Игры для развития детского речевого творчества в доу

Сайт для воспитателей детских садов .

Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста.

I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.

1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

Процесс модернизации российского образования привел к принятию новых образовательных стандартов, направленных на полноценное развитие творческих способностей ребенка. Связано это с тем, что государство и общество хотят видеть личность творческую многоплановую, родители, в свою очередь, желают развивать ребенка в разных направлениях и получить в конечном итоге личность воспитанную, неординарно мыслящую, соответствующую сегодняшним требованиям общества.

В связи с этим, особую актуальность приобретает проблема развития речевого творчества у детей дошкольного возраста с помощью современных образовательных средств, так как творческая личность должна обладать высоким уровнем речевого творчества.

Речевое творчество – это самостоятельная деятельность детей по построению связных высказываний, вызванных восприятием произведений искусства, стимулирующих использование детьми разнообразных выразительных языковых средств, передающих впечатления ребенка от художественной информации.

Выделяют следующие виды речевого творчества:

  1. Пересказ.
  2. Сочинительство по сюжетным картинкам и по большим картинам.
  3. Составление рассказов, сказок из личного опыта.
  4. Составление сюжетных повествовательных рассказов по темам.

Способность к речевому творчеству формируется в старшем дошкольном возрасте, когда у детей имеется запас знаний об окружающем мире, достаточно развиты активная сторона речи, образное мышление и творческое воображение.

Интенсивное техническое развитие привело к тому, что в современном обществе речевое творчество постепенно утрачивает свое значение. Люди меньше общаются, меньше разговаривают друг с другом, заменяя непосредственное межличностное общение общением, опосредованным техническими средствами.

Кроме того, ухудшающиеся с каждым годом экологические условия влияют на здоровье подрастающего поколения, в педагогической практике наблюдается все больше детей со сложными нарушениями речи, с задержкой психического развития.

Все это обосновывает необходимость и актуальность исследования средств, развивающих речевое творчество в дошкольном возрасте в контексте новой образовательной политики, с использованием новых технологий и передового опыта.

При этом анализ практического опыта ДОУ позволил выделить недостатки в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

Игры для развития детского речевого творчества в доу.

№ 2568 Семинар – практикум «Развитие детского речевого творчества».

Валишина Лилия Рауисовна

НРМ БДУ «д/с «Жемчужинка»

ХМАО – Югра, гп. Пойковский

Воспитатель

Семинар – практикум

«Развитие детского речевого творчества».

Творчество – это не удел только гениев, создав-

ших великие художественные произведения.

Творчество существует везде, где человек

воображает, комбинирует, создаёт что-то новое.

Задачи:

— познакомить родителей с понятием «речевое творчество», рассказать о важности данного направления ребёнка;

— формировать практические умения, связанные с организацией игр на развитие речевого творчества.

Ход семинара

Практикум «Развивающие игры».

Информация для ведущего. Проблема развития речевого творчества очень актуальна. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.

Дошкольный возраст уникален, ум детей не ограничен глубоким опытом жизни и традиционными представлениями о том, как все должно быть, что позволяет им быть непосредственным и непредсказуемым, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимания. Дошкольник в силу своей возрастной специфики – искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. Поэтому регулярное столкновение с творческими, исследовательскими задачами, в том числе с такими, на которые пока никто не знает ответа, необходимо формирующемуся уму, как витамины растущему организму.

Для развития речевого творчества можно использовать приёмы ТРИЗ – педагогики (Теория Решения Изобретательских задач, Г. С. Альтшуллер). Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать человека творческого и творящего, владеющего мощным арсеналом способов решения изобретательских задач и грамотной речью.

Ведущий предлагает родителям познакомиться с технологией и попробывать организовать игры, которые учат детей находить нестандартные решения, рассуждать, выявлять противоречие.

Игра «Да – нетки» или «Наводящие вопросы».

Ведущий загадывает слово, играющие задают ему любые вопросы, на которые он может ответить только «да» или «нет». Игра продолжается, пока играющие не узнают, что задумал водящий.

В роли ведущего каждой из игр по очереди предлагается выступить 2-3 участникам семинара.

Игра «Чёрное – белое» или «Хорошо- плохо».

Участникам игры предлагается назвать положительные качества объекта (явления, ситуации), затем – отрицательные.

Например: хорошо, когда выпадает снег: всё вокруг становится чистым, нарядным. Плохо, когда выпадает снег, приходится убирать снег.

Игра «Наоборот» или «Перевёртыши».

Ведущий бросает мяч играющему и называет слово. Нужно ответить словом, противоположным по значению и вернуть ведущему мяч.

Игра «Подбери замену».

Играющим предлагается мысленно выполнить то или иное задание, не располагая необходимыми ресурсами. Пример задания: Золушка замесила тесто, но обнаружила, что её скалка пропала. Мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?

Игра «Цепочка ассоциаций».

Эта игра учит размышлять, искать неочевидные связи между предметами, явлениями.

Ведущий даёт задание: два слова из цепочки – первое и последнее, указывает, сколько слов пропущено. Играющим нужно за соответствующее число ходов связать их в единую смысловую цепочку.

Например: река-тарелка. Пропущено два слова. Вариант цепочки: река-вода-суп-тарелка. Из тарелки взяли воду, чтобы сварить суп. Суп налили в тарелку.

Игра «Исключение лишнего».

Ведущий называет три слова, играющим нужно исключить одно понятие, выбрав и пояснив принцип, по которому они это делают.

Пример задания: солнце, помидор, собака. Примеры ответов: помидор, так как это слово начинается с буквы «П», остальные — с буквы «С». Собака, так как все остальные слова обозначают круглые предметы и т.д.

Организуется рефлексия, ведущий предлагает поделиться впечатлениями от участия в играх, обсудить их развивающие возможности.

Практикум «Обучение детей составлению сравнений».

Информация для ведущего. Развитие выразительности речи детей – одна из трудно решаемых задач дошкольного образования. Под выразительностью речи понимается эмоциональная окрашенность звучания, достигающаяся подбором междометий, силой, тембром голоса и образностью слова.

Дети достаточно легко учатся активно использовать такие части речи, как существительные, глаголы, наречия, но прилагательные используют не часто. Вместе с этим именно с помощью правильно подобранных прилагательных значительно точнее можно передать представления, впечатления, глубже воспринимается и отражается окружающий мир.

Дети с интересом включаются в игровую деятельность по созданию образных характеристик различных объектов, достаточно легко усваивают предлагаемые алгоритмы.

Работа по развитию образной речи должна начинаться с обучения созданию сравнений (первый этап), затем отрабатывается умение составлять разнообразные загадки (второй этап), в дальнейшем, в старшем дошкольном возрасте, дети учатся составлять метафоры (третий этап).

Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений рекомендуется начинать с трехлетнего возраста. При этом используется такая модель составления сравнений:

  • Взрослый называет какой-либо объект;
  • Обозначает его признак;
  • Определяет значение этого признака;
  • Сравнивает данное значение признака в другом объекте.
  • Цыплёнок (объект №1);
  • По цвету (признак);
  • Жёлтый (значение признака);
  • Такой же желтый (значение признака) по цвету 9признак), как солнце (объект №2).

В младшем дошкольном возрасте отрабатывается модель составления сравнений по признакам : цвет, форма, вкус, звуки, температура и др. Построение фразы должно помочь детям понять, что признак – это понятие более общее, чем значение данного признака.

Пример 1: Мяч по форме круглый, такой же круглый, как яблоко.

Пример 2: Снег и сосулька.

Значение признака: холодный.

Снег холодный, такой же холодный, как сосулька.

Чтобы научить детей понимать сравнения, можно проводить различные игры с использованием текста загадок. В миниатюрах, в которых сравнение является особой формой описания, играющим предлагается заменить строфы словами, обозначающими качества загаданного объекта:

По цвету – снег, белый

По вкусу – мёд, сладкий

Во рту он тает, тает во рту

Будто лёд. (Сахар)

Игровое упражнение «Одним словом».

Играющим предлагается заменить фразу, содержащую сравнение, одним словом:

Размером со слона – большой.

Движется как черепаха – медлительный.

По форме как мяч — …

По цвету как мышь — …

Дидактическая игра «Сравнение».

Вариант 1. Подберите сравнения для каждого из примеров:

— высокий, как … (жираф, гора, дядя Стёпа)

— пушистая, как … (котёнок, лисичка, цыплёнок)

Вариант 2. Подберите сравнения – антонимы:

Бегает, как олень – бегает, как черепаха.

Поёт, как соловей – поёт, как …

Вариант 3. Соревнование творческих групп «Больше красивых сравнений».

Участникам семинара предлагается объединиться в группы, выбрать из любой книги фрагмент текста (10 – 12 предложений), дополнить его сравнениями. Полученные тексты зачитываются, выбирается победитель – команда, придумавшая больше красивых сравнений.

Вариант 4. Творческим группам предлагается составить загадки, построенные на сравнениях по предлагаемым им изображениям. Например: Ствол, как столб, колючки, как у ежа, как у ромашки. (Кактус).

Группы по очереди загадывают загадки друг другу. Оценивается и качество загадки, и аналитическая работа по её разгадыванию.

Информация для ведущего. Первые работы детей могут быть крайне далеки от совершенства. Поэтому взрослому важно уметь в рамках творческого сотрудничества путём наводящих вопросов и прямых предложений помогать ребёнку улучшать литературные свойства миниатюры, исправлять неточности, выбирать вариант с заданными свойствами: самый загадочный, самый трудный, самый смешной, самый красивый и т.д.

Рефлексия.

Ведущий предлагает оформить составленные участниками загадки, чтобы предложить их вниманию детей, подготовить к следующей встрече рассказы о совместном с детьми творчестве.

[1] Далее приводятся задания из книги Тимофеевой Л.Л. «Дети и волшебный мир загадок» (серия «Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования». Выпуск 6/ Под ред. Л.Л. Тимофеевой. М.: Педагогическое общество России, 2014. С . 51-109).

Картотека творческих речевых игр.

Ирина Гринева
Картотека творческих речевых игр

Игра – привычный и любимый вид деятельности для детей дошкольного возраста. Творческая речевая игра способствует созданию у детей эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к слову, помогает высказывать мысли вслух, задавать вопросы, рассуждать об увиденном, сочинять и фантазировать.

“Буквы вокруг меня”

Педагог просит ребят оглядеться в помещении и назвать все предметы, которые окружают их, но только в алфавитном порядке.

(А – азбука, Б – бинт, В – вешалка, Г – газета)

“Картина”

Рассмотрев картину художника, взрослый просит найти на картине все предметы на определенную букву.

Дети рассматривают буквы и рассказывают на кого или на что похожа та или иная буква.

(Л – крыша, Ф – бабочка)

Педагог предлагает детям заменить в словах одну букву, чтобы образовать новые слова.

(мука — муха, стол – стул, мак – рак)

Педагог прикрепляет к доске домик, уда в пустые окошки вписывает буквы. Дети должны отгадать, какие слова живут в этом домике.

(л, к, у, ж, а — лужа, жук, лук, уж, лак)

К предложенным взрослым согласным дети подбирают гласные и составляют слова.

(М Г З Н — магазин)

Педагог записывает слово, из букв которого детям нужно как можно больше составить новых слов.

(ТОПОР — ропот, рот, порт, пот)

Взрослый произносит первый слог: «МА» Следующий игрок повторяет этот слог и добавляет свой, начинающийся на тот же звук:

“Только веселые слова”

Педагог определяет тему. Дети по очереди называют определенные слова.

(“зеленые слово” — огурец, яблоко, лист)

Взрослый бросает ребенку мяч и одновременно произносит слово. Ребенок возвращает мяч и произносит слово с противоположным значением.

Варианты задания: назвать слова – антонимы, синонимы, названия городов, цветов, животных и т. д.

Педагог пишет слово и просит детей придумать телеграмму, в которой каждое слово соответствует определенной букве.

(СУМКА — Сегодня Убежал Медведь! Караул! Администрация)

Педагог раздает детям предметные картинки. Они должны по очереди указать признаки предмета и дать его описание: цвет, форма, материал, что ест, где живет и так далее, не называя сам предмет. Остальные угадывают о чем шла речь.

“Что такое хорошо и что такое плохо”

Педагог делит ребят на 2 команды, показывает детям рисунок. Одна группа ищет достоинства этого предмета (чем он хорош, а другая – недостатки (это плохо).

“Сто вопросов — сто ответов”

Ведущий бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч взрослому, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука.

(Как тебя зовут? — Иван)

“Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова”

Ведущий говорит детям: — Я произнесу первую часть слова, а вы вторую. Затем педагог поочередно бросает мяч детям и говорит первый слог, дети ловят и бросают обратно, называя целое слово. Можно перебрасывать мяч об пол.

(СА – ша, СА – ни, СА – хар)

Ведущий вызывает двух детей: «Это звучащие игрушки, они умеют петь и говорить». Называет на ухо детям звуки, которые они должны будут спеть или произнести. «Сейчас я нажму на кнопочку и наши игрушки заговорят» (поочередно прикасается к детям). «Дети-игрушки» воспроизводят свои звуки, а остальные дети устно «прочитывают» получившийся слог. Дети определяют, какой звук они услышали первым, какой — вторым, и воспроизводят вместе со «звучащими игрушками» слог.

“Мяч лови и мяч бросай — сколько звуков, называй”

Ведущий, бросая мяч, произносит слово. Ребенок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество.

“Встречу слово на дороге — разобью его на слоги”

Ведущий бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно.

(машина — МА-ШИ-НА, 3слога)

“Слово это изменяй, изменяя — удлиняй”

Ведущий бросает мяч ребенку, называя слово. Ребенок, поймавший мяч, бросает его обратно, удлиняя.

Дети сидят в кругу. Педагог держа в руках корзинку, предлагает сложить в корзинку то, что можно встретить в лесу, или в саду, или в воздухе, или в море, или на грядке; то, что летает, или то, что ползает и т. д.

(театр — занавес, афиша, сцена, актер, репетиция, антракт)

Дети сидят в кругу, педагог протягивает первому ребенку ладонь с воображаемой, например, конфетой и, называя его по имени, предлагает угощение. Ребенок благодарит и «съедает». Затем кладет на свою ладошку и угощает чем-нибудь вкусным своего соседа. Тот благодарит, «съедает» и угощает третьего ребенка и т. д.

Дети распределяются на несколько команд, получают по 2-3 карточки с изображением различных предметов, специально подобранных из настольных игр типа «лото». Через некоторое время каждая команда произносит составленное предложение.

Педагог произносит первое предложение, например, «Жил-был маленький зайчик…», дети по очереди продолжают сказку, добавляя свое предложение.

Ведущий (сначала взрослый, потом ребенок) произносит реплику и бросает мяч выбранному партнеру, который должен, поймав мяч, ответить на его вопрос. Выполнив задание, ребенок, в свою очередь, бросает мяч после своей реплики другому партнеру и т. д.

Группе детей предлагается вытянуть карточки с изображением разных персонажей какой-нибудь известной сказки. Каждый ребенок должен рассказать сказку от имени своего героя

Дети распределяются на группы (2 – 3, каждой из них предлагается слово, к которому надо подобрать рифму — слова с похожими «хвостиками».

(ватрушка — лягушка, подушка, старушка, кукушка)

Картотека речевых игр «Речевые игры» В игре мы не спешили Ведь нас говорить учили Говорим теперь красиво, Смело и неторопливо Игра как ведущий вид деятельности.

Картотека музыкально дидактических игр и речевых упражнений «СОЛНЫШКО» Задачи: Закрепить навыки выполнения одновременно «пружинок» и хлопков, прыжков и хлопков. Ход игры: \ Солнышко, \ солнышко,.

Картотека речевых игр «Будем говорить правильно» Картотека речевых игр «Буем говорить правильно» «Звуковая дорожка» Цель: Автоматизировать изолированный звук: формировать звуковую культуру.

Картотека речевых игр — А «Подготовительные игры» Картотека речевых игр ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ Предполагают подготовку органов речи и слуха ребёнка к восприятию правильного звука и к правильному.

Картотека речевых игр — Б «Кто больше слов придумает?» № 38 Кто больше слов придумает? Цель. Активизация словаря, автоматизация разных звуков. Оборудование. Мяч, фанты. Описание игры. Педагог.

Картотека речевых игр для детей дошкольного возраста (3–4 года) 1. Игры на развитие артикуляционной моторики: • Птенчик (открывать-закрывать рот) • Достань нос язычком • Любопытная змейка (острый язычок).

Картотека речевых игр для детей дошкольного возраста (4–5 лет) 1. Игры на развитие артикуляционной моторики: • Птенчик (открывать-закрывать рот) • Достань нос язычком • Любопытная змейка (острый язычок).

Картотека речевых игр для детей дошкольного возраста (5–6 лет) 1. Игры на развитие артикуляционной моторики: • Птенчик (открывать-закрывать рот) • Лягушка (узким языком широко открыть рот и «поймать.

Картотека речевых игр для детей дошкольного возраста (5–6 лет) 1. Игры на развитие артикуляционной моторики: • Птенчик (открывать-закрывать рот) • Лягушка (узким языком широко открыть рот и «поймать.

Картотека речевых игр -В «Развитие силы голоса и речевого дыхания» № 89 Эхо Цель. Развитие силы голоса и речевого дыхания. Описание игры. Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одна группа детей.

Использование игровых технологий для развития речевого творчества дошкольников.

Развитие речи ведет к развитию творчества.
Скиле.

Аннотация: в данной статье описывается проблема речевого развития дошкольников, а также педагогический опыт автора по развитию речевого творчества детей старшего возраста.
Ключевые слова: речевое развитие, речевое творчество, воображение.

Речь – вид деятельности, присущий только человеку. От качества речи зависит очень многое: развитие, обучение, познание окружающего мира и себя в нём. Язык является важнейшим средством человеческого общения, восприятия действительности и служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием обучения. Полноценное владение родным языком является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. При этом дети не только приобретают знания, но и учатся мыслить, поскольку думать – это значит говорить про себя или вслух, а говорить – значит думать. Ребенок пользуется речью для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, т. е. воздействовать на окружающих людей. Это предъявляет требования к правильному произношению всех звуков речи, её грамматическому оформлению, выразительности, эмоциональности, связности.
Задача взрослых – родителей и педагогов – помочь ему овладеть речью. К сожалению, в последнее время возросло число детей, имеющих недоразвитие речи. Речевые нарушения затрудняют коммуникацию, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами. Также одним из основных новообразований дошкольного возраста является воображение. Развитое воображение, его культурная форма, характеризуется, прежде всего, продуктивностью. Это не отрывочное фантазирование, которое часто встречается у детей, а решение определенной творческой задачи. Такой задачей может быть создание сюжета игры, замысла рисунка, конструкции или создание сказки. Чувствуя настоятельную потребность времени, педагоги находятся в поиске путей и способов творческого развития детей. Важно же, чтобы ребенок не только овладел знаниями, но и умел их использовать для генерирования собственных идей и мыслей. Воспитание творца – потребность времени. Поэтому необходимо уделять внимание формированию способностей ребенка к творчеству и использовать кроющиеся в психике ребенка огромные возможности для его развития. Л.С. Выготский говорил, что «… из всех форм творчества словесное творчество является самым характерным для детского возраста».
Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра и, соответственно, развитие всех компонентов речи не возможно без активного включения ребёнка в этот процесс. Игра – это способ ориентации в окружающем мире, пространстве и времени, способ исследования предметов и людей.
Согласно мнению В. А. Сухомлинского, игра – это «огромное светлое окно, через которое духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений и понятий. Это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности » [4, 112].
Известный психолог Д. Б. Эльконин в своих исследованиях делает вывод: «. игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных» [6, 171].
То, что относительно легко удается ребенку в игре, гораздо хуже получается у него при соответствующих требованиях взрослых. Исходя из всего этого мною было решено, развивать воображение, фантазию и речевое творчество, используя систему игр и игровых приемов.

Цель моей работы: развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста через использование системы игр и упражнений.
В ходе работы решались следующие задачи: расширять и активизировать словарь детей; развивать воображение; развивать словесно – логическое мышление; формировать интерес к игровой творческой деятельности; побуждать творческую активность.

— воспроизводить внешний вид и свойства предмета по памяти: (д/и «Разноцветные узоры», «На что это похоже?», пазлы);
— угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков: (игровые упражнения: «Назови предметы по описанию», «Опиши предмет», загадки);
— узнавать в неопределенных графических формах различные знакомые предметы («Кляксография», «Монотипия» и др.);
— находить в двух и более объектах общие и различные признаки (игры «Лишнее слово», «Назови отличие», «Найди общее», «Группировка слов»);
— составлять сюжетный рассказ про какой – либо предмет: (составление описательного рассказа по картинам, составление рассказа с помощью отдельных слов (мнемотехника);
— умение делать логические выводы (логические задачи); находить действия противоположные по значению (слова – антонимы).
Игры на развитие словесного творчества: «Шкатулка со сказками», «Рассказ по картинке», «Фантастическое животное», «Неоконченная сказка», «Прерванный мультик», «Сказочный город», «Королевство сказок», «Игра в рассказчика», «Фантастическая гипотеза», «Сказка наизнанку», «Хоровые ансамбли», «Телевидение», «Разыгрываем стихи» и др.
В результате игр и упражнении у детей активизировался запас известных сказок, глубже воспринимаются традиционные способы организации сюжета и построения сказки: прием повторности, повторения эпизодов, способы цепного построения композиции, структура появления и движения персонажей: «от большого – к малому», «от малого – к большому».
Дети стали самостоятельны в словесно – творческих проявлениях. Научились связно, последовательно, выразительно строить предложения.
В речевом творчестве детей принимали участие и их родители. Родителям предлагались консультации: «Как развивается речь ребенка», «Несколько хороших идей для совместных игр родителей и детей», «Зачем нужны сказочные истории», «Тридцать три коровы или учим сочинять стихи», «Развитие словаря», «Играем пальчиками – развиваем речь», «Учим детей рассказыванию», «Как научить ребенка любить литературу», «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей», «В гостях у сказки – уроки сочинительства».
В результате проведенной работы можно сделать выводы, что развитие творческих способностей детей позволит им в будущем решать следующие задачи: находить решения в нестандартных ситуациях; развивать оригинальность мыслительной деятельности; анализировать проблемную ситуацию с разных сторон; развивать свойства мышления, необходимые для плодотворной жизнедеятельности и адаптации в быстроменяющемся современном мире.
Данная работа способствовала реализации потенциальных возможностей ребенка, повышению его уверенности, самостоятельности, личностному росту, развитию познавательных процессов, способности пространственного моделирования и в дальнейшем успешному обучению в школе. Закончить хочу словами Л. В. Успенского: «Культура речи ребенка «тысячью нитей связана с настоящей речевой культурой его старшего окружения».

Список литературы
1. Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи детей 5–8 лет. – М., 2007.
2. Ворошнина Л.В. Обучение творческому рассказыванию детей дошкольного возраста. – Пермь: ПГПИ, 1991, – С. 3.
3. Рудик О.С. Развитие речи детей 6–7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. – М.: Сфера, 2009. – 176 с.
4. Сухомлинский В. А., Антология гуманной педагогики. Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1997
5. Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества дошкольников. – М., 2008.
6. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб.пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений/ Д. Б. Эльконин.М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 384с

Педразвитие, создание сайта для педагога, публикация работ педагогов.

«Развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста»

Автор: Иванова Наталья Владимировна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад №12», Пермский край, г. Чернушка

МБДОУ «Детский сад №12»

Воспитатель Иванова Н.В.

«Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста»
В настоящее время дошкольные образовательные учреждения находятся на новом этапе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного образования. Приняты новые Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, в которых работа с детьми по активизации речевой деятельности, профилактике и предупреждению возникновения различных речевых нарушений выделяется в самостоятельное направление. Контакт ребенка с окружающим миром строится на речевом общении – поэтому особенно важна задача активизации речи детей. Развитие речи – одно из необходимых условий готовности ребенка к обучению в школе. Коммуникативная компетентность дошкольника предполагает умение свободно выражать свои мысли, подбирать адекватные средства выразительности, уметь общаться со сверстниками. Это важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии. В ряду проблем речевого развития детей выделяю одну из основных: речетворчество, как важнейшую составляющую коммуникативной самодеятельности. Использование традиционной методики не всегда дает желаемый результат. Многие педагогические приемы построены на копировании образцов взрослого, подражании, повторении, тренировке упражнением. При такой организации учебно-воспитательного процесса самостоятельная мыслительная и речевая деятельность ребенка не в полной мере решает поставленные задачи. Как же активизировать речь ребенка? Решение проблемы я увидела в комплексном использовании эффективных форм речевого развития детей. Известные ученые Ф.А.Сохин, А.И.Максаков, Е.М.Струнина установили, что наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, что дети вовлекаются в активную речевую работу . В процессе общения и взаимодействия со взрослым ребенок проявляет активность в познании и деятельности, а взрослый создает условия, организует речевую среду. В практической работе очень полезен опыт А.Г.Арушановой. Решаю речевые задачи посредством налаживания игрового и речевого взаимодействия детей со сверстниками на материале проблемных речевых ситуаций – лексических и грамматических задач. Опыт педагогов – практиков Г.А.Тумаковой, Е.Б.Танниковой, Т.Б. Полянской способствовал разработке системы по развитию речевого творчества. Овладевая речью, ребенок овладевает и знаниями о предметах, признаках, действиях. При этом не только приобретает знания, но и учиться мыслить, поскольку думать – это значит говорить про себя или вслух, а говорить – это значит думать. Развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, являются
необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем.
Речевое творчество
— это речевая деятельность, направленная на создание нового, что обеспечивается способностью человеческого мозга создавать новые образы посредством необычного сочетания. Таким образом, создание педагогической системы по развитию речевого творчества стало ведущей задачей моей работы по речевому развитию дошкольника.
Новизна моего опыта
заключается в комплексном использовании эффективных и современных форм работы по речевому творчеству ребенка — дошкольника. Работа в младшем возрасте является подготовительной, а в старшем возможно самостоятельное речевое творчество. От возраста к возрасту идет постепенное усложнение методов и приемов.
Младший и средний возраст (с 3-5 лет).
В младшем возрасте мотив речи у детей экспрессивный (эмоциональный). Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Мною проведена классификация пальчиковых игр:
— по степени усложнения.
Применение тех или иных упражнений относительно готовности руки ребёнка. Это комплексы упражнений: — на развитие кистей рук «Капуста», «Месим тесто»; — движений каждого пальца: «Утро настало», «Дружат в нашей группе девочки и мальчики»; -координацию и согласованность действий: «Мы по Африке гуляли», «В гости».
— по содержанию и назначению
-игры – манипуляции «Жила – была крыша», «Шумный лес»; -игры с самомассажем кистей и пальцев рук «Гости», «Десять птичек — стайка»; -игры со звуковой гимнастикой «Машина», «От топота копыт»; -сюжетные пальчиковые упражнения, с помощью которых можно придумывать истории и сказки «Выполнение фигурок из пальцев». Многообразие игр позволило сделать более эффективной подготовительную работу по развитию речевого творчества у детей. Мною разработаны дидактические игры, которые способствуют успешному закреплению речевых навыков: — формирование и обогащение словарного запаса — «Кто где живет», «Противоположности», «Разрезные картинки», «Рыболовы»; — развитие связной речи — «Расскажи сказку», «Короткие истории, «Загадай загадку»;
— развитие звуковой стороны речи: «Речецветик», «Аквариум», «Звуковая пирамида», «Звуковое домино», «Назови звук». Стремясь успешно использовать систему работы, создаю необходимую развивающую среду. С целью всестороннего развития речи воспитанников в развивающей среде группы был создан
Центр речевого развития
Он включает в себя игры и пособия, направленные на развитие всех компонентов речевой системы: 1. Игры и упражнения для развития речевого дыхания. 2. Игры и упражнения для развития четкой, координированной работы всех частей артикуляционного аппарата. 3. Игры на развитие связной речи, грамматического строя речи, звукопроизношения: 4. Игры на обогащение словаря. Для обучения детей составлению рассказов по плану или образцу имеются мнемотаблицы. В центре имеются книги для чтения детям и самостоятельного чтения читающих детей, познавательную литературу, иллюстрации к произведениям, журналы. Здесь размещаются альбомы с семейными фотографиями детей группы, временные тематические фотовыставки. Имеется демонстрационный материал, картотека речевых игр, доступных для ежедневного использования детьми, Также созданы наборы предметных и сюжетных картинок, тематических альбомов, иллюстраций, открыток, фотографий по разным темам для составления детьми описательных и сюжетных рассказов по картинкам. В центр «Творческая мастерская» собрала бросовый материал для развития мелкой моторики рук: камушки, ракушки для выкладывания узоров на пластилине и доске, трафареты, печатки, в игровом центре игра «Мотальщики» для игровых состязаний «Кто быстрее?», Мозаики, пособия для развития дыхания.
Старший дошкольный возраст (с 5-7 лет)
Детская речь изумительна, забавна и изобретательна. Мы часто слышим от детей много интересных изречений, придуманных ими слов и забавных фраз, порой даже не всегда понимая смысл сказанного. Подобное явление называется словотворчеством. Словотворчество – естественный путь освоения ребенком лексического богатства родного языка, наиболее эффективный способ осмысления множества грамматических форм. Активное словопроизводство способствует развитию речи и воображения, свидетельствует о творческой личности ребенка. Б лиже к 5-му году жизни у детей наблюдается интерес к словесному творчеству (придумывание сказок, стихов, загадок, небылиц). Это требует от детей активной работы воображения, мышления, речи проявление наблюдательности, участия положительных эмоций. В данной деятельности определила3 направления:
Первое направление — Сочинение стихотворных строчек.

Используя технологию Г.А.Тумаковой модифицировала этапы обучения по составлению рифмованных стихотворных строчек: На подготовительном этапе использую словесные игры типа:
— загадки – складки
«Улыбается в оконце, А зовут тебя все ………»
— «закончи — стихотворение»
«Эй, цыплёнок, где твой дом? — Он у мамы под …………….»
— «подскажи словечко»
«У маленькой Зины игрушки в ………….»
— «закончи чистоговорку»
«Са-са-са, к нам летит ………..» Первый этап заключается в подборе рифмы к определённому слову (Кошка — матрёшка); Второй этап: соединение двух схожих по звучанию слов (Кошка на окошке); Третий этап: складывание первого двустишия. Первую строчку даёт воспитатель. (Жила-была кошка……………); Четвёртый этап: сочини 2 строчки в четверостишии. Воспитатель даёт 2 первые строчки. (Стоит старушка у столба Вытирает пот со лба………).
Второе направление — Сочинение описательных загадок
Строится на основе загадки – отрицания, которая включает в себя следующую модель: 1. Определение предмета, его свойств, образной характеристики. (Арбуз – круглый, сладкий, зелёный). 2. Подбор соответствующего объекта к образным характеристикам загадываемого предмета. (Круглый – шар, сладкий – мёд, зелёный — огурец). 3. Отбор условных заместителей, знакомство с условным обозначением отрицания «но». 4. Воспроизведение загадки согласно составленной модели, ситуации устной речи. (Круглый, но не шар, Сладкий, но не мёд, Зелёный, но не огурец).
Третье направление — Сочинение рассказов, сказок.
Сказки, рассказы могут сочиняться и по картинкам, и по предложенной речевой ситуации. Данная работа развивает фантазию и воображение детей, интерес к речевому творчеству; побуждает рассуждать, использовать свой опыт, делать выводы, активизируя знания, представления, совершенствуя словесно-логические операции. Сочинение сказок строится по этапам: 1. Подготовительный: -Повтор песенок, которые часто встречаются в сказочных историях; — Знакомство со структурой сказки (начало, средняя часть, концовка); — Посещение спектакля, кукольных театров, драматизация сказок, рисование отдельных эпизодов сказок, словесные игры.
2. Первый: — придумывание новых концовок к знакомым сказкам. 3. Второй: — продолжить сказку, начатую воспитателем. 4. Третий: — самостоятельно сочинить сказку с хорошо знакомым сказочным героем (воспитатель даёт тему и указания, план). 5. Четвёртый: — придумывание сказки на самостоятельно выбранную тему. Ведущую роль в организации работы по развитию общения и речи играет проектная деятельность. Она вызывает большой интерес детей и способствует обогащению и активизации речи . Работая над проектом дети получают знания, расширяют свой кругозор, пополняют пассивный и активный словари, учатся общению со взрослыми и сверстниками. Для успешной реализации проектов осуществляем взаимодействие с родителями. Были реализованы такие проекты как «Книга- твой друг, «Они тоже хотят жить», «О дружбе и друзьях, «Березка русская моя» и другие. Отдельно выделяю интеграцию речевой и изобразительной деятельности. Её суть заключается в составлении сказок и рассказов по собственным рисункам. Результатом этой деятельности являются книжки – малышки, которые составляют библиотеку нашей группы. Мною накоплен определенный опыт работы с родителями по речевому развитию детей. В 2013- 2014 году был организован семейный клуб «Говорящие пальчики», с 2014 года работает семейный клуб выходного дня «Родничок». Я использую следующие нетрадиционные формы сотрудничества: праздники, газеты, выставки, викторины, конкурсы, круглые столы, совместную деятельность, презентации, консультации, проектную деятельность и т.д. В результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями по речевому развитию детей.
Вывод:
проделанная работа дала положительные результаты: у детей повысилась любознательность, чуткость к слову, умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей. Это помогло детям стать общительнее, сформировало уверенность в своих силах, возросла их речевая активность в разных видах деятельности. В дальнейшем планирую: -использовать накопленный опыт в активизации речи дошкольников и нарабатывать новый, используя игры, цель которых: побуждать детей вступать в диалог со взрослым, налаживать эмоционально-практическое общение со сверстниками; — пополнять предметно — развивающую среду;
-уделять большее внимание повышению компетентности родителей в вопросах воспитания детей дошкольного возраста, в частности, в речевом развитии, используя разные формы сотрудничества дошкольного учреждения и родителей: игровые практикумы, «круглые столы», совместные праздники и развлечения, различные творческие проекты, семейный клуб.

Adblock
detector