Картотека игр по театрализации в доу

Картотека по теме:
Картотека Театрализованных игр для детей 3 — 7 лет.

Картотека театрализованных игр подобран с учетом возрастных особенностей детей 3 — 7 лет и распределен по возрастным группам. Театрализованные игры учат детей ориентироваться в пространстве, рав­номерно размещаться по площадке, строить диалог с партне­ром на заданную тему; развивать способность произвольно на­прягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое вни­мание, память, наблюдательность, образное мышление, фан­тазию, воображение, интерес к сценическому искусству; уп­ражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-этические качества.

Предварительный просмотр:

Картотека театрализованных игр для детей 3 – 7 лет

Педагог дополнительного образования Тукбаева Г.Л.

Театрализованная игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи театрализованных игр: Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-этические качества.

Театр в жизни ребенка—это праздник, всплеск эмоций, сказка; ребенок сопереживает, сочувствует, мысленно «проживает» с героем весь его путь. В процессе игры развиваются и тренируются память, мышление, воображение, фантазия, выразительность речи и движений. Все эти качества нужны для хорошей игры на сцене. Упражняя, например, освобождение мышцы, нельзя забывать другие элементы: внимание, воображение, действие и т.д.

С первых дней занятий дети должны знать, что основой театрального творчества является «действие», что слова «актер», «акт», «активность» произошли от латинского слова «асио» — «действие», а слово «драма» на древнегреческом языке означает «совершающее действие», то есть актер должен действовать на сцене, что-то делать.

Для начала можно разделить детей на две подгруппы: «актеров» и «зрителей». Группу «актеров» послать на сцену, предлагая каждому действовать (действия могут совершаться в одиночку, попарно); дав свободный выбор тематики действия (рассматривать картины, что-то искать, выполнять работу: пилить, носить воду и т. д.). «Зрители» внимательно следят за их действиями. Затем «актеры» становятся «зрителями», а «зрители» — «актерами». Педагог сначала дает детям возможность охарактеризовать выполненные действия, а потом сам разбирает их и показывает, кто играл чувство, кто действовал механически, а кто был во власти штампа; объясняет значение слова «штамп» (однажды и навсегда установленные формы выражения, когда актеры подходят к разрешению сложных душевных процессов с внешней стороны, то есть копируют внешний результат переживания); рассказывает, что в сценическом искусстве существует три главных направления: ремесло, искусство представления, искусство переживания.

Педагог говорит детям, что активность проявляется на сцене в действии; в действии передается душа роли, и переживание артиста и внутренний мир пьесы. По действиям и поступкам мы судим о людях, изображаемых на сцене, и понимаем кто они.

Так же детям следует объяснить, что творческая деятельность актера возникает и проходит на сцене в плоскости воображения (в жизни, созданной фантазией, художественным вымыслом). Задача артиста заключается в том, чтобы превратить вымысел пьесы в художественную сценическую быль. Автор любой пьесы очень многое не досказывает (что было с действующим лицом до начала пьесы, что делало действующее лицо между актами). Ремарки автор дает лаконичные (встал, ушел, плачет и т.д.). Все это артист должен дополнять вымыслом и воображением.

Воображение воскрешает то, что было пережито или увидено нами, знакомо нам. Воображение может создать и новое представление, но из обычного, реального жизненного явления. Воображение имеет два свойства:

  • воспроизводить образы, пережитые ранее в действительности:
  • комбинировать части и все пережитое в разное время, сочетая образы в новом порядке, группируя их в новое целое.

Воображение должно быть активным, то есть должно активно толкать автора на внутреннее и внешнее действие, а для этого надо найти, нарисовать себе воображением такие условия, такие взаимоотношения, которые заинтересовали бы артиста и толкнули бы его к активному творчеству; кроме того нужна ясность цели, интересное задание. Дети должны с интересом и вниманием участвовать в ходе игры.

Внимание нужно артисту во время пребывания на сцене. Нужно быть внимательным во время своих реплик, поддерживать внимание во время пауз; особого внимания требуют реплики партнера.

Кроме внимания у детей очень важно развивать и эмоциональную память, так как на сцене он живет повторными чувствами, ранее пережитыми, знакомыми ему по жизненному опыту.

При общении с бутафорскими предметами актер должен при помощи эмоциональной памяти вызвать нужные ощущения, а вслед за ними и чувства. На сцене пахнет краской или клеем, а актер по ходу пьесы должен сыграть, что на сцене все настоящее.

Театрализованные игры повышают у детей интерес к театрализованной деятельности, повышает их актерское мастерство. И только через игру дети понимают, что от них хочет педагог по театрализованной деятельности.

Картотека игр по театрализации.

Игры–драматизации для детей всех возрастных групп

Игры-драматизации хорошо организуют детский коллектив, не требуют специальных условий – их можно проводить в помещении, на участке, на полянке.

Игры доставляют детям не только радость и удовольствие, но и учат быть добрыми, смелыми, внимательными, ловкими, всесторонне развивают и воспитывают.

«Мыши» С. Маршака (мл. гр.)

Воспитатель рассказывает детям о том, что мышки – маленькие, бегают тихо, всего боятся: и кошки, и шума, поэтому, изображая мышек, нужно двигаться очень осторожно.

Воспитатель таинственно и негромко читает стихи, жестом подзывая к себе детей.

-Вышли мыши как-то раз

Посмотреть, который час.

Малыши встают и идут осторожно и медленно. Воспитатель, быстро хлопнув в ладоши, громко говорит:

-Вдруг раздался страшный звон, игр

Убежали мышки вон!

Дети убегают на свои места.

Эта игра приучает детей быть внимательными, чётко выполнять правила.

«Зайка» А. Барто (мл.гр.)

Воспитатель выбирает активного ребёнка чтобы он мог показать, как зайчик плачет, трёт глазки, стряхивает водичку и т.д.

Дети сидят на стульчиках. Малыша, выполняющего роль зайчика, усаживают на стульчик лицом к остальным. Воспитатель вместе с детьми рассказывает стихотворение:

«Зайку бросила хозяйка,

Под дождём остался зайка,

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок»

Ребёнок показывает, как зайчик плачет, вытирает слёзы и т.д.

Воспитатель предлагает детям пожалеть зайчика и пригасить его потанцевать.

«Мячик» А. Барто (мл.гр.)

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

-Тише, Танечка, не плачь:

Не утонит в речке мяч.

Воспитатель вместе с детьми читают стихотворение, девочка Таня изображает горе, жалость, отчаяние, показывает, как она хочет, но не может достать мяч (мяч лежит на полу в обруче-озере).

Кто-нибудь из детей помогает Тане достать мячик (например, палочкой или сачком)

«Бычок» А.Барто (мл.гр.)

Выбирается ребёнок на роль бычка.

Дети сидят. Ребёнок, выполняющий роль бычка, идёт по доске, покачиваясь из стороны в сторону, и читает стихотворение:

-Идёт бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

«Ох, доска качается,

Воспитатель обращается к детям: «Юра, Лена, помогите, пожалуйста, бычку, снимите его с доски».

Дети подходят к бычку, берут за руки с двух сторон и приводят к ребятам.

«Котята»

Воспитатель читает английскую народную песенку в переводе С. Маршака

-Два маленьких котёнка поссорились в углу,

Сердитая хозяйка взяла свою метлу,

И вымела из кухни дерущихся котят,

Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.

А дело было ночью, зимою, в январе,

Два маленьких котёнка озябли на дворе.

Легли они, свернувшись, на камень у крыльца.

Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.

Но сжалилась хозяйка и отворила дверь

«Ну что, – она спросила. – не ссоритесь теперь?»

Пошли они тихонько в свой угол на ночлег,

Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег,

И оба перед печкой заснули сладким сном,

А вьюга до рассвета шумела за окном.-

Дети, послушав песенку, по очереди показывают мимику хозяйки, озябших котят, сладкий сон согревшихся котят. Затем разыгрывают всю сценку полностью.

«Курочка-рябушечка» сл.нар. (ср.гр.)

Дети сидят на стульчиках. Ребёнок, выполняющий роль курочки, гуляет с ведёрком в руках около них.

Ребята вместе с воспитателем обращаются к курочке:

– Курочка-рябушечка, куда пошла?

– Курочка-рябушечка, зачем пошла?

– Курочка-рябушечка, зачем водичка?

– Цыпляткам. Они пить хотят, во всё горлышко кричат.

Ребёнок подходит к детям, которые пищат как цыплята: «Пи-пи-пи», и даёт им «водички». Они пьют, набирая как бы воды в клюв, запрокидывая головки.

«Матросская шапка» А. Барто (ср.гр.)

Выбирают мальчика-капитана, 3-4-х ребят – лягушек. Капитану даётся в руки кораблик на верёвочке.

Дети сидят на стульях. Вместе с воспитателем они читают стихотворение:

«Матросская шапка, верёвка в руке,

Тяну я кораблик по быстрой реке.

(Ребёнок, изображающий капитана, ходит перед детьми в разных направлениях)

И скачут лягушки за мной по пятам,

И просят меня: «Прокати, капитан»

(Дети, выполняющие роль лягушек, выскакивают, приговаривая вместе со всеми: «Прокати, капитан»).

Затем на роль капитана выбираются другие дети.

«Жили у бабуси два весёлых гуся» сл.нар. (ср.гр.)

Роли гусей выполняют два мальчика. Они одеты в рубашки (один – в белую, другой – в серую), на головке – шапочка гуся, на обуви – красные «лапки». Двигаются гуси медленно, друг за другом, держа руки за спиной, покачивая плечами слева направо.

На ребёнка, изображающего бабусю, надета юбка, кофта, передник, косынка, в руках прутик.

Воспитатель читает стихи, а дети обыгрывают содержание: бабуся с прутиком в руках подгоняет гусей … Гуси одной лапой моют другую, бабуся чуть отворачивается в сторону – гуси быстренько прячутся за стульчики…

Бабуся всем своим видом выражает горе, качает головой, плачет, утирает слёзы концами косынки …

Выходят гуси, идут друг за другом, подходят к бабусе, кланяются ей. Она радостно встречает их, гладит их, подгоняя прутиком, уводит с площадки.

«Жил сапожник» сл.нар. (ст.гр.)

Выбираются два ребёнка: один исполняет роль сапожника, другой – кошки. Дети – на стульчиках. Сапожник сидит за столом. На глазах у него очки, на нём передник, в руках молоточек. На столе лежат детские сандалии, сапожки и т.д.. Сапожник работает – чинит обувь.

Дети спрашивают: «Жил сапожник?». Тот отвечает: «Жил!»

– Для кого, сапожник?

– Для соседской кошки!

Из дверей выходит «кошка», подходит к сапожнику и спрашивает: «Готовы мои сапоги?» – «Готовы». Кошка рассматривает их, потом надевает на руки, становится на четвереньки, пробегает мимо детей и убегает. Дети машут ей рукой.

«Идёт кисонька из кухни» сл.нар. (ст.гр.)

Слова песни нужно выучить заранее. Это вызовет интерес к игре, радостное ожидание её.

Дети сидят на стульчиках. Из-за дверей выходит ребёнок, выполняющий роль кисоньки. На нём передничек, на шее – бантик.

Кисонька проходит мимо детей. Она очень печальна, вытирает лапкой слёзы.

«Идет кисонька из кухни,

У ней глазоньки опухли.

О чём, кисонька, ты плачешь?»

Киска останавливается и плача отвечает детям:

«Повар пеночку слизал

И на кисоньку сказал «Брысь!»»

Воспитатель и дети её утешают, гладят, угощают молочком …

«Храбрецы» пер.с англ. К.Чуковский (ст.гр.)

3-4 мальчика исполняют роль портных, а девочка небольшого роста – улитка. Мальчики сидят на стульчиках перед детьми, имитируя работу портных: шьют, вырезают, примеряют, рассматривают сшитую одежду и т.д.

На голове у девочки шапочка с небольшими рожками.

Дети-зрители наблюдают за работой портных.

Ведущий (показывая на мальчиков):

Портные говорят задорно, хвастливо, весело:

«Не боимся мы зверей,

Ни волков, ни медведей!»

«А как вышли за калитку

Да увидели улитку –

Улитка, быстро передвигая ногами, направляется к портным. Увидев, её, они разбегаются, выражая удивление, испуг.

Мальчики-портные усаживаются на стулья и от смущения склоняют голову.

«Частушки» (ст.гр., подг.гр.)

На 2-х стульчиках (пеньках) – ребята, изображающие лягушек.

«Говорят, что две лягушки

На пеньке пекли ватрушки»

«Лягушки» хлопают лопаткой о ладошки, широко раздвигая пальцы.

-«И к обеду, говорят,

Пригласили всех ребят»

«Лягушки» зовут всех в гости, а потом скачут в разные стороны.

– «Говорят, что в зоопарке

Всем зверям дают подарки»

Выходят ребёнок, изображающий слона, покачиваясь, он проходит около зрителей.

– «И, как будто, старый слон

Воспитатель вручает слону коробку с ручкой, и тот уходит.

Двое детей изображают лису и парикмахера.

– «Говорят, пришла лисица

В парикмахерскую бриться,

Вот какие чудеса –

– Ходит бритая лиса»

Чтобы нам повеселиться.

В светлом домике своём

Очень весело живём»

Дети-артисты танцуют, все хлопают.

«Карлсон»

Ведущий предлагает детям отгадать загадку:

«Мой дом – у вас на крыше!

Я каждому знаком!

И мой пропеллер слышен

Над вашим чердаком!»

Затем один ребёнок показывает, какое лицо у Карлсона, а другой – какое довольное лицо у мальчика, к которому прилетел Карлсон.

(Этюд на выразительность жеста М.Чистяковой)

«Мяч» С.Маршак (для всех детей)

Воспитатель весело, с улыбкой, чётко, ритмично читает стихотворение:

«Мой весёлый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Синий, красный, голубой,

Не угнаться за тобой …»

Ребёнок, который изображает мяч, подпрыгивает на месте под ладонью педагога, со словами «Не угнаться за тобой» ребёнок бежит вперёд, потом возвращается. Можно играть сразу с двумя детьми.

«Театрализованные игры для детей дошкольников».

Белоус О.И., воспитатель МБДОУ д/с №30 ст.Ленинградская Ленинградский р-н

«Картотека театрализованных игр»

Цель: формировать у детей навыки звукоподражания.

Воспитатель раздает детям шапочки зверей и говорит: «Я буду читать стихотворение о разных животных, а те дети, на ком надета такая шапочка, будут изображать, как эти животные разговаривают».

Все пушистые цыплятки,

Мама спросит: «Где же вы?»

Цыплята скажут: «Пи-пи-пи!»

Курочка-хохлатушка по двору гуляла,

Деток созывала: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко!»

Ходит по двору петух,

Аж захватывает дух.

Как увидит он зерно,

Вышел котик погулять,

Решил цыпленка напугать.

Стал подкрадываться сразу

И мяукнул громко: «Мяу!»

Ловко прыгает лягушка,

У ней толстенькое брюшко,

Говорит она: «Ква-ква!»

«Возьмем Мишку на прогулку»

Цель: развивать предметно-игровые действия; формировать сопровождающую речь.

Оборудование: медвежонок, санки, кроватка, стульчик, комплект одежды для медвежонка (брюки, валенки, пальто, шапка).

Педагог сидит за столом перед детьми. Здесь же, на кукольном стульчике, лежит одежда мишки. Педагог, читая стихотворение, не спеша, одевает мишку. Последнее слово в каждой строчке досказывают дети.

Я надену Мишке теплые . штанишки.

Теплые . штанишки я надену Мишке.

Валенки-малышки я надену . Мишке.

Так, так и вот так — валенки-малышки.

Я надену . Мишке валенки-малышки,

Я надену . Мишке красное . пальтишко,

Красное . пальтишко я надену . Мишке.

А когда иду гулять, надо шапку надевать.

Мишку мы возьмем . гулять,

Будем в саночках . катать!

Педагог усаживает одетого мишку в игрушечные санки. Когда дети пойдут на прогулку, они возьмут его с собой.

«Пришел Мишка с прогулки»

Цель: развивать предметно-игровые действия; формировать сопровождающую речь.

Оборудование: медвежонок, санки, кроватка, стульчик, комплект одежды для медвежонка (брюки, валенки, пальто, шапка).

Дети сидят на стульчиках. Перед ними за столом педагог. На столе стоят санки с одетым медвежонком. Педагог, обращаясь к детям, говорит:

Мишенька ходил гулять,

Он устал и хочет спать.

Дети с Мишенькой гуляли,

Мишку в саночках катали.

Педагог раздевает медвежонка и аккуратно складывает его одежду на игрушечный стульчик.

Мишка наш ходил . гулять,

Шапку с Мишки надо . снять.

А теперь пальтишко

Я снимаю с . Мишки.

Так, так и вот так —

Я снимаю с . Мишки.

Мишка наш ходил . гулять,

Валеночки надо. снять.

Я снимаю с . Мишки.

Так, так и вот так —

я снимаю с . Мишки.

Мишка наш ходил . гулять,

Он устал и хочет . спать.

Вот его кроватка,

Будет спать он . сладко.

Спи, Мишутка, . баю-бай!

Педагог укладывает мишку в кроватку. Стульчик с его одеждой ставит рядом с кроваткой. Санки убирает. Индивидуально каждый ребенок играет с мишкой, а слова подсказывает педагог.

Цель: развивать навык звукоподражания.

Оборудование: плоскостной настольный домик с большим окном, медвежонок или другие сюжетные игрушки.

Перед сидящими детьми за столом педагог. На столе стоит домик, из окна которого выглядывает медвежонок.

Педагог: Ой, чья это мордочка показалась в окошке?

Дети отвечают, что это мишка. Педагог выводит его из-за домика и обращает внимание детей на то, как урчит мишка, здороваясь с ними. Затем он просит детей так же поурчать.

Вдруг мишка прячется за домик.

Где ты? Где ты? Отзовись!

Где ты? Где ты? Покажись!

В окне снова показывается голова мишки. Он качает голо вой и урчит. Дети подражают ему. Игра-показ повторяется по желанию детей. Прятаться могут разные, знакомые детям персонажи. И каждый раз педагог побуждает детей подражать «голосам» этих персонажей.

«Игра с пальчиками»

Цель: приобщать детей к театрализованной деятельности; учить их сочетать слова с движениями.

Оборудование: куклы пальчикового театра.

Ребенку надеваются на пальцы головки мальчиков и девочек. Воспитатель берет руку ребенка и играет с его пальчиками, приговаривая:

Пальчик-мальчик, Где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песню пел.

Этот пальчик — дедка,

Этот пальчик — бабка,

Этот пальчик — папенька,

Этот пальчик — маменька,

Этот — наш малыш,

Зовут его . (называет имя ребенка).

Цель: Развивать умение оправдывать свое поведение, развивать веру и фантазию, расширять знания детей.

Детям предлагается отправиться в кругосветное путешествие. Они должны придумать, где проляжет их путь — по пустыне, по горной тропе, по болоту, через лес, джунгли, через океан на корабле — и соответственно изменять свое поведение.

«Одно и то же по-разному»

Цель: Развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами), развивать воображение, веру, фантазию.

Детям предлагается придумать и показать несколько вариантов поведения по определенному заданию: человек «идет», «сидит», «бежит», «поднимает руку», «слушает» и т. д.

Каждый ребенок придумывает свой вариант поведения, а остальные дети должны догадаться, чем он занимается и где находится. Одно и то же действие в разных условиях выглядит по-разному.

Дети делятся на 2-3 творческие группы, и каждая получает определенное задание.

I группа — задание «сидеть». Возможные варианты:

  • сидеть у телевизора;
  • сидеть в цирке;
  • сидеть в кабинете у зубного врача;
  • сидеть у шахматной доски;
  • сидеть с удочкой на берегу реки и т. п.

II группа — задание «идти». Возможные варианты:

  • идти по дороге, вокруг лужи и грязь;
  • идти по горячему песку;
  • идти по палубе корабля;
  • идти по бревну или узкому мостику;
  • идти по узкой горной тропинке и т. д.

III группа — задание «бежать». Возможные варианты:

  • бежать, опаздывая в театр;
  • бежать от злой собаки;
  • бежать, попав под дождь;
  • бежать, играя в жмурки и т. д.

IV группа — задание «размахивать руками». Возможные варианты:

  • отгонять комаров;
  • подавать сигнал кораблю, чтобы заметили;
  • сушить мокрые руки и т. д.

V группа — задание «Ловить зверюшку». Возможные варианты:

Цель: Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию.

Предмет кладется на стул в центре круга или передается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов:

  • карандаш или палочка — ключ, отвертка, вилка, ложка, шприц, градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, дудочка, расческа и т. д.;
  • маленький мячик — яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик, колобок, цыпленок и т. д.;
  • записная книжка — зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка, игра.

Можно превращать стул или деревянный куб, тогда дети должны оправдывать условное название предмета.

Например, большой деревянный куб может быть превращен в королевский трон, клумбу, памятник, костер и т. д.

«Король» (вариант народной игры)

Цель: Развивать действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно.

Выбирается с помощью считалки на роль короля ребенок. Остальные дети — работники распределяются на несколько групп (3 — 4) и договариваются, что они будут делать, на какую работу наниматься. Затем они группами подходят к королю.

Работники: Здравствуй, король!

Работники: Нужны вам работники?

Король: А что вы умеете делать?

Работники: А ты отгадай!

Дети, действуя с воображаемыми предметами, демонстрируют различные профессии: готовят еду, стирают белье, шьют одежду, вышивают, поливают растения и т. п. Король должен отгадать профессию работников. Если он сделает это правильно, то догоняет убегающих детей. Первый пойманный ребенок становится королем. Со временем игру можно усложнить введением новых персонажей (королева, министр, принцесса и т. п.), а также придумать характеры действующих лиц (король — жадный, веселый, злой; королева — добрая, сварливая, легкомысленная).

Театрализованные игры для детей дошкольного возраста.

Автор: Соколова Ольга Григорьевна

для детей дошкольного возраста

Игра – путь к познанию мира, путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей, своих пределов. Самопроверка всегда побуждает к совершенствованию. Уже поэтому игры – важное средство самовоспитания.

Театрализованная игра, или драматизация, является одним из видов творческих игр на занятиях кукольного тетра. Использование театрализованных игр на занятиях способствуют знакомству детей с устным народным творчеством, развитию устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности, совершенствуют практический уровень владения связной речью, развивают игровое поведение, коммуника­тивные навыки, творческие способности, уверенность в себе, внимание, память, на­блюдательность, эстетическое чувство.

При проведении театрализованных игр педагогу необходимо создавать ве­селую, непринужденную ат­мосферу на занятиях, подбадривать за­жатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках. Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех — пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре-драматизации.

Для подготовки к театрализованным играм в начале занятия рекомендуется проводить общеразвивающие игры, игры по развитию речевых навыков и умений.

Предлагаемые игры и упражнения рекомендуется использовать в работе ­логопедов и воспитателей.

Общеразвивающие игры.

Игра «Что изменилось»

Цель: развивать зрительную память, внимание, выдержку.

1 вариант: перед детьми разложены театральные атри­буты. В течение 1 мин дети запоминают их расположение, затем закрывают глаза. Педа­гог меняет атрибуты местами или один убирает. Дети дол­жны определить, что измени­лось.

2 вариант: часть детей — «артисты», они показывают мизансцену из какого-либо спектакля, остальные дети — зрители, запоминают ее, за­тем закрывают глаза. На сце­не происходят изменения. Зри­тели должны восстановить мизансцену.

Игра «Поймай хлопок»

Цель: развивать произволь­ное слуховое внимание, быст­роту реакции.

Дети стоят врассыпную. Они должны среагировать на хлопок педагога и хлопнуть одновременно с ним. Педагог предлагает поймать малень­кий мячик (цветок, монетку).

Цель: развивать зритель­ную память, произвольное внимание, чувство сплоченно­сти.

Несколько детей образуют вагоны поезда, стоя в колон­не. Стоящий перед ними ре­бенок — «паровоз», должен запомнить, в какой последова­тельности стоят его «вагоны». Затем «паровоз» отворачивает­ся и называет детей — «вагонов» в четкой последовательности.

Слишком много ножек у сороконожек.

Наш Полкан попал в капкан.

Хохлатые хохлушки хохотом хохотали.

У четырех черепашек по четыре черепашонка.

Еле-еле Лена ела, есть от лени не хотела.

Театрализованные игры.

Игра «Работа с моделями эмоций»

Цель: знакомить с мими­ческим изображением эмо­ций.

Педагог обращает внима­ние детей на глаза, брови, рот, схематичные изображения лиц, выражающие различные эмоции. После того как дети научатся определять эмоции по моделям, им раздают кар­точки и разрезают их пополам поперек. Детям предлагают найти две подходящие поло­винки и соединить их.

Игра «Работа со схемами-эмоциями»

Цель: развивать фантазию, воображение, логическое мыш­ление.

Схемы-эмоции представля­ют собой несколько последо­вательно изображенных моде­лей эмоций, связанных пере­ходами-стрелочками. Детей объединяют в подгруппы и предлагают придумать исто­рию. В этой истории с героем происходят события, при ко­торых он проявляет указан­ные эмоции. Например, схе­ма: грусть — удивление — радость. «Шел грустный цып­ленок, увидел своего братца, плывущего по реке на листоч­ке, и очень удивился. Брат пригласил его поплавать с ним вместе.

Игры по развитию речи.

Цель: развивать правильное речевое дыхание.

Детям предлагают сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на «горящую свечу» (бумажку). Выдох де­лается тонкой упругой и плав­ной струей воздуха через плот­но сжатые губы.

Игра «Одно и то же по-разному»

Цель: развивать умение оп­равдывать свое поведение, действия нафантазированны­ми причинами; развивать во­ображение, фантазию, веру.

Детям предлагается приду­мать и показать несколько ва­риантов поведения по опреде­ленному заданию: человек идет, сидит, поднимает руку и т.д. Каждый ребенок при­думывает свой вариант пове­дения, а остальные дети дол­жны догадаться, чем он зани­мается и где находится. Это задание может выполняться в творческих группах, каждая из которых получает опреде­ленное задание (сидеть в цир­ке, у телевизора, в кабинете у зубного врача).

Список использованной литературы:

  1. Додокина Н.В., Евдокимова Е.С. «Театр в детском саду» – М.,2008
  2. Лейтан Т.Н., Коваценко А.Б., Никитина Н.В. «Программа оздоровления дошкольников с ОНР» — журнал «Логопед»№5 2010г.
  3. Жога Л.Н., Саяпова Н.Г., Епреева Е.Ю., Овчинникова Е.В., Рукосуева Л.А. «Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях специального детского сада»- журнал «Логопед» №4, 2007г.

Картотека театрализованных игр в старшей группе (стр. 1 ).

Муниципальное казенное дошкольное

«Детский сад № 80» комбинированного вида

Картотека театрализованных игр

в старшей группе

1. Игра: «Веселый Старичок-Лесовичок»

Цель: учить пользоваться разными интонациями.

Воспитатель читает стихотворение, Старичок-Лесовичок произносит свои слова по тексту с разной интонацией, дети повторяют.

Воспитатель: Жил в лесу старичок маленького роста

И смеялся старичок чрезвычайно просто:

Ха-ха-ха да хе-хе-хе,

Хи-хи-хи да бух-бух-бух

Динь-динь-динь да трюх-трюх!

Раз, увидя паука, страшно испугался,

Но, схватившись за бока, громко рассмеялся:

Хи-хи-хи да ха-ха-ха,

fb-го-го да буль-буль-буль.’

А увидя стрекозу, страшно рассердился,

Но от смеха на траву так и повалился:

Гы-гы-гы да гу-гу-гу,

fb-ro-ro да бах-бах-бах!

Ой, ребята, не могу!

Ой, ребята, ах-ах-ах!

(Д. Хармс) Игра проводится несколько раз.

2. Игра на имитацию движений

Воспитатель обращается к детям:

— Вспомните, как ходят дети?

Маленькие ножки шагали по дорожке. Большие ножки шагали по дорожке.

(Дети сначала идут маленькими шагами, затем большими — гигантскими шагами.)

— Как ходит Старичок-Лесовичок?

— Как ходит принцесса?

— Как катится колобок?

— Как серый волк по лесу рыщет?

— Как заяц, прижав уши, убегает от него?

3. «Немой диалог» на развитие артикуляции

Воспитатель: Представьте себе, что ваша мама в магазине, а вы жде­те ее на улице, у витрины. Она вам что-то говорит, вы ее не слышите, но пытаетесь догадаться.

(Сначала роль мамы берет на себя воспитатель, а дети отгадывают. Затем роль мамы предлагается исполнить детям.)

Цель: развивать выразительность мимики и жестов.

Воспитатель созывает детей:

Сяду рядышком на лавку,

С вами вместе посижу.

Загадаю вам загадки,

Кто смышленей — погляжу.

Воспитатель вместе с первой подгруппой детей садятся на модули и рассма­тривают иллюстрации к загадкам без слов. Дети выбирают картинки, которые могут загадать, не произнося ни слова. Вторая подгруппа в это время распо­лагается в другой части зала.

Дети первой подгруппы без слов, с помощью мимики и жестов изображают, например: ветер, море, ручеек, чайник (если сложно, то: кошку, лающую со­баку, мышь и т. д.). Дети второй подгруппы отгадывают. Затем загадывает вто­рая подгруппа, а отгадывает — первая.

5. «Поиграем. — угадаем.» (АБосева)

Цель:развивать пантомимические навыки.

Петрушка созывает детей: Что вы знаете, ребятки,

Про мои стихи-загадки?

Где отгадка, там конец.

Кто подскажет — молодец!

Дети рассаживаются полукругом возле Петрушки. Петрушка загадывает и показывает пантомимикой загадки.

Важно по двору ходил с острым клювом крокодил,

Головой весь день мотал, что-то громко бормотал.

Только это, верно, был никакой не крокодил,

А индюшек верный друг. Угадайте — кто? (Индюк.)

(Включается грамзапись. Дети, изображая индюка, ходят по всему залу, вы­соко поднимая ноги, прижав руки к туловищу, издавая звуки — уо, уо, уо, Трясут головой, болтая в это время языком во рту.)

Да, индюк. Признаться, братцы, трудно было догадаться!

С индюком случилось чудо — превратился он в верблюда!

Стал он лаягь и рычать, по земле хвостом стучать.

Я запутался, однако, он верблюд и ли. (Собака.)

(Включается грамзапись, дети изображают собаку: лают, рычат, бегают на четвереньках и «вертят хвостом».)

Не зонут ее Шавкой, и не спит она под лавкой,

А глядит она в окошко и мяукаетТ Как. (Кошка.)

(Под музыкальльное сопровождение дети изображают кошек: они передвига­ются на четвереньках плавно, мяукают, мурлыкают, «умываются» лапкой, шипят и фыркают, показывают «когти».)

Верно, мрно угадали, будто где ее видали!

А теперь давайте с вами в лес поедем за грибами.

(дети рассаживаются на воображаемую машину и, произнося различные звуки, имитируют движение на машине.)

Тр-р-р, приехали! Посмотрите-ка, ребята, тут лисички, там опята,

Ну а это на полянке ядовитые. (Поганки.)

(дети расходятся по залу («лесу») и собирают «грибы» (муляжи).)

Стойте. стойте! Что я вам наговорил! Какие грибы? Ведь за окном зима! Зимой грибы растут в лесу? А что растет в лесу зимой? (Сугробы.)

Цель: развивать монологическую речь.

Петрушка загадывает загадку:

И сияет, и блестит,

Никому оно не льстит,

А любому правду скажет —

Все как есть ему покажет!

Что же это? (Зеркало.)

В группу (зал) вносят большое зеркало. Каждый из команды подходит к зеркалу, и, глядя в него, первый — хвалит себя, восхищается собой, второй рассказывает о том, что ему не нравится в себе. Затем то же самое проделыва­ют члены другой команды. Петрушка и жюри оценивают этот конкурс.

Цель: развивать фантазию, диалогическую речь.

Петрушки на загадка:

Поверчу волшебный круг —

И меня услышит друг.

Что ЭТО? (Телефон.)

Петрушка приглашает по два человека от каждой команды, особенно тех, кто любит беседовать по телефону. Для каждой пары предлагается ситуация и тема для разговора. Пара составляется из членов противоположных команд.

1. Поздравить с днем рождения и напроситься в гости.

2. Пригласить на спектакль человека, который не любит ходить в театр.

3. Вам купили новые игрушки, а вашему другу хочется в них поиграть.

4. Вас обидели, а друг вас утешает.

5. Ваш друг (подруга) отнял любимую игрушку, а теперь извиняется.

6. У вас именины

Дети одной команды с помощью пантомимы показывают предмет (поезд, утюг, телефон, гриб, дерево, цветок, пчела, жук, заяц, собака, телевизор, кран, бабочка, книга). Дети другой команды угадывают.

9. Игра: «Как варили суп» на имитацию движений

Цель: развивать воображение и пантомимические навыки.

Правой рукою чищу картошку, шкурку снимаю с нее понемножку.

Держу я картошку левой рукою, картошку верчу и старательно мою.

Ножом проведу по ее серединке, разрежу картошку на две

Правой рукою ножик держу и на кусочки картошку крошу.

Ну, а теперь зажигаю горелку, сыплю в кастрюлю картошку с тарелки.

Чисто помою морковку и лук, воду стряхну с потрудившихся рук.

Мелко нарежу лук и морковку, в горсть соберу, получается ловко.

Теплой водой горстку риса помою, ссыплю в кастрюлю рис левой

Правой рукою возьму поварешку, перемешаю крупу и картошку.

Крышку возьму я левой рукою, плотно кастрюлю я крышкой закрою.

Варится супчик, бурлит и кипит. Пахнет так вкусно! Кастрюлька

— Ну вот, супчик готов. «Угощайте» друг друга! (включается русская народная плисовая). Дети и взрослые воображаемыми половниками разлива­ют суп-похлебку в воображаемые тарелки и «едят».

— Подкрепились? А теперь каждый помоет за собой тарелку.

Дети открывают воображаемый кран, моют тарелки, ложки, закрывают во­ду, вытирают руки.

Цель: развивать выразительность мимики и жестов.

Дети имитируют движения по тексту.

На поляне сугроб. Большой-пребольшой. Но вот пригрело солныш­ко. Сугроб тихонечко стал оседать под лучами теплого солнца. И мед­ленно потекли из сугроба маленькие ручейки. Они еще сонные и сла­бенькие. Но вот солнце пригрело еще сильнее, и ручейки проснулись и быстро, быстро побежали, огибая камушки, кустики, деревья. Вскоре они объединились, и вот шумит в лесу бурная река. Бежит река, увле­кая с собой прошлогодние листья и ветки. И вскоре река влилась в озе­ро и исчезла.

— Почему река исчезла в озере?

Цель: развивать пантомимические навыки

А вот посмотрите, гора старого валежника. Ой, это берлога! А в ней спят медвежата. Но вот пригрело солнышко, растопило снег. Капельки воды просочились в берлогу. Вода попала на нос, уши, лапы медвежат.

Медвежата потянулись, фыркнули, открыли глаза и стали выбирать­ся из берлоги. Раздвинув лапами сучья, они выбрались на поляну. Лу­чи солнца слепят глаза. Медвежата прикрывают лапами глазки и рычат от недовольства. Но вскоре глаза привыкли. Медвежата огляделись, понюхали носом свежий воздух и тихо разбрелись по полянке. Сколь­ко здесь интересного! Дальше возможна импровизация.

Весна: Скорее идите ко мне! Послушайте, о чем чирикают воробушки весной!

12. Игра « Подбери рифму»

Цель: развивать чувство рифмы.

Волшебник задает рифмы по очереди :

Кочка — бочка, строчка, дочка, точка.

Картошка — матрешка, морошка, кошка.

Печь — меч, течь, лечь.

Лягушка — квакушка, подружка, кружка.

Зайчик — пальчик, мальчик.

Мышь — тишь, камыш, шуршишь.

Кошка — мошка, блошка, плошка.

Крючок — сучок, бачок, молчок, пятачок.

Снежинка — пушинка, пружинка.

13. Игра-пантомима «Нос, умойся!» (по стихотворению Э. Мошковской)

Цель: развивать инициативность пантомимические навыки.

Волшебник произносит слова стихотворения, дети имитируют движения.

Кран, откройся! Нос, умойся! Шейка, мойся хорошенько!

Мойтесь сразу, оба глаза! Мойся, мойся, обливайся!

Мойтесь, уши, мойся, шейка! Грязь, смывайся, грязь, смывайся!

14. Разыгрывание по ролям стихотворения «Кузнечик» А. Апухтина.

Цель: побуждать к активному участию в инсценировке.

Ведущий: Выскочил кузнечик из травы на кочку.

Постучал кузнечик звонким молоточком.

Кузнечик: Молоточек тук да тук! Кто травинку клонит?

Лезет жук, лезет жук, охает и стонет!

Жук: Ох, кузнечик, выручай, хоть просить неловко!

Сам не знаю где и как лопнула подковка.

Без подковки мне не жить, так пекут мозоли.

Ни работать, ни ходить, хоть кричи от боли!

Кузнечик: Это дело не беда! Подними-ка ногу!

Молоточек тук да тук! Получай подковку, жук!

Adblock
detector