и реализации на ее основе личностно-риентированного, системного, интегративного и деятельностного подходов к ребенку.

Селестен Френе считал, что благодаря развивающей среде ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.

В своей группе детям мы предоставляем возможность не только действовать самостоятельно (творить, фантазировать, экспериментировать), находиться в поиске необыкновенного в обыкновенном, изучать и познавать и окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от каждого дня, разнообразия деятельности.

При создании предметно-развивающей среды мы учитывали, что ее прогрессивное воздействие на личность ребенка заключается в востребовании детского опыта, в процессе непосредственно образовательной деятельности.

Основными компонентами предметно-развивающей среды в группе являются центры развития детей, созданные с целью предоставления каждому ребенку возможности сосредоточится на своей деятельности, пережить определенное эмоциональное состояние.

Свою развивающую среду обогатили элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Размещение оборудования по центрам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, ручной труд, рисование, театрально- игровая деятельность, экспериментирование.

Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность

Центр “Мы познаем мир”. Технические устройства, развивающие игры, глобус, схемы, картинки, модель аквариума, альбомы, макеты, пирамида четырех экосистем. Предметы для опытно-поисковой работы-магниты, лупы, микроскопы, весы, пинцеты, мензурки, пружинки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Центр “Сенсорного развития”. Оборудован привлекательными и яркими предметами: вкладыши-формы, головоломки, наборы картинок для группировки, шкатулка с разнообразными бусинками, “Ящик ощущений”, “Маска обоняния”.

Действия с данными предметами способствуют сенсорному развитию детей, развитию наглядно-действенного мышления, аналитического восприятия, моторики, координации рук и глаз. Необходимыми в оборудовании детей старшей группы являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире, о жизни людей разных национальностей.

Центр речевого развития. Оборудован библиотекой. Каждый ребенок имеет возможность взять понравившуюся книгу. Этот центр очень интересен своим предметным насыщением. Много различных схем с пальчиковыми играми, маска для тренировки мышц языка, губки, прищепки для массажа кистей рук, разнообразие игры на поддувание.

Для сочинения историй и творческого рассказывания в этом центре бытуют предметные и сюжетные картинки, самодельные книжки- малышки, карусель сказочных персонажей, коллекция волшебного транспорта и др.

Центр детского творчества. Позволяет детям проявлять активность в разных видах деятельности: изобразительной, музыкальной, театральной. Здесь детям доступны все материалы, которые позволяют изображать желаемое в рисовании, лепке, аппликации, в художественном конструировании.

Кроме традиционных способов рисования дети используют нетрадиционное рисование: ладошкой, пальчиком, оттиски предметов, кляксографию. Дети с удовольствием творят на доске творчества, на доске художественного конструирования, рисуют на ленточном столе, на рулоне бумаги, на мольберте.

Любимым местом в центре детского творчества, особенно для девочек, является костюмерная с множеством костюмов для ряжений (шляпки, сумочки, зонты, украшения, маски) и полочки с музыкальными инструментами. Много музыкальных инструментов сделано воспитателями и родителями своими руками (трещетки, маракасы, барабаны и др.)

Рациональное размещение физкультурного оборудования в центре создает благоприятные условия для развертывания самостоятельной двигательной активности детей.

Этот центр имеет богатое предметное насыщение: флажки, дуги, кегли, обручи, мячи, ветряки, набивные валики, массажные коврики. Гармоничность сочетания разнообразных форм, цветовой гаммы пособий в оформлении физкультурно-игровой среды группы вызывает у дошкольников положительные эмоции.

В группе бытует центр “ПДД” . В этом центре особо привлекает детей “макет улицы”. Они расставляют дорожные знаки, выстраивают транспорт и манипулируют пешеходами, закрепляя таким образом правила дорожного движения.

Важное значение в нашей группе имеет Центр сюжетно- ролевой игры. В этом центре множество атрибутов для развития гибкого ролевого поведения детей, основы развертывания разнообразных сюжетов игры в индивидуальной и совместной со сверстниками деятельности.

Важно, чтобы в насыщении предметно-развивающей среды входило большое количество “подручных” материалов (баночек, коробочек, ленточек, колес, телефонов, пружинок и т.д.).

В создании предметно-развивающей среды мы организовали деятельность детей на основе доверия, партнерства, свободы выбора, эмоциональной насыщенности и психологической защищенности. Мотивируем детей к посильному участию в изменении предметно-развивающей среды.

Таким образом, наша предметно-развивающая среда в группе способствует закреплению знаний детей, обогащению их социального опыта, развитию детского творчества и экспериментирования. Дает возможность воспитателю осуществлять личностно-ориентированный подход, а также способствует раскрытию творческого потенциала педагогов детей.

Adblock
detector