ПРЕДИСЛОВИЕ.
Основой этой книги является разработанная одним из авторов — Н. Я. Михайленко — концепция становления сюжетной игры в дошкольном возрасте. Суть предлагаемого подхода заключается в поэтапной передаче детям усложняющихся игровых умений (способов построения игры) в процессе совместной деятельности взрослого с детьми. Концепция подкреплена экспериментальными исследованиями и опытной работой, показавшими, что данный подход к организации игры в детском саду позволяет значительно повысить уровень свободной самостоятельной игры дошкольников.
В книге раскрывается общая стратегия и конкретная тактика поведения взрослого в совместной игре с детьми на разных этапах дошкольного детства.
Эти вопросы ранее были частично освещены авторами в книге для родителей, в отдельных статьях для воспитателей детского сада. Данная книга раскрывает целостную картину работы воспитателя с детьми на протяжении всего дошкольного возраста — как играть с детьми в условиях реальной жизни группы детского сада, как изменять тактику игрового взаимодействия по мере взросления детей, какую примерно тематику можно использовать для совместной игры с детьми и пр.
Думается, что данная книга будет полезна педагогам, особенно в настоящее время, когда в дошкольном образовании наблюдается отход от традиционной формы организации жизни детей в детском саду по «учебному» типу, и все большее внимание уделяется свободным творческим формам детской активности, в том числе сюжетной игре, как важным факторам развития детей.
Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду по Михайленко Н.Я., Коротковой Н.А. — презентация.
Презентация была опубликована 4 года назад пользователемОльга Павлова
Похожие презентации
Презентация на тему: » Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду по Михайленко Н.Я., Коротковой Н.А.» — Транскрипт:
1 Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду по Михайленко Н.Я., Коротковой Н.А.
2 Свободная сюжетная игра – самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. В игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы и внутренний эмоциональный комфорт. В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Играя, ребенок примеряет на себя разные роли. Осваивает правила взаимодействия и учится пояснять свои действия и согласовывать их с другими.
3 Значение игры для развития ребенка Субъективное, внутреннее ощущение свободы Наличие внутреннего эмоционального комфорта Развитие способности к воображению, образному мышлению Освоение правил взаимодействия
4 Развивающие функции игры 1. Сюжетная игра строится как цепочка условных действий с предметами. 2. Сюжетная игра строится как цепочка специфических ролевых взаимодействий. 3. Сюжетная игра строится как последовательность разнообразных событий.
5 Цель педагогических воздействий Формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей, в которой они по собственному желанию реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками.
6 Принципы организации сюжетной игры 1. Воспитатель должен играть вместе с детьми (позиция «играющий партнер») 2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства 3. На каждом этапе дошкольного детства формировать игровые умения, ориентируя ребенка на осуществление игрового действия и пояснение его смысла партнеру по игре.
7 Средство формирования игровых умений Однотемные Одноперсонажные Однотемные Многоперсонажные Мнотемные Многопресонажны Сюжет игры
8 Условия активизации самостоятельной игры Формирование игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми. Создание условий для самостоятельной детской игры.
9 Организация игры в первой младшей группе Формирование сюжетной игры осуществляется на фоне постоянной организации условий для элементарного предметного взаимодействия детей друг с другом.
10 Использование предметов стимулирующих к зеркальным, взаимоподражательным действиям, направленным друг на друга. (мяч, машинка, кубики) РЕБЕНОК ВЗРОСЛЫЙ РЕБЕНОК РЕБЕНОК
11 Формирование условного игрового действия Что делает ребенок фактически Что данное действие означает Условное действие «кормления» с помощью сюжетной игрушки — копии настоящей вещи. Условное действие «кормления» с помощью палочки – действовать предметом-заместителем. Условное действие «кормления», осуществляя движения, напоминающие «кормление» ложкой, — действовать с воображаемым предметом
12 Задача педагога 1. Формировать умение развертывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом-заместителем и воображаемым предметом. 2. Связывать два-три игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие.
13 Приемы руководства игрой 1. Игры – инсценировки 2. «Игра рядом» 3. Совместная игра взрослого с ребенком, где взрослый партнер и носитель формируемого способа игровой деятельности.
14 Устранение «застреваемости» у детей во время организации сюжетной игры Подключение воспитателя к уже возникшей игре. Цель: расширение смысла игровой ситуации для ребенка. Подключение к самостоятельной деятельности ребенка. Цель: затеяв параллельную с ребенком игру, взрослый в вербальной форме, через рассказ «приписывает» сюжетный, условный смысл простому предметному действию ребенка.
15 Организация игры во второй младшей группе Задачи: Развитие игры каждого ребенка с опорой на его личные интересы. Действия с игрушками сопровождаются ролевыми диалогами. Обозначение своей роли и принятие роли партнера по игре.
16 Формирование игрового действия Умение принять на себя игровую роль и обозначить ее для партнера. Умение осуществлять специфичные для роли условные предметные действия. Умение развертывать специфическое ролевое взаимодействие – ролевой диалог. Умение менять свою игровую роль в зависимости от развертывающегося сюжета.
17 Формирование ролевого поведения Использование взаимодополнительных ролей – требуют взаимодействия с другой ролью (мама — дочка, доктор — больной, продавец — покупатель) Использование «независимых» ролей – связь с другими ролями опосредованная (строитель, шофер, космонавт, пожарный)
18 Принципы формирования сюжетной игры Воспитатель играет вместе с детьми. Воспитатель развертывает игру так, чтобы выделить для детей ролевое поведение. Ролевое поведение ребенка сразу ориентируется на партнера.
19 Организация игры в средней группе Задачи : Формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров. Умение игровую роль. Обозначать свою роль для партнеров в процессе развертывания игры.
20 Условия развития игры 1. Использование многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными. 2. Отказ от однозначного соответствия числа персонажей в сюжете количеству участников игры (персонажей больше, чем играющих).
21 Принципы формирования сюжетной игры 1. Воспитатель вступает в ролевое взаимодействие. 2. Активизирует ролевой диалог. 3. «Замыкает» детей на ролевом взаимодействии друг с другом.
22 Игра воспитателя с каждым из детей и подгруппами стимулирующая гибкое ролевое поведение и смену роли, дает существенные сдвиги в самостоятельной детской деятельности. Дети свободнее вступают во взаимодействие, подключаются к уже играющим сверстникам, беря подходящие по смыслу роли. В совместной со сверстниками и индивидуальной игре расширяется диапазон актуализируемых детьми игровых ролей (действия с сюжетными игрушками, предметами – заместителями).
23 Организация игры в старшей и подготовительной группах Задачи: Овладение новым, более сложным способом построения игры – совместным сюжетосложением (игра- придумывание).
24 Этапы работы над игрой 1. Сориентировать детей на слушание друг друга, продолжение рассказа партнера. 2. Начинать преобразовывать известную сказку с изменения главного героя, его задачи, волшебного средства.
25 3. Придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических элементов. 4. Развертывание нового сюжета с разноконтекстными ролями в процессе «телефонных разговоров». 5. Придумывание новых историй на основе реалистических событий.
26 Важно. На каждом возрастном этапе педагогический процесс по отношению к игре должен быть двучастным, состоящим из ситуации формирования игровых умений в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый – «играющий партнер», и самостоятельной детской игры, в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для нее.
Организация сюжетной игры в ДОУ.
Наталья Кононенко
Организация сюжетной игры в ДОУ
(Н. Я. Михайленко и Н. А. Короткова)
Предлагается системный подход к организации сюжетной игры в детском саду, направленный на активизацию свободной самостоятельной игры детей через передачу им постепенно усложняющихся игровых умений:
1. Предметно — игровые действия, с помощью которых дети имитируют реальное предметное действие и используют соответствующие предметы и игрушки.
2. Ролевое поведение, с помощью которого ребенок имитирует характерное для персонажа поведение, использует речь и его действия.
3. Сюжето — сложению, придумывание сюжета- ребенок выстраивает отдельные элементы сюжета в целостное событие.
Как передаётся ребёнку игра?
1. Передача детям игровых умений в разновозрастной группе детей.
2. Воспитатель помогает ребенку овладеть игровыми умениями, втягивая его в игру.
Педагогические принципы организации игры.
1. Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми (позиция «играющий партнёр»).
Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет действительно игрой для ребенка (а не занятием или действием по инструкции, если он почувствует в этой деятельности не давление воспитателя — взрослого, которому в любом случае надо подчиняться, а лишь превосходство «умеющего интересно играть» партнера.
2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного возраста, но на каждом этапе развертывать игру особым образом так, чтобы перед детьми сразу «открывался» и усваивался новый более сложный способ ее построения.
Так, ребенок 1,5—3 лет может «открыть» условное игровое действие с предметом-заместителем, если в совместной игре он видит такое действие партнера-взрослого и в естественном процессе игры сам сталкивается с необходимостью осуществить подобное действие. Начиная с 3—3,5 лет можно втягивать детей в совместную игру, которую взрослый развертывает в виде цепочки ролевых диалогов, и тем самым «открыть» для детей игровую роль, сформировать умение использовать роль в качестве основного «строительного блока» игры. После достижения детьми 5 лет воспитатель может втягивать их в своеобразную игру-придумывание, которая позволяет детям освоить новый способ — творческое комбинирование разнообразных событий, а также новые возможности игры.
3.На каждом этапе дошкольного возраста, необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществлении игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам- взрослому и сверстникам
Чтобы успешно играть с кем-то, ребенку необходимо хорошо понимать смысл действий партнера и самому быть им понятым. Для этого смысл условного игрового действия с предметом, момент принятия той или иной игровой роли, развертываемое в игре событие должны быть пояснены партнеру. Взрослый, играя с ребенком, должен пояснять игровые действия сам («Я буду купать мишку, это у меня мыло», «Я теперь шофер», «Давай, у нас начался пожар» и т. п.) и стимулировать к этому ребенка («Ты чем мишку кормишь?», «Ты кто, Бармалей?» «Куда наш пароход плывет?» и т. п.). Но чтобы такие пояснения ребенок по собственной инициативе обращал к партнеру-сверстнику, взрослый должен как можно раньше ориентировать его на сверстника, втягивая в игру нескольких детей.
4. На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен включать моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создания условий для самостоятельной игры дошкольника.
С изменением возраста детей должна изменяться сама форма совместной игры воспитателя с ними и увеличиваться доля самостоятельной игры в рамках всего отведенного режимом времени на нее.
Организация игры в первой младшей группе.
Задача педагога: сформировать у ребенка к трем годам умения развертывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом-заместителем и воображаемым предметом,связывать два-три игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнером-взрослым, а затем сверстником.
Приёмы руководства игрой:
1. Игры – инсценировки
3. Совместная игра взрослого с ребенком, где взрослый партнер и носитель формируемого способа игровой деятельности.
Организация игры во второй младшей группе.
Задача педагога— построить совместную игру с детьми таким образом, чтобы ее центральным моментом стало именно ролевое поведение:
— осуществлять подбор игровых ролей, учитывая характер их взаимосвязей: «взаимодополнительные»(мама-дочка) и «независимые» (мальчики-шофёр,космонавти т. д.);
— строить совместную игру с детьми, постепенно ее усложняя : воспитаель- мама, ребёнок-дочка; воспитатель –дочка, а затем отдаёт роль др. ребёнку-«замыкает детей» в смысловой связке);
— использовать тематику игры, интересующую каждого ребенка;
-переключение детей на речевое взаимодействие в игре- создание чисто разговорной ситуации, минимальное число игрушек: телефонный разговор.
1. Принимать и обозначать игровую роль.
2. Реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнера-игрушку,
3. Развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером-сверстником.
Организация игры в средней группе.
Задача воспитателя -переводить детей к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры.
1) использование многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными;
капитан (основная) — пассажир (2-3 дополнительные роли)
2) отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) в сюжете количеству участников игры: персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников.
реб. капитан (основная) — пассажир взрослый (2 участника) и наоборот
капитан (основная) — пассажир
капитан другого судна (к концу игры)
Сказочные сюжеты уже имеют такую ролевую структуру.
1. Подключиться к игре сверстников, найти себе роль, подходящую по смыслу к их ролям, в ходе игры соотносить свои действия с действиями разных партнеров.
2. Умел сменить первоначально принятую роль на новую (один из детей берет себе роль Емели, другому приходится быть «щукой», а затем «царем» и т. д.).
Организация игры в старшей и подготовительной группах.
Закладывается возможность перехода на новую ступень- игру-фантазирование в чисто речевом плане (без опоры на предметные действия, роль). Овладение новым, более сложным способом построения игры — совместным сюжетосложением.
Начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения — «расшатывания» уже известных; постепенно взрослый переводит детей к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового (волшебные сказки — имеют общую сюжетную схему. Преобразование сказки: сохраняя общую смысловую канву событий, надо лишь изменять конкретные условия действий персонажей или изменять самих персонажей, выполняющих в сказке те или иные функции (героя, дарителя, противника, и получится новая сказка.)
1) Совместное «вспоминание» (пересказ) известной сказки:
-сориентировать детей на слушание друг друга, продолжение рассказа партнера;
-пересказ должен происходить в свободной обстановке, без оценок качества детской речи и требований полноты рассказа, важно, лишь, чтобы ребенок передал общий смысл очередного события сказки- по частям: взрослый, дети;
2) Частичное преобразование известной сказки:
-начинать преобразование известной сказки проще всего с изменения главного героя, его задачи (искомого объекта, волшебного средства.
(Воспитатель:«Давайте, царю очень хотелось получить не Жар-птицу, а новогоднюю елку, украшенную игрушками. Он слышал, что это очень красиво. И он отправил ее искать. Кого же он отправил?» Поначалу дети подскажут уже известного персонажа: «Ивана-царевича». В этот момент взрослый может внести свое предложение, направленное на дальнейшее изменение сказки: «Давайте, у нас будет по-другому):
-нужно «заготовить» для себя несколько вариантов начала новой сказки (чтобы не растеряться, если один из них будет отвергнут детьми).
В ходе игры дети будут вносить свои предложения (в очередных кусочках рассказа, развертывать сюжет по-своему, не так, как намеревался это делать взрослый. Придуманная вместе сказка всегда будет отличать от замысла каждого из партнеров.
3)Придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических элементов(«Ивану-царевичу захотелось учиться в школе, и он отправился ее искать»):
Игра-придумывание каждый раз должна занимать не более 10—15 минут. Расположиться для нее нужно в спокойном месте, кружочком, чтобы участники видели друг друга. Постепенно воспитатель может включать в нее уже не двух, а трех детей. Большее число участников пока нецелесообразно, так как дети не могут долго ждать своей «очереди» высказаться, теряют нить сюжета, и в результате интерес к игре пропадает.
4) Развертывание нового сюжета с разноконтекстными ролями в процессе «телефонных разговоров» (Буратино и воспитатель, принцесса и милиционер, космонавт и учитель, Айболит и солдат, Баба-Яга и продавец и т. п.):
— воспитатель берет себе роль, по смыслу совершенно не связанную с ролью ребенка, например, роль «Бабы-Яги», и предлагает следующую игровую ситуацию: «Давайте, Коля был в своем магазине, и у него был телефон. А я в избушке на курьих ножках, у меня здесь тоже телефон».
5) Придумывание новых историй на основе реалистических событий. (Давайте придумаем новые приключения этого мальчика.» или во дворе стоит пожарная машина -«Давайте придумаем, что там произошло.»):
-придумывание историй-— до 4-5 человек;
— обсудить с детьми начальный эпизод истории (выбор героя, ситуация, в которой он оказался, цель, которую он должен достичь, или предложить его;
-у воспитателя — позиция наблюдателя.
Включать детей в игру-придумывание не менее 2—3 раз на каждом из этапов (за исключением первого, который может быть одноразовым).
На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создания условий для самостоятельной детской игры.
План руководства сюжетно-ролевой игрой детей среднего возраста «Больница» План руководства сюжетно — ролевой игрой детей дошкольного возраста Вид игры: Сюжетно-ролевая игра «Больница». Возраст детей: 4-5 лет.
План руководства сюжетно-ролевой игрой в подготовительной группе «Граница» Диагностика: Для определения уровня развития игры, проведено наблюдение. Уровень игрового опыта детей: В ходе наблюдения было выявлено,.
Сделайте сравнительный анализ концепциям игры Д.Б.Эльконина и Н.А. Коротковой, Н.Я. Михайленко..
Д.Б. Эльконин приходит к выводу, что наиболее важным, основополагающим элементом сюжетной игры является роль, которую исполняет ребенок в игре.
Основная идея заключалась в том, что если содержание сюжета игры ребенка соответствует моральным общественным нормам общества, то он станет их соблюдать, став взрослым. По мнению указанных авторов, это делаю игру ребенка-дошкольника ценнейшим, практически универсальным инструментом для педагога-практика, с помощью которого он мог воздействовать на широкий спектр социальных качеств ребенка через предложенное ему содержание для игры.
Второе направление рассматривает игру как культурный вид деятельности человека, и ребенка в частности. Понятие культурной деятельности в данном контексте подразумевает следующее: ребенок приобретает навыки игры от ее носителей, например, более старших детей, и преобразовывает их в соответствии со своими субъективными потребностями. Рассмотрение игры как культурной деятельности переносит функцию носителя игровой культуры на взрослого, поскольку такие социальные явления в обществе, как увеличение числа однодетных семей и ориентированность родителей на раннее обучение, лишают детей естественного общения в разновозрастных группах.
Существует метод комплексного руководства игрой, созданный коллективом авторов под руководством СЛ. Новоселовой основные компоненты которого следующие:
следует планомерно обогащать опыт ребенка, на основании которого у него возникает замысел игры и постоянно обогащается ее содержание;
необходимо использовать специально обучающие игры
нужно своевременно изменять игровую среду, прежде всего за счет внесения игрушек-заместителей;
во время игры необходимо общение с взрослым, который предлагает детям новое для них и более сложное содержание игры.
В 80-х годах прошлого века появляется иное направление, делающее акцент не на содержании сюжета игры, а на формировании способов игровой деятельности, которые делают для ребенка возможным реализацию любых привлекающих его содержаний. Это направление было развернуто в 80-х годах в работах Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой.
Основную необходимость участия взрослого в игре детей авторы концепции видели в том, что в естественных условиях была нарушена межпоколенная преемственность передачи игровых навыков вследствие ряда причин социально-экономического характера. Взрослый в такой ситуации выступал в качестве носителя способов игры, необходимых для дальнейшего развития игры как культурной деятельности.
В 1987 г. Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой была опубликована концепция поэтапного формирования способов игры, предлагающая методики, которые могли бы компенсировать дефицит культурных образцов игры для детей на всех возрастных этапах дошкольного детства.
Взаимодействие взрослого с детьми строилось на основе партнерских взаимоотношений, т.е. взрослый выступал для ребенка таким же партнером по игре, как и другой ребенок. Основными принципами концепции поэтапного формирования способов игры были следующие:
Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослому следует играть вместе с ними.
Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства при формировании у ребенка игровых умений необходимо ориентировать его на взаимодействие с партнером-сверстником, «обеспечивать» способами согласования действий с партнерами.
Взрослый, играя вместе с детьми на протяжении всего дошкольного периода, должен на каждом из его этапов развертывать игру таким образом, чтобы ребенок «открывал» и усваивал специфические, постепенно усложняющиеся способы построения того или иного вида игры.
В раннем и начале младшего дошкольного возраста взрослый «открывал» ребенку возможности использования условных, замещающих действий с игровыми предметами, в возрасте 4-5 лет основой игры служило ролевое взаимодействие, а к старшему дошкольному возрасту, при помощи взрослого, ребенок мог перейти на следующий уровень — к сюжетосложению, оперируя в игре целостными событиям
Одним из главных положений концепции игры выдающегося теоретика и исследователя игровой деятельности детей Д.Б. Эльконина является утверждение о ее социальной природе. Он многократно и убедительно подчеркивал особую чувствительность игры к сфере человеческих отношений. Игра возникает из условий жизни ребенка в обществе и отражает эти условия. Эти положения стали классическими для отечественной психологии и являются традиционной основой для понимания природы игровой деятельности дошкольника.
Согласно Д.Б. Эльконину, правило (или правильная последовательность действий) является смысловым центром игры. Последовательность действий, которую сознательно и добровольно берет на себя ребенок, имеет для него как бы силу закона, которому он должен подчинять свои действия. Взяв на себя роль в игре, ребенок принимает систему жесткой необходимости выполнения определенных действий в определенной последовательности. Однако именно это подчинение принятому закону доставляет ребенку максимальное удовольствие.
Н. Я. Михайленко — концепция становления сюжетной игры в дошкольном возрасте. Суть предлагаемого подхода заключается в поэтапной передаче детям усложняющихся игровых умений (способов построения игры) в процессе совместной деятельности взрослого с детьми. Концепция подкреплена экспериментальными исследованиями и опытной работой, показавшими, что данный подход к организации игры в детском саду позволяет значительно повысить уровень свободной самостоятельной игры дошкольников.
Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова в классификацию детских игр включают: сюжетные игры (индивидуальные и коллективные); игры с правилами (формализованная деятельность с четко определенными и обязательными для выполнения правилами: игры на физическую компетенцию, смешанный тип игр – требуются и физическая, и умственная компетентность и присутствует элемент удачи).
Н.Я. Михайленко и Н. А. Короткова определяют игру с правилами через две специфические составляющие:
1. формализованные, конвенциональные (безличные, договорные, обязательные для всех) правила;
2. состязательные отношения с установлением первенства (выигрыша) одной из сторон.
Авторы также приводят следующую классификацию игр с правилами:
1) игры, основанные на ловкости (физической компетенции);
2) стратегические игры, требующие умственной компетенции;
3) игры, основанные на случайности, удаче (где результат не зависит от физической или умственной компетенции играющего).