Муз дидактические игры в детском саду

Картотека на тему:
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Подборка музыкально-дидактических игр для детей разных возрастных игр

Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ

Кого встретил колобок

Кто самый внимательный

Определи по ритму

Сколько нас поет

Что музыкальный инструмент расскажет о себе

Домик для музыки

Солнышко и тучка

Какую линию выбрать?

К нам гости пришли

Кто в домике живёт

Тише громче в бубен бей

Что делают дети

Подумай и отгадай

Курица и цыплята

Птица и птенчики

Зайцы на поляне

Картинки и имена

Игры с пуговицами

Кошка Мурка и музыкальные игрушки

Веселый и грустный заяц

Тихие и громкие звоночки

Кто подошёл к теремку

Картинки и игрушки с музыкальными инструментами

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

Игры на развитие звуковысотного слуха

Птицы и птенчики

Ход игры: У каждого ребенка по одной игрушке или картинке. Воспитатель играет на металлофоне низкие и высокие звуки. Дети слушают звуки, если звук высокий, дети поднимают картинку с птенчиком, если звук низкий – поднимают картинку с птицей.

Игровой материал: Картинки или игрушки с большой птицей и птенцами.

Ход игры: взрослый показывает картинку мамы, сопровождая показ звукоподражанием на низком звуке. Ребёнок находит карточку с детёнышем и отвечает на высоком звуке.

Игровой материал: 5-6 наборов парных карточек с мамами и детёнышами разных животных

Курица и цыплята

Игровой материал. Домик, кукла Маша, металлофон. Все раскладывается на столе. У детей в руках игрушечные птицы

(курица и цыплята).

Ход игры. Дети рассаживаются вокруг стола. Воспитатель берет куклу и говорит: «В этом домике живет кукла Маша, у нее есть много кур и цыплят. Их пора кормить, но они разбежались. Маша, позови своих кур. Послушайте, ребята, кого зовет Маша», играет на металлофоне ре второй октавы. Дети с цыплятами в руках встают и ставят их перед Машей. Кукла кормит птиц. Воспитатель просит детей спеть тоненьким голосом, как цыплята, «пи-пи-пи». Затем кукла Маша зовет кур — воспитатель играет на металлофоне ре первой октавы. Дети ставят фигурки кур на стол перед Машей и поют на этом же звуке «ко-ко-ко».

Игры на развитие чувства ритма

Игровой материал: Любой музыкальный или шумовой инструмент.

Ход игры: Играет педагог, дети слушают или хлопают в ладоши; педагог предлагает играть желающему ребёнку; «концерт (играющий выходит на середину); ребёнок передаёт бубен, кому хочет (развитие коммуникативных способностей); один ребёнок играет на бубне, другой водит игрушку по столу. На занятие приносится от одного до четырёх инструментов постепенно.

Картинки и имена

Ход игры: Ребёнок произносит своё имя громко и чётко, потом прохлопывает его: Та-ня, Се-рё-жа… Ребёнок называет себя ласково: Та-неч-ка – и протягивает какой-нибудь слог. Отхлопывает ритм в ладоши. То же с картинками и игрушками. Например: Кош-ка, ко-шеч-ка.

Игровой материал: Клубок ярких, толстых, шерстяных ниток. Ножницы. Стол.

Ход игры: Педагог тянет нитку и поёт: «У-у-у». Звук обрывается, ниточку отрезают ножницами и кладут на стол. Таким образом, отрезают нитки разной длины и раскладываются в любой последовательности. Педагог, проводя пальцами по ниткам,

пропевает либо длинные, либо короткие звуки. В промежутках между нитками звук исчезает. Варианты:

Педагог раскладывает нитки, дети проводят по ним пальчиком и поют звук «у-у-у»; нес-колько детей держат в руках нитки, остальные, проходя мимо, поводят по нитям пальцем и пропевают звуки; дети сами выкладывают нитки и пропевают свой ритмический рисунок.

Игры с пуговицами

Игровой материал: Пуговицы разной величины (большие и маленькие, одного диаметра).

Ход игры: Крупные пуговицы пропеваются длинными звуками, мелки – короткими. Игра проводится аналогично игре с нитками. В дальнейшем пуговицам даются «имена»: боль-шим – «та», маленьким – «ти».

Усложнение: выкладывание из пуговиц ритмических рисунков и их проговаривание, пропевание и прохлопывание.

Игры на различие тембровой окраски

Ход игры: Дети, посмотрите, какой красивый лес, здесь березки, елки, ягодки. Пришла Таня в этот лес, а за елкой кто-то прячется. Поможем Тане отгадать кто же там сидит.

Послушайте песенку-загадку (играет «Зайку» р.н.м.), дети вместе с Таней отгадывают, для верности Таня заглядывает за елку, там, в кармашке – зайка. Воспитатель незаметно меняет картинку за елкой, выбирают другого ребенка, и он вместе со всеми детьми определяет, кто снова спрятался за елкой.

Игровой материал: Елка с кармашком, картинки зайца, медведя, кошки.

Музыкальный репертуар: «Зайка» р.н.м., «Медведь» М.Саркова, «Кошка» А.Редитова.

Кошка Мурка и музыкальные игрушки

Игровой материал: Музыкальные игрушки: дудочка, колокольчик, музыкальный молоточек; кошка (мягкая игрушка); коробка.

Ход игры: В оспитатель приносит коробку, перевязанную лентой, достаёт оттуда кошку и сообщает детям о том, что кошка Мурка пришла в гости и принесла в подарок музыкальные игрушки, которые даст детям, если они их узнают по звучанию.

Воспитатель незаметно от детей (за небольшой ширмой) играет на музыкальных игрушках. Дети узнают их. Кошка даёт игрушку ребёнку, тот звенит колокольчиком (постукивает музыкальным молоточком, играет на дудочке).

Игры на различие динамики

Весёлый и грустный заяц

Игровой материал : картинка с весёлым зайчиком (с морковкой) и картинка грустного зайца (в зимнем лесу).

Ход игры : музыкальный руководитель показывает картинки и проигрывает пьесы соответствующие характеру картинок. После прослушивания каждой пьесы определятся её звучание (быстрое, весёлое, громкое или медленное, печальное, тихое).

Тихие и громкие звоночки

Игровой материал: Погремушки или шумовые игрушки по числу детей.

Ход игры: Исполняется песня Р.Рустамова.

1.Ты звени, звоночек, тише,

Пусть тебя никто не слышит. 2 раза

2. Ты сильней звени, звонок,

Чтобы каждый слышать мог! 2 раза

На 1-й куплет дети тихо звенят, на 2-й – громко.

Игры на восприятие музыки

Кто подошёл к теремку

Игровой материал: Картинка из картона с изображением теремка. На выдвижной бумажной ленте сбоку от терёмка нарисованы сказочные персонажи: лиса, медведь, волк, лягушка, зайка и др.

Ход игры: Взрослый начинает сказку: «Стоит в поле терёмок-теремок, он не низок, не высок, не высок». Обращаясь к ребёнку, просит послушать мелодию и угадать, кто подбежит к теремку и попросится в него войти. Ребёнок показывает ответ с помощью выдвижной ленты.

Игровой материал: Небольшой, красиво оформленный аппликацией мешочек. В нём игрушки: мишка, собачка, кошка, зайка, петушок, птичка. Можно использовать куклы бибабо.

Ход игры: Взрослый говорит детям, что к ним пришли гости, но они где-то спрятались? Предлагает их поискать, показывает мешочек. Проигрывает на любом инструменте песенку, а дети отгадывают, кто там спрятался. Достаётся игрушка из мешка ребёнком.

Картинки и игрушки с музыкальными инструментами

Ход игры: Дети называют картинку или игрушку, одновременно ударяя в барабан, бубен, треугольник или пианино. Педагог называет тот инструмент, на котором играет ребёнок. В дальнейшем педагог спрашивает у детей, на каком инструменте они играют. Таким обра-зом дети ненавязчиво запоминают названия инструментов.

Игровой материал: Картинки с изображением музыкальных инструментов, музыкальные инструменты.

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Игры на развитие звуковысотного слуха

Ход игры: У каждого ребенка по одной карточке и по две фишки. Воспитатель произно-

сит «га-га-га» (До 1-й октавы). Ребенок, у которого картинка гуся закрывает его фишкой.

Воспитатель поет «га-га-га» (Ля 1-й октавы), ребенок закрывает гусенка.

«Му-му-му» — До, Соль 1-й октавы.

«Мяу-мяу-мяу» — Ре 1-й октавы, Ре 2-й октавы.

«Кря-кря-кря» — Ре 1-й октавы, Си 1-й октавы.

Игра проводится до тех пор, пока дети не закроют фишками все картинки.

Игровой материал: Карточки с изображением гуся и гусенка, коровы и теленка, кошки и котенка, утки и утенка, фишки.

Игровой материал: Лесенка из пяти и из трех ступенек, игрушки (матрешки, зайцы, птички), музыкальные инструменты (флейта, металлофон).

Ход игры: Ребенок-ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии и передвигает свою игрушку по ступенькам вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке.

Ход игры: Ведущий выкладывает пред двумя детьми игровое поле. Назначает, кто из них будет искать девочку, которая кричит высоким звуком, а кто — девочку, которая кричит низким звуком. Затем предлагает детям спеть песню «Эхо» и отдельно пропеть звуки а, у. Далее ведущий поочерёдно играет звуки и каждый раз спрашивает детей: «Девочка поёт а или у ?». Игра продолжается, пока оба играющих не найдут своих девочек.

Игровой материал: Большая карточка – игровое поле, на котором нарисованы четыре девочки, заблудившиеся в лесу, они кричат «а-у», две из них только начинают кричать низкий звук а , слегка наклонив голову, две другие – высокий звук у , приподняв голову вверх. Четыре фигурки ёлок, которыми перед игрой закрыты изображения девочек. Металлофон.

Игровой материал: Большая карточка с контурным изображением качелей в верхнем и нижнем положении. Качели вверху – высокий звук; качели внизу – низкий звук. Маленькие карточки-фигурки в форме качелей по ходу игры накладываются на силуэты качелей большой карточки. Металлофон, ширма.

Ход игры: Играют трое детей, один из них ведущий. Перед двумя играющими лежит большая карточка. Воспитатель назначает, кто из играющих будет узнавать звук «высоких» качелей, кто – «низких». Ведущий предлагает спеть песню «Качели», напоминает звуки, характерные для неё, проигрывая их на металлофоне. Ведущий берёт фигурку качелей (верхние и нижние качели отличаются по цвету), проигрывает необходимый звук и спрашивает: «Где сейчас качели – вверху или внизу?» отвечать должен тот, кто узнал свой звук. Игра продолжается до тех пор, пока все фигурки качелей не будут положены на свои места. Выигрывает ребёнок, первым выполнивший задание.

Игры на развитие чувства ритма

Игровой материал: Большая матрешка и маленькие (по числу играющих).

Ход игры: Дети сидят вокруг стола. У воспитателя в руках большая матрёшка, у детей – маленькие. Воспитатель отбивает ритмический рисунок своей матрёшкой по столу, дети повторяют его своими матрёшками.

Игровой материал: Иллюстрация к сказке «Дружная семейка», музыкальные инструменты.

Ход игры: Используя сказку Е.Королёвой «Дружная семейка», учить детей составлять ритмический рисунок. Играть на любом инструменте звуки разными длительностями, изо-

бражая тем самым шаги каждого члена семьи. Дать ребёнку угадать, кто шагает. Одновре-

менно играть с ребёнком на другом инструменте, ребёнок должен угадать, кто шагает ря-

Музыкальная дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста ДОУ.

Музыкальная деятельность одна из самых видов деятельности, которая очень притягивает детей в дошкольном возрасте. Ведь она способствует всестороннему развитию и мышлению. Через музыкально — дидактические игры идет процесс постижения ребенком азов музыкальной грамоты, изучения разнообразных музыкальных терминов, знакомство с эмоциональными музыкальными настроениями, закладываются основы восприятия музыки, творческие проявления.
Вашему вниманию представляю игру на знакомство с музыкальными инструментами. Она будет полезна воспитателям и музыкальным руководителям.

Музыкально — дидактическая игра на определение звучания музыкальных инструментов «Определи инструмент».
Цель — Развивать способность детей определять звучание музыкальных инструментов симфонического оркестра. Уметь правильно их называть.
Задачи:1. Познакомить детей с названиями инструментов, их устройством, характером звучания.
2. Развивать музыкальный слух, память, ритм, эмоциональную отзывчивость, творческие, сенсорные способности, ощущение тембра.
Описание – детям раздаются несколько карточек с изображением музыкальных инструментов.
Ход проведения игры: Игра может проводится в свободное от занятий время или непосредственно во время занятия. Детям раздаются карточки с изображением инструментов симфонического оркестра. Проводится слушание 2-3 музыкальных произведений. Дети должны выложить на столе последовательность музыкальных инструментов, которые прозвучали и назвать их.
Музыкальные произведения: Из репертуара программы «Музыкальные шедевры» О.П.Радыновой.
На музыкальном занятии во время слушания музыкальных произведений музыкальный руководитель предлагает вспомнить группы музыкальных инструментов.
Музыкальный руководитель: А сейчас мы вспомним группы музыкальных инструментов в оркестре. Какие вы знаете?
(дети отвечают: духовые, струнные, ударные)
А теперь послушаем загадки про музыкальные инструменты. Давайте отгадаем их.
Музыкальный руководитель: Сейчас я буду загадывать загадки, а вы отгадайте, к какой группе они относятся.
Загадки:
1. Как будто девушка запела,
И в зале словно посветлело.
Скользит мелодия так гибко.
Затихло все: играет… (Скрипка)

2. Деревянные подружки
Пляшут на его макушке,
Бьют его, а он гремит —
В ногу всем шагать велит. (Барабан)

3. Чудесная трубочка, не простая дудочка,
Бывает золотой, фарфоровой, костяной,
Изумительно поёт, всех в концертный зал зовёт. (Флейта)
Музыкальный руководитель: А сейчас мы поиграем пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Музыканты» (дети показывают движения в соответствии с текстом)
Флейта начала играть и как будто все запело,
Ты рояль, сыграй нам песни, чтобы стало интересней.
Бубен звонкий и тугой, ты звени, стучи и пой.
Заиграй-ка скрипка в лад, всех развесели ребят!
Виолончель, сыграй нам песню,
Пускай поет кругом все вместе.
Звучит сигнал, на бой зовёт!
Труба зовет, она поёт!

Муз дидактические игры в детском саду.

Музыкально-дидактические игры являются важным средством развития музыкальной деятельности детей. Основное их назначение – в доступной форме привить детям любовь к музыке. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В ходе музыкальных игр дети учатся различать музыкальные звуки по высоте, продолжительности, громкости и тембру, звучание разных музыкальных инструментов (барабана, бубна, погремушки и др.), а также голоса других детей. Все это способствует развитию у них музыкального слуха, внимания и памяти. В результате дети получают не только необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.

МРД «Своя игра»(авторская)- Основной процесс в игре – ответ на вопросы. Вопросы в игре сформулированы,по темам, где ответ заменен картинкой.

Угадай звук

Подготовьте предметы, которые звучат по-разному, например: будильник, музыкальную шкатулку и колокольчик.

* Попросите ребят закрыть глазки ладошками и откройте музыкальную шкатулку, заведите будильник или позвоните в колокольчик.

* Пусть малыши по звуку догадаются, что это за предмет.

Звуки тишины Попросите малышей посидеть минуту очень тихо. * В эту минуту они должны внимательно прислушиваться, чтобы уловить все окружающие звуки, например скрип двери, шум машин, разговор в соседней комнате, шепот ветра и так далее. * Положите перед собой секундомер и засеките одну минуту. * Когда минута пройдет, попросите детей рассказать, что они услышали, а сами записывайте их ответы на листе бумаги. * Попросите ребят назвать звуки, которые постоянно нас окружают и которые мы не замечаем, потому что их заглушают другие звуки. Расскажите детям, что такие звуки называются “шумовой фон” или “фоновый шум”. Игры развивают слух, в нимательность, усидчивость, память.

«Торт со свечками»

Дети стоят в двух кругах.Неколько детей с платочками в маленьком внутреннем кругу-это свечки.Остальные дети в большом кругу.Дети идут по кругу вправо и поют на мелодию песни «Каравай»:

Испекли мы торт на праздник,

Свечи мы на нем зажгли

Съесть хотели торт,но свечи

Потушить мы не смогли.

Дети свечки кружатся,помахивая над головой платочками.Все останавливаются.Дети в большом кругу делают вдох,дуют на свечки.Свечки приседают,расстелив платочки,отходят в большой круг.

Ведущий командует: «Раз-два-три-свечку подбери!»,хлопает в ладоши,дети поднимают платочки: кто быстрее.Эти дети становятся свечками.

Муз дидактические игры в детском саду.

Музыкально — дидактические игры для дошкольников.

Вы можете оставить отзыв, предложение об играх в разделе «Блог».

Для этого нужно зайти на «Карту сайта» и выбрать вкладку «Блог» , далее нужный раздел «Музыкально — дидактические игры».

Интерактивная музыкально -дидактическая игра «Помоги Кирюше» Для детей 6 – 7 лет. Авторская разработка.

Данная интерактивная игра помогает формировать навыки закрепления пройденной темы;

— способствовать речевому развитию детей.

— развитие зрительного внимания;

— формирование познавательного интереса, любознательности активности на занятии;

— формирование навыка работы на интерактивной доские или за компьютером.

Музыкально – дидактическая игра «Музыкальные загадки» для детей старшего дошкольного возраста (6-7лет). Авторская разработка.

Данная музыкально – дидактическая игра способствует формированию у детей устойчивого интереса к музыкальному искусству, расширению музыкального кругозора и закреплению необходимых знаний об инструментах симфонического оркестра. В игре представлены иллюстрации инструментов и их звучание, а так же детям предлагается поиграть на виртуальных музыкальных инструментах.

Музыкально – дидактическая игра может быть использована музыкальными руководителями на музыкальном занятии, учителями музыки на уроке, как закрепление пройденного материала: знакомство со звучанием инструментов симфонического оркестра, а так же воспитателями, родителями, в самостоятельной деятельности детей.

Музыкально — дидактическая игра «Музыкальное облачко» для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Авторская разработка.

По симфонической сказке С. Прокофьева «Петя и волк».

Цель : развитие музыкального восприятия — слушания детей.задачи: развитие умения внимательно слушать музыку; развитие эстетического вкуса; развитие мышления и памяти.

Данная игра является дополнением к игре «Музыкальные загадки»

Музыкально – дидактическая игра «Поможем Маше» для детей старшего дошкольного возраста.(5-6 лет). Авторская разработка.

Цель: развитие музыкального восприятия- слушания.

Задачи: развитие музыкальной памяти; развитие умения запоминать и различать музыкальные произведения; развитие эстетических чувств.

Музыкально – дидактическая игра «Следы» для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет). Авторская разработка.

Цель: закрепление знаний детей о трех ведущих жанрах музыки (песня, танец, марш).

Задачи: закрепление умения внимательно слушать музыку; развитие внимания, мышления и музыкального слуха; побуждение детей к импровизации.

Музыкально-дидактическая игра «Три подружки» для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет). Авторская разработка.

Цель: развитие музыкального слуха детей.

Задачи: формирование умения внимательно слушать музыку и понимать ее характер ; развивать творчество, умение передавать характер музыки в движении.

Музыкально-дидактические игры в детском саду.

Музыка – неотъемлемая часть всестороннего развития личности и должна сопровождать воспитательный процесс с раннего возраста. Поскольку детям легче воспринимать все новое для них в игровой форме, музыкально-дидактические игры являются важной частью педагогического воспитания.

Что такое дидактические игры?

Дидактические игры представляют собой интеллектуальные задачи, которые дети решают в игровом процессе. Такие занятия развивают мышление и когнитивные способности. Для дошкольников это наиболее приемлемый способ познания окружающего мира и приобретения различных навыков. В процессе подобных игр моделируются разнообразные ситуации, благодаря которым дети учатся справляться с простыми задачами и адаптироваться к социуму.

Подобные занятия делятся на несколько видов:

Одним из наиболее важных направлений в развитии психики и интеллектуальных способностей является музыка. Музыкально-дидактические игры в детском саду способствуют не только развитию слуха и чувства ритма, темпа, но и концентрации, внимания, памяти, и эстетического вкуса. А также упрощают социальную адаптацию и помогают в формировании нравственной стороны. Нередко музыкальные занятия объединяются с другими видами деятельности: танцами, стихами и несложными театральными постановками.

Развитие слуха

Существует множество игр для развития музыкального восприятия ребенка. Дети учатся различать звуковысотные соотношения, тембральную окраску, темп и настроение музыки. Также музыкальные игры для детей способствуют развитию воображения и творческих способностей. К каждой музыкальной композиции можно подбирать иллюстрации, а в дальнейшем предлагать детям самостоятельно описать образ, возникающий во время звучания той или иной композиции.

Игры со словами и танцы

Музыкальные игры с движениями и словами помогают развить не только слух, но и развивают речь, память, внимательность, пополняют словарный запас, а также способствуют улучшению координации, учат ориентироваться в пространстве, воспитывают актерское мастерство. Также развивается реакция, умение выполнять определенные движения по сигналу или в соответствии с характером музыкальной композиции. Есть множество игр, в которых стихи и попевки объединяются с простыми танцевальными движениями.

Примеры музыкально-дидактических игр

На чем играем?

Важно проводить музыкальные игры для дошкольников, направленные на распознавание тембральной окраски. Как правило, используются такие музыкальные инструменты как бубен, барабан, погремушки, колокольчик, металлофон, флейта и другие. Для начала можно предложить детям определить, с чем ассоциируется звук того или иного инструмента. Например, грохот барабана похож на гром, звуки флейты – на пение птиц, а удары по пластинам-клавишам металлофона отдаленно напоминает звуки дождя. Впоследствии дети научатся различать звуки разных инструментов.

Какая музыка звучит?

Эти музыкально-дидактические игры для дошкольников старшей группы. Смысл заключается в том, чтобы научиться распознавать разнообразные музыкальные жанры: марш, танец, колыбельная. Детям раздаются картонные цветные карточки с соответствующими изображениями, затем руководитель исполняет разные композиции, малыши распознают характер произведения и поднимают подходящие иллюстрации.

Кукла танцует или спит?

Целью такого занятия является выявление способностей ребенка чувствовать темп музыки. Малыши берут игрушки. Затем руководитель исполняет разные по темпу и характеру произведения. Если звучит колыбельная, ребенок должен убаюкивать куклу. А во время подвижных композиций дети танцуют.

Солнышко или дождик?

Также проводятся занятия на распознавание настроения музыкальных композиций. Детям раздаются красочные карточки с изображением солнышка и дождика. Затем под звучание грустных и веселых композиций дети поднимают соответствующие рисунки.

Веселый ансамбль

Под аккомпанемент фортепиано дети исполняют песню. Это помогает не только развить слух и интонирование, но и научиться слушать других, подстраиваться и работать в ансамбле, не опережая и не отставая от группы.

Игра с мячиком

Эта игра с музыкальным сопровождением направлена на развитие реакции ребенка и взаимодействие с другими детьми. Руководитель исполняет произведение, в это время дети передают друг другу мячик по кругу. Затем музыка резко останавливается и ребенок, у которого в этот момент в руках оказалась игрушка, должен спеть песню или рассказать стишок.

Подобные музыкально-дидактические игры в детском саду способствуют комплексному развитию личностных качеств и навыков у детей. Благодаря этим занятиям, улучшается музыкальное восприятие, развивается пластика движений и чувство ритма, активизируются процессы, связанные с интеллектуальной деятельностью, а также происходит социальная адаптация.

Примеры музыкально дидактических игр для дошкольников

Adblock
detector