Народная игрушка в детском саду

Конспекты занятий в средней группе детского сада. Русская народная игрушка.

Тип урока: Овладение новыми знаниями
Время: 25 минут
Возраст: 4-5 лет

Содержательная часть.
Тема: Мы мастера игрушки
Цель: Познакомиться с видами русской народной игрушки
Задачи:
— знакомство с историей русской народной игрушки;
— нарисовать эскиз собственной народной игрушки.

Вспомогательная часть.
Материалы: альбом, простые и цветные карандаши, фломастеры, краски, кисти
ТСО: проектор, компьютер или ноутбук, проектное полотно.
Наглядные пособия:
-этапы выполнения работы, выполненные преподавателем.
-примеры русских народных игрушек

1. Организационная часть.
Приветствие группы. Рассадка по местам.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Игрушки, кисти, краски,
Проверили? Садитесь.
С усердием трудитесь!

2. Вводная часть.
Диалог с воспитанниками, педагог задает наводящие вопросы, что бы подвести к теме урока: Для чего нужны игрушки? Какие вы знаете игрушки? Из чего, по вашему мнению, они делаются?
На сегодняшнем занятии мы познакомимся с народными игрушками и обобщим наши представления о народных традициях украшать свой быт и дарить радость другим людям.
Сегодня на уроке мы будем наблюдать, анализировать, творить и рассуждать.

3. Объяснение нового материала.
В древности игрушки делали сами, из того, что было под рукой: дерева, соломы, лоскутков ткани, глины. В некоторых семьях просто брали полено, закутывали в ткань. Это и была кукла. Куклы в крестьянской семье передавались из поколения в поколение, были настоящими реликвиями.
Игрушки, как и песни, сказки, учили детей различать добро и зло, передавали представления о счастье и красоте.
Есть одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь, – это игрушечных дел мастера, или просто игрушечники.
В глубокой древности глиняные игрушки создавались не ради забавы – они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу оберегать людей от всякого зла. Рассмотри игрушки разных промыслов и постарайся найти то, что отличает их друг от друга. (разные формы, материалы, подвижные, неподвижные и т.д.)
Игрушка в России до XVIII века называлась потеха, потешка. В Москве игрушки продавались в Овощном, Пряничном и Потешном рядах, или изготовлялись дома. Игрушки — деревянные фигурки: лошадки, барашки, козлики, птички, медведи, петушки, собаки, львы, мужички, немки (куклы), деревянные и глиняные сосуды, игрушечные ковшики, стаканы, чашки, игрушечные домики, колодцы, избы, городки, беседки и т. д.
Одной из первых игрушек был мячик (мечик) — из тканей, с бубенцами внутри. В царской семье мальчикам к концу первого года жизни дарили деревянную лошадку с седлом, уздечкой и стременами. Вероятно, это традиция осталась от обряда сажания на живого коня. С взрослением царевичу покупались барабаны, знамёна, латы, луки, мечи, воеводские знаки, алебарды. Царевны играли в куклы. Куклам покупали потешные кроватки, постельное бельё, одежду: летники, шубки, каптуры и т.д.

4.Задание для практической работы.
После краткого рассказа о различных видах русской народной игрушки, ребятам нужно придумать и нарисовать эскиз русской народной игрушки (любой).
Дети приступают к выполнению задания – на белой бумаге, с помощью карандашей, красок, фломастеров.

5. Практическая часть.
После этого включить слайд-шоу из заготовленных изображений, чтобы вдохновить их наиболее разнообразными примерами, так же висят готовые работы на доске.
Переходим к практической части. После всех разъяснений,дети приступают к выполнению задания.
Во время работы воспитанников, педагог перемещается по аудитории, взаимодействуя с детьми. Кому необходимо приходит на помощь (наталкивает как найти интересные формы, композицию).

Тип урока: Овладение новыми знаниями
Время: 25 минут
Возраст: 4-5

Содержательная часть.
Тема: Мы мастера игрушки
Цель: Сделать коллективное панно на тему «Ярмарка русской игрушки»
Задачи:
— завершение с работой по теме «Русская народная игрушка»;
— подвести итоги

Вспомогательная часть.
Материалы: ватман, простые карандаши, фломастеры, краски, кисти, ножницы
ТСО: проектор, компьютер или ноутбук, проектное полотно.
Наглядные пособия: примеры детских коллективных панно в электронном варианте

1. Организационная часть.
Рассадка по местам. Использование педагогического приема для привлечения внимания.
Стихотворение:
Продавцы, купцы-молодцы!
Солнце яркое встаёт, спешит на ярмарку народ!
Мы ребята удалые. Мы ребята озорные.
Всех на ярмарку зовём! Мы игрушки продаём!

2. Вводная часть.
Диалог с ребятами, педагог задает наводящие вопросы, что бы подвести к занятия. Небольшая вступительная речь: Ребята, давайте сегодня поиграем в ярмарку. Кто знает, что такое ярмарка, принимают ли в ней участие дети? Кто приезжал на ярмарку? Кого мы решили изобразить на нашем панно, как они должны выглядеть? Кто такие коробейники, чем они торговали? Кого называли скоморохами, что они умели делать?

3. Объяснение нового материала.
Сегодня у нас необычный урок, урок – ярмарка.
Сегодня мы побываем на ярмарке игрушек, вспомним какие мы знаем народные игрушки, их особенности. Как вы помните, происхождение и история Дымковской игрушки неотделима от местного праздника “Свистопляска”. Именно к нему приурочивали производство и массовую продажу глиняных свистулек и игрушек. В 19 веке разрушается старинный обряд, и праздник изменяет свое название – это уже не Свистопляска, а Свистунья, изменяется и назначение обряда — это развлекательная ярмарка. Веселые игры, торговля, шум, свист символизировали приход весны и общую радость людей.
В течение двух недель мы изучали истоки народного творчества, виды игрушек, приемы росписи, солярные знаки и символы, орнаменты и их значение. Теперь сегодня мы в игровой форме подведем итог всей работы.

4. Задание для практической работы 3 мин.
После небольшого вступления, дети должны :
1) Разделиться на три команды.
2) С помощью красок, карандашей, фломастеров оформить свой «прилавок» с игрушками

5. Практическая часть.
Педагог помогает — раздаёт по ватману на команду, организует и управляет учебной деятельностью на уроке.
Воспитанники приступают к выполнению задания – на белом ватмане, рисуют, клеят, русские народные игрушки, которые могли бы продаваться на ярмарке, тех, кто их продаёт (мужичка или бабу).

План-конспект занятия на тему:
Народная игрушка.

Конспект организации непосредственно образовательной деятельности по приобщению детей второй младшей группы к истокам русской народной культуры.

Предварительный просмотр:

непосредственно образовательной деятельности

по приобщению детей второй младшей группы к истокам русской народной культуры.

Тема: «Народная игрушка»

(интеграция ОО «Художественно-эстетическое развитие»,

«Познавательное развитие», «Речевое развитие»).

Цель: Познакомить детей с русской деревянной игрушкой — матрешка.

  1. Формировать элементарные представления о русской народной игрушке.
  2. Закреплять представления детей об особенностях народной игрушки, о характерных элементах росписи (косыночка, сарафан).
  3. Развивать познавательную деятельность, инициативность.
  4. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
  5. Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству.
  6. Воспитывать у детей интерес к культуре своих предков.
  1. Учить планировать высказывания, используя слайды презентации.
  2. Учить внимательно, слушать речь воспитателя, отгадывать простые загадки.
  3. Развивать связную речь.
  4. Продолжать расширять и активизировать словарный запас воспитанников.
  5. Совершенствовать грамматический строй речи.
  1. Развивать творческие способности.
  2. Развивать умение украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами.

Оборудование и материалы:

Ноутбук, проектор, мультимедийная презентация, аудиоматериалы.

Столы, стулья, русский народный костюм для педагога, матрёшки

Бумажные силуэты матрешек с грустными лицами и нераскрашенными фартуками (по количеству детей), гуашь, ватные палочки, стаканчики для воды, салфетки.

Предварительная работа: дидактические игры с матрешками, чтение стихотворения

Т. Шпикаловой «Русская матрешка», изготовление в группе выставки глиняной игрушки (дымковской, каргопольской, филимоновской), рассматривание иллюстраций с изображением соломенной игрушки.

Время реализации — 15 – 20 минут.

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная, трудовая.

Внимание уделять каждому ребёнку: одобрять, хвалить, помогать.

1. Организационный этап: приветствие, актуализация знаний детей о русском народном костюме, загадывание загадки про матрёшку.

2. Основной этап : сюрпризный момент (герои сказки), беседа о русской народной игрушке, об элементах костюма, особенностях матрёшки, динамическая пауза, продуктивная деятельность.

3. Заключительный этап (подведение итогов): обобщение проведенного НОД, общая и поименная оценка детей в виде анализа, раздача подарков.

Методы и приемы организации НОД:

Словесные методы обучения: художественное слово – загадка, вопросы к детям, напоминание, подсказ, обобщение воспитателя, поощрение, диалогическое взаимодействие (вопросы, указания, педагогическая оценка).

Наглядные методы обучения: демонстрация презентации, игрушек (матрёшки)

Использование ИКТ: работа с мультимедийной презентацией, аудиоматериалами.

Игровые: сюрпризный момент – герои сказки

Практические методы: развитие моторики, имитационные движения.

1. Звучит русская народная мелодия. Педагог в русском народном костюме входит в группу

Воспитатель: Здравствуйте ребята.

Воспитатель: Посмотрите, какой у меня сегодня красивый костюм. А вы знаете, что русские женщины в старину ходили с покрытыми головами? Повязывали красивые платки и носили длинные сарафаны, вот такие, как у меня.

Дети: высказывают свое мнение, размышляют.

Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки?

Воспитатель: Сегодня я хочу вам рассказать новую сказку, а вот о чем она, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может, три, а может, шесть.

Дети: Матрешка (хором)

Воспитатель: Молодцы! Отгадали загадку. А теперь садитесь на коврик, слушать сказку ладком. Чур, сказку не перебивать. А кто ее перебьет, тому комар в рот попадет.

Звучит русская народная музыка. Дети садятся на ковёр рядом с воспитателем. На столе, возле воспитателя стоят игрушки (герои сказки) и ширма.

Воспитатель: Давным-давно в одном царстве-государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать. Однажды задумал он сделать для детей необычную игрушку — куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще. Яркими красками разрисовал он куклу, одел в нарядное платьице. Веселая получилась куколка, смешная. И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал ее русским именем Матрёна, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее звали. С той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась русская матрёшка. А вы хотите увидеть этих матрёшек? Я приглашаю вас в музей деревянной игрушки.

(Дети подходят к столу, где выставка деревянных игрушек-матрёшек)

Дети: высказывают свое мнение, размышляют.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек! А вы знаете, что в каждой стране есть свои сувениры (подарки на память родственникам и друзьям). И в нашей огромной стране, кто из вас знает, как называется наша страна?

Воспитатель: Правильно, ребята, в России тоже есть свой сувенир. Как думаете, какой? Дети: Матрёшка

Воспитатель: Люди из других стран, когда приезжают в Россию, обязательно на память о ней покупают матрёшек, потому что все эту куклу делают только в России.

Дети: высказывают свое мнение, размышляют.

Воспитатель: (обращаясь к матрёшке) Ой, ты барышня – матрешка, разноцветная одежка. Знает весь огромный мир этот русский сувенир.

Работа с презентацией.

Воспитатель: А сейчас я расскажу про секрет куклы-матрёшки.

Воспитатель: Матрёшка раскрывается.

Интересно, что же там?

Дети: Там еще одна матрешка,

Воспитатель: Улыбается, смеется,

Хоть и жаль ее ломать,

Будем дальше разбирать.

Разбираем и считаем

Дети: Раз, два, три

Воспитатель: Ребята, так какой же секрет у нашей русской народной игрушки – матрёшки?

Дети: высказывают свое мнение, размышляют.

Воспитатель: Из чего сделаны матрешки?

Воспитатель: Значит, какие они?

Воспитатель: Молодцы, конечно деревянные. Сначала из дерева делают фигурки, затем фигурки расписывают.

Воспитатель: Какие они становятся?

Дети: Нарядные, красивые, цветные, яркие

Воспитатель: У каждой матрешки на голове платочек, яркий сарафан, праздничный фартук. Хотите рассмотреть внимательно узоры на одежде матрёшек.

Воспитатель: Какие общие элементы (рисунки) вы видите?

Дети: Цветы, ягодки, листики.

Воспитатель: Были такие матрешки раньше самой любимой игрушкой у всех ребят. Да как же иначе? Матрешки – куклы веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать! Вам тоже хочется танцевать?

Динамическая пауза. Исполняется песня-танец «Мы — веселые матрешки»

(муз.Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой)

Продуктивная деятельность. Расписывание матрёшек.

Воспитатель: Ребята, а ведь у наших матрешек есть подружка, только она не деревянная, из чего же сделана эта матрешка?

Воспитатель: Значит, она какая?

Воспитатель: Ребята, посмотрите на эту матрешку, почему она такая грустная? Сравните её с деревянной, чем они отличаются?

Дети: Матрешка не нарядная, не украшен платочек, сарафан.

Воспитатель: Скажите, а как мы можем ей помочь? Что нужно сделать, чтобы бумажная матрешка стала нарядная, красивая, как её деревянная подружка?

Дети: Раскрасить её

Воспитатель: Молодцы! Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки! Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров. Пройдёмте в ваши мастерские, и там каждый украсит цветами и узорами свою матрёшку.

Дети садятся за столы, на которых лежат бумажные матрешки.

Слайд 8. (музыкальное сопровождение).

Воспитатель: Мастера, скорей за дело, украшай матрешек смело, составляй любой узор,

чтобы радовал он взор.

У каждого из вас есть ватные палочки, ими мы и будем расписывать матрёшку. Сначала украсим платочек, нарисуем на нем горошинки. А теперь украсим фартук. Нарисуем на нем цветочки и листики.

Напоминает об аккуратности в работе с краской, о назначении салфетки. Дети опускают в гуашь ватную палочку и ударяют ею по бумаге, держа вертикально. Она «танцует», так же, как и веселая матрешка

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, мы смогли развеселить матрешек?

Воспитатель: Почему вы так решили?

Дети: Потому, что наши матрешки стали нарядные, разноцветные, расписные.

Воспитатель: Матрёшки получились очень красивые. Ах! Да разве может всем нам не понравиться русская матрешка — русская красавица.

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы (общая и поименная оценка детей в виде анализа, т.е. молодец потому что громче всех отвечал, не выкрикивал, руку поднимал, красиво сложил камешки, замечательно танцевал и т.п.)

Мы сегодня с вами узнали про замечательную русскую народную игрушку, услышали замечательную сказку, как сделали матрёшку, внимательно рассмотрели наряд этой нарядной куклы и стали мастерами. Вам понравилось?

Дети: Да, понравилось!

Воспитатель: А что больше всего понравилось?

Дети делятся впечатлениями

Воспитатель: Мне тоже очень понравилось с вами, вы очень веселые, внимательные, дружелюбные и умненькие дети и сейчас я хочу подарить вам маленькие подарки (сладкие сувениры в виде матрёшек)!

Дети: Ура, спасибо!

Воспитатель: Теперь давайте попрощаемся.. До свидания, ребята!

Роль народной игрушки в воспитании дошкольника..

Игрушка для ребенка — не просто забава, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный и сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины. Игра, в которую дошкольник включает манипуляцию теми или иными игрушками, это лучшая школа морали в действии (А.Н.Леонтьев). Можно сколько угодно объяснять ребенку «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь игра способна через эмоциональное сопереживание, через постановку себя на место другого научить его действовать в соответствии с нравственными требованиями.

В этой связи велика роль именно народной игрушки. Самая основная, сильная сторона сюжетной народной игрушки, которой она обращена к ребенку, состоит в условности ее изображения. Условность изображения опирается на предельную отработанность тех средств и способов, которыми создается игрушка. Будет ли это изображение коня, птицы, человека — все решается традиционно выработанным, выверенным веками способом. В результате в игрушке остро выступает задуманное. Подробности дополняются воображением; эта игрушка рождает детскую фантазию, а вместе с ней и детскую игру. Взрослые, может быть, хотели видеть в игрушке нечто другое, но ребенка привлекает именно ее предельная простота и ясность. Эта простота линий и цвета проявляется и в дымковских «конюшках» и «баранах», и в алтайской глиняной «Катюше». А Загорская, чудесно раскрашенная птица с пищалкой — это ли не чудо простой мудрой радости, которой так не хватает современному, измученному компьютером и чуждыми для русской души американизированными игрушками, ребенку? Известно, что игрушка — часть культуры народа, лишив которой ребенка, мы лишим его важной составляющей части его личности: национального самосознания, патриотизма.

В.Я.Соловьев отмечал пластичность и многогранность русской народной игрушки, как инструмента народной педагогики. Смысл ее в следующем:

  • — введение ребенка с первых дней жизни в осязательное соприкосновение с природой при помощи натуральных материалов — глины, дерева, ткани;
  • — освоение через игрушку бытия конкретного этноса, прямое введение его в культуру с ее устойчивыми предпочтениями, становление ребенка в качестве сына или дочери своего народа;
  • — формирование в мальчике необходимых черт хозяина, кормильца, а в девочке — матери, воспитательницы, хранительницы домашнего очага и родовой традиции, мастерицы;
  • — активное вовлечение в непрерывную традицию народного творчества путем непосредственного участия в создании игрушек с самого малого возраста (с 2-3 лет);
  • — воспитание творческого отношения к миру как наиболее продуктивного;
  • — ориентация на высшее качество, так как народная игрушка всегда – подлинник и, как правило, маленький шедевр.

Нельзя не отметить и те поразительные по своей гармонии цвета и их сочетания, используемые в народной игрушке. Здесь вы не встретите тех ужасающих, кричащих оттенков, которыми обладает зачастую современная «антиигрушка». Ведь народные умельцы выбирали цвет для игрушки, руководствуясь мудростью природы. Тут вы увидите зелень травы, яркость синего неба, сияние желтого солнечного света и т.д. Ребенок, играя с народной игрушкой, имеет возможность знакомиться с цветовыми эталонами. Благодаря чистым, сочным, ярким окраскам, тщательной отделке поверхности, выдержанности формы эти игрушки воспитывают вкус, развивают зрение, осязание. Ни для кого не секрет, что цвет также обладает психотерапевтическим свойством и способен излечивать различные виды заболеваний. Поэтому народная игрушка помогает не только освоить цветовой ряд малышам, но и справиться с такими нежелательными проявлениями, как агрессия, страхи, расторможенность и т.п. Беседуя с детьми о том, «какая по характеру народная игрушка?», дошкольники определяют ее как «добрая, красивая, нарядная, ласковая, веселая, сказочная» и т.д. Выводы, как говорится, излишни.

Я думаю, что если бы «живая» народная игрушка попала к детям в повседневный быт, то они охотно приняли бы ее в свои игры. Ведь многие из существующих ее образцов просто не доходят до них. Время диктует перевод народной игрушки на более массовое производство, что сделало бы ее более доступной для малышей.

Говоря о дидактической составляющей народной игрушки, нельзя не отметить игрушку – вкладыш, ярким образцом которой является матрешка. Игры с такой игрушкой заставляют ребенка активно действовать: вкладывать, расставлять, переставлять. Так как принцип убывающей величины в игрушках строго выдержан, то ребенок не может обойти его при вкладывании их друг в друга и даже при простой расстановке в ряд. В конце концов он дает правильную гамму величин. Бирюльки – образец искуснейшей работы – представляют прекрасный педагогический материал для игр, упражняющих ребенка в развитии мышц руки, глазомера, а также воспитывающих настойчивость в достижении поставленной цели.

В народной игрушке ярко выражено стремление порадовать, повеселить ребенка. Выделяется забавная игрушка, радующая детей свистом, писком, действием. На вопрос, предложенный вятской художнице-игрушечнице Е.А.Кошкиной о том, чем руководствуется она при создании игрушек, она отвечает: «А вот смотрю, чем бы ребятишек позабавить, да потешить… да и придумаю». И выходят из ее рук резвые кони с наездниками, свинки со стоящими на их спинах зайцами и другие забавные игрушки-свистульки. Игра – забава с такой игрушкой не перейдет в озорство или, того хуже, в хулиганство, но напротив, разовьет в ребенке чувство юмора, жизнерадостность, что особенно важно для застенчивых, склонных к унынию детей. Разноголосые пищалки, свистульки разовьют в ребенке музыкальность, слуховосприятие, внимание.

Нельзя не остановиться на игрушке-самоделке. Речь идет об игрушке, которая делается самими детьми или взрослыми – будь то воспитатель в детском саду или родители, бабушки и дедушки. Мастерство такой игрушки связано с определенными местными традициями в выборе материала, приемами изготовления. В одной местности наибольшей популярностью пользуются тряпичные куклы, в другой – из соломы, бабки, городки и масса других игрушек. Здесь прекрасен сам факт совместного творчества с ребенком, пусть даже роль его в процессе изготовления будет незначительна. Как ценно почувствовать тепло родительской ласки, заботы взрослого о малыше через игрушку. Игрушка-самоделка настойчиво напоминает нам, что, кроме компьютеров, сверхскоростей и изысков современной цивилизации, есть высокая простота жизни человека в гармонии с миром природы и согласии с Богом. И что это то и есть необходимая и настоящая основа для полноценного человеческого бытия на земле. Изготовление игрушек из подручных природных материалов всегда было делом семейным: мужчины и женщины в свободное от полевых работ время лепили, точили, красили детскую игрушку, привлекая к этому труду своих детей – так с ранних лет приучали их к усердию и терпению. Ярким примером такой игрушки является наша Алтайская игрушка. Отличается она простотой формы, незатейливым окрасом. Она никогда не делалась для продажи в отличие от ярких, ярмарочных Дымковских кукол. Алтайская кукла – это простая, но не лишенная стати и красоты труженица в простом сарафане и с длинной косой.

В русском крестьянском быту куклы иногда делались очень просто: какая-нибудь тряпочка или сильно поношенный головной платок свертывались в скалку, перетягивались ближе к одному концу ниткою, чтобы отделить голову от туловища, затем на туловище накидывался какой-нибудь пестрый лоскут, заменяющий костюм, — кукла была готова. Специалисты считают, что самая лучшая кукла – самая простая, без лица. Она может смеяться, плакать, быть похожей на маму или саму девочку. И ребенок может додумать те или иные ее повадки, характер.

У мальчиков могут быть и сегодня, как встарь, свои куклы-забавы – бойцовые куклы. Главное в бойцовой кукле – крестовина, основа «бойца». К концам привязывают кулаки побольше, которыми «боец» размахивает. Кулаки и голова отличаются только размерами, хотя изготавливаются одинаково: в узелок завязывается комок ваты. Кулаки получаются большие, но бьют не больно. Можно самим придумать костюмы и лица – но только обязательно веселые. Это уж точно не вызовет агрессии и ночных страхов, как после общения с такими «невинными трансформерами», как человек-машина, человек-чудище, человек-робот и т.п.

Народная игрушка приносит радость современному ребенку еще и потому, что она во многом схожа с творчеством самих детей. В восприятии ребенка фантазия преобладает над разумом, наивные представления – над опытом и фактами, которых у него мало. Поэтому изображение получается условным, он подчеркивает характерные черты изображаемого. Неживое часто смешивается с живым, одухотворяются предметы, очеловечиваются животные. То же самое происходит в народном творчестве. Только все эти образы закреплены в традиции, они не случайны, но выверены временем, как уже говорилось ранее. Чувство новизны у зрелых мастеров воплощено в традиционных образах изделий, которые отражают не только их живой интерес к миру, но и мировосприятие их предшественников. Такая близость народного и детского искусства формирует чуткое отношение к прекрасному, способствует становлению гармонично развитой личности.

Кроме того, народная игрушка воспитывает стремление к добру и правде, любовь к красоте. Являясь поэтическим отображением природы (через материал и созданные образы), она способна ослабить вредные последствия удаленности от природной среды у детей больших городов. Таким образом, обращение к народному искусству через игрушку способствует предупреждению нежелательных форм поведения у ребенка, а также гармоническому развитию всех дремлющих в нем сил и наклонностей.

Народная игрушка в детском саду.

Галина Реброва
Народная игрушка в детском саду

«Детство – это незабываемое время в жизни каждого человека…».

В дошкольном возрасте усвоение новых знаний происходит в игре. Всем известно, что игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. Ребенок, увлеченный игрой, не замечает того, что он не только играет, но может ориентироваться в окружающем мире, знакомится с чем-то новым и ранее неизвестным. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре происходит решение собственных задач.

Вот поэтому игрушка в игре имеет большое значение для обучения и развития ребенка.

Прежде чем отобрать игрушки для игры, очень важно для нас, родителей и педагогов, знать какую положительную или отрицательную ценность несет в себе та или иная игрушка. В настоящее время изобретено большое разнообразие игрушек, способных не только развивать наших детей, но и нарушать ход нормального психического развития ребенка, и мы, педагоги, часто задумываемся над этим, нам очень важно знать, какие игрушки находятся рядом с нашими детьми.

Чем старше становятся дети, тем чаще слышишь от них о компьютерных играх, современных электронных игрушках. Но, несмотря на значительное место, занимаемое игрушкой заводского изготовления, произведения народных мастеров- игрушечников России, выполняемые из традиционных материалов – дерева, ткани и глины – вызывают большой интерес у современных детей, особенно старшего дошкольного возраста. Сегодня возрождается интерес к русскому народному творчеству. Взрослые все активнее приобщают детей к национальной культуре. Приобщение к ней детей является средством формирования у них патриотических чувств.

Большую радость приносят детям всех возрастов русские народные игрушки и игры с ними. Начиная с младших групп детского сада, мы знакомим детей с этим видом народного промысла. Дети осваивают отдельные элементы, а далее технику росписи и начальные этапы лепки народной игрушки, с удовольствием разрисовывают также и заготовки – силуэты, лепят и расписывают готовые фигурки, регулярно выставляются детские работы на выставки. Постепенно подводим детей к осмыслению понятия «народная игрушка», знакомим с историей возникновения и мастерами, создававших ее, с техникой выполнения.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем.

Приобщение детей к народной культуре, воспитание гордости и преданности родному краю возможно через ознакомление с промыслами своих предков, с народной игрушкой. Расписанная декоративными узорами, сочетающими в себе определенный ритм, счетность, симметрию. Сделанная полностью из природных материалов, она являет собой неразрывную связь человека и природы. Ничто не может сравниться с самобытной народной игрушкой. Для промыслов народных умельцев характерен ряд черт, который позволяет делать народные матрешки, дергунчики, каталки легко узнаваемыми, тряпичные игрушки и из талаша.

Городецкая деревянная игрушка богата сюжетами, персонажами. Живые краски, простой, сродни детскому орнамент, выразительность формы, придают игрушке неповторимость.




Дымковская глиняная игрушка — это соединение четких форм, простоты сюжета и живой росписи.

Матрешка актуальна во все времена. Она привлекает не только яркой росписью и неповторимостью лиц, но и игровым элементом. Матрешки семеновские, загорские и полхов-майданские одеты по крестьянской моде: платок, расписной сарафан, полушалок, передник.

Гжельские изделия сделаны из белой глины и расписаны широкими голубовато-синими мазками.

Хохлома вобрала в себя всю красоту и богатство нашей природы.



В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Кукол дарили друг другу даже в знак любви и дружбы. К началу 19 века русская кукла окончательно стала игрушкой для ребенка. Когда дети узнали об истории создания народной куклы, в группе начался процесс изготовления кукол своими руками. Здесь были и куклы-пеленашки, и куклы-кувадки, куклы-пасхальницы и пасхальные зайцы, игрушки из талаша.




Детям так понравилось узнавать все новое, что они с большим удовольствием продолжали знакомиться с другими видами народных игрушек.

Перед взрослыми стоит задача развивать у детей устойчивый интерес к произведениям искусства, к традициям, обычаям, быту; знакомить с различными игрушками, начиная от старинного оберега и заканчивая современной игрушкой, а также с их историей и с процессом изготовления игрушек собственными руками; прививать детям любовь, эстетический вкус и бережное отношение к игрушке. Ведь не зря говорят: «Пока живы народные традиции и обычаи народа, жив народ». Совместная работа педагогов, детей и родителей поможет выполнить поставленную задачу и еще больше сплотить коллектив группы.

Проект «Русская народная деревянная игрушка матрешка» «Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики».

Методическая разработка «Русская народная песня в детском саду» Что означает современный подход к вокальному развитию ребёнка? На мой взгляд, это понимание и приятие его индивидуальных особенностей в.

Интегрированное занятие в 1 младшей группе Матрёшка-народная игрушка. Программное содержание: знакомить детей с народными промыслами России, материалом игрушки. Развивать тактильные ощущения, умение рисовать.

Конспект занятия «Народная игрушка» Конспект- занятия на тему : «Народная игрушка» Технологии: 1 Развивающие 2 Здоровьесберегающие 3 Информационные 4 Коммуникативные 5 Игровые.


Краткосрочный проект «Народная игрушка» Выполнила: воспитатель Романенко Е. А. Паспорт проекта Тип проекта – познавательно-творческий По предметно-содержательной области –,художественно.


Краткосрочный проект «Народная игрушка» Краткосрочный проект в аллергической группе на тему: «Народная игрушка». Актуальность. Знакомить детей с народной игрушкой, развивать.


Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет) Участвуя в конкурсе традиционной русской народной игрушки «Забытая старина» мы более тесно прикоснулись к русской истории, к народным традициям,.

Проект «Русская народная игрушка — матрешка» проект «Русская народная игрушка — матрешка» Первая младшая группа. Воспитатель: Дмитриева Н. В..


Русская народная игрушка «Есть у нас одна игрушка, Не лошадка, не Петрушка. Алый шёлковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А.

Конспект занятия «Народная игрушка Дона» Тема: «Народная игрушка Дона». Цель: Формирование познавательного интереса к истории и традициям народной игрушки. Задачи: 1. Содействовать.

Конспект на тему «Народная игрушка».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №7 «Золотая рыбка»

Разработчик: Щукина С.В.

Название проекта: « Народная игрушка!».

Автор проекта: Щукина Светлана Викторовна-воспитатель младшей группы

Вид проекта : Ролевой-игровой.

Продолжительность проекта: Краткосрочный.

Срок реализации: 27.11.2017-18.12.2017г

Участники проекта: Дети младшей группы, воспитатели группы, родители воспитанников и специалисты.

Краткая аннотация проекта:

Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы , внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трёх и более. Обычно они имеют форму в виде яйца с плоским донцем и состоят из двух частей: верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и платке. В наше время темы для росписи разнообразны: это сказочные персонажи, девушки, а также семьи. Стали нередки и матрёшки пародийного характера с изображением политических деятелей.

Сравнительно недавно стала набирать популярность матрёшка с изображением портрета на ней — портретная матрёшка.

В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь.

Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков.

Анкетирование показало, что 90% родителей (законных представителей) покупают детям современные игрушки (барби, машинки, роботы, и т. д.) – народные игрушки – 10%.

Таким образом, можно обозначить проблему: народные традиции утрачивают свое значение, дети не играют в народные игрушки и не знают их.

Поэтому, если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств. Следует отметить, что народная игрушка несет в себе педагогическую ценность в процессе развития дошкольников практически всем видам детской деятельности. С помощью народной игрушки решаются задачи духовного воспитания, социальной адаптации в среде сверстников и взрослых, происходит включение в традиционную культуру русского народа с принятыми в нем ценностями, представлениями о праве, красоте, пользе, нравственных идеалах и этических нормах.

Каждая девочка любит играть в куклы, да и многие взрослые женщины не отказались бы вернуться в детство. Не зря на Руси существовало поверье: «Чем дольше девочка играет в куклы, тем счастливее она будет».

Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. Вначале кукла защищала от болезней, несчастий и всяких злых духов. Она как бы заменяла собой человека, отвлекала на себя злые силы и тем самым берегла своего хозяина. Так ее и звали — оберег или берегиня. Если человек желал избавиться от какой-либо напасти, он брал куколку-берегиню, трижды поворачивал против часовой стрелки и приговаривал: «Отвернись злом, повернись добром». Куклы были самые разные, но одно у них было общее: у славянских кукол не было лица!

Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.

Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки, довольно часто носились как талисманы.

В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.

Снижение интереса к созданию игрушки (в сравнении с физическим, умственным и эстетическим развитием личности) со стороны родителей и воспитателей

-Знакомство с народным творчеством на примере народных игрушек

-Знакомство с устным народным творчеством (песенки, потешки и др.)

-Формировать представления детей о русской народных игрушках: Неваляшка, Петрушка, Матрёшка, Дымковская игрушка.

-Способствовать развитию произвольной памяти и избирательности при выборе народной игрушке к определённым игровым ситуациям.

-Воспитывать интерес и бережное отношение к народным промыслам.

-Имеют представления о Неваляшке, Петрушке, Матрёшки, Дымке.

-Бережное отношение к окружающим предметам

-Использование потешек в определённых жизненных ситуациях

Материальное оснащение проекта:

Помощь родителей для приобретения призов участникам конкурса.

1 этап — подготовительный

На этом этапе было проведено анкетирование родителей. Цель: выяснить знания о народной игрушке, о значение ее в воспитание ребенка.
Родителям были предложены анкеты на тему «Как мы играем с ребенком» и «Игрушки в жизни малыша». Анализ анкетирования показал, что современный родитель ориентирован на игрушки западных стран. Они приобретают игрушки по желанию и требованию своих детей. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки.. Всего 5 % родителей приобретают народные игрушки (матрешки, дудочки, свистульки), никто из родителей не изготавливает

игрушки сам для своего ребенка, многие отметили что у них нет знаний и фантазии для изготовления игрушек самим .

2 этап — основной

Работа с детьми:

Виды деятельности, формы и содержание работы.

-Участие родителей в проекте. Выставка поделок руками родителей и детей «Народная игрушка».

-Заинтересованность детей темой «Народная игрушка». Проявление их

-Принесение детьми из дома своей литературы о народных игрушках для чтения.

-Самостоятельно разукрашенные рисунков (разукрашенные с силуэтами народных игрушек).

-Консультация для родителей «История происхождения народной игрушки.

-Мастер класс для родителей, «В какие игры можно играть с народными игрушками».

-Д/и «Разложи и собери матрешек вместе». «Сложи картинку»

-Разучивание танца «Мы веселые матрешки».

-Картотека пальчиковых игр, стихов, физминуток, песенок, загадок, для детей связанных с темой.

-Рассматривание с детьми иллюстраций с разновидностями игрушек.

-Игровые ситуации по конструированию «Домик для матрешки».

-Театральные представления по теме «Народные игрушки»

-Сюжетно ролевая игра: «Праздник у Неваляшки»

-Экскурсия в горницу.

3 этап — заключительный этап

Итоговый и заключительный этап, на котором были

1.Отслежены результаты работы;

2. Организована выставка;

3. Оформлен альбом «Моя любимая игрушка»;

4. Оформлена папка-передвижка.

5. Создан мини-музея «Народная игрушка»

В ходе реализации данного проекта достигнуты определённые результаты:
1. создана предметно – развивающая зона «Наши игрушки»;
2. сформированы устойчивые знания и интерес к происхождению куклы;
3. создан устойчивый интерес к бережному отношению игрушки;
4. сделаны игрушки для обыгрывания в театре своими руками;
5. установились партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения проекта
6. в своих играх дети стали больше использовать народную игрушку,

— изучение литературы и обобщение полученной информации;

Цель: Расширить знания о содержании и значимости народного творчества для жителей города. Закрепить и пояснить, чем полезно народное творчество.

-организовать конкурс рисунков-совместный проект родителями «Будущее народного творчества»

-Отчетное занятие «Прекрасные игрушки»

-Загадки о игрушках

Итог : Закреплять представление о народном творчестве, установление доверительных детско-родительских отношений, заинтересованность родителей в сотрудничестве, выставка совместного творчества.

Деятельность родителей в организации проекта:

-Консультации, индивидуальные беседы, оформление папок-передвижек;

-Совместные мероприятия и открытые просмотры занятий, представлений.

-Помощь в пополнении предметно-развивающей среды игрушками: матрёшек, Ванькой-встанькой, петрушкой, неваляшкой, дымковскими и филимоновскими игрушками; иллюстрациями с изображением игрушек.

-Чтение и разучивание с детьми дома стихов об игрушках

Деятельность воспитателя в реализации проекта:

-разработка конспектов НОД, организация экскурсий, подборка художественной литературы

-оформление выставок детских работ

-разработка домашних заданий для детей и родителей

-разработка консультаций памяток для детей и родителей.

Результаты реализации проекта

В результате реализации проекта: «Народная игрушка », мы добились большого значения для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных вопросов и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества. Конечным этапом является презентация проекта. Показ результата проделанной работы по теме проекта можно провести в виде развлечения, театральной постановки, выставки работ, лепбука и др. Большое значение здесь приобретает самоанализ работы детьми, показ приобретенных знаний и возможностей. На каждом этапе проекта происходит взаимное общение между детьми, воспитателями и родителями. Общение способствует улучшению взаимоотношений между участниками проекта, развитию коммуникативных навыков детей, формированию нравственных принципов. За счет возможности презентовать свой проект, ребенок имеет возможность получить наслаждение и удовлетворенность от проделанной работы.

СТИХОТВОРЕНИЕ О НАРОДНОЙ ИГРУШКЕ

Adblock
detector