Музыкальные дидактические игры в детском саду картотека

Картотека музыкально-дидактических игр для старших дошкольников.

Наталья Романова
Картотека музыкально-дидактических игр для старших дошкольников

Игры на контрастность динамики.

УЗНАЙ СКАЗКУ

Цель: Различать контрастный характер частей в музыке в связи с её содержанием и развитием музыкального образа.

Игровой материал: Две карточки с изображением Красной Шапочки и Волка. По две карточки зелёного и оранжевого цвета.

Ход игры:

1-й вариант. После прослушивания музыкальной пьесы, в которой три части (разнохарактерные, дети выкладывают карточки в той последовательности, в которой прозвучали части музыкальной пьесы.

Музыкальный репертуар: «Красная Шапочка и Серый волк» Г. Левкодимова.

2-й вариант. Дети выполняют почти такое же задание, но характер частей музыки обозначают квадратами разного цвета. Красная Шапочка – оранжевый квадрат, Волк – зеленый квадрат

ЗВЕНЯЩИЕ КОЛОКОЛЬЧИКИ

Цель: Развивать у детей умение различать динамические изменения в музыке.

Игровой материал: Тамбурин с бубенчиками, обруч с колокольчиками, колокольчик. Карточки, разделённые на три части, маленькие карточки, определяющие динамику.

Ход игры: Воспитатель объясняет детям, что тамбурин с бубенчиками звучит громко (форте, обруч с колокольчиками звучит не слишком громко (меццо форте, а один колокольчик звучит тихо (пиано). Рассказ сопровождает показом. Раздаёт карточки, разделённые на три части и предлагает детям закрывать «окошки» на карточке в той последовательности, в какой изменились динамические оттенки прослушанной ими музыки.

Музыкальный материал: «Звенящие колокольчики» Г. Левкодимова.

ГРОМКО — ТИХО ЗАПОЕМ

Игровой материал: Любая игрушка.

Ход игры: Дети выбирают водящего. Он выходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти её, руководствуясь громкостью звучания

песни, которую поёт все дети: звучание песни усиливается по мере приближения водящего к месту, где находится игрушка или ослабевает по мере удаления от неё. Если ребёнок успешно находит игрушку, при повторении игры он имеет право спрятать сам игрушку.

ДОМИК ДЛЯ МУЗЫКИ

Цель: Закреплять умение в различении динамических оттенков музыки: тихо, громко, не слишком громко, не слишком тихо.

Игровой материал: Карточки из картона одного цвета, но разных тонов (более светлые или более тёмные оттенки). Цвет соответствует оттенку: бледно окрашенный – тихому звучанию, более яркий – более громкому, яркий – громкому.

Ход игры: Карточки раздают. Музыкальный руководитель исполняет короткую и плавную мелодию сначала тихо, потом громче, затем громко. Выбрать для каждой мелодии домики.

Музыкальный материал: На выбор музыкального руководителя.

КОЛОБОК

Игровой материал: Вырезанный из бумаги колобок, а также несколько небольших предметов, изображающих стог сена, бревно, пенёк, муравейник, ёлку, гриб и др. Указка. Стол в качестве игрового поля или затонированный зелёным цветов лист бумаги. Все предметы расположены в любом порядке на игровом поле.

Ход игры: Участвующие в игре рассматривают фигурки на игровом поле. Выбранный водящий выходит за дверь. Участники игры за выбранную фигурку прячут колобка и зовут водящего. Перед началом игры произносится текст:

Укатился колобок, колобок-румяный бок,

Как же нам его найти, деду с бабой принести?

Ну-ка, Оля, по дорожке походи, походи,

И по песенке весёлой колобочка отыщи.

Играющие поют любую знакомую песню, водящий берет указку и водит по дорожке от фигурки к фигурке. Если указка находится далеко от той фигурки, за которой спрятан колобок, то все поют тихо, если близко — громко.

МОРЕ

Игровой материал: Три карточки с изображением моря – спокойного, взволнованного, бушующего; грамзапись.

Ход игры: Воспитатель предлагает послушать детям пьесу Римского-Корсакого «Море» и рассказывает, что композитор ярко выразил картины моря, какое оно бывает тихое, спокойное, взволнованное, бушующее. При повторном прослушивании предлагает детям разложить картинки в той последовательности, в которой они звучали.

КТО САМЫЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ?

Цель: Упражнять детей в различении четырёх динамических оттенков музыки: громко, умеренно громко, умеренно тихо, тихо. Знать песню «Громко-тихо» Левкодимова.

Игровой материал: Три набора аккордеонов, разных по размеру: большой (красный, средний (синий, маленький (зелёный, очень маленький (жёлтый). Поощрительные жетоны, детский аккордеон, ширмы, карточки с заданиями – с изображением цветных кирпичиков, расположенных в различной последовательности: 1) красный, синий, зелёный, жёлтый; 2) синий, красный, зелёный, жёлтый; 3) жёлтый, зелёный, синий, красный; 4) жёлтый, синий, зелёный, красный.

Ход игры: Играют 4 детей, один из них ведущий. Он раздаёт детям по одному набору аккордеонов и ширму. Вначале дети поют песню, прослушивают звучание каждого аккордеона, стараясь правильно соотнести цвет с силой звучания. Затем ведущий просит прослушать задание. Дети за ширмами выкладывают аккордеоны разной величины в соответствии с предложенной последовательностью динамических оттенков. После этого они проверяют выполненное задание. За правильное выполнение ребёнок получает жетон.

Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ВОЛШЕБНЫЕ ЛЕНТЫ ДОРОГ (развивающая игра) Материалы:.


Картотека музыкально-дидактических игр Картотека музыкально-дидактических игр 1. «Волшебные часы»Цель: Повторение и закрепление изученного материала. Методика применения: Под.

Картотека музыкально-дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста Картотека музыкально-дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста Игры для развития звуковысотного слуха и закрепления программного.

Картотека музыкально-дидактических игр для детей среднего дошкольного возраста Картотека музыкально-дидактических игр для детей среднего дошкольного возраста Игры на развитие звуковысотного слуха «Угадай-ка» Игровой.

Картотека музыкально-дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста Картотека музыкально – дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста Игры на развитие ритмического слуха «Веселые подружки».

Картотека музыкально-дидактических игр для младшего дошкольного возраста Игры для детей младшего дошкольного возраста Где мои детки? Игровой материал. Четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу.

Картотека «Музыкально-дидактические игры» в детском саду.

  • Кардашова Юлия Викторовна
  • 2038
  • 07.08.2017

Номер материала: ДБ-623688

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

  • 07.08.2017
  • 150
  • 07.08.2017
  • 330
  • 07.08.2017
  • 222
  • 07.08.2017
  • 248
  • 07.08.2017
  • 153
  • 07.08.2017
  • 126
  • 07.08.2017
  • 310

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Музыкально-дидактические игры -Картотека.

Большая картотека музыкально-дидактических игр .В помощь воспитателям и музыкальным руководителям

Просмотр содержимого документа
«Музыкально-дидактические игры -Картотека»

Музыкально-дидактические игры в детском саду (картотека игр)

Развитие звуковысотного восприятия

Следить за тем, чтобы дети произносили более высокие звуки, изображая маленьких гусят, козлят, воронят, и более низкие, изображая козу, гуся, ворона.

Две равные группы детей садятся вдоль противоположных стен комнаты. Они поочередно загадывают друг другу загадки. Если ребята отгадали, то после слов: «Лови!»- загадывающие убегают, а отгадывающие их ловят, пойманные переходят в другую группу.

1 .Гусь с гусятами живет в доме на лужайке.

Кто там голос подает?

Ну-ка, угадай-ка! (говорят) Га-га-га-га-га!

2. Вот коза козлят ведет прямо на лужайку.

Кто там голос подает?

Ну-ка, угадай-ка! (говорят) Ме-ме-ме-ме!

3. Воронят своих зовет ворон на лужайке.

Кто там голос подает?

Ну-ка, угадай-ка! (говорят) Кар-кар-кар!

Различение высоты звука

Ознакомить детей с высоким и низким звуком.

В группе расставлены на небольшом расстоянии друг от друга стулья. Несколько детей присаживаются на них. Это «кошки» и «котята». Воспитатель поет песню и затем спрашивает:

Куда же наша Марина пойдет,

Туда ли, где кошка поет,

А может, туда, где спросонок

Мяукает сладко котенок?

Марина проходит вдоль стульев, стучит и спрашивает: «Кто в домике живет?» Сидящий за стулом мяукает низким или высоким голосом, в зависимости от того, кого он хочет изобразить, кошку или котенка.

Воспитатель спрашивает у детей-зрителей: «Правильно ли отгадала Марина?» Если правильно, то Марина идет в домик, а ребенок, сидящий за стульчиком, становится зрителем.

Развитие звуковысотного слуха

«Птица и птенчики»

Упражнять детей в восприятии и различении двух звуков.

Две большие карточки, на которых даны контурные изображения птиц и птенчиков (или игрушки); две

другие точно такие же по размеру карточки с цветным изображением этих птиц разрезаны на четыре части,

В игре используется металлофон и настольная ширма.

Ведущий раздает детям не цветные карточки (одному с рисунком птицы, другому – с рисунком птенчиков). Разрезанные части цветных карточек остаются у ведущего, он перемешивает их, кладет одну на другую рисунком вниз и вместе с металлофоном прикрывает ширмой.

Ведущий напоминает играющим голос птицы и птенчиков. После этого поочередно берет цветные карточки, ударяет по пластинке металлофона соответствующий звук и спрашивает: «Кто вас зовет – птица или птенчик?» Отвечает ребенок, у которого карточка соответствует проигранному звуку.

После правильного ответа он получает маленькую цветную карточку и закрывает ею часть не цветного изображения на большой карточке.

Развитие звуковысотного слуха

«Курица и цыплята»

Домик, кукла Маша, металлофон. Все раскладывается на столе. У детей в руках игрушечные птицы (курица и цыплята)

Дети рассаживаются вокруг стола.

Воспитатель берет куклу и говорит: «В этом домике живет кукла Маша, у нее есть много кур и цыплят. Их пора кормить, но они разбежались. Маша позови своих кур. Послушайте, ребята, кого зовет Маша» (играет на металлофоне).

Дети с цыплятами в руках встают и ставят их перед Машей. Кукла кормит птиц.

Воспитатель просит детей спеть тоненьким голосом, как цыплята, «пи-пи-пи».

Затем кукла Маша зовет кур – воспитатель играет на металлофоне.

Дети ставят фигурки кур на стол перед Машей и поют «ко-ко-ко».

Развитие звуковысотного восприятия

4-6 больших карточек – каждая разделена на две части. На первой половине изображен гусь, на второй гусенок (утка-утенок, кошка — котенок, корова-теленок и т.д.). Фишки на каждую карточку.

Игра проводится с подгруппой детей за столом. У каждого одна карта и две фишки.

Воспитатель произносит: «Га-га-га».

Дети, у которых на карточке изображен гусь, должны закрыть его фишкой.

Воспитатель произносит: «га-га-га», дети закрывают фишкой картинку с гусенком.

Аналогично дети закрывают картинки с кошкой, коровой, уткой.

Развитие звуковысотного восприятия

Четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих). На больших карточках изображены: гусь, утка, курица, птица, на маленьких: утята, гусята, цыплята, птенчики в гнездышке.

Дети сидят полукругом напротив воспитателя, у каждого по одной маленькой карточке.

Воспитатель предлагает поиграть и начинает рассказ:

«В одном дворе жили курица с гусятами, гусь с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер, пошел дождь, все спрятались. Мамы-птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картину): «Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!»

Дети, у которых на карточках изображены утята, поднимают их и отвечают: «Кря-кря, мы здесь».

Воспитатель забирает карточки у ребят и продолжает: «Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и тоже стала звать своих детей: «Где мои цыплята, милые ребята? Ко-ко!».

Игра продолжается, пока все птицы не найдут своих детей.

Развитие звуковысотного восприятия

Небольшой мешочек, красиво оформленный аппликацией.

В нем игрушки: мишка, заяц, птичка, кошка, петушок.

Можно использовать персонажи кукольного театра.

Участвует вся группа.

«Дети, — говорит воспитатель,- к нам на занятие пришли гости. Но где же они спрятались? Может быть здесь? (показывает мешочек). Сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто там».

Музыкальный руководитель проигрывает мелодии знакомых детям произведений: «Петушок» р.н.м., «Серенькая кошечка» В.Витлина, «Воробушки» М.Красева, «Медведь» В.Ребикова и др. Дети узнают музыку, кто-либо из них достает из мешочка соответствующую игрушку и показывает всем.

Развитие звуковысотного восприятия

«Подумай и отгадай»

Карточки (по числу играющих), на которых изображены медведь, зайчик, птичка.

Детям раздают по одной карточке.

На фортепиано или в грамзаписи звучит мелодия: «Зайчик»М. Старокадомского, «Медведь» М. Ребикова, «Птичка» Красева, ребенок поднимает карточку с изображением медведя и т.д.

Развитие звековысотного восприятия

«Кто в домике живет?»

На карточке нарисован красочный терем в два этажа: нижние окна большие, верхние – поменьше. Внизу под каждым окном изображены рисунки: кошка, медведь, птица.

Каждое окно открывается и закрывается. Внутри него находятся вставные кармашки, куда вставляются картинки перечисленных животных, а также картинки с изображением детенышей этих животных.

Воспитатель рассаживает детей полукругом и показывает дом-теремок, в котором живут кошка с котенком, птица с птенчиком и медведь с медвежонком. «На первом этаже, — говорит воспитатель, живут мамы, на втором, с маленькими окошками, – их дети. Однажды все ушли гулять в лес, а когда вернулись домой, то перепутали кто где живет. Поможем им найти свои комнаты».

Раздает каждому по одной карточке. Проигрывается знакомая мелодия в различных регистрах. Например, звучит мелодия песни «Серенькая кошечка» В.Витлина. Ребенок, у которого соответсвующая карточка, вставляет ее в окошечко первого этажа напротив рисунка, изображенного на домике. Звучит та же мелодия, но на октаву выше. Встает ребенок с карточкой котенка и помещает ее в окошечко на втором этаже.

Так же проводится игра с музыкой про птичку и медведя («Птичка» М.Красева, «Медведь» М.Ребикова).

Она продолжается до тех пор, пока все карточки не будут выставлены в кармашки. В конце игры воспитатель поощряет правильные ответы. Если кто-то из детей ошибся, объясняет, что медведь не поместится в кроватку кошечки и не сумеет сесть за ее стол, когда вдруг попадет не в свою кроватку, и т.д.

Развитие звуковысотного восприятия

Игрушки, соответствующие содержанию песен — зайчик, медведь, кошечка, петушок и т.д.;

Фонотека песен по программе.

Игрушки лежат на столе. Полукругом сидят дети. Воспитатель предлагает послушать мелодию и выбрать (называет ребенка) соответствующую игрушку.

Игра заканчивается, когда на столе не осталось ни одной игрушки.

Развитие звуковысотного восприятия

На планшете изображен лес; 2-3 дерева, пенек приклеены к картине средней своей частью по высоте, этим как бы создается объемность и, кроме того, к одной половине елки (дерева, пенька) приклеен кармашек, в котором помещается фигурка зайчика (петушка, кошки, мишки и т.д.).

Картонажная фигурка девочки ставится рядом с лесом.

«Дети, посмотрите, какой красивый лес, говорит воспитатель.- Здесь березки, елочки. Девочка Таня пришла в лес собирать ягоды, грибы. А за деревом кто-то спрятался, наверное, какой-то зверек. Поможем Тане отгадать, кто там сидит. Послушайте песенку и отгадайте».

Звучит песня «Заинька» р.н.м.

Для проверки ответа ребенку разрешается заглянуть за дерево, где находится фигурка зайчика (картинка елки сгибается вдоль по центру, там кармашек).

Развитие звуковысотного восприятия

Коробка, на ней нарисован Буратино. С боковой стороны коробка открывается, туда вставляются картинки с красочными иллюстрациями к различным программным песням и пьесам (елочка, паровоз, машина, санки, кукла, флажок и т.д.), знакомые детям.

Воспитатель объясняет детям, что к ним в гости приехал Буратино и привез с собой песни, а какие – дети сами должны отгадать.

Музыкальный руководитель проигрывает произведения, дети отгадывают.

Для проверки ответа из коробки достают соответствующую картинку.

Например, исполняется песня «Елочка» М.Красева, ребенок достает карточку с изображением новогодней елки, или звучит мелодия песни «Паровоз» З.Компанейца – из коробки достают картинку паровоза и т.д.

Развитие звуковысотного восприятия

Большая картина, изображающая поляну с нотным станом. Нотки-солнышки. Карточки с нотным станом для раздачи детям и нотки-солнышки.

Музыкальный руководитель: «Жило-было солнышко. Встало утром рано, потянулось и запело свою песенку:

Я, солнышко лучистое, очень-очень чистое!

Люблю я умываться и в лужицах купаться.

Мои детки засмеялись, по линейкам разбежались.

Помогите их собрать и по имени назвать.

Я нашла маленькое солнышко (ставит нотку-солнышко на первую линейку), вот оно на первой линейке, а зовут его «ми».

Дети повторяют, выкладывают ритмический рисунок у себя на карточке и все пропевают ее.

Развитие звуковысотного восприятия

Цель. Закреплять различение звуков сексты.

Большая карточка — игровое поле, на котором нарисованы четыре девочки, заблудившиеся в лесу, они кричат: «а — у», две из них только начинают кричать низкий звук «а», слегка наклонив голову, две другие – высокий звук «у», приподняв голову вверх. Четыре фигурки елочек, которыми перед игрой закрыты изображения девочек.

Ведущий выкладывает перед детьми игровое поле. Назначает, кто из них будет искать девочку, которая кричит высоким звуком, а кто – девочку, которая кричит низким звуком.

Затем предлагает детям спеть песню «Эхо» и отдельно пропеть звуки: «а – у».

Далее ведущий поочередно играет звуки и каждый раз спрашивает детей: «Девочка поет «а» или «у»?

Развитие звуковысотного восприятия

Закреплять восприятие и различение звуков септимы.

Большая карточка с контурным изображением качелей в верхнем и нижнем положении. Качели в верхнем положении соответствуют высокому звуку, а в нижнем – низкому звуку. Небольшие карточки-фигурки в форме качелей по ходу игры накладываются на силуэты качелей большой карточки, металлофон, ширма.

Перед играющими лежит большая карточка, воспитатель назначает, кто из играющих будет узнавать звук «высоких» качелей, кто — «низких».

Дети поют песню «Качели» Е.Тиличеевой, воспитатель напоминает звуки, характерные для нее, проигрывает на металлофоне,

Ведущий берет фигурку качелей, проигрывает необходимый звук и спрашивает: «Где сейчас качели – вверху или внизу?»

Отвечать должен тот, кто узнал свой звук.

Развитие звуковысотного восприятия

Цель. Упражнять детей в восприятии и различении звуков квинты.

Две большие карточки с контурным изображением: на одной нарисована курица с опущенной головой (соответствует низкому звуку); на другой – курица с поднятой головой (соответствует высокому звуку).

Другая пара карт выполнена в цвете и разрезана на четыре части.

Ведущий раздает детям не цветные карточки. Разрезанные части цветных карточек остаются у ведущего, он перемешивает их, кладет одну на другую рисунком вниз и вместе с металлофоном прикрывает ширмой.

Ведущий напоминает играющим голос, ударяя по пластинкам металлофона, поочередно берет цветные карточки, ударяет по пластинке металлофона соответствующий звук и спрашивает: «Кто вас зовет?»

Отвечает ребенок, у которого карточка соответствует проигранному звуку.

После правильного ответа он получает маленькую цветную карточку и закрывает ею часть не цветного изображения на большой карточке.

Картотека музыкально-дидактических игр для детей 4-5 лет.

Игры на развитие чувства ритма и звуковысотного слуха. Проведение воспитателями игр на развитие интеллектуальных музыкальных способностей и музыкальной памяти у детей. Формирование и развитие певческого голоса, сочетание текста с движениями и музыкой.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Картотека музыкально-дидактических игр для детей 4-5 лет

Игры на развитие чувства ритма

Цель: развитие чувства ритма (воспроизведение заданного ритма).

Ход игры: Воспитатель проговаривает текст с ритмическим выстукиванием:

Тук, тук, тук-тук-тук,

Мы в лесу слыхали стук.

Тук, тук, тук-тук-тук,

Это дятел сел на сук.

Воспитатель задает ритмический рисунок, дети повторяют.

«К нам гости пришли»

Цель: развитие чувства ритма (подбор соответствующего ритма для персонажа).

Ход игры: К детям приходят в гости разные игрушки:

Медведь просит любого ребенка сыграть на бубне, а он станцует (ребенок должен играть медленно),

Зайчик (прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне),

Лошадка (скачет под четкие, ритмичные удары молоточка или ложек),

Птичка (летит под звон колокольчика).

Цель: развитие звукового внимания, ритмичности.

Ход игры: Используется кубик на гранях которого изображено разное количество предметов:

Дети в кругу под веселую ритмичную музыку передают кубик по кругу, проговаривая:

Ты возьми веселый кубик,

Передай его друзьям,

Что покажет этот кубик —

Повтори за ним ты сам!

Ребенок бросает кубик в круг. Педагог предлагает ему или всем играющим сосчитать, сколько, например, цветочков изображено на выпавшей грани кубика. Затем дети столько же раз хлопают в ладоши и т.д. Сопровождать «звучащие» жесты нужно счетом вслух.

Игры на развитие звуковысотного слуха

«Кого встретил колобок»

Цель: развитие умения воспринимать и различать звучание высокого, среднего и низкого регистра.

Ход игры: Воспитатель предлагает отгадать музыкальные загадки. Мелодия звучит в разных регистрах.

«Заяц» — в высоком,

«Лиса» — в среднем,

«Медведь» — в низком

Дети угадывают и показывают на дидактическом пособии.

Цель: развитие умения различать движение мелодии вверх и вниз.

Ход игры: Воспитатель поет с детьми песенку «Лесенка» («Вот иду я вверх, вот иду я вниз») несколько раз, сопровождая каждый звук движением руки, постепенно поднимая ее, а затем опуская. Пропойте движения мелодии вверх или вниз на слова «Топ, топ, топ» и попросите ребенка ответить, в каком направлении движется девочка: вверх или вниз по лесенке.

Цель: развитие умения различать движение мелодии вверх и вниз, слышать первую и пятую ступени лада.

Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку сыграть на металлофоне песенку «Лесенка». Затем загадывает загадки: играя движение мелодии вверх или вниз, просит узнать, куда пошла мелодия песни. Затем усложняется задание. Воспитатель, исполняя любую фразу, не доигрывает последний звук. Просит ребенка определить направление движения мелодии и допеть недостающий звук.

Цель: закрепление знакомых песен.

Ход игры: Собираются картинки знакомых детям песен, наклеиваются на кубик. Затем проводится игра.

Игры на развитие интеллектуальных музыкальных способностей и музыкальной памяти

Цель: закрепление представления об основных жанрах музыки: песне, танце, марше.

Ход игры: В игре используется набор карточек: девочка поет, девочка пляшет, мальчик шагает. Дети слушают 3 пьесы разных жанров и выбирают нужную карточку.

«Здороваться, прощаться песенкой»

Цель: побуждение детей к сочинению коротких мелодий

Цель: побуждение детей к сочинению коротких мелодий в жанре марша и колыбельной на заданный текст.

Ход игры: Воспитатель с детьми держа в руках кубик, шагает и поет:

Мы идем, мы идем, Тра-та-та,

Мы поем, мы поем, Ля-ля-ля.

Затем передает кубик ребенку. Ребенок выбирает картинку на кубике по желанию. И соответственно сочиняет свою песенку:

Цель: развитие звукоподражания.

Ход игры: Воспитатель читает короткие стихотворения:

Свинка на завтрак

Как бусы блестят,

Искупаться в пруду

Кошку Мурку напугал:

Сссоры все пора забыть,

Лучше весело дружить

Долго не сердить, быстро помирись.

Вместе весело играли,

И друг друга догоняли:

Мяу-гав, мяу-гав, мяу-гав.

Цель: развитие у детей интереса к игре на музыкальных инструментах.

Ход игры: На столе лежат музыкальные инструменты:

(эти же инструменты изображены на гранях кубика). Дети стоят в кругу и передают кубик под музыку со словами:

Все играет и поет,

Кубик скажет, кто начнет!

Ребенок, который бросал кубик, называет изображенный на верхней грани инструмент, берет его со стола и играет знакомую несложную мелодию. В конце остальные дети ему хлопают. Ребенок возвращает инструмент на столик. Игра повторяется по желанию детей.

Цель: развитие звукоподражания.

Ход игры: Педагог и дети стоят или сидят в кругу. Звучит любая веселая мелодия, и дети передают кубик друг другу. Педагог и дети произносят текст:

Кубик детям передай,

Кто пришел к нам, угадай!

Ребенок, у которого оказался кубик, бросает его на пол в кругу, затем показывает голосом, какой звук может издавать предмет, изображенный на верхней грани кубика. На гранях кубика могут быть изображены: часы, молоток, туча и капелька, самолет, паровоз, желтые листочки и т.д.

Цель: развитие элементарного умения музицировать в оркестре.

Ход игры: Дети в кругу под веселую ритмичную музыку передают кубик по кругу, проговаривая слова:

Кубик движется по кругу,

Передайте кубик другу.

Кубик может показать,

На чем тебе теперь играть!

Каждый ребенок по очереди кидает кубик, берет выпавший инструмент со стола и кладет на свой стульчик. Игра повторяется, пока все дети не возьмут себе инструменты. Затем все вместе играют в «оркестр». Целесообразно разбить детей на подгруппы. По желанию детей игру можно проводить несколько раз.

воспитатель музыкальный ритм певческий

Цель: формирование и развитие певческого голоса, певческих навыков. Совершенствовать чувство темпа и ритма. Учить сочетать текст с движениями и музыкой. Создавать у детей хорошее настроение, расширять представления об окружающей природе и явлениях, происходящих в ней. Учить понимать красоту сменяющих друг друга времен года и воспитывать творческое отношение к природе.

Ход игры: На гранях кубика — картинки с изображением времен года, по четыре разукрашенных кубика на четыре сезона. Дети, стоя или сидя в кругу, передают друг другу кубик и ритмично произносят текст:

Календарик мы листаем,

Кубик другу отправляем,

К кому кубик попадает

Тот стишок нам всем читает!

Ребенок с кубиком читает стишок или исполняет вокальную импровизацию, соответствующую времени года. По желанию детей игра повторяется несколько раз. В процессе игры можно выучить с детьми стихотворение из цикла С.Маршака «Круглый год».

Размещено на Allbest

Подобные документы

Проблемы развития чувства ритма у детей 6-7 лет в процессе игры на детских музыкальных инструментах. Выявление уровня развития чувства ритма. Процесс формирования музыкальных способностей. Система уроков музыки, направленная на развитие чувства ритма.

дипломная работа [65,6 K], добавлен 05.03.2014

Характеристика музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста. Определение музыкально-дидактических игр. Изучение музыкальных способностей у детей дошкольного возраста в ходе музыкальных занятий с применением музыкально-дидактических игр.

курсовая работа [31,8 K], добавлен 28.04.2013

Сущность понятия «эстетическое воспитание». Развитие творческих музыкально-ритмических способностей учащихся начальных классов. Формирование представлений о темпе. Приемы активизации чувства ритма у детей младшего школьного возраста на уроках музыки.

дипломная работа [470,5 K], добавлен 24.09.2017

Теоретико-методологические основы музыкального воспитания детей дошкольного возраста, развитие музыкальности и музыкальных способностей как психолого-педагогическая проблема. Развитие музыкальных способностей с использованием дидактических игр и пособий.

дипломная работа [108,0 K], добавлен 16.03.2012

Влияние музыки на развитии личности дошкольника. Понятие музыкального ритма, признаки мелодического слуха. Музыкальные способности Б. Теплова: ладовое чувство, способность к слуховому представлению. Методы развития музыкальных способностей дошкольников.

дипломная работа [70,6 K], добавлен 28.05.2012

Психологические особенности и эмоционально-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста. Оценка возрастных особенностей слуха и голоса детей 5-6 лет. Развитие вокально-хоровых навыков детей через музыкально-дидактические игры и упражнения.

реферат [60,7 K], добавлен 16.06.2014

Значение развития музыкально-сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Понятие, структура и роль сенсорного воспитания. Методика использования музыкально-дидактических пособий и игр в различных видах музыкальной деятельности.

дипломная работа [118,5 K], добавлен 20.06.2009

Развитие музыкальных способностей как научно-теоретическая проблема. Основные возможности музыкально-компьютерных технологий как средства развития музыкальных способностей детей в различных образовательных учреждениях. Анализ программы MS Power Point.

курсовая работа [69,1 K], добавлен 08.01.2014

Анализ задач музыкальной педагогики. Исследование проблем развития способностей и одаренности. Изучение способов формирования музыкально-ритмических способностей в процессе обучения. Развитие чувства музыкального ритма. Системы ритмического воспитания.

реферат [38,1 K], добавлен 01.12.2016

Общая характеристика видов музыкальной деятельности. Детское музыкальное исполнительство, осуществляемое в пении, ритмических движениях и танцах, игре на инструментах. Развитие чувства ритма у дошкольников, формирование музыкально-слуховых представлений.

контрольная работа [28,9 K], добавлен 22.10.2015

Картотека музыкально-дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста.

ПРИМЕРНЫЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Игра для развития звуковысотного слуха и закрепления программного материала

Где мои детки?

Игровой материал. Четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих). На больших карточках изображены гусь, утка, курица, птица; на маленьких — утята, гусята, цыплята, птенчики в гнездышке.

Ход игры. Дети сидят полукругом напротив воспитателя, у каждого по одной маленькой карточке. Воспитатель предлагает поиграть и начинает рассказ: «В одном дворе жили курица с цыплятами, гусь с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались. Мамы-птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку) : «Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!» (поет на ре первой октавы).

Дети, у которых на карточках изображены утята, поднимают их и отвечают: «Кря-кря, мы здесь» (поют на звуке ля второй октавы).

Воспитатель забирает у ребят карточки и продолжает: «Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и тоже стала звать своих детей: «Где мои цыплята, милые ребята? Ко-ко!» (поет на ре первой октавы). Игра продолжается, пока все птицы не найдут своих детей.

Чудесный мешочек

Игровой материал. Небольшой мешочек, красиво оформленный аппликацией. В нем игрушки: мишка, заяц, птичка, кошка, петушок. Можно использовать персонажи из кукольного театра (рис. 6).

Ход игры. Участвует вся группа. «Дети,— говорит воспитатель,— к нам на занятие пришли гости. Но где же они спрятались? Может быть, здесь? (Показывает мешочек.) Сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто там». Музыкальный руководитель проигрывает мелодии знакомых детям произведений: «Петушок»— русская народная мелодия, «Серенькая кошечка» В. Витлина, «Воробушки» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова и др. Дети узнают музыку, кто-либо из них достает из мешочка соответствующую игрушку и показывает всем.

Подумай и отгадай

Игровой материал. Карточки (по числу играющих), на которых изображены медведь, зайчик, птичка (рис. 7).

Ход игры. Детям раздают по одной карточке. На фортепиано или в грамзаписи звучит мелодия: «Зайчик» М. Старокадомского, «Медведь» В. Ребикова, «Воробушки» М. Красева, Дети узнают мелодию и поднимают нужную карточку. Например, после песни «Медведь» В. Ребикова поднимают карточку с изображением медведя.

Птицы и птенчики

Игровой материал. Лесенка из трех ступенек, металлофон, игрушки (3—4 большие птицы и 3—4 птенчика, рис. 8).

Ход игры. Участвует подгруппа детей. У каждого ребенка по одной игрушке. Воспитатель играет на металлофоне низкие и высокие звуки, например, до второй октавы. Дети, которые держат птенчиков, должны выйти и поставить игрушки на верхнюю ступеньку. Затем звучит do первой октавы, дети ставят больших птиц на нижнюю ступеньку.

Курица и цыплята

Игровой материал. Домик, кукла Маша, металлофон. Все раскладывается на столе. У детей в руках игрушечные птицы (курица и цыплята).

Ход игры. Дети рассаживаются вокруг стола. Воспитатель берет куклу и говорит: «В этом домике живет кукла Маша, у нее есть много кур и цыплят. Их пора кормить, но они разбежались. Маша, позови своих кур. Послушайте, ребята* кого зовет Маша», играет на металлофоне ре второй октавы. Дети с цыплятами в руках встают и ставят их перед Машей. Кукла кормит птиц. Воспитатель просит детей спеть тоненьким голосом, как цыплята, «пи-пи-пи». Затем кукла Маша зовет кур — воспитатель играет на металлофоне ре первой октавы. Дети ставят фигурки кур на стол перед Машей и поют на этом же звуке «ко-ко-ко».

Угадай-ка

Игровой материал. 4—6 больших карточек — каждая разделена на две части. На первой половине изображен гусь, на второй — гусенок (утка — утенок, кошка — котенок, корова — теленок и т.д.). Фишки — по две на карточку (рис. 9).

Ход игры. Игра проводится с подгруппой детей (4—6) за столом. У каждого одна карте и две фишки. Воспитатель произносит: «Га-га-га» (поет на ре первой октавы). Дети, у которых на карточке изображен гусь, должны закрыть его фишкой. Воспитатель произносит: «Га-га-га» (поет на ля первой октавы), дети закрывают фишкой картинку с гусенком.

Кто в домике живет?

Игровой материал. На карточке нарисован красочный терем в два этажа: нижние окна большие, верхние — поменьше. Внизу под каждым окном изображены рисунки: кошка, медведь, птица. Каждое окошко открывается и закрывается. Внутри него находятся вставные кармашки,, куда вставляются картинки перечисленных животных, а также картинки с изображением детенышей этих животных (рис. 10).

Ход игры. Воспитатель рассаживает детей полукругом и показывает дом-теремок, в котором живут кошка с котенком, птица с птенчиком и медведь с медвежонком. «На первом этаже,— говорит воспитатель,— живут мамы, на втором (с маленькими окошками) — их дети. Однажды все ушли гулять в лес, а когда вернулись домой, то перепутали, кто где живет. Поможем им найти свои комнаты». Раздает каждому по одной карточке. Проигрывается знакомая мелодия в различных регистрах. Например, звучит мелодия песни «Серенькая кошечка» В. Витлина. Ребенок, у которого соответствующая карточка, вставляет ее в окошечко первого этажа напротив рисунка, изображенного на домике. Звучит та же мелодия, но на октаву выше. Встает ребенок с карточкой котенка и помещает ее в окошечке на втором этаже.

Так же проводится игра с музыкой про птичку и медведя («Птичка» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова). Она продолжается до тех пор, пока все карточки не будут вставлены в кармашки.

В конце игры воспитатель поощряет правильные ответы. Если кто-то из детей ошибся, объясняет, что медведь не поместится в кроватку кошечки и не сможет сесть за ее стол, когда вдруг попадет не в свою комнату, и т. д.

Найди игрушку

Игровой материал. Игрушки, соответствующие содержанию песен: зайчик, медведь, кошечка, петушок и т. д.; проигрыватель с пластинками программных произведений.

Ход игры. Игрушки лежат на столе. Полукругом сидят дети. Воспитатель предлагает послушать мелодию и выбрать (называет имя ребенка) соответствующую игрушку. Игра заканчивается, когда на столе не останется ни одной игрушки.

Игра может проводиться на занятии для закрепления знакомых произведений и в свободное от занятий время (лучше во второй половине дня).

В лесу

Игровой материал. На планшете изображен лес; 2—3 дерева, пенек приклеены к картине средней своей частью по высоте. Этим как бы создается объемность и, кроме того, к одной половине елки (дерева, пенька) приклеен кармашек, в котором помещается фигурка зайчика (петушка, кошки, мишки и т.д.). Картонажная фигурка девочки ставится рядом с.лесом.

Ход игры. «Дети, посмотрите, какой красивый лес,— говорит воспитатель.— Здесь березки, елочки. Девочка Таня пришла в лес собирать цветы и ягоды. А за деревом кто-то спрятался, наверное, какой-то зверек. Поможем Тане отгадать, кто там сидит. Послушайте песенку и отгадайте». На фортепиано или в грамзаписи исполняется, например, «Заинька», русская народная мелодия в обработке Н. Римского-Корсакова. Для проверки ответа ребенку разрешается заглянуть за дерево, где находится фигурка зайчика (картинка елки сгибается вдоль по центру, там кармашек).

Игра проводится со всеми детьми и может быть использована на музыкальном занятии во время пения и слушания музыки.

Буратино

Игровой материал. Коробка, на ней нарисован Буратино. С боковой стороны коробка открывается, туда вставляются карточки с красочными иллюстрациями к различным программным песням и пьесам (елочка, паровоз, машина, санки, кукла, флажок и т. д.), знакомым детям.

Ход игры. Воспитатель объясняет детям, что к ним в гости приехал Буратино и привез с собой песни, а какие — дети сами должны отгадать. Музыкальный руководитель проигрывает произведения, дети отгадывают. Для проверки ответа из коробки достают соответствующую картинку. Например, исполняется песня «Елочка» М. Красева, ребенок достает карточку с изображением новогодней елки, или звучит мелодия песни «Паровоз» 3. Компанейца — из коробки достают картинку паровоза и т. д.

Игра может проводиться на музыкальном занятии с целью закрепления программных музыкальных произведений.

Игры для развития чувства ритма

Прогулка

Игровой материал. Музыкальные молоточки по числу играющих.

Ход игры. Дети рассаживаются полукругом. «Сейчас, дети, пойдем с i ами на прогулку, но она необычная, мы будем гулять в группе, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице»,— педагог медленно ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют такой же ритмический

рисунок. «А теперь мы вышли на улицу,— продолжает воспитатель,— светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так!»— частыми ударами передает бег. Дети повторяют. «Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю»,— воспитатель вновь медленно ударяет молоточком. Дети повторяют. «Остальные дети стали быстро прыгать. Скок, скок»,— быстро ударяет молоточком. Дети повторяют. «Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошел дождь. Сначала это были маленькие редкие капли, а потом начался сильный ливень»,— воспитатель постепенно ускоряет ритм ударов молоточком. Дети повторяют. «Испугались ребята и побежали в детский сад»,— быстро и ритмично ударяет молоточком.

В игре может принимать участие подгруппа детей и вся группа. Желательно проводить игру в часы досуга.

К нам гости пришли

Игровой материал. Игрушки бибабо (медведь, зайчик, лошадка, птичка), бубен, металлофон, музыкальный молоточек, колокольчик.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям подойти к нему: «Дети, сегодня к нам в гости должны прийти игрушки». Слышится стук в дверь. Воспитатель подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку: «Здравствуйте, дети, я пришел к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Лена, сыграй мне на бубне, я попляшу». Девочка медленно ударяет в бубен, мишка в руках воспитателя ритмично переступает с ноги на ногу. Дети хлопают.

Аналогичным образом воспитатель обыгрывает приход других игрушек. Зайчик прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне, лошадка скачет под четкие ритмические удары музыкального молоточка, птичка летит под звон колокольчика.

Игра проводится со всеми детьми в свободное от занятий время.’

Что делают дети?

Игровой материал. Карточки (по числу играющих), на одной половине которых изображены дети (они поют, маршируют, спят), вторая половина пустая; фишки (рис. 12).

Ход игры. Детям раздают по одной карточке. Педагог исполняет знакомые музыкальные произведения (можно в грамзаписи): «Колыбельную» А. Гречанинова, «Баю-бай» В. Витлина, «Марш» Э. Парлова, любую песню (которую знают и поют дети). Тот, кто узнал музыкальное произведение, закрывает фишкой пустую половину карты.

Игра сначала проводится на занятии, а затем в свободное от занятий время.

Зайцы

Игровой материал. На планшете изображены лес, поляна з центре сделаны разрезы, куда могут вставляться картинки —

«Зайцы спят», «Зайцы пляшут», рис. 13).

Ход игры. Воспитатель предлагает детям пойти погулять на полянку, нарисованную на картинке: «Здесь живут маленькие зайчики, а что они делают, вы узнаете сами, когда услышите музыку».

‘ Звучит мелодия колыбельной или танцевальной музыки. Дети определяют ее и по просьбе воспитателя вставляют соответствующую картинку в прорези на планшете. Если ребенок узнал музыкальное произведение, дети аплодируют.

Игры для развития тембрового слуха

Нам игрушки принесли

Игровой материал. Музыкальные игрушки: дудочка, колокольчик, музыкальный молоточек; кошка (мягкая игрушка); коробка.

Код игры. Воспитатель берет коробку, перевязанную лентой, достает оттуда кошку и поет песню «Серенькая кошечка» В. Витлина. Затем говорит, что в коробке лежат еще музыкальные игрушки, которые кошка даст детям, если они узнают их по звучанию.

Педагог незаметно от детей (за небольшой ширмой) играет на музыкальных игрушках. Дети узнают их. Кошка дает игрушки ребенку, тот звенит колокольчиком (постукивает музыкальным молоточком, играет на дудочке). Затем кошка передает игрушку другому ребенку. Одна и та же дудочка не передается, желательно иметь их несколько.

Игру можно провести на праздничном утреннике или в часы досуга.

Колпачки

Игровой материал. Три красочных бумажных колпачка, детские музыкальные инструменты: губная гармошка, металлофон, балалайка.

Ход игры. Подгруппа детей сидит полукругом, перед ними стол, на нем под колпаками лежат музыкальные инструменты. Воспитатель вызывает к столу ребенка и предлагает ему повернуться спиной и отгадать, на чем он будет играть. Для проверки ответа разрешается заглянуть под колпачок.

Игра проводится в свободное от занятий время.

Наш оркестр

Игровой материал. Детские музыкальные игрушки и инструменты (домры, балалайки, дудочки, колокольчики, бубны, угольники), большая коробка.

Ход игры. Педагог говорит детям, что в детский сад пришла посылка, показывает ее, достает музыкальные инструменты и раздает их детям (предварительное знакомство с каждым инструментом проводится на музыкальном занятии). Все играют на этих инструментах так, как им хочется.

Эта игровая ситуация может быть использована на утреннике. После «творческой» игры детей воспитатель предлагает послушать, как играет оркестр детей старшей группы

Adblock
detector