Картотека экологические игры в доу

Картотека экологических игр в ДОУ.

Елена Ситникова
Картотека экологических игр в ДОУ

Картотека экологических игр для дошкольников

4. Разноцветные плоды

5. Овощи-худышки и овощи-толстячки

6. Перемешай и соотнеси

7. Совы и вороны

8. Какие все мы разные

11. Слепая курица

12. Найди свое дерево

14. Не природная тропа

15. Угадай, кто я

16. Чудесный мешочек

17. На что это похоже

21. 4 времени года

22. Мальчик наоборот

24. Что возьмем с собой

25. Найди нужное слово

26. Природа-не природа

29. Посылка из деревни

30. Подвижная игра «Коты-рыболовы»

31. Найди листок, какой покажу

32. Какое время года

33. Соберём букет

34. Детское лото «Соседи по планете»

Цель: обеспечить ребёнку возможность получения опыта прямого общения с природой.

Первый вариант: «Хорошо ли я фотографирую».

Дети разбиваются парами. Один ребёнок – «фотограф», другой –«фотоаппарат». «Фотограф» наводит «камеру» на какой-либо объект природы, «фотографирует» (слегка дергает за уши, предварительно задумав, что он хочет «сфотографировать». Воспитатель задаёт детям вопросы:

Что «сфотографировала» «камера»?

Что хотел «сфотографировать» «фотограф»?

Природный это объект или нет?

Почему именно это хотел «сфотографировать» «фотограф»7

Чем этот природный объект ему понравился?

Почему «камера» «сфотографировала» этот же объект природы?

Когда дети научаться замечать что-то особенное, неповторимое, очень красивое в природе, тогда «камера» и «фотограф» будут «фотографировать» одно о то же.

Второй вариант: «Мгновенная фотография».

Принцип игры тот же, но «фотограф» наводит «камеру», у которой закрыты глаза, потом «фотографирует» (ребёнок – «камера» мгновенно открывает и закрывает глаза). Этот мгновенный снимок надолго остаётся в памяти ребёнка. Лучше фотографировать что-то особенное в природе: яркую букашку или необычный цветок (много снимков в один день делать не стоит).

Цель: учить детей «видеть» природу (замечать её мельчайшие детали и чувствовать её). Игра проводится в природе.

Воспитатель выкладывает на земле «тропу» (используется обычная верёвка). Дети отправляются в поход по этой тропе (ползут рядом с верёвкой, повторяя её изгибы) и одновременно выполняют задания типа:

Посчитай, сколько жёлтых травинок ты встретил на своём пути.

Найди и убери (если попадутся тебе по дороге) не природные объекты и т. д.

Целесообразно, если дети представили себя каким-либо маленьким животным и не поднимали голову высоко от земли (травы). Если по пути встретится какое-либо настоящее маленькое насекомое, то воспитатель даёт задания типа:

Представь себя на месте этого насекомого, как ты думаешь, что оно сейчас сказало, о чём бы оно подумало?

Куда оно сейчас ползёт?

Эта игра хороший случай использовать такие приёмы триза, как эмпатия и фантазирование.

Цель: учить детей «слышать» природу, (проводится в природе) .

Воспитатель даёт задание:

«Когда слышите какой-либо звук – загните палец и т. д. Когда все пять пальцев будут загнуты – откройте глаза и помолчите, чтобы другим детям дать возможность «посчитать звуки».

Воспитатель задаёт детям вопросы типа:

Какой звук больше всего понравился?

Какой звук издала природа, а какой –человек, какой звук был самый громкий (тихий?

Издавал ли ветер какой-либо звук?

В дальнейшем можно «слушать» природу двумя руками (использовать 10 пальцев).

4. «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПЛОДЫ»

Цель: показать детям разнообразность и разноцветность всего живого.

Воспитатель выкладывает на фланелеграфе изображение разнообразных плодов и задаёт детям вопросы типа:

Какой плод лучше (хуже) и почему, какой тоньше (толще?

Какой самый красивый (некрасивый, какой самый тёмный (светлый?

Почему этот плод полезен (вреден?

Что случилось бы, если бы все плоды исчезли?

В конце беседы воспитатель делает вывод, что плоды у растений разнообразные и разноцветные и все они, даже самые невзрачные на вид, очень нужны человеку.

5. «ОВОЩИ – «ХУДЫШКИ» И ОВОЩИ – «ТОЛСТЯЧКИ»

Цель: развивать творческие способности детей и умение объяснять и отстоять свою точку зрения.

Воспитатель дает детям задание вспомнить, какие овощи они знают, и разделиться по желанию на овощи – «худышки» и овощи – «толстячки». Затем изобразить эти овощи так, чтобы всем стало понятно, что этот плод тоненький, а тот – толстенький (можно втянуть или надуть щёки, прижать руки к туловищу или округлить их). Ребенок должен сам выбрать способ изображения. Воспитатель задает детям вопросы типа:

Какой овощ ты изображаешь?

Почему ты выбрал именно этот овощ?

Почему ты считаешь этот овощ «худышкой» («толстячком»?

6. «ПЕРЕМЕШАЙ И СООТНЕСИ»

Цель: учить детей замечать мельчайшие детали природных объектов, развивать наблюдательность.

Воспитатель раздает всем детям одноименные природные объекты (например, листья клёна). Дети должны хорошо рассмотреть их, а затем сложить в одно место, например, на стол. Воспитатель мешает листья, раскладывает по одному на столе и дает задание: найдите каждый свой листок.

Если с первого раза дети не смогут выполнить задание, начнут путаться, то необходимо раздать им листья еще раз, повторить задание. Когда дети выполнят задание, воспитатель задает вопросы детям типа:

Почему ты считаешь, что это твой лист?

Чем твой лист отличается от листа твоего товарища?

В этой игре можно использовать природный материал (сухие веточки, косточки плодов и т. д.)

7. «СОВЫ И ВОРОНЫ»

Цель: проверить и закрепить представления детей об окружающем мире.

Дети должны разделиться на две команды: «Совы» и «Вороны». Те и другие становятся в шеренгу друг напротив друга на расстоянии 3 метра, за их спинами их дома, также на расстоянии 3 метра. Воспитатель дает задание:

«Совы» любят правду, «Вороны» — ложь, поэтому, если я говорю правду, «Совы» должны ловить «Ворон». «Вороны» убегают в свои дома и наоборот.

Затем воспитатель произносит фразы природоведческого содержания:

медведи любят есть тигров

у березы весной бывают сережки

слоны не умеют плавать

дельфин – это животное, а не рыба

дети должны осознать правильность или неправильность фразы, основываясь на своих знаниях по этой теме и сами отреагировать своим поведением (убегать или догонять) на эту фразу. Целесообразно после каждого раза спрашивать детей о том, почему они так или иначе поступили, а после 2-3 фраз поменять игроков местами.

8. «КАКИЕ ВСЕ МЫ РАЗНЫЕ»

Цель: показать многообразие природного мира, его неповторимость, выделить хорошие качества любого природного объекта.

Воспитатель дает задание:

Встаньте налево те, кто больше любит море, направо – те, кто больше любит речку, а посередине пусть останутся те, кому нравится и то, и другое.

Затем детям дают вопросы:

Почему тебе нравится море?

Почему ты любишь речку?

Почему ты остался посредине?

Варианты заданий: зима – лето,

ромашка – колокольчик, дождь – снег.

В конце игры воспитатель должен сделать вывод, что и то и другое хорошо, надо лишь замечать это хорошее в природе. в результате проведения таких игр детям становится трудно выбирать то, что лучше и они остаются посередине. Однако, это не является целью игры.

Выигрывает тот, кто первым закроет все клеточки своей карты.

Картотека дидактических игр для развития экологических представлений дошкольников ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Как вести себя в природе» Старший дошкольный возраст. Цель: Закрепить представления детей о том, как вести себя в природе:.

Картотека дидактических игр по развитию словаря «5 игр для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста» Картотека дидактических игр по развитию словаря (по 5 игр для младшего, среднего и ста Дидактические игры для детей среднего возраста: 1.

Картотека экологических игр Дети встают в круг, изображая бурное волнение моря; часть детей изображает рыбок, которые прячутся на дно морское, чаек, которые быстро.


Картотека экологических игр Экологические игры в детском саду очень важны для формирования у маленьких детей представления об окружающем мире, живой и неживой природе.

Картотека экологических игр для получения опыта общения с природой Карточка №1.«ФОТОГРАФ» Цель: обеспечить ребёнку возможность получения опыта прямого общения с природой. «Хорошо ли я фотографирую». Дети.

Картотека экологических игр для детей дошкольного возраста Карточка №1 Фрукты Найди, что покажу. Дидактическая задача. Найти предмет по сходству. Игровое действие. Поиск предмета показанного и спрятанного.

Картотека экологических игр с детьми средней группы «Воробьи зимой». Прыг да скок, ну что за птица, Все на месте не сидится. С виду нет его храбрей, Шустро скачет воробей. 1. Все игроки «воробьи».

Картотека экологических игр для дошкольников Игры по экологии для дошкольников Экологическая игра «ЗЕЛЕНЫЕ КАРТЫ» Цель: упражнять детей в соответствии простейших цепей питания животных.

Презентация «Картотека дидактических игр для развития экологических представлений детей дошкольного возраста» Подборка дидактических игр по экологии. Игры доставляют детям много радости. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитывается.

Значение экологических игр для развития ребенка Мир, окружающий ребенка – это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный.

МБДОУ д/с о/в №19.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 19

Главное меню

Навигация по статьям

Дидактические игры по экологии (картотека).

Подготовила воспитатель Плешакова Марина Алексеевна

Съедобное – несъедобное.(к-1)

Дид. задача: закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.

Материалы: корзинка, предметные картинки с изображение съедобных и несъедобных грибов.

Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку-отгадку съедобного гриба в корзинку

Назови три предмета. (к-2)

Дид. задача: упражнять детей в классификации предметов.

Материалы: мяч.

Ход игры: воспитатель называет одно слово, например цветы, а тот, кому воспитатель бросит мяч, должен назвать три слова, которые можно назвать одним словом. Например: цветы

— Ромашка, роза, василек.

Цветочный магазин. (к-3)

Дид. задача: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

Материалы: лепестки, цветные картинки.

Ходи игры: Вариант 1. На столе поднос с разноцветными лепестками разной формы. Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находят цветок, соответствующий выбранным лепесткам и по цвету и по форме.

Вариант 2. Дети делятся на продавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок, чтобы продавец, сразу догадался о каком цветке идет речь.

Вариант 3. Из цветов дети самостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать стихи о цветах.

Четвертый лишний. (к-4)

Дид. задача: закреплять знания детей о насекомых.

Ход игры: воспитатель называет четыре слова, дети должны назвать лишнее слово:

1) заяц, еж, лиса, шмель;

2) трясогузка, паук, скворец, сорока;

3) бабочка, стрекоза, енот, пчела;

4) кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

5) пчела, стрекоза, енот, пчела;

6) кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

7) таракан, муха, пчела, майский жук;

8) стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

9) лягушка, комар, жук, бабочка;
10) стрекоза, мотылек, шмель, воробей.

Воспитатель читает слова, а дети должны подумать, какие из них подходят муравью (шмелю…пчеле…таракану).

Словарь: муравейник, зеленый, порхает, мед, увертливая, трудолюбивая, красная спинка, пассика, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река, стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, большие глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.

Чудесный мешочек (к-5)

Дид. задача: закрепить знания у детей, чем питаются звери. Развивать познавательный интерес.

Материалы: мешочек.

Ход игры: в мешочке находятся: мед, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д.

Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого оно, кто чем питается.

Полезные – неполезные.

Дид. задача: закрепить понятия полезные и вредные продукты.

Материалы: карточки с изображением продуктов.

Ход игры: на один стол разложить то, что полезно, на другой – что неполезно.

Полезные: геркулес, кефир, лук, морковь, яблоки, капуста, подсолнечное масло, груши и т.д.

Неполезные: чипсы, жирное мясо, шоколадные конфеты, торты, «фанта» и т.д.

Узнай и назови. (к-6)

Дид. задача: закрепить знания лекарственных растений.

Ход игры: воспитатель берет из корзинки растения и показывает их детям, уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нем все, что знаете. Назовите место, где растет (болото, луг, овраг).

Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только – только вырастет (2-3 рассказа детей).

Что я за зверь? (к-7)

Дид. задача: закреплять знания о животных Африки. Развивать фантазию.

Ход игры: в игре участвует группа ребят, количество игроков не ограничено. В группе есть ведущий. Один из игроков удаляется на небольшое расстояние, отворачивается и ждет, пока его не пригласят.

Группа ребят совещается между собой насчет зверя, т.е. какого зверя они будут изображать или 2-й вариант: отвечать на вопросы ведущего.

Итак, зверь загадан, участник приглашается, игра начинается.

Участник задает вопросы группе игроков, например: зверь маленький? может ползать? прыгать? у него есть пушистый мех? и т.д.

Ребята в свою очередь отвечают ведущему «да» или «нет». Так продолжается до тех пор, пока игрок не отгадает зверя.

Назовите растение (к-8)

Дид. задача: уточнять знания о комнатных растениях.

Ход игры: воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.)

Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.

— Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?

— На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?

Кто где живёт (к-9)

Дид. задача: закреплять знания о животных и местах их обитания.

Ход игры: у воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

Летает, плавает, бегает. (к-10)

Дид. задача: закреплять знания об объектах живой природы.

Ход игры: воспитатель показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например: при слове «зайчик» дети начинают бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» — имитируют плывущую рыбу; при слове «воробей» — изображают полёт птицы.

Береги природу. (к-11)

Дид. задача: закреплять знания об охране объектов природы.

Ход игры: на столе или наборном полотне картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.

Цепочка. (к-12)

Дид. задача: уточнять знания детей об объектах живой и неживой природы.

Ход игры: у воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» — животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.

Что было бы, если из леса исчезли…(к-13)

Дид. задача: закреплять знания о взаимосвязи в природе.

Ход игры: воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:

— Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

Ходят капельки по кругу. (к-14)

Цель: закреплять знания о круговороте воды в природе.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь) воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается.

Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать.

Полетели капельки на землю. Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.

Я знаю. (к-15)

Дид. задача: закреплять знания о природе. Развивать познавательный интерес.

Ход игры: дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю.

Аналогично называются другие классы объектов природы.

Что это такое? (к-16)

Дид. задача: закреплять знания о живой и неживой природе. Развивать мышление.

Ход игры: воспитатель загадывает предмет живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки. Если дети его отгадали, загадывается следующий предмет, если нет, то список признаков увеличивается. Например: «Яйцо» — овальное, белое, хрупкое, сверху твердое, внутри чаще жидкое, питательное, можно встретить на крестьянском дворе, в лесу, даже в городе, из него вылупляются птенцы.

Узнай птицу по силуэту. (к-17)

Дид. задача: закреплять знания о зимующих и перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по силуэту.

Ход игры: детям предлагаются силуэты птиц. Дети отгадывают птиц и называют перелетная или зимующая птица.

Живое – неживое. (к-18)

Дид. задача: закреплять знания о живой и неживой природе.

Ход игры: воспитатель называет предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы, дети — машут руками, если предмет неживой природы — приседают.

Картотека экологические игры в доу.


Картотека дидактических игр по экологическому развитию

Беги в дом, какой назову

Цель: Найти дерево по описанию.

Игровое правило: Около одного и того же дерева долго стоять нельзя.

Описание: Игру проводят по типу «ловишки». Кого-либо из детей назначают ловишкой, все остальные убегают от него и спасаются около названного воспитателем дерева, например, около берёзы. Детям можно перебегать от одной берёзы к другой. Тот, кого поймает ловишка, становится водящим.

При повторении игры название дерева каждый раз меняют.

Опиши, я отгадаю

Цель: Учить детей классифицировать овощи и фрукты по их признакам.

Игровые правила: Нельзя называть то, что описывают. Отвечать на вопросы воспитателя следует чётко и определённо.

Оборудование: овощи и фрукты раскладывают на столе. Стул воспитателя ставят таким образом, чтобы растения ему не были видны.

Описание: Воспитатель говорит детям: «Из овощей, что лежат на столе, выберите один. Я буду спрашивать, какой он, а вы отвечайте. Только не говорите его название. Я попробую отгадать по вашим ответам».

Затем, он начинает задавать вопросы в определённой последовательности: «Какой он формы? Везде как шарик? Ямки есть? Какого цвета и т.д.»

Дети подробно отвечают на вопросы. После того, как ребята расскажут о характерных признаках предмета, воспитатель отгадывает загадку.

Цель: Обогащать словарный запас детей названиями животных, закреплять знания моделей, умение принимать участие в совместной игре.

Описание: Приготовить фишки: в первом ряду – звери, во втором ряду – птицы, в третьем ряду – рыбы, в четвёртом ряду – насекомые.

Играющие поочерёдно называют сначала зверей, затем птиц и т.д. и выкладывают при правильном ответе фишку в ряд. Выигрывает игрок, выложивший правильно большее количество фишек.

Попросите детей изобразить: звук ветра, порождаемого бурей; звук облаков, подгоняемых ветром; звук большого пушистого об лака. Приведите детям народные приметы:

Кучевые облака — к вечеру дождь будет.

Низкие облака — к дождю.

Пластическая игра «Танец бабочек».

К этой игре вы можете совместно с детьми скроить и раскрасить «одеяние» бабочки, то есть её крылья, из плотной бумаги. Дети, нарядившись бабочками, то медленно и плавно, то порывисто и быстро изображают полёт бабочки.

Чья птица улетит дальше?

Дети выстраиваются по одной линии и по команде запускают свою бумажную птицу. Выигрывает тот, чья птица дальше всех улетела.

Вожак журавлиной стаи, который выбирается считалочкой, поёт или говорит речитативом следующие слова: «Журавли, журавли, выгнитесь дугой». Все играющие в процессе размеренной ходьбы выстраиваются дугой, держа руки, как крылья. Вожак, убыстряя темп, продолжает: «Журавли, журавли, сделайтесь верёвочкой». Дети быстро, не от-пуская рук, перестраиваются в одну колонну за вожаком, который всё убыстряет шаги по темпу песни. «Журавли-журавли, извивайтесь, как змея!» — вереница детей делает плавные зигзаги. Вожак поёт дальше «Змея, заворачивайся в кольцо», «Змея выпрямляется» и т. д. Упражнения выполняются во всё возрастающем темпе, переходящем в бег, до тех пор, пока вереница не разрушится. Когда играющие запутаются, игру начинают снова.

Ласточки и мошки

Играющие — мошки — летают по поляне и напевают:

Ласточку не замечают!

Ласточка сидит в своём гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, мошку поймает!» С последними словами она вылетает из гнезда и ловит мошек. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется. Мошкам следует летать по всей площадке.

Птица без гнезда

Играющие делятся на пары и встают в большой круг на некотором расстоянии друг от друга. Тот, кто в паре стоит ближе к кругу, — гнездо, второй за ним — птица. В центре круга чертят небольшой кружок — там водящий. Он считает: «Раз. » — игроки, изображающие гнёзда, ставят руки на поле. «Два. » — игрок-птица кладёт руки на плечи впереди стоящему, т.е. птица садится в гнездо. «Три. » — птицы вылетают из гнезда и летают по всей площадке. По сигналу

водящего: «Все птицы подомам!» каждая птица стремится занять свой дом-гнездо, т.е. встать за игроком- гнездом и положить ему руки на плечи. Одновременно водящий стремится занять одно из гнёзд. При повторении игры дети меняются ролями. Птицы вылетают только на счёт «три». Водящий не должен выходить за границы малого круга, пока птицы летают по площадке.

Пищевые цепочки на лугу

Цель: Закрепить знания детей о пищевых связях на лугу.

Правила игры: Детям раздаются карточки с силуэтами обитателей луга. Дети раскладывают, кто кем питается.

Растения — гусеница — птица

Злаковые травы — грызуны — змеи

Злаковые травы — мышь — хищные птицы

Трава — кузнечик — луговые птицы

Насекомые и их личинки — крот — хищные птицы

Тля — божья коровка — куропатка — хищные птицы

Травы (клевер) — шмель

Пищевые цепочки водоёма

Цель: Закрепить знания детей о пищевых цепочках водоёма.

Правила игры: Воспитатель предлагает силуэты обитателей водоёма и просит детей выложить, кто кому необходим для питания. Дети выкладывают карточки:

Комар — лягушка — цапля

Червячок — рыбка — чайка

Водоросли — улитка — рак

Ряска — малёк — хищная рыба

Пищевые цепочки в лесу

Цель: Закрепить знания детей о пищевых цепочках в лесу.

Правила игры: Воспитатель раздаёт карточки с изображением растений и животных и предлагает выложить пищевые цепочки:

Растения — гусеница — птицы

Где спряталась рыбка

Цель: развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас.

Материал: голубая ткань или бумага (пруд), несколько видов растений, ракушка, палочка, коряга.

Описание: детям показывают маленькую рыбку (игрушку), которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет рыбку за растение или любой другой предмет. Дети открывают глаза.

«Как же найти рыбку?» — спрашивает воспитатель. – Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась. Воспитатель рассказывает, на что похож тот предмет, за которым «спряталась рыбка. Дети отгадывают.

Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек. На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лёд, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля и т.д.

Во время движения по кругу произносятся следующие слова:

Вот и лето наступило.

Солнце ярче засветило.

Стало жарче припекать,

Где снежинку нам искать?

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагаются нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор. Движение продолжается со словами:

Наконец, пришла зима:

Стужа, вьюга, холода.

Где снежинку нам искать?

Вновь выбирают нужные картинки, и объясняется выбор

Усложнение: Лежат 4 обруча с изображением четырёх времён года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.

douel.edukuitun
.

  • Познавательно
  • Для педагогов
  • картотека дидактических игр по экологии в средней группе

Главное меню

картотека дидактических игр по экологии в средней группе

Дидактическая игра «Осенние приметы»

Задачи: закреплять знания о приметах осени, развивать устную речь, наблюдательность, внимание, память.
Атрибуты: карточки с приметами осени (8 штук) и других времён года (5-6 штук), игровое поле, разделённое на 8 клеток.
Ход игры: дети (2 человека) по очереди берут картинку, называют, что на ней нарисовано определяют, когда это бывает. Если осенью, кладут картинку на игровое поле. Если в другое время года — убирают в сторону. Далее по каждой картинке составляют предложение, используя ключевое слово «осенью».
Примечание: игра может быть индивидуальной.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Задачи: совершенствовать умение на ощупь определять фрукт или овощ по его форме, правильно называть его цвет, развивать внимание, память, устную речь
Атрибуты: мешочек, муляжи овощей и фруктов.
Ход игры: воспитатель показывает мешочек и говорит:
Я-чудесный мешочек,
Всем ребятам я — дружочек.
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть.
Дети складывают в мешочек муляжи овощей и фруктов. Далее по очереди берут из мешочка предмет, на ощупь определяют, что это, называют его, а потом достают. После этого дети собираются в группы «Овощи», «Фрукты».

Дидактическая игра «Целое и часть»

Задачи: формировать умение подбирать пары картинок с изображением целого фрукта и его части ,развивать устную речь, внимание, память.
Атрибуты: картинки целых фруктов и их частей.
Ход игры: играют 2 ребёнка. У одного — картинки с изображением целого фрукта, у другого — картинки с изображением его части. Один играющий выкладывает свою картинку, называет, что на неё изображено, а другой должен подобрать соответствующую.
Примечание: игра может быть индивидуальной.

Дидактическая игра «Две корзинки»

Задачи: совершенствовать умение различать овощи и фрукты, учить использовать в речи обобщающие слова, развивать устную речь, память, внимание.
Атрибуты: две корзинки, предметные картинки овощей и фруктов.
Ход игры: дети по очереди берут картинку, называют, что на ней изображено, определяют, какой группе относится и кладут в соответствующую корзинку..
Примечание: игра может быть индивидуальной.

Дидактическая игра «Запасы зверей»

Задачи: совершенствовать умение подбирать животным соответствующую им еду, развивать внимание, память, наблюдательность.
Атрибуты: картинки зверей, картинки с изображением растений и грибов.
Ход игры: играют 2 ребёнка. По очереди берут карточку с изображением растений или грибов, называют, что это, и кладут к картинке определённого животного.
Примечание: игра может быть индивидуальной.

Подвижная игра «Овощи — фрукты»

Задачи: учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность.
Атрибуты: предметные картинки овощей и фруктов
Ход игры: в центре круга лежат картинки овощей и фруктов. Дети идут по кругу со словами: « Раз, два, три — предмет любой бери!» Дети берут любой предмет и организуют группы «Овощи», «Фрукты».

Подвижная игра « Вершки и корешки»

Задачи: закреплять знания о способе произрастания овощей, развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие, память.
Атрибуты: муляжи овощей или натуральные овощи.
Ход игры: Вариант 1: взрослый показывает овощ (муляжи или натуральные),дети называют его и показывают движениями, где он произрастает, если на земле — тянут руки вверх, если под землёй — приседают. В качестве взрослого может выступать и ребёнок, который сам показывает овощи.
Вариант 2: взрослый только говорит название овоща, а дети показывают движениями, где он растёт.

Дидактическая игра « Какой сок?» («Какое варенье?»)

Задачи: совершенствовать умение различать и называть фрукты, учить образовывать прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.
Атрибуты: корзина, картинки фруктов
Ход игры: дети по очереди берут картинку из корзинки, называют изображённый фрукт и говорят, как будет называться сок (или варенье ) из этого фрукта. Например:
«Это яблоко — яблочный сок».

Подвижная игра «Найди пару»

Задачи: учить составлять пары листьев по одному признаку, указанному взрослым, закреплять знания о форме, цвете и размере, развивать слуховое и зрительное восприятие.
Атрибуты: осенние листья разного размера, цвета и формы.
Ход игры: дети стоят по кругу, в центре-листья (их количество по количеству детей и подобраны листья так, чтобы можно было составить пары листьев).Дети идут по кругу со словами: « Раз, два, три — лист скорей бери!» Каждый берёт листок. Воспитатель говорит: «Найдите себе пару — листочек такого же цвета.» (Другие задания: составь пару-листья с одного дерева, или листья, отличающиеся размером: большой и маленький, или листья одного размера с одного дерева..)
Примечание: для этой игры нужно приготовить дополнительные листья из двусторонней цветной бумаги меньшего размера по сравнению с теми, что раскрашивали дети.

Дидактическая игра « С какого дерева лист? »

Задачи: совершенствовать умение дифференцировать, деревья по их стволам и листьям, развивать внимание, наблюдательность, память, воображение.
Атрибуты: нарисованные на отдельных листах стволы трёх разных деревьев, осенние листья этих деревьев.
Ход игры: листья россыпью лежат вокруг рисунков стволов деревьев. Дети должны разложить листья на своё дерево
Примечание: игра может проводиться в групповой и индивидуальной форме.

Дидактическая игра « Какой лист?»

Задачи: совершенствовать знания различать листья трёх деревьев, учить образовывать прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.
Атрибуты: корзинка, осенние листья.
Ход игры: дети сидят по кругу и передают друг другу корзинку. По очереди достают листок, говорят, с какого он дерева и образуют прилагательное. Например: это лист с берёзы- берёзовый лист.

Подвижная игра «Белкины запасы»

Задачи: совершенствовать умение действовать по сигналу взрослого, развивать внимание, память, устную речь.
Атрибуты: маска белки, муляжи грибов, орех, ягод, шишки.
Ход игры: выбирается ребёнок — белка, ему надевается маска белки. В центре круга лежат предметы — муляжи орехов, ягод, грибов, шишки. Дети идут по кругу со словам: «Раз, два, три — предмет скорей бери!» Берут разные предметы. Дети с одинаковыми предметами собираются в группу. Ребёнок — белка ходит и выбирают ту группу, где больше всего детей, и говорит: « Сегодня я буду есть орехи (грибы, ягоды, шишки). Из этой группы выбирается новый ребёнок — белка.

Дидактическая игра « Парные картинки»

Задачи: учить соотносить пары картинок по принципу «целое и его часть», развивать логическое мышление, внимание, наблюдательность, устную речь.
Атрибуты: набор парных картинок на осеннюю тематику, где в каждой паре картинок на одной нарисовано целое изображение, а на другой его отдельная часть в виде отдельного предмета (например: птица на осенней ветке — осенняя ветка).
Ход игры: играют 2 ребёнка, у одного набор картинок с целым изображением, у второго- картинки с отдельными предметами. Один ребёнок берёт любую свою карточку, а другой должен подобрать ей парную, объясняя свой выбор. Потом второй выкладывает свою картинку, а уже первый ребёнок подбирает ей пару.
Примечание: игра может быть индивидуальной.

Дидактическая игра «Хлопай в ладоши»

Задачи: закреплять умение на слух воспринимать названия овощей и фруктов,
находить их на картинках, развивать слуховое внимание,
Атрибуты: предметные картинки по теме
Ход игры: читается стихотворение, дети должны запомнить и назвать овощи (или фрукты, или ягоды, или грибы в зависимости от темы), которые упоминались в стихотворении, и показать или выложить картинки с их изображением. Когда читается стихотворение во второй раз, дети хлопают в ладоши, если услышат название овоща (фрукта, ягоды, грибы).
В огороде
Вот вам морковка
Красная головка,
Хвостик зелёный.
Вот вам репка
И огурчик крепкий,
Солнцем позлащённый.
На рядах капусты
Кочаны жмутся густо
В листьях лохматых,
Вот горошек сладкий,
Зёрнышки в порядке
Спят в стручках усатых.
Что за вкусный народ
Населил наш огород!
По грибы
Все зверюшки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали
Рыжики срывали.
Лисичка бежала
Лисички собирала.
Скакали зайчатки
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил..
***
Осень добрая пришла,
Нам подарки принесла.
Яблоки душистые,
Персики пушистые,
Груши золотистые,
Осень принесла.
В. Волина
Чудо-огород
Удивляется народ:
Что за чудо-огород?
Здесь редис есть и салат,
Лук, петрушка и шпинат.
Помидоры, огурцы
Зреют дружно — молодцы!
И картофель, и капуста
Растут на грядках густо-густо.
И все дружно говорят:
«Мы растём здесь для ребят.
За усердие и труд
Урожай весь соберут».

Буду делать я салат…
Буду делать я салат,
Накрошу в большую миску
Огурцы, порей, шпинат,
Помидоры и редиску.
Мелко порублю укроп,
И заправлю все сметаной.
Витаминами я впрок
Запасаться не устану.
Овощная считалка:
В огороде у Егора
Тыква, репа, помидоры.
В огороде у Ивана
Кабачки и баклажаны.
Ты посадишь патиссон,
Выходи из круга вон
***
Стала тыква нас просить:
Жарко!Дайте нам попить! —
Мы достали быстро лейку
И полили всю семейку:
Чтобы крепли молодцы —
Кабачки и огурцы,
— Вот спасибо вам, друзья!
Напилась моя семья!
***
Словно в заячьей столовой
На полянке- пень сосновый,
На пеньке стоит обед
И чего там только нет
И капуста,и картошка,
Горка свежего горошка.
И петрушечки немножко.
А зайчишкам-ребятишкам
Травка сладкая горой,
По морковочки одной.
Ведь морковка с грядки
Слаще шоколадки!
***
В огороде много гряд
Есть и репа, и салат.
Тут и свёкла,и горох
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород
Нас прокормит целый год!
***
Летом огород- что город!
В нём – сто тысяч горожан:
помидор, горох, капуста,
кабачок и баклажан.
Наш сад
Прекрасен наш осенний сад
В нём слива есть и виноград
На ветках, как игрушки,
И яблоки,и груши.
Плоды мы утром соберём
И всех соседей позовём.
И солнышку помашем
«Спасибо,осень!» скажем.
У. Рашид
Летний сад
Как хорош он, летний сад,
Фруктами всегда богат.
Вишен стройных целый ряд —
Рубином ягоды горят.
Рядом здесь растёт и слива,
Плодами сочными красива.
Груш и яблок аромат,
Съесть одно бы каждый рад.
Ваза с фруктами
Высокая ваза стоит на столе.
Играют лучи в голубом хрустале.
Положим мы в вазу душистый банан
Подарок далеких тропических стран.
Добавим лимон, апельсин, мандарин.
И после обеда мы фрукты съедим!
Т. Шорыгин

***
В огороде нашем
Нет редиски краше.
Как сочна, красна, кругла,
Не смотрите, что мала.
Репка тоже удалась,
Желтым солнышком зажглась.
Ну а разве плох лучок,
В ста одежках старичок?
Н. Нищева
***
Посадила в огороде;
Помидоры и картофель,
Чуть моркови, огурцов.
Для братишек сорванцов.
Помидор сорвал Алешка
Вот и сыта стала кошка.
А Максим ест огурец.
Наш мальчишка молодец.
Он на грядке сидит ловко
Вот и вырвана морковка.
Ест морковку кошка, кот,
Кто зашел к нам в огород.
Всех мальчишки угощают.
Витамин есть заставляют.
А. Максаков
***
Что растет на нашей грядке
Огурцы, горошек сладкий.
Помидоры и укроп
Для приправы и для проб.
Есть редиска и салат,
Наша грядка — просто клад.
Но арбузы не растут тут.
Если слушал ты внимательно,
Запомнил обязательно.
Отвечай-ка по порядку.
Что растет на нашей грядке?
В. Коркин

Дидактическая игра «Доскажи словечко»

Задачи: развитие внимания, памяти, совершенствование знаний об овощах и фруктах.
Ход игры: взрослый читает,а дети добавляют слова.
— Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).
— Солнышко светило, чтоб ярче зеленел … (укроп).
— Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).
— От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).
— Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку).
— Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).
— Просит дедушка Федюшку: — собери ещё … (петрушку).
— Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий … (кабачок).
— А теперь пойдём мы в сад, там созрел уж … (виноград).
— Очень сочны и красивы выросли на ветках … (сливы).
— Для Серёжи и Марины набираем … (мандарины).
— Для Ванюши и Катюши соберём в корзину … (груши).
— Не забудем для Алёны очень кислые … (лимоны).
— Для начинки в пироги набираем … (яблоки).
Вот и всё! Хоть и устали, урожай мы весь собрали!

Картотека игр по формированию экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Магазин «Фрукты, ягоды»

Подготовкак игре. Педагог подбирает картинки (или муляжи), изображающие известные детям фрукты

и ягоды.Изображение должно быть реалистическим, красочным.

Дидактическаязадача.Развивать умение детей точно опи­сывать внешний вид (цвет, форму), вкус, местопроизрастания фруктов и ягод; проверить, правильно ли они

понимают и умеют пользоваться обоб­щающимисловами фрукты, ягоды.

Игровоедействие.Дети выбирают продавца. Покупатель

подходит к столу, на котором разложены картинки (или муляжи). Не называя, он описывает фрукты или ягоды, которые хочет купить. Например: «Я хо­чу купить ягоды. Онирастут в лесу на маленьких кустиках. Ягоды неболь­шие, черного и темно-синего цвета, круглые, как горошинки,немного приплюснуты сверху, сочные и сладкие. Из этих ягод получается

вкусная начинка к пирогам и кисель» (черника).

Правила игры.Ребенок должен так описать картинку, чтобы про­давец понял, какие фрукты или ягоды он хочеткупить.

Продавец продает фрукты и ягоды (отдает картинку) только тому, кто правильно выполнил задание.

«Угадай, что где растет»

Дидактическаязадача.Уточнить знания детей о названии и месте произрастания растения;

развивать внимание,сообразительность, память.

Игровоедействие.Дети сидят на стульчиках или стоят в

кру­гу. Воспитатель (или ребенок) кидает

кому-нибудь издетей мяч, называя при этом место, где растет данное растение: сад, огород, луг, поле, лес.

Правилаигры. Отвечает тот, кому брошен мяч. За быстрый и правильный ответ ребенок получает фишку.

Выигрывает тот, кто наберет боль­ше фишек .

В этой игре детей можно разделить на звенья. Звено,

Набравшее больше фишек, получает флажок.

«Весной, летом, осенью»

Подготовкак игре.Воспитатель приготавливает три большие картинки с изображением весны,

лета и осени ималенькие, на которых нарисованы растения, цветущие весной, летом, осенью.

Дидактическаязадача.Уточнить знания детей о времени цве­тения отдельных растений

(например, нарцисс,тюльпан — весной; золотой шар, астры — осенью я т. д.); учить детей классифицировать по этому признаку,развивать их память, сообразительность.

Игровоедействие.Игра может быть проведена так же, как и «Когда это бывает?», «Угадай, что где растет».

«Цветочный магазин»

Цель:закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других.

Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

Ход игры:Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор цветов. Вариант 1. На столе поднос сразноцветными лепестками разной формы.

Дети выбирают понравившиеся лепестки, называют их цвет и находятцветок, соответствующий

выбранным лепесткам и по цвету и по форме. Вариант 2. Дети делятся напродавцов и покупателей. Покупатель должен так описать выбранный им цветок,

чтобы продавец, сразу догадался, о каком цветке идёт речь. Вариант 3.

Из цветов детисамостоятельно составляют три букета: весенний, летний, осенний. Можно использовать

«Назовите растение»

Цель:развивать умение детей анализировать, закреплять названия растений, расширять словарный запас.

Материал:несколько видов растений.

Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа

или четвёртое слева и т.д.).

Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.)

Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли. — Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля.

Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга? — На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?

«Четвёртый лишний»

Цель:развивать умение детей анализировать, расширять словарный запас.

Материал:картинки насекомых.

Вы уже знаете, что у нас не только насекомые и птицы летают, но есть и летающие животные.

Чтобы убедиться, не путаете ли вы насекомых с другими животными, мы поиграем в игру

заяц, ёж, лиса, шмель;

трясогузка, паук, скворец, сорока;

бабочка, стрекоза, енот, пчела;

кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

пчела, стрекоза, енот, пчела;

кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

таракан, муха, пчела, майский жук;

стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

лягушка, комар, жук, бабочка;

стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ КРУГИ».

Цель: закрепление умений классифицировать животных по разным основаниям, выделять существенные признаки отдельных групп животных.

Материал: игровое поле, разбитое на классификационные круги, конверт с набором фигурок животных разных групп.

Правила игры:

— задание начинают выполнять по сигналу воспитателя;

— победителем станет то звено, которое быстрее и правильнее справится с заданием.

игровое действие: дети раскладывают фигурки животных по экологическим кругам в соответствии с заданием воспитателя.

Варианты игры:

1. разложить животных по средам обитания: наземной (почва, земля), воздушной (воздух), водной (вода);

2. разложить животных каждой группы по подгруппам:

— рыбы (морские, пресноводные);

-птицы (перелётные, зимующие, не летающие, дикие, домашние);

— звери (дикие, домашние, травоядные, хищники).

Методика проведения этой игрызаключалась в том, что первоначально детей познакомили с игровым полем. В ходе беседы пояснили, что означают данные круги, моделью чего они являются, а уже затем объяснили правила игры. Игра «Экологические круги» проводилась в двух вариантах. В литературе был предложен лишь вариант с классификацией на подгруппы, но он оказался сложен для детей старшей группы. Поэтому был разработан более лёгкий вариант, который стал основополагающей основой для дальнейшего усложнения. Дети с интересом выполняли задания на классификацию по средам обитания, что позволило подвести их к более сложным группировкам. Тем не менее, второй вариант игры оказался доступен лишь детям с достаточным уровнем сформированности экологических знаний, а (Имена) выполнили задание частично

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ВЕРШКИ-КОРЕШКИ»

Дидактическая задача.Упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).

Игровые правила.Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся, платит фант.

Игровые действия.Разыгрывание фантов.

Ход игры.Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что — корешками: «Съедобный корень овоща называть вершками, а съедобный плод на стебле — вершками». Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательными, так как в некоторых овощах съедобно и то и другое. Воспитатель называет: «Морковь!» Дети отвечают: «Корешки», «Помидор!» — «Вершки». «Лук!» — «Вершки и корешки». Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается.

Воспитатель может предложить иной вариант; он говорит «Вершки», а дети вспоминают овощи, у

которых съедобны вершки. Эту игру хорошо проводить после беседы об овощах, огороде.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

«ПИЩЕВЫЕ ЦЕПОЧКИ НА ЛУГУ».

Цель:Закрепить знания детей о пищевых связях на лугу.

Правила игры:Детям раздаются карточки с силуэтами обитателей луга. Дети раскладывают, кто кем питается.

растения — гусеница — птица

злаковые травы — грызуны — змеи

злаковые травы — мышь — хищные птицы

следующие слова: «Журавли, журавли, выгнитесь

трава — кузнечик — луговые птицы

насекомые и их личинки — крот — хищные птицы

тля — божья коровка — куропатка — хищные птицы

травы (клевер) — шмель

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ «СОВЫ И ВОРОНЫ»

Цель: проверить и закрепить представления детей об окружающем мире.

Дети должны разделиться на две команды: «Совы» и «Вороны». Те и другие становятся в шеренгу друг напротив друга на расстоянии 3 метра, за их спинами их дома, также на расстоянии 3 метра. Воспитатель дает задание:

«Совы» любят правду, «Вороны» — ложь, поэтому, если я говорю правду, «Совы» должны ловить «Ворон». «Вороны» убегают в свои дома и наоборот.

Затем воспитатель произносит фразы природоведческого содержания:

медведи любят есть тигров

у березы весной бывают сережки

слоны не умеют плавать

дельфин – это животное, а не рыба

Дети должны осознать правильность или неправильность фразы, основываясь на своих знаниях по этой теме и сами отреагировать своим поведением (убегать или догонять) на эту фразу. Целесообразно после каждого раза спрашивать детей о том, почему они так или иначе поступили, а после 2-3 фраз поменять игроков местами.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ВЕРШКИ-КОРЕШКИ»

Дидактическая задача.Упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).

Игровые правила.Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся, платит фант.

Игровые действия.Разыгрывание фантов.

Ход игры.Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что — корешками: «Съедобный корень овоща называть вершками, а съедобный плод на стебле — вершками». Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательными, так как в некоторых овощах съедобно и то и другое. Воспитатель называет: «Морковь!» Дети отвечают: «Корешки», «Помидор!» — «Вершки». «Лук!» — «Вершки и корешки». Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается.

Воспитатель может предложить иной вариант; он говорит «Вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки. Эту игру хорошо проводить после беседы об овощах, огороде.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ «НАЙДИ СВОЁ ДЕРЕВО»

Цель:обеспечить возможность познавать окружающую среду, использовать опыт прямого общения с ней (проводится в природе).

Воспитатель завязывает одному ребёнку глаза, несколько раз вращает вокруг себя и ведет к какому-нибудь дереву. Ребенок должен изучить это дерево, ощупав его. Во время изучения воспитатель задаёт наводящие вопросы:

Оно гладкое или нет?

Есть ли на нём листья?

Высоко ли от земли начинаются ветки?

Затем воспитатель отводит ребёнка от дерева, запутывает следы, развязывает глаза и предлагает угадать «своё» дерево, используя опыт, полученный во время ощупывания дерева.

В дальнейшем можно предлагать детям игры попарно.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ «УГАДАЙ, КТО Я».

Цель:развивать творческие, подражательные способности у детей.

Воспитатель выбирает одного ребёнка, говорит ему на ухо название какого-либо животного и предлагает изобразить его так, чтобы другие дети догадались, кто это, но при этом водящий не должен издавать ни звука.

Можно использовать другой вариант, когда группа детей изображает представителя животного мира, а ребёнок- водящий должен отгадать – кого.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ «СЛЕПАЯ КУРИЦА»

Цель:обеспечить получение опыта прямого общения с природой (проводится в природе).

Дети должны встать «гуськом», держась за пояс впереди стоящего.

Воспитатель завязывает им глаза и ведёт по определенному маршруту, преодолевая «полосу препятствий» ( перешагивая через камни, обходит деревья, проходя низко под опущенной веткой и т. д.). Маршрут намечается воспитателем заранее и лучше, если он будет проходить по кругу. Дойдя до начала, воспитатель развязывает глаза детям и предлагает пройти этот же маршрут с открытыми глазами, не держась за пояс, чтобы иметь возможность посмотреть и потрогать то, что им говорил воспитатель во время прохождения полосы препятствий, но чего они сами не видели. Пусть дети сами попробуют отгадать, где они нагибались, где обходили камень.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

«ПОСТРОЙ ДОМИК ЖИВОТНОМУ»

Цель.Закреплять знания об особенностях жизни разных диких животных, об их жилье, о «стройматериалах»; формировать умение подбирать правильный материал для постройки «дома» любому из животных.

Материал.Большая картина, карточки с изображениями «домов» животных, «стройматериалов», самих животных.

Правила.Выбрать из предложенных животных тех, кому вы хотите помочь. Выбрать из предложенного «стройматериала» только те, что нужны для вашего животного. Выбрать «домик» для животного.

Кто быстрее справится с заданием и сумеет объяснить свой выбор, тот и выиграл.

Воспитатель. Сегодня к нам в детский сад пришла телеграмма от зверей, в которой они просят нас о помощи, — просят построить им дома. Давайте возьмем шефство над ними, позаботимся о них. Поможем построить домик зверям? (Да.) Выберите из этих животных, кому вы хотели бы помочь.

Далее воспитатель знакомит детей с правилами игры.

Adblock
detector