Народные игры детсад

Журнал Педагог.

Автор: Богатая Ирина Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад 4
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: РУССКИЕ – НАРОДНЫЕ ИГРЫ В ДЕТСКОМ САДУ
Дата публикации: 23.01.2017
Раздел: дошкольное образование

РУССКИЕ – НАРОДНЫЕ ИГРЫ В ДЕТСКОМ САДУ

Богатая Ирина Николаевна
педагог дополнительного образования ГБДОУ детский сад № 4 Санкт-Петербург

Народные игры в детском саду — не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Активная творческая деятельность, заключенная в игровые рамки, развивает в ребенке массу положительных качеств, таких как сообразительность и ловкость. О веселье и детском задоре, присутствующих при их проведении, говорить излишне. Еще один положительный момент заключается в удовольствии, с которым даже самые строптивые дети начинают посещать учреждение. Конечно, ведь здесь с ними играют! Играя, ребёнок познаёт окружающий его мир. Разучивая и используя в играх, хороводах фольклорные тексты и песни, он наполняет их конкретным содержанием применительно к игровым ситуациям. Познаёт ценности и символы культуры своего народа. Игра учит ребёнка тому, что он может сделать ,и в чём он слаб. Играя, он укрепляет свои мускулы, улучшает восприятие, овладевает новыми умениями, освобождается от избытка энергии, испытывает различные решения своих проблем, учится общаться с другими людьми. Игра — уникальный феномен общечеловеческой культуры. Ребёнок получает через игру разнообразную информацию о мире и о себе от взрослых и сверстников. «Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с
удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать”, – пишет в своей книге «Русские народные игры и их классификация» А.А. Таран. Показательно также создание народом множества разновидностей и вариантов любимой игры, включение ее в традиционные праздники, обряды, битовой уклад, в песенное, изобразительное и другое творчество, во фразеологию родного языка (как вошли бабки, бирюльки, волчок, кубарь, прятки, жмурки и т.п.), в другие стороны традиционно-бытовой культуры. Безусловно, здесь имеется в виду положительное, одобрительное отношение народа к игре, так как есть игры очень распространенные и часто всеми упоминаемые, но осуждаемые народным мнением, как, например, азартные картёжные игры. Вершиной народного признания является такое положение, когда говорят уже не просто об игре данного народа («русская игра»), а о подлинно народной, всенародно признанной игре («народная русская игра», «‘любимая игра, русского народа», «русская удалая игра» и другие ярко эмоциональные эпитеты). Русская народная культура чрезвычайно богата играми: самовыражения скоморохов, гусляров, петушиные бои, кукольный Петрушка, медвежья травля, лошадиные бега, хороводы, кулачные бои, состязания на кнутах, подвижные забавы и есть универсальная форма поведения человека. Поэтому народные игры в детском саду являются неотъемлемой частью поликультурного, физического, эстетического воспитания детей. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались
мальчишки и девчонки за околицей, водили хороводы, пели песни, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости. Зимой развлечения носили другой характер: устраивались катания с гор, игры в снежки, на лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Весёлые подвижные народные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, салочек, ловишек ! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом так же, как сказки и песни. И мы, и наши дети любят играть в русские народные подвижные. В русских народных играх отражается любовь народа к веселью, движениям, удальству. Есть игры — забавы с придумыванием нелепиц, со смешными движениями, жестами, «выкупом фантов» Шутки и юмор характерны для этих игр. Русские народные игры ценны для детей в педагогическом отношении: они оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребёнка. В чём же преимущество использования русских народных подвижных игр? Народные игры помогают усваивать знания, полученные на занятиях: например, чтобы закрепить представление о цветах, оттенках мы с детьми играем в игру «Краски». Детям игра очень нравится. В ней присутствует своеобразие игровых действий: и диалогическая речь, диалог «монаха» и « продавца», прыжки на одной ноге и стихотворный текст. В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками. Считалок и зазывалок дети знают множество. И, заучивая их наизусть, мы не только прививаем любовь к русскому творчеству, но и развиваем детскую память. Внимание — необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой и познавательной. Между тем, внимание у дошкольников, как правило, развито слабо. И справиться с этой проблемой помогают народные
игры, так как в играх присутствует стихотворный текст, который направляет внимание детей, напоминает правила. Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности. Важным является то, что в подвижных народных играх воспитываются психофизические качества: ловкость, быстрота, выносливость, сила, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве. У русских народных игр есть свои признаки: это- считалки, заклички, припевки, небылицы-перевертыши. Познакомимся с каждым из этих признаком поближе.
Считалка
— это рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий с подчёркнуто строгим соблюдением ритма. Посредством считалок играющие делят роли и устанавливают очерёдность для начала игры. Главными особенностями считалок является то, что в основе их лежит счёт, и то, что по большей части они состоят из бессмысленных слов и созвучий. Это связано с древнейшим правилом запрета на счёт (боязнь потерять урожай, удачу в охоте). Восточные славяне знают запрет счёта. Это было большим неудобством, и люди придумали так называемый «отрицательный счёт: «ни раз, ни два», «ни три». В этой связи В. П. Аникин пишет: «Приглядываясь к искажаемым формам счета в считалках, невольно замечаешь, что видоизменение словесной формы числительных — общее правило для считалки: раз — ази, анзы, ранцы, разум, разин, азики и т. п.; два — двази, дванцы, дванчик и т. п.; первый — первички, первенцы, первенцики; второй, другой — другичники, другенцы, другенцыки» . Древний пересчёт с искажёнными обозначениями чисел весьма
естественно перешёл в считалку. Пересчёт в игре — имитация приготовлений взрослых к серьёзным жизненным делам. Со временем, кроме чисел, в неё были внесены новые, художественные элементы. Считалка стала игрой и забавой. Творцом сюжета считалок является не один ребёнок, а вся детская среда, которая создаёт особую субкультуру детства, даже если исполняет произведение в определённый момент один конкретный ребёнок. В главном ребёнок может повторять традиционный, устоявшийся, излюбленный сюжет, но может и внести туда изменения, отражающие интересы своего возраста и среды. Использование считалок позволяет установить очерёдность в игре, снять напряжение, поскольку «забавные слова», смысл которых неясен, а порой и смешон, увлекает детей, они сами начинают придумывать смешные выражения, а иногда и тексты. В отличие от культуры взрослых, где носителями канонических текстов, как правило, являются письменные источники или народные сказатели, детские фольклорные тексты (к которым, бесспорно, можно отнести и считалки) передаются от одной группы детей к другой. При этом носителем является не отдельно взятый ребёнок, а вся группа детей, как целостный социальный организм. Именно в группе сверстников ребёнок удовлетворяет свои потребности в общении, социальной апробации своего «Я», информации, юморе. Фольклорные тексты передаются от одного поколения детей к другому, но при этом каждый ребёнок способен наделить фольклорное произведение новым смыслом и содержанием. Вариативность, динамизм свойственны фактически всем компонентам детской субкультуры, в том числе и считалкам. Попросите детей рассказать, какие считалки они знают, помогите закончить их, подскажите новые, постепенно создайте возможность для «перехвата» инициативы самими детьми. Старайтесь не упустить возможность постоянно пополнять игровой багаж детей новой считалкой.
Заклички
— ещё один орнаментальный компонент народной игры, они относятся к группе фольклора, которая утратила своё значение в мире
взрослых и перешла к детям. Это обращения к явлениям неживой природы (к солнцу, дождю, радуге), которые в языческой Руси использовались для определённых земледельческих обрядов. Позднее эти обрядовые действия стали исполняться в детских народных играх, выполняя уже не религиозную, а ритуальную функцию. Чаще всего дети исполняют заклички хором, нередко они становятся игровыми припевками («дождик, дождик пуще, дам тебе я гущи…», «радуга-дуга, наклони свои рога…»). Именно заклички могут «украсить» любую народную игру, сделать её драматичнее, театральнее. Хор детских голосов, дружно выкрикивающий закличку, создаёт в группе хорошее настроение, побуждает к активному действию, заставляет детей подчиняться определённому игровому ритму. Игровыми
припевками
начинают игру, задают условие игры, связывают части игрового действия, нередко игровые песенки сочиняют сами дети. В качестве примера можно привести игру «Золотые ворота». Проходите, господа, открываем ворота, Перва мать пройдёт, Всех детей проведёт. Первый раз прощается, Второй раз запрещается. А на третий раз не пропустим вас. Дети, которые стояли с поднятыми руками «золотые ворота», на этих словах о пускают руки вниз и не пропускают цепочку детей. Словесные игры, к которым относятся
прибаутки и небылицы-

перевертыши,
традиционно считаются одним из самых трудных жанров для исполнения детьми. Каждый взрослый с детства помнит стихотворение К.И.Чуковского «Путаница» :
«Замяукали котята — надоело нам мяукать, мы хотим, как поросята хрюкать… Это стихотворение основывается на народной прибаутке-перевертыше: Облоухая свинья на дубу гнездо свила, Поросила поросят ровным счётом шестьдесят, Распустила поросят всех по маленьким сучкам, Поросята визжат, полетать они хотят.
Небылицы-перевертыши
— это особый вид песен-стишков, вызывающих смех нарочитым смешением всех реальных связей и отношений. Это откровенные игры-несуразицы. Они нравятся детям любого возраста, но уже шестилетний ребёнок способен не только «оценить» весь комизм ситуаций, но и проникнуться ритмом, поэзией устного слова и нередко придумать смешной ответ. Такие несообразности только оттеняют реальные связи. Юмор становится педагогикой. Для игры необходимы игровые аксессуары (костюмы, бутафория, атрибуты). Поэтому уголок «для ряженья» необходимо иметь в группе детского сада, это не только обогатит игровую деятельность детей, но и позволит полноценно организовать театральную деятельность детей. В народных играх дети активно используют игровой словарь, жестикуляцию, мимику, необходимую по условиям игр (закрыть глаза, отвернуться, произвести счёт), что придает ей эмоциональность, воздействуя на предчувствия, предугадывания, воображение, фантазию, что порождает ощущения удовольствия и счастья от игры. Все структурные элементы игры подвижны, они изменяются вместе с развитием игровой деятельности детей и они же изменяют сами игры. Русские народные подвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение – доставят детям удовольствие и радость, а не будут учебным занятием.
В народных играх отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. На разных этапах истории, у разных народов они помогают пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, развивать интерес к национальным традициям и обычаям. Откройте для ребенка мир народной игры! Список литературы: 1. Кенеман А.В., Осокина Т.И. «Детские народные подвижные игры», М., 1995 г. – 224 с. 2. Литвинова Т.И., «Русские народные подвижные игры», М., 1986 г. – 190 с. 3. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князева, М.Д. Маханева, Издательство «Детство — Пресс» 1998 г. – 125 с. 4. Развивающие игры, сказки, забавы для дошкольников: Методическое пособие Е.И.Якубовская, Н.В. Еремина СПб: 2008 г. – 276 с.

Народные игры детсад.

Русские народные подвижные игры – средство повышения эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста.

Проблема эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста является чрезвычайно важной, так как именно в этот возрастной период закладываются основы здоровья, гармоничного физического развития, приобретаются двигательные умения и навыки. Потребность в активных, разнообразных движениях является отличительной особенностью дошкольников. Упражнения и подвижные игры являются самыми универсальным и доступным средством развития двигательной сферы. Как писал в своих трудах: В. Н. Сорока- Росинский: « Без игры ребенок не может нормально расти и развиваться так же, как и нормальный взрослый человек не может существовать без труда. Игра для ребенка не забава, а естественное превращение духовных и физических сил в действия, в вещи» . Благодаря движениям и играм повышается общий жизненный тонус ребенка, возрастает работоспособность, выносливость, устойчивость к болезням.

Необходимо подбирать игры и упражнения таким образом, чтобы они соответствовали возрастным и психофизическим способностям дошкольников. Это отмечал в своих работах Ян Амос Коменский : «Совершенно неразумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могут усваивать, а в какой он только сам он желает» . Об этом же говорит и Кант: «Предметы, которым обучают детей, должны подходить их возрасту».

Эффективным средством разностороннего развития, где оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи решаются в комплексе и направлены на воспитание гармонично развитой личности, являются русские народные подвижные игры. Народные игры – традиционное средство педагогики, издавна в них отражали быт русских людей, их образ жизни, национальные устои, представления о мужестве, смелости, чести.

Велико воспитательное значение народных подвижных игр. К. Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. Народные подвижные игры способствуют не только эффективному физическому развитию и воспитанию дошкольников, но и выступают как средство духовного развития личности.

П. Ф. Лесгафт одним из первых предложил использовать народные подвижные игры в воспитании детей. Он обращает внимание на то, что в народных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей; считал народные подвижные игры ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него нравственных качеств – честности, выдержки, дисциплины, товарищества. По определению П. Ф. Лесгафта, подвижные игры являются упражнением, готовящим ребенка к жизни.

Несомненная роль народной игры в умственном воспитании детей. С ее помощью они познают окружающий мир, овладевают пространственной терминологией, учатся осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации, соблюдать правила игры; в процессе игры развивается внимание, мышление, воображение, память.

Подвижные игры способствуют развитию речи ребенка, с их помощью обогащается словарный запас, так как игры часто сопровождаются песнями, стихотворениями, считалками.

В играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма.

Ниже приводится небольшая подборка русских народных игр разной подвижности, направленных на развитие быстроты, ловкости, сноровки, внимания, координации речи с движением, инициативы, фантазии, воображения, чувства коллективизма, дружелюбия.

Инвентарь : детский стульчик, детская трикотажная шапочка бежевого цвета.

Группа детей делится на две команды. Команды становятся напротив друг друга на противоположных сторонах зала. Посередине между ними стульчик, на котором сидит выбранный по считалке водящий – это «пирог». На голову водящий надевает шапочку.

Все игроки начинают хором расхваливать «пирог»:

Вот он какой высоконький,

Вот он какой мякошенький,

Вот он какой широконький.

Бери его да ешь!

После этих слов играющие, по одному из каждой команды, бегут к «пирогу». Кто из них быстрее добежит до «пирога» и коснется его рукой, тот и уводит его с собой. На роль следующего водящего – пирога выбирается игрок из проигравшей команды, игра продолжается.

Инвентарь: 2 круглых носа из поролона ( d =5 см) на резинках, один нос красного цвета, другой синего, кусочек мела или 2 ленты – «липучки» (длиной 6-8 см).

На противоположных сторонах спортивного зала мелом или лентами — «липучками» обозначаются две линии. Играющие становятся за одной из линий.

По считалке выбираются два водящих: Мороз — Красный Нос и Мороз – Синий Нос. Они становятся в центре зала посередине между двумя линиями. По сигналу педагога они произносят:

Мы два брата молодые,
Два Мороза удалые!
Я — Мороз — Красный Нос,
А — Мороз — Синий Нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?!

Все дети хором отвечают:

Не боимся мы угроз,
И не страшен нам Мороз!

После слова «мороз» все игроки перебегают на противоположную сторону зала, стараясь как можно быстрее оказаться за второй линией, а водящие стараются их догнать и «заморозить» — дотронуться до кого-либо рукой.

Инвентарь : шелковая лента голубого цвета длиной 40-50 см.

Игроки становятся в круг в центре зала на небольшом расстоянии друг от друга (50-60 см), лицом в круг, они держат руки за спиной. По считалке выбирается водящий – «заря», он становится за кругом, в руках – ленточка. Водящий ходит по кругу за игроками, при этом говорит:

Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые —
За водой пошла.

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится – «зарей». Игра повторяется.

Примечание: 1. Бегущие не должны пересекать круг. 2. Игрокам запрещается оборачиваться назад, пока водящий выбирает, кому положить ленту на плечо.

В центре зала становится, взявшись за руки пара игроков – это водящие. Напротив них лицом к водящим в колонну по двое встают все остальные игроки. Водящие поднимают руки вверх, образуя «ворота», и произносят:

Первый раз – прощается,

А на третий раз –

В это время остальные пары игроков проходят под воротами и становятся сразу за водящими в колонну по двое, взявшись за руки. По окончании текста водящие опускают руки вниз, стараясь дотронуться до проходящей мимо них пары игроков. Если водящие успели осалить пару игроков, то осаленная пара становится новыми водящими; если водящие не успели – то они остаются водящими при повторении игры.

Инвентарь: детский стульчик, кусочек мела или лента – «липучка» длиной 6-8 см.

По считалке выбирается водящий – Бабка-ежка. Он садится на детский стульчик, поставленный на одной из сторон зала. Напротив Бабки-ежки на противоположной стороне зала за линией, обозначенной мелом или лентой-«липучкой», в шеренгу становятся все остальные игроки, взявшись за руки. Дети вместе с педагогом читают стишок, одновременно начинают подходить к Бабке-ежке:

Бабка – ежка, костяная ножка,

Нос крючком, волоса торчком,

Печку топила, кашу варила.

Испугала весь народ,

Пошла на лужайку –

По окончании чтения дети кричат: «Раз, два, три – лови!» Бабка-ежка поднимается со стула, бросается догонять детей. Дети убегают от водящего за линию. Кого поймает Бабка-ежка, тот становится следующим водящим.

Инвентарь: большой обруч (d =1 м), маска – шапочка ласточки, кусочек мела или лента «липучка» длиной 6-8 см.

На краю зала кладется большой обруч – это «гнездо ласточки», в нем располагается «ласточка» — водящий, выбранный по считалке. Остальные играющие – «пчелы» произвольно располагаются по всей площади зала. По сигналу педагога: «Пчелки, полетели за медом!» — дети бегают по залу, машут руками вверх-вниз, тихонько напевая:

На слова «Зум-зум-зум! Зум-зум-зум!» дети- «пчелы» приседают на корточки – собирают «мед».

«Ласточка» сидит в своем гнезде и слушает их песенку. По окончании песенки «ласточка» произносит:

Ласточка встанет, пчелок поймает!

С последним словом «ласточка» вылетает из гнезда и ловит «пчел». Пойманных «пчел» она уводит в свое «гнездо». Когда водящий поймает одного — двух игроков, игра останавливается. По считалке выбирается новый водящий, игра продолжается.

Инвентарь: 3-4 шапки, 5-6 головных платков, 3-4 шляпки, 3-4 кепки и т.п.(по количеству игроков в группе) – это «капуста», веревка длиной 5-6 метров.

В центре зала веревкой обозначается круг – это огород. Внутри круга раскладывается «капуста». По считалке выбирается «хозяин» огорода, он садится на ковер рядом с «капустой», остальные игроки располагаются за кругом, на небольшом расстоянии друг от друга. «Хозяин» вместе с педагогом начинает напевать песенку, изображая движениями то, о чем поет.

Я на камушке сижу

Хлопает ладошками по полу.

Мелки колышки тешу.

Мелки колышки тешу,

Выполняет руками скользящие движения вверх-вниз.

Огород свой горожу,

Постукивает кулачками друг о друга.

Чтоб капусту не украли,

В огород не прибежали

Волк и лисица, бобер и курица,

Хлопает в ладоши.

По окончании песенки играющие начинают быстро забегать в «огород», стараясь схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает, тот выбывает из игры. Игрок, который больше всех унесет «капусты», считается победителем.

Дети становятся в круг на небольшом расстоянии друг от друга. Ведущий, выбранный по считалке, по считалке, становится в цент круга. Перед началом игры все играющие хором с помощью педагога произносят закличку:

По чужой полосе,

Там чашки, орешки,

Как только игроки скажут последнее слово, они должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих движениями, смешными словами, жестами, мимикой. Если кто то из детей засмеется или произнесет одно слово, он считается проигравшим, игра останавливается. Выбирается новый водящий.

Народные игры в детском саду.

Совместная образовательная деятельность в средней группе. «Фольклорное путешествие».

Название: Совместная образовательная деятельность в средней группе. «Фольклорное путешествие» Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, … Читать далее Совместная образовательная деятельность в средней группе. «Фольклорное путешествие».

Сценарий развлечения для детей 5-6 лет «Рождественские колядки»

Название: Сценарий развлечения для детей 5-6 лет «Рождественские колядки» Номинация: Детский сад, Праздники, развлечения, … Читать далее Сценарий развлечения для детей 5-6 лет «Рождественские колядки»

Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста

Название: «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста» Номинация: Детский сад, Методические … Читать далее Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста

Сценарий развлечения для детей группы старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет), по традициям осеннего праздника Покрова и по мотивам русской народной сказки «Зимовье зверей»

Логопедический досуг в рамках недели «Игра и игрушка» «Народные деревянные игры-забавы»

Название: Логопедический досуг в рамках недели «Игра и игрушка» «Народные деревянные игры-забавы» Номинация: … Читать далее Логопедический досуг в рамках недели «Игра и игрушка» «Народные деревянные игры-забавы»

Сценарий народного праздника для детей 4-5 лет, летом «Здравствуй, лето красное!»

Сценарий праздника для детей 4-5 лет «Здравствуй, лето красное!» Автор сценария и стихов Булатова … Читать далее Сценарий народного праздника для детей 4-5 лет, летом «Здравствуй, лето красное!»

Комплексное музыкальное занятие (русские и чувашские традиции) в подготовительной группе «В краю ста тысяч песен, ста тысяч вышивок»

Сценарий развлечения на Масленицу в детском саду «Как на масленой неделе»

Название: Сценарий развлечения на Масленицу в детском саду «Как на масленой неделе» Номинация: Детский … Читать далее Сценарий развлечения на Масленицу в детском саду «Как на масленой неделе»

Сценарий осеннего праздника с элементами фольклора для детей 2 младшей группы

Цель: Приобщение детей к народным традициям посредством русского фольклора. Задачи: учить воспринимать музыку посредством … Читать далее Сценарий осеннего праздника с элементами фольклора для детей 2 младшей группы

Проект «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшей группы через ознакомление дошкольников с чувашскими праздниками с использованием элементов народного фольклора»

Конспект НОД на тему: «Народные промыслы Орловской области» (подготовительная группа)

Автор: Сумина Тамара Яковлевна Должность: воспитатель Место работы: МБДОУ «Детский сад №33 общеразвивающего вида … Читать далее Конспект НОД на тему: «Народные промыслы Орловской области» (подготовительная группа)

Русские народные игры

Как у бабушки Маланьи…………………………………………… 14

Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные – гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живет хозяин и гуси, на другой – живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:

-Серый волк под горой!

— Что он там делает?

— Ну, бегите же домой!

Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.

Правила игры. Гуси должны «лететь» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!»

Одному из играющих – жмурке – завязывают глаза, отводят его на середину комнаты и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают:

— Кот, кот на чем стоишь?

— Лови мышей, а не нас.

После этих слов участники игры разбегаются, а «жмурка» их ловит. Кого он поймал, тот становится жмуркой.

Правила игры. Если жмурка подойдет близко к какому-либо предмету, о который можно удариться, играющие должны его предупредить, крикнув: «Огонь!» Нельзя кричать это слово с целью отвлечь жмурку от игрока, который не может убежать от него. Играющим не разрешается прятаться за какие-либо предметы или убегать очень далеко. Они могут увертываться от жмурки, приседать, проходить на четвереньках. Пойманного игрока жмурка должен узнать и назвать по имени, не снимая повязки.

У медведя во бору

Медведь выбранный жеребьевкой, живет в лесу. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку:

У медведя во, бору

Грибы, ягоды беру!

Когда играющие произнесли последние слова, медведь, до сих пор дремавший, начинает ворочаться, потягиваться и неохотно выходит из берлоги. Но вот медведь неожиданно бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем.

Правила игры. Медведь выходит из берлоги только после произнесения последних слов зачина. Дети в зависимости от поведения медведя могут не сразу бежать в свой дом, а подразнить его песней.

Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки – краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали его хозяину, он приглашает одного из покупателей.

Если голубой краски нет, хозяин говорит: « Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!» Если же покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе.

Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок. Если покупатель не отгадал цвет краски, хозяин может дать и более сложное задание, например: «Скачи на одной ножке по голубой дорожке».

Правила игры. Хозяином становится покупатель, который угадал больше красок.

Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий – горелка.

Играющие на распев говорят слова:

Чтобы не погасло.

Гляди на поле, едут там трубачи

Погляди на небо:

Раз, два, не воронь,

А беги , как огонь!

После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется. Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди всей колонны, а тот, кто остался без пары, горит.

Правила игры. Горелка не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игроков сразу же, как только они пробегут мимо него.

Выше ноги от земли

Игроки бегают по площадке в разных направлениях. Выбранному водящему дается в руки флажок. Водящий поднимает флажок вверх и бегает вместе со всеми. По команде «Лови!» дети убегают и «прячутся» на любом возвышении (гимнастическая стенка, скамейка, турник и т.п.). Игроков, не успевших «спрятаться», водящий пятнает флажком.

Игроки, которых запятнали, остаются в игре. Отмечаются водящие, которые запятнали большее количество игроков.

Игроки – «козы» находятся на одной стороне площадки. В центре площадки параллельными линиями обозначен «ров», шириною 70-100 см. Водящий – «волк» стоит во рву. По команде «Козы – в поле, волк во рву!» козы перебегают на противоположную сторону, перепрыгивая через ров. Волк старается запятнать прыгающих коз. Игра повторяется 2 раза, затем выбирается новый водящий.

В прыжке отталкиваться одной ногой; волку нельзя выходить за пределы рва.

Игроки – «зайцы» стоят в «домиках» — обручах, расположенных на одной стороне площадки. По команде зайцы выпрыгивают из домиков и прыгают по площадке на двух ногах. Педагог в это время убирает один или несколько обручей. По звуковому сигналу зайцы прячутся в домики. Тот, кому не хватило домика, — бездомный заяц, он остается в игре. Игра продолжается 4-5 раз, отмечаются самые ловкие зайцы.

Прятаться можно в любой домик, два зайца в один домик спрятаться не могут.

Игроки перемещаются по площадке в разных направлениях (бегают, прыгают, шагают). По команде педагога «Рука-голова!» каждый игрок быстро находит себе партнера и кладет руку ему на голову. Отмечаются самые быстрые и внимательные пары.

Педагог может придумывать разные комбинации – «рука-рука», «спина-спина», «рука-нос» и др.

Игроки находятся на площадке, водящий – «Снежная королева» в стороне от игроков. По команде игроки разбегаются по площадке, а Снежная королева старается их догнать и запятнать. Тот, кого она коснулась, превращается в «льдинку» и остается стоять на месте.

При повторении игры из числа самых ловких игроков выбирается другой водящий.

Охотники и зайцы

Игроки – «зайцы» находятся в домике на одной стороне площадки, водящий – «охотник» стоит на противоположной стороне площадки. Рядом с водящим лежат снежки. Зайцы прыгают по площадке на двух ногах. По команде «Охотник!» убегают в домик, а охотник бросает в ноги зайцев снежки. По окончании игры подсчитывается количество пойманных зайцев и выбирается новый охотник.

Нельзя бросать снежки в туловище и голову игрокам.

Игроки находятся на одной стороне площадки, водящие – «Два Мороза», в центре площадки лицом к игрокам. Морозы говорят: «Мы два брата молодые, два мороза удалые!»

— «Я Мороз – Красный нос!»,

— «Я Мороз – Синий нос!»,

«Ну-ка, кто из вас решится, в путь дороженьку пустится?»

Дети хором говорят: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз!»

После этих слов игроки перебегают на противоположную сторону площадки, а водящие стараются их запятнать («заморозить»). По окончании игры подсчитывают количество «замороженных» игроков и выбирают новых водящих.

Перебегать с одной стороны площадки на другую, не толкаться и не мешать другим игрокам.

Коршун и наседка

Дети стоят в колонне по одному в сцеплении, положив руки на пояс впередистоящим игрокам. Первый игрок в колонне – «наседка», водящий – «коршун», располагается напротив игроков и старается запятнать позади наседки одного из «цыплят». Наседка не пропускает его, перемещаясь из стороны в сторону, не задерживая коршуна руками. Коршун выигрывает, если в течении установленного времени (30-40 с) ему удается запятнать игрока или если разорвется цепочка. Игра повторяется с новыми водящими.

Играют 8-10 человек, игроков можно разделить на 2-3 команды.

Участвуют две группы. Одна группа строится в круг – это «камешки», другая – «караси», которые «плавают» внутри круга. Водящий – «щука» находится в стороне от игроков. По команде «Щука!» водящий быстро вбегает в круг, а караси прячутся за камешки. Не успевших спрятаться карасей, щука пятнает. Пойманные караси временно выбывают из игры. Игра повторяется с участием другой щуки. По окончании игры отмечается лучший водящий.

Карасям нельзя трогать камешки руками.

Игроки двух команд строятся в 2 шеренги на противоположных сторонах площадки и образуют «плетень» (согнув руки скрестно перед грудью, держат за разноименные руки соседей справа и слева). По сигналу дети отпускают руки и разбегаются по залу в разных направлениях, а о команде «Плетень» строятся на своих местах, образуя плетень. Отмечается команда которая быстрее построится.

Очередность игроков в команде можно не соблюдать.

Игроки строятся в круг, берутся за руки. Водящие – «иголка» и «нитка» находятся за кругом. По сигналу иголка начинает убегать от нитки, пробегая «змейкой» под руками игроков, стоящих в кругу. Нитка, догоняя иголку, бежит в том же направлении. Если нитка догонит иголку, или нитка перепутает путь движения за иголкой, то выбирают новых водящих. Если нитка за 20-30 сек. Не смогла догнать иголку, то игра останавливается и выбираются новые водящие.

Если детей много, то можно составить 2-3 круга. Игрокам, стоящим в кругу, не разрешается трогать водящих руками и мешать им. Нитка должна бежать по тому же пути, что и иголка.

Пошла коза по лесу

Дети стоят в кругу взявшись за руки. Выбирается водящий — «коза». Водящий, стоя внутри круга, выбирает из играющих пару и выводит ее в круг.

Пошла коза по лесу,

По лесу, по лесу,

Нашла себе принцессу,

Давай, коза, попрыгаем,

И ножками подрыгаем,

И ручками похлопаем,

И ножками потопаем,

Дети вместе с водящим выполняют соответствующие движения. Слова песни можно пропевать.

Как у бабушки Ларисы

Все играющие становятся в круг, один из них – водящий – становится в центре круга. Играющие идут по кругу со словами:

Как у бабушки Ларисы

Было семеро детей.

Они ни пили, ни ели,

Все на бабушку глядели,

Разом делали вот так!

Игрок, стоящий в центре круга, принимает какую-нибудь необычную позу, остальные участники повторяют ее за водящим и замирают. Тот, кто первый пошевелится, выходит из круга. Если водящий – мальчик, то слова «Как у бабушки Ларисы….» заменяются словами «Как у дедушки Ивана»

Вначале главную роль выполняет воспитатель. Он предлагает детям поиграть в очень веселую игру-хоровод. При этом предупреждает, что хоровод ребята будут вести самостоятельно. Дети берутся за руки, а взрослый становится в круг и начинает напевать песенку, сопровождая ее выразительными движениями.

У Маланьи, у старушки Дети движутся по кругу

Жили в маленькой избушке в одну сторону, держась за

Семь дочерей, руки. Останавливаются и с

Семь сыновей, помощью жестов и мимики

Все без бровей. изображают то, о чем говорится в

С такими глазами, тексте: закрывают руками брови

С такими ушами, делают «круглые глаза» и

С такими носами, «большой нос» и т.п.

С такой головой,

С такой бородой…

Ничего не ели, Присаживаются на корточки и

Целый день сидели, одной рукой подпирают

На нее (него) глядели, подбородок. Повторяют за

Делали вот так… ведущим любое смешное

Движения, которые дети повторяют за взрослым, должны быть разнообразными: можно, например, погрозить шутливо пальцем, сделать рожки, помахать рукой, поплясать и т.д.

Тот, кто стоит в центре хоровода, должен сам придумать, как изобразить детей бабушки Маланьи. Разрешается показывать любые движения, но кривляться или дурачиться нельзя. Все участники хоровода повторяют движения ведущего.

Народные игры детсад.

Рекомендацииродителям «Играемвсемье. Народныеподвижныеигры»

Народная игра — естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Постепенно исчезают такие народные игры, как «Салки», «Лапта», «Казаки-разбойники», «Золотые ворота». Все они вместе со считалками, песенками, закличками — величайшее богатство нашей культуры, потому что в них заложена народная мудрость.

Вспомните, пожалуйста, в какие народные подвижные игры Вы любили играть в детстве?

В какие народные игры любят играть ваши дети?

А в какие народные игры Вы любите играть вместе со своим ребёнком?

Одним из средств создания положительной эмоциональной атмосферы в семье, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми являются народные игры.

В народной подвижной игре развивается сила вашего ребёнка, твёрже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развивается сообразительность, находчивость, инициатива. Одни игры развивают у детей ловкость, выносливость, меткость, координацию, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей. Приучают детей быть честными и правдивыми.

Народные игры для дошкольников — способ познания окружающего. В них много юмора, шуток, соревновательного задора

Такие игры доставляют ребёнку много положительных эмоций, особенно дети любят, когда с ними играют родители. Не лишайте его такой радости, помните, что вы и сами были детьми. Родители-первые участники игр своих детей. И чем активнее ваше общение с ребёнком, тем быстрее он развивается. Дети очень подвижны, неутомимы в своём желании бегать, прыгать, скакать, устраивать себе препятствия, и они получают от всего этого мышечное удовольствие. Взрослые не всегда понимают детей часто не позволяют шалить и резвиться, закладывая установку на малоподвижный образ жизни.

В чём преимущество использования народных игр в практике семейного воспитания?

Преимущество в том, что игры просты и доступны в организации. Они не требуют специального оборудования, специального отведённого для этого времени. С ребёнком вы можете играть по дороге в детский сад, во время прогулки, во время путешествия в поезде, на даче, в походах.

Предлагаю вашему вниманию несколько русских народных игр, которые могут быть с успехом использованы в семье.

«Узнай, кто»

Описание игры. Один из играющих подкрадывается к водящему (выбирается с помощью считалки) и закрывает ему глаза. Водящий должен по одежде (на ощупь) узнать, кто это и назвать по имени.

«Молчаливое собрание»

Описание игры. Играющие рассаживаются рядом и поочередно шепчут на ухо соседу какое-либо слово. Затем каждый встает и изображает мимикой и действиями сказанное ему слово. остальные должны угадать. Игра проходит очень весело, но по правилам смеяться нельзя — за это платят фант.

Указания к проведению. Каждый играющий до тех пор изображает сказанное слово, пока все не догадаются.

«Король в плену»

Описание игры. Двое играющих поочередно кладут друг другу руку на руку, считая до девяти. Наиболее быстрая рука схватывает медлительную, говоря: «Король в плену».

Указания к проведению. Необходимо соблюдать следующие правило: нельзя задерживать руку партнера; одному игроку нельзя класть две руки подряд.

Советы родителям по организации народных игр в семье.

• И для ребёнка и для родителей так важно играть вместе! Так дорого ощущение любви и то особенное понимание ребёнка, которое можно обрести в игре с ним.

• Народная игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей.

• Ваше участие в детской игре –введение туда новых, развивающих и обучающих элементов-должны быть естественным и желанным.

• Не ждите от ребёнка быстрых и замечательных результатов, проявляйте своё терпение.

• Поддерживайте активный, творческий подход ребёнка, поощряйте индивидуальное самовыражение ребёнка в игре.

• Если ребёнок умеет играть, если его радует собственная ловкость и вдохновляет победа над трудностями, ему никогда не будет скучно.

• Заканчивайте игру ярко, эмоционально, результативно: победа, поражение, ничья.

• Используйте народные игры при организации семейных праздников, дней рождений ребёнка.

Ребёнок очень рад минутам подаренным ему родителями в игровой деятельности. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких, тем больше взаимопонимания, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.

Играйте с детьми как можно чаще!

Adblock
detector