Игры по валеологии своими руками в детском саду

Картотека на тему:
Картотека дидактических игр по валеологии.

Воспитать здорового и полноценного человека – самая главная задача общества. Валеология – это наука о здоровье. Игры по валеологии в детском саду помогут ребенку поддерживать свое здоровье, расширить свои представления о своем организме, о здоровье, о ситуациях опасных для здоровья и жизни, помогают формироваться навыкам личной гигиены.

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по валеологическому воспитанию.

Цель: закрепление знаний о средствах гигиены, их назначении и правильном применении.

Описание : воспитатель бросает мяч и называет предмет, про который нужно рассказать (для чего предмет нужен).

Когда что одеваем?

Цель: формирование умения различать предметы одежды в зависимости от времени года.

Описание: воспитатель бросает мяч и называет предмет одежды. Дети объясняют, в какое время года носят эту одежду и почему.

Цель: расширение знания ребёнка о самом себе, своём имени, своей фамилии, возрасте.

Описание: — Расскажи, что ты знаешь о себе (имя, возраст, рост, цвет и длина волос, цвет глаз, дата рождения, девочка или мальчик).

Расскажи, на кого ты похож: на маму или папу.

Есть ли у тебя признаки, которые присутствуют у какого – либо животного, птицы?

Цель: воспитание уважительного отношения к спортсменам, развитие умения различать и называть виды спорта.

Материал: картинки с изображением спортсменов.

Цель: воспитание уважительного отношения к спортсменам, развитие умения различать и называть виды спорта.

Описание: дети играют в парах. Один берет картинку с изображением спортсмена и движением показывает заданный вид спорта, другой — отгадывает. Затем игроки меняются местами.

Что сначала — что потом (режим дня)

Цель: закрепление представления о том, что соблюдение правильного режима дня полезно для здоровья.

Материал: сюжетные картинки с изображением действий, характерных для определенного периода суток.

Описание: предложить игрокам разложить картинки в правильной последовательности, объяснить свой выбор.

Солнце, воздух и вода — наши верные друзья

Цель: формирование представления о средствах и видах закаливания ( водные, воздушные, солнечные), их значении для здоровья.

Материал: сюжетные картинки.

Описание: дети рассматривают картинки, определяют, какую пользу для здоровья приносят солнце, воздух и вода. Выигрывает тот, кто назовет наибольшее количество полезных свойств.

Как нужно ухаживать за собой?

Цель: формирование навыки контроля за выполнением правил личной гигиены.

Оборудование: фишки, карточки с вопросами.

Ведущий крутит волчок, который определяет карточку с вопросом. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек.

1. Назови предметы, которые тебе понадобятся для умывания (мыло, полотенце).

2. Назови предметы, которые потребуются для того, чтобы принять душ (шампунь, мыло, гель для душа).

3. Как часто нужно мыться? (Каждый день).

4. Как часто нужно чистить зубы? (Утром и вечером).

5. Как часто нужно подстригать ногти? (Не реже 1 раза в 10 дней).

6. Как часто нужно мыть уши? (Каждый день).

7. Как часто нужно менять нижнее бельё? (Каждый день).

Ты покажи — я отгадаю

Цель: воспитание уважительного отношения к спортсменам, развитие умения различать и называть виды спорта.

Описание: одна подгруппа детей с помощью конкретных движений показывает (загадывает), каким видом спорта они занимаются. Другая подгруппа — отгадывает, кто был изображен (лыжник, пловец, хоккеист, гимнаст и т. д.).

Что мы знаем о вещах?

Цель: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание , память; воспитывать чувство сотрудничества.

Материал: карточки с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара; картинки с изображением различных бытовых предметов.

Описание: Воспитатель ( ребенок) — ведущий. Он поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом. При ответе ребенок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила обращения с ним.

Цель: закрепление умения определять эмоциональное состояние человека по мимике, жестам.

Материал: карточки передающие разные настроения нескольких персонажей (радость, злость, испуг , недовольство и т, д.).

Описание: игрокам предлагается выполнить такие задания, как «определи настроение», «выбери героя» ( с определенным настроением), «расскажи. что с ним произошло» (объяснить причину его эмоционального состояния).

Чтобы глазки не болели

Цель: закрепление знаний об органе зрения, о необходимых правилах, которые помогут сохранить глаза и зрение.

Материал: картинки с изображением определенных действий, которые следует избегать, чтобы сохранить свое зрение.

Описание: дети выбирают картинки с изображением необходимых правил, которые нужно соблюдать , чтобы сохранить свое зрение.

Какие продукты позволяют сохранять зубы здоровыми?

Цель: формирование умения выделять полезные и вредные для здоровья зубов продукты.

Материал: муляжи продуктов питания , овощей, фруктов, тарелки.

Описание: детям предлагается разложить по тарелкам продукты , которые полезны для здоровья зубов и которые вредны.

Если ты заболел

Цель: развитие желания заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций наносящих вред здоровью.

Материал: картинки с изображением определенных действий.

Описание: дети выбирают из картинок те, которые изображают то, как нужно себя вести при заболевании.

Чтобы не заболеть.

Цель: развитие умения избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.

Материал : сюжетные картинки.

Описание: дети выбирают картинки с изображением действий, которые позволяют защитить свой организм от болезней.

Посылка от обезьянки

Цель: формирование представления о своем организме; закрепление знания о том, что предметы можно узнать по внешнему виду, запаху, вкусу, на ощупь; упражнять в определении фруктов по вкусу и запаху.

Материал: посылка с овощами, фруктами

Описание: сообщить детям о том, что пришла посылка от обезьянки, в ней может быть или овощ, или фрукт.

Предлагает детям узнать, что за овощ или фрукт находится в посылке. Одну ребёнку предлагается опустить руку в посылку и на ощупь определить её содержимое. Другому – попробовать кусочек и определить по вкусу, третьему предлагается определить по запаху, а четвёртому воспитатель описывает этот овощ (фрукт). Выигрывает тот, кто угадает.

Угадай по звуку

Цель: формирование представления о помощнике человека (уши), развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующего органа чувств.

Материал: музыкальные инструменты.

Ход игры: воспитатель за ширмой издаёт звуки на различных музыкальных инструментах, дети угадывают их.
— Что помогло вам услышать разные звуки?

Видим, слышим, ощущаем

Цель: закрепление представления об органах чувств.

Материал: сюжетные картинки.

Описание: выбрать из предложенных картинок сначала , те органы чувств, которые позволяют нам дышать, затем — видеть и ощущать.

Определи на запах

Цель: формировать представление о функциях органа обоняния.

Материал: фрукты, тарелки с вареньем , ватные диски с парфюмерным ароматом.

Описание: предложить с закрытыми глазами определить характерный запах.

Цель: закрепление представления детей о функциях внутренних органов человека, развитие логического мышления.

Описание: предложить распределить слова по группам ( к какому органу нашего тела они имеют отношение): холодно, горько, громко, свежо, кисло, горячо, темно и т. д.

Цель: формирование заботливого отношения к своему организму, развитие воображения, речи.

Описание: предложить рассказать о каком-либо органе или части своего тела. Например: « Мои ручки маленькие , кожа на них гладкая, нежная, они помогают мне делать. »

Правильные картинки ( как беречь своё сердце )

Цель: воспитание бережного отношения к своему организму, обучение правилам, которые помогают сохранить сердце здоровым.

Материал: картинки с изображением определенных действий, фишки красного и зеленого цветов.

Описание: предложить детям положить на картинки с изображением действий, которые помогают сохранить сердце здоровым, зеленую фишку, а наоборот — красную.

Лови, бросай, предметы гигиены называй

Цель: закрепление знания детей о предметах гигиены.

Описание: дети становятся в круг, воспитатель в центре. По очереди бросает мяч детям. Дети называют предметы гигиены которыми они пользуются и знают.

«Я и моё здоровье». Валеологические игры и упражнения.


По определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье» — это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений».

На здоровье ребенка оказывает влияние целый ряд факторов:

  • наследственность ( доля влияния составляет 20%)
  • воздействие окружающей среды ( доля влияния — 20%)
  • медицинское обслуживание (доля влияния — 10%)
  • образ жизни (доля влияния — 50%).

Эти данные заставляют обратить самое серьезное внимание на четвертую группу факторов. Ее составляют отношение ребенка к своему здоровью, его питание, соблюдение режима дня, двигательная активность, закаливание, полноценный сон, овладение гигиеническими навыками. Игры и упражнения , которые предлагаются в данном разделе позволят сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью.

На кого я похож
Цель: развитие умения посмотреть на себя со стороны, сравнивать человека с другими животными организмами, находить сходства и отличия, способствовать развитию воображения.

Материал: фотографии родителей , других близких родственников детей, призы.

Описание: предложить детям внимательно рассмотреть фотографии, найти похожие черты. Тот, кто найдет наибольшее количество признаков получает приз.

Кто как на свет появился

Цель: закрепление представлений детей о том, как появляются на свет живые существа.

Оборудование: три большие картинки с изображением яйца, икринки, бутылочки с молоком и соской; мелкие картинки с изображением людей, животных, птиц, земноводных, насекомых.

Перед детьми лежат перевёрнутые изображением вниз картинки с животными, насекомыми, земноводными, людьми. Дети выбирают любую картинку, сообщают, каким образом это существо появилось на свет. Затем совмещают маленькую картинку с большой – с изображением яйца, икринки, бутылочки с соской (для млекопитающих).

Садовник

Цель: ознакомление с внешним строением тела человека, формировать умение видеть в других людях хорошее.

Описание: дети встают в круг, в центре ведущий — садовник. Он произносит следующие слова: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме Юленьки! « Далее «садовник» рассказывает о достоинствах Юленьки. Затем ведущим-садовником становится Юленька. Она выбирает кого-либо из ребят и рассказывает, чем он(а) хорош(а), объясняя таким образом свой выбор.

Назови правильно

Цель: закрепление знаний о средствах гигиены, их назначении и правильном применении.

Материал: предметные картинки разнообразной тематики, среди них- с изображением средств гигиены, фишки.

Описание : дети выбирают из многообразия предметов те, которые помогают им ухаживать за собой. Например: « Я умываюсь «(какие предметы помогают тебе в этом), «Я принимаю душ» и т. д.За правильный выбор -фишка.

Подбери одежду по временам года

Цель: формирование умения различать предметы одежды в зависимости от времени года.

Материал: предметы одежды , используемые в разные времена года, 4 куклы.

Описание: дети разбиваются на команды, каждая из которой «одевает» свою куклу по определенному времени года.

Кому что нужно для жизни

Цель: закрепление знаний и представлений об основных потребностях живых организмов в тепле, воздухе , пище, среде обитания.

Материал: карточки с изображением живых существ(человек, собака, дерево, цветок и т. д.; карточки с изображением пищи, среды обитания.

Описание: предложить детям подобрать к каждой карточке пару, отвечая на вопросы — выбери то, что нужно птице для жизни? Что нужно собаке, чтобы она могла жить.

Кто я?

Цель: расширение знания ребёнка о самом себе, своём имени, своей фамилии, возрасте.

Оборудование: зеркало; предметные картинки с изображением животных, птиц.

Расскажи, что ты знаешь о себе (имя, возраст, рост, цвет и длина волос, цвет глаз, дата рождения, девочка или мальчик).

Расскажи, на кого ты похож: на маму или папу.

Есть ли у тебя признаки, которые присутствуют у какого – либо животного, птицы?

Светофор здоровья

Цель: формирование представлений о здоровом образе жизни.

Материал: круги красного, желтого, зеленого цветов, предметные картинки.

Описание: предложить «зажечь» светофор здоровья. Зеленый круг- то, что помогает человеку вести здоровый образ жизни; желтый- то, к чему нужно относиться с осторожностью, красный круг- то, что вредит здоровью.

Назови спортсмена

Цель: воспитание уважительного отношения к спортсменам, развитие умения различать и называть виды спорта.

Материал: картинки с изображением спортсменов.

Цель: воспитание уважительного отношения к спортсменам, развитие умения различать и называть виды спорта.

Описание: дети играют в парах. Один берет картинку с изображением спортсмена и движением показывает заданный вид спорта, другой — отгадывает. Затем игроки меняются местами.

Где спрятались витамины?

Цель: закрепление представления о группах витаминов, их значении и пользе для здоровья.

Материал: корзинки с буквами, указывающими на группы витаминов( А, В, С); муляжи фруктов и овощей.

Описание: предложить разложить муляжи по корзинам с соответствующей группой витаминов.

Что сначала — что потом (режим дня)

Цель: закрепление представления о том, что соблюдение правильного режима дня полезно для здоровья.

Материал: сюжетные картинки с изображением действий, характерных для определенного периода суток.

Описание: предложить игрокам разложить картинки в правильной последовательности, объяснить свой выбор.

Солнце, воздух и вода — наши верные друзья

Цель: формирование представления о средствах и видах закаливания ( водные, воздушные, солнечные), их значении для здоровья.

Материал: сюжетные картинки.

Описание: дети рассматривают картинки, определяют, какую пользу для здоровья приносят солнце, воздух и вода. Выигрывает тот, кто назовет наибольшее количество полезных свойств.

Почему заболели ребята?

Цель: формировать умение выявлять причинно-следственные связи, воспитывать заботливое отношение к своему здоровью, развитие связной речи.

Материал: сюжетные картинки с изображением правильных и неправильных действий (ведущих к заболеванию).

Описание: дети выбирают картинки с изображением неправильных действий , объясняют свой выбор.

Назови правильно (медикаменты)

Цель: ознакомление с названиями медикаментов, которыми пользуются для лечения и которые входят в состав «домашней аптечки».

Материал: картинки с изображением медикаментов, входящих в состав «домашней аптечки», «аптечка».

Описание: детям предлагается собрать «домашнюю аптечку», называя медикаменты , объяснить свой выбор.

Выбери лекарственные растения

Цель: ознакомление с названиями медикаментов, которыми пользуются для лечения и которые входят в состав «домашней аптечки».

Материал: предметные картинки с изображением растений, кукла «Айболит».

Описание: дети из всех предложенных картинок выбирают лекарственные растения, а «Айболит» объясняет какими лечебными свойствами они обладают.

Как нужно ухаживать за собой?

Цель: формирование навыки контроля за выполнением правил личной гигиены.

Оборудование: волчок, фишки, карточки с вопросами.

Ведущий крутит волчок, который определяет карточку с вопросом. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек.

1. Назови предметы, которые тебе понадобятся для умывания (мыло, полотенце).

2. Назови предметы, которые потребуются для того, чтобы принять душ (шампунь, мыло, гель для душа).

3. Как часто нужно мыться? (Каждый день).

4. Как часто нужно чистить зубы? (Утром и вечером).

5. Как часто нужно подстригать ногти? (Не реже 1 раза в 10 дней).

6. Как часто нужно мыть уши? (Каждый день).

7. Как часто нужно менять нижнее бельё? (Каждый день).

Ты покажи — я отгадаю

Цель: воспитание уважительного отношения к спортсменам, развитие умения различать и называть виды спорта.

Описание: одна подгруппа детей с помощью конкретных движений показывает (загадывает), каким видом спорта они занимаются. Другая подгруппа — отгадывает, кто был изображен (лыжник, пловец, хоккеист, гимнаст и т. д.).

Добрые слова

Цель: формировать желание видеть в других людях хорошее, развитие речи, воображения.

Описание: дети встают в круги, передавая мяч по кругу, называют одно из хороших качеств соседа или называют его ласковым именем.

Составляем меню

Цель: формирование представлений о том, что здоровье зависит от правильного питания — еда должна быть не только вкусной, но и полезной.

Материал: игровая посуда, муляжи фруктов , овощей, продуктов питания.

Описание: ведущий говорит игрокам: «Перед вами накрытый стол для обеда (ужина). Положи в первую тарелку то, что ты захочешь съесть вначале, затем заполни вторую тарелку, и вазочку для десерта. Отметить тех игроков, которые заполнили свои тарелки не одними сладостями, а кто — «составил меню», полезное для здоровья.

Чтобы кожа была здоровой

Цель: формирование навыки контроля за выполнением правил личной гигиены.

Оборудование: картинки, помеченные красным ободком с неправильными действиями детей.

Дети рассматривают картинки, находят, что неправильно. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у которого окажется больше фишек.

Ребёнок облизывает ссадины, порезы.

Мальчик в грязном белье.

Девочка надевает чужую обувь.

Что мы знаем о вещах?

Цель: расширять представления детей о правилах безопасного поведения в быту; развивать внимание, память; воспитывать чувство сотрудничества.

Материал: четыре игровые карты с изображением пореза, ожога, ушиба руки и пожара; картинки с изображением различных бытовых предметов.

Описание: в игре принимают участие 4 ребенка, каждый из них берет себе по игровой карте с изображением « травмы». Воспитатель ( ребенок) — ведущий. Он поочередно поднимает картинку с изображением предмета. Участники должны догадаться, к какой травме может привести неправильное обращение с этим предметом, соотнести со своей картой и взять картинку. При отборе ребенок должен объяснить, чем опасен тот или иной предмет, рассказать правила обращения с ним.

Автор: Моздукова Ольга Владимировна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 3»,
г. Белово, Кемеровская область, Россия.

Статья размещена в авторской редакции.

Сайт для воспитателей детских садов .

Игра-занятие по валеологии «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу».

— дать детям представления о составляющих здорового способа жизни, о том, как человек заботится о своем здоровье;

— развивать у детей выразительность речи, воображение, мышление; продолжать знакомить с названиями витаминов, дать понятие о том, какую они приносят пользу для организма человека;

— совершенствовать у детей желание заботиться о своем здоровье, закрепить знания детей о том, как это можно сделать (заниматься физкультурой, закаляться, правильно питаться, быть всегда в хорошем настроении);

— воспитывать стремление беречь свое здоровье и здоровье окружающих.

Материалы: макет солнца с лучиками, нарисованная поговорка, картинки, макет дерева, воздушные шары.

Количество детей: 10 человек.

Воспитатель: — Ребята, у нас сегодня гости! Поздоровайтесь с ними с душой и сердцем. А знаете, вы ведь не просто поздоровались, вы подарили всем частичку здоровья, потому что вы сказали здравствуйте т.е. здоровья желаю. А теперь давайте поздороваемся со всем окружающим миром.

Хором: Солнце яркое, небо светлое,

Жизнь прекрасная и полезная

В сердце-музыка, в глазах-радость

Здравствуй мир мы тебе рады!

Воспитатель: — Уважаемые наши гости, я и мои ребята из группы «Колокольчики» рады видеть вас в детском саду. Мы всегда рады гостям.

Хором: Мы веселые ребята,

Мы ребята дошколята

Любим бегать, прыгать и скакать

И всем радость доставлять.

(Дарят шарики гостям.)

Воспитатель: — Сегодня, мои милые колокольчики, мы найдем ответ еще на один вопрос. Расскажу я вам старую легенду:

«Давным-давно на горе Олимп жили-были Боги. Стало им скучно и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать каким должен быть человек.

Один из Богов сказал, что человек должен быть сильным,

другой сказал, что человек должен быть здоровым,

третий сказал, что человек должен быть умным.

Но, один из Богов сказал, что если все это будет у человека, то он будет подобен нам и решили они спрятать главное, что есть у человека — его здоровье. Стали думать-решать куда бы его спрятать?

Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие –за высокие горы. А один из Богов сказал: «здоровье нужно спрятать

в самого человека. Так и живет с давних времен человек пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар Богов.

Значит здоровье-то оказывается спрятано и во мне, и в тебе, и в каждом из нас.

Ребята, а вы чувствуете себя здоровыми? Что значит быть здоровым?

Я открою вам маленький секрет, наше здоровье можно сравнить с солнцем у которого много лучиков-эти лучики живут в каждой клеточке вашего организма.

Первый лучик нашего здоровья — это сила.

Где находится сила? (в мышцах)

Что нужно делать для того, чтобы в мышцах была сила? (тренироваться).

Давайте все вместе покажем, как вы тренируете мышцы своего тела.

Зарядка под музыку

Ну вот ребята вы и набрались силой.

А сейчас для того, чтобы узнать, как называется второй лучик нашего здоровья, попробуйте глубоко вздохнуть и закрsnm ладошкой рот и нос.

Восп.: -Что вы ощущаете? Почему не смогли долго находиться в таком состоянии? Правильно! Это каждая клеточка вашего организма взбунтовалась и потребовала воздух.

Хором: Без дыханья жизни нет,

Без дыханья меркнет свет,

Дышат птицы и цветы

Дышим он и я, и ты.

Воздух богат кислородом — это чистый воздух

Давайте мы наполним свой организм кислородом

Упражнение на дыхание «Лифт»

Второй лучик – свежий воздух.

Отгадывание поговорки о полезной еде

Почему так пословица говорит? Зачем человеку еда?

В магазинах продают много разных продуктов, если бы вас мама попросила сходить в магазин смогли бы вы выбрать полезные продукты?

Хором: Говорим мы без запинки,

Мы, ребята витаминки

Что полезно кушать детям

Знаем лучше всех на свете.

Давайте поиграем в игру «рекламный мячик» и узнаем можно ли вам доверять домашнее хозяйство

Игра «Рекламный мячик»

Кидаю мяч и говорю фразу, а дети отвечают:

Желтая фанта-напиток для франта

— будешь фанту пить смотри растворишься изнутри.

В мире лучшая награда — это плитка шоколада

— в мире лучшая награда — это ветка винограда.

Знайте дамы – господа — сникерс лучшая еда

— будешь кушать сникерс сладкий-будут зубы не в порядке.

Если много есть горчицы — полетишь быстрее птицы

— будешь много есть горчицы — будешь злей самой волчицы.

Я собою очень горд — я купил сегодня торт

— фрукты, овощи полезней защищают от болезней.

В благодарность пепси-коле самым умным будешь в школе

— вкус обманчивый порой молоко пей дорогой.

Дает силы мне всегда очень жирная еда

— дает силы мне всегда витаминная еда.

Стать здоровым мне помог с красным кетчупом хот-дог

— будешь часто есть хот-доги через год протянешь ноги.

Молодцы! Обязательно скажу вашим мамам, что вы умеете выбирать полезные продукты.

А сейчас ребята я приглашаю вас стать садовниками здоровья.

Давайте вырастим чудо-дерево

(вешают картинки на дерево)

Почему на дереве выросла морковка?

Чем полезно молоко?

Чем полезны апельсины и лимоны?

А почему солнце висит на дереве?

Ребята повернитесь лицом к солнцу, подставьте ладошки к нему вздохните, улыбнитесь и почувствуйте тепло солнечных лучей.

Хором: Солнышко-солнышко не ходи за тучи

Ясное солнышко протяни нам лучик

Глазки мы зажмурим за руки возьмемся

Ясному солнышку дружно улыбнемся

Третий лучик — витаминная еда

Следующий лучик нашего здоровья прячется под салфеткой

(отгадать на ощупь)

Возьмите ледяные кусочки и разотрите щечки.

Для чего вы это делаете?

Почему именно холодом закаляется человек?

Хором: — Закаляться надо снегом и водой холодной,

И тогда не одолеет нас микроб голодный.

О чем говорит пословица: «смолоду закалишься — на весь век сгодишься».

Четвертый лучик — закаливание

У нашего здоровья есть замечательный друг, а угадать кто он мы сможем, если разгадаем кроссворд:

  1. В первой клетке живет первая буква усатой рыбы (сом).
  2. В самом дорогом для человека слове эта буква находится на первом и на третьем месте (мама).
  3. Деревце колючее зеленое пахучее,

Прилетела к нам метель,

Стала белой наша (ель).

  1. Этот продукт питания подают на завтрак, обед и ужин (хлеб).

Очень давно 2000 лет назад ученый врач Гиппократ рассматривал смех как лечебное средство.

Есть специальная наука о смехе. Она называется смехотерапия.

Смехотерапевты доказали, что смех очень полезен для людей. Но, смех бывает разным: добрым и злым; умным и глупым.

Как вы думаете какой смех добрый и умный, а какой злой и глупый?

Посмейтесь добрым и умным смехом

(Упражнение с зеркалом.)

Почему у вас сверкают глаза?

Почему у вас добрая улыбка?

Почему вы все весело улыбаетесь

(Потому что хорошее настроение.)

Шестой лучик-хорошее настроение

Посмотрите солнышко улыбается, радуется за вас, потому что мы нашли куда Боги спрятали наше здоровья. А теперь наша задача-сберечь его!

ЗОЖ, валеология, тело человека. Дидактические игры.

Показаны публикации 1-10 из 122 .
Все разделы | ЗОЖ, валеология, тело человека. Дидактические игры

Дидактические игры по валеологии ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ВАЛЕОЛОГИИ. Подготовила: Касьянова В.И. 2018г. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «МОЕ ЛИЦО» Цели: Учить познанию самого себя, своей индивидуальности. Обучать детей составлению лица человека (с использованием различных предметов. Развивать мелкую моторику рук.

Картотека дидактических игр на формирование представлений о ЗОЖ ТЕМА №1 «РЕБЕНОК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ» «Оденем куклу на прогулку» Цель: закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье, развивать у детей внимание, память, логическое.

ЗОЖ, валеология, тело человека. Дидактические игры — Математика в движении. Планирование, оздоровительно-развивающие занятия, подвижно-дидактические игры в средней группе

Публикация «Математика в движении. Планирование, оздоровительно-развивающие. »
Воспитатель: Колесникова Е.В. ПОДВИЖНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ Повышение двигательной и интеллектуальной активности детей на занятиях по математике происходит за счет включения в них таких игр и упражнений, которые предполагают решение программных математических задач в подвижной.

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Дидактическая игра для здоровья «Цветные колечки»
Дидактическая игра для здоровья «Цветные колечки» Цель: Развитие мышц нижних конечностей, развитие координации и чувства равновесия, ловкости, внимания, формирование правильной осанки, быстроты реакции. Задачи: Создание условий для реализации потребности в двигательной.

Занятие «В страну здоровья» для первой младшей группы. Дидактическая игра по сенсорике «Весёлые человечки»
Дидактическая игра. Цель: Развивать у детей сенсорные возможности и мелкую моторику рук. Закреплять сенсорные навыки пространственные преставления. Способствовать Расширению и активизации словаря, а также развитию мышления и памяти. Ход игры: Бросать в ведёрки к смешным.

Мастер-класс. Дидактическое пособие «Строение человека. Внутренние органы»
Наша годовая задача была : Формирование здорового образа жизни дошкольников с использованием здоровьесберегающих технологий. Я решила сшить для детей макет строения человека, внутренние органы. Цель: 1. Формировать представление детей о внешних особенностях строения человека.

ЗОЖ, валеология, тело человека. Дидактические игры — Картотека дидактических игр по ЗОЖ

Статья «Картотека дидактических игр по. » ОДЕНЕМ КУКЛУ НА ПРОГУЛКУ Цель: закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье, развивать у детей внимание, память, логическое мышление. Материал: бумажная кукла с.

Многофункциональное дидактическое пособие для детей с ограниченными возможностями здоровья «Сухой пальчиковый бассейн» МБДОУ Широкинский детский сад Многофункциональное дидактическое пособие для детей с ограниченными возможностями здоровья «Сухой пальчиковый бассейн» Пособие содержит дидактические игры и коррекционные упражнения на развитие сенсорно – моторной зоны у детей с ограниченными.

Дидактические игры на изучение частей тела Автор: Инглисова Зарина Ахмедовна. Игра «Этот пальчик хочет спать. » Цель: развитие у ребенка умения загибать пальчики в порядке очередности на правой руке, затем на левой, выполнять действия в соответствии с текстом потешки. Оснащение: картинка с изображением руки или перчатки.

Дидактическое пособие «Дорожка здоровья»
Цель: Оздоровление организма ребенка при помощи массажных дорожек, посредством воздействия на биологически активные точки стопы. На стопах человека расположены рефлексогенные зоны, связанные практическими со всеми внутренними органами. Раздражение этих зон оказывает.

Методика проведения занятий по валеологии в детском саду.


Наталья Василишин 13.08.2018 1 2.6k

Вопросы сохранения и укрепления здоровья никогда не потеряют своей актуальности. Как и разные подходы приобщения людей к здоровому образу жизни. Воспитание культуры здорового образа жизни следует начинать как можно раньше, чтобы дети уже с малых лет осознавали ценность хорошего самочувствия. С этой цель в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) активно вводятся здоровьесберегающие технологии обучения, элементом которых является валеологическое направление учебно-воспитательного процесса.

Суть понятия

Валеология — это наука поддерживать здоровье, вести активный образ жизни, приучаясь к нему с ранних лет. Слово «валеология» происходит от двух латинских слов: «valeo» – быть здоровым и «logos» – изучение. Термин был введён в научный оборот советским учёным, доктором медицинских наук Израилем Брехманом. Антагонисты существования «общей теории здоровья» в качестве весомого аргумента приводят довод о том, что желание валеологов найти отличное от медицины применение теории приводит к уходу валеологии от строго научного подхода к ненаучным, местами религиозным концепциям, а также к нетрадиционной медицине. Тем не менее Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) валеологическое просвещение подрастающего поколения признано одним из приоритетных направлений учебно-воспитательного процесса.

Валеология приобщает детей к активному образу жизни

Цели занятий по валеологии

Назначение валеологии учёными рассматривается как организационный процесс раскрытия потенциала здоровья, заложенного в каждом человеке. В контексте детского сада целями валеологического образования является:

  • знакомство детей с понятиями «здоровый образ жизни», «основы безопасной жизнедеятельности»;
  • воспитание культуры взаимоотношений мальчиков и девочек, эмоционального общения;
  • приобщение к занятиям физической культурой и спортом;
  • формирование навыков личной гигиены;
  • воспитание бережного отношения к здоровью человека.

Задачи валеологического образования, как и цели, для разных возрастных групп едины, отличается лишь степень погружения в тот или иной аспект теории здоровья. Для удобства освоения валеологических знаний, направления учения разделены по структурным блокам.

Таблица: задачи валеологического образования по блокам знаний

  • познакомить малышей со строением человека;
  • объяснить малышам важность посещения врачей.
  • познакомить с названиями внутренних органов;
  • разъяснить роль некоторых медицинских работников (окулист, стоматолог).
  • познакомить с базовыми знаниями о расположении и функциях внутренних органов (например, в рамках темы «Сердце»);
  • дать представление о роли отца и матери в рождении ребёнка;
  • учить элементарным профилактическим мерам в отношении заболеваний органов слуха, зрения.
  • научить малышей выражать свои положительные эмоции;
  • развивать навык определения настроения человека по внешнему виду.
  • показать разнообразие выражений чувств у людей;
  • знакомиться с положительными и отрицательными чертами характера.
  • учить малышей объяснять свои настроения;
  • объяснять способы избавления от негативных эмоций.
  • объяснить необходимость быть осторожным в общении с незнакомыми людьми;
  • осваивать правила поведения на улице.
  • осваивать ПДД (переходить только на зелёный сигнал светофора);
  • познакомить с номерами экстренных служб (скорая помощь, полиция, пожарная служба);
  • дать представление о мерах безопасности в разное время года (возможные риски зимой из-за гололёда, летом из-за палящего солнца).
  • осваивать правила поведения дома, когда рядом нет взрослых (обращать особое внимание на опасные средства бытовой химии, яды, режущие предметы, лекарства);
  • систематизировать правила поведения в лесу, на реке.

На занятиях по валеологии дети учатся заботиться о своём здоровье

Виды образовательной деятельности по валеологии

Исходя из задач валеологического воспитания дошкольников, это направление работы реализуется не только в рамках непосредственной образовательной деятельности (НОД), то есть на занятиях (причём как узкоспециализированных, валеологических, так и других учебно-воспитательных направлений, например, на уроках физической культуры), но и при организации:

  • досуговых мероприятий, развлечений;
  • прогулок;
  • утренников;
  • режимных моментов (утреннего сбора, проведения гигиенических процедур до и после сна и пр.).

Это интересно. Согласно ФГОС валеологическое направление в первой младшей группе включено в курс ознакомления с окружающим миром.

Методы и приёмы на занятиях по валеологии

Вне зависимости от характера образовательной деятельности педагог пользуется комбинацией из приёмов четырёх групп методов.

Словесный метод

В работе с дошкольниками речь важна не только в качестве способа изложения материала, но и как средство обучения: благодаря звучащему слову малыши быстрее осваивают речь (младшие группы) и расширяют свой словарный запас (средняя и старшие группы).

Объяснение

На занятиях по валеологии педагог обращается к объяснению каждый раз, когда дело касается нового материала. К примеру, при рассмотрении темы во второй младшей группе о гигиене предметов личного пользования «Мы моем расчёски» своим воспитанникам я разъясняю важность регулярного ухода за расчёсками так: «Мы живём в окружении микробов. Некоторые из них дружелюбные, а некоторые, наоборот, вредные. И эти плохие очень любят вредить человеку: попадают на тело или внутрь организма и провоцируют всякие болезни. Так вот: очень любят микробы селиться на неухоженных предметах личной гигиены — расчёсках, зубных щётках. Поэтому, если мы не хотим, чтобы эти мелкие вредители заставляли нас болеть, расчёски, щётки нужно регулярно мыть, ведь ничего так не боятся мелкие пакостники, как воды и чистоты».

Объяснение должно дополняться наглядностью

Несмотря на то что приём используется даже в работе с малышами первой и второй групп, для полноценной реализации его возможностей в диалоговой форме предполагается, что дети уже овладели речью. Поэтому на валеологических занятиях этот приём активно вводится начиная со средней группы. С ребятами 4–5 лет, рассматривая тему «Человек», я провожу беседу «Я — человек», в которой мы сравниваем внешний вид людей и животных, образ жизни и тех и других, и в результате определяем основные различия: прямохождение, пальцы на ручках и ножках, а также способность размышлять, говорить. Ознакомиться с базовым списком бесед в детском саду на валеологические темы можно в публикации воспитателя Машневой С.А.

Рифмовки и загадки

Всегда актуальный приём мотивировать ребят на работу действует и на занятиях по валеологии. Особенно в младших группах, когда произвольное внимание малышей, то есть способность включиться в деятельность за счёт сознательно поставленной задачи, развито плохо.

Во второй младшей группе занятие по теме «Колобок, я тебя съем: продукты питания. Овощи» я начинаю с загадок:

  • Знают этот фрукт детишки, Любят есть его мартышки. Родом он из жарких стран В тропиках растёт… (банан);
  • Лоскуток на лоскутке — зелёные заплатки, Целый день на животе нежится на грядке. (Капуста);
  • Над землёй трава, Под землёй бордовая голова. (Свекла).

Стихотворения также относятся к универсальным мотивационным приёмам. Однако их использовать можно и в качестве итога изучения темы. Так, в старшей группе завершить изучение темы «Органы чувств» можно рифмовкой:

  • Есть пять помощников на службе у тебя, Не замечая, их используешь шутя: Глаза тебе даны, чтоб видеть, А уши служат, чтобы слышать. Язык во рту, чтоб вкус понять, А носик — запах различать, Руки — чтобы ласкать, трудиться, Воды из кружечки напиться. И ни к чему твоя тревога — Они всегда тебе помогут.

Сказкотерапия

Приём, пришедший в педагогику из арт-терапии, призван воздействовать на личность малыша через сказки. На занятиях по валеологии применяется для раскрытия значимости того или иного аспекта знаний здоровьесберегающей технологии. К примеру, в подготовительной группе, рассматривая тему ухода за полостью рта (надо сказать, очень актуальной для детей 6–7 лет, у которых начинают выпадать молочные зубы), своим детям я рассказываю сказку «Как Зубастик заболел» о важности чистить зубки дважды в день. «В волшебной стране жили зубки. Xорошо жили: вкусно кушали, чистились, отдыхали. Но как-то раз одному зубу — Зубастику — надоело всё это делать. Перестал он чиститься, а только и знал, что конфеты ел и ситро пил. И вот однажды пригласили его в гости. Только он потянулся за угощением, как заплакал и убежал. Догнали его уже дома. Зубастик объяснил, почему убежал: он разболелся. Ничего не помогает. Тогда отвели Зубастика к доктору, и тот посоветовал дважды в день качественно чистить зубки. Последовал Зубастик его рекомендации и больше не болел». Прослушивание сказки является базой под инициативную самостоятельную деятельность. К примеру, разыграть в песочнице сюжет сказки, пересказать начало или конец, запомнившиеся моменты.

Для достижения необходимого эффекта сказки нужно рассказывать эмоционально, подключая жесты, мимику

Как вид самостоятельной деятельности практикуется в группах, где есть читающие малыши. Материалами для чтения могут быть пословицы, поговорки о ЗОЖ. Например, в подготовительной группе дети читают карточки с афоризмами и комментируют их содержание:

  • «Кто спортом занимается, тот силы набирается»;
  • «Солнце, воздух и вода помогают нам всегда»;
  • «Кто любит спорт, тот здоров и бодр».

Этот приём обладает ещё и терапевтическим действием: сказочные сюжеты доступно объясняют детям те или иные вопросы здоровья (к примеру, почему важно высыпаться, как не простудиться в осенне-весенний период и пр.). Примеры сказок на разные темы для разных возрастных групп можно увидеть здесь.

Наглядный метод

Наглядно-образное мышление детей вплоть до 6,5–7 лет требует обязательного использования наглядности в образовательном процессе. Так как дети до подготовительной группы воспринимают информацию только в сопровождении иллюстраций. И только с переходом на абстрактно-логический тип мышления после 6 лет способны понимать отвлечённые категории. Иными словами, не увидев плаката со скелетом человека, малыши средней и старшей групп не смогут разобраться, что такое кости, не поймут, почему пупок — это середина тела. А вот в подготовительной группе, рассматривая вопросы расположения внутренних органов, даже без картинок дети более или менее правильно сориентируются при определении месторасположения сердца, желудка. И всё же использование наглядности — это обязательное условие успешной реализации задач образовательного процесса.

Самыми продуктивными наглядными приёмами на занятиях по валеологии, кроме картинок и плакатов, являются:

  • демонстрация — педагог показывает тот или иной аспект темы, способ действия личным примером (например, в подготовительной группе, рассматривая тему «Путешествие воздушных человечков» о механизме вдоха-выдоха, воспитатель показывает ход выполнения дыхательных упражнений – «Зима», «Ветер» и др.);
  • показ — презентация информации из видеороликов, мультимедийных презентаций по теме (например, наглядной иллюстрацией соблюдения чувства меры и принципа постепенности в закаливании для детей старшей группы может серия мультсериала о семействе Барбоскиных «Закаляйся», которую малыши смотрят и обсуждают в беседе);
  • наблюдения — планомерное, целенаправленное активное восприятие ребятами объектов и явлений окружающего мира, опирающееся и на опыт детей в том числе (малыши в течение какого-то отрезка времени наблюдают за тем или иным явлением, а затем вместе с педагогом или сами обобщают увиденное).

Материалы для игр и чтения также являются важными элементами наглядности на занятиях по валеологии

Adblock
detector