Игры в период адаптации детей раннего возраста в доу

Игры, используемые в период адаптации детей к условиям ДОУ.

Римма Мишко
Игры, используемые в период адаптации детей к условиям ДОУ

Игры, используемые в период адаптации детей к условиям ДОУ

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптационные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

Игры занимают важное место в жизни ребенка. Они являются естественным состоянием, потребностью детского организма. В процессе игры возникает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. В игре ребенок не только проявляет индивидуальные способности и личностные качества, но также формирует определенные свойства личности.

Игры создают условия, требующие от ребенка определенных волевых усилий, необходимых для достижения успеха, они побуждают малыша к доброжелательным отношениям со сверстниками и взрослыми.

Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре.

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения. Следует помнить, что во время игры нельзя ребенка ругать и критиковать за ошибки, надо лишь корректно указывать на них и не жалеть похвалы за каждое правильное действие.

«Давайте познакомимся!

Ход игры: Дети становятся в круг. Ведущий держит в руках мяч. Ребенок ловит мяч, называет свое имя и бросает мяч следующему участнику и т. д.

Ход игры: Дети образуют круг. «Посмотрите как нас много! Какой большой круг получился, как пузырь! – говорит взрослый. – А теперь давайте сделаем маленький кружок».

Вместе с воспитателем дети становятся тесным кружком и начинают «раздувать пузырь»: наклонив головы вниз, дуют в кулачки, как в дудочку. При этом выпрямляются и набирают воздух, а затем снова наклоняются, выдувают воздух и произносят звук «ф-ф-ф-ф-ф». Эти действия повторяются два-три раза. Затем все берутся за руки и постепенно расширяют круг, двигаясь и произнося слова:

А пузырь летел, летел,

И на веточку присел.

Все хлопают в ладоши, произнося слово «Хлоп» и сбегаются к центру. После этого игра повторяется.

«Солнышко и дождик»

Ход игры. Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты, и смотрят в «окошко» (в отверстие спинки стула). Воспитатель говорит: «на небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по всей площадке. По сигналу: «Дождик! Скорей домой!» — бегут на свои места и присаживаются за стульями. Игра повторяется.

Ход игры. Дети вместе со взрослым бегут по кругу, держась за руки. Воспитатель говорит или поет:

А потом, а потом

Все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите,

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра!

В соответствии со словами песенки дети бегут по кругу сначала все быстрее и быстрее, затем медленнее и останавливаются.

«Мы топаем ногами…»

Ход игры. Играющие становятся в круг на таком расстоянии друг от друга, чтобы при движении не задевать соседей. Воспитатель вместе с детьми произносит текст медленно, с расстановкой, давая им возможность сделать то, о чем говорится в стихотворении:

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

(Дети берутся за руки, образуя круг.)

Мы бегаем кругом.

Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой!» Все останавливаются. Игра повторяется.

Ход игры. Дети, взявшись за руки, вместе с воспитателем ходят по кругу. Один ребенок (зайка) сидит в кругу на стуле (спит). Педагог поет песенку:

Зайка, зайка, что с тобой?

Ты сидишь совсем больной. 31

Ты не хочешь поиграть,

С нами вместе поплясать.

Зайка, зайка, попляши

И другого отыщи.

После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. Зайка встает и выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг. Игра повторяется.

«Бегом к дереву»

Ход игры. В двух-трех местах участка – к дереву, к двери, к скамейке – привязаны цветные ленты. Воспитатель говорит ребенку: «Я хочу побежать к дереву». Берет его за руку и бежит вместе с ним. Затем бежит с ребенком в другое, отмеченное лентой место, всякий раз объясняя, что собирается делать. После этого взрослый предлагает малышу самостоятельно побежать к дереву, к двери и т. д. Хвалит ребенка, когда он достиг


Фотоотчет. Игры детей в период адаптации Ни для кого не секрет, что период адаптации- это самый тяжёлый период в детском саду для всех; дети чувствуют себя покинутыми родителями,.


Игры с водой в период адаптации Лето, лето к нам пришло! Стало сухо и тепло. По дорожке прямиком Ходят ножки босиком Кружат пчелы, вьются птицы, Детвора вся веселится.

Игры в период адаптации детей в первой младшей группе Игры в период адаптации в первой младшей группе В возрасте 2 -3 лет многих детей родители ведут в детский сад. Первые дни нахождения малыша.

Игры в период адаптации (младшая группа) В возрасте 2 -3 лет многие дети начинают посещать детский сад. Первые дни – одни из самых волнующих в жизни каждой семьи. Уютная группа.

Конспект занятия для детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада Конспект занятия для детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада. Организационный момент (Создание положительного.

Организация игровой деятельности детей раннего возраста успешной адаптации к условиям ДОО Введение Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Из детства.

Особенности адаптации детей к условиям ДОО (из опыта работы) (Слайд 1) Детский сад – новый, важный период в жизни каждого ребенка. К сожалению, для любого ребенка начало посещения.

Консультация для родителей «Особенности адаптации детей раннего возраста. Организация жизни детей в период адаптации» Особенности адаптации детей раннего возраста. Организация жизни детей в период адаптации. Адаптация означает «приспособление». Это универсальное.

Программа по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ Программа по адаптации. Пояснительная записка. В настоящее время признан приоритет семейного воспитания детей раннего возраста, однако социальные.

Самообразование «Использование игры как средство адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ» Адаптационный период – серьезное испытание для малышей раннего возраста. Процесс привыкания к дошкольному учреждению проходит не всегда.

Педразвитие, создание сайта для педагога, публикация работ педагогов.

«Роль игры в адаптационный период с детьми раннего возраста»

Автор: Юсуфова Саибат Курбанмагамедовна, воспитатель, МБОУ НШ №42, город Сургут, Тюменская область

«Роль игры в адаптационный период

с детьми раннего возраста».
«Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А.Сухомлинский Наверно, каждый педагог, работая на адаптационной группе ищет свой индивидуальный подход к каждому ребенку. И я не исключение в этом вопросе. Когда приходит новый ребенок в группу, никогда не знаешь как воспримет маленький человечек тебя, окружение ,коллектив. Педагог старается делать все чтобы помочь ребенку безболезненно адаптироваться. Адаптация ребенка к детскому саду – это сложный для него процесс. И чтобы детям было легче войти в жизнь группы, мы много играем, так, как игра является ведущим видом деятельности в этом возрасте.
Основная задача игр
в период адаптации ребенка в детском саду – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (такого, как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения. -Все виды театра — настольные стендовые, кукольные. Встреча с театральными персонажами помогает детям расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу. -Игры с песком, которые стабилизируют эмоциональное состояние детей, дают простор для экспериментирования, предполагают возможность успешно играть одному, находясь в составе группы (в
адаптационный период можно играть и на улице, и в группе — в уголке для игр с песком). -Подвижные игры-забавы, основная цель которых — доставить детям радость и удовлетворение от совместного со сверстниками активного и одновременно увлекательного времяпрепровождения. В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети. Поднять настроение можно «пальчиковыми» играми. Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений: «Сорока-белобока», «Апельсин», «Этот пальчик дедушка», «Котик» и т.д. Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи. Если дети не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры. В значительной мере помогут адаптироваться игры, развивающие навыки выполнения повседневных обязанностей, вырабатывающие ответственность. Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям, тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса .

Автор: Фоменко Людмила Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад комбинированного вида №100
Населённый пункт: Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края
Наименование материала: статья
Тема: «Игры в период адаптации с детьми раннего возраста»
Дата публикации: 11.06.2016
Раздел: дошкольное образование

Приложение № МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКОГО САДА КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 100 Консультация для воспитателей «Игры с детьми раннего возраста в период адаптации» подготовила Масленникова Светлана Владимировна Воспитатель МДОУ № 100 г.Комсомольск-на –Амуре 2013год.
Поступление ребенка в дошкольное учреждение — это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Сгладить адаптационный период помогут игры, направленные на эмоциональное взаимодействие ребенка со взрослым. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Основная
задача
игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду. Также можно выделить следующие задачи: • способствовать стабилизации психоэмоционального состояния; • способствовать снижению тревожности, регуляции процессов возбуждения и торможения нервной системы; • стимулировать ощущения ребёнка: зрительные слуховые тактильные; • формировать самосознание, развитие Я — концепции; • способствовать созданию положительного эмоционального фона и помогать преодолевать нарушения в эмоционально-волевой сферы; • способствовать стимуляции познавательной активности, возбуждению интереса к исследовательской деятельности • корректировать повышенную эмоциональную напряженность; • обучать приемам релаксации; • развивать общую и мелкую моторику, координацию движений; • побуждать к рефлексии позитивных родительских чувств; • способствовать повышению работоспособности, способности к деятельности.В данный период нужны и индивидуальные, и фронтальные игры, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.
Цель игр
— это не развитие и обучение ребенка, а эмоциональное общение, налаживание контакта между ребенком и взрослым. При проведении эмоциональных игр следует соблюдать постепенность: не следует уже при первом знакомстве с ребенком использовать в играх телесный контакт («Качели», «По ровненькой дорожке»). Описанные ниже варианты игр приводятся в такой последовательности: -знакомство; -игры с использованием игрушек и предметов; -контакт руками; -телесный контакт. Кроме этого, игры, направленные на формирование общения, требуют соблюдения нескольких условий:  Во-первых, взрослый проявляет большую заинтересованность в игре, активно организует взаимодействие с ребенком, прилагает усилия, чтобы увлечь ребенка игрой;  Во-вторых, взрослый сопровождает игровые действия комментариями, описывая словами все этапы игры. Во многих играх используются стихотворения и потешки.  В-третьих, взрослый делает всё, чтобы создать во время игры комфортную, теплую атмосферу.  В-четвертых, взрослый внимательно следит за ходом игры, контролируя ее начало, продолжение и конец.
 В-пятых, эмоциональные игры, направленные на развитие общения со взрослым и установления с ним контакта, проводятся индивидуально (один взрослый — один ребенок). Примеры игр для налаживания контакта с ребенком
Дай ручку!

Ход игры:
Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку. —Давай здороваться. Дай ручку! Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик — лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу.
Хлопаем в ладоши!

Ход игры:
Педагог хлопает в ладоши со словами: —Хлопну я в ладоши, буду я хороший, Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие! Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним: —Давай похлопаем в ладоши вместе. Если малыш не повторяет действия педагога, а только смотрит, можно попробовать взять его ладони в свои
и
совершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, не следует настаивать, возможно, в следующий раз он проявит больше инициативы.
Петрушка

Оборудование:
кукла Петрушка.
Ход

игры:
Незаметно для ребенка педагог надевает на руку игрушку, затем начинает игру. Петрушка подходит к малышу, кланяется. — Я Петрушка— веселая игрушка! Привет-привет! Затем Петрушка предлагает малышу поздороваться, берет его руку в свои. —Давай здороваться! Дай ручку! После этого Петрушка выполняет различные действия: хлопает в ладоши, танцует и поет, предлагая ребенку повторить эти действия. -Давай хлопать в ладошки — хлоп-хлоп-хлоп! А сейчас я песенку спою: ля-ля-ля! Ля-ля-ля! Затем Петрушка прячется и появляется вновь. Игра заканчивается тем, что игрушка прощается и уходит.
Солнечный зайчик

Оборудование:
маленькое зеркальце в оправе (без острых краев).
Ход игры:
Зеркало следует подготовить заранее. Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, педагог берет зеркало и ловит солнечный луч. При этом посредством комментария обращает внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. —Посмотри, на стене солнечный зайчик! Как он прыгает— прыг- скок!
Можно предложить ребенку дотронуться до светового пятна. Затем медленно отодвигать луч, предлагая ребенку поймать солнечного зайчика. —Потрогай зайчика—вот так. Ой! Смотри: солнечный зайчик убегает — поймай зайчика! Какой шустрый зайчик, как далеко прыгает. А теперь он на потолке— не достать! ЕСЛИ ребенку понравилась игра, можно предложить ему поменяться ролями — дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, как управлять движениями «зайчика». Во время игры не забывайте комментировать все действия.
Киса, Киса! Брысь!

Цель:
развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; обучение умению переключаться с одно! игрового действия на другое.
Ход

игры:
Педагог предлагает ребенку поиграть в кошечку. Для этого взрослый объясняет и показывает, как гладят кошечку, со словами «Киса, киса!», как прогоняют кошку, со словом «Брысь!». При этом сначала взрослый ласково поглаживает вытянутые вперед ладошки ребенка, а затем пытается их легонько ударить — при этом малыш должен быстро спрятать руки за спину. —Давай поиграем в кошечку! Когда кошечку гладят— «Киса! Киса!» — держи ладошки. А когда говорят «Брысь!» — быстро спрячь ладошки за спину. Вот так. Киса, киса! Брысь! Когда ребенок научится играть в эту игру, можно предложить поменяться ролями Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи: «мяч», «мы топаем ногами», «все выше и дальше» и т.д. В своей работе я также использую игры с песком. Такие игры способствуют:  Быстрому установлению доверительных отношений между воспитателем и ребенком;  Происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения, как ребенка, так и воспитателя;  Ребенок быстро и осмысленно осваивает нормы, правила поведения и общения в группе;  Ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующие ситуации «Расставание с родителями, встреча с неизвестным», осваивая позитивные способы поведения. Цель: таких занятий — снять эмоциональное напряжение у детей раннего возраста в период адаптации. Задачи:  снизить у детей тревожность, перепады настроения  создать положительно эмоциональный микроклимат  развивать у детей тактильные ощущения Структура:
 Тактильная разминка  Создание сказочной ситуации  Практическое задание по сюжету Главной фигурой и центром внимания для детей раннего возраста всегда остается взрослый, поэтому они с большим интересом наблюдают за его деятельностью. Если малыши не расположены в данный момент ни к подвижным играм, ни к играм с песком, можно просто почитать им сказку или поиграть в спокойные игры.
Литература:
1. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. А.С.Рожкина., Книголюб, 2003г. 2.Азбука для родителей. Алан Фромм., Лениздат,1991г.

Всероссийский педагогический журнал «ПОЗНАНИЕ». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 65177.
ВЫДАНО ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ.

Игры в период адаптации детей раннего возраста в доу.

Тодуа Марина Бориевна, студент 5 курса МПГУ, факультет дошкольной педагогики и психологии, Москва, marina-todua@yandex

Аннотация: в статье описаны способы использования игровой терапии в аптационный период детей раннего возраста. Приводятся конкретные игры.

Ключевые слова: игровые технологии, дошкольное воспитание, развитие ребёнка, в адаптационный период детей раннего возраста.

Приходя в детский сад, в условия, которые значительно отличаются от условий семьи, у малышей раннего дошкольного возраста наблюдаются различные негативные проявления, объясняемые понятием адаптационный синдром. Дети испытывают негативные эмоции, страх, теряют аппетит, сон, утрачивают освоенные ранее умения, социальные навыки, угасает их познавательная активность, речевая активность, трансформируются двигательные реакции. Наслаиваясь друг на друга, все эти явления приводят к снижению иммунитета, общему ослаблению организма, остановке процессов развития и даже к некоторой заторможенности в развитии ребенка, что проявляется в его речи, навыках, умениях, игровой деятельности.

Неблагоприятное протекание адаптационного периода, длительное пребывание в состоянии психического стресса могут привести к задержке психического развития ребенка, нанести невосполнимый ущерб процессу формирования навыков и личностных качеств, к нарушению хода образования социальных потребностей, соответствующих возрастным нормам развития.

Процесс адаптации – это реакция организма или ответ на новое для него условия и способ приспособиться к сложившимся условиям. Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебание разных факторов внешней среды. Чтобы все процессы проходили нормально и менее болезненно для здоровья ребенка в адаптационный период используют различные игры. Одна из задач адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо:

• знакомство, сближение детей между собой;

• знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми;

• знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты);

• знакомство с детским садом (музыкальный зал, медкабинет и др.);

• знакомство с педагогами и персоналом детского сада.

Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться.

Игра в жизни ребёнка – занимает важное место. Она участвует в формировании психики ребенка, развивает его, воздействует на эмоции и чувства. В раннем возрасте ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Цель игровой терапии — не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Используя игровую терапию в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

Сначала они используются как отдельные игровые моменты. Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Начиная с двух — трех лет их основная задача — это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама, интересного партнера в игре.

Детские игры очень разнообразны и могут иметь несколько классификаций. Игры в адаптационный период детей успешно справляются с

— преодолением стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду.

— формированием активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей;

— снижением импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

— развитием навыков взаимодействия детей друг с другом;

— развитием внимания, восприятия, речи, воображения;

— развитием чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;

— развитием игровых навыков, произвольного поведения.

1. Сюжетно-ролевая игра. В процессе игры ребенок примеряет на себя различные социальные роли, которые он мог видеть в реальной жизни взрослых. К самым распространенным сюжетно-ролевым играм в раннем возрасте можно отнести «Дочки – матери», «Магазин».

2. Дидактические игры. Очень важные игры для начинающих познавать мир малышей. Эти игры дают представления об окружающих играх, о таких важных понятиях как цвет, величина, форма. Такие игры развивают мышление, память. Это игры типа «Чей это домик», «Найди одного цвета», «Найди пару», «Из чего сделано».

3. Настольно-печатные игры направлены на развитие процессов мышления, памяти, воображения. Настольно-печатных игр сейчас великое множество. Все они красочные и привлекательные для малышей. Это такие игры как «Лото», «Мозаика», «Игры для закрепления цвета», «Игры сенсорного развития».

4. Подвижные игры. Дети очень активны и непоседливы, поэтому подвижные игры так важны для них. В них они могут реализовать свою потребность в движении, усовершенствовать свои двигательные умения и навыки, развить такие физические качества как быстрота, ловкость, сила.

5. Театрализованные игры, помогающие ребенку больше понять и прочувствовать литературное произведение, развивающие речь и творческие способности ребенка.

6. Пальчиковые игры, предоставляющие возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику, ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

7. Игры с водой и песком, в задачу которых входит обеспечение эмоциональной релаксации, снятие эмоционального напряжения, развитие положительных эмоций удетей.

8. Игры с водой (водные игры) стимулируют работу мозга детей и вызывают ощущения счастья и радости, т. е. такие чувства, которые невозможно вызвать волевыми усилиями взрослых. Совершенствуется зрительно — пространственная ориентация. Игра «Рыбаки и рыбки». Мыльные пузыри. Дети с удовольствием пускают пузыри, пытаются дотронуться до них, чтобы лопнуть и испытывают только положительные эмоции. Эти игры обязательно заинтересуют и отвлекут его.

Все эти игры применяются для адаптации детей к детскому саду. Они помогают детям безболезненно адаптироваться к условиям ДОУ.

Из всего этого можно сделать вывод, что все эти игры несут в себе большую познавательную, развивающую и эмоциональную ценность для детей, а значит и их родителей.

Список литературы:

  1. Адаптация ребенка к дошкольному учреждению. – Ребенок в детском саду, 2000/4
  2. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: «Академия развития», 1997.
  3. Программа и руководство для воспитателей первой младшей группы детского сада «Радуга» / под ред. Дороновой Т.Н. и др. – М., «Просвещение», 1993.
  4. Рекомендации для родителей ясельных групп //Дошкольное воспитание 2000, № 11.

Развитие творческих способностей детей с использованием техники батик.

«Живинкой в деле»
Мастерство
Преображается в искусство,
И нет тогда ему границ.
И совершенству нет предела
Не оторвать тогда от дела ни мастеров, ни мастериц.

Изобразительное творчество занимает особое место в развитии творческих способностей личности дошкольника, так как лежащая в ее основе деятельность обладает значительным развивающим потенциалом. Творчество дает человеку переживание своей целостности. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя как личность, осознает свою индивидуальность.

Общеизвестно, что рисование для детей один из самых любимых видов деятельности. Однако в старшем дошкольном возрасте существует опасность потери у детей интереса к рисованию. Причинами этого может стать стереотипность образов, понимание разницы между воспринимаемым миром и миром рисунка и как следствие страх, что получится некрасиво, а затем и нежелание что-либо рисовать. Поэтому необходимо вводить новые техники, обучать новым приемам или усложнять способы выполнения уже знакомых, чтобы дети обладали большей изобразительной свободой, могли экспериментировать, выбирать.
В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях широко распространено использование таких классических техник, как гуашь, акварель, пастель, уголь, карандаш, фломастер. Перечисленные классические техники могут использоваться в любой возрастной группе.

Одним из доступных средств развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста может являться техника батик.

Последние годы характеризуются повышением интереса к использованию техники батик в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Так, возможности использования техники батик находят отражение в исследованиях Л. Ковалицкой, Абрамовой О.А., Кожохиной С.К.. Достоинством данных работ являются методические рекомендации по организации занятий с детьми старшего дошкольного возраста на основе использования техники батик. Батик — трудоемкая роспись ткани, в результате которой появляются уникальные изделия необычайной красоты.

Сейчас этот вид искусства стремительно развивается во всем мире мира и часто используется многими женщинами, как хобби. А ведь это неспроста. Батик хорошо развивает творческие способности и навыки детей, а также людей с ограниченными возможностями.
Искусство украшать ткани пришло к нам из глубины веков, а крашение и набойка тканей являются одним из самых давних ремесел. Родиной их считают Китай и Индию, где еще примерно за 4 тыс. лет до нашей эры применяли для этого природные красители растительного и животного происхождения.

Слово «батик» — индийского происхождения и в переводе обозначает «рисование горячим воском». Это искусство развивали с глубокой древности много народов мира — индейцы, китайцы, египтяне, но наивысшего развития и художественного совершенства оно достигло в Индонезии на острове Ява, который считается древнейшим центром батика.
Самая древняя техника батика – это узелковый батик , его родиной является Индокитай, а появилась она еще до VII века.

Сама по себе технология узелкового батика достаточно проста. Эта технология, также как и иные методики батика, предполагает зарезервирование ткани от попадания на нее краски, но в данном случае применяется не резервирующий состав, а разнообразные веревки, жгуты и нитки.
Сначала ткань тщательно обматывается в виде различных узелков, после этого — отпускается в краску, или краска наносится на ткань кистью. Таким образом, после окончания процесса покраски, те места ткани, которые были обмотаны нитками, остаются неокрашенными. В результате такого способа на ткани будет получаться изображение, зависящее от способов завязки, обмотки, складывания и прошивки отдельных ее фрагментов.

Узелки можно вязать как вручную, так и посредством специальных крючков и иголок. Для получения какого-то рисунка используются камешки, завязанные в ткани таким образом, чтобы получились узелки. Использование различных камешков по размерам и формам, позволяет создать хаотичность эффектов и красок.

Батик – техника ручной росписи по ткани.

На сегодняшний день существует несколько техник в этом направлении: горячий батик, узелковый, холодный, свободная роспись, штамповка, техника «шибори» и другие.

Узелковая техника является достаточно доступной и легкой в исполнении. Этой техникой может овладеть каждый желающий, не обязательно наличие художественных навыков для создания интересных рисунков с помощью узелковой техники батика.

Узелковый батик — это не роспись ткани, а ее крашение. Различные цветовые эффекты на ткани можно получить за счет перевязывания отдельных участков ткани узелками. Узелковое крашение применяют для получения одно- или многоцветных эффектов на материалах, предназначенных для одежды, для декоративных изделий.

Занимаясь с детьми техникой батик, мы решаем следующие задачи.

  1. Развитие воображения
  2. Совершенствование умения работать с различными изобразительными материалами, инструментами
  3. Обучение росписи ткани разными способами
  4. Формирование практических умений (развитие глазомера, мелкой моторики, совершенствование точности движений)
  5. Формирование представлений о направлениях использования техники батик в быту
  6. Воспитание чувство цвета, композиции в художественной росписи по ткани
  7. Стимулирование интереса к процессу и результату творчества в рисовании

Материалы и инструменты

У мастеров батика достаточно обширный инструментарий. Не обязательно покупать все сразу.

Ткани используются самые разные, но предпочтительнее будут натуральные. Рекомендуется использование хлопчатобумажных тканей, а именно, бязи, ситца, сатина, или тонкого простынного полотна. Оттенки тканей лучше выбирать в белых или светлых тонах, желательно, чтобы материал был однотонным или с редким набивным рисунком, таким, как, например, горошек или полоска.

Можно также использовать ткани, которые уже были в употреблении, особенно интересно будут смотреться те, которые потеряли свою яркость или выгорели на солнце.
С увеличением опыта в деле сложной узелковой техники и усвоения ее можно приступить к окраске натурального шелка, чистой шерсти или вискозной ткани.

Для батика нельзя использовать синтетические ткани или ткани с синтетическими волокнами, так как такие материалы требуют более сложной техники окраски и более сильных красителей. В случае, когда ткань представляет собой смешенные волокна, можно добиться красивого нечеткого и размытого рисунка.

Пожалуй, самый основной рабочий инструмент. Кисти различаются между собой по размеру, форме, качеству и «производному» от разных животных. Форма у кисточек бывает разная: круглая, плоская, веером, овальная и другие. Универсальные кисти — круглые.

Для батика лучше всего взять круглые акварельные кисти с мягким кончиком. Для начинающих нужен размер от 2-го по 12-й. Большие участки ткани или фон расписывают поролоновой кистью для батика или китайской.

На самом деле выбор красок для батика очень широк. Все краски можно приобрести в художественном магазине или заказать через интернет-магазины. Если есть желание, то Вы можете приготовить такие красители самостоятельно из природных, натуральных материалов. Например, луковая шелуха производит красивый желтый или коричневый цвет, а листья крапивы — насыщенный темно-зеленый.

Нити, веревка

Тоненький шнур или надежная нить. Их предназначение заключается в подготовке ткани к покраске.

Различные вспомогательные предметы

Это могут быть мелкие камушки, пуговицы, бусины, яичная скорлупа, кусочки дерева, формовые плоские ровные дощечки, бельевые и другие прищепки, пробки, необходимые для создания для штампов, пластмассовые коробочки, крышки и так далее.

Клеенка
Резиновые перчатки
Фартук

Организуйте свое рабочее место так, чтобы вам ничего не мешало.
Кисть, салфетки для просушивания кистей, перед вами ванночка, за ней краски, емкости с водой.

ВАЖНО! Окрашивание ведется от более светлых тонов к более темным. Не следует делать более трех цветовых перекрытий. Вы рискуете вместо оригинального изделия получить «нечто» неопределенно-грязного цвета.

Практическое выполнение работы.
Пример: Узор «спираль»

Сегодня мы сделаем с вами в технике узелковый батик — узор «спираль».
Для начала нам с вами нужно намочить ткань, отжать. Положить на стол. В центр нашей салфетки ставим карандаш или кисть и начинаем его плавно крутить, надавливая. По кругу образуются складки. Когда вся ткань собралась вокруг центра, мы вытаскиваем карандаш.
Берем нашу заготовку, начинаем обматывать нитью. Для этого нам надо оставить кончик 5 -7 см, чтобы, впоследствии его завязать. Наматывать начинаем сверху, постепенно передвигая по кругу собирая все кончики. Потом прокручиваем по кругу стараясь стянуть и сохранить форму. Теперь мы завязываем концы нитки.

Чтобы получился рисунок «спираль» полученный комочек надо раскрашивать по секторам. Начнем с желтого, а затем постепенно будем добавлять все цвета радуги. Сначала красим желтый сектор, затем оранжевый, красный, фиолетовый, синий, зеленый. Также необходимо прокрашивать с боков, пропитывая ткань краской. После этого переворачиваем и раскрашиваем обратную сторону на — те же места такими же цветами. Наш цветной комочек завернем в газету, положим, сушиться, чтобы он хорошо просох. Затем аккуратно ножницами срежем нитки, стараясь не повредить ткань. Отрезанные нитки убираем, разворачиваем. Любуемся!

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творчества. В этом возрасте дети любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Большое значение имеет развитие творческих способностей, самоценности, детской активности и самостоятельности.

Включение техники батик в творческую деятельность в силу новизны, повышает интерес дошкольников к изобразительному творчеству. Посредством узелкового батика получаются красивые, оригинальные и интересные вещи, кроме того, ее легко освоить и воплощать свои фантазии в жизнь с помощью данного творческого процесса. Техника батик является эффективным средством развития детского изобразительного творчества.

Adblock
detector