Игры на музыкальных занятиях в детском саду

Статья на тему:
Игры на музыкальных занятиях.

В статье рассматривается классификация игр, традиционно используемых на музыкальных занятиях. Приведены примеры игр.

Предварительный просмотр:

Игры на музыкальных занятиях

Ведущим видом деятельности в дошкольном детстве является игра.

Значение ее в формировании личности ребенка переоценить трудно.

Игра способствует развитию всех психических процессов, включая мышление и творческое воображение ребенка, его личностных качеств: воли, выдержки, терпения, инициативы, способности воплотить задуманное…

Игровая технология, как элемент педагогической технологии, использующая систему игр и их элементов, эффективна и при организации музыкальной образовательной деятельности. Существенный признак технологии — четко поставленная цель обучения и соответствующий ей педагогический результат.

В музыкальном воспитании дошкольников традиционно используются

игры со словом, пальчиковые игры, музыкальные подвижные игры с правилами, сюжетные музыкальные игры с пением, хороводные игры с пением, музыкально-дидактические игры.

Все эти виды детских музыкальных игр, обладая каждый своей спецификой, способствуют развитию музыкальных и творческих способностей детей.

  • способствуют развитию мелкой моторики и координации движений руки,
  • массаж нервных окончаний, находящихся на кончиках пальцев,

стимулирует работу речевого центра головного мозга,

  • гимнастика артикуляционного аппарата,
  • позволяют выработать согласованность движений с речью.

Система пальчиковых игр – упражнений представлена в новом издании

«Праздник каждый день» программы «Ладушки» для музыкальных руководителей авторами Ириной Каплуновой и Ириной Новоскольцевой.

(Конспекты музыкальных занятий для младшей, средней, старшей и подготовительной групп. Санкт-Петербург, «Композитор», 2007 – 2009 г.)

пальчиковая игра для детей подготовительной группы

(«Праздник каждый день», подготовительная группа, Ирина Каплунова, Ирина Новоскольцева. С — П., Композитор, 2009, с.43.)

В гости к пальчику большому Руки поднять вверх, пошевелить большими пальцами

и прижать их к ладоням.

Прибегали прямо к дому Энергично пошевелить четырьмя остальными пальцами.

Указательный и средний, Прижать к ладони те пальцы,

Безымянный о которых говорится.

И последний — Пошевелить мизинцами

Сам мизинчик – малышок и сжать пальчики в кулачки.

Постучался на порог. Постучать кулачком о кулачок.

Все пальчики – друзья. Пожать ладошкой ладошку.

Друг без друга нам нельзя! Пальцы одной руки соединить с соответствующими

Пальцами другой руки.

  • выработке согласованности в работе артикуляционного и
  • совершенствованию движений,
  • формированию навыка удерживать дыхание до конца фразы.

игра со словом для детей средней группы.

Водящий – мышка — стоит у одной стены, дети в шеренге — у другой.

Огуречик, огуречик! Дети, стоя в шеренге, легко прыгают.

Не ходи на тот конечик.

Там мышка живет Легким пружинящим шагом идут к водящему.

Тебе хвостик отгрызет! Произнеся последнее слово дети убегают,

Водящий их догоняет…

Музыкальные подвижные игры с правилами

  • формированию умений:
  • согласовывать движения с музыкой,
  • передавать в движении характер музыки,
  • реагировать на смену частей музыки сменой движений,
  • отмечать окончание звучания музыкальной пьесы;
  • развитию ритмического и динамического слуха;
  • совершенствованию качества движений.

Система игр и игровых упражнений представлена в учебно-методических пособиях: «Музыка и движение» из опыта работы музыкальных руководителей. Автор-составитель С. И. Бекина. М., Просвещение.1983г. – старшая группа, 1984 г. – подготовительная группа; «Музыкальные игры и пляски в детском саду». Л., Учпедгиз., 1963 г.

музыка Й. Гайдна

музыкальная подвижная игра с правилами для детей старшей группы

( «Музыка и движение», старшая группа, С. И. Бекина. М., Просвещение.1983г., с. 87. )

Ловишка стоит, повернувшись к стене.

Остальные дети – у противоположной стены лицом к нему.

Такты 1-4. Дети тихо подбегают к ловишке.

Такты 5-8. Ритмично хлопают в ладоши, одновременно произнося слова:

«Раз, два, три, раз, два, три! Ну, скорее нас лови!»

Дети убегают. Ловишка их догоняет.

Сюжетные музыкальные игры с пением

  • совершенствованию певческих и двигательных навыков,

навыков передачи игрового образа,

  • формированию умения отмечать окончание музыкальной фразы, пьесы, песни,
  • развитию коммуникативных способностей детей,
  • активизации творческих проявлений дошкольников.

(русская народная прибаутка)

сюжетная музыкальная игра с пением для детей младшей группы

Водящий ребенок в шапочке кота «спит» в углу. Остальные дети – мышки – осторожным пружинящим шагом идут к нему и поют:

Хитрый кот в углу сидит.

Притаился, будто спит.

Мышки, мышки вот беда!

Убегайте от кота!

«Мышки» убегают, «кот» их догоняет.

(«Праздник каждый день», младшая группа. Ирина Каплунова , Ирина Новоскольцева.

С-П., Композитор, 2007, с.138.)

Хороводные игры с пением

  • совершенствованию певческих и двигательных навыков,

навыков передачи игрового образа, сюжета.

  • формированию умения отмечать окончание музыкальной фразы, пьесы, песни,
  • развитию коммуникативных способностей детей,
  • активизации творческих проявлений дошкольников.

музыка А. Аверкина, слова Е. Красевой

хороводная игра с пением для детей средней группы

(Сб. «Сказка приходит на праздник», М., Просвещение, 1996г., с. 147)

Дети стоят по кругу. Ребенок – «ежик» — в кругу.

Вступление. Все стоят, слушают музыку.

Повстречался ежик мне. Дети идут по кругу, поют. «Ежик» идет противоходом.

Нес грибы он на спине.

«Добрый день, колючий еж!

Далеко ли ты живешь?» Дети останавливаются., поворачиваются в круг.

Ежик глазками сверкнул

И в кусты скорей свернул, Дети делают «воротики», взявшись за руки и поднимая

Зашуршал сухой листвой, их вверх.

Приглашая в домик свой. Произнеся последнее слово дети приседают, «закрывая

  • развитию звуковысотного, ритмического, тембрового, динамического слуха, музыкальных способностей;
  • развитию умения различать регистры (высокий, средний, низкий),

темп музыки (быстрый, умеренный, медленный),

музыкальный лад (мажор, минор),

  • расширению кругозора и словарного запаса дошкольников,
  • активизации их творческих проявлений.

Система игр и игровых упражнений представлена в учебно-методических пособиях:

«Музыкально-дидактические игры для дошкольников» Н.Г. Кононова М. Просвещение- 1982. «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников». Сост. Комиссарова Л.Н., Костина Э.П., М., Просвещение. 1986 г.

музыкально-дидактическая игра для детей 5-7 лет

Цель: Развивать у детей представление о характере музыки (веселая – спокойная – грустная).

Описание: Карточка разделена на три квадрата: на первом изображен улыбающийся ребенок, на втором – со спокойным выражением лица, на третьем – грустный.

Три фишки с цифрами 1,2,3.

Методика проведения. Дети слушаю веселую, спокойную или грустную пьесу и ставят фишку на соответствующую музыке карточку, объясняя свое действие.

Музыкальный репертуар: «Три подружки» Д. Кабалевского.

Список используемых источников

1.«Музыка и движение», старшая группа, С. И. Бекина. М., Просвещение.1983г.

2. «Музыкальные игры и пляски в детском саду». Л., Учпедгиз., 1963 г.

3.«Музыкально-дидактические игры для дошкольников» Н.Г. Кононова М.

4. «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников»: Комиссарова Л.Н. Костина Э.П., М. Просвещение-1986 г.

5. «Праздник каждый день»,младшая группа. Ирина Каплунова , Ирина Новоскольцева.

С-П., Композитор, 2007г.

6..«Праздник каждый день», подготовительная группа. Ирина Каплунова , Ирина

Новоскольцева. С-П., Композитор, 2009.

7.«Сказка приходит к нам», М., Просвещение, 1998г.

Игры на музыкальных занятиях в детском саду.

Фомичева Татьяна Викторовна
Кемеровская область, город Междуреченск, МБДОУ «Детский сад №16 «Колокольчик»
Музыкальный руководитель

Музыкальные — дидактические игры на музыкальных занятиях в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»
№ 273-ФЗ от 29.12.2012 г., вступившего в силу с 1 сентября 2013 года, дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования (статья 4, п.10). Также впервые в российской истории 29 августа 2013 года Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) утвердил федеральный государственный стандарт дошкольного образования.

Принятый ФГОС дошкольного образования не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры.

Музыкальные — дидактические игры в системе музыкального развития детей

Одной из важных задач всестороннего развития ребенка является воспитание музыкальной культуры. Ее основы закладываются уже в детстве. В этой связи большое место отводится музыке в детских садах, – она звучит и на музыкальных занятиях, и в самостоятельной музыкальной деятельности, и во время праздников и развлечений.

Восприятие музыки сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика), различать музыкальные произведения по жанру, характеру.

Именно с этой целью применяют такие пособия, как музыкально-дидактические игры, которые, воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом.

Как любая другая игра, музыкально-дидактическая должна включать развитие игровых действий. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различать, сравнивать некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Например, игры «Музыкальный телефон», «Из какой мы песни?» помогают детям чисто интонировать, определить, правильно ли спета песня, услышать смену темпа, силу звучания. Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать. Так же Музыкально-дидактические игры должны быть интересно и красочно оформленными. Например, карточки с изображением музыкальных образов – яркими, художественными, точно соответствовать содержанию игры. Игры, в которых дети сами принимают активное участие в их изготовлении, становятся наиболее любимыми и желанными.

В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности.

Музыкально-дидактические игры всегда содержат развитие действия, в котором сочетаются элементы занимательности, соревнования с сенсорными заданиями. Цель игровых действий заключается в том, чтобы помочь ребенку услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков, а именно: их высоту, силу, длительность, тембр. Игровые правила и действия, регулярно проводимых с детьми музыкально-дидактических игр, помогают планомерному и систематическому развитию музыкального слуха, вырабатывают умение не просто слышать музыкальные произведения, а вслушиваться в них, различать смену регистра, динамики, ритма в одном и том же произведении. Кроме того, музыкально-дидактические упражнения и игры, особенно с применением настольно-печатного материала, позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий. Известно, что совершенствование музыкального слуха находится в прямой зависимости от систематичности проводимых упражнений. В дошкольных учреждениях они включаются в работу с детьми самого раннего возраста. Например, упражнения «Где звучит?», «Высокие и низкие звуки», «Где мои детки?», «Кто в домике живет?», «Кто пришел?» и т. д.

Виды музыкально-дидактических игр и методика их проведения

Существуют различные виды классификации музыкально-дидактических игр. Э.П. Костина разработала настольные музыкально-дидактические игры, которые используются для развития музыкально-сенсорных способностей. Она разделяет их на 4 вида:

1. Игры, с помощью которых развивается звуковысотный слух дошкольников. Это такие игры, как «Качели», «Курицы», «Весёлые гармошки», «Цирковые собачки» и т.д.

2. Игры, позволяющие развивать ритмическое чувство детей, например: «Ритмическое лото», «Весёлые дудочки», «Лесные гости» и т.д.

3. Игры для развития тембрового слуха: «Музыкальные инструменты», «Угадай, на чём играю» и т.д.

4. Игры, развивающие динамический слух: «Громко- тихо», «Кто самый внимательный», «Узнай звучание своего аккордеона» и т.д.

Настольные музыкально-дидактические игры представлены в определённой последовательности с постепенным усложнением музыкально-сенсорных задач для каждой возрастной группы. Так, например, в средней группе дети учатся различать выразительные возможности двух динамических оттенков (громко- тихо), в старшей группе – трёх (громко, умеренно громко, тихо), а в подготовительной группе уже различаются четыре динамических оттенка (громко, умеренно громко, умеренно тихо, тихо).

Н.А.Ветлугина разделяет все музыкально-дидактические игры на три вида:

1. Спокойное музицирование. (настольные)

2. Игры типа подвижных, где элемент соревнования в увертливости, ловкости отодвинут по времени от момента выполнения музыкальных заданий.(подвижные)

3. Игры, построенные по типу хороводных.

В играх первого вида предусматривается статичное поведение детей, разделенных на подгруппы. Соревновательный элемент заключается в умении быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведение.

Эти игры часто проводятся с пособиями. За лучшее выполнение задания подгруппа детей или ребенок, если игра проводится с 2 — 3 детьми, награждается фишкой, флажком. В процессе игры дети выполняют ее правила, показывая ту или иную картинку, поднимая в соответствии со звучанием произведения флажки разных цветов и т. д.

Второй вид дидактических игр характеризует динамика действий. Игра похожа на подвижную. Дети, разделенные на подгруппы, вслушиваясь в звучание музыки, реагируют на него движениями. Звучат громкие звуки — в пространстве групповой комнаты двигается одна подгруппа детей, тихие — другая, а первая останавливается. После неоднократной смены звучания наступает завершающий момент игры — физкультурное соревнование: одна подгруппа детей догоняет другую или каждая собирается у заранее обозначенного места и т. д.

В дидактических играх третьего вида двигательная активность детей ограничена. Между собой соревнуются два или три круга детей или коллектив (круг) и солист. Например, на высокие звуки идут дети первого круга на звуки среднего регистра — второго, а на звучание низкого регистра реагируют дети третьего круга. Победителями становятся дети того круга, которые точнее реагировали на смену звучания. Победители поощряются исполнением их желания.

Музыкально-дидактическая игра всегда требует значительной слуховой сосредоточенности, которая и приводит к совершенствованию процесса развития слухового восприятия. Следовательно, в ходе игры ребенок все время должен вслушиваться в смену звучаний и реагировать на это движением или действием, а не автоматически выполнять задание. То есть музыкально-дидактическая игра не должна включать этап выработки навыка, иначе она не достигает своей цели.

Одновременно с проведением музыкально-дидактических игровых упражнений можно вводить в работу музыкально-дидактические задания на различение не только основных свойств звука, и средств музыкальной выразительности. При этом следует использовать настольно-печатный игровой материал, созданный руками воспитателей, персонажи кукольного театра, фланелегра озвученные музыкальные игрушки. Например, для различения бодрого и спокойного характера музыки на столе можно разложи карточки с изображением марширующих и спящих детей. Педагог предлагает, когда будет звучать марш, выбрать картинку с изображением марширующих детей, а когда будет звучать колыбельная спящих детей. У каждого ребенка должно оказаться по 3 разных картинки, тогда педагог может убедиться в правильности выполнения задания. Если при проведении музыкально-дадактических упражнений даже к концу года дети еще ошибаются; то задания уже к середине учебного года все они выполняют верно.

В самостоятельно придуманные игры дети играют с особым удовольствием.

Необходимо отметить, что музыкальные произведения, на основе которых разворачиваются игровые действия, должны восприниматься детьми целостно, и в то же время им следует выделять те или иные средства музыкальной выразительности, в зависимости от правил игры. Педагоги используют для таких игр народные мелодии, фрагменты авторских произведений, сами сочиняют несложные пьесы. Музыкально-дидактические игры могут также проводиться и без использования фортепиано — под пение, звуки различных музыкальных инструментов: погремушек, барабана, дудочки и т. д.

Музыкально-дидактическим материалом игр является:

— песни, инструментальные произведения;

— набор музыкальных инструментов;

— наборы музыкальных игрушек.

Следует отметить, что кроме музыкально-дидактических игр в практике используются и музыкально-дидактические пособия. Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они имеют определённые правила, игровые действия или сюжет. Они могут быть использованы детьми, как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности. Музыкально-дидактические пособия в основном применяются на занятиях для наглядной иллюстрации отношений звуков по высоте и длительности, для упражнения детей в различении динамики, тембра, регистра, темпа и других выразительных средств.

Музыкально-дидактические пособия включают зрительную наглядность (различные картинки, карточки, передвижные приспособления и т.д.), а музыкально-дидактические игры могут не использовать наглядность.

Благодаря своему разнообразию, музыкально-дидактические игры и пособия имеют большое значение в воспитании дошкольников.

Основное назначение музыкально-дидактических игр и пособий – формирование у детей музыкальный способностей; в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте; развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух; побудить к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

Музыкально-дидактические игры и пособия обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.

Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр и пособий в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие помогает ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.

1. Кононова Н. Г. К64 Музыкально-дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. руководителя. – М.: Просвещение, 1982.—96 е., ил.

3. Н.А. Ветлугина «Музыкальное развитие ребенка»

4. Конова Н.Г. Музыкально – дидактические игры для дошкольников-М.,1982

Инсценировки и музыкально-ритмические игры на музыкальных занятиях ДОУ для развития творческих способностей дошкольников.

В работе с детьми в ДОУ музыкальные инсценировки и музыкально-ритмические игры играют немаловажную роль. Развитие чувства ритма, речевого и певческого дыхания, координации движений, чувства ориентации в пространстве, расширение речевого и певческого диапазона и т.д. – всё это составляет программное содержание данных видов музыкально-ритмической деятельности. Но развивает ли это творческие способности детей? Здесь трудно дать однозначный ответ.

Мы пытались провести в нашем детском саду эксперимент, суть которого состояла в следующем: 2 одновозрастные группы (5-6 лет); дети из контрольной группы занимались по общепринятой программе, а в работе с детьми экспериментальной группы на протяжении двух учебных лет (до выпуска в школу) очень широко использовались музыкальные инсценировки, театрализованные миниатюры, музыкально-ритмические игры и т.п. Когда в конце заданного периода исследования была проведена диагностика развития творческих способностей детей, то существенных различий не наблюдалось. Бесспорно, что дети экспериментальной группы лучше по сравнению с контрольной группой согласовывали пение с движениями, стали более внимательны к исполнению движений по показу педагога, их движения были более ритмичными, а психогимнастические этюды – более эмоциональными. Но, всё это, как нам кажется, результат наработки навыков, как и в любом другом виде деятельности. Результаты диагностики ребёнка со способностями к творчеству из контрольной группы всё равно оказывались выше, чем результаты ребёнка из экспериментальной группы, у которого эта составляющая изначально отсутствовала.

По результатам эксперимента и теоретического анализа литературы, мы всех детей условно поделили на 4 типа.

  • 1 тип – дети с хорошо развитой творческой составляющей, плюс желание научиться тому, чего ещё не умеют. Для творческого педагога – самый благодатный материал.
  • 2 тип – дети с развитой творческой составляющей, но без желания чего-либо достичь. На уровне детского сада эти дети неплохо смотрятся, но работать с ними в эмоциональном плане трудно.
  • 3 тип – дети без развитой творческой составляющей, но желающие быть похожими на одногруппников, относящихся к типу № 1. Эти дети часто достигают более лучших результатов, чем дети, относящиеся к типу № 2.
  • 4 тип – самые тяжёлые, как мы их назвали в эксперименте, “неинтересные” дети. У них нет ни природных творческих способностей, ни желания чему-либо научиться. Единственное спасает то, что абсолютно равнодушных к музыке (так как мы говорим о музыкальных занятиях) детей нет. Поэтому интерес к подобным занятиям у них всё-таки, на очень специфическом уровне, присутствует.

Каков же вывод, который мы сделали, опираясь на многолетний, повседневный опыт работы в детском саду и на результаты проведённого эксперимента?

Музыкальные инсценировки, театрализованные музыкальные миниатюры, музыкально-ритмические игры и упражнения вряд ли сделают из ребёнка без творческой составляющей творческой личностью, но они повышают интерес детей к музыкальным занятиям, к выполнению заданий педагога, в том числе и творческих, что, как следствие, повышает уровень усвоения материала. Детям первого типа это позволяет более масштабно и ярче раскрыть свои музыкальные таланты, детям третьего типа – научиться быть похожими на первых, детям второго типа – почувствовать разницу между тем, что значит быть “как все” и что значит “быть лучшим”, а детям четвёртого типа – ощутить радость и удовлетворение от “собственного” творчества.

Далее вашему вниманию мы хотим предложить конспект музыкального занятия, построенного на детском интересе к игре.

Конспект музыкального занятия с элементами логоритмики с детьми 5-6 лет с нарушениями звукопроизношения

(старшая логопедическая группа дошкольного образовательного учреждения)

Программное содержание. Развивать у детей мелкую моторику рук, чувство ритма, координацию движений, речевое и певческое дыхание, умение ориентироваться в пространстве; закреплять умение выполнять движения в соответствии с музыкой и текстом; развивать воображение.

Разучивание песен, логоритмических упражнений (за произношение – ответственный учитель-логопед), манипуляции с варежками-куклами.

Карта местности, искусственные листья клёна красного и жёлтого цвета, зонтики, варежки зелёного цвета на левую руку и белого цвета, 3 детских стола.

На полу в центре зала лежат “осенние листочки” по количеству участвующих детей (метки); у боковых стен стоят раскрытые зонтики; впереди, между зрителями и, лежащими на полу, листьями стоят столы

Ход занятия

(Дети под музыку забегают в зал и встают полукругом, лицом к гостям)

Педагог. Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями!

Дети. Здравствуйте! Какое хорошее слово!

В нём что-то хорошее, что-то такое
Лучистое, светлое, просто прекрасное!
Вы только послушайте: “Здравствуйте! Здравствуйте!”
В нём пожеланье здоровья, удачи.
Но так и должно быть, а как же, иначе?
И мы повторяем снова и снова
Это чудесное, доброе слово!

Все. Здравствуйте! Здравствуйте!

Педагог. Сегодня я хочу пригласить вас на музыкальную прогулку в осенний лес. Добраться туда нам поможет вот эта карта. Если внимательно посмотрим на неё, то увидим, что наш путь сначала пойдёт по широкой дороге, потом по узкой, опять по широкой и опять по узкой. Затем начнутся горы. Мы будем подниматься вверх и спускаться вниз, вверх, вниз, вверх, вниз, вверх, вниз. А в конце пути нас ждёт прямая, ровная, гладкая дорога, по которой можно не просто шагать, а весело бежать и даже прыгать. Ну, что, принимаете приглашение? (Да!)

Тогда прошу всех подойти к столам и приготовить наши пальчики, которые под музыку будут весело шагать.

Упражнение “Ноги и ножки” на развитие мелкой моторики и чувства ритма

( муз. В.Агафонникова; нотное приложение – “Рисунок1”)

Большие ноги шли по дороге: (пальчики “шагают” по поверхности стола)

Маленькие ножки бегут по дорожке; (пальчики “бегут” по поверхности стола)

Педагог. Ножки наши отдохнули и впереди нас ждут горы! Встаньте около своих листочков и приготовьте ладошки. Правая ладошка будет гора, а пальчики левой ладошки будут под музыку подниматься на эту горку и спускаться.

Упражнение “Лесенка” на развитие мелкой моторики, распевание

Вот иду я вверх, (правая ладонь – вертикально, указательный и средний пальцы левой ладони “шагают в гору” – по поверхности правой ладошки)

Вот иду я вниз (пальчики “шагают” вниз)

(Дети меняют ладошки и ещё раз выполняют упражнение)

Педагог. Горы мы преодолели и впереди у нас ровная и свободная дорога, по которой я вам предлагаю под весёлую музыку проскакать подскоком.

Танцевальный шаг “Поскок” на развитие координации движений

Педагог. Вот мы с вами и в лесу. Встаньте около своих листочков и представьте себе, что вы деревья, ветки которых раскачивает осенний ветер. Я превращаю вас всех в деревья, дует ветер и деревья качаются на ветру: вправо-влево, вперёд-назад, кач-кач, вдох-выдох.

Упражнение “Дерево” на восстановление дыхания

(Исходное положение (и.п.) – стоя, ноги на ширине плеч. Колебательные движения, называемые “Эйфелева башня”. Корпус прямой и вытянут вверх, ступни должны прочно упираться в пол. Надо, не теряя равновесия и не отрывая ступней от пола, максимально отклоняться вперёд, назад, в стороны, а затем с поворотом справа налево и слева направо)

Педагог. Ходит осень, бродит осень. Ветер с клёна листья сбросил.

Под ногами шелестят и летят, летят, летят.

Упражнение “Дует ветер” на развитие речевого и певческого дыхания, распевание

(сл. И.Плакиды, муз. И.Кишко; нотное приложение – “Рисунок 2”)

(После каждой строки руки поднимаются в стороны – вдох, и опускаются вниз – выдох)

Педагог. Осенние листья шуршали, дождик в гости позвали.

Дождик к ним прилетел, осеннюю песню запел:

“Кап, кап, кап…” Давайте и мы споём песенку дождя.

Упражнение “Кап-кап…” на развитие мелкой моторики, распевание

(Дети – по-нисходящей – пропевают “Кап, кап…”, делая руками брызгательные движения)

Педагог. Чтобы дальше продолжить свою прогулку, нам понадобятся зонтики.

(Дети берут зонтики и ставят их перед собой около листочка)

Педагог. Ветерок осенний листьями играет,

Дождь то затихает, то снова моросит,

Осень по дорожкам целый день гуляет,

Выходить без зонтика она нам не велит.

Песня на тему “Осень” по выбору педагога

Педагог. Давайте, ребята, посмотрим ещё раз на нашу карту. В ней есть подсказка ответа на вопрос “А кто живёт в нашем лесу?” (Заяц, волк, медведь)

Предлагаю рассказать нашим гостям историю про зайца, и не только рассказать, но ещё и прохлопать.

Логоритмика “Это кто, зайчик?”

(Дети говорят текст, прохлопывая его ритм)

Это кто, зайчик? Да, да, да, да!
Прыгает как мячик? Да, да, да, да!
В огород забегал? Да, да, да, да!
А капустку едал? Да, да, да, да!
Репку съесть успел? Да, да, да, да!
И морковку съел? Да, да, да, да!

С огорода заяц в лес резво припустился
Там под ёлочкой своей неслышно затаился.

Логоритмика “Ёлочка стояла”

(разработка движений, сл. и муз. Н.Б.Караваевой; нотное приложение – “Рисунок 3”)

(Дети надевают на правую руку белую варежку – это зайчик, на левую руку зелёную варежку – это ёлочка; для левшей наоборот)

Ёлочка стояла, стройной вырастала (медленно поднимают левую руку)
Вот такой, вот такой, стройной вырастала (покачивание левой ладони вправо-влево)
Вот такой, вот такой, стройной вырастала (покачивание)
Жил под ёлкой зайка, зайка-попрыгайка (медленно поднимают правую руку)
Вот такой, вот такой. зайка-попрыгайка (“зайка” скачет вверх-вниз)
Вот такой, вот такой, зайка-попрыгайка (скачет)
Как увидел волка, спрятался за ёлку (“зайка” прячется за “ёлку”)
Там сидит и дрожит, спрятался за ёлку (мелкие колебательные движения “зайки”)
Там сидит и дрожит, спрятался за ёлку (дрожит)
Как увидел мишку, выглянул зайчишка (“зайка” выглядывает из-за “ёлки” справа-слева)
В прятки будет играть зайка вместе с мишкой (выглядывает)

Педагог. Прогулка по осеннему лесу подошла к концу и нам пора возвращаться в детский сад. Возвращаться мы стаем по той же дороге, только теперь у нас будет всё наоборот. Сначала пойдёт ровная и гладкая дорога, по которой мы будем весело скакать, как зайчики. Потом начнутся горы: нам придётся то подниматься вверх, то спускаться вниз. А в конце пути наша дорога опять станет ровной, только она будет, когда широкой, а когда узкой. Ну, что, в путь? (Да!) Тогда строимся друг за другом и вперёд!

Прыжки на двух ногах

(упражнение исполняется под музыку весёлого характера)

Чередование ходьба на носках и на корточках

(упражнение – под мелодию, звучащую сначала в верхнем, а затем в нижнем регистре)

Чередование ходьбы большими шагами и маленькими

(музыка из упражнения “Ноги и ножки”; нотное приложение – “Рисунок 1”)

Педагог. Вот мы и вернулись в детский сад и здесь мы с вами расстанемся. До свидания!

Музыкальные игры. Классификация. Роль в музыкальном воспитании дошкольников..

Автор: Лутай Ольга Валерьевна

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 2 «Рябинка»

Музыкальные игры. Классификация. Роль в музыкальном воспитании дошкольников.

Подготовила: Лутай О. В.,

музыкальный руководитель ДОУ № 2

В современной педагогике игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении. Отними игру – и получишь личность, неподготовленную к жизни. В игре ребёнок ставит цели, стремится к их достижению, при этом фантазирует, творит, у него развиваются инициатива, изобретательность, организаторские способности. Это активный способ присвоения ребёнком социального опыта.

В различных Программах воспитания и обучения дошкольников в детском саду дается следующая классификация игр дошкольников:

-игры под инструментальную музыку;

– ритмические игры со словами;

Еще мы используем в своей работе пальчиковые игры.

В музыкальной игре ребёнок выполняет различные задания: все его движения и действия связаны с процессом узнавания и различения характера музыки, отдельных выразительных средств. Это вырабатывает у ребёнка умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущать фразировку, такты, метроритм, интонацию. Понимание музыкально – игрового задания вызывает у ребёнка быстроту реакции на звуковое раздражение, формирование музыкальных и двигательных навыков, активизацию чувств, воображения, мышления.

В соответствии с этим музыкальная игра решает следующие задачи: Коррекционные:

развитие слухового, зрительного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, координации движений и нормализация их темпа и ритма; формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения;

Оздоровительные:
укрепление сердечнососудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата;
развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;
развитие быстроты двигательной реакции;

Образовательные:
обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;
развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;
Воспитательные:
воспитание общей, музыкальной, речевой, двигательной культуры, эстетическое отношение к окружающему;

познавательная активность, устойчивый интерес к действию,
самоконтроль, внимание, память, мышление, ориентировка в пространстве.

Музыкальные игры можно разделить на две группы:

– игры с музыкальным сопровождением.

Проведению любой музыкальной игры предшествует подготовка: ознакомление с песней или музыкальной пьесой, разучивание песни или анализ музыкального произведения, разучивание музыкально-ритмических движений, знакомство с правилами игры и только потом – сама игра.

Примеры музыкальных игр с пением.

из сб. «Игры, песенки и танцы для детских праздников», Е. Горбина

Дети слушают песенку, говорят о ком песня и что нашла кошка, затем подпевают и показывают движениями то, что нашла кошка.

Младшая и средняя группа:

«У медведя во бору»

Игра имеет два варианта окончания – медведь рычит и «медведь постыл, на пеньке застыл». В первом варианте игры объяснять детям, что рычать надо не горловым звуком, а на звук «р». Во втором варианте игры дети учатся останавливаться и замирать с окончанием песни. Малышам трудно даётся это задание, они не могут сразу остановиться и зафиксировать движение. Это задание учит детей координировать свои действия.

Музыкальную игру можно проводить в любой части занятия, в зависимости от смысловой нагрузки этой игры. Если это игра-приветствие, то проведём её вначале занятия.

Старший дошкольный возраст:

(на мелодию русской народной песни «Ах ты, берёза!»)

Дети стоят парами по кругу, мальчики спиной к центру, девочки – лицом.

Здравствуй, дружочек, Качают правыми руками

Милый мой дружочек!

Здравствуй, дружочек, Качают левыми руками

Милый мой дружочек!

Топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ, Кружатся в парах «топающим шагом»,

И на место встали руки держат «кренделёчком»

До свиданья, до свиданья… Машут друг другу рукой, идут в

разные стороны по кругу,

Здравствуй, миленький дружок разводят руки в стороны, здороваясь с

В игре воспитывается ориентировка в пространстве, умение выполнять простейшие перестроения, слышать музыкальные фразы и выполнять движения в соответствии с ними.

«Подушечка» (русская народная песня)

Все стоят по кругу, мальчик внутри круга держит в руках подушечку.

Подушечка, раздушечка, дети движутся хороводом,

Моя пуховая – 2 р. мальчик с подушкой идёт противоходом

Моя пуховая – 2раза

Кому цветик, кому алый, дети в кругу могут выполнять любые

А мне красну девку – 2раза плясовые движения

А мне красну девку – 2раза

На коленочки поставлю, мальчик подходит к любой девочке,

Целовать заставлю -2р. выводит её за подушечку в центр круга

Целовать заставлю – 2 раза

Целуй, милый, целуй, милый, мальчик и девочка, стоя на коленях на

Целуй, не стесняйся – 2р. подушечке, качают руками или,

Ай, лёли-лёли-лёли, положив подушку на пол, кружатся вокруг

Целуй, не стесняйся-2раза неё, держа руки «лодочкой»

С окончанием игры девочка передаёт подушечку другому мальчику из круга, игра повторяется.

Все игры с пением сюжетные. Игры под музыкальное сопровождение могут быть как сюжетные, так и без сюжета.

Рассмотрим некоторые примеры игр с музыкальным сопровождением,

Начинаем со сказки. В большом лесу жили-были зайцы. Они были очень любопытными, все время поднимались на задние лапки и смотрели по сторонам: не идет ли волк, не крадется ли лиса.

Дети младшей или средней группы изображают зайцев, встают на носочки, учатся отрывать пятки от пола, руки держат перед грудью в виде лапок зайцев. Когда образ зайцев создан, можно переходить к созданию образа медведя. Учить детей ходить на внешней стороне стопы, сильно не переваливаться. После создания образов, можно разделить детей на две группы – мишки и зайцы. Каждая группа двигается под свою музыку, дети узнают свой лейтмотив и выполняют задание самостоятельно.

Старший дошкольный возраст:

«Командир и четыре отряда»

Группа детей делится на четыре отряда, выбирается командир. Командир четко отдаёт команду каждому отряду по очереди в соответствии с музыкальными фразами. Командир должен слышать музыкальные фразы, чтобы правильно руководить отрядами. Отряды маршируют. Во второй части все дети маршируют врассыпную, «перемешиваются». С окончанием музыки командир даёт сигнал строиться (например, у него в руках горн). Командир выбирает лучший отряд, а затем и лучшего командира. Игра повторяется с новым командиром.

Несюжетные музыкальные игры с сопровождением.

Это игры, имеющие игровые правила, задания.

«Будь ловким», муз. Н. Ладухина

Двухчастная музыка. Задать вопрос, чем отличаются эти части?

I часть. Высокий и низкий регистр. Предложить ребятам показать движениями регистры – высоко, низко (поиграть руками)

II часть. Лёгкий бег по кругу. С окончанием музыки ребята останавливаются, или присели. Можно проводить игру с ведущим.

«Найди себе пару»

латвийская народная мелодия в обработке Т. Попатенко

Сначала разучить сложные элементы: поскоки, перестроения. Двухчастная форма.

I часть – перестроения под музыку.

II часть – лёгкий бег врассыпную, найти пару и встать по кругу.

Можно играть с ведущим.

русские народные мелодии в обработке А. Сидельникова

Разные части в музыке сопровождаются разными заданиями: движения в хороводе, пение попевки , поскоки и хлопки, «воротики», с окончанием музыки ребята пытаются закрыть в кругу детей с платочками. Учить выразительно передавать характер музыки, быстро реагировать на смену регистра сменой движений, упражнять в поскоке и лёгком беге, укреплять дружеские взаимоотношения.

Систематичность, постепенность и последовательность – основные педагогические принципы. Дети не смогут выполнять движения под музыку свободно и красиво, если пляска, игра разучиваются сразу, без предшествующей подготовки. Музыкальные игры, игровые упражнения, выстроенные по принципу «от простого к сложному», с учетом всех необходимых музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения, при условии многократного повторения заданий, помогут успешному выполнению требований программы.

Игры на развитие восприятия на музыкальных занятиях в детском саду для младших дошкольников.

Автор: Крючкова Светлана Николаевна, музыкальный руководитель МДОУ Детский сад № 127 «Северная сказка», г.Петрозаводск

Описание материала: материал может быть интересен музыкальным руководителям и воспитателям

Цель: развитие музыкального восприятия

Задачи:
— доставить радость при восприятии знакомой музыки
— развивать речевые возможности детей
— развивать память, мышление, воображение
-учить соотносить образы животных с музыкальными средствами выразительности

Данные игры можно использовать на музыкальных занятиях в разделе слушание.

Цель: развитие музыкальной памяти

Игровой материал: красивый цветной мешочек с игрушками внутри (собачка, кошка, петушок, лошадка, птичка). Вместо игрушек можно использовать персонажей кукольного театра.

Ход игры:
Музыкальный руководитель:
Ребятки, к нам пришли гости. Но где же они спрятались? (смотрит по сторонам). Может быть здесь? (показывает мешочек). Мы сейчас послушаем музыку и узнаем, кто спрятался в мешочке.
Музыкальный руководитель проигрывает на фортепиано (или в записи) мелодии песенок, знакомых детям – «Петушок», «Лошадка», «Кошка», «Собачка», «Птичка».

Дети узнают музыку, музыкальный руководитель достаёт из мешочка соответствующую музыке игрушку и показывает всем.

Цель: развитие навыков восприятия музыки, умения соотносить музыку с образами животных.

Игровой материал: магнитная доска, магниты, картинка с изображением леса, картинки с изображением зайчика, ёжика, медведя, мышки, птички.

Ход игры:
Музыкальный руководитель:

Мы попали с вами в лес,
В нём полным полно чудес.
Ёлочки, берёзки тут,
Разные животные
Здесь в лесу живут…

Ребята, послушайте музыку и угадайте, какой зверек спрятался за вот за тем деревцем.

В исполнении музыкального руководителя (или в записи) дети слушают знакомые произведения «Медведь», «Зайчик» и т.д. и отгадывают животных, птиц.

Тот ребёнок, который первым узнал и назвал музыку, берет картинку животного и при помощи музыкального руководителя прикрепляет ее магнитом на магнитной доске.

Цель: развитие умения запоминать и различать музыкальные образы животных.

Игровой материал: изображение теремка (или макет ), картинки со сказочными персонажами сказки «Теремок» (или игрушки) – мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь. Магнитная доска, магниты.

Ход игры:
Музыкальный руководитель:
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Кто то к теремочку спешит,
По тропиночке бежит…

Ребятки, послушайте музыку и отгадайте, кто же это спешит к теремочку…
Музыкальный руководитель проигрывает музыку (или в записи), дети отгадывают персонажа сказки. Детям предлагается угадать героев сказки не в той последовательности, в которой они появляются в самой сказке, а вперемешку (например, медведь, мышка, лиса, лягушка, заяц, волк).
Кто первым отгадывает персонажа, тот берет картинку (или игрушку) и прикрепляет магнитом на доску (или ставит к домику)

Adblock
detector