Музыкально дидактические игры в доу

Музыкально-дидактические игры в ДОУ.

Столичный учебный центр
г. Москва

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида «Детский сад «Ёлочка»

руководитель Киштеева И.Н.

Музыкально дидактические игры

Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных в непосредственно-образовательной деятельности. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают в них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребёнком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны , интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.

Оформление дидактического материала должно быть интересно и красочно, например музыкальные образы, иллюстрированные на карточках – яркими, художественными, точно соответствовать содержанию игры.

Игры для младшего дошкольного возраста

Курица и цыплята

Игра на развитие звуковысотного слуха

Игровой материал: Лесенка из 3 ступенек, домик, кукла Маша, металлофон. Все раскладывается на столе. У детей в руках игрушечные птицы (курицы и цыплята).

Ход игры: Дети рассаживаются вокруг стола. У каждого ребёнка по одной игрушке (курице или цыплёнку). Воспитатель берет куклу и говорит: «В этом домике живёт кукла Маша, у неё есть много кур и цыплят. Их пора кормить, но они разбежались. Маша позови своих кур. Послушайте ребята, кого зовёт Маша», играет на металлофоне ре второй октавы. Дети с цыплятами в руках встают и ставят их перед Машей. Кукла кормит птиц. Воспитатель просит детей спеть тоненьким голосом, как цыплята, «пи-пи-пи». Затем кукла Маша зовёт кур – воспитатель играет на металлофоне ре первой октавы. Дети ставят фигурки кур на стол перед Машей и поют на этом же звуке «ко-ко-ко».

Ход игры: Воспитатель играет на металлофоне низкие и высокие звуки, например до второй октавы. Дети которые держат цыплят, должны выйти (пожеланию и приглашению воспитателя) и поставить игрушку на верхнюю ступеньку музыкальной лесенки. Поют при этом тоненьким голосом как цыплята, «пи-пи-пи». Затем звучит до первой октавы, дети ставят больших птиц на нижнюю ступеньку, и поют на этом же звуке «ко-ко-ко».

Кто в домике живёт

Игра на развитие звуковысотного слуха

Игровой материал: На карточке нарисован красочный терем в два этажа: нижние окна большие, верхние – поменьше. Внизу под каждым окном изображены рисунки: кошка, медведь, птица. Каждое окошко открывается и закрывается. Внутри него находятся вставные кармашки, куда вставляются картинки перечисленных животных, а так же картинки с изображением детёнышей этих животных.

Ход игры: Воспитатель рассаживает детей полукругом и показывает дом-теремок, в котором живут кошка с котёнком, птица с птенчиком и медведь с медвежонком. «На первом этаже, — говорит воспитатель, — живут мамы, на втором (с маленькими окошками) – их дети. Однажды все ушли гулять в лес, а когда вернулись домой, то перепутали, кто где живёт. Поможем им найти свои комнаты». Раздает каждому по одной карточке. Проигрывается знакомая мелодия в различных регистрах. Например звучит мелодия песни «Серенькая кошечка» В.Витлина. ребёнок у которого соответствующая карточка, вставляет её в окошечко первого этажа напротив рисунка, изображенного на домике. Звучит та же мелодия, но на октаву выше. Встает ребёнок с карточкой котёнка и помещает её в окошечко на втором этаже.

Так же проводится игра с музыкой про птичку и медведя («Птичка» М.Красева, «Медведь» В.Ребикова). Она продолжается до тех пор, пока все карточки не будут вставлены в кармашки.

В конце игры воспитатель поощряет правильные ответы. Если кто-то из детей ошибся, объясняет, что медведь не поместиться в кроватку кошечки и не сможет сесть за ее стол, когда вдруг попадет не в свою комнату, и т.д.

На закрепление программного материала (2 мл.гр. или средняя гр.)

Игровой материал: На планшете изображен лес; 2 -3 дерева, пенек приклеены к картине средней своей частью по высоте. Этим как бы создается объёмность и кроме того, к одной половине ёлки (дерева, пенька) приклеен кармашек, в котором помещается фигурка зайчика (петушка, кошки, мишки и т. д.). Картонажная фигурка девочки ставится рядом с лесом. Другой вариант: все персонажи и атрибутика может располагаться на магнитной доске.

Ход игры: «Дети, посмотрите какой красивый лес, — говорит воспитатель. – Здесь березки, елочки. Девочка Таня пришла в лес собирать цветы и ягоды. А за деревом кто то спрятался, наверное, какой-то зверек. Поможем Тане отгадать кто там сидит. Послушайте песенку и отгадайте». На фортепиано или в записи исполняется, например, «Заинька», русская народная мелодия в обработке Н.Римского-Корсакова. Для проверки ответа ребенку разрешается заглянуть за дерево, где находится фигурка зайчика (картинка елки сгибается вдоль по центру, там кармашек).

Игра проводится со всеми детьми и может быть использована на музыкальном занятии во время пения и слушания музыки.

на различение характера музыки

Игровой материал: На планшете изображены лес, поляна (в центре сделаны разрезы, куда могут вставляться карточки с иллюстрациями – «зайцы спят», «зайцы пляшут», «зайцы маршируют»).

Ход игры: Воспитатель предлагает детям пойти погулять на полянку, нарисованную на картинке: «Здесь живут маленькие зайчики, а что они делают, вы узнаете сами, когда услышите музыку».

Поочерёдно звучит мелодия: колыбельной, плясовой, марша. Дети определяют её и по просьбе воспитателя вставляют соответствующую картинку в прорези на планшете. Если ребенок узнал музыкальное произведение, дети аплодируют. Игру можно использовать на занятиях и в часы досуга.

Игры для старшего дошкольного возраста.

Игра на развитие звуковысотного слуха.

Игровой материал: Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы три линейки; цветные кружочки (красный, желтый, зелёный), которые соответствуют как бы высоким, средним и низким звукам; три музыкальных колокольчика ( по типу «Валдай») различного звучания.

Ход игры: Играют несколько детей. Воспитатель или ребенок-ведущий звенит поочерёдно то одним, то другим колокольчиком, дети располагают кружки на соответствующей линейке: красный кружок – на нижней, если звенит большой колокольчик; желтый – на средней, если звенит средний колокольчик; зелёный – на верхней, если звенит маленький колокольчик.

Игру можно провести с металлофоном. Ведущий поочередно играет верхний, средний, нижний звуки. Дети располагают кружки-ноты на трех линейках.

Игра на развитие звуковысотного слуха.

Игровой материал: На планшете изображен лес и сказочный дом. В нем вырезано одно окошко, в котором вращающийся диск с изображением трёх поросят: Нуф-Нуф в синей шапочке, Наф-Наф в красной шапочке, Ниф-Ниф в желтой шапочке. Если диск вращать с обратной стороны планшета, то в окошке домика появляются поочередно все поросята. Вверху на игровом поле прикреплены три пластинки от металлофона. Под пластинкой фа первой октавы нарисована мордочка поросенка в синей шапочке – Нуф-Нуфа, под пластинкой ля первой октавы – поросёнок в красной шапочке – Наф-Наф, под пластинкой до второй октавы – поросёнок в желтой шапочке – Ниф-Ниф. Здесь же прикреплён молоточек от металлофона, который свободно и легко вынимается из петельки. 8 – 12 больших карт (по числу играющих), каждая разделена на 3 части (три окошка) с изображением шапочек трех поросят: синей, красной и желтой.

Ход игры: Дети рассаживаются полукругом. «Посмотрите, дети, какой красивый дом, — говорит воспитатель. – Живут в нем знакомые вам поросята Нуф-Нуф, Наф-Наф и Ниф-Ниф. Поросята очень любят петь. Они спрятались в домике и выйдут только тогда, когда вы споете так, как поют они. У Ниф-Нифа самый высокий голос: «Я Ниф-Ниф» (поёт и играет на пластинке до второй октавы). У Нуф-Нуфа самый низкий голос (поёт и играет на пластинке фа первой октавы). У Наф-Нафа немного повыше» (поёт и играет на пластинке ля первой октавы). Затем воспитатель объясняет правила игры, которые заключаются в следующем. Дети по очереди вращают диск. В окошке домика появляется поросёнок, например в желтой шапочке. Ребенок должен спеть: «Я Ниф-Ниф» — на звуке до второй октавы и, если он спел правильно, получает карточку с изображением желтой шапочки и закрывает ею соответствующее изображение на своей карточке. Если ребёнок затрудняется спеть, он играет на пластинке. Побеждает тот, кто раньше закроет все три части своей карты.

На музыкальном занятии дети играют без раздачи карточек, а в свободное время с карточками.

На закрепление программного материала (старший дошкольный возраст)

Игровой материал: Коробка, на ней иллюстрация Буратино. С обратной стороны коробки прикреплена мультифора в половину формата А4, карточки с красочными иллюстрациями к различным программным песням и пьесам, знакомые детям, тоже такого же формата, что бы можно было вставить их в мультифору, они лежат в коробке.

Ход игры: Воспитатель объясняет детям, что к ним в гости приехал Буратино и привез с собой песни, а какие – дети должны отгадать. Музыкальный руководитель проигрывает произведения, либо они звучат в записи, а дети отгадывают, достают соответствующую картинку и вставляют её в мультифору.

Музыкально дидактические игры для дошкольников: из опыта работы муз.руководителя. – М.: Просвещение, 1982.

Музыкально-дидактические игры в детском саду для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Игры составлены музыкальными руководителями МБДОУ «Детского сада комбинированного вида № 17» г. Глазова:

  • Наговицыной Эльвирой Расиловной (первая квалификационная категория),
  • Шешуковой Зоей Владимировной (высшая квалификационная категория).

При составлении игр педагоги использовали рекомендации авторов Л.Н. Комиссаровой, Э.П. Костиной.

Музыкально-дидактические игры в детском саду.

«Составь оркестр» (игра для старшей и подготовительной группы)

Программное содержание:

  • Воспринимать и узнавать звучание различных видов оркестра: народного, симфонического, духового.
  • Закрепить знания об инструментах (название, внешний вид, звучание, принадлежность к тому или иному виду оркестра).

Предварительная работа: Знакомство на музыкальных занятиях с музыкальными инструментами, их звучанием, принадлежностью к разным видам оркестров.

Игровой материал: карточки с изображением музыкальных инструментов.

Вариант 1.

Детям раздаются карточки. Звучат фрагменты:

© 2008—2019. Проект А.В. Кузнецовой
Владелец сайта не несет ответственности за комментарии, которые оставляют посетители.
Однако, если вы обнаружите комментарий, содержащий ложную информацию, сообщите.
Правила пользования сайтом

Музыкально-дидактические игры в старшей группе.

Музыкально-дидактическая игра «Весёлый почтальон»

(на развитие музыкальной памяти, песенного творчества, знакомство с новым музыкальным материалом, закрепление знакомого музыкального материала)

Цель: формирование умения придумывать простейшие мелодии на рифмованные строчки в разных ритмах.

Материал и оборудование: фланелеграф, конверт с письмом, разрезанная на части карточка.

Дети заранее в группе разучивают стихотворные строчки для исполнения роли почтальона:

Я — веселый почтальон, приношу я письма в дом!

Саше я письмо отдам, прочитай скорее нам!

Во время проведения игры выбирается почтальон. Он должен на стихотворные строчки придумать мелодию и спеть песенкой. После этого отдаёт конверт с письмом тому ребёнку, чьё имя он спел.

Музыкальный руководитель говорит, что письмо необычное, музыкальное.

В конверте находится карточка, разрезанная на части. Ребёнок, которому отдали письмо, складывает её на фланелеграфе. Дети по сюжету карточки вспоминают, какому музыкальному материалу она предназначается. После этого исполняют знакомый музыкальный материал (песню, танец или музыкальную игру) или знакомятся с новым музыкальным материалом.

Маленький композитор

(дидактическая игра на развитие образного мышления, творческих способностей в вокальной деятельности, звуковысотного слуха, по закреплению знаний о длительности музыкальных звуков)

Цель: развития умения выкладывать карточками разный ритмический рисунок, пропевая его звуками разными по высоте и длительности.

Материал и оборудование: фланелеграф, большие и маленькие карточки.

Музыкальный руководитель знакомит детей с разными по размеру карточками: большими и маленькими. Большая карточка обозначает долгий звук, маленькая — короткий. Затем выкладывает на фланелеграфе эти карточки, (например, цветы) ритмическим рисунком. После этого предлагает пропеть долгими и короткими звуками ритмический рисунок, используя слово «цветок».

Когда дети хорошо усвоят длительности звуков, музыкальный руководитель усложняет им задание, предложив спеть ещё высокими и низкими звуками. При этом располагает карточки цветов высоко и низко.

В игре могут использоваться любые карточки: листья, рыбки, птички, ягоды, грибы, зверята и т.д.

Музыкально-дидактическая игра «Разноцветные кубик»

(на развитие музыкально-сенсорных способностей)

Цель: формирование умения выделять в песне составные части: музыка вступления, количество куплетов, музыка заключения, запев, припев, различать в звучании динамические оттенки; развивать умение отображать карточкой эмоциональное настроение музыкального материала.

Материал и оборудование: фланелеграф, разноцветные квадратики, эмблемы.

Музыкальный руководитель показывает детям разноцветные квадратики и говорит: «Эти квадратики-карточки необычные, с ними можно поиграть, раскладывая их на фланелеграфе. Сейчас я вам расскажу, что они обозначают». Затем знакомит детей с эмблемами, отображающими составные части в песне, динамические оттенки, виды музыкальной деятельности, эмоциональное настроение человека. Объясняет, как можно применять эти квадратики-карточки, рассказывая про песню или про музыкальное произведение.

Педагог предлагает детям вспомнить знакомую песню и спеть её. После этого они с помощью взрослого определяют части в песне, её динамическое звучание, эмоциональное настроение, выкладывая на фланелеграфе соответствующие карточки-квадратики.

Сколько нас поёт?

(дидактическая игра на закрепление знаний детей о количественном составе исполнителей-вокалистов: солист, дуэт, трио, ансамбль, хор)

Цель: закрепление с детьми музыкальных терминов, используемых в исполнительской музыкальной деятельности.

Материал: кубик, на сторонах которого — карточки с изображением певцов с разным количественным составом.

Музыкальный руководитель показывает детям кубик, на сторонах которого — карточки с изображением певцов с разным количественным составом. Затем вместе с детьми повторяет музыкальные термины: «солист», «дуэт», «хор», «ансамбль», «трио». После предлагает детям спеть знакомую песню, но перед этим прокатить кубик и уточнить, каким певческим коллективом будет исполняться песня.

Предлагает кому-нибудь из детей прокатить кубик. Как только кубик остановится, посмотреть, какая карточка будет наверху, таким составом и необходимо исполнить знакомую песню по выбору детей.

Музыкально-дидактическая игра «Музыка и движении»

(на развитие ритмического слуха, музыкальной памяти, закрепление музыкальных жанров)

Цель: развитие у детей умения узнавать и определять на слух музыкальный жанр произведения, передавая его характерным движением: марш, полька, вальс, колыбельная.

Материал: кубик с характерными карточками.

Музыкальный руководитель показывает детям кубик с характерными карточками. Дети рассматривают их и называют действие: танцуют вальс, польку, бегают, спят, маршируют, прыгают.

Педагог предлагает детям послушать музыкальное произведение и найти на кубике карточку, соответствующую звучанию музыки, например: «Военный марш» (муз. Г. Свиридова), «Колыбельная» (муз. Н. Римского-Корсакова), «Полька» (муз. С. Рахманинова), «Попрыгаем» (муз. А. Сатулина) и т.д. Дети находят карточку и выполняют соответствующее движение.

Эту игру можно применить для знакомства с новым музыкальным материалом по всем видам музыкальной деятельности.

Музыкально-дидактическая игра «Кто как гудит?»

(на развитие чувства ритма, ритмического и звуковысотного слуха)

Цель: развитие умения правильно пропевать долгие и короткие звуки разными словами в конкретной игровой ситуации, используя также звуки разной высоты: высокие и низкие.

Материал и оборудование: фланелеграф, карточки с изображением разного транспорта (паровоз, самолёт, машина, пароход), значки, обозначающие длительности звуков.

Музыкальный руководитель показывает детям карточки для фланелеграфа с изображением разного транспорта (паровоз, самолёт, машина, пароход) и говорит: «С этим транспортом вы все хорошо знакомы и, конечно, слышали, как он подаёт сигнал».

Дети вспоминают, как гудит каждый транспорт.

Педагог-водитель говорит: «Транспорт не просто сигнал подаёт. Это у него песенка такая. Давайте попробуем спеть эти песенки». Затем предлагает ребятам выбрать себе карточку транспорта, установить её на фланелеграфе, а рядом из значков, обозначающих длительности звуков, выложить ритмический рисунок. Музыкальный руководитель напоминает детям, что петь песенку можно не только долгими и короткими звуками, но и высокими и низкими звуками, выложив их по высоте на фланелеграфе. Дети выполняют игровое задание.

Для этой игры с детьми нужно закрепить знания о высоком и низком, о долгом и коротком звуках.

Музыкальные сказки

(на закрепление знакомого музыкального материала, знакомство с новым музыкальным материалом)

Цель: развитие умения детей сопоставлять, характеризовать, анализировать звучание музыкального произведения со сказочным образом.

Музыкальный руководитель показывает детям большую красочную книгу и говорит: « Это книга сказок! Но сказки в ней все музыкальные! Одни герои сказок любят танцевать, другие — песни петь, а третьи — играть на музыкальных инструментах. Сейчас мы откроем книгу и всё увидим! На первой страничке живёт сказка про Золушку». Показывает страничку с изображением Золушки.

Музыкальный руководитель: «Послушайте и скажите, какую песню поёт Золушка: весёлую или грустную? Какое у неё сегодня настроение?».

Дети слушают музыкальную пьесу П. Чайковского «Старинная французская песенка», а затем анализируют звучание пьесы.

Аналогично можно использовать эту игру по всем видам музыкальной деятельности.

Телевичок

(дидактическая игра на закрепление выученного музыкального материала, знакомство с новым музыкальным материалом)

Цель: развитие музыкальной памяти детей для запоминания выученного музыкального материала, творческих способностей детей для артистичного исполнения музыкального номера.

Материал и оборудование: маленький телевизор, карточка с изображением музыкального материала.

Музыкальный руководитель показывает детям маленький телевизор и говорит: «Это телевизор для маленьких детей, поэтому он называется телевичок. Сегодня по нашему телевичку мы посмотрим детские музыкальные передачи. Мы не только будем смотреть, но и сами поучаствуем в этих передачах».

Педагог вставляет в телевизор заставку-карточку с изображением нужного музыкального материала. Дети рассматривают карточку (например, дети танцуют). Музыкальный руководитель говорит: « По телевизору идёт передача «Будем танцевать!» Мы, ребята, будем не просто зрители, мы тоже потанцуем!» Дети исполняют знакомый танец.

Эта игра может быть использована по всем видам музыкальной деятельности как со знакомым музыкальным материалом, так и во время знакомства с новым музыкальным материалом.

МДОБУ № 16 «Солнышко» п.Прогресс.

Опыт работы.

Музыкально-дидактические игры в развитии музыкального творчества дошкольников.

Музыкальный руководитель Ивлева Е.А.

Детство- это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нем царят счастье, радость быть самим собой. Мир фантазии выдумки у детей связан с игрой. Вовсе исторические времена дети разных народов играли и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие потребности.

Игра, по утверждению психолога Г.С. Теплова,- это эмоциональная непосредственность мотивов, устремлённость к цели, оценка результатов деятельности, усвоение нового. В ней зарождается личность ребенка. Интерес к процессу дейст вования, «условность» действий, ситуации, «языка» вводят детей в окружающий их мир. Сделать это вхождение желанным, занимательным, значимым-задача взрослых.

Наиболее полезны для ребенка дошкольного возраста такие игры, которые имеют направленность на развитие познавательных способностей, внимания, памяти, мышления, творческого воображения. Уровень любознательности, умственной и деятельной активности дошкольников проявляется в игре.

Воздействие музыки в игровой деятельности на организм ребенка.

Игра-оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей. Это подтверждает Д.Б.Элькони: «…игра влияет на формирование всех основных процессов, от самых элементарных до самых сложных».

По мнению О.С.Газмана, в игре у детей возникают три цели. Первая цель-удовольствие от игры- «Хочу.» Вторая цель-выполнять правила игры- «Надо». Третья цель-творческое выполнение игровой задачи- «Могу». Таким образом, складывается основной механизм игры «Хочу! Надо! Могу!», влияющий на личность ребенка и процесс формирования у него функций саморегуляции и самоконтроля.

В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.

Воздействие музыкального сопровождения и игры на организм ребенка можно рассматривать в трех аспектах.

Первый аспект-физиологический, связан с исследованиями В.М.Бехтерева, И.М.Догеля,И.М.Сеченова,И.Р.Тарханова и др., которые выявили положительное влияние музыки на различные системы человека. Взаимосвязь музыки и ритмических движений повышает общий жизненный тонус, регулирует деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем, формирует произвольность психических функций.

Второй аспект-психологический. Музыка, воздействуя на эмоционально-личностную сферу ребенка, выполняет коррекцию познавательных, психических, коммуникативных нарушений.

Третий аспект-педагогический. Посредством музыки воспитывается у ребенка способность эстетически воспринимать действительность и приобретать социальный опыт для творческой, созидательной жизнедеятельности.

В музыкальной игре, как в пении и ритмических движениях, дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи-ритм, динамику, темп, высоту.

Музыка помогает устанавливать контакт между детьми и взрослыми, между сверстниками при проведении игры. Создавая предпосылки для дальнейших педагогических воздействий, музыка направляет слуховое внимание детей на выполнение условий и правил игры. Желания, порывы, чувство радости, оживление, приподнятое настроение активизируют фантазиюребенка, его творческие проявления и сопровождают его в каждой игре.

Цели и задачи музыкально-дидактической игры.

Этапы развития музыкальной игры привели к поиску классификации детских игр. В разное время и разными авторами осуществлялись подходы к педагогическому управлению процессом игры. Разносторонние подходы отражали и разнообразные принципыклассификации.

Н.А. Ветлугина научными исследованиями в области развития музыкально-сенсорных способностей показала первостепенную роль музыкально-дидактических игр, как основы чувственного восприятия музыки. В дальнейшем разработка этой группы игр была продолжена А.Н.Зиминой,Э.П.Костиной и нашла практическое применение у педагога-практика Н.Г.Кононовой, которая определила основную цель и назначение музыкально-дидактических игр-формировать у детей музыкальные и творческие способности, открыть перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

В соответствии с этим музыкально дидактические игры имеют следующие задачи:

  • Развитие звуковысотного слуха
  • Развитие чувства ритма
  • Развитие тембрового и динамического слуха
  • Развитее инициативы, самостоятельности, способности к восприятию
  • Развитие творческой активности
  • Формирование нравственных качеств личности (чувство товарищества, ответственности и др.)
  • Обогащение новыми впечатлениями.

Музыкально-дидактическая игра должна включать развитие игровых действий. Игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.

Музыкально-дидактические игры должны быть красочно и интересно оформленными. Карточки с изображением музыкальных образов-яркими, художественными, точно соответствовать содержанию игры.

Дети могут сами принять участие в изготовлении игр, от этого игры становятся для них более желанными, интересными и любимыми.

Музыкально-дидактические игры можно использовать на музыкальном и других занятиях, в самостоятельной деятельности в свободное время, а так же на праздниках и развлечениях.

В своей работе я применяю музыкально-дидактические игры в соответствии с учетом общих задач музыкально-эстетического воспитания и провожу их по заранее намеченному плану. Применение таких игр на занятии дает возможность провести его более содержательно и интересно, так как в игре дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических движений, а так же в области восприятия музыки. Иногда музыкально-дидактическим играм я посвящаю занятие полностью или частично в его второй половине, как отдельному виду деятельности. А также провожу развлечение с использованием музыкально-дидактических игр. Эти игры имеют обучающий характер и в доступной игровой форме у детей формируются и развиваются музыкально-творческие способности.

Дидактические игры в нашем детском саду проводятся во всех возрастных группах, начиная с первой младшей.

Использование музыкально-дидактических игр в процессе пения и развития песенного творчества.

Песни и музыка звучат во многих режимных моментах ДОУ. Песня- одна из основных моментов творческих проявлений у детей. Играя ребенок напевает незамысловатую мелодию. Игры, используемые в процессе пения, помогают научить детей петь выразительно, непринужденно, брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы. В работе над развитием детского песенного творчества использую несколько типов упражнений-игр:

  • Различать высокие и низкие звуки; («Где мои детки?», «Волна звуков»)
  • Различать направление движения мелодии вверх и вниз; («Музыкальные лесенки»)
  • Петь мажорное и минорное трезвучие («Я иду!», «Ты где?»)
  • Вести певческую перекличку («Как тебя зовут?»)
  • Петь свои имена;
  • Импровизировать мелодию на заданный текст («Музыкальное лото»)
  • Подражать ритмическому звучанию инструментов;
  • Музыкальные вопросы и ответы («Как живете, дети?», «Вы куда идете?», «Что ты хочешь, кошечка?»)
  • Сочинение мелодии контрастного характера.

В процессе обучения дети охотно включают песенные импровизации в свою самостоятельную деятельность, особенно в сюжетно-ролевые игры. Формирование у детей песенного творчества оказывает прямое влияние на развитие воображения, самостоятельной деятельности, необходимых нравственных качеств: доброжелательности, внимания друг к другу, а также музыкальности в целом.

Использование музыкально-дидактических игр в процессе восприятия музыки.

Для того чтобы ребенок лучше понимал музыкальное произведение, мог сопоставлять образы я также часто обращаюсь к музыкально-дидактическим играм. Кроме того, применение этих игр дает возможность детям несколько раз слушать одно и тоже произведение в ненавязчивой форме.

Во время слушания музыки с детьми младшего дошкольного возраста используются различные игрушки, которые могут «разговаривать», «двигаться» с малышами. Использую «чудесный мешочек», где могут прятаться игрушки, которые пришли к детям в гости на занятие. Для детей более старшего возраста использую игры «Кого встретил колобок», «В лесу», «Песня-танец-марш», «Найди нужную картинку», «Кто больше?», «Какая музыка?», «Сложи песенку».

Использование музыкально-дидактических игр во время слушания музыки, способствует лучшему восприятию материала, его осмыслению и запоминанию.

Использование музыкально-дидактических игр в процессе ритмических движений.

На занятии значительная часть времени отводится разучиванию различных движений под музыку. В процессе систематических занятий по движению у ребят развивается музыкально-слуховое восприятия, что необходимо им в самостоятельной музыкальной деятельности и развитию танцевально-игрового творчества.

Детям младшего возраста свойственны подражательные движения. Поэтому для малышей использую в музыкально-дидактических играх различные игрушки, с помощью которых можно побуждать детей к выполнению несложных действий под музыку. С игрушками бибабо детям интересней выполнять движения в упражнении «Гулять-отдыхать», «Три медвежонка», «Мы скакали».

Деятельность старших дошкольников отличается активным восприятием музыки, хорошим чувством ритма, что позволяет им достаточно выразительно выполнять движения. Большое внимание уделяю умению самостоятельно действовать под музыку: придумывать отдельные движения или танец, используя знакомые плясовые движения. Творческие задания сочетаю с игровыми моментами. («Ах ты, Ваня-Ванечка»). Игровая форма разучивания движений помогает ребенку правильно выполнить ритмический рисунок, в начале простой, а потом более сложный. С первых занятий необходимо развивать в детях стремление самостоятельно с творческими элементами выразительности двигаться под музыку.

Таким образом, музыкально-дидактические игры оказывают большую помощь в развитии двигательной активности детей. Игры «Учись танцевать», «Кто как идет?», «Определи танец», «Придумай пляску» и др. требуют от ребят творческого подхода к выполнению задания. Музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементам танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкально-дидактическими играми.

Музыкально-дидактические игры в самостоятельной деятельности дошкольников.

В образовательной области «Музыка» большое значение уделяется развитию музыкально-творческих способностей детей. Поэтому необходимо постоянно пополнять и развивать музыкально-предметную среду, как в музыкальном зале, так и в групповых комнатах. Музыкально-дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности дошкольников.

В каждой возрастной группе нашего ДОУ имеются музыкальные уголки с детскими музыкальными инструментами, портретами композиторов, альбомами детских писем и играми, изготовленными силами родителей и воспитателей с детьми. Игры в уголках периодически меняются в соответствии с комплексно-тематическим планированием в ДОУ. Так же имеются информационные консультативные стенды, где родители могут узнать в какие музыкальные игры можно поиграть с ребенком дома, либо получить ответ на любой вопрос касающийся музыкального воспитания детей в семье.

.

Сведения об образовательной организации

Методическая копилка

Интернет-ресурсы

«Музыкально-дидактические игры
в детском саду»

Музыкальный руководитель: Фадеева И.В.

1. Значение музыкально — дидактических игр в жизни ребёнка.

Труд воспитателя всем своим содержанием устремлен в будущее.
Нашим детям предстоит вступить в самостоятельную жизнь на пороге третьего тысячелетия. Им совершенствовать, развивать науку, технику, экономику, культуру. Трудно предугадать, кем они станут, но какими они должны быть — забота сегодняшнего дня. Вот почему наряду с главными проблемами воспитания детей стоит вопрос о самостоятельной деятельности, которая прежде всего проявляется в том, чтобы ребенок сам, без чьей-либо помощи мог применять свои умения в повседневной жизни.

Виды самостоятельной деятельности ребенка в детском саду разнообразны. Среди них — музыкальная. В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно музицируют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах.

Основное назначение музыкально-дидактических игр—формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.

Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Как любая другая игра, музыкально-дидактическая должна включать развитие игровых действий. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Например, игры «Музыкальный телефон», «Из какой мы песни?» помогают детям чисто интонировать, определить, правильно ли спета песня, услышать смену темпа, силу звучания. Игры «Определи по ритму», «Вспомни мелодию», «Повтори» развивают чувство ритма, учат точно воспроизводить мелодию, ритмический рисунок песни, попевки . С этой же целью используются различные дидактиче с кие средства: ложки, кубики, ритмические палочки, погремушки, колокольчики, музыкальные «и ритмические молоточки.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.

В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности. Так, часто приходится наблюдать, как дети играют в «концерт». Ребенок-артист, проникаясь ответственностью перед товарищами-зрителями, становится более собранным, серьезным, внимательным к своему «номеру». В игре редко отмечаются ошибки, срывы.

В музыкально-дидактических играх часто используются музыкально-дидактические пособия, которые, воздействуя на ребёнка комплексно вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом

Музыкально-дидактические игры должны быть интересно и красочно оформленными. Например, карточки с изображением музыкальных образов — яркими, художественными, точно соответствовать содержанию игры. Игры, в которых дети сами принимают активное участие в их изготовлении, становятся наиболее любимыми и желанными. Например, ребята могут вырезать ритмические карточки и кружочки-ноты и приклеить с обратной стороны фланель, чтобы использовать их на фланелеграфе, или, подобрать дома в журналах картинки, необходимые для таких игр.

2. Музыкально-дидактические игры в самостоятельной музыкальной деятельности детей.

Музыкально-дидактические игры используются как на музыкальных занятиях, так и в свободное от занятий время во всех возрастных группах с учётом индивидуальных особенностей детей. Организуются эти игры под руководством воспитателя. Результативность обучения в музыкально-дидактической игре создаётся тогда, когда воспитатель сам активно участвует в игре, становится её полноправным участником. Игра – прекрасная форма деятельности, способствующая привитию умения приблизить, расположить к себе всех детей, в том числе и малоактивных. Руководя игрой, воспитатель следит, чтобы дети соблюдали правила, точно выполняли задания, связанные с содержанием игры.

Музыкально-дидактическим играм предшествуют музыкальные занятия, на которых постепенно усложняются задачи, требующие самостоятельных действий в игре. Для самостоятельной игры детей характерно подражание взрослым, но прямое подражание свойственно всё же играм дошкольников. Поэтому воспитатель при проведении игры обращает внимание, чтобы ребёнок, следуя образцу воспитателя или других детей, проявлял инициативу, выдумку, элементы творчества.

Музыкально-дидактические игры проводятся с разным по численности составом детей (всей группой, подгруппой и индивидуально).

При объединении детей надо учитывать особенности каждого. Так, малоактивный, застенчивый ребёнок более охотно играет ндивидуально или в небольшой подгруппе.

Музыкально-дидактические игры, находящиеся в музыкальных уголках, надо периодически менять, учитывая интересы и желания ребят. Организуя самостоятельные игры детей, необходимо избегать стихийности. Ведь музыкальная игра, как и любая другая, таит в себе большие педагогические возможности. В ходе игры складываются отношения между детьми, проявляются черты характера. Вот почему воспитатель пристально, внимательно следит за игрой и в случае необходимости приходит детям на помощь. Например , дети часто затрудняются с выбором ведущего. Обычно один и тот же ребёнок постоянно находится в этой роли. Тактично надо подсказать детям, ввести очередность в выборе ведущего. Или ребёнок долгое время играет на одном инструменте, никому его не уступая. Надо умело объяснить, что все в игре подчиняются общим правилам.

Организуя музыкальные игры, необходимо предоставлять детям больше самостоятельности. Практика показывает, что чем больше доверять детям, тем сознательнее, отзывчивее, добросовестнее они относятся к порученному. Вполне разумно предоставлять детям самим выбрать игру, распределить роли, инструменты, а при необходимости только разрешить конфликтные ситуации.

Для развития самостоятельной музыкальной деятельности нужны условия, как принято называть, зоны самостоятельной музыкальной деятельности, где бы дети могли самостоятельно музицировать, организовывать различные музыкально-дидактические игры, прослушивать аудиозапись с любимой музыкой.

· «Методика музыкального воспитания в детском саду» Под ред. Н.А Ветлугиной (М.: «Просвещение».1982)

· Н.Г.Кононова «Музыкально-дидактические игры для дошкольников», М.«Просвещение» -1982.

· Л.Н.Комиссарова, Э.П.Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников», М.«Просвещение» -1982.

Adblock
detector