Круги луллия в детском саду цель и задачи игры

«Дидактические игры» с кольцами Луллия.

Хурасьева Татьяна Анатольевна,

воспитатель детского сада«Рябинушка»

МАОУ «Красноярская СОШ им. Г.Н.Кошкарова»

Уватского муниципального района,

первая квалификационная категория.

«Дидактические игры» с кольцами Луллия

Игра – один из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей.

Кольца Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, для использования в детских садах. Это приспособление представляет собой три или два подвижных круга с диаметрами 40, 55 и 70 сантиметров. Круги разделены на 8 секторов, имеют общую ось. На большой круг накладывается средний, затем малый. В каждый из секторов можно вставить карточку с рисунком или схематичным изображением объекта. Кольца Луллия так же можно использовать по формированию математических представлений

Кольца Луллия позволяют формировать у детей подвижность мышления, вариативность ответов в рамках заданной темы, они вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу

Игра « Где спрятался звук?»

Возраст 4-6 лет

Цель игры:

  • совершенствование навыков звукового анализа
  • обучение грамоте
  • расширение и активизация словаря

Описание: игра проводится в паре или с подгруппой детей. На 1-ом круге буквы на 2-ом круге картинки. По правилам игры нужно к картинке подобрать букву и определить положение звука в слове. Все свои действия дети, сопровождают речью, закрепляя навыки звукового анализа и полученные знания по обучению грамоте,

Игры экологического содержания

(Чей хвост? Кто, где живет? С какого дерева лист?)

Возраст 4-6 лет

Цель игры:

  • расширение и активизация словаря, использование прилагательных.

Описание : игра проводится с парой детей. На первом круге картинки животных, а на втором круге хвосты этих животных. По правилам игры нужно подобрать хвост. Все действия сопровождать речью,

«Образуй словечко»

Возраст 5-7лет

Цель игры:

  • совершенствование навыков слогового анализа и синтеза
  • обучение грамоте
  • расширение и активизация словаря

Описание : на 1-ом круге предметные картинки на 2-ом круге схемы слов с количеством слогов или печатный слог, с которого начинается слово. Другой вариант, на 1-ом круге печатный слог и на 2-ом круге печатный слог. Дети, раскручивая круги, образуют слова из слогов,

Круги Луллия. Технологии ТРИЗ в детском саду.

Недавно я нашла на просторах интернета очень интересное пособие под названием «Круги Луллия». Заинтриговало название. Прочитала, посмотрела и поняла, что этим пособием в нашем саду уже очень давно пользуются в старшей группе, но очень эпизодически, лишь на некоторых занятиях. Да и называют его по-другому – дидактический круг. Почему же «Круги Луллия»?

Раймунд Луллий — философ, XIII века. Создал логическую машину Позже этот принцип стали использовать в педагогике. В XIII веке французский монах, богослов и алхимик Раймонд Луллий создал логическую машину — круги Луллия — в виде бумажных кругов для открытия новых истин и умозаключений. Оказывается, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи, мышления, творчества у детей. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. А эффект огромен — познание языка и мира в их взаимосвязи.

Ознакомившись более подробно и детально с пособием «Круги Луллия», я поняла, какой неизрасходованный потенциал есть у него. И использовать его можно практически с детьми всех возрастов, во всех видах детской деятельности не только на занятиях и в процессе совместной деятельности взрослого и ребенка, но и в самостоятельной деятельности детей.

И я решила сделать эти круги и попробовать поработать с ними. Вот что у меня из этого получилось.

Основа – деревянная, для устойчивости и удобства использования. В центре основания болт, на который нанизаны обыкновенные грампластинки разных диаметров. Можно использовать и две и три пластинки. На пластинки накладываются листы-диски с различными наборами изображений. Венчает эту своеобразную пирамиду стрелка-сектор. Ребенок должен правильно совместить в этом секторе изображения, соответствующие заданному признаку или поставленной задаче.

Я работаю с детьми младшего дошкольного возраста и это пособие помогает мне решать следующие задачи:

*осуществлять системный подход в ознакомлении детей с окружающим миром;

* способствовать развитию интереса к поисковой и исследовательской деятельности;

* помогать детям в формировании элементарных математических представлений (форма, размер, ориентировка в пространстве, часть и целое);

* воспитывать экологическую культуру;

* развивать творчество, воображение в разнообразной продуктивной деятельности;

* развитие связной речи;

* и многое другое.

Подходы к подбору изображений могут быть разными и зависят от поставленных задач. Например, на одном кольце — разнообразные деревья, на другом — их листья или семена. Другой вариант: на одном кольце — животные (домашние, дикие, рыбы, птицы), на другом — их «дома» или детёныши и т.д.

1. Установить пособие на столе.

2. Снять стрелку.

3. На пластинки сверху уложить выбранные бумажные диски с картинками.

Сайт для воспитателей детских садов .

Публикация материалов

Волшебные круги Луллия в развитии познавательных интересов ребенка.

В XIII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов.

«Кольца Луллия» — это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. А эффект огромен — познание языка и мира в их взаимосвязи.
Такой известный методический прием, как Кольца Луллия, является эффекитивным механизмом развития речи, воображения и совершенствования грамматической стороны речи.
Цель:
Развитие познавательных интересов ребенка.
Задачи:
— Развивать творческое мышление дошкольника.
— Формировать ассоциативность, диалектичность и системность мышления.
— Постепенное расширение и углубление познавательных интересов; обогащение опыта ребенка; насыщение знаний о различных областях действительности.
Принцип изготовления игры заключается в следующем:
вырезанные из картона круги разбиваются на 4, 6, 8 секторов. В каждый сектор помещается картинка. Принцип подбора картинок может быть разный. Например на одном кольце — разнообразные деревья, на другом – их листья , или семена. На одном – животные: домашние, Вырезанные из пластика круги, разбиты на 4, 6, 8 секторов.

ИГРЫ НА ПОДБОР ПАРЫ
В одном из окошек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путем прокручивания второго кольца. В этих играх одной картинке 1-го кольца обязательно должна соответствовать одна картинка 2 – го кольца.картинка: дикие, рыбы, птицы, на другом – их «дома».

В одном из окошек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путем прокручивания второго кольца. В этих играх одной картинке 1-го кольца обязательно должна соответствовать одна картинка 2 – го кольца.

ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ СЛУЧАЙНОСТИ В УСТАНОВКЕ КОЛЕЦ

В этих играх дети одновременно раскручивают оба кольца. Ответ ребенка зависит от того, какая комбинация выпадает в окошко. В таком варианте игр любая картинка 1 – го кольца сочетается с любой картинкой 2 – го кольца и наоборот.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ

Для этих игр подбираются кольца как для первого типа игр, но при этом раскручиваются оба кольца. Далее обсуждается несовместимая на первый взгляд комбинация.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ
Например, совпали из взрослых животных зайчиха из детенышей лисята: «Как могло случиться, что зайчиха стала воспитывать лисят, как она будет о них заботиться, чему станет учить». Заранее сказать детям, что ситуации сказочные, нереальные, значит можно дать волю фантазии.
Нельзя не отметить и универсальность игрового материала. Используя лишь несколько колец, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнения к используемой игре.

Варианты колец для игр с экологическим содержанием:
№1 Сосна, береза, орешник, липа, ель, дуб, рябина, клен. №2 Семена и шишки вышеперечисленных деревьев. №3 Листья вышеперечисленных деревьев. №4 Лиса, пчелы, медведь, белка, собака, птица №5 Нора, гнездо, дупло, улей, будка, берлога. №6 Орел, цапля, соловей, ворона, чайка, гусь, ласточка, аист. №7 Разные формы птичьих клювов. №8 Разные виды птичьих ног. №9 Разные виды птичьих крыльев. №10 Город, деревня, лес, море, горы, болото. № 11 Любые животные № 12 Детеныши животных кольца №11
Для игр по формированию звуковой культуры речи, грамматического строя речи и обучению грамоте: № 13. 1 Картинки с изображением предметов со звуком Р в начале, середине и конце слова № 13.2. n . со звуком Л, Ш, Ч и т. д. № 14 Схемы для поиска заданного звука № 15 Символы, обозначающие большой и маленький размер. № 16 Цифры от 1 до 8 № 17 Символы: нос, глаз, зубы, уши, хвост, лапы. № 18 Любые предметы и другие.
Вы самостоятельно можете изобретать свои варианты колец и способы игр и заданий к ним. К этому процессу могут подключиться и ваши воспитанники. Желаем удачи!

Игра «Круги Луллия».

МАДОУ «ЦРР-ДС «Радуга»

Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ — Теория решения изобретательских задач. Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

Предлагаю вашему вниманию систему игровых заданий и упражнений, созданных на основе изобретения Р.Луллия — «Круги Луллия». Свое название изобретение получило в честь имени своего создателя — Раймунда Луллия (поэт, философ, мыслитель, 13 век). В 13 веке французский монах создал логическую машину в виде бумажных кругов.

Дидактическое пособие может быть использовано как средство познавательного развития в работе с детьми дошкольного возраста. Круги Луллия представляются детям как чудесные кольца или загадочные круги. Для детей 3-4 лет рекомендуется брать только два круга с 4 секторами на каждом. Для детей 4-5 лет – можно использовать два-три круга с 4-6 секторами. Дети 6-7-летнего возраста справляются с заданиями, в которых используется четыре круга с 8 секторами.

Игры могут быть подобраны по двум направлениям:

1. На закрепление и уточнение уже имеющихся знаний – например, на сектора самого большого круга прикрепляются изображения деревьев (дуб, яблоня, сосна и т.д.), на меньший по величине – изображение листьев этих деревьев, на третий – плодов или семян (желудь, яблоко, шишка и т.п.)

2. На развитие воображения, фантазии и творчества – например, на занятии по изодеятельности ребенок самостоятельно выбирает, какую вазу он будет рисовать: на первом круге прикрепляются различные формы вазы, на среднем – цвет, а на маленьком – варианты росписи.

Игра №1 «Посчитай-ка»

Задачи : Познакомить детей с правилами игры. Развивать познавательную активность; формировать элементарные математические представления, закреплять названия геометрических фигур, научить детей соотносить количество геометрических фигур и количество предметов в пределах 6-ти; развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.

Ход игры : воспитатель предлагает детям посчитать на верхнем круге геометрические фигуры . Затем, подобрать предметы на нижнем круге , которые соответствуют количеству фигур.

Например : «На верхнем круге 3 кубика , давайте найдем на нижнем круге столько же предметов, сколько кубиков» (2 круга).

Игра №2 «Мамы и их детёныши»

Задачи : Познакомить детей с правилами игры. Развивать познавательную активность. Учить находить взрослому животному и птице детёныша, развивать логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук, словарный запас.

Ход игры : сначала ребёнок рассматривает изображение на верхнем круге , узнаёт детёныша и называет его, Определяет, к каким животным или птицам относятся : к домашним или диким. Затем вращает нижний круг с картинками животных. Находит маму животного, останавливает круг , правильно называет маму и детёныша. (2 круга)

Например : на верхнем круге нарисован поросенок, давайте на нижнем круге найдём маму поросенка.

Игра №3 «Кто что ест и где живет?»

Задачи : Познакомить детей с правилами игры. Развивать познавательную активность. Познакомить с образом жизни животных, их питанием; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Ход игры : воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную картинку на верхнем круге , назвать, что на ней изображено, также на среднем круге. Подобрать картинку с животным, которое ест эту еду, и найти где обитает.

Например : На верхнем круге нарисован орех , на среднем лес, давайте на нижнем круге найдём животного , который любит кушать орехи. (3 круга)

Игра №4 «Дерево, листья и плоды»

Задачи : Познакомить детей с правилами игры. Развивать познавательную активность. Познакомить с изображением деревьев, листьев, плодов; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Ход игры : воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную картинку на верхнем круге , назвать, что на ней изображено, также на среднем круге. Подобрать картинку с деревом, которому подходят изображения листьев и плодов.

Например : На верхнем круге нарисован банан , на среднем листья пальмы, давайте на нижнем круге найдем дерево, которому соответствуют плоды и листья . (3 круга)

Игра №5 «Придумай фантастическую историю или сказку».

Задачи : Познакомить детей с правилами игры. Развивать фантазию и речь детей.

Ход игры: в данном случае объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку. Здесь дети могут сказать все что угодно, важно принять любой ответ ребенка и не оценивать его с точки зрения «правильно – неправильно». Неправильных ответов в этой игре быть не может.

ИГРЫ НА ОСНОВЕ КРУГОВ ЛУЛЛИЯ.

В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно-коммуникационные средства, и традиционными наглядными средствами их сложно удивить. Поэтому педагог должен искать интересные детям и, в то же время несложные способы развития ребёнка.

Вместе с тем, особую актуальность представляет выбор дидактических средств для детей, имеющих особые образовательные потребности. Предлагаем вашему вниманию систему игровых заданий и упражнений, созданных на основе «Кругов Луллия». Дидактическое пособие может быть использовано как средство познавательного развития в работе как с нормально развивающимися детьми, так и с дошкольниками с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«ИГРЫ НА ОСНОВЕ КРУГОВ ЛУЛЛИЯ»

Авторское дидактическое пособие. Составитель: Конюхова Н.Г., воспитатель МБОУ НШДС №105, г. Нижний Тагил

И
ГРЫ НА ОСНОВЕ КРУГОВ ЛУЛЛИЯ

В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно-коммуникационные средства, и традиционными наглядными средствами их сложно удивить. Поэтому педагог должен искать интересные детям и, в то же время несложные способы развития ребёнка.

Вместе с тем, особую актуальность представляет выбор дидактических средств для детей, имеющих особые образовательные потребности. Предлагаем вашему вниманию систему игровых заданий и упражнений, созданных на основе «Кругов Луллия». Дидактическое пособие может быть использовано как средство познавательного развития в работе как с нормально развивающимися детьми, так и с дошкольниками с ОВЗ.

Свое название изобретение получило в честь имени своего создателя – Раймунда Луллия (поэт, философ, мыслитель, 14 век, Италия).

О
сновная идея работы с дидактическим пособием – создание педагогических условий для освоения детьми мыслительных операций преобразования признаков и их значений при познании окружающего мира и для решения проблемных ситуаций.

Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально-творческих способностей детей, развития речи. Задачи в обучении ставятся в соответствии с содержанием образовательной деятельности на каждом возрастном этапе (возможно использование в работе с детьми от 3 до 7 лет).

Пособие представляет собой круги закреплённые на картоне. Принцип изготовления игры заключается в следующем. Вырезанные из картона круги разбивают на 4.6.8 секторов. Для изготовления пособия возьмите 2 прямоугольных куска картона шириной, равной диаметру ваших колец (пластинок), и длиной на 2-4 см меньше двух диаметров колец. На нижней пластине, в местах предполагаемых центров колец, укрепите штыри. Вырежьте в крышке окошко так, чтобы были видны совмещенные картинки. Крышка свободно накрывается. Для вращения можно использовать основу в виде старых пластинок, их удобно вращать за выступы по бокам верхнего прямоугольника.

Авторские варианты использования дидактического пособия.

Оборудование, необходимое для проведения любой игры, может применяться вариативно, так как все игры разработаны для многоцелевого использования в процессе коррекционно-развивающей работы.

Цель: содействовать расширению представлений о предметах (объектах) через признаки и их проявления.

Пособие позволяет решать следующие задачи:

развитие познавательной активности;

развитие представлении о сенсорных эталонах (восприятие цвета, формы);

формирование элементарных математических представлений;

обогащение активного и пассивного словаря;

развитие связной речи;

развитие мелкой моторики и координации движений рук.

Формы организации образовательной деятельности:

образовательные ситуации, (например, в рамках образовательной деятельности по речевому и познавательному развитию).

игровые обучающие ситуации;

самостоятельная игровая деятельности детей.

Подготовка к игре:

1. Установить пособие на столе.

2. Поднять крышку.

3. На круги сверху уложить выбранные кольца с картинками.

4. Закрыть крышкой.

5. Раскручивать за выступающие справа и слева края пластинок и подбирать картинки по заданию.

Можно выделить этапы участия педагога в играх с «кругами»:

воспитатель непосредственно участвует в игре. Предлагает ее, рассказывает правила, ее развитие, окончание, распределяет участие, помогает оформить ее словесно;

воспитатель косвенно воздействует на поведение и речь детей, участвуя в играх на второстепенных ролях. Дети выбирают ведущего, устанавливают очередность в игровых действиях, и оформляют результат игры в речи;

воспитатель осуществляет общий контроль на занятии или в свободной игровой деятельности. Дети самостоятельно планируют, развивают и завершают игру, сопровождая ее высказываниями и используя речевые умения и навыки, полученные в ходе коррекционной работы.

воспитатель осуществляет обучающее руководство позновательными играми и создает условие для проявления речевой активности детей, углубления и расширения их игровых интересов, для усвоения навыков произвольного поведения и воспитания правильной речи.

ВАРИАНТЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА ОСНОВЕ КРУГОВ ЛУЛЛИЯ

Дидактическая игра «Кто где живёт?»

Задачи: закреплять умение различать домашних и диких животных, правильно называть их, знать место обитания, название жилища; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную картинку в 1-ом секторе с левой стороны, назвать животного на ней. Определить домашнее или дикое животное. Подобрать картинку с нужным жилищем с правой стороны путём вращения круга. Правильно назвать жилище.

Дидактическая игра «Кто что ест?»

Задачи: закреплять знания детей об образе жизни животных, об их питании; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную картинку слева, назвать животного на ней. Подобрать картинку с едой для этого животного справа путём вращения круга.

Дидактическая игра «Мамы и их детёныши»

Задачи: упражнять в соотнесении взрослого животного и детёныша, в правильном образовании названия детёнышей, используя суффиксы –онок-, -ёнок-, -ата-, -ята-, -ок-; развивать логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук, словарный запас.

Ход игры: сначала ребёнок рассматривает изображение взрослого животного слева, узнаёт и правильно называет его. Определяет, к каким животным относятся: к домашним или диким. Затем вращает правый круг с картинками детёнышей животных. Находит нужного детёныша, останавливает круг, правильно называет детёныша.

Дидактическая игра «Подбери цифре количество предметов»

Задачи: формировать элементарные математические представления, упражнять соотносить цифру и количество предметов в пределах 5-ти; развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.

Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную цифру слева, правильно назвать её, затем подобрать картинку справа, количество предметов на которой соответствует этой цифре.

Дидактическая игра «Цветные картинки»

Задачи: закреплять знание цветов; умение соотносить предмет и цвет; совершенствовать грамматический строй речи; развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.

Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть предмет в окошке справа, назвать его. Затем, путём вращения, подобрать цветной прямоугольник слева, соответствующий цвету предмета, назвать цвет и обозначить словами признак предмета.
Например, красная машина или синий мяч

Дидактическая игра «На что похоже»

Задачи: закреплять знание геометрических фигур; упражнять в употреблении слов «круглый», «квадратный», «треугольный»; развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.

Ход игры: воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть предмет в окошке справа, назвать его. Затем, путём вращения, подобрать геометрическую фигуру слева, соответствующую форме предмета, назвать геометрическую фигуру и обозначить словами признак предмета.

Например, круглый колобок, треугольная пирамидка.

Задачи: совершенствование навыка речевого общения, закрепление навыка формирования самостоятельного высказывания; развитие речевого творчества; формирование навыка сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности

Ход игры: организация и условия проведения игр те же. На 1 круге сюжетные картинки из знакомых сказок, на 2 круге атрибуты из тех же сказок. Дети, раскручивая круги, подбирают подходящую пару и рассказывают сказку.

Можно свободно раскрутить оба круга. Далее обсуждается несовместимая, на первый взгляд, комбинация.

Например: Золушке достается «волшебная палочка». Как поступит Золушка с палочкой?

Игры с элементом случайности в установке колец

В этих играх дети одновременно раскручивают оба кольца. Ответ ребенка зависит от того, какая комбинация выпадет в окошке. В таком варианте игр любая картинка 1-го кольца сочетается с любой картинкой 2-го кольца и наоборот. Именно из-за элемента случайности в установке картинок эти игры больше нравятся детям. Если каждое ваше кольцо имеет 8 картинок, то возможны 64 комбинации!

Игры на развитие творческого воображения

Для этих игр подбираются кольца, как для предыдущего типа игры, но при этом раскручиваются оба кольца. Далее обсуждается несовместимая на первый взгляд комбинация.

Например: круги с животными и детенышами – совпали картинки с медведем и зайчатами. Спрашиваем: «Как будет воспитывать медведь зайчат, чему учить?»

Или иллюстрация из сказки «Три поросенка» и сковорода из сказки «Федорино горе» К. Чуковского. Как сковорода может помочь поросятам справиться с волком?»

Заранее договариваемся с детьми, что ситуация сказочная, нереальная, а значит можно дать волю фантазии. На основе фантастического преобразования составляется рассказ.

В чем отличие двух вариантов? Особых отличий и нет. Хотите придать игре эффект таинственности и неожиданности? Ставите перед собой цель научить детей обзорному видению? Выбираем вариант игру с окошком: детям очень нравится появление чуда.

Для удобства использования игры классифицированы и пронумерованы.

№26-25. С какого дерева лист?

№24-23. Подбери цифре количество предметов (счет от 6-10).

№21–22.Цветные картинки (3 цвета).

№18-17. Подбери по цвету (дополнительные цвета).

№ 16-15. Подбери по цвету (основные цвета).

№ 13-14. Подбери цифре количество предметов (счет от 1-5).

Adblock
detector