Картотека игр для второй младшей группы детского сада

Дидактические игры по математике в первой и второй младшей группе: пополняем картотеку и планируем занятия.


Лариса Морозова 20.07.2017 2 5.9k

Дети ясельной и второй младшей группы детского сада — маленькие исследователи, которые ежедневно открывают для себя что-то новое. Будучи активными в познании окружающего мира, они рано проявляют интерес к математическим понятиям. Задача педагога — не навязывать обучение математике, а добиваться, чтобы дети постигали её самостоятельно, главным образом с помощью чувств. Ведь, если преподнести ребёнку довольно сложные вещи в занимательной форме, то он будет рад узнавать новое ещё. В этом воспитателю помогут интересные занятия с использованием подвижных, пальчиковых и дидактических игр, с особенностями организации и картотекой которых и знакомит эта статья.

Игровой компонент в освоении математических понятий в ясельной и второй младшей группах детского сада: задачи и приёмы с учётом требований ФГОС

Малыши раннего дошкольного возраста только приобщаются к познавательной деятельности. И в сетке занятий яслей математика, как правило, не выделяется в отдельную непосредственно образовательную деятельность. Математические понятия затрагиваются в рамках занятий по ознакомлению с окружающим миром или ФЦКМ (формирование целостной картины мира), либо деятельность обозначается как сенсорика с элементами математики. В любом случае ознакомление малышей с математическими понятиями происходит исключительно в игровой форме, иначе дети просто не будут воспринимать образовательную деятельность.

Основные знания и умения, которыми должны обладать воспитанники первой младшей группы к концу учебного года.

  1. Элементарно классифицировать предметы (игрушки, посуда, одежда и пр.): отличать их по цвету, размеру (большой и маленький), понимать понятий «один», «много», «ни одного».
  2. Подбирать тождественные предметы (пару к сандалику, такой же по цвету и размеру кубик и пр.).
  3. Обследовать новые предметы, уметь определить их цвет, форму, размер.
  4. Выполнять манипуляции с предметами, ориентируясь сразу на два свойства (например, собрать пирамидку из 4–5 колечек разных цветов, вложить трёх матрёшек одна в другую, совмещая рисунок на сарафане).
  5. Различать ключевые формы элементов строительного материала — кубик и кирпичик, знать варианты их расположения на плоскости.
  6. Понимать простейшие пространственные отношения: ближе-дальше, вверху-внизу, спереди-сзади.
  7. Усвоить принцип элементарного чередования двух предметов — простейший сериационный ряд.

Согласно требованиям ФГОС во второй младшей группе занятия по ФЭМП уже выделяются в расписании как отдельный предмет и проводятся один раз в неделю. Малыши продолжают развивать знания, которые были заложены в ясельной группе (однако многие дети в возрасте три года только приходят в детский сад), по тем же тематическим направлениям: количество, величина, форма, ориентация в пространстве. Кроме того, добавляется новая задача — дошкольники знакомятся с временными понятиями «утро», «день», «вечер» и «ночь».

Игровой компонент на занятиях математикой в младшем дошкольном возрасте также имеет первостепенное значение.

От игры стоит ненадолго отойти лишь в том случае, когда какое-то понятие вводится впервые, а деятельность по закреплению и повторению должна быть занимательной.

Рассмотрим подробнее игровые приёмы, которые используются на занятиях в первой и второй младшей группах.

  1. Игровая мотивация — побуждение дошкольников к действию. Вызвать интерес к освоению математических понятий помогут сказочные персонажи, любимые мультгерои, забавные зверюшки, которые приходят к ребятам в гости и просят их помочь решить какую-то проблему или научить их тому, что они сами не умеют. Также хорошо работает мотив путешествия, когда воспитатель предлагает малышам отправиться в сказку или волшебную страну на импровизированном поезде, корабле, самолёте.
  2. Элементы драматизации помогут создать эмоциональный фон занятия. Дети включаются в игру, не замечая, что их чему-то обучают. Например, если ребёнок неправильно формулирует какую-то мысль, то герой (например, Винни Пух) его поправляет, даёт более подробное объяснение. Малыш в этом случае не обижается, не замыкается в себе, а делает ещё одну попытку.
  3. Метод предварительной ошибки, особенно эффективен при закреплении усвоенного материала. Педагог просит сказочного персонажа (того же Винни Пуха) выполнить задание, например, построить из палочек квадрат. Медвежонок строит его из трёх палочек — соответственно, получается треугольник. Дети, конечно же, замечают ошибку (ведь, они уже знают, чем квадрат отличается от треугольника). Винни Пух продолжает настаивать на своём, а ребята учат его правильным действиям — добавить ещё одну палочку и сделать все углы прямыми.
  4. Воспитатель участвует в игре наравне с детьми. Педагог не является сторонним наблюдателем игрового процесса, а сам собирает башенки, строит дом из кубиков, демонстрируя малышам, как интересно работать с дидактическим материалом и вызывая у них желание к самостоятельной деятельности.
  5. Игры должны быть разнообразными, направленными на чередование деятельности. В ходе занятия воспитатель использует дидактические игры, подвижные и пальчиковую гимнастику.

Познавательно-игровой деятельностью малыши раннего и младшего возраста должны заниматься не только на занятии, но и в свободное время. Для этого у детей в свободном доступе должны быть различные игровые пособия. В ясельной группе это, прежде всего, игры для сенсорного развития (прищепки, геометрические фигуры, которые вставляются в ячейки по принципу пазлов, матрёшки, развивающие домики с окошками разной формы и т.п.).

Игровые пособия должны быть в свободном для детей доступе

Во второй младшей группе ассортимент пособий более разнообразен. Это домино и геометрическое лото, счётные палочки, из которых можно складывать различные картинки, «Блоки Дьенеша», настольно-печатные игры и др.

Интересно, что для закрепления математических понятий в раннем и младшем дошкольном возрасте вполне можно использовать режимные моменты. Это одевание и раздевание на прогулку, гигиенические процедуры, наблюдение за сервировкой стола и пр.

Например, во время сборов на прогулку воспитатель предлагает малышам следующие виды игровых заданий:

  • сравнить сандалики или сапожки по величине (приложив их подошвы);
  • обсудить с малышами цвет их шапок, шарфиков, курток;
  • выяснить путём сравнения, чей шарфик длиннее;
  • спросить, много ли детей сегодня пришли в куртках, пальто;
  • обратить внимание, что у каждого две варежки, а когда они сушатся на батарее, то их много.

Во время прогулки:

  • предложить дошкольникам собрать в маленькое ведро маленькие камушки и листья, а в большое — большие;
  • из песка сделать большие куличик для большой куклу, маленькие — для маленькой (соответственно из ведёрок соответствующего размера);
  • выкопать большую пещеру для медведя, а маленькую для мышки;
  • попросить ребят наполнить одно ведро полностью песком, а другое — чуть-чуть;
  • на влажном песке сделать отпечаток подошвы обуви ребёнка и взрослого сравнить их по размеру;
  • наблюдая за проезжающими автомобилями, обсуждать их цвет, размер, направление и скорость движения;
  • сравнивать по размеру дерево и куст, дерево и травинку, куст и травинку.

Перед приёмом пищи:

  • обратить внимание на сервировку стола: хлеб лежит слева от тарелки, а ложка справа;
  • в каждой тарелке находится по одной котлете (понятие «по одному»).
  • обратить внимание на цвет и форму массажных ковриков;
  • воспитатель, расчёсывая девочек, спрашивает, у кого волосы длинные, а у кого — короткие.

Фотогалерея: игровые приёмы, применяемые во время режимных моментов

Специфика использования дидактических игр в ясельном возрасте

Как показывает практика, в раннем дошкольном возрасте дети с интересом воспринимают лишь задания, в которых используются реальные предметы и конкретные действия. Задания, которые совершаются в знакомой обстановке и ситуации (например, спрятать носовой платочек за спину, показать большой кубик в коробке) обычно не вызывают у ребят трудностей. Поэтому первоначально нужно использовать при работе с малышами именно такие игры, а только затем уже переходить к картинкам.

Кроме того, при использовании игровых пособий необходимо учитывать индивидуальный подход — определять, какой объём и содержание материала доступно каждому конкретному ребёнку. Ведь в ясельном возрасте развитие малышей очень отличается в силу их психосоматического здоровья (часто болеющие дети), характера (чрезмерно застенчивые), особенностей семейного воспитания (с некоторыми с раннего возраста занимаются родители).

Большую роль играет доброжелательная атмосфера, которую воспитатель должен создать на занятии, чтобы ребёнок «раскрылся», захотел поиграть в предложенные игры. На начальном этапе многие дошкольники испытывают естественные трудности, делают ошибки — это не должно останавливать педагога, нужно вести себя мягко и терпеливо.

Формирование математических представлений особо важно, если ребёнок имеет задержку в речевом развитии. Малыш расширит свой словарный запас и усвоит слова и действия, важные для общения с людьми.

Основные виды математических игр для самых маленьких дошколят

В первой младшей группе используются не только занятия по математике, но и различного вида игры, так или иначе связанные с математическими понятиями.

Дидактические

Дидактические игры в ясельной группе основаны на манипуляции с предметами, они имеют простые правила и в большинстве своём направлены на сенсорное развитие. Рассмотрим подходящие для данного возраста варианты.

«Строим домик». Игра направлена на развитие представлений о цвете и форме. Воспитатель показывает ребятам игрушечную собачку и кошку, для которых нужно построить домики. Но собачка хочет себе дом из кирпичиков, а кошечка — из кубиков. В строительном магазине (полка или ящик с кубиками, кирпичиками, шарами) ребята выбирают нужные материалы и сооружают постройки. Животные радуются и весело танцуют. Впоследствии такую игру можно усложнить — предложить малышам построить для собачки дом из красных кубиков, а для кошечки — из зелёных и т. д.

«Большие и маленькие мячи» (различение цвета и величины). Педагог даёт детям рассмотреть мячики разного цвета и размера (большие и маленькие), затем выносит большую и маленькую куклу и сообщает, что Катя (большая) хочет поиграть с большими мячиками, а Маша (маленькая) с маленькими. Дошкольники отбирают игрушки нужного размера. Но, оказывается, что Маша капризничает: хочет маленькие мячики только красного цвета, под цвет своего платья. Катя тоже сердится — хочет синие, как её бантики на косичках.

У малышей всегда пользуются популярностью сенсорные игры с прищепками, с помощью которых можно учиться группировать предметы по цвету. Любой воспитатель может сделать такие пособия самостоятельно своими руками. Например, детям можно предложить повесить сушиться постиранное бельё на верёвочки: цвет одежды (из картона) должен совпадать по цвету с прищепкой. Другой вариант — прикрепить ёжикам на спинку колючки или приделать лапки гусенице.

Фотогалерея: игры с прищепками в раннем дошкольном возрасте

«Кто стучит?» (сопоставление понятий «один-много»). Педагог объявляет детям, что к ним сейчас придёт в гости, например, медвежонок или зайчик (игрушки). Медвежонок всегда стучит в дверь один раз («тук»), а зайка — много раз («тук-тук-тук»): при этом действия демонстрируются. Обе игрушки убираются под стол, воспитатель стучит, а малыши должны догадаться, кто пришёл.

К малышам пришёл игровой персонаж — Мишка

«Найди пару» (объединение двух одинаковых предметов). Кукла Катя просит помочь найти её вещи: перед детьми вперемешку лежит кукольная обувь и носочки (можно добавить детские вещи). Воспитатель надевает на ножку Кате один носочек и сандалик, а дошкольники должны подобрать к ним пару. Как вариант — такую игру можно проводить с бумажными рукавичками.

Малыши учатся объединять в пару два одинаковых предмета

«Зайка гуляет по группе» (ориентировка в пространстве, закрепление предлогов с пространственным значением). В гости к ребятам приходит зайчик, который хочет прогуляться по игровой комнате. Он шепчет на ухо воспитателю, куда он хочет пойти или попасть. Малыши по очереди выполняют действия, например, посадить зайчика на кукольную кроватку, стульчик, поднести его к окошку, чтобы он посмотрел, заглянуть за шкаф и т.п.

Подвижные, физкульминутки, пальчиковая гимнастика

В первой младшей группе можно играть с малышами в простейшие подвижные игры, где нет особых правил, сложных для восприятия в данном возрасте. Подойдут, например, следующие варианты.

«Не задень». Дети ходят друг за другом, обходя предметы (шары и кубики). Задача — не задеть их и соблюдать интервал при ходьбе. После игры дети должны ответить на вопросы: какие фигуры они обходили, сколько их (одна, много). Впоследствии задание усложняется — используются плоские геометрические фигуры.

«День и ночь» (предпосылки для освоения временных понятий). По сигналу воспитателя «День» малыши ходят, бегают, прыгают, по сигналу «Ночь» нужно присесть и замереть («заснуть»). По окончании игры педагог спрашивает, когда люди спят, что дети делают днём.

«Найди свой домик». На полу разложены геометрические фигуры — домики (например, у девочек — это квадраты, а у мальчиков — круги). Дети выходят гулять на полянку: собирают воображаемые цветочки, перепрыгивают через ручейки и т. д. По сигналу «Дождь» нужно быстро спрятаться в домик — стать на свою геометрическую фигуру.

На развитие ориентации в пространстве относительно своего тела направлены некоторые физкультминутки, например, «Зайка».

Картотека подвижно -дидактических игр для второй младшей группы.

Цветовое восприятие
Игра «Букетики для гномиков»

Цели: развивать умение соотносить предметы по цвету, быстроту реакции на сигнал, координацию движений, воспитывать желание играть вместе.

Материалы: фигурки желтого и красного гномов, желтые и красные листья (по два листочка разного цвета для каждого ребенка).

Содержание: воспитатель предлагает детям взять по одному листочку (красному и желтому) и поиграть с ними:

Мы листочки, мы листочки,

Мы осенние листочки,

Мы на веточке сидим,

Ветер дунул – полетим.

Дети встают на носочки и поднимают вверх руки с листочками, затем приседают на корточки, встают и на слово «полетим» выполняют бег врассыпную по игровой комнате. Далее воспитатель, спросив у детей, одинаковые ли у них листочки, просит подарить красные – Красному Гномику, желтые – Желтому Гномику, посчитать листочки, затем поставить их в вазочку, уточняя: «Сколько листочков было у гномиков? Сколько осенних букетов в вазе?»

Правила: обратить внимание детей на то, что при смене исходных положений необходимо быстро выполнять движения (по словесному сигналу).

Игра «Цветные фонарики»

Цели: развивать внимание, зрительную ориентировку, быстроту реакции, ловкость рук и координацию движений, самостоятельность; закреплять умение различать цвета.

Материалы: мячи (шарики, кубики) разного цвета.

Содержание: воспитатель рассказывает, что гномики живут в темной чаще леса и, чтобы к ним попасть, нужно зажечь цветные фонарики:

Желтый (красный и др.) цвет их виден

Дети перебегают на противоположную сторону игровой комнаты, берут мяч того цвета, который указывается в четверостишии, поднимают его над головой – «зажигают фонарик».

Правила: перемещаться по игровой комнате нужно аккуратно, не наталкиваясь друг на друга.

Геометрические представления. Форма
Игра «Форма – движение»

Цели: развивать внимание, согласованность действий, умение играть вместе; закреплять представление о геометрических фигурах.

Материалы: геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

Содержание: детям показывают геометрические фигуры и предлагают выполнить движения согласно заданию: круг – прыжки; квадрат – приседания; треугольник – хлопки в ладоши.

Правила: при показе фигур быстро менять движения, при приседании спину держать прямо, хлопки выполнять ритмично

Игра «Солнечные зайчики»

Цели: развивать двигательную активность и слуховое внимание; закреплять знание формы и цвета, умение считать.

Материалы: вырезанные из цветного картона овалы красного цвета и прямоугольники голубого цвета, обручи таких же цветов.

Содержание: воспитатель раскладывает на полу обручи, а также овалы и прямоугольники, вырезанные из фольги, и предлагает детям выполнить упражнения (подскоки, бег на месте, прыжки в высоту, хлопки в ладоши) под стихотворный ритм:

Скачут словно мячики,

Будем в зайчиков играть –

Раз, два, три, четыре, пять!

По сигналу воспитателя дети с розовыми овалами в руках встают в обручи розового цвета, а с голубыми прямоугольниками – в обручи голубого цвета. Затем каждый ребенок называет цвет своей фигуры.

ОРИЕНТИРОВАНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ
Игра «Найди предмет»

Цели: закреплять умение ориентироваться в пространстве, слаженно выполнять движения; учить оценивать правильность выполнения движения.

Материалы: любой предмет или игрушка.

Содержание: воспитатель знакомит детей с предметом и предлагает с ним поиграть.

Выбирается ребенок, который будет искать предмет. Педагог вместе с остальными детьми прячет предмет и объясняет: для того чтобы играющий мог его найти, нужно выполнять действия по заданию:

Ÿ если ребенок идет в правильном направлении, то дети громко хлопают в ладоши,

Ÿ если в неправильном направлении, то дети наклоняются вправо, влево.

Ребенок, нашедший предмет, рассказывает, где он его нашел, используя предлоги вверху, внизу, на, за, под, впереди, сзади.

Правила: дети делают наклоны в стороны, поставив руки на пояс, громко и ритмично хлопают в ладоши. Необходимо внимательно следить за перемещением ребенка и вовремя менять движения.

Игра «Ищи»

Цели: развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве; действовать по указанию; воспитывать желание добиваться желаемого результата.

Материалы: карточки со стрелками, любой предмет.

Содержание: дети выбирают ведущего, который проведет их по направлению стрелок к конечному пункту (стрелки указывают направление к предмету). Добравшись до конечной точки, дети по очереди должны выполнить задания по словесной инструкции.

Ÿ три прыжка вперед (прыжки со счетом с продвижением вперед);

Ÿ два широких шага вправо (ходьба друг за другом в указанном направлении);

Ÿ перешагнуть через предмет (широкие шаги, перешагивание через высокие предметы);

Ÿ поворот кругом (на 180°);

Ÿ проползти по бревну (лазанье по-пластунски).

Выполнив задание, дети находят предмет.

Правила: двигаться надо строго по стрелкам на полу, соблюдать указание направления, при прыжках руки держать на поясе, при поворотах запоминать направление (право – лево), при ползании чередовать положение рук и ног, точно следовать указаниям ведущего.

Обобщение. Классификация
по одному признаку, свойству

Игра «Дары леса (деревни)»

Цель: развивать умение классифицировать предметы по форме и названию, внимание, память, двигательную и умственную активность.

Материалы: разрезные картинки с изображением ягод, шишек, овощей, фруктов.

Содержание: детям предлагают собрать разрезные картинки – «дары леса», «дары деревни» – и сосчитать, сколько на картинке предметов, сопровождая счет движением по заданию: прыжки, приседания, хлопки, наклоны в стороны.

Правила: упражнения необходимо выполнять ритмично, точно.

Игра «Поймай рыбку»

Цель: развивать внимание, умственную и двигательную активность; учить объединять предметы по одному признаку: форме или цвету.

Материалы: два обруча (красный, синий), геометрические фигуры – треугольник и овал красного или синего цвета.

Содержание: дети бегут по игровой комнате, имитируя движения рыбок, в руках держат бумажные овал или треугольник красного или синего цвета. По сигналу воспитателя дети разделяются по какому-либо признаку, например по цвету, и встают в два обруча, лежащие на полу: дети с красными фигурами – в красный, с синими фигурами – в синий. Игра продолжается, теперь дети разделяются по другому признаку: в один обруч встают с овалами, в другой – с треугольниками.

Правила: обратить внимание детей на то, что в объединении могут быть рыбки либо красного (синего) цвета разной формы, либо красного и синего цвета одной формы. Перемещения по игровой комнате осуществлять, не наталкиваясь друг на друга.

Игра «Чьи следы»

Цели: закреплять навык ползания на высоких четвереньках по «следам», чередуя положения рук и ног; учить сравнивать «следы», соотнося их с нужным размером обуви; развивать логическое мышление.

Материалы: силуэты следов, ладошек.

Содержание: детям предлагается пройти по дорожке из «следов» и «ладошек» на высоких четвереньках чередующимся шагом. По окончании движения примерить свою обувь к следам, соотнеся размер, найти владельца этих следов. Ответить на вопрос, какие пары еще знакомы.

Правила: при ходьбе на четвереньках чередовать положение рук и ног, ноги к «следам» приставлять ровно.

Дидактические игры по математике в первой и второй младшей группе: пополняем картотеку и планируем занятия.


Лариса Морозова 20.07.2017 2 5.9k

Дети ясельной и второй младшей группы детского сада — маленькие исследователи, которые ежедневно открывают для себя что-то новое. Будучи активными в познании окружающего мира, они рано проявляют интерес к математическим понятиям. Задача педагога — не навязывать обучение математике, а добиваться, чтобы дети постигали её самостоятельно, главным образом с помощью чувств. Ведь, если преподнести ребёнку довольно сложные вещи в занимательной форме, то он будет рад узнавать новое ещё. В этом воспитателю помогут интересные занятия с использованием подвижных, пальчиковых и дидактических игр, с особенностями организации и картотекой которых и знакомит эта статья.

Игровой компонент в освоении математических понятий в ясельной и второй младшей группах детского сада: задачи и приёмы с учётом требований ФГОС

Малыши раннего дошкольного возраста только приобщаются к познавательной деятельности. И в сетке занятий яслей математика, как правило, не выделяется в отдельную непосредственно образовательную деятельность. Математические понятия затрагиваются в рамках занятий по ознакомлению с окружающим миром или ФЦКМ (формирование целостной картины мира), либо деятельность обозначается как сенсорика с элементами математики. В любом случае ознакомление малышей с математическими понятиями происходит исключительно в игровой форме, иначе дети просто не будут воспринимать образовательную деятельность.

Основные знания и умения, которыми должны обладать воспитанники первой младшей группы к концу учебного года.

  1. Элементарно классифицировать предметы (игрушки, посуда, одежда и пр.): отличать их по цвету, размеру (большой и маленький), понимать понятий «один», «много», «ни одного».
  2. Подбирать тождественные предметы (пару к сандалику, такой же по цвету и размеру кубик и пр.).
  3. Обследовать новые предметы, уметь определить их цвет, форму, размер.
  4. Выполнять манипуляции с предметами, ориентируясь сразу на два свойства (например, собрать пирамидку из 4–5 колечек разных цветов, вложить трёх матрёшек одна в другую, совмещая рисунок на сарафане).
  5. Различать ключевые формы элементов строительного материала — кубик и кирпичик, знать варианты их расположения на плоскости.
  6. Понимать простейшие пространственные отношения: ближе-дальше, вверху-внизу, спереди-сзади.
  7. Усвоить принцип элементарного чередования двух предметов — простейший сериационный ряд.

Согласно требованиям ФГОС во второй младшей группе занятия по ФЭМП уже выделяются в расписании как отдельный предмет и проводятся один раз в неделю. Малыши продолжают развивать знания, которые были заложены в ясельной группе (однако многие дети в возрасте три года только приходят в детский сад), по тем же тематическим направлениям: количество, величина, форма, ориентация в пространстве. Кроме того, добавляется новая задача — дошкольники знакомятся с временными понятиями «утро», «день», «вечер» и «ночь».

Игровой компонент на занятиях математикой в младшем дошкольном возрасте также имеет первостепенное значение.

От игры стоит ненадолго отойти лишь в том случае, когда какое-то понятие вводится впервые, а деятельность по закреплению и повторению должна быть занимательной.

Рассмотрим подробнее игровые приёмы, которые используются на занятиях в первой и второй младшей группах.

  1. Игровая мотивация — побуждение дошкольников к действию. Вызвать интерес к освоению математических понятий помогут сказочные персонажи, любимые мультгерои, забавные зверюшки, которые приходят к ребятам в гости и просят их помочь решить какую-то проблему или научить их тому, что они сами не умеют. Также хорошо работает мотив путешествия, когда воспитатель предлагает малышам отправиться в сказку или волшебную страну на импровизированном поезде, корабле, самолёте.
  2. Элементы драматизации помогут создать эмоциональный фон занятия. Дети включаются в игру, не замечая, что их чему-то обучают. Например, если ребёнок неправильно формулирует какую-то мысль, то герой (например, Винни Пух) его поправляет, даёт более подробное объяснение. Малыш в этом случае не обижается, не замыкается в себе, а делает ещё одну попытку.
  3. Метод предварительной ошибки, особенно эффективен при закреплении усвоенного материала. Педагог просит сказочного персонажа (того же Винни Пуха) выполнить задание, например, построить из палочек квадрат. Медвежонок строит его из трёх палочек — соответственно, получается треугольник. Дети, конечно же, замечают ошибку (ведь, они уже знают, чем квадрат отличается от треугольника). Винни Пух продолжает настаивать на своём, а ребята учат его правильным действиям — добавить ещё одну палочку и сделать все углы прямыми.
  4. Воспитатель участвует в игре наравне с детьми. Педагог не является сторонним наблюдателем игрового процесса, а сам собирает башенки, строит дом из кубиков, демонстрируя малышам, как интересно работать с дидактическим материалом и вызывая у них желание к самостоятельной деятельности.
  5. Игры должны быть разнообразными, направленными на чередование деятельности. В ходе занятия воспитатель использует дидактические игры, подвижные и пальчиковую гимнастику.

Познавательно-игровой деятельностью малыши раннего и младшего возраста должны заниматься не только на занятии, но и в свободное время. Для этого у детей в свободном доступе должны быть различные игровые пособия. В ясельной группе это, прежде всего, игры для сенсорного развития (прищепки, геометрические фигуры, которые вставляются в ячейки по принципу пазлов, матрёшки, развивающие домики с окошками разной формы и т.п.).

Игровые пособия должны быть в свободном для детей доступе

Во второй младшей группе ассортимент пособий более разнообразен. Это домино и геометрическое лото, счётные палочки, из которых можно складывать различные картинки, «Блоки Дьенеша», настольно-печатные игры и др.

Интересно, что для закрепления математических понятий в раннем и младшем дошкольном возрасте вполне можно использовать режимные моменты. Это одевание и раздевание на прогулку, гигиенические процедуры, наблюдение за сервировкой стола и пр.

Например, во время сборов на прогулку воспитатель предлагает малышам следующие виды игровых заданий:

  • сравнить сандалики или сапожки по величине (приложив их подошвы);
  • обсудить с малышами цвет их шапок, шарфиков, курток;
  • выяснить путём сравнения, чей шарфик длиннее;
  • спросить, много ли детей сегодня пришли в куртках, пальто;
  • обратить внимание, что у каждого две варежки, а когда они сушатся на батарее, то их много.

Во время прогулки:

  • предложить дошкольникам собрать в маленькое ведро маленькие камушки и листья, а в большое — большие;
  • из песка сделать большие куличик для большой куклу, маленькие — для маленькой (соответственно из ведёрок соответствующего размера);
  • выкопать большую пещеру для медведя, а маленькую для мышки;
  • попросить ребят наполнить одно ведро полностью песком, а другое — чуть-чуть;
  • на влажном песке сделать отпечаток подошвы обуви ребёнка и взрослого сравнить их по размеру;
  • наблюдая за проезжающими автомобилями, обсуждать их цвет, размер, направление и скорость движения;
  • сравнивать по размеру дерево и куст, дерево и травинку, куст и травинку.

Перед приёмом пищи:

  • обратить внимание на сервировку стола: хлеб лежит слева от тарелки, а ложка справа;
  • в каждой тарелке находится по одной котлете (понятие «по одному»).
  • обратить внимание на цвет и форму массажных ковриков;
  • воспитатель, расчёсывая девочек, спрашивает, у кого волосы длинные, а у кого — короткие.

Фотогалерея: игровые приёмы, применяемые во время режимных моментов

Специфика использования дидактических игр в ясельном возрасте

Как показывает практика, в раннем дошкольном возрасте дети с интересом воспринимают лишь задания, в которых используются реальные предметы и конкретные действия. Задания, которые совершаются в знакомой обстановке и ситуации (например, спрятать носовой платочек за спину, показать большой кубик в коробке) обычно не вызывают у ребят трудностей. Поэтому первоначально нужно использовать при работе с малышами именно такие игры, а только затем уже переходить к картинкам.

Кроме того, при использовании игровых пособий необходимо учитывать индивидуальный подход — определять, какой объём и содержание материала доступно каждому конкретному ребёнку. Ведь в ясельном возрасте развитие малышей очень отличается в силу их психосоматического здоровья (часто болеющие дети), характера (чрезмерно застенчивые), особенностей семейного воспитания (с некоторыми с раннего возраста занимаются родители).

Большую роль играет доброжелательная атмосфера, которую воспитатель должен создать на занятии, чтобы ребёнок «раскрылся», захотел поиграть в предложенные игры. На начальном этапе многие дошкольники испытывают естественные трудности, делают ошибки — это не должно останавливать педагога, нужно вести себя мягко и терпеливо.

Формирование математических представлений особо важно, если ребёнок имеет задержку в речевом развитии. Малыш расширит свой словарный запас и усвоит слова и действия, важные для общения с людьми.

Основные виды математических игр для самых маленьких дошколят

В первой младшей группе используются не только занятия по математике, но и различного вида игры, так или иначе связанные с математическими понятиями.

Дидактические

Дидактические игры в ясельной группе основаны на манипуляции с предметами, они имеют простые правила и в большинстве своём направлены на сенсорное развитие. Рассмотрим подходящие для данного возраста варианты.

«Строим домик». Игра направлена на развитие представлений о цвете и форме. Воспитатель показывает ребятам игрушечную собачку и кошку, для которых нужно построить домики. Но собачка хочет себе дом из кирпичиков, а кошечка — из кубиков. В строительном магазине (полка или ящик с кубиками, кирпичиками, шарами) ребята выбирают нужные материалы и сооружают постройки. Животные радуются и весело танцуют. Впоследствии такую игру можно усложнить — предложить малышам построить для собачки дом из красных кубиков, а для кошечки — из зелёных и т. д.

«Большие и маленькие мячи» (различение цвета и величины). Педагог даёт детям рассмотреть мячики разного цвета и размера (большие и маленькие), затем выносит большую и маленькую куклу и сообщает, что Катя (большая) хочет поиграть с большими мячиками, а Маша (маленькая) с маленькими. Дошкольники отбирают игрушки нужного размера. Но, оказывается, что Маша капризничает: хочет маленькие мячики только красного цвета, под цвет своего платья. Катя тоже сердится — хочет синие, как её бантики на косичках.

У малышей всегда пользуются популярностью сенсорные игры с прищепками, с помощью которых можно учиться группировать предметы по цвету. Любой воспитатель может сделать такие пособия самостоятельно своими руками. Например, детям можно предложить повесить сушиться постиранное бельё на верёвочки: цвет одежды (из картона) должен совпадать по цвету с прищепкой. Другой вариант — прикрепить ёжикам на спинку колючки или приделать лапки гусенице.

Фотогалерея: игры с прищепками в раннем дошкольном возрасте

«Кто стучит?» (сопоставление понятий «один-много»). Педагог объявляет детям, что к ним сейчас придёт в гости, например, медвежонок или зайчик (игрушки). Медвежонок всегда стучит в дверь один раз («тук»), а зайка — много раз («тук-тук-тук»): при этом действия демонстрируются. Обе игрушки убираются под стол, воспитатель стучит, а малыши должны догадаться, кто пришёл.

К малышам пришёл игровой персонаж — Мишка

«Найди пару» (объединение двух одинаковых предметов). Кукла Катя просит помочь найти её вещи: перед детьми вперемешку лежит кукольная обувь и носочки (можно добавить детские вещи). Воспитатель надевает на ножку Кате один носочек и сандалик, а дошкольники должны подобрать к ним пару. Как вариант — такую игру можно проводить с бумажными рукавичками.

Малыши учатся объединять в пару два одинаковых предмета

«Зайка гуляет по группе» (ориентировка в пространстве, закрепление предлогов с пространственным значением). В гости к ребятам приходит зайчик, который хочет прогуляться по игровой комнате. Он шепчет на ухо воспитателю, куда он хочет пойти или попасть. Малыши по очереди выполняют действия, например, посадить зайчика на кукольную кроватку, стульчик, поднести его к окошку, чтобы он посмотрел, заглянуть за шкаф и т.п.

Подвижные, физкульминутки, пальчиковая гимнастика

В первой младшей группе можно играть с малышами в простейшие подвижные игры, где нет особых правил, сложных для восприятия в данном возрасте. Подойдут, например, следующие варианты.

«Не задень». Дети ходят друг за другом, обходя предметы (шары и кубики). Задача — не задеть их и соблюдать интервал при ходьбе. После игры дети должны ответить на вопросы: какие фигуры они обходили, сколько их (одна, много). Впоследствии задание усложняется — используются плоские геометрические фигуры.

«День и ночь» (предпосылки для освоения временных понятий). По сигналу воспитателя «День» малыши ходят, бегают, прыгают, по сигналу «Ночь» нужно присесть и замереть («заснуть»). По окончании игры педагог спрашивает, когда люди спят, что дети делают днём.

«Найди свой домик». На полу разложены геометрические фигуры — домики (например, у девочек — это квадраты, а у мальчиков — круги). Дети выходят гулять на полянку: собирают воображаемые цветочки, перепрыгивают через ручейки и т. д. По сигналу «Дождь» нужно быстро спрятаться в домик — стать на свою геометрическую фигуру.

На развитие ориентации в пространстве относительно своего тела направлены некоторые физкультминутки, например, «Зайка».

Дидактические игры для младшей группы детского сада на тему: «Природа. Животные. Птицы. Цветы». Часть 2..

Здесь также собраны интересные дидактические игры в детском саду, которые помогут более полно проводить различные занятия с детьми.

Цель: различать и называть листья знакомых деревьев, вспоминать названия деревьев, развивать речь детей; воспитывать у них внимание и эстетические чувства.

Материал: у каждого ребенка одинаковые букеты из 3-4 листочков (клена, дуба, ясеня, березы), один букет у воспитателя.

Воспитатель раздает детям букеты, а один оставляет себе. Затем показывает какой-то листочек, например кленовый и говорит: «Раз, два, три — такой же листочек покажи!» Дети поднимают руки и показывают кленовые листочки.

Отгадайте что в руке.

Цель: учить детей различать и называть овощи, фрукты по цвету, форме; воспитывать интерес к природе.

Материал: овощи и фрукты.

Дети образуют круг, закладывая руки за спину. Воспитатель кладет в их руки овощи и фрукты, затем показывает что-то из овощей или фруктов, а дети должны определить на ощупь, какой овощ или фрукт лежит в руке. Те, кто имеют такой же предмет, подбегают к воспитателю.

Деревья и их плоды.

Цель: учить детей подбирать плоды деревьев, развивать зрительную память, внимание.

Материал: иллюстрации деревьев (ель, рябина, каштан, липа, клен) картинки (шишка, рябина, каштан, липовое семян, кленовая крылатка).

Воспитатель предлагает назвать выставленные дерева, а затем найти их плоды.

Материал: картинки птиц (воробей, голубь, ворона, ласточка, скворец, синица).

Перед детьми выставлены птицы, а воспитатель предлагает им назвать их. Ребенок называет птицу, показывает ее, остальные дети знаками показывают согласны они или нет.

Какого цветка не стало.

Цель: учить детей называть цветы «уголка природы» (традесканция, фиалка, амазонская лилия, бегония) развивать зрительную память, воспитывать желание заботиться о растениях.

Материал: цветы «уголка природы».

Воспитатель выставляет на стол растения из «уголка природы», дети называют их. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и прячет одно растение.

Дети открывают глаза, они должны отгадать: какой цветка не стало, назвать его.

Ухаживать за цветами.

Цель: закреплять умение детей ухаживать за растениями «уголка природы»; выбирать нужные вещи для ухода; развивать память, внимательность, воспитывать желание заботиться о растениях.

Материал: лейка; тряпка; палка для рыхления; пульверизатор и ненужные для ухода вещи (игрушка, камень, книга и т.д.).

На столе лежат вещи, воспитатель предлагает детям выбрать только те вещи, которые нужны для ухода растений. Дети выбирают вещи и называют, что ими делают.

Цель: закреплять названия и внешние признаки цветов, растущих в «уголке природы»; учить описывать растения двумя-тремя предложениями развивать связную речь, память.

Материал: растения «уголка природы».

Воспитатель «продавец» предлагает детям «купить» цветы, но «купить» растения можно лишь тогда, когда будет назван и описан цветок. Например: «Это фиалка, у нее круглые, небольшие, пушистые листья. Ее цветы маленькие, красивые, нежные, фиолетового цвета».

Кто в лесу живет.

Цель: закреплять знания детей о диких животных; развивать память, речь; воспитывать любовь к животным.

Материал: наборы игрушек: «Дикие животные» и «Домашние животные».

Воспитатель предлагает детям выбрать среди игрушечных животных только тех, которые живут в лесу.

Цель: закреплять умение детей находить и называть цветы «уголка природы».

Материал: цветы «уголка природы».

Воспитатель предлагает детям найти цветок, который он называет. Дети находят его, повторяют его название.

Цель: закреплять умение детей называть овощи и их цвет; развивать зрительную память, внимание.

Материал: «волшебный мешочек», овощи.

Воспитатель предлагает детям по очереди извлечь из «волшебного мешочка» овощ, назвать его и цвет. Воспитатель может предложить, не глядя в мешочек, найти то, что он скажет. Поочередно играют все дети.

Цель: закреплять умение детей узнавать домашних животных по их звукам; развивать фонематический слух, внимание.

Воспитатель издает звуки животных, а дети их отгадывают.

Воспитатель вызывает к себе ребенка, на ушко называет ему животное. Ребенок издает звуки животного, а дети отгадывают.

Цель: закреплять умение детей находить названные овощи или фрукты развивать внимание, память.

Материал: муляжи овощей и фруктов.

На столе перед детьми на тарелочках лежат овощи и фрукты, воспитатель поочередно вызывает детей и просит найти тот или иной овощ или фрукт. Ребенок находит его. Дети знаками показывают, согласны ли они с выбором или нет.

Цель: учить детей узнавать и называть деревья на уличной площадке; развивать зрительную память, воспитывать любовь к природе.

Материал: деревья на уличной площадке.

Воспитатель подводит детей к деревьям и просит напомнить название этого дерева.

Воспитатель. Кто быстрее найдет березу? Один, два, три — к березе беги! Дети должны найти дерево и подбежать к определенной березе.

Игра продолжается, пока дети не устанут.

С какого дерева листочек.

Цель: учить детей узнавать и называть листья с деревьев, развивать зрительную память, внимание.

Материал: засушенные листочки с деревьев, колокольчик.

На коврике по кругу разложены листочки с деревьев. Дети бегают вокруг листьев, пока звенит звонок. Как только звонок замолкает — дети останавливаются и по очереди называют, с какого дерева листочек, у которого они остановились.

Узнаете по описанию.

Цель: учить детей узнавать деревья и кусты по описанию; развивать внимательность, память.

Воспитатель описывает деревья, кусты, а дети должны угадать дерево или куст. Например: высокое, стройное; все его веточки направлены со стволом вверх; летом с него летит пух и т.д..

Цель: учить детей выбирать из ряда животных лишнее, объяснять, почему оно лишнее; развивать логическое мышление, внимательность.

Материал: картинки с дикими животными и одним домашним животным, птичка, цветок, насекомое, наборное полотно.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть на наборном полотне картинки, найти лишнее из ряда диких животных и объяснить, почему тот или иной предмет лишний. Например: «Лишняя кошка, потому что она — домашнее животное».

Цель: закреплять умение детей издавать звуки птиц; развивать внимательность воспитывать любовь к природе.

Материал: картинки с изображением вороны, синицы, воробья, дятла, совы.

Воспитатель показывает детям поочередно карточки с птицами, дети их озвучивают, а потом называют.

Какой птицы не стало.

Цель: продолжать учить детей узнать и называть птиц; развивать зрительную память, внимательность воспитывать исполнительность.

Материал: карточки с изображением птиц, наборное полотно.

Воспитатель предлагает детям посмотреть на наборное полотно, назвать всех птиц, закрыть глаза. Он прячет одну птичку, а дети должны угадать: кого спрятал воспитатель.

Цель: продолжать учить детей узнавать и называть перелетных птиц; развивать память, внимание; воспитывать любовь к птицам.

Материал: карточки с изображением птиц (ласточка, скворец, журавль).

Перед детьми на наборном полотне — птицы. Воспитатель предлагает детям назвать птиц. Кто правильно называет птицу, тот получает фишку.

Данные дидактические игры в детском саду можно применять при проведении занятий по определенной тематике, а также включать в учебно-воспитательный процесс для достижения определенных целей.

Похожие материалы:

Что нам осень принесла. Цель: закреплять с детьми признаки осени и ее дары; развивать память, мышление, речь. Материал: разноцветные листочки, овощи …

Здесь также собраны интересные дидактические игры в детском саду, которые помогут более полно проводить различные занятия с детьми. Найди листочек. …

Отгадайте на вкус. Цель: учить детей различать по вкусу яблоко, грушу, сливы, виноград, морковь, капусту, помидор, огурец, определять — овощ это или …

«Давайте познакомимся!» Цель: закреплять умение детей знакомиться, называть свое имя, употреблять в своей речи вежливые слова. Материал: кукла. Ход …

Более новые статьи:

  • Конспект незнайка в гостях у ребят подготовил Воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида №39 Красникова Елена Павловна. Цель: дать представл …

» >Конспект: «Незнайка в гостях у ребят»
Конспект НОД комнатные растения подготовила Токарева Екатерина Евгеньевна, воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 39 г. Апшеронска. За …

Цель: — воспитывать у детей желание заботиться о своем здоровье; — формировать представления детей о зависимости здоровья от двигательной активност …

О. М. Шевченко учитель-логопед первой квалификационной категории МБДОУ д/с 37 Программные задачи: через сказку, художественное слово закрепить знани …

Воспитатель МБДОУ №38 Вощетинская О. П. направление художественно-эстетическое Программное содержание. Вызвать эмоциональный отклик на произведения …

Более старые статьи:

Отгадайте на вкус. Цель: учить детей различать по вкусу яблоко, грушу, сливы, виноград, морковь, капусту, помидор, огурец, определять — овощ это или …

«Давайте познакомимся!» Цель: закреплять умение детей знакомиться, называть свое имя, употреблять в своей речи вежливые слова. Материал: кукла. Ход …

Ведущая: Здравствуйте, уважаемые гости! Папа и мама — самые дорогие для нас слова. Нашу встречу мы посвящаем Вам, дорогие наши родители. Этот вечер мы …

» >Брейн-ринг для дошкольников по закреплению знаний о многозначных словах.
Из опыта работы по теме: «Использование игр в коррекции поведения дошкольников» Автор опыта: воспитатель МБДОУ детский сад № 38 Макаренко Нина Андр …

Цель: познакомить детей с работой пожарной охраны в прошлом и настоящем. Задачи: — дать сведения о формировании пожарной команды Апшеронского район …

Картотека игр для второй младшей группы детского сада.

Цель: описать, назвать, растения по характерным признакам и из связи с окружающей средой. Составлять описательные загадки и отгадывать загадки о растениях.

Правила игры: назвать растение можно только после описания какого-либо признака поочередно.

Ход игры: Игру проводят в парке, в лесу, в сквере. Из группы детей выбирают водящего, остальные делятся на две подгруппы. Водящий прячет зайчика под какое-либо растение (Дерево, кустарник) так, чтобы остальные дети не видели, куда спрятана игрушка. Затем водящий описывает растение (если затрудняется, то воспитатель помогает). Какая группа догадается быстрее, под каким растением зайчик, та идет его искать. Например, игрушка спрятана под дубом. Ведущий задает 1-й подгруппе загадку: «Это дерево, у него крепкий, могучий ствол» (Ответы детей 1-й подгруппы), 2-й подгруппе: «Листья у этого дерева осенью становятся коричневыми» (Отвечают дети 2-й подгруппы). И т.д.

Загадки-описания идут, пока не догадается одна из подгрупп.

Дидактическая игра «Где растет?»

Цель: учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.

Правила игры: разобрать овощи и фрукты, и разложить одни в огород другие в сад (имитация – картинки сада и огорода). Выигрывает та команда, которая быстро разберетвсе предметы по местам.

Ход игры: Среди детей делятся на две команды-бригады: овощеводы и садоводы. Овощи и фрукты (можно муляжи) раскладываются на столе. По сигналу воспитателя дети разбирают овощи и фрукты к соответствующим с картинкам. Та бригада, которая первой закончила работу, выигрывает. Дети не участвующие в бригадах проверяют правильность отбора. После этого объявляется команда–победительница.

Игра продолжается с другими командами.

Дидактическая игра «Наши друзья»

Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных, которые живут в доме (рыбы, птицы, животные), об уходе за ними, об их жилищах, воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.

Материал: карточки-лото с изображением животных: попугай, рыбки аквариумной, попугайчиков, хомячка, черепахи и т.д. Маленькие карточки с изображением их жилищ (клетка, террариум, аквариум, ящичек и т.д.), корма.

Ход игры: Карточки-лото раздаются участникам игры, у ведущего маленькие карточки, перевернутые вниз изображением. Ведущий берет любую карточку и показывает участникам. Участник, которому нужна эта карточка, поднимает руку и объясняет, почему эта карточка нужна именно для его животного.

Для усложнения можно добавить корточки, не относящиеся к этим животным.

Дидактическая игра «Цветочный магазин»

Цель: закреплять знания детей о растениях (луга, комнатных, садовых), закреплять умение находить нужный цветок по описанию. Научить группировать растения по виду.

Материал: можно использовать карточки от ботанического лото, комнатные растения можно брать настоящие, но не очень крупные.

Ход игры: Ведущий – продавец. остальные дети покупатели. Покупатель должен так описать растение, чтобы продавец сразу догадался о каком растении идет речь.

Примечание: вначале ведущий – взрослый. А за тем можно по считалке,

Дидактическая игра «Почтальон принес посылку»

Цель: Формировать и расширять представления детей об овощах, фруктах, грибах и т.д., учить описывать и узнавать предметы по описанию.

Материал: предметы (муляжи). Каждый отдельно упакован в бумажный пакетик. Можно использовать загадки.

Ход игры: Посылку приносят в группу. Ведущий (воспитатель) раздает посылки каждому ребенку. Дети заглядывают в них и по очереди рассказывают, что они получили по почте. Детям предлагается описать, что находиться в их пакетике по описанию или с помощью загадки.

Дидактическая игра «Съедобное – не съедобное»

Цель: формировать и закреплять знания детей об овощах и фруктах и ягодах. Развивать память, координацию.

Ход игры: Ведущий называет овощ, фрукт, ягоду или любой предмет, бросает мяч одному из участников, если предмет относится к заданным, то он ловит.

Можно играть со всей группой сразу с помощью хлопков (хлопать, в случае если предмет не относится к заданным)

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Цель: Формировать, закреплять знания детей о разных природных объектах (животные, овощи, фрукты и т.д.). Развивать мелкую моторику пальцев, тактильные ощущения, речь детей.

Материал: Красиво оформленный мешочек, разные игрушки, имитирующие животных, настоящие или муляжи овощей и фруктов.

Ход игры: Ведущий держит мешочек с предметами, предлагает детям по одному подойти и определить на ощупь предмет, не вытаскивая его, и назовет характерные признаки. Остальные дети должны по его описанию догадаться, что это за предмет, который пока не видят. После этого, ребенок вытаскивает предмет из мешочка и показывает всем ребятам.

Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»

Цель: Формировать и закреплять знания детей о степени зрелости овощей, фруктов, о порядке роста разных растений, живых существ (рыб, птиц, земноводных).

Материал: Карточки с разным порядком степени зрелости 3 – 4 – 5 карточек на каждый предмет (например: зеленый, маленький помидор, бурый и красный), порядком роста (семечко, росток, росток более высокий, взрослое растение).

Ход игры: Детям раздаются карточки с разными порядками. По сигналу ведущего они должны быстро найти и построиться по порядку с нужными картинками по порядку.

Дидактическая игра Магазин «Семена»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о семенах разных растений. Учить группировать растения по виду, по месту произрастания.

Материал: Вывеска «Семена». На прилавке, в разных коробках с моделями: дерево, цветок, овощ, фрукт, в прозрачных мешочках, находятся разные семена с картинкой этого растения.

Ход игры: Воспитатель предлагает открыть магазин по продаже семян. В магазине оборудуют четыре отдела. Выбирают продавцов в каждый отдел семян. По ходу игры дети-покупатели подходят к продавцам и называют свою профессию: цветовод, огородник, овощевод, лесник. За тем просят продать семена описанного ими растения и способа их выращивания (по одному в ямку, по одному в бороздку, «щепотью», рассадой).

Дидактическая игра «Собери грибы в лукошко»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах, о месте их произрастания; о правилах сбора в лесу.

Материал: Плоскостные лукошки, модель, обозначающая лес, фланелеграф, карточки с грибами(съедобными, не съедобными).

Ход игры: Детям раздаются карточки с грибами. Задача детей назвать свой гриб, описать его, где его можно найти (под березой, в еловом лесу, на поляне, на пеньке и т.д.), какой он: съедобный положить в «лукошко», не съедобный оставить в лесу (объяснить почему).

Дидактическая игра «С какой ветки детки»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о деревьях, их семенах и листьях. Закреплять правила поведения в лесу, в парке.

Материал: Засушенные листья разных деревьев (семена, плоды).

Ход игры: Перед прогулкой с детьми закрепляют правила поведения в лесу (парке). Игра проводиться желательно осенью (когда уже есть семена и плоды), можно летом (только по форме листьев). Дети гуляют по лесу (парку), по сигналу воспитателя «Все детки на ветки!», дети бегут к своим деревьям или кустам. Дети сравнивают свои листья и т.д. с теми, что растут на дереве или кусте, к которому они подбежали.

Дидактическая игра «Овощехранилище»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о внешних признаках и особенностях овощей и фруктов, их внешних признака для хранения и заготовок, способах их заготовления.

Материал: Плоскостное изображение банки для засолки и компотов, бочки для закваски, ящики для хранения, морозильная камера. Наборы маленьких карточек с овощами, фруктами и ягодами.

Ход игры: У каждого ребенка набор маленьких карточек с овощами, фруктами и ягодами. Детей разделить на команды (в зависимости от количества детей). Каждая команда делает свои «заготовки», из своих овощей, фруктов и ягод.

Или из общего количества маленьких карточек команды (солит, квасит, складывают для хранения) выбирают, для каких заготовок нужны те или иные овощи, фрукты и ягоды.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Цель: Уточнять и закреплять знания детей о классификациях разных природных объектов. Развивать логическое мышление, речь.

Материал: карточки с разнообразными объектами.

Ход игры: Выставляются карточки: три – одного вида, а четвертая другого. Задача детей определить лишнюю карточку, и объяснить свой выбор.

Можно усложнить задачу и проводить игру словесно. Называя предметы и объекты.

Дидактическая игра «Путешествие под водой»

Цель: Развивать и закреплять знания о рыбах: морских, озерных, речных; о морских обитателях, растениях, и их месте обитания.

Материал: Большие карты-лото с картинкой какого-либо водоема. Маленькие карточки с рыбами, водными животными, растениями и т.д.

Ход игры: Воспитатель предлагает отправиться в водное путешествие по разным водоемам. Можно разделить детей на команды. Каждая команда отправляется в путешествие к определенному водоему. Далее дети подбирают живые объекты для своих водоемов из общего количества маленьких карточек. Выигрывает та команда, которая лучше знает обитателей и растения своего водоема.

Или игра проводится по типу лото.

Дидактическая игра «Рассели животных по домам»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о местах проживания животных, названиях их жилищ. Развивать речь.

Материал: Фланелеграф, разные природные зоны земли (иллюстрации). Маленькие карточки с разнообразными животными, птицами, и т.д.

Ход игры: На фланелеграфе расположены разные природные зоны земли. У детей маленькие карточки с разнообразными животными, птицами, и т.д. Задача детей назвать свое животное, где оно живет, и поставить около нужной природной зона на фланелеграф.

Дидактическая игра «Угадай по описанию»

Цель: Развивать и закреплять знания о внешнем виде природных объектов (животных, растений, рыб, насекомых и пр.). Развивать память, речь.

Материал: Карточки с разнообразными видами животных, рыб, птиц, насекомых, по числу участников или больше.

Ход игры: Карточки раздаются детям. Их задача не показывая, описать объект так, чтобы другие смогли угадать, кто изображен у них на карточке. Можно использовать загадки.

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Цель: уточнять и закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе и жизни животных в разные сезоны года.

Материал: Большие карты-лото с картинкой какого-либо времени года. Маленькие карточки с моделями признаков разных сезонов.

Ход игры: Игра проводится по типу лото. У ведущего маленькие карточки, перевернутые вниз изображением. Ведущий показывает карточку с моделью, игроки называют, что это и когда это бывает. Ребенок объясняет, почему эта карточка нужна именно для него. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту. Но игра продолжается до того пока все участники не закроют свои карты.

Дидактическая игра «Зоопарк»

Цель: Формировать и расширять представления детей о питании домашних и диких животных (птицы, животные), воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.

Материал: карточки разных животных, птиц, насекомых, продукты питания, овощи и фрукты.

Ход игры: Детям предлагается покормить животных в зоопарке. Игра проходит по типу лото. Ведущий показывает карточки с продуктами питания, насекомыми. Игрок, которому нужна эта карточка, поднимает руку и объясняет, почему эта карточка нужна именно для его животного или птицы.

Дидактическая игра «Соберем урожай»

Цель: Развивать и закреплять знания детей об овощах, фруктах и ягодах. Их месте произрастания (сад, огород, грядка, дерево, куст, в земле, на земле).

Материал: Корзинки с моделями: овощи, фрукты и ягоды (одна корзинка). Муляжи овощей, фруктов и ягод, или карточки от лото с овощами и фруктами.

Ход игры: В определенных местах группы ставятся картинки с огородом и садом, где расположены муляжи или карточки. Детей можно разделить на две команды огородники и садоводы. По сигналу ведущего команды собирают урожай в свою корзинку с моделью. Условие: можно переносить только по одному предмету.

Adblock
detector