Математическая игра для садика

Математические игры для детей 6-7 лет в детском саду.

Развивающие игры для детей подготовительной группы детского сада

Игры на математическое развитие для детей подготовительной группы ДОУ

Игра «Наседка и цыплята».

Цели: закреплять навыки счета; развивать слуховое внимание.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением цыплят разного количества.

Описание: па карточках изображено различное количество цыплят. Распределяют роли: дети — «цыплята», один ребенок — «наседка». «Наседку» выбирают с помощью считалки:

Говорят, на заре

Собирались на горе

Голубь, гусь и галка.

Вот и вся считалка.

Каждый ребенок получает карточку и считает количество цыплят на ней. Педагог обращается к детям:

Цыплята есть хотят.

Мы накормить должны цыплят.

«Наседка» начинает свои игровые действия: стучит по столу несколько раз — созывает «цыплят» к зернышкам. Если «наседка» постучала 3 раза, ребенок, у которого находится карточка с изображением трех цыплят, пищит 3 раза (пи-пи-пи) — его цыплята накормлены.

Игра «Числовые домики».

Цель: закреплять знания о составе числа первого десятка, основные математические знаки, умение составлять и решать примеры.

Игровой материал и наглядные пособия: силуэты домиков с надписями на крыше одного из домиков от 3 до 10; набор карточек с числами.

Описание: играющим раздаются домики, ребенок рассматривает карточки с числами. Попросить ребенка назвать цифры и выложить их по порядку. Положить перед ребенком большую карточку с домиком. В каждом из домиков живет определенная цифра. Предложить ребенку подумать и сказать, из каких чисел она состоит. Пусть ребенок назовет свои варианты. После этого он может показать все варианты состава числа, выкладывая карточки с цифрами или точками в окошечки.

Игра «Загадай число».

Цель: закреплять навыки сложения и вычитания, умение сравнивать числа.

Описание: предложить ребенку отгадать, какое число задумали. Педагог говорит: «Если к этому числу прибавить 3, то получится 5» или «Число, которое я загадала, больше пяти, но меньше семи». Можно меняться ролями с детьми, ребенок загадывает число, а воспитатель отгадывает.

Игра «Собери цветок».

Цель: развивать навыки счета, воображение.

Игровой материал и наглядные пособия: сердцевина цветка и отдельно семь лепестков, вырезанных из картона, на каждом из лепестков арифметическое выражение на сложение или вычитание до 10.

Описание: предложить ребенку собрать волшебный цветик-семицветик, но вставить лепесток в сердцевину можно только при условии правильного решения примера. После того как ребенок соберет цветок, поинтересоваться, какие бы он желания загадал на каждый лепесток.

Игра «Разложи цифры».

Цель: упражнять детей в прямом и обратном счете.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с цифрами от 1 до 15.

Описание: разложить подготовленные карточки в произвольном порядке. Предложить ребенку выложить карточки в порядке возрастания чисел, затем — в порядке убывания. Можно выбрать и другие варианты раскладывания, например: «Разложи карточки, пропуская каждое второе (третье) число».

Игра «Превращение чисел».

Цель: тренировать детей в выполнении действий сложения и вычитания.

Игровой материал и наглядные пособия: счетные палочки.

Описание: предложить ребенку поиграть в волшебников, которые превращают несколько чисел в одно: «Как ты думаешь, в какое число могут превратиться цифры 3 и 2?» Используя счетные палочки, придвинуть три к двум, затем убрать два из трех. Записать полученные результаты в виде примеров. Попросить ребенка стать волшебником и с помощью волшебных палочек превращать одни числа в другие.

Игра «Праздник числа».

Цель: закреплять навыки сложения и вычитания.

Описание: объявить каждый день праздником какого-либо числа. В этот день число-«именинник» приглашает в гости другие числа, но с условием: каждая цифра должна подобрать себе друга, который поможет ей превратиться в число дня. Например, праздник числа семь. Цифра 7 приглашает в гости цифру 5 и интересуется, кто будет ее сопровождать. Цифра 5 думает и отвечает: «2 или 12» (5 + 2; 12 — 5).

Игра «Занимательные квадраты».

Цель: закреплять навыки сложения, математические действия.

Игровой материал и наглядные пособия: начерченные квадраты.

Описание: в начерченных квадратах необходимо расставить по клеткам числа так, чтобы по любому горизонтальному и вертикальному рядам, а также по любой диагонали получалось одно и то же определенное число.

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ.

Контрольные работы — 1 класс, Моро

Темы: «Цифры: 5, 6, 7, 8, 9, 0», «Сравнение чисел», «Сложение чисел», «Вычитание чисел».

Контрольные работы во 2 классе, Петерсон

Что должны уметь ученики 1 класса по математике к концу учебного года. Итоговая контрольная работа по математике предназначена для проверки знаний, умений и навыков, полученных учениками к концу первого года обучения.

Контрольные работы для 3 класса, Моро

Темы: «Отрезок, углы», «Умножение и деление», «Решение текстовых задач», «Умножение и деление чисел на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9», «Вычисление значений выражений», «Порядок выполнения действий», «Правила раскрытия скобок», «Вне табличное умножение и деление с числами до 100», «Окружность, круг, радиус и диаметр».

Контрольные за 4 класс по математике, Моро

Контрольные работы за все четверти на темы: «Умножение и деление чисел», «Уравнения», «Решение текстовых задач на умножение и деление», «Периметр и площадь фигур»

Контрольные по математике — 5 класс, Виленкин

Контрольные работы по учебнику Н.Я. Виленкина по темам: «Доли и дроби обыкновенные, правильные и неправильные», «Сложение и вычитание обыкновенных дробей», «Сложение и вычитание десятичных дробей», «Выражения, уравнения и решение уравнений», «Квадрат и куб числа», «Площадь, объем, формулы измерения площади и объема».

Контрольная для 6 класса, Виленкин

Контрольные работы на темы: «Пропорции», «Масштаб», «Длина окружности и площадь круга», «Координаты на прямой», «Противоположные числа», «Модуль числа», «Сравнение чисел».

Контрольные работы — 7 класс, по алгебре

Контрольные работы на темы: «»Математический язык и математическая модель», «Линейная функция», «Системы двух линейных уравнений (метод постановки и метод сложения)», «Степень с натуральным показателем и её свойства», «Одночлены», «Многочлены», «Разложение многочлена на множители», «Функция $y=x^2$».

Контрольные работы для 8 класса по алгебре по Мордковичу

Контрольные работы на темы: «Алгебраические дроби», «Функция $у=\sqrt<х>«, «Квадратичная функция», «Квадратные уравнения», «Неравенства».

Контрольные работы для 9 класса по алгебре, Мордкович

Контрольные работы на темы: «Неравенства с одной переменной», «Системы неравенств», «Неравенства с модулями. Иррациональные неравенства», «Уравнения и неравенства с двумя переменными», «Системы уравнений: иррациональные, однородные, симметричные».

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Задачи и примеры для самостоятельной работы по математике для 1 класса за 3 и 4 четверти

Темы: «Числа от 0 до 20», «Сравнение чисел», «Сложение и вычитание чисел».

Задачи и примеры для 2 класса по учебникам М.И. Моро и Л.Г. Петерсона для самостоятельной работы

Темы: «Умножение и деление», «Сложение и вычитание чисел от 1 до 100», «Скобки, порядок выполнения действий», «Отрезок, угол, прямоугольник».

Задачи и примеры для самостоятельных работ по математике по учебнику М. И. Моро для 3 класса, 3 и 4 четверти

Темы: «Отрезок, углы», «Умножение и деление»,»Решение текстовых задач».

Задачи по математике за 4 класс, примеры за 3 и 4 четверти

Темы: «Умножение и деление чисел», «Уравнения», «Решение текстовых задач на умножение и деление», «Периметр и площадь фигур».

Задачи по математике – 5 класс, примеры за 3 четверть по учебнику Н.Я. Виленкина

Темы: «Окружность и круг», «Дроби обыкновенные, десятичные и смешанные», «Сравнение дробей», «Сложение и вычитание обыкновенных и смешанных дробей».

Задачи для 6 класса для самостоятельных работ за 3 четверть

Темы: «Пропорции», «Масштаб», «Длина и площадь круга», «Координаты», «Противоположные числа», «Модуль числа», «Сравнение чисел».

Алгебра — 7 класс, самостоятельные работы по учебнику Мордковича за 1, 2, 3, 4 четверти

Темы: «Числовые и алгебраические выражения», «Математический язык и математическая модель», «Линейное уравнение с одной переменной», «Координатная прямая и плоскость», «Линейные уравнения с двумя переменными», «Линейная функция и ее график».

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДОМАШНИХ РАБОТ

Домашние задания по математике для 1 класса, 3 и 4 четверти

Темы: «Числа: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10», «Сравнение», «Сложение и вычитание», «Решение текстовых задач».

Домашние задания по математике для 2 класса за 3 и 4 четверти

Темы: «Сложение и вычитание», «Решение текстовых задач», «Умножение и деление».

Домашние задания по математике по учебнику М. И. Моро для 3 класса за 3 и 4 четверти

Темы: «Умножение и деление чисел от 0 до 100», «Решение текстовых задач».

Задания по математике для 4 класс за 3 и 4 четверти

Задания по учебнику Моро на темы: «Умножение и деление чисел», «Уравнения», «Решение текстовых задач на умножение и деление», «Периметр и площадь фигур».

Задания по математике — 5 класс, за 3 четверть по учебнику Н. Я. Виленкина

Темы: «Окружность и круг. Обыкновенные дроби», «Сравнение дробей», «Сложение и вычитание десятичных дробей», «Округление чисел».

Задания по математике для 6 класса за 3 четверть

Темы: «Делители и кратные», «Признаки делимости», «Наибольший общий делитель», «Наибольшее общее кратное», «Свойство дробей», «Сокращение дробей», «Действия с дробями: сложение, вычитание, сравнение».

Задания по алгебре для 7 класса по учебнику Мордковича за 1, 2, 3, 4 четверти

Темы: «Числовые и алгебраические выражения», «Математический язык и математическая модель», «Системы двух линейных уравнений с двумя переменными», «Степень с натуральным показателем и её свойства», «Одночлены, операции над одночленами – сложение, вычитание, умножение, возведение в степень», «Умножение одночленов», «Возведение одночлена в натуральную степень», «Деление одночлена на одночлен».

Как дошкольники изучают математику?.

Математика для дошкольников при подготовке к школе

Непростая задача математика для дошкольников, а научить дошколят простейшим математическим приемам раньше казалось вообще невероятным. Дети только в первом классе начинали изучать все азы и основы математики. Сейчас же ситуация изменилась.

В школу дети приходят уже с багажом знаний. Математика для дошкольников представляет некоторые сложности. Поэтому знакомить дошкольников с царицей всех наук следует в увлекательной атмосфере, которая будет интересна даже самому вертлявому ребенку.

Математика для дошкольников и математические игры позволят легко и с удовольствием познакомиться дошкольникам с цифрами и числами, с простыми арифметическими действиями, а также знаками «больше» и «меньше».

Когда дошкольники решают задачки в игровой форме, они дополнительно побуждаются найти верный ответ. Дети жаждут похвалы или какой-нибудь награды, пытаются победить в игре непременно. И это способствует закреплению новой информации.

Вот так ненавязчиво и увлекательно можно развивать интерес дошкольника к приобретению полезного материала.

Математика для дошкольников — наглядность при обучении

Неоспоримым достоинством математического обучения дошкольников посредством математических игр считается наглядность, развивающая абстрактное мышление.

Привлекательные картинки с изображениями цифр и чисел, основанные на жизненных примерах, помогут дошкольникам научиться анализировать, сравнивать предметы и их качества, заучивать арифметические действия.

Правила организации занятий математики в детском саду

Работать с развивающими математическими заданиями совсем нетрудно, родителям вполне по силам с этим справиться.

Но чтобы ребенок получал от занятий максимальную пользу, необходимо придерживаться правил их организации:

Задания на смекалку помогают детям понять, что каждая потенциальная задача может содержать хитрость или двойной смысл.

Чтобы найти правильный ответ, необходимо сосредоточиться и рассмотреть головоломку с разных позиций.

Перед тем как приступить к заданию, необходимо дать рекомендации по его выполнению: Учитывать уровень развития и возрастные особенности ребенка.

Например, концентрация внимания дошкольников ниже, чем у младших школьников. Они могут удерживать внимание, занимаясь интересующей деятельностью, на протяжении 30-50 минут.

Если вдруг внимание малыша угасло, не нужно заставлять его заниматься дальше. Исходить из интересов ребенка. Не злоупотреблять подсказками. Если чадо не может найти решение задачи, не нужно каждый раз говорить правильные ответы, надо побуждать его к поиску и проявлению терпения.

Чтобы удержать интерес ребенка, взрослый может предложить частичную подсказку.

Как правило, дошкольнику не удается выполнить все задания с первого раза, но это имеет позитивные стороны — если ребенок вынужден что-то делать несколько раз, происходит развитие волевой сферы. Не ограничиваться упражнениями одного типа, а использовать разнообразный материал. Это поможет разностороннему развитию.

При организации занятий надо обращать внимание на тренировку пространственных временных отношений, навыков счета, воображения, логического мышления и др.

Применять разные формы организации занятий: индивидуальная работа, игры в паре или командные соревнования.

Исходить из постепенного усложнения заданий.

Использовать средства наглядности, которые будут привлекать внимание ребенка: яркие картинки или фотографии, изображения любимых сказочных героев.

Не скупиться на похвалу, если малыш ее заслужил.

Виды заданий по математике

К занимательным математическим заданиям относятся игры, загадки, шуточные задачи, головоломки, упражнения с геометрическими фигурами. Все они направлены на развитие быстроты реакции, логического и нестандартного мышления, находчивости, воображения.

Поскольку дошкольный возраст подразделяется на младший и старший, то и задания должны подбираться с учетом степени сложности.

Младший дошкольный возраст охватывает возрастной период 3-4 года, а старший — 5-7 лет.

Конечно, разбивка заданий по возрасту условная, так как все зависит от темпов развития отпрыска, именно на них и надо ориентироваться.

Математические игры

К математическим играм принадлежат задания, которые базируются на анализе логических отношений и закономерностей.

Чтобы найти ответ, необходимо проанализировать условия задачи, ознакомиться с ее содержанием и понять, что требуется делать.

Поиски решения заключаются в применении мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения.

Игры для младших дошкольников

Игра «Составь последовательность чисел»

Ребенку даются перемешанные карточки с цифрами от 1 до 5 или 10, а он должен разложить их в правильной последовательности. Задание «Сосчитай предметы». Ребенок получает бланк с картинками, возле которых есть цифры.

Надо сосчитать предметы на картинке и обвести соответствующую цифру.

Задание «Божьи коровки»

Надо на тельце насекомого нарисовать указанное количество точек.

Игры для старших дошкольников

Игра «Сравни число»

Взрослый предлагает ребенку назвать число, учитывая условия: оно должно быть больше 5, меньше 8. За каждый правильный ответ можно давать солнышко или флажок.

Задание «Найди соответствие примерам»

На специальном бланке слева расположены серии картинок, а справа — примеры. Необходимо подобрать к картинке подходящий пример.

Математические задачи на смекалку

Головоломки рекомендуют предлагать детям старшего дошкольного возраста. Самыми распространенными являются геометрические задачи со счетными палочками. Их называют геометрическими, потому что в основе задания — составление, трансформация различных фигур.

Для выполнения задания надо подготовить счетные палочки и таблицы-схемы с изображениями фигур. Нужно стараться выбирать задачи с разными условиями и способами решений, чтобы стимулировать поисковую активность малыша.

Задачи для дошкольников «Составление предметов по картинкам»

Перед ребенком кладется картинка с изображением какого-то предмета. Это может быть домик, скамейка, . Ребенок должен, ориентируясь на образец, сложить из палочек аналогичный предмет. Впоследствии можно усложнить задание, попросив ребенка сложить показанную картинку, не имея перед глазами пример, то есть по памяти.

«Преобразование фигуры»

Задание проводится в 2 этапа. Сначала взрослый показывает ребенку фигуру и просит составить из палочек такую же. Инструкция второго этапа: надо определить, какие и сколько палочек следует убрать, чтобы получилась другая фигура.

«Геометрические примеры»

Ребенку надо проанализировать представленные геометрические фигуры, представив, как будет выглядеть конечный результат и выбрать ответ.

«Сосчитай фигуры»

Ребенку дается изображение сложной геометрической фигуры, состоящей из множества деталей, он должен сосчитать, сколько в фигуре треугольников, прямоугольников, квадратов.

Игры на воссоздание из геометрических фигур образных изображений

Игры с геометрическими фигурами на составление различных предметов, животных очень полезны для развития аналитического мышления, сенсорных умений. Для проведения занятий необходимо запастись набором фигур: круг, треугольник, прямоугольник или квадрат.

Игры для старших дошкольников: «Составь силуэт животного или насекомого»

Для игры берется круг, который разделен линиями на более мелкие и неоднородные детали, разрезается. Затем из полученных частей круга дети пробуют составить картинку, причем конкретные инструкции им не даются — они должны действовать по своему замыслу

«Предметы из кубиков»

Глядя на изображение предмета, дошкольник из кубиков строит такой же.

Загадки, шуточные задачи, занимательные вопросы

Загадки, шуточные задачи и занимательные вопросы встречаются детьми с необыкновенным энтузиазмом. Они способны активизировать умственную деятельность ребенка, выработать навыки замечать главные и существенные свойства, отделяя их от второстепенных.

Задания, относящиеся к этой категории, отлично подходят для использования в начале занятия, чтобы подготовить чадо к интеллектуальной работе, провести умственную гимнастику. Шуточные задачи способны создавать благоприятный эмоциональный фон, поднимать настроение.

В качестве отдыха и переключения внимания задания можно использовать в середине занятия. Математические загадки — это замысловатые вопросы или описания какого-то предмета, явления, которые ребенок должен отгадать. Поскольку загадки математические, то в них обязательно будут фигурировать цифры, надо будет производить вычислительные действия.

Шуточные задачи представляют собой игровые задания с математическим смыслом, для решения которых необходимо использовать смекалку и находчивость, а в некоторых случаях обладать чувством юмора. По ним рекомендуют заниматься со старшего дошкольного возраста. Содержание задач необычное, так как наряду с главными признаками они включают второстепенные. Получается, что поиски ответа как бы замаскированы другими условиями.

Примеры шуточных задач

2 автомобиля проехали 5 км. Сколько км проехал каждый автомобиль? Если аист стоит на одной ноге, то он весит 4 кг.

Сколько будет весить аист, когда он стоит на 2 ногах? Что тяжелее: 1 кг бетона или 1 кг ваты? Занимательные вопросы

Они представляют собой краткие вопросы с побуждением сосчитать что-то. Сколько ушей у трёх мышей? Ты, да я, да мы с тобой. Сколько нас? Игры, математические развлечения Игры и математические развлечения — отличный способ разнообразить формы работы. Если выбрать игру с двумя участниками, то интерес ребенка возрастет за счет духа соревнования.

Пример игры для старших дошкольников «Домики»

Для этой игры понадобится 20 изображений домиков с 10 окошками. По наличию штор на окошках можно судить о квартирах.

Суть игры состоит в том, чтобы сравнивать домики между собой: сколько надо вселить жителей, чтобы все квартиры полностью были заняты, сколько надо убрать из домика жителей, чтобы в нем было занято столько же квартир, как в пятом доме.

Универсальные игры «Нарисуй картинку по цифрам»

Чем старше ребенок, тем больше цифр может быть.

Далее посмотрим, как проходит в детском саду математика для дошкольников на основе сказки.

Занимательная математика для дошкольников, или как дошкольники спасали Колобка от хитрой Лисы

Все хорошо знают сказку «Колобок», «от бабы сбежал, от деда сбежал… и попал в зубы хитрой Лисы». Малыши решили изменить ход событий и спасти Колобка с помощью математики.

Юные спасатели преодолевали сложные препятствия для спасения любимого героя.

Сначала дети решали примеры.

  1. У каждого в руках была тучка, а на ней приклеен пример на сложение или вычитание. С помощью палочек малыши выполняли арифметическое действие, а результат показывали разноцветными прищепками, которые прикрепляли к тучке.
  2. Второе задание было посчитать и прикрепить лучики к солнышку. Лучиками были симпатичные прищепочки.
  3. На третье задание надо было прицепить божьей коровке ножки. А сколько ножек у божьей коровки? Три слева и три справа — так объяснили ребята. И прицепили к картону по три прищепки с каждой стороны.

Три задачи умело выполнили дошкольники и спасли Колобка от хищной Лисы.

Такой интересный урок «Математики для дошкольников» можно провести в старшей группе. Такое же занятие могут дома проводить родители, которые имеют маленьких детей. Дети учатся считать и развивают моторику рук.

Математические игры в детском саду и начальной школе. Сборник игр для детей 5-7 лет (В. П. Новикова, 2011).

В пособии представлены математические игры для детей 5–7 лет: игры на закрепление количественных представлений, на уточнение понятий о величине предметов, на расширение представлений о геометрических фигурах, на совершенствование ориентировки в пространстве, на закрепление временных представлений. Пособие адресовано воспитателям дошкольных образовательных учреждений, учителям начальной школы, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, а также родителям.

Оглавление

  • От автора
  • Игры на закрепление количественных представлений

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Математические игры в детском саду и начальной школе. Сборник игр для детей 5-7 лет (В. П. Новикова, 2011) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Игры на закрепление количественных представлений

Какая цифра убежала?

Материал. Карточки с цифрами от 0 до 20 (на каждого ребенка).

Дети играют парами.

Педагог предлагает каждой паре разложить цифры по порядку от 0 до 10. Затем один ребенок закрывает глаза, а другой переставляет цифры в числовом ряду. Открыв глаза, ребенок отмечает, что изменилось в ряду. Если он отгадал, то становится ведущим.

Усложнение. Изменить числовой ряд, предложить разложить числа от 10 до 20 или от 10 до 20.

Материал. Карточки с цифрами и карточки с кружками.

Дети делятся на две команды. У каждой команды свой стол. На одном столе лежат перевернутые карточки с цифрами, на другом – перевернутые карточки с кружками.

Дети бегают по комнате. По сигналу педагога они берут карточки со столов, и каждый отыскивает свою пару: ребенок, у которого на карточке цифра, ищет ребенка, у которого на карточке соответствующее количество кружков.

Далее проверяют, все ли пары подобраны правильно.

Карточки возвращаются на прежние места, и игра повторяется.

Примечание. Если нет карточек с кружками, то можно использовать комплекты карточек с цифрами двух цветов.

Постройся по порядку

Материал. Карточки с цифрами от 0 до 10.

В игре участвуют до 10 детей.

На столе лежат карточки с цифрами от 1 до 10 изображением вниз. Звучит быстрая музыка, дети бегают. По окончании музыки каждый ребенок берет со стола одну карточку.

Дети выстраиваются по порядку, в соответствии с заданиями, которые дает педагог.

– Первым выйдет ребенок с цифрой 7.

– Рядом с ним встанут «соседи» цифры 7.

– Между какими цифрами должен встать ребенок с цифрой 5? Пусть он встанет на свое место.

– Теперь встанут по порядку ребята с оставшимися цифрами.

– Назовите цифры по порядку.

Примечание. В игре может принимать участие большее количество детей. В этом случае потребуется второй комплект цифр. Играют две команды.

Игра со стручками гороха

Материал. Карточки с цифрами, пособия «стручки гороха» (см. Приложение, стр. 44) – два комплекта разных цветов.

На полу на небольшом расстоянии один от другого лежат обручи, в центре каждого обруча – карточка с цифрой. На подносе лежат «стручки гороха» (по количеству детей).

Педагог предлагает детям отгадать загадку:

Дом зеленый тесноват:

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Осенью пришла беда —

Треснул домик гладкий —

Подскакали кто куда

– Что это? Правильно, это горох, – говорит педагог и объясняет правила игры. – Вы будете бегать под музыку. Как только музыка перестанет звучать, по очереди подходите к столу, берите по одному стручку и вставайте возле той цифры, которая соответствует количеству горошин в стручке.

В итоге возле каждого обруча должны стоять два ребенка со «стручками» разных цветов. Педагог предлагает проверить ребятам друг друга – правильно ли все выполнили задание. Если кто-то ошибся, ему объясняют, почему он не должен стоять возле этой цифры.

Игру следует повторить, предварительно положив «стручки» на поднос.

Примечание. Не надо обращать внимание на цвет «стручков», когда дети стоят возле обручей. Они могут допустить ошибки при пересчете «горошин». Обменявшись «стручками», ребята уточняют свои действия и исправляют допущенные ошибки.

Материал. «Математический набор» и мешочек с мелкими игрушками (на каждую пару детей).

Дети играют парами, сидя за столом. Перед ними лежит «Математический набор» и один мешочек с мелкими игрушками на двоих. Педагог предлагает детям разложить цифры по порядку от 1 до 10.

С помощью считалки выбирают ведущего в каждой паре:

Ведущий предлагает своему партнеру закрыть глаза, а сам в это время убирает одну из цифр. Ребенок, открыв глаза, называет какой цифры не хватает, и отсчитывает такое же количество игрушек.

Если задание выполнено верно, игрушки и цифра возвращаются на свои места.

Дети меняются ролями. Игра повторяется.

Усложнение. Отсчитать игрушек на одну больше или меньше.

На земле чертится квадрат, разделенный на девять маленьких квадратов. В квадратах написаны цифры в таком порядке: 1-й ряд – цифры 1, 2, 3; 2-й ряд – 4, 5, 6; 3-й ряд – 7, 8, 9.

В игре принимают участие двое детей. Выбирается ведущий. Он прыгает по клеткам на одной ноге с цифры на цифру по порядку. Как только он не сможет устоять на одной ноге, игра останавливается и ведущим становится второй ребенок.

Игра продолжается до тех пор, пока дети не дойдут до последней цифры. Кто первый допрыгал до конца – победитель.

Найди столько же

Материал. Карточки с кружками или цифрами.

В комнате расставлены различные группы однородных предметов (две пирамидки, четыре мяча, два зайчика и т. д.). Педагог держит веером в руках карточки с кружками или цифрами и предлагает кому-либо из детей вытащить одну из них. Ребенок, выбрав карточку или цифру, находит в комнате столько одинаковых игрушек, сколько кружков изображено на карточке.

Игра повторяется несколько раз.

Усложнение. Найти предметов на один больше или меньше количества кружков на карточке.

Материал. Куб с цифрами на гранях.

Дети стоят в кругу.

С помощью считалки выбирают ведущего:

На березу села галка,

Две вороны, воробей,

Три сороки, соловей.

Завтра с неба прилетит

Если веришь – стой и жди,

А не веришь – выходи!

Ведущий бросает кому-либо из детей куб. Ребенок, поймавший его, называет цифру на грани куба и «соседей» этого числа. Если он дал правильный ответ, то становится ведущим.

Игра проводится в быстром темпе.

Усложнение. На гранях куба вместо цифр могут быть кружки (от 1 до 6).

Игра с яблоками

Материал. Цифры, пособия «яблоки» (см. Приложение, стр. 44).

На полу, на большом расстоянии друг от друга, лежат обручи. В каждом обруче цифра. На подносе лежат «яблоки»: желтые, красные, зеленые.

Педагог предлагает детям отгадать загадку:

Я расту на ветке,

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

– Правильно, это яблоко. Сейчас мы поиграем с яблоками. Вы будете бегать по музыку. Как только она перестанет звучать, возьмите по одному яблоку. В яблоках есть семечки. Посчитайте, сколько семечек в яблоке, и встаньте около той цифры, которая соответствует их количеству.

Звучит музыка. Как только она перестанет звучать, дети берут со стола по одному яблоку со стола и отыскивают обруч с нужной цифрой. Около каждой цифры должно стоять три ребенка с яблоками разных цветов.

«Проверьте друг друга: все ли правильно выполнили задание, – говорит педагог. – Возле какой цифры стоите и почему». Дети, обмениваются яблоками, проверяют правильность выполнения задания, исправляя ошибки.

Игру можно повторить, предварительно сложив яблоки на поднос.

Примечание. Когда дети стоят около цифры, не следует обращать внимание на цвет яблок. Дети могут допускать ошибки при пересчете. Обменявшись яблоками, они уточняют свои действия и исправляют допущенные ошибки.

Усложнение. Вместо цифр использовать карточки с по-разному расположенными кружками. Задание: встать возле той карточки с кружками, которая покажет число на один больше или меньше количества семечек в яблоке.

Играем с детьми дома и в детском саду.


Статья Использование дидактических игр по математике в работе воспитателя детского сада здесь.

Программное содержание: формировать представление о понятиях «много» и «один», умение выделять единичный предмет из множества, образовывать множество из единичных предметов; познакомить со словами «много», «один», концентрировать внимание на количестве предметов в окружающей среде.

1. Волшебный мешочек

Пособия: маленькие пластмассовые куклы (по количеству игроков), грузовая машина с привязанной веревкой, чтобы удобно было ее возить, мешочек.

Ход игры. Воспитатель показывает детям маленьких кукол и спрашивает, какие это игрушки лежат на столе.

Дети. Маленькие куклы.

Воспитатель. Много кукол лежит у меня на столе. (Вызывает 2-3 детей, предлагает им погладить кукол, рассмотреть, как их много. Далее показывает детям мешочек и объясняет, что они сейчас поиграют с этим волшебным мешочком. Вызванный ребенок прячет кукол в волшебный мешочек).

Воспитатель. Сейчас, дети, вы будете получать из мешочка по одной кукле. Но волшебный мешочек открывается только тому, кто хорошо себя ведет. Подойди, Оля, опусти руку в мешочек и достань одну куклу. Сколько ты, Оля, получила кукол, покажи всем детям.

Воспитатель. Ира, сколько Оля получила кукол?

Воспитатель вызывает 2-3 детей и предлагает им выполнить ту же задачу.

Одновременно активизирует и других детей, предлагает им наблюдать за действиями вызванных детей и называть, сколько кукол они будут доставать из мешочка. При этом он следит, чтобы дети не ошибались.

Вова вытащил из мешочка несколько кукол. Воспитатель помог ему отделить одну куклу, остальные ребенок опустил снова в мешочек. Дети с куклами проходят на свои места.

Воспитатель. Вы, дети, хорошо себя вели, поэтому сейчас мешочек откроется для всех. (С этими словами он обходит всех детей с тем, чтобы остальные дети тоже взяли себе по одной кукле). У всех у вас по одной кукле, покажите их. Сейчас мы покатаем кукол в машине. К кому машина подъедет, то посадит свою куклу в машину. (Медленно провозит машину мимо детей, а они по очереди сажают в нее своих кукол). Витя, сколько кукол ты посадил в машину?

Воспитатель (спрашивает еще 1-2-х детей, а потом обращается ко всем). Посмотрите, дети, а сколько сейчас кукол в машине?

В конце игры воспитатель предлагает ребенку отвезти на машине всех кукол в игрушечный уголок.

2. Игра с флажками

Пособия: флажки (по количеству игроков).

Ход игры. Воспитатель показывает детям флажки: «Посмотрите, дети, как много у меня флажков (дает их подержать 1-2 детям). Флажков так много, что они не помещаются в руках у Оли».

Воспитатель (берет один флажок). Я возьму один флажок. Сколько я взяла флажков?

Воспитатель. А сейчас каждый из вас возьмет один флажок. Наташа, возьми один флажок. И ты, Игорь, возьми один флажок.

Миша хочет взять два флажка. Воспитатель поправляет его: «Ты возьми один флажок, вот это один флажок».

Дети ходят по комнате с флажками, размахивают ими, поют песенку о флажке.

Воспитатель созывает детей к себе: «А сейчас вы сами поставите флажки в вазу. Саша, сколько ты поставил флажков?».

Воспитатель. А ты, Игорь, сколько поставил флажков?

Воспитатель. Каждый поставил по одному флагу и их снова стало много. Сколько стало флажков?

3. Поиграйте с пирамидкой

Пособия: одинаковые пирамидки (по одной на каждого игрока).

Ход игры. Воспитатель показывает пирамидку, предлагает ребенку поиграть ею; ставит перед собой и ребенком по пирамидке. Затем снимает все кольца со своей пирамидки, берет их руками, говорит о том, что их много. Воспитатель предлагает ребенку снять кольца с его пирамидки, поиграть ими, говорит, что и у него их много. Далее воспитатель находит в себе самое большое кольцо, показывает его ребенку и надевает на стержень своей пирамидки, говоря при этом: «Надел одно кольцо». Помогает ребенку найти такое же кольцо и говорит: «И ты надень одно кольцо». Затем воспитатель находит себе кольцо несколько меньшего размера и, надевая его, снова говорит: «Еще одно кольцо надел». Воспитатель предлагает ребенку найти такое же кольцо у себя и надеть его на стержень.

Действия ребенка воспитатель сопровождает словами: «Сколько Витя надел колец?». «И Витя надел еще одно кольцо», — говорит воспитатель, если ребенок молчит. Когда игрушка составлена, воспитатель отмечает: «На пирамидке снова много колец».

4. Спасайте зайчиков от лисы

Пособия: силуэты зайчиков, вырезанные из бумаги (по одному на каждого ребенка), игрушечная лиса.

Ход игры. Воспитатель показывает детям зайчиков (все силуэты установлены на подносе): «Смотрите, как много зайчиков собралось. Правда, много?».

Воспитатель. Сейчас каждый из вас возьмет по одному зайчику. Сначала Игорь подойдет. Сколько зайчиков ты взял? (Одного). А сейчас Катя. Вася, сколько зайчиков взяла Катя? (Одного). А Лиза возьмет столько же зайчиков, сколько взяла Катя. Сколько ты, Лиза, взяла зайчиков? (Одного). Теперь я подойду к каждому. Вы тоже возьмите по одному зайчик. Пусть все зайчики прыгают на полянке.

Дети садятся на корточки, а зайчиков ставят у своих ног и делают движения как будто зайчики подпрыгивают.

Воспитатель. Сколько зайчиков прыгает на поляне?

Воспитатель (ставит игрушечную лису у горшка с цветком). Посмотрите сюда. Кто это под кустом сидит?

Воспитатель. Сколько лисичек?

Воспитатель (подсовывает лису к зайчиков). Смотрите, лиса подкрадывается к зайчикам, она хочет их съесть. Спасите зайчиков от лисы (делает движение, как будто лиса бросается на зайцев. Дети бегут к своим стульчикам).

Воспитатель. Спасли зайчиков от лисы? Видишь, лиса, ты одна, а нас много. Мы не пустим тебя к зайчикам.

Пособия: шляпки из бумаги для «кур» и «петуха». Стульчиками отгораживается «курятник».

Ход игры. Воспитатель надел детям шляпки, изображающие голову курицы, а одному ребенку шляпку, изображающую голову петушка.

Воспитатель. Вы все курочки, а Коля — петушок. Курочек много, а петушок один. Петушок, иди в «курятник» и позови курочек.

Петушок заходит за загородку со стульчиков и зовет курочек «Ко-ко-ко!». Дети заходят за загородку.

Воспитатель. Сколько курочек собралось в курятнике?

Воспитатель. А сколько петушков?

Воспитатель (уходит в сторону и зовет кур). Цып-цып-цып! Ешьте зернышки. Петушок, позови курочек, вот здесь я насыпала зернышки.

Петушок зовет курочек. Дети подходят и делают вид, будто клюют зерна. В конце игры петушок ведет курочек гулять.

Воспитатель. Уже поздно. Петушок, веди курочек спать!

Дети заходят за загородку.

Воспитатель: Какой большой курятник. Курочек много, но все разместились. Правда, курочек много?

Воспитатель. А петушков тоже много?

Дети. Петушок один.

6. Отгадайте, где-много, а где-один

Понадобится: два ведра разного цвета, мелкие предметы (в красном ведерке — один, в зеленом — много), две салфетки, ширма.

Ход игры. Воспитатель. Дети, вы знаете, что в этих ведрах? Нет? Володя, иди сюда, опрокинь это ведерко, пусть дети увидят, что было в нем.

Дети видят, что из ведерка выпал один каштан.

Вызванный дальше ребенок показывает, что во втором ведерке было много каштанов.

Воспитатель. В каком по цвету ведерке был один каштан? (В красном). А в каком ведерке было много каштанов? (В зеленом).

После этого воспитатель, пользуясь ширмой, чтобы дети не видели, пересыпает много каштанов в красное ведерко, а один — в зеленый. Ведерки накрывает салфетками.

Воспитатель. Дети, вы помните, в каком ведерке был один каштан?

Воспитатель. Иди, Таня, покажи.

Таня (подошла). Вот в этом, красном.

Воспитатель. Опрокинь ведерко и покажи, сколько сейчас в нем каштанов.

Дети видят, что в красном ведерке теперь много каштанов. А дальше убеждаются, что в зеленом ведерке находится только один.

Игрушки можно заменять, вместо ведерок давать корзины, вызвать других детей.

Adblock
detector