Игры по тризу в детском саду своими руками

Игры по триз.

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), разработанная Генрихом Альтшуллером еще в середине прошлого века, изначально не имела отношения к детям. Сейчас эта теория применяется во многих отраслях, в том числе в педагогике. Уже лет с 3-х отдельные ее элементы можно применять в занятиях с детьми. Эта система хороша тем, что не дает готовых знаний, она заставляет думать.

Цели ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. В конечном итоге развивается ассоциативное мышление, память, внимание, наблюдательность, творческое воображение, формируется навык анализа любой поступающей информации, качественно иное отношение к жизни и окружающему миру.
Занятия для 3-х — 4-х-летних малышей занятия должны проводиться в игровой форме, желательно объединены общим сюжетом, содержать литературно-художественный материал. В этом возрасте важно научить видеть двойственность мира: в плохом уметь находить хорошее и наоборот. Важным условием для успешных занятий является достаточная общая осведомленность малыша.
Для малышей 3-х лет применяют ТРИЗ сказки, т.е. сказки с додумыванием сюжета, постановкой проблемы и решением ее малышом. Очень важно, чтобы сюжет самой сказки был хорошо знаком, а действия героев понятны. При этом желательно не просто дофантазировать сюжет, решая поставленную проблему, но и применять в рамках сказки другие методы-игры, речь о которых пойдет далее.
Какие методы и игры можно использовать в играх с дошкольниками. Собственно, это главный вопрос, ибо про ТРИЗ мало говорить, гораздо важнее действовать. Описанные игры можно проводить отдельно, «на ходу». Но для детей 3-4 лет удачнее вариант, когда в рамках сказки мы играем в такие игры. Например, игру «да-нетки» можно использовать при угадывании названия сказки, в которую предлагается поиграть.

Игра «Да-Нетки» или «угадай загаданное».

Мама загадывает предмет, ребенок пытается угадать путем наводящих вопросов. Главная цель игры — научить ребенка задавать «правильные» вопросы, то есть те, которые отсекают неправильные ответы. Это вопрос времени. Чем младше ребенок, тем больше времени понадобится. Сначала ребенок будет задавать вопрос «в лоб». Например, «это мишка?», «это котик?», «это кубик?». Потом он догадается задавать другие вопросы: «это живое?», «это игрушка?».

Игра «Хорошо-плохо».

А это уже метод. На базе этой игры мы учимся видеть мир с разных точек зрения, в дальнейшем этот навык очень полезен при выборе оптимального решения.
У каждого явления две стороны: хорошая и плохая. Цели игры — назвать каждому предмету хорошие и плохие качества. Пример: «Книга». Хорошо — из книг узнаешь много интересного . . . Плохо — они быстро рвутся.

Игра «Противоположности».

Аналог нашей детской забавы «съедобное-несъедобное». Нужно назвать противоположное явление, обычно проводится с мячом. Мама кидает мяч ребенку и называет предмет, ребенок мяч ловит и называет противоположное. Такая игра учит видеть мир системно.

Игры с открытыми проблемами. Хороши в рамках сказок.

В процессе игры озвучивается проблема, которую надо решить, причем способов решения можно придумать много. Например, как сделать так, чтобы колобка в лесу не съели.

Игра на решение противоречий.

Суть игры можно описать простым вопросом: что будет если голубь и орел поменяются крыльями. Подобные вопросы хорошо находить в окружающей действительности. Например, на прогулке увидев бабочку и голубя спросите, что у них общего (у них есть крылья). А что будет, если они обменяются крыльями.
В примере с голубем и орлом. Самое первое, что приходит в голову — орел не сможет летать, крылья голубя слишком малы для его тела. И наоборот — голубь не сможет управлять такими огромными крыльями, хотя ему бы возможно и понравилось.

Метод фокальных объектов.

Переносим свойства одного объекта на другой и додумываем модель. Развиваем воображение. Например, что будет если соединить льва и орла. Здесь в выдуманном животном мы должны перенести свойства льва и жирафа на общее существо и додумать умения получившегося животного.

Системный анализ.

Смысл в том, чтобы любой объект разложить на систему и подсистему.

Технология ТРИЗ в детском саду: применяем грамотно, работаем творчески

Например, колобок состоит из теста (подсистема): вода, мука, яйцо. А убежал колобок в лес (это система). Прошлое колобка — его испекла бабка, будущее — его съела лиса.
Лягушонок: подсистема- лапки, жабры и т.д., система — болото.

Игра «Что будет, если..»

Игра на воображение и построение причинно-следственных связей.
Например, что будет если:
— не нужно будет платить в магазине
— птицы не смогут летать
— исчезнет электричество и т.д.

Игра в ассоциации.

Например, ветер-вентилятор
шуба-шкура
певец-птица певчая
духи — цветок
душ- мойка- мочалка-мыло
Для малышей хорошо сделать картинки этих явлений и находить «пару».
Важно научить детей видеть идеальный конечный результат. Например, сказка Сутеева «Яблоко». Яблоко только одно, а желающих его получить — трое. Идеальный конечный результат, чтобы каждый получил яблоко. В сказке Сутеева его делят на три части. В сказке про колобка идеальный конечный результат — звери сами не хотят колобка есть, тогда и защищать его не придется.
А теперь главное — зачем все эти игры нужны? В жизни мы обычно сталкиваемся с проблемами, решив которые мы должны добиться совершенно определенного конечного результата. Решать можно долго, затратив массу сил, средств. Кроме того, решение может быть не идеальным: требовать слишком много ресурсов, быть невыполнимым и т.д. Но у всякой проблемы есть идеальное решение, просто его возможно еще не нашли. Описанные игры — первый шаг в освоении методов и приемов ТРИЗ. Кроме того, методика ломает стереотипы и шаблоны, засевшие в наших головах, и открывает путь к творческому мышлению, что уже немало.

Материал на тему:
Игры по тризу.

Предварительный просмотр:

ТРИЗ игры для дошкольников

Занимаясь в детском саду по технологии ТРИЗ, дети знакомятся с миром и учатся мыслить самостоятельно, решая поставленные перед ними задачи. Приведем для вас примеры игр ТРИЗ для дошкольников, чтобы вы могли яснее понять суть этой методики.

1. Игра «теремок». Кроме того, что она развивает аналитические способности ребенка, при помощи этой игры можно научиться сравнивать, выделяя общее и находя различия. Использовать для игры можно игрушки, картинки или любые другие, окружающие вас предметы.

Правила игры. Всем игрокам раздаются предметы или карточки с изображениями. Один из игроков называется хозяином теремка. Другие же по очереди подходят к домику и просятся в него. Диалог строится на примере сказки:

— Кто в теремочке живет?

— Я, пирамидка. А ты кто?

— А я – кубик-рубик. Пусти меня к себе жить?

— Скажешь, чем на меня похож – пущу.

Пришедший сравнивает оба предмета. Если у него это получается, то он становится хозяином теремка. И дальше игра продолжается в том же духе.

2. Игра «Маша-растеряша». Тренирует детскую внимательность и учит решать маленькие проблемы.

Правила игры. Один из детей берет роль Маши-растеряши, остальные детки ведут с ней диалог:

— Я потеряла ложку (либо что-нибудь другое). Чем я теперь кашку кушать буду?

Остальные участники диалога должны предложить варианты взамен потерянной ложки. Самый лучший ответ можно наградить конфеткой или медалькой. В конце игры подводим итоги, побеждает тот, у кого будет больше наград.

3. Игра «Красная шапочка». Развивает детское воображение. Для этой игры необходимо приготовить бумагу и фломастеры.

Правила игры. Вспоминаем тот момент в сказке, когда волк пришел к бабушке. И придумываем вместе с ребенком, как бы могла спастись бабушка. Например, она превратилась в вазу с цветами. Теперь рисуем эту самую вазу, с головой и руками бабушка. Одного из ребятишек выбираем «бабушкой», остальные разговаривают с ним:

— Бабушка, а почему ты такая прозрачная?

— Чтобы видеть много ли я съела.

И все в том же духе, объясняя в игре все «странности» бабушки. Затем обдумываем вариант бабушкиного спасения от волка, к примеру, цветы из вазы отхлестали волка, вода вылилась на него, ваза разбилась и уколола серого осколками, а потом склеилась и т.д.

Помимо игр существуют еще и обычные вопросы, разного уровня сложности. Перед ребенком ставится цель, которую он должен осуществить. Как пронести воду в решете? Не многие родители знают ответ на этот вопрос, а вот малыши, обучающиеся по методу ТРИЗ, скажут, что воду для начала нужно заморозить.

Программа обучения в детском саду, имеющая в себе игры с элементами ТРИЗ обычно идет «на ура». Думаем и вам самим понравились те упражнения, которые мы здесь рассказали. Согласитесь, не сложно,но зато как полезно и увлекательно.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данной картотеке собраны игры по триз для детей с 3 — 7 лет.

Игры для занятий по ТРИЗ развивают не только мыслительные процессы, фантазию, воображение, но и речь ребенка.

Кольца Луллия- одно из средств развития интеллектуально — творческих способностей детей в дошкольных учреждениях.

Составлен перспективный план по играм ТРИЗ технологии на учебный год. С помощью этих игр у детей развивается логическое мышление, формируется связная речь детей, происходит пополнение активного .

Картотека игр по ТРИЗ — технологии для детей от младшей до подготовительной группы. Отлично развивает творческое мышление и воображение.

ТРИЗ в дошкольном детстве – это определенная системавоспитания и развития мышления человека,которая подразумевает активное и одновременноеразвитие у детей процессов мышления, речи ивоображения,п.

Игры по ТРИЗу с 4-6 лет

Игра «Паровозик признаков»

Цель: Пособие направлено на формирование у детей дошкольного возраста умения находить сходство между объектами, сравнивать объекты по нескольким различным признакам; развитие воображения. Воспитывать у детей умение выслушивать товарищей, дожидаться своей очереди, не выкрикивать, следовать правилам.

Описание: пособие состоит из набора картинок (одной из них является паровоз) и схем имён признаков, изображённых на колёсиках вагончиков, т.е. картинок.

Ход игры: Воспитатель предлагает ребёнку после картинки паровозика поставить любую следующую картинку и соединить её с паровозиком с помощью колеса- признака. Ребёнок называет, чем похожи по данному признаку паровозик и следующая картинка. Игра продолжается аналогично, пока все 17 колёс-признаков не будут использованы.

Игра «Лото признаков»

Цель: учить детей описывать объект, используя в речи имена признаков; соотносить значение имени признака сего графическим обозначением; формировать у детей умение сосредотачивать внимание, воспитывать навыки доброжелательности, самостоятельности.

Описание: в комплект игры входят карточки, разделённые на 6 клеток. На каждой карточке в 3-х клетках по принципу » через один» нарисованы символы имён признаков; предметные картинки. Игра проводится с детьми, начиная со среднего возраста.

Ход игры: детям раздаются карточки, разделённые на 6 клеток и предметные картинки. В 3-х клетках карточек изображены символы имён признаков, три клетки пустые. Ребёнок ставит картинки в чистые клетки и начинает рассказывать об объектах. Ребёнок описывает объект по двум или трём признакам. И так дети играют до тех пор, пока все не закроют свои клеточки на карточках.


Игра с кольцами Лулия «Кольцо вопросов»

Вот вопросы закрутились,

С признаками соединились.

Ты объект выбирай

И ответ скорее дай.

Цель: упражнять в умении задавать вопросы различной направленности. Учить использовать в вопросе имя признака.

Ход игры: на кольцах Лулия выставляются вопросы различной направленности, имя признаков и объекты. Дети раскручивают кольца и составляют в секторе цепочку: имя признака — объект- вопрос и отвечают на поставленный вопрос.


Игра «Потерянное волшебство»

Цель: закреплять знания у детей о волшебниках преобразователях и преобразованиях, которые они осуществляют. Упражнять в умении составлять пару: волшебник — волшебство.

Ход игры: детям предлагаются карточки с волшебниками и объектами, которые волшебники преобразовали. Дети разбегаются в пространстве, затем по команде они собираются в пары: волшебник — преобразованный объект. «По свету волшебники все разошлись, И колдовать они принялись.1,2,3, волшебнику пару скорее найди».


Причина и следствие в прятки играли.

Друг друга они постоянно искали.

А мы им поможем скорее найтись

И на дорожке причинной сойтись

Цель: упражнять в составлении причинно-следственной цепочки по одному составляющему. Учить определять признак, изменившийся у следствия. Закреплять умение устанавливать открытые причинно-следственные связи.

Ход игры: детям предлагается дорожка, на которой находится одно из составляющих (причина-следствие). Второй элемент дети подбирают из предложенных карточек. После восстановления причинной дорожки, дети определяют, какой признак причины повлиял на следствие, а так же какой признак изменился у следствия, и выставляют их на дорожку.

Цель: упражнять в подборе пар антонимов обозначающих существительные, прилагательные, глаголы по признакам.

Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку взять схему имени признака. В соответствии с данной схемой, ребёнок подбирает пару антонимов и проговаривает её. Например: имя признака — цвет. Пара антонимов: белый — чёрный.


Игра «Всё в мире перепуталось»

Цель: упражнять детей в классификации объектов окружающего мира на рукотворный и природный мир. Природный мир дети подразделяют на живую и не живую природу. Закреплять знания детей о классификационных группах.

Ход игры: дети классифицируют объекты на группы: рукотворного мира, на живую и неживую природу. Дети берут карточки с объектами и разбегаются в пространстве:

Мы по миру разбежались и друг с другом все смешались,

А сейчас не зевай и свой домик занимай.

Дети раскладывают карточки в определённые сектора «модели мира».

Мастер-класс для педагогов «Применение пособий и игр ТРИЗ в работе с детьми».

Свидетельство

  1. Познакомить педагогов с авторскими пособиями, созданными на основе модели «Элемент-имя признака-значение имени признака», методов «Системный оператор» и «Морфологический анализ».
  2. Создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития познавательных и творческих способностей.

Объект

Действие или (место)

Признак (выбирается стихийно из набора карточек)

ТРИЗ-игра «Чудесные вещи».

Впервые об этой игре я узнала, когда преподавала развитие речи у деток 4-5 лет. Мы искали интересные пособия, отличающиеся от стандартного набора программы детского сада, так нашлась книга.

Игры и задания, предложенные Людмилой Евгеньевной Белоусовой, показались мне удивительно увлекательными. Основным принципом занятий является стремление разбудить и активировать в ребенке творца, увлечь словесной игрой — когда можно и посмеяться, и порассуждать, когда придуманная история рождается свободно, без страха, что сказано что-то неправильное, лишнее, глупое.

Больше всего мне запомнилась игра «Чудесные вещи», хочу ей поделиться.

Цель игры: придумать и описать новый объект с необычными свойствами.

Возраст: от 4,5 лет, лучше всего начинать играть с одной-двух картинок-свойств

Зачем: развиваем фантазию и речь, вариативность мышления, креативность, интерес к придумыванию нового

Подготовка:

В этой игре четыре серии карточек: «движение», «ма­териал», «звук», «запах». На «рубашках» соот­ветственно свой цвет, надпись или изображение-символ. А на лицевой стороне карточек — различные предметы, которые показывают, как предмет может двигаться, из чего он может быть сделан, чем будет пахнуть и как звучать.




Картинки, включенные в игру, могут быть дополнены или заменены другими, на усмотрение играющих.

Играем!

Берется произвольный объект, можно начинать с рукотворного мира, а затем переносить необычные свойства на все подряд Затем поочередно выбираются карточки со свойствами – запах, материал, способ передвижения, звук. Свойство, которое зашифровано на карточке переносится на объект. Ведущий вместе с игроками обсуждает, какой получается предмет, что в нем хорошего, что плохого, как это плохое можно изменить, превратив в хорошее.

Когда игра будет освоена, советую добавить карточки с пустыми картинками, чтобы можно было придумывать самому, каким свойством наделить предмет.

Как это работает?

Для начала придумаем необычное животное, воспользуемся методом объединение и соединим зебру и черепаху, получается зеброверепаха (пример диалога взят из пособия Л.Е. Белоусовой).

Воспитатель. Этот зверь фантастический, в жизни таких не бывает. Какое это животное? Узнать это нам поможет игра «Чудесные вещи».

Воспитатель. Как умеет двигаться наш зверь? (Вы­кладывает перед детьми игровые карточки из серии «дви­жение».)

Ребенок (выбирает карточку с нарисованным на ней мячиком). Он будет прыгать высоко и низко, как мяч.

Воспитатель. Чем это хорошо?

Ребенок. Когда зеброверепаха подпрыгнет, она увидит и своих друзей, и своих врагов, сможет достать с высо­кого дерева любой фрукт.

Воспитатель. Из какого она материала? (Предлагает выбрать карточку из серии «материал», ребенок выбирает карточку «ложка».)

Ребенок. Она деревянная.

Воспитатель. Чем это хорошо?

Ребенок. Ее никто не съест, она невкусная. Она не Тонет В воде. Она красивая.

Воспитатель. Какие звуки она издает? (Раскладывает игровые карточки из серии «звуки».)

Ребенок (выбрал гудок). Умеет гудеть.

Воспитатель. Почему это хорошо?

Ребенок. У нее хороший слух. Может веселить Других, предупреждать друзей об опасности своими гудками. Об­манывать врагов. Они будут думать, Что паровоз едет.

Воспитатель. Чем она Пахнет? (Предлагает выбрать карточку из игровой серии «запах».)

Воспитатель. Чем это хорошо?

Дети. Она освежает воздух, пробуждает аппетит, усыпляет.

Воспитатель. А чем это плохо?

1-й ребенок. Плохо, что зеброверепаха прыгает, как мячик, потому что если она что-нибудь потеряет, то ей трудно будет это найти. Ее может увидеть охотник, если она очень высоко подпрыгнет.

2-й ребенок. Плохо, что она деревянная, так как она может при столкновении с другим зверем ударить его или оцарапать. Деревянный стук мешает спать другим зверям. Ее может раздолбить дятел или кто-нибудь Другой.

3- й ребенок. Плохо, что гудит, как дудка,— ме­шает спокойствию. Скучно слушать одну и ту же ме­лодию.

4-й ребенок. Пахнет все время фруктами — ее друзьям может надоесть этот запах, голова заболит, перебивает все другие запахи (например, будет есть селедку, а она фруктами пахнет, это неприятно).

Воспитатель. Чем ей можно помочь?

1-й ребенок. Надо научить ее прыгать и высоко, и низко, а дерево обернуть железом, чтобы ее никто не смог съесть.

2-й ребенок. Сделать ей секретные кнопочки, чтобы можно было отключать звук и запах.

После обсуждения чудесной вещи для закрепления очень важно любым художественным способом зафиксировать придуманное: нарисовать, слепить, сделать коллаж.

Уверена, что игра понравится тем, кто уже знаком с другими ТРИЗ-играми и тем, кто только собирается их узнать.

Хочу закончить еще одной цитатой из пособия Людмилы Евгеньевны:

«И еще немного о ТРИЗе. Многие взрослые воспри­нимают мир только в розовом или только в Черном цвете. Нам есть чему поучиться у детей.

Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его много­цветий, многогранности, многообразии. ТРИЗ учит детей находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится ребенку и в школе, и во взрослой жизни. Не надо плакать и огорчаться, если тебе достался кислый лимон, — сделай из него лимонад. И может быть, тогда в мире станет на одного несчастного человека мень­ше и на одного счастливого больше.

Очень интересно посмотреть через этот магический кристалл на сам ТРИЗ. Что в нем хорошо, мы уже знаем. А что в нем плохо? Известно, что в современном жес­током мире творческой личности жить не очень легко. Как это исправить? Пусть творческих людей станет как можно больше, творец всегда поймет творца. И мир из­менится к лучшему.

Решая различные проблемы вместе с детьми, мы при­ближаемся к миру более гармоничному и совершенному.»

Adblock
detector