Игры по экологии для старшей группы детского сада

Дидактические игры по экологии для дошкольников. Средняя — старшая группа.

1. «Птицы, рыбы, звери»
Цель: Упражнять детей в умении называть предмет определённой группы предметов.
Игровые действия:
Ведущий бросает мяч ребёнку и произносит слово «птицы». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».

2. «Угадай, что в руке»
Цель: Различать на ощупь овощи, фрукты и ягоды.
Игровые действия:
Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи овощей, ягод и фруктов. Дети должны отгадать. Воспитатель показывает, например, грушу и просит определить, у кого такой же предмет объекта (фрукт, овощ, ягода).

3. «Летает, плавает, бегает»
Цель: Изображать способ передвижения объекта.
Игровые действия:
Ведущий называет или показывает детям объект живой природы и предлагает детям изобразить способ передвижения этого объекта. Например, при слове «медведь» дети начинают подражать ходьбе как медведь; «сорока» дети начинают махать руками и так далее.

4. Игра «Хорошо – плохо»
Цель: Совершенствовать знания детей о явлениях живой и неживой природы, животных и растениях.
Игровые действия:
Воспитатель или педагог предлагает детям разные ситуации, а дети делают умозаключения, например: «Ясный солнечный день осенью – хорошо или плохо?», «В лесу пропали все волки – это хорошо или плохо?», «Каждый день идут дожди – это плохо или хорошо?», «Снежная зима – это хорошо или плохо?», «Все деревья зеленые – это хорошо или плохо?», «Много цветов в нашем саду – это плохо или хорошо?», «У бабушки в деревне есть корова – это хорошо или плохо?», «Исчезли все птицы на земле – это плохо или хорошо?» и так далее.

5. «Кто за кем?»
Цель: Показать детям, что в природе всё связано между собой.
Продолжать воспитывать у детей бережное отношение ко всем животным.
Игровые действия:
Воспитатель предлагает вызванному ребёнку соединить ленточкой всех животных, которые охотятся друг за другом. Другие дети тоже помогают найти правильные картинки с животными. Можно предложить начинать игру с растения, лягушки или комара.

6. «Что лишнее»
Обычно эта игра применяется для развития мышления, но её можно использовать ещё и для развития зрительной и слуховой памяти, в зависимости от того, как преподносится материал – наглядно или на слух.
Цель: развитие зрительной и слуховой памяти и мышления, активизация словаря детей.
Оборудование:карточки с набором из 4-х слов (картинок): три слова – одно обобщающее понятие, одно слово – другое обобщающее понятие.
Ход игры:
Ребёнку предлагают послушать (посмотреть) и запомнить ряд слов (картинок). Время предъявления каждой картинки 1 сек. После предъявления картинки закрывают или убирают. Затем его просят повторить эти слова (назвать картинки). Далее ребёнку задаётся вопрос: «Как ты думаешь, какое слово (картинка) лишнее? Почему?». Потом ребёнку предлагают вспомнить и перечислить остальные три слова (картинки). После этого ребёнку ещё раз предлагают перечислить весь ряд слов (картинок) в том порядке, как он предъявлялся.
Усложнение игры происходит за счёт увеличения количества запоминаемых слов или картинок, а также за счёт более тонкой дифференцировки обобщающих понятий (например, посуда – столовая, кухонная, чайная).
Примерный перечень оборудования для игры
Домашние – дикие птицы
Курица, гусь, индюк баран
Утка, петух, павлин лошадь
Цыпленок, утенок, гусенок свинья
Птицы – звери
Страус, пингвин, аист дельфин
Дельфин, морж, осьминог пингвин

7. «Четвёртый лишний»
Цель:. развивать у детей познавательный интерес к жизни пернатых друзей, учить понимать образный смысл загадок.
1. заяц, ёж, лиса, шмель;
2. трясогузка, паук, скворец, сорока;
3. бабочка, стрекоза, енот, пчела;
4. кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
5. пчела, стрекоза, енот, пчела;
6. кузнечик, божья коровка, воробей, комар;
7. таракан, муха, пчела, майский жук;
8. стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;
9. лягушка, комар, жук, бабочка;
10. стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.

8. «Выложи птицу (животное, предмет) из геометрических фигур»
Цель: продолжать учить детей выкладывать изображения животных, предметов, явления природы и. д., используя геометрические фигуры; развивать творческое воображение, вызвать желание фантазировать.
Оборудование: карточки, набор геометрических фигур.
Педагог предлагает поиграть в игру, в процессе которой дети придумывают свои предметы и изображения, используя ранее полученные знания и умения.

9. Найди по описанию
Цель: закрепить представление об особенностях внешнего вида растений, учить детей самостоятельно описывать растение.
Игровая задача: найти растение по перечисленным признакам.
Материал: карточки с изображением растений.
Ход игры: Ведущий называет характерные особенности того или иного растения, не называя его. Дети отыскивают его изображение среди карточек. Побеждает тот, кто быстро и правильно найдет или назовет отгадку.

10. Лото «Что где растет?»
Цель: закреплять умение детей классифицировать растения по месту произрастания; развивать внимательность.
Игровая задача: заполнить игровое поле.
Материалы: игровые поля — луг, лес, водоем, болото. Карточки с изображением растений, произрастающих в данных экосистемах.
Ход игры: Дети выбирают игровые поля. Ведущий перемешивает карточки и, доставая по одной, называет растение. Играющие дети забирают те карточки, которые соответствуют их игровому полю. Выигрывает тот, кто быстрее заполнит игровое поле.

СТАРШАЯ ГРУППА .

Экологическая игра : « Подскажи мальчику».

Экологическая игра : «Детки с какой ветки?»
Цель: Дифференцировать отличительные признаки деревьев.
Дидактический материал: карточки с изображением листьев дерева рябины, березы, осины, ивы и т.д.; карточки деревьев.
Методика проведения: На веранде выставляются стулья на некотором расстоянии друг от друга. На них кладутся карточки с изображением дерева. Детям раздаются карточки с изображением листьев. По команде «раз, два, три, листик к дереву беги» дети разбегаются по своим местам, затем карточки меняются.

Экологическая игра : «Угадай весенний цветок»

Экологическая игра : «Что в корзинку мы берем?»
Цель: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в поле, в саду, на огороде, в лесу. Научить различать плоды по месту их выращивания. Сформировать представление о роли людей сохранения природы.
Дидактический материал : Медальоны с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов, ягод, а так же корзинок.
Методика проведения: У одних детей — медальоны, изображающие разные дары природы. У других – медальоны в виде корзинок. Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д. Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т.д.). Выигрывает тот, кто выполнил это условие.

Экологическая игра : «Природа и человек»

Экологическая игра :
«Сложи животное»
Цель: Закрепить знания детей о домашних животных. Учить описывать по наиболее типичным признакам.
Дидактический материал: картинки с изображением разных животных (каждое в двух экземплярах).
Методика проведения: один экземпляр картинок целый, а второй разрезанный на четыре части. Дети рассматривают целые картинки, затем они должны из разрезанных частей сложить изображение животного, но без образца.
Экологическая игра : «Съедобное – несъедобное»
Цель: Закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.
Дидактический материал: Корзинка, предметные картинки с изображение съедобных и несъедобных грибов.
Методика проведения: На столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку-отгадку съедобного гриба в корзинку

Экологическая игра : «Полезное– неполезное»

Экологическая игра : «Узнай птицу по силуэту»
Цель: Закреплять знания о зимующих и перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по силуэту.
Дидактический материал: Картинки с силуэтами птиц.
Методика проведения: Детям предлагаются силуэты птиц. Дети отгадывают птиц и называют перелетная или зимующая птица.

Экологическая игра :
«Живое – неживое»
Цель: Закреплять знания о живой и неживой природе.
Дидактический материал: Можно использовать картинки «Живая и неживая природа».
Методика проведения: Воспитатель называет предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы, дети — машут руками, если предмет неживой природы — приседают.

Экологическая игра :
«Распредели плоды по цвету»
Цель: Формировать знания об овощах и фруктах. Учить детей классифицировать объекты.
Дидактический материал: Игровой персонаж Вини-Пух, муляжи овощей и фруктов.
Методика проведения:
Вариант 1 «Распредели плоды по цвету». Воспитатель предлагает детям распределить плоды по цвету: на одно блюдо положить плоды с красным оттенком, на другое – с жёлтым, а третье – с зелёным. Игровой персонаж (например, Вини-Пух) тоже участвует в этом и совершает ошибки: например, жёлтую грушу кладёт к зелёным плодам. Воспитатель и дети доброжелательно и деликатно указывают на ошибку медвежонка, называют оттенки цвета: светло-зелёный (капуста), ярко-красный (помидор) и т.д.
Вариант 2 «Распредели плоды по форме и вкусу» Воспитатель предлагает детям разложить плоды иначе, по форме: круглые – на одно блюдо, продолговатые – на другое. После уточнения даёт детям третье задание: распределить плоды по вкусу – на одно блюдо положить плоды сладкие, на другое – несладкие. Вини-Пух радуется – он любит всё сладкое. Когда распределение заканчивается, он ставит блюдо со сладкими плодами к себе: «Я очень люблю мёд и всё сладкое!» «Вини-Пух, разве это хорошо всё самое вкусное брать себе? – говорит воспитательница. – Дети тоже любят сладкие фрукты и овощи. Идите мыть руки, а я разрежу фрукты и овощи и угощу всех»

Дидактическая игра по экологическому воспитанию для старших дошкольников в детском саду «В гостях у леса» для старших дошкольников.

Название: Дидактическая игра по экологическому воспитанию для старших дошкольников в детском саду «В гостях у леса»
Номинация: Детский сад, Развивающие игры , Дидактические, 5-7 лет, дидактические игры по экологии в подготовительной группе
Автор: Фадина Татьяна Николаевна

Вашему вниманию представляю свою разработку — настольно-печатную дидактическую игру по экологическому воспитанию дошкольников «В гостях у леса».
Игра разработана для старших дошкольников (5-7 лет).

Дидактическая настольно-печатная игра
по экологическому воспитанию
«В гостях у леса» (для детей 5-7 лет)

Аннотоция. Первым эстетическим воспитателем ребенка является природа. Наблюдая, он учится видеть, понимать и ценить ее красоту. Такое «общение» приносит не только радость, оно содействует всестороннему развитию ребенка.

Широкие возможности для воспитания экологических чувств к природе заложены прежде всего в дидактических играх. В процессе игр формируются знания об окружающем мире: воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. Игры расширяют кругозор, активирует познавательную мотивацию, способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности. В дидактических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты.

Таким образом, дидактические игры — наиболее эффективное средство, способствующее полному и успешному решению задач экологического воспитания дошкольников.

Предлагаю вашему вниманию свою разработку — дидактическую настольно-печатную игру по экологическому воспитанию «В гостях у леса». Игра разработана для дошкольников старшего возраста (5-7 лет).

Данная игра предназначена для реализации образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: формирование у дошкольников экологических представлений о мире живой природы, становление эстетического отношения к ней.

— формировать представления об особенностях и многообразии природы средней полосы России;

— учить различать и называть характерные особенности объектов живой природы, устанавливать связь между средой обитания и образом жизни;

— формировать чувство ответственности за сохранение родной природы;

— формировать основы безопасного поведения в природе;

— развивать речевое творчество, память, внимание, любознательность, мышление;

— закреплять умения играть сообща, выполняя правила игры.

Методические рекомендации

Рекомендуется для совместной образовательной деятельность с детьми средних, старших, подготовительных групп. Возможно использование в играх-викторинах.

Количество игроков: от 5 до 30.

Игра может сопровождаться продуктивной деятельностью (рисунок/лепка/аппликация объекта природы).

Оборудование и материалы для игры

1) Кубик, каждая грань которого имеет свой цвет и символ. Распределение цветов и символов приведено в таблице 1.

Таблица 1

2) Шесть групп карточек по 5 штук в каждой. Распределение карточек по группам см. в таблице 2.

Таблица 2

Правила игры

1 Вариант (рекомендован при 5-7 играющих)

Все карточки разложены по цветовым группам стопками, рубашками вверх.

Каждый игрок по очереди бросает кубик. Выпавшая грань указывает на цветовую группу из которой играющий берет карточку. Следует брать верхнюю карточки из показанной группы.

Выбрав карточку, играющий пытается самостоятельно рассказать все, что ему известно об указанном объекте природы. Следует осветить следующие вопросы:

— дать общую информацию (указать особенности присущие только этому объекту);

— рассказать какую пользу/ вред объект приносит окружающей среде (в том числе животным, птицам, человеку);

— указать вероятные опасности, угрожающие этому объекту в природе (либо какую он опасность представляет и для кого).

Все игроки по очереди рассказывают об объектах природы, побеждает тот игрок, информация которого вызвала наибольший интерес (а возможно и дискуссию) у играющих.

В конце игры следует подвести детей к пониманию значения леса (и всех его обитателей) для планеты и человека.

2 Вариант (рекомендован при 8-30 играющих)

Игроки делятся на любое количество команд с выбором капитана. Игра проводится в виде викторины. Отвечать может каждый игрок из команды по очереди (а остальные дополняют его ответ); либо команда выносит коллективное решение. Итог игры подводится воспитателем, или иными наблюдателями.

Воспитатель (В.): Ребята, сегодня мы с вами совершим прогулку по русскому лесу, здесь нам встретятся многие наши знакомые и мы постараемся рассказать о них все, что нам известно. С некоторыми обитателями леса нам только предстоит познакомиться. Теперь отправимся в путь..

Первым кубик бросает В. Выпавшая грань — синего цвета с изображением дерева. В. берет из стопки синих карточек верхнюю (не видя изображения). На карточке изображена береза, значит В. следует рассказать о ней все что ему известно.

В.: Вот из каких частей состоит береза: корень, ствол, ветви, ветки, листья, «сережки» (рассказ можно сопроводить зарисовкой объекта). Кора (береста) белого цвета, у старых деревьев — корка темная с трещинами. В нашей стране березы распространены повсюду — от средней полосы до полярного круга. В народном творчестве много сказок, поговорок, песен об этом дереве («Во поле березка стояла…» и др. Можно рассказать короткое стихотворение «Люблю березку русскую…»). Люди давным-давно оценили пользу этого дерева — это строительный материал (бревна), древесина идет на изготовление: бумаги, лыж, мебели, шкатулок, и др., наконец — дрова. Березовый деготь (смола) применяется в медицине, косметологии (мыло). Из бересты изготовляют посуду, лапти (в древности). Березовый сок — полезен для здоровья, не только люди, но и насекомые (пчелы) используют его. «Боится» березка — насекомых-вредителей, прогрызающих кору (жуки-короеды); грибов, прорастающих в трещинках коры и разрушающих ствол; зайцы зимой тоже не прочь полакомиться берестой. Опаснейшие враги — пожар, человек (вырубка леса). Вот что я знаю о березе. Может быть я что-то забыла сказать? Дополните… А теперь ваша очередь бросать кубик…

По окончании игры следует отметить важность леса для всего живого: Лес сохраняет почву от вымерзания, вымывания, засухи, предотвращает наступление песков. Он снабжает человека кислородом, неслучайно говорят, что лес — «легкие планеты», ведь он не только вырабатывает кислород, но и поглощает загрязнения, очищая воздух. Только от нашего с вами отношения к лесу и его обитателям зависит будущее человечества.

Примечания

Рекомендуется регулярно пополнять картотеку.

Дидактическая игра по экологическому воспитанию для старших дошкольников в детском саду «В гостях у леса»

Название: Дидактическая игра по экологическому воспитанию для старших дошкольников в детском саду «В гостях у леса»
Номинация: Детский сад, Развивающие игры , Дидактические, 5-7 лет, дидактические игры для дошкольников
Автор: Фадина Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Место работы: МАДОУ «Детский сад № 22 «Город Детства»
Месторасположение: МО д. Дрожжино, ул. Южная, д. 11, корп. 1

Портал образования.

Авторы: Анохина Наталья Владимировна, Алексеева Валентина Николаевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 442
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Игры по экологии для детей старшего дошкольного возраста
Дата публикации: 18.12.2017
Раздел: дошкольное образование

ИГРЫ ПО ЭКОЛОГИИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Авторы: Анохина Наталья Владимировна — воспитатель

Алексеева Валентина Николаевна – воспитатель

Место выполнения работы:

МКДОУ д/с №442 «Кораблик» г. Новосибирск

Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-метод. Пособие

для воспитателей детских садов и учителей. – Мн.: « Асар» — 128с: ил.

Л.Г. Горькова, Кочергина А.В., Обухова Л.А. сценарии занятий по

подготовительная группы) – М.:ВАКО, 2005 – 240 с. – (Дошкольники:

учим, развиваем, воспитываем)

Игры по экологии в ДОУ

Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с

Основная задача игр по экологии – осуществить экологическое воспитание

детей в дошкольном, а затем и в школьном возрасте.

Учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей,

понимать и себя, и все, что происходит вокруг.

Развивать у ребят с помощью игр и игровых элементов самые

разнообразные положительные качества и облегчают восприятие

излагаемых проблем и знаний.

Воспитывать человечность, т.е. доброту, ответственного отношения к

природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно

оставить Землю пригодной для полноценной жизни.

Путешествие по экологическим станциям.

— Предлагаю отправиться в путешествие по экологическим станциям.

— Разделимся на 4 группы. Первая группа отправится на станцию № 1, вторая на

станцию №2, третья на станцию №3, и четвертая на станцию №4. Обозначены

станции условными знаками:

№3 –осенний листик

Такие же карточки я раздам каждой команде. Каждая группа, поочередно, по моей

команде находит условный знак с такой же картинкой, которая находится в каждой

группе и выполняет задание. В конце путешествия вас ждет сюрприз!

Сюрпризный момент. Дети получают шоколадные медали.

Игра «Посади дерево»

Педагогические задачи. Объяснить детям, почему важно, чтобы вокруг было

много насаждений. Дать малышам простейшие сведения о той незаменимой роли,

которую играют растения. Вызвать у детей желание сажать и растить деревья.

Лопата, лейка, грабельки, саженцы и те предметы, которые при посадке

деревьев не используют, например ложки, кубики, куклы и др.

Содержание и методика:

-Важно, чтобы нас окружало много деревьев. Воздух бывает чистым и свежим

лишь там, где растет много зеленых друзей. Деревья и цветы украшают наши

улицы, дворы и детский сад. Зеленые насаждения нужно поливать, пока они

окрепнут, а также тогда, когда нет дождей.

1. Вопросы по теме.

У себя во дворе.

Пусть растет зеленое,

Лист резной, лист резной.

Часто мы, часто мы,

Чтоб оно со временем

Дало тень, дало тень.

Станция №1 «Посади дерево»

— Кто видел, как сажают деревья?

-С чего начинают?

-Как ухаживают за молодыми деревцами? (Ответы детей)

-Перед вами разложены разные предметы – нужно правильно выбрать те

предметы, которые могут понадобиться при посадке деревьев.

-Для чего сажают деревья? ( Ответы детей)

-Важно, ребята, чтобы вокруг нас было много насаждений для того, чтобы

воздух был чистым и свежим. А так же украшали улицы нашего города.

-А чтобы было веселей высаживать деревья, нам может помочь песня, которую

мы с вами разучивали!

У себя во дворе

Пусть растет зеленое,

Лист резной, лист резной.

Часто мы, часто мы,

Чтоб оно со временем

Дало тень, дало тень.

Расширять знания и представления детей об особенностях внешнего

вида и жизненных проявлениях насекомых.

Материал: предметные картинки, иллюстрации насекомых, цветов,

шапочки и ободки насекомых.

Содержание и методика:

Загадки о насекомых

Станция №2 «Насекомые»

— Для чего нужны насекомые?

— Назовите признаки насекомых.

2. Загадки о насекомых.

Живет в траве густой.

С травинки на травинку

Он скачет день — деньской (кузнечик)

Как только садится она на цветок,

Нектар собирает её хоботок (бабочка).

Как зовут меня, друзья? (пчела)

— Вам предложат слова, а вы подумайте, какие из них подходят к

насекомым: пчелке, кузнечику, муравью.

Слова: мед, трудолюбивая, муравейник, стрекочет, жужжит, чемпион по

прыжкам, улей, нектар, большие глаза, полосатый, пасека.

Если исчезнут насекомые, исчезнут и растения, погибнут животные и птицы.

Насекомые – это часть природы. А природу нужно беречь и охранять.

Игра «Мы осенние листочки»

Педагогические задачи. Показать детям, что природа прекрасна во все времена

года. Объяснить, что в природе ничего не происходит случайно: опавшие листья

нужны растениям зимой и осенью на земле.

Материал: разноцветные листья

Содержание и методика:

Чтение художественной литературы

Под ногами у ребят

Листья весело шуршат!

Проводится в ясный солнечный день, когда «листья поблёкнуть еще не

успели, желты и свежи лежат, как ковер» (Н. А. Некрасов)

Сбрасывая листья, деревья готовятся к зимним холодам. Листочки укроют землю

сплошным ковром и защитят корни деревьев от морозов. Земля под опавшими

листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега сильно не уплотнится,

сохранит воздух, что очень важно для различных обитателей почвы, которые

рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшей листвой

(подстилкой) земля дольше сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья

на земле – это не мусор, они очень нужны почве и растениям, которые на ней

Станция №3 «Осенние листочки»

1. -Внимательно послушайте стихотворение и угадайте, о каком времени года

2. Практическое задание.

-А теперь проверим, как шуршат осенние листья.

3. Игра «Мы осенние листочки».

— Возьмите все в руки листики. Хором вместе со мной говорите слова и

выполняйте движения, которые я буду показывать.

Мы — листочки, мы – листочки, Дети стоят кружком с листочками в руках

Мы – осенние листочки.

Мы на веточках сидели,

Ветер дунул, полетели. Дети разбегаются

Мы летали, мы летали, Дети бегают, помахивая листочками

А потом летать устали! Дети приседают на корточки, поднимая

Перестал дуть ветерок – листочки над головой.

Мы присели все в кружок

Ветер снова вдруг подул Дети снова разбегаются, помахивая

И листочки быстро сдул. листочками.

Все листочки полетели Дети подбрасывают листочки вверх и

И на землю быстро сели. следят, куда они упадут.

4. Вывод: — Опавшие листья на земле – это не мусор, они очень нужны почве и

Развитие логического мышления – формирование причинно-

следственных связей и закономерностей в природных явлениях.

Расширение представлений о перелетных птицах. Воспитание

чувства сопричастности к окружающей природе.

Материал: иллюстрации птиц.

Содержание и методика:

Загадки о птицах

Игра «Снежный ком»

Станция №4 «Птицы»

— Каких вы знаете перелетных птиц?

— Куда улетают птицы осенью?

2. Загадки о птицах.

Догадайтесь, что за птица:

Ночью ей совсем не спится,

Не поможет сон-трава,

Только днем заснет. (сова)

Прилетели стайкой гулкой

Птицы с ярко-красной грудкой.

За окошко посмотри —

Там на ветках. (снегири)

Кто-то скачет вдоль дорожки,

Семечки клюет и крошки.

«Здесь не страшно, не робей!»

— Крикнул другу. (воробей)

Игра «Снежный ком»

— Предлагаю картинки перелетных птиц. Нужно описать одну из них по

очереди. Первый игрок говорит слово об этой птице. Второй повторяет

за ним и добавляет свое слово. Третий – два предыдущих слова и свое

и т. д. Так по всем предложенным картинкам птиц.

— Птицы имеют огромное значение в жизни человека.

Экологическое развлечение-игра для старших дошкольников. «Знатоки природы».

Автор: Лощинская Людмила Сергеевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №6 комбинированного вида» г. Пикалево

Цель: расширение кругозора, представлений об окружающем мире, экологии

1. Закрепить с детьми полученные знания о природе: животных, насекомых, птицах, деревьях, грибах.

2. Закрепить правила поведения на природе, в лесу.

3. Воспитывать чувство сострадания и ответственности к животным, птицам, насекомым; бережное отношение к растениям.

Средства: маршруты-схемы, название станций на листах ватмана, красные фломастеры, корзинки, указ лесной царевны, картинки грибов, части пазла, призы по количеству детей.

Дети старших групп собираются на спортивной площадке детского сада. (на улице)

Ведущий: Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на нашей игре, которая называется «Знатоки природы»! Игра у нас будет не обыкновенная, а игра – путешествие по станциям. На каждой станции вам нужно будет выполнить ряд заданий, которые будут написаны у вас в маршрутных листах. Маршрутные листы будут содержать место расположения каждой из станций. Станции следует проходить по мере их следования в маршрутном листе, идти по порядку, не перескакивать с одной станции на другую. На каждой станции вы будете получать часть пазла, который мы с вами в конце игры вместе соберём и узнаем что это.

Ну а теперь давайте поделимся на команды и поприветствуем друг друга.

(Название и девиз команд)

Царевна: -Здравствуйте ребята. Я царевна природы и всех его жителей. Я издаю указы, которые все мои подчиненные рыбы, птицы, звери, насекомые, растения должны выполнять. Ребята, а вы ходите с родителями в лес? А кто отдыхал с родителями и друзьями на берегу лесного озера? (ответы детей).

Царевна: -Ребята а вы знаете как нужно вести себя, отдыхая на берегу озера? (ответы детей) А как нужно вести себя когда ходите с родителями или ездите в лес? (ответы детей)

Царевна: Правильно нужно бережно относиться к природе, охранять и защищать лес и его обитателей. Мы с вами люди тоже часть природы, если не будет лесов, рек, человек не сможет больше жить на нашей планете Земля. А для того, что бы на нашей планете всем было хорошо и людям и природе у нас есть специальная наука. Кто знает ребята как она называется? (Ответы детей).

Царевна: Эта наука – экология об охране природы, ее защите, о бережном отношении к окружающему миру, к Земле. Для человека, для всех живых существ, живущих на планете, домом является вся наша огромная, и в тоже время, маленькая, планета Земля.

А вы ребята хотите узнать о науке экологии? (Ответы детей).

Ну тогда слушайте мой указ и отправляемся в путь!

Его исполнить надо враз:
На команды всем разбиться,
Чтоб в пути не заблудиться,
Быть серьезным, не сердиться,
Это очень пригодится!
Участие в игре вам надо принять,
В ней ответы четкие давать,
Знания о природе свои пополнять!
Испытания, и задания важные,
Сразятся в них пусть отважные!
Задания не трудные,
Вовсе не занудные,
Интересные, да веселые,
Озорные, да задорные.
Чтоб природу защитить,
Для потомков сохранить,
Начинай игру скорей
В царстве птиц, лесов, зверей.

Ведущая раздает командам детей маршрутные листы по которым они будут двигаться во время игры.

Дети уходят по маршруту.

1 станция. «Умники»

1.У какого насекомого уши на ногах? (у кузнечика)
2. Что делает ёж зимой? (спит)

3.Делает ли ёж запасы на зиму? (Нет крепко спит до весны)
4. Каких птиц называют вестниками весны? (Грачей)
5. Сколько ног у паука? (восемь)

6. Кто был летом рыжий, а зимой становиться серый? (белка)
7. Кто носит свой дом на спине? (улитка)
8. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)
9. Какую птицу называют «лесное радио»? (сорока)
10. Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
11. Как называют человека, который охраняет лес, следит за порядком? (лесник или лесничий)
12. У какого дерева белый ствол? (береза)
13. Как называется дом у муравья? (муравейник)
14. Какой гриб носит название лесного хищника? (лисичка)
15. Какой зверь похож на ежа? (дикобраз)

16. У какой птицы зимой в гнезде появляются птенцы? (Клест)

17. Сколько лап у насекомых? (Шестиногие)

2 станция: «Умелые руки»

Дети из предложенных материалов мастерят кормушки для пернатых друзей.

3 станция: «Грибники»

Знаю я, детки, что вы в лес ходите, урожай собираете. Сейчас мы с вами узнаем, знаете ли вы грибы – мои лесные дары, сумеете ли отгадать мои загадки, да рассказать – какие грибы ядовитые, а какие – съедобные грибы.
(После каждой загадки сказочный герой спрашивает какой это гриб съедобный или не съедобный? Отмечает правильно ответили дети, если не правильно говорит правильный ответ)

На пеньке сидят братишки.
Все в веснушках, как мальчишки.
Эти дружные ребята
Называются. (опята, съедобные)

Не спорю- не белый,
Я братцы, попроще.
Расту я обычно
В березовой роще.
В роще у берёзки
Повстречались тёзки….
(подберёзовик)
Если их найдут в лесу,
Сразу вспомнят про лису.
Рыжеватые сестрички
Называются. (лисички)

Он живет под елками,
Скрытый их иголками.
Много у него братишек.
Рыжий гриб зовется. (рыжик)

Растут грибочки
В хвойном лесочке,
Скользкие ребята
В масле все……
(маслята)
Крепкий, плотный, очень статный,
В шляпе бурой и нарядной.
Это гордость всех лесов!
Настоящий царь грибов!
(Белый гриб)

Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я …
(подосиновик)

Скромный, тоненький и бледный…
Этот гриб представьте вредный.
Попадёт грибочек в суп-
Вас в больницу увезут.
Потому что ядовитый,
И на всех вокруг сердитый
Мы оставим на полянке эту бледную ……….
(поганку)

С ним в лесу никто не дружен,
И в лукошке он не нужен.
Мухи скажут: «Это мор!»
В красной шляпке. (мухомор, несъедобный)
(После отгаданных загадок дети получают часть пазла и уходят на другую станцию.)

4 станция: «Витаминка»

Выбирается самый смелый участник команды и проводится игра – угадай на вкус.

5 станция: «Размышлялка»

На этой станции дети должны прослушать случай из жизни и исправить его …….

I ситуация
Оля была в лесу с родителями, и ей очень понравились весенние ландыши. Их было видимо-невидимо, целая полянка. Оля собрала большой красивый букет ландышей. Скажите, можно ли рвать большие букеты?
• Ответы болельщиков (нельзя, так как мы уничтожаем природу, в цветках есть нектар для бабочек и пчел, нельзя рвать ландыши, они занесены в красную книгу, как лекарственное растение).

II ситуация
Ребята на прогулке набрали банку дождевых червей, закрыли крышкой, поставили, и забыли про них. Что случилось с червями? И как бы вы поступили?
• Ответы болельщиков (без воздуха и влаги червяки погибнут, их надо выпустить, они очень полезны. Червяки рыхлят землю, чтобы к корням растений проходила влага и воздух).

Как – то раз Петя с Колей поймали двух ежей. Прошло несколько дней, Встретились друзья и заспорили кто крепче любит своего ежа. Петя хвастался, что кормит молоком, в сарае устроил ему постель из разного тряпья, что даже иголки готов чистить.

— А что ты сделал для своего ёжика? –спросил он у Коли.

-А я его отнёс в лес и выпустил на волю. Кто из мальчиков поступил правильно?

После дождя дети пошли гулять во двор.
— Посмотри, сколько червяков!
— Давай соберём их и девчонок испугаем!
— Пойдем, посмотрим, где девчонки!
Оставляют банку с червяками закрытой.
Вопрос: Правильно ли поступили ребята?

(Червей собирать нельзя, у них своя роль в природе. Они рыхлят землю, чтобы дышали корни растений, ими питаются некоторые животные.)

Когда все станции пройдены ребята возвращаются на площадку (на против 3 группы) и на расстеленной плёнке начинают собирать пазл (ключ) все четыре команды вместе, но у них не хватает одной детали…Ведущий уверждает что его кто-то украл. Выбегает Микроб (Кристина) и говорит что не отдаст кусочек пазла пока ребята не станцуют для неё весёлый танец. ( барбарики)

Микроб хвалит детей отдаёт часть пазла.

Ребята что у вас получилось? КЛЮЧ

Это ключик не простой это ключик золотой и наверное он открывает какой то волшебный сундук.

— Микроб ехидно говорит а как же вы возьмёте этот ключ он же не настоящий?

— А настоящий ключик у меня, вот он. (показывает ключ) Отдать вам ключик ребята? -ДА! А вы всё запомнили, как себя надо вести? Ну тогда ладно молодцы! Отдаёт ключ!

Adblock
detector