Игры по адаптации детей к детскому саду

Сайт для воспитателей детских садов .

Консультация для родителей
«Игры в период адаптации ребенка к детскому саду».

Уважаемые родители! Наша встреча посвящена очень ответственному периоду в жизни ребенка: поступление в детский сад – новое для него место с незнакомыми людьми. Приходя в детский сад, ребенок переживает: «Как я без мамы? Не забудет ли она про меня?» Привыкание к детскому саду – процесс непростой, потому что адаптивные возможности детского организма ограничены. Помочь ребенку в этот период должны близкие ему люди-мама, папа, бабушка и др. Чтобы снизить напряжение, необходимо переключать внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие. В дошкольном возрасте – это прежде всего игра. Через игру ребенок получает возможность выражать свои эмоции, переживания, общаться со сверстниками, знакомиться с нормами и правилами жизни. Детские игры очень разнообразны. Я представлю несколько самых распространенных видов игр в период адаптации детей:

1. Подвижные игры

Дети очень подвижны и активны, поэтому такие игры для них важны.В подвижных играх развиваются такие физические качества как ловкость,быстрота,сила.

Лови-лови!

Задачи: упражнять в прыжках.

Описание игры: к палочке длиной примерно полметра на крепком шнуре прикрепляется лёгкий удобный для хватания предмет — мягкий поролоновый мячик, лоскуток и т.д. Перед началом игры воспитатель показывает эту палочку. Опуская и поднимая её, он предлагает некоторым детям поймать предмет на шнурке. Взрослый собирает вокруг себя ребят, заинтересовавшихся ловлей мяча, предлагает им встать в кружок. Сам становится в центре.

«Лови-лови!» — говорит воспитатель и приближает подвешенный к палке предмет то к одному, то к другому ребёнку. Когда малыш пытается поймать мячик, палка чуть приподнимается и ребёнок подпрыгивает, чтобы схватить его. Поворачиваясь в разные стороны, взрослый старается вовлечь в эту забаву всех детей.

Поиграв немного таким образом, можно слегка изменить правила. Так, дети по очереди ловят мячик, пробегая друг за другом мимо палки.

2. Сюжетно-ролевые игры.

В ходе этой игры ребенок примеряет на себя различные социальные роли, ставит себя в различные ситуации, которые он когда либо видел в реальной жизни.

Цель. Побуждение детей творчески воспроизводить в игре быт семьи.

Игровой материал. Куклы, мебель, посуда, ванночка для купания, строительный материал, игрушки-животные.

Подготовка к игре. Наблюдения за работой няни, воспитательницы в группах детей второго года жизни; наблюдение за тем, как мамы гуляют с детьми. Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций: Е. Благинина «Аленушка», 3. Александрова «Мой мишка». Постройка мебели.

Игровые роли. Мама, папа.

Ход игры. Игра начинается с того, что педагог вносит в группу большую красивую куклу. Обращаясь к детям, он говорит: «Дети, куклу зовут Оксана. Она будет жить у нас в группе. Давайте вместе построим ей комнату, где она будет спать и играть». Дети вместе с воспитателем строят для куклы комнату.

После этого воспитатель напоминает им, как можно играть с куклой: носить ее на руках, катать в коляске, на машине, кормить, переодевать. При этом подчеркивает, что с куклой следует обращаться бережно, ласково разговаривать с ней, проявлять заботу о ней, как это делают настоящие мамы.

Затем дети играют с куклой самостоятельно.

Когда дети достаточное количество времени поиграли сами, воспитатель организовывает совместную игру. При организации игры он должен учитывать взаимоотношения мальчиков и девочек. Так, пока девочки кормят кукол, моют посуду, мальчики вместе с педагогом строят из стульев машину и приглашают девочек поехать покататься вместе с куклами.

3. Дидактические игры

Эти игры дают представление о таких важных понятиях как величина ,цвет, форма. Такие игры хорошо развивают память и мышление детей.

Дидактическая игра «Собери игрушку»

Цель: способствовать формированию у малышей умению правильно собирать целое изображение из отдельных кусочков, определять различные цвета предметов.

Материал: картинки игрушек разрезанные пополам и целые (образцы).

Участники: дети 2-3 лет, воспитатель.

Воспитатель перед ребенком раскладывает разрезанные изображения игрушек.

​Ребята, кукла Маша нам сегодня принесла картинки игрушек. Но вот по дороге с картинками приключилась беда. Мальчик по имени Коля отобрал картинки у куклы Маши и разрезал их на две половинки. Кукла Маша очень сильно плачет и просит вас ей помочь.

​Давайте соберем картинки.

(Дети собирают картинки, сравнивают их с образцом. Затем называют игрушки, которые изображены на картинках и называют основные цвета.)

4. Настольно-печатные игры

Эти игры направлены на развитие мышления, воображения, памяти. Таких игр великое множество. Все они красочные и будут интересны для ребенка. Это такие игры как «Лото», «Мозаика», «Подбери по форме», «Времена года».

5. Пальчиковые игры

Такие игры направлены на развитие мелкой моторики пальцев рук и вместе с тем развивают речь ребенка.

«Сорока – белобока дети на ладошке «варят» кашу

Этому дала, поочередно загибают пальцы с мизинца

А этому не дала! показывают большой палец

Ты воды не носил, грозят указательным пальцем большому пальцу

Тебе нет ничего! разводят обе руки в стороны

Вот тебе горшок пустой, сжимают пальцы в кулак

Иди в угол и постой!» указательным пальцем показывают на угол

Все перечисленные игры направлены на:

— преодоление стрессовых состояний в период адаптации у детей;

— развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

— развитие игровых навыков;

— развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.

Из всего этого можно сделать вывод, что все эти игры несут в себе большую познавательную, развивающую и эмоциональную ценность для детей, а значит и для их родителей.

Игры по адаптации детей к детскому саду.


Игра — лучшее средство для знакомства и адаптации ребенка в детском саду

Авторы:

  • Кирбитова Л.Г., учитель- логопед,
  • Исайчева Н.Я., воспитатель

МБДОУ № 59 г. Апатиты Мурманской области

Процесс адаптации ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения был и остается актуальной проблемой педагогов и родителей, а заикающегося малыша — вдвойне. Мамам и папам важно, чтобы малыш быстро и безболезненно привык к новому детскому саду, воспитатели ко всему заинтересованы и в том, чтобы разрешение противоречий между возможностями ребенка и новой для него средой послужили источником его дальнейшего развития, фактором приобретения нового социального опыта.

Всем известно, что задачи и проблемы детей дошкольного возраста проще и правильнее решать через игру, ведь игра — это жизнь, преломленная сквозь психику ребенка, и процесс адаптации ребенка в новом коллективе не является исключением. Неоценимую услугу, облегчающее привыкание ребенка к детскому саду, оказывают коммуникативные игры, выполняющие следующие функции:

  • создание позитивного эмоционального фона,
  • предупреждение и снижение тревожности,
  • формирование и развитие навыков общения,
  • приобретение нового социального опыта,
  • выстраивание межличностных отношений,
  • безболезненная адаптация,
  • источник дальнейшего развития.

Ежегодно принимая новых детей в группу и апробировав разные варианты, мы пришли к выводу, что коммуникативные игры в период адаптации детей следует проводить в определенной последовательности, по блокам.

В первый блок «Давай познакомимся» на его начальном этапе мы включали самые простые игры, типа «Зеркало», «Обезьяны», в которых воспитанники действуют одновременно и одинаково, повторяя чьи-то движения. При этом общность движений и игровых интересов позволяют сделать игру непринужденной, но усиливает радостные переживания и эмоциональный подъем.

Параллельно мы включали игры, помогающие детям запомнить друг друга по именам, по голосу, по внешнему виду. Это игры типа «Снежный ком» (у нас это авторская игра с таймером, позволяющая запоминать сначала 2-3 имени, потом все больше и больше);

  • «Снежный ком»
  • «Волшебная карусель» — авторская игра, в которой дети узнают друг друга по фотографиям,
  • «Волшебная карусель» традиционная игра «Узнай по голосу» и др.

Второй блок коммуникативных игр называется «Познакомимся поближе» и включает в себя игры, позволяющие лучше узнать друг друга, наладить доброжелательные отношения, такие, как:

  • «Выбери друга по цвету глаз»,
  • «Расскажи мне о себе» «Я доверяю тебе свой секрет»»

Третий блок мы назвали «Давай дружить!». Игры в этом блоке направлены на позитивное сотрудничество, позитивный эмоциональный фон, желание говорить друг другу приятные слова. Это игры типа: «Я хочу подружиться. », когда ребенок описывает словами конкретного ребенка, с которым ему хочется дружить; «Комплименты» с использованием (на первых порах) лейб-подсказок, «Интервью», «Я дарю тебе кусочек радости (счастья, доброты и др.),

«Я хочу с тобой дружить, потому что…», «Полянка настроения», «Салют радости» и др.

Способствуют развитию взаимоотношений со сверстниками и специальные игры-занятия. Нами разработан цикл таких занятий по развитию коммуникативных способностей у детей с заиканием на разных речевых уровнях, мы назвали это блоком «Игротерапии общения». В него вошли такие занятия, как «Театр масок» (уроки общения на безречевом этапе), на последующих этапах речи — «В гостях у передачи «Детский час», «Розовое слово «привет», «Почемучка» и многие другие. Полученные на таких занятиях знания и представления дети переносят в самостоятельную деятельность.

Особенность игр — занятий заключается в том, что усвоение материала происходит незаметно для детей, в практической, интересной деятельности и не требует приложения больших усилий, так как задействованными оказываются непроизвольное внимание и запоминание.

Об эффективности использования коммуникативных игр говорят результаты проведенного сравнительного анализа прохождения адаптации детей в период с момента поступления ребенка в детский сад и до периода его полной адаптации (у каждого ребенка свой порог адаптации), и только после этого можно начать работу по коррекции заикания.

Игры по адаптации детей к детскому саду.

«Детский сад для зверят». Основная цель этой игры – формирование интереса у ребенка к детскому саду заблаговременно, до реального поступления. В идеале, в процессе подготовки, у ребенка должно формироваться ощущение значимости поступления в детский сад. Такое ощущение подкрепляется вызванным интересом к детскому саду, а следовательно, стремлением ребенка попасть туда.

Необходимое для проведения игры

1. Конструктор/кубики
2. Игрушечная мебель/предметы, ее замещающие
3. Фигурки животных с детенышами (любые другие фигурки, в которых будет понятно, кто взрослый, а кто ребенок)
4. Маленькие игрушки, книжки для «группы»

Из конструктора или кубиков строится «периметр» детского сада (раздевалка, группа, спальня, туалет). В «помещении» есть мебель или предметы ее замещающие. В группе есть воспитательница (фигурка животного).

Сюжет: каждый день животные приводят своих детенышей в детский сад, их встречает воспитательница, зверята моют копытца и лапки, едят, играют, гуляют, спят и т.д. А дальше разыгрываются различные сюжеты «садовской» жизни. Все, вплоть до конфликтов и шаловливого поведения.

Задачи:
1. Ознакомительная: рассказать и показать ребенку в игре, что такое детский сад, и создать положительное отношение к нему, вызвать интерес. Это достигается проигрыванием сюжетов, с которыми столкнется ребенок в детском саду, для формирования адаптационного поведения и подготовки к новому режиму, правилам поведения, социальным отношениям.
2. Формирующая: исходя из индивидуальных особенностей ребенка, выстраивать адекватные формы поведения, а так же формировать у ребенка навыки общения, взаимодействия и самообслуживания, развитие которых предусмотрено задачами возраста.
3. Диагностическая. Ее использование целесообразно тогда, когда ребенок поступил в детский сад и появились негативные эмоции, для выявления и коррекции зон проблем ребенка (они могут быть бытовыми: сон, еда, туалет, одевание, либо коммуникативными – проблемы при взаимодействии с воспитателем и сверстниками).

Исходя из возрастных и индивидуальных возможностей ребенка, подбирается набор сюжетов для проигрывания, различающихся степенью детализации и длительностью игры. Так же сюжеты подбираются исходя из тех задач, которые стоят данной ситуации (формирующая, ознакомительная, диагностическая). Кроме того необходима эмоциональная вовлеченность ведущего взрослого для формирования ответной реакции у ребенка на все проигрываемые события, получения эмпатического переживания.

Количество пар мама – ребенок не должно быть меньше 5, но и не больше 10. Для роли воспитателя выбирается наиболее крупная игрушка, в зависимости от предпочтений ребенка.

Игру можно предварить таким рассказом: «Это «Детский сад». Сюда родители приводят детей, чтобы малыши вместе играли, гуляли, занимались интересными делами, пока мама и папа на работе. Дети дружно умываются, кушают, спят. И с ними всегда находятся воспитатели. Они играют с детьми, читают книжки, водят хороводы, во всем детям помогают. Когда ребенок утром приходит в садик, воспитатели его встречают».

Можно разыгрывать абсолютно любые сюжеты. Но, логичнее сфокусироваться на эмоционально напряженных ситуациях.

Сюжет 1. Приход в сад, расставание с мамой

Основные задачи: знакомство и закрепление того факта, что с мамой надо будет на время расстаться. Ознакомление с рядом правил этикета и быта в детском саду.

Сюжет должен быть разыгран исключительно в радостных тонах. «Малыши» спешат раздеться, весело и нежно прощаются с мамами, которые «уходят по делам». «Воспитательница» доброжелательно встречает «детей», приглашает в группу.

Если в дальнейшем, при посещении детского сада ребенка появились слезы или он стал свидетелем чужих слез, то этот эмоционально напряженный сюжет будет полезно ввести в игру.

Проигрывание доброжелательного подведения родителя, воспитателя и других детей (сперва с участием взрослого, а затем проигрывание ребенком самостоятельно) станут уже личным опытом с благополучным исходом пережитым ребенком.

Фигурки «мам» не должны исчезать из поля зрения ребенка. Лучше, чтобы краем глаза ребенок мог их видеть. Это будет демонстрировать ребенку, что «мама хоть и уходит по делам», но она недалеко.

Сюжет 2. Свободная игра детей

В игре стоит демонстрировать, что общением в группе управляет не только воспитатель, но и сами дети являются его активными участниками. Дети могут и сами договориться, остановить обидчика, предложить тему игры, обратиться к воспитателю с просьбой.

Основные задачи: показать ребенку, что в детском саду будет много игрушек, в т.ч. и таких, каких нет дома, и с ними тоже можно играть. Наличие сверстников позволяет организовывать совместные игры и участвовать в них, это новый и интересный опыт общения.

Самостоятельная игра ребенка с выбранной игрушкой

Совместная игра с другими детьми. Здесь ребенку необходимо выполнять ряд действий: обратиться и предложить вместе во что-то поиграть, распределить роли, договориться о правилах. На каждое из действий в игре стоит обращать пристальное внимание ребенка.

Общегрупповые игры, которые организует воспитатель (хороводные, с правилами и стихами и т.д.). В подобных играх руководит воспитатель, а дети должны выслушать, принять и исполнить правила, учитывая при этом интересы других детей.

Сюжет 3. Конфликты

Конфликты между детьми происходят часто, особенно пока они еще не привыкли и не познакомились друг с другом. К тому же дети находятся на разных этапах формирования навыков социально взаимодействия, обладают разным опытом общения со сверстниками.

Основная задача: продемонстрировать, проиграть конфликтные ситуации с наиболее разумном и адекватным их разрешением, показать, как можно вообще избегать конфликтов с помощью диалога и взаимодействия.

Чаще всего конфликт возникает, когда один ребенок хочет отнять игрушку (другую вещь) у другого или, присоединившись к игре, начинает активно вытеснять первого. Объясняется это наличием детского эгоцентризма (особенно в младшем дошкольном возрасте), неумением вставать на точку зрения другого, шаткостью понятия «чужое».

Этот игровой сюжет должен быть разыгран взрослыми на глазах ребенка как можно натуральнее — с писками, возмущениями. На помощь потерпевшему должна прийти воспитательница.

— Отнимать нельзя! – может сказать «воспитательница». – Он взял эту игрушку, и она сейчас занята. Посмотри, ты напугал и расстроил этого малыша. Пойдем и посмотрим, какие есть свободные игрушки, и выберем интересную для тебя.

Закрепление понятий «занято» и «свободно» будет полезно ребенку, когда он сам окажется среди незнакомых сверстников, с которыми вместе еще не научился играть. Эти понятия сопутствуют человеку всю жизнь. Надо учиться уважать «занятость» также времени и мыслей других людей.

Обращать внимание ребенка на эмоции другого в конфликтных ситуациях необходимо постоянно, т.к. запреты на ограничение свободы и пространства других людей основано, прежде всего, на эмоциональных страданиях ближнего (не бери чужого не потому, что накажут, а потому, что опечалится хозяин). Причем и в игре, и в жизни все обращения к эмоциям должны быть максимально эмпатичными, чтобы вызывать сопереживание у ребенка, заразить его эмоцией.

Сценарий с ребенком – драчуном. В разыгрывании подобного сюжета ребенку, который не склонен нападать на других, можно показать, что основным помощником обиженного малыша является воспитатель. Если же у самого ребенка возникает желание нападать на других, то в игре есть возможность проведения работы по вызову эмоционального отклика и сострадания к обиженным детям.

Сюжет 4. Возвращения родителей

Игра всегда завершается приходом родителей за своими малышами. Этот сюжет призван выработать в ребенке уверенность в том, что его обязательно заберут. Подготовить ребенка к преодолению болезненной ситуации, связанной с тем, что детей забирают не всех сразу, и не страшно, если чья-то мама придет раньше, чем его.

Диалог между «мамой» и «малышом», доброжелательные замечания «воспитательницы» должны подвести итог этого интересного дня. Вообще роль воспитателя в игре в основном должна быть правило устанавливающей и подытоживающей все элементы сюжетов. «Воспитатель» хвалит детей за совместную игру, послушание.

Роль игры в период адаптации ребенка к ДОУ.

Как мы привыкали к детскому саду.

С.В.Топоркова, воспитатель младшей группы детского сада «Журавушка»

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.

Адаптация – это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом. Ребенку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье.

От правильно организованного периода адаптации к детскому саду зависит состояние малыша не только в момент привыкания, но и в дальнейшем.

Задача взрослых – сделать первые дни пребывания ребенка в яслях максимально комфортными, благоприятными для его эмоционального благополучия.

. Твердо убежден, что есть качества

души, без которых человек не может

стать настоящим воспитателем,

и среди этих качеств на первом

месте – умение проникнуть в

духовный мир ребенка.

Чтобы правильно и эффективно организовать процесс адаптации в условиях дошкольного учреждения эти качества души в полной мере должны раскрыться в воспитателе при обращении к вновь поступившим детям.

В возрасте 1,5 — 3 лет у ребенка все взаимосвязано: состояние здоровья и эмоциональный настрой, физическое и нервно-психическое развитие. Это самый благодатный возраст – наиболее ощутимы изменения: малыш начал разговаривать, сам разбирать или собирать пирамидку, задавать первые вопросы: «почему?», «куда?». И это далеко не все. Необходимое развитие в это время малыш получает через игрушки, самое важное занятие для него – игра. И взрослые должны помнить, что добиваться желаемого от малыша можно через предложение «давай поиграем!».

Основная задача наших игр в адаптационный период – наладить доверительное отношение с каждым ребенком, подарить ему минуты радости, попытаться вызвать положительное отношение к детскому саду.

Чтобы решить эту задачу, воспитатель должен в игровой форме выразить каждому ребенку свое доброжелательное отношение, проявление заботы и внимания.

С каждым вновь прибывшим ребенком в группу, проводила экскурсии по игровым уголкам и зонам, показывая и объясняя, кто же живет в том или ином «домике», шкафчике, полочке.

Дети видели и находили понравившуюся им игрушку, я помогала, объясняла, кто или что это, как можно играть, что Ваня или Таня понравились игрушке. У малыша появлялся в группе друг, который его ждал и скучал без него.

Я не беспокоилась о том, что в адаптационный период игра с воспитателем не дает детям достаточной возможности для проявления собственной инициативы, да и впервые недели пребывания в детском саду многие дети еще не готовы к этому. Зато, благодаря играм, дети поняли, что к ним относятся с интересом, желанием помочь, готовы всегда поддержать и поиграть в их любимые игры.

Постепенно объединяла детей в подгруппы по интересам, симпатиям и играли сообща. Так появлялись друзья и подружки среди детей.

Игра помогает малышам не только познакомиться с новыми условиями, но и познакомиться с окружающим миром, художественной литературой, изобразительной деятельностью. В игре же происходит и развитие речи.

Признаком завершения периода адаптации является хорошее физическое и эмоциональное самочувствие ребенка, его увлеченная игра с игрушками, доброжелательное отношение к воспитателю и сверстникам.

Чтобы адаптационный период прошел менее болезненно и быстрее, ребенка нужно подготовить заранее. Он должен свыкнуться с необходимостью посещать детский сад.

Первоначально по возможности мама должна уменьшить время пребывания со своим ребенком. Например, на прогулки пусть ходит только папа, чаще оставляйте малыша с бабушкой и уходите по своим делам. Также нужно чаще рассказывать ребенку о детском садике, сводить его туда, чтобы у него сложилось представление о нем.

Режим дня малыша постарайтесь приблизить к такому, как в детском саду, за несколько месяцев до поступления в него.

Уважаемые родители, для того чтобы ребенок привык к общению с другими детьми и взрослыми, выбирайте для прогулок детские парки и площадки, походите в детские центры на развивающие занятия. Старайтесь чаще ходить в гости.

Постарайтесь познакомиться с воспитателем группы заранее и расскажите об индивидуальных особенностях вашего ребенка.

Нельзя отдавать ребенка в сад сразу после перенесенной, даже несерьезной болезни. Он должен еще набраться сил, иначе огромная адаптационная нагрузка может вылиться очень тяжелыми последствиями в плане физического и психического здоровья.

После того, как вы привели ребенка в садик и оставили одного, то обязательно успокойте его, скажите, что вы за ним через некоторое время вернетесь.

В первые дни нужно приводить ребенка с утра на 1,5 – 2 часа, поэтому не выходите сразу на работу. Потом можно оставить на завтрак вместе с другими детьми, еще через несколько недель можно попробовать оставить на дневной сон. Такой постепенный режим привыкания чаще всего не вызывает у ребенка стрессового состояния.

Постарайтесь расставаться с ребенком легко и быстро. Иначе ваше беспокойство может передаться и ребенку. Если ребенок с трудом расстается с мамой, то отводить его должен папа.

Можно выбрать с малышом любимую игрушку, которая будет ходить вместе с ним каждый день в детский сад и знакомиться там с другими игрушками.

А после садика поспрашивайте игрушку, что с ней происходило в детском саду, с кем она познакомилась и подружилась, кто ее расстроил. Не скучала ли она по дому. Это поможет вам узнать о том, как малышу удается привыкнуть к детскому саду.

Положительный результат может дать игра в детский сад, где какая-нибудь из игрушек будет самим ребенком. Посмотрите, что будет делать и говорить эта игрушка, научите ее вместе с ребенком заводить друзей и решите проблемы ребенка через нее.

Консультация для воспитателей «Игры в адаптационный период с детьми младшего дошкольного возраста».

Подготовила:
Ст.воспитатель
Жаплова В.Н.
Дата: 14.06.2018

Содержание:

  1. Понятие адаптации, особенности адаптации в младшем дошкольном возрасте;
  2. Индивидуальный и групповой подбор игр на период адаптации к детскому саду;
  3. Картотека игр.
  1. Понятие адаптации, особенности адаптации в младшем дошкольном возрасте

Адаптация — это привыкание организма к новой обстановке и новым условиям жизни. Для ребенка детский сад и есть такая обстановка с неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

Основными чертами ребенка 2-3 лет являются открытость, честность и искренность. Он не умеет скрывать свои симпатии или антипатии к кому или чему бы то ни было. Чувства ребенка неустойчивы и противоречивы, а настроение подвержено частой смене.

Дети очень восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих. Они очень подвержены так называемому «эффекту заражения»: если один начинает радостно скакать по группе, то как минимум, еще три «лошадки» будет рядом с ним. Активное проявление и негативных и позитивных эмоций зависит от физического комфорта или его отсутствия.

Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства и эмоции.

Дети младшего дошкольного возраста еще не испытывают потребности в общении со сверстниками. Они могут с интересом наблюдать друг за другом, прыгать, взявшись за руки, и при этом оставаться совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого ребенка. Взрослый должен научить их общаться, и основы такого общения закладываются именно в адаптационный период.

Здесь на помощь педагогу приходит игра. Игра является самым доступным видом деятельности для младшего дошкольника, а структура из системы игр и игровых упражнений способствует преодолению стрессовых состояний у ребенка, созданию эмоционально — благоприятной атмосферы в группе.

Основная задача игры в этот период – налаживание доверительных отношений с каждым ребенком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду.

  1. Индивидуальный и групповой подбор игр на период адаптации к детскому саду

Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к взрослому. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.

Требования к играм, проводимым в адаптационный период:

  • они должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием;
  • не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми по нескольку раз в день, но понемногу);
  • должны использоваться копии реальных предметов, а не их заменители;
  • всем детям предлагаются одинаковые предметы;
  • инициатором игры выступает взрослый.

Игры подбираются с учетом возможностей детей, места проведения.

Необходимо сформировать у ребенка положительную установку. Желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилия воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и доброжелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходит в детский сад, нужно в первую очередь создать комфортную психологическую атмосферу в группе. Здесь помогут игры на взаимодействие «Карусель», «Раздувайся пузырь…», хороводы, «Каравай».

В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Для взаимодействия с такими детьми хорошо подойдут пальчиковые игры. Кроме того, эти игры помогают согласованности и координации движений. Такие игры, как «Книжка – угадай-ка», «Вместе с мишкой», «Игры с куклой» не только ободрят и развеселят плачущего, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному ребенку. Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Если дети не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры.

В значительной мере помогут в период адаптации игры, развивающие навыки выполнения повседневных обязанностей (например, игры с посудой в кухонном уголке).

Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой, если есть возможность их проведения. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.

Летом подобные игры легко организовать на улице, в осенне — зимнее время поможет уголок песка и воды в помещении.

Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте с взрослыми. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках взрослого дают ему чувство защищенности, помогают быстрее адаптироваться.

Игры для детей различных типов темперамента

При подборе игр педагогу нужно учитывать особенности темперамента ребенка.

Adblock
detector