Маркер игрового пространства в детском саду своими руками

«Маркеры игрового пространства».

Клюкова Снежана Валентиновна,

старший воспитатель высшей категории.

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №48» г. Тобольска

«Маркеры игрового пространства»

Маркеры игрового пространства обеспечивают полифункциональность и трансформируемость игровой среды. Они легко превращаются в необходимые для игры предметы:

Маркер «Дом», «Ширма» — предназначен для детей в возрасте от 3 до 7 лет, используется в сюжетно-ролевых играх «Семья», «Магазин», «Детский сад», «Кафе» и др. В игре у детей создаёт ощущение реального помещения, уединения, если есть такая необходимость. Может использоваться как ширма для театра. Маркер изготовлен из плотного картона и липких обоев, легко складывается, не занимает много места в группе.

Маркер «Машина», «Пароход», «Ракета» — предназначен для детей от 3 до 7 лет, используется в сюжетно – ролевых играх для создания игрового пространства, необходимого по сюжету. Этот маркер легко трансформируется в бассейн, речку, дорогу, забор. Его можно использовать не только для сюжетной, но и совместной деятельности и для развития двигательной активности (перешагивание, перепрыгивание, подлезание, метание). Маркер изготовлен из ткани, легко складывается детьми, может храниться на любой полочке или в коробке.

Материал на тему:
Маркеры игрового пространства.

Маркеры игрового пространства представляют собой предметы, указывающие на место событий, в которых разворачивается сюжет.

Нестандартное игровое оборудование, изготовленное своими руками, носит развивающий характер, соответствует требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде.

Данным материалом могут воспользоваться воспитатели и родители.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данное пособие расширяет представления о природе,о водоемах и их обитателях, развивать умения внимательно слушать рассказ педагога, рассматривать картинки, задавать вопросы, развивать и активизировать.

Данное пособие расширяет представления о природе,о водоемах и их обитателях. Маркер представляет собой куб,выполненный из ПВХ,ткани флис.В игру входят предметы:фигурки рыб,ракушки, мешочки заполненные.

в помощь старшим воспитателям.

Окружающая действительность диктует свои правила. В век нано технологий актуальна мобильность, умение дошкольника, школьника и студента выбирать и определять для себя пути наиболее подходящие по.

Предметно –развивающая среда в условиях внедрения ФГОС УЧЁТ ОСНОВНОЙ ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ (ИГРА):- СЮЖЕТООБРАЗУЕМОСТЬРАЗНООБРАЗИЕ ИГР Требования к созда.

Маркеры игрового пространства.

Проблема предметно-развивающей среды сегодня актуальна.

МАРКЕРЫ ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 74 комбинированного вида Санкт-Петербург 2013. — презентация.

Презентация была опубликована 3 года назад пользователемТимофей Ртищев

Похожие презентации

Презентация по предмету «Дошкольные (подготовительная группа)» на тему: «МАРКЕРЫ ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 74 комбинированного вида Санкт-Петербург 2013.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 МАРКЕРЫ ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 74 комбинированного вида Санкт-Петербург 2013 г.

2 Презентацию подготовили: Учитель-логопед Болдышева Елена Сергеевна, Учитель-логопед Денисова Татьяна Владимировна

3 Психолого – педагогические требования: Оптимальность; Целостность; Многофункциональность; Трансформируемость; Вариативность; Мобильность; Сюжетообразуемость; Разнообразность игр

4 Что такое маркеры? Маркеры (знаки) игрового пространства – это игрушки, игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой оно происходит.

5 Нам понадобилось: Цветные строительные ячеистые полипропиленовые листы (1 м.х 1,5 м.); Канцелярский нож; Линейка; Простой карандаш; Цветной строительный скотч; Немного фантазии, наблюдательность, «Мозговой штурм», умелые ручки. Результат: универсальные маркеры!

6 Многоликий маркер Лист разрезан на части, которые соединены скотчем.

7 Обычная полоса превращается в… Лес, забор, многополосный тоннель, спортивный тренажёр…

8 Комбинированная по цвету полоса превращается в… Корабль

9 Самолет Рыбацкая лодка

10 Космический корабль 2 Космический корабль 1

11 Маркер «Дом» Изготовлен из 3 крупных частей. Внутри — любое помещение, даже концертная площадка. Внешняя сторона, с легкостью может стать…

12 Железнодорожной, театральной, авиакассой, автозаправкой и др.

13 Ширмой для любой театрализованной постановки

15 Попробуем объединить маркеры. Получился грузовик…

16 А за ним автомобиль проезжает лес и речку…

17 Вот поезд наш по рельсам мчится…

18 Плотина Мост над рекой

19 Самым метким и ловким необходимы «Двойные ворота»

20 Из остатков… Получился великолепный маркер для дидактических игр «Времена года»

21 «Зигзаг удачи» «Карусель»

22 Игровые поля «Домино» «Блоки Дьенеша»

23 Игровые дорожки викторины «Умники и умницы»

24 Безусловное преимущество маркеров в современных условиях – компактность.

Маркеры игрового пространства.

Рубрика: Организация игровой деятельности

Дата публикации: 10.02.2016

Статья просмотрена: 4281 раз

Библиографическое описание:

Савицкая Н. М., Сафонова Л. О., Лаврентьева О. И. Маркеры игрового пространства // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №1. — С. 118-127. — URL

Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать

Организация предметно-игрового пространства и предметно-развивающей среды является необходимым условием для формирования игровой и познавательной деятельности ребенка. Задача дошкольного учреждения состоит в том, чтобы создать такую предметно-развивающую среду в группе, которая обеспечивала бы ребенка всевозможным материалом для его активного участия в разных видах деятельности. Пространство игровой комнаты необходимо организовать таким образом, чтобы оно позволяло детям свободно перемещаться, одновременно играть нескольким группам детей, чтобы в случае необходимости любой ребенок мог уединиться для занятия индивидуальной деятельностью. Решение этой задачи невозможно без создания маркеров игрового пространства нового типа.

В проекте «Требования к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования» представлены следующие психолого-педагогические требования:

  1. Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия) целостную, многофункциональную, трансформируемую среду и обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
  2. Традиционные материалы и материалы нового поколения должны подбираться сбалансировано, среда не должна быть архаичной, она должна быть созвучна времени, но и традиционные материалы, показавшие свою развивающую ценность, не должны полностью вытесняться в угоду «новому» как ценному самому по себе
  3. Следует руководствоваться следующими принципами:

полифункциональности среды, предусматривающего обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;

трансформируемости, обеспечивающего возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства;

вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями

  1. Необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду, как общим, так и специфическим материалом для девочек и мальчиков.
  2. В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.
  3. Подбор осуществляется для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная) а также для активизации двигательной активности ребенка.
  4. Материалы и оборудование должны отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
  5. Материал для игры классифицируется исходя из его сюжетообразующей функции, и должен включать предметы оперирования, игрушки-персонажи и маркеры (знаки) игрового пространства.

Детально изучив требования к созданию предметно-развивающей среды, мы проанализировали существующие условия в группе. Оказалось, что созданная предметно-развивающая среда отвечает лишь некоторым ФГТ, не всегда учитываются принципы ее построения, страдает качественный и количественный состав предметно-развивающей среды. В связи с этим, целью нашей работы стало создание новых креативных маркеров пространства, оптимально соответствующих вышеизложенным требованиям. Определились и задачи:

  1. Проанализировать уже существующие маркеры игрового пространства.
  2. Подобрать материал, отвечающий гигиеническим, эстетическим требованиям
  3. Разработать новые разнообразные модели маркеров для различных видов деятельности.
  4. Изготовить маркеры.
  5. Опробовать маркеры на практике.
  6. Выявить недоработки, устранить выявленные недоработки, по возможности усовершенствовать модели.

Для изготовления многозначных маркеров игрового пространства мы использовали строительные ячеистые полипропиленовые листы (сертификат качества имеется). Эти листы бывают красного, желтого, белого, синего, зеленого цветов. Они доступны по цене, легко режутся обычным строительным ножом или портновскими ножницами. Для изготовления маркеров нам понадобилось:

  1. строительный нож;
  2. линейка;
  3. ножницы;
  4. скотч;
  5. самоклеющаяся разноцветная пленка.

Рис. 1. Разрезание полипропиленового листа

Рис. 2. Склеивание частей маркера при помощи скотча

Тематическое содержание сюжетов игры с использованием многозначных маркеров разнообразнее, чем при использовании традиционных маркеров (кухня, магазин, парикмахерская и т. д.).

Маркер «Корабль» изготовлен из одного полипропиленового листа синего цвета. Технология изготовления этого маркера следующая:

  1. Полипропиленовый лист разрезается на 4 равные части.
  2. Все части соединяются с помощью скотча. Расстояние между частями должно составлять не менее 4–5 мм, чтобы модель можно было сложить.
  3. Для безопасности края деталей обклеиваются скотчем или самоклеющейся пленкой.
  4. По желанию можно наклеить на модель волны, рыбок, якорь или иллюминатор из самоклеющейся пленки.

Этот маркер легко трансформируется в бассейн, песочницу, речку, дорогу, забор, арку и т. д. Его можно использовать не только для сюжетной игры, но и в совместной деятельности и для развития двигательной активности (подлезание, перепрыгивание),

Рис. 3. Маркер «Корабль»

Рис. 4. Бассейн, аквариум, песочница

Рис. 5. Горы, арка

Рис. 6. Речка, дорога

Маркер «Машина» изготовлен из одного полипропиленового листа синего цвета (цвет можно выбрать любой). Технология изготовления этого маркера следующая:

  1. Полипропиленовый лист разрезаем на две равные части.
  2. Одной части при помощи портновских ножниц придается форма кабины и вырезается окно.
  3. Вторая часть разрезается на две равные части. Эти части прикрепляются к кабине при помощи скотча на расстоянии не менее 4–5 мм.
  4. По желанию на кабину можно приклеить «фары» из самоклеющейся пленки.

Этот маркер в процессе игры можно использовать как машину, электричку, маршрутку, автобус, телевизор, театр и т. д. Его также можно использовать для развития двигательной активности в качестве мишени или ворот.

Рис. 7. Маркер «Машина»

Маркер «Ракета» изготовлен из одного полипропиленового листа синего цвета. Технология изготовления этого маркера следующая:

  1. Полипропиленовый лист разрезается на три равные части.
  2. Все части соединяются при помощи скотча в одно полотно.
  3. В средней части вырезываются круглые отверстия диаметром 15–16 см.

Это маркер дети использовали в как стиральную машину, раздевалку на море, подводную лодку, льдину с прорубью, тоннель и т. д. Если проделать небольшие отверстия около угла и привязать шнур, то можно использовать этот маркер как заправочную станцию для машин.

Рис. 9. Маркер «Ракета»

Рис. 11. Льдина с прорубью

Маркер «Ширма» изготовлен из двух полипропиленовых листов белого цвета. Технология изготовления этого маркера следующая:

  1. Каждый полипропиленовый лист разрезается на две равные части.
  2. Одна из четырех получившихся частей делится на две равные части.
  3. Все детали склеиваются при помощи скотча. Расстояние между частями не менее 4–5 мм. Детали приклеиваются поочередно: большая, маленькая, большая, маленькая.
  4. Одной маленькой детали при помощи строительного ножа придается форма домика (вырезаем треугольную крышу). На другую маленькую деталь приклеиваем «пенек» из самоклеющейся пленки.
  5. На больших деталях приклеиваем из самоклеющейся пленки стволы и ветви дерева и ель.
  6. На все детали приклеиваем «липучки» для того, чтобы в процессе игры можно было прикрепить на модель маркера листья, животных, грибы, ягоды, птиц и т. д.

Этот маркер удобно использовать не только как ширму, но и как дидактическое пособие при рассматривании времен года, в игре «Четвертый лишний», «Что перепутал художник?» «Бывает — не — бывает?». Можно его использовать в совместной деятельности по формированию элементарных математических представлений: «Сосчитай все грибы, ягоды, животных и т. д.», «Что на дереве, под деревом, над деревом?», «Состав числа» и т. д. Также его очень удобно использовать и в театральных постановках

Рис. 12. Маркер «Ширма»

Маркер «Дом» изготовлен из двух полипропиленовых листов разного цвета (в нашем случае — желтого и зеленого). Технология изготовления этого маркера следующая:

  1. По центру каждого полипропиленового листа делается надрез толщиной равной толщине листа от края до центра.
  2. Листы вставляются один в другой.
  3. В одной части вырезается «дверь», в другой — «окно».

При помощи этого маркера можно обыграть огромное количество сюжетов: «Семья», «Больница», «Магазин», «Парикмахерская» и т. д.

Рис.14. Маркер «Дом» (магазин, семья)

Рис. 15. Маркер «Дом» (семья)

В процессе изготовления маркеров у нас оставались небольшие куски полипропиленовых листов. Из них мы сделали мини-маркер «Дом» для игры за столом. С этим маркером можно также играть и на ковре. При игре с этим маркером дети могут использовать как кукольную мебель, так и мебель, сделанную из конструктора «ЛЕГО», настольного конструктора или бросового материала. А для запуска сюжета детям предлагаются фигурки животных, солдатики, маленькие машинки, куколки, картинки с изображением окна, ковра, телевизора, природы и т. д.

Рис. 16. Мини-маркер «Дом»

Рис. 17. Мини-маркер «Дом»

Нашли мы применение и для самых маленьких обрезков. Нарезали из них полоски размером 3х15 см. Разложили их в ряд на расстоянии 1 см. друг от друга и проклеили их двумя полосками самоклеющейся пленки с двух сторон. Полоски приклеили параллельно друг другу. Получился заборчик. Дети сразу нашли для него другое применение: железная дорога, зоопарк, ферма и т. д. Из прямоугольников большего размера (примерно 10х25) сделали длинный забор. Прямоугольники можно приклеить скотчем или обклеить весь заборчик самоклеющейся пленкой. Во время склеивания деталей забора не забывать оставлять зазор между деталями 4 -5 мм.

Рис. 18. Мини-маркеры. Заборчик, автодорога, железная дорога

Рис. 19. Мини-маркер. Железная дорога

Опробовав маркеры в работе с детьми, мы убедились, что они обладают рядом достоинств и отвечают современным требованиям:

  1. легко трансформируются;
  2. многофункциональные;
  3. вариативны;
  4. развивают детскую фантазию и воображение;
  5. активизируют двигательную активность;
  6. рассчитаны на все возрастные категории от 3–7 лет;
  7. отвечают гигиеническим требованиям (легко моются, безопасны);
  8. имеют эстетический вид;
  9. занимают мало места при хранении;
  10. выполнены из недорогих, доступных материалов.

Маркеры игрового пространства. Конструируем игровое поле своими руками: фотографии и рекомендации.

Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее и, конечно, проявляет большие фантазии и воображения, чем во многих других ситуациях. Учитывая все это, мы разработали и внедрили в свою работу, а затем предложили и воспитателям маркеры игрового пространства.

Маркеры игрового пространства представляют собой игровые предметы и конструкции, указывающие на место событий, в которых разворачивается сюжет (игра). Это может быть и домик, и корабль, и самолет, и мост, и карусель, и т.д.

Для их изготовления мы использовали современные, доступные и безопасные для детей материалы: цветные листы полипропилена (красный, синий, зеленый, белый, желтый, черный), цветной скотч, канцелярский нож, линейку и карандаш. Из больших листов полипропилена мы изготовили детали для основных маркеров: прямоугольники 45*30, затем их соединили и обработали края цветным скотчем, получились многофункциональные конструкции игрового пространства, которые легко складываются, переносятся и обрабатываются, что позволяет их использовать, как в помещениях, так и на улице. В сложенном состоянии маркеры занимают мало места, а в разложенном трансформируются в разнообразные масштабные объекты.

Получились основные маркеры: сине-белый из 10 прямоугольников, зеленый из 8 прямоугольников и ширма из 3 больших прямоугольников. Из остатков получились дополнительные маркеры и детали к ним: из разноцветных прямоугольников получился маркер: «карусель», «домино». Из полипропилена черного цвета вырезали круги и обклеили их цветной пленкой. Получилось из одной детали четыре разных предмета: колесо автомобиля, колесо поезда, спасательный круг, шасси самолета, есть также дополнительные таблички «парикмахерская», «касса», «театр», «регистратура».

Используя маркер зеленого цвета мы можем получить лес, забор, тоннель, спортивный тренажер.

Для пополнения и закрепления словарного запаса по лексическим темам: «Деревья», «Грибы», «Ягоды», «Цветы», «Времена года», «Птицы», «Дикие животные». Мы использовали маркер зеленого цвета «Лес». В тоже время этот маркер в середине занятия трасформируется в спортивный тренажер, где реализуется двигательная активность детей. Координируя речь с движением, мы отрабатываем предикативный словарь: прокатывая мяч в отверстия друг другу, дети называют действия птиц (летают, порхают, сидят, клюют, высиживают птенцов, строят гнезда) или как птицы подают голос (чирикают, каркают, кукуют, щебечут, стрекочат, курлычат, воркуют). Также можно закрепить знания детенышей диких животных, один ребенок называет маму, а другой детенышей.

Данные конструкции могут служить для игр на основе лексических тем:

  • «Какие деревья растут в лесу?»
  • «С какого дерева слетел листок?»
  • «Сосчитай орешки, шишки, грибочки у белочки»
  • «Какие ягодки в корзинке у Мишки?»
  • и т.д.

Используя маркер сине-белого цвета, мы можем трансформировать его в «корабль» и предложить детям отправится на нем в морское путешествие.

Отрабатываются лексические темы:

  • «Обитателей морей и океанов»,
  • «Речные рыбы»,
  • «Животные жарких стран»,
  • «Профессии на корабле».

Развиваем грамматический строй речи: образовываем притяжательные прилагательные (Я вижу дельфиний хвост, акулью пасть, черепаший панцирь и т.д.), (За пальмой спрятался жираф, потому что я вижу жирафью шею) и т.д.

Знакомство с профессиями на корабле, развитие глагольного словаря «Кто что делает?» (Примеры: Капитан управляет кораблем, кок готовит еду, матрос моет палубу, боцман смотрит в бинокль, рулевой стоит на вахте).

Если это рыболовецкая лодка, то закрепляется название речных рыб и согласование их с числительными (Я поймал две зубастых щуки, пять колючих ершей, трех серебристых лещей и одного сома).

В любой момент наш корабль или лодка может превратиться в самолет или космический корабль, достаточно изменить конструкцию корабля и поменять спасательный круг на шасси и можно предложить детям отправиться на Северный полюс (отрабатывается речевой материал по теме: «Животный мир Севера», выполняется слоговой и звуковой анализ названий обитателей Севера, предложно падежные конструкции). Нарвал выныривает из воды. Морж отдыхает на льдине. Белый медведь охотится на тюленя и т.д.

А можно полетать над городом Санкт-Петербург и разглядеть музей под открытым небом. Пролетели над Невой, под Дворцовым мостом. Облетели вокруг Петропавловской крепости, покружили над Медным всадником, приземлились на Марсовом поле и т.д. Можно использовать игру «Доскажи словечко» (Медный… всадник, Дворцовая … площадь, Ростральные … колонны, Исаакиевский … собор).

Если мы полетим в космос на ракете, то можно назвать планеты на заданный звук: на гласный — Уран. на мягкий согласный — Венера, Земля, Меркурий, Нептун; На твердый согласный — Марс, Плутон.

Маркер желто-красного цвета трансформируется в дом, отрабатывается речевой материал по теме: «Семья».

Если повесим табличку «Касса», «Театр» можно отработать связную речь, диалогическую и монологическую речь, слоговую структуру сложных слов, автоматизировать поставленные звуки, познакомить с устным народным творчеством и произведениями детской художественной литературы. Театр может быть теневой, перчаточный, бибабо, с использованием масок и другие.


Маркеры можно комплектовать и дополнять друг другом. Например: «грузовик» получается из маркера зеленого цвета (кузов) и маркера желто-красного цвета (кабина).

«Лес и речка» получаются из маркеров синего и зеленого цвета.

«Поезд» получается из маркеров зеленого и желто-красного и синего цвета.

Можно построить «мост над рекой» (река — синий маркер, а мост — зеленый) или «плотину».


Из двух маркеров можно построить «двойные ворота».

Из прямоугольников разного цвета (синий, желтый, красный и зеленый) мы изготовили маркер «Времена года», который используем для закрепления и обобщения знаний по временам года.

Маркер «Карусель» состоит из 6 разноцветных прямоугольников, к которым с одной стороны прикреплены прозрачные карманы. Этот маркер многофункционален. Его мы используем для автоматизации поставленных звуков (в кармашки вставляются нужные буквы). Ребенок должен придумать слово с заданным звуком в нужной позиции. Для закрепления фонематического анализа и синтеза, слоговой структуры слов в кармашке вставляются цифры и перед детьми ставятся определенные задачи: подобрать слова с заданным количеством слогов или подобрать слово с определенным количеством звуков или придумать предложение с заданным количеством слов. Можно вставлять картинки по лексическим темам и закреплять материал.

Для развития психических процессов (внимания, мышления и воображения) вставляются любые картинки, которые надо объединить в единый связный рассказ. В кармашки можно вставить схемы слов, а дети должны соотнести предложенные картинки со схемой или придумать свое слово на заданную схему.

Маркер «Карусель» можно трансформировать в треугольник, состоящий из красной, зеленой и синей части. Дети по кругу движутся под музыку вокруг, а по окончанию музыки останавливаются и придумывают слова на заданный звук, если возле красного прямоугольника — то на гласный звук, возле синего — то на твердый согласный звук, возле зеленого — то на мягкий согласный звук.

Маркер «Карусель» может превратиться в маркер «Домино», состоящий из белого и черного прямоугольника. Кладем маркер на пол, дети стоят по краям напротив друг друга и, кидая мяч, называют существительные в единственном и множественном числе в именительном падеже, а затем и в родительном падеже — Игра «Один — много».

Игра «Назови ласково» (назвать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Игра «Скажи наоборот», «Скажи по-другому» (назвать антонимы и синонимы)

Придумать слова на определенный звук, слог, с определенным количеством слогов и т.д.

Также все перечисленные маркеры можно использовать для аналога игры «Умники и умницы», что бы проверить и закрепить полученные знания по любым темам.

Об авторах: Денисова Татьяна Владимировна, Болдышева Елена Сергеевна, учителя-логопеды, ГБДОУ Детский сад №74, г. Санкт-Петербург, Россия.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Adblock
detector