Организация сюжетно ролевой игры в доу

Выступление на педагогическом совете на тему «Организация сюжетно ролевой игры в ДОУ».

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №6 «Тургай» п.г.т. Актюбинский Азнакаевского муниципального района РТ

Тема: «Организация сюжетно –ролевой игры в ДОУ»

Воспитатель: Богданова А.А.

Тема: «Организация сюжетно –ролевой игры в ДОУ»

(Выступление на педагогическом совете).

1. Актуализировать теоретические знания педагогов о значении сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольника.

2. Выявить общие проблемы, возникающие у педагогов и воспитанников при организации и разворачивании сюжетно-ролевой игры и их причины.

3. Повысить уровень компетентности педагогов в практических вопросах организации сюжетно-ролевой игры в дошкольном образовательном учреждении.

«Значение сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольников»

Игра занимает важное место в жизни дошкольника, являясь ведущим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной педагогике и психологии игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста.

Психологи по праву считают, что сюжетно-ролевая игра – это высшая форма развития детской игры. Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, развивая произвольное внимание, память, воображение, творчество.

Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение регулировать свое поведение, ограничивать импульсивность, договариваться с партнерами, способствуя формированию, личностных качеств, характера.

Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, при необходимости настоять на своем, а также совместно строить и реализовывать планы.

Исполняя разные роли, ребенок воспроизводит свои впечатления, переосмысливает и раскрывает их. Понимая, что игровая ситуация воображаема, дети тем не менее испытывают реальные чувства и таким образом обогащают свой внутренний мир.

Разворачивая игры различной тематики, ребенок охватывает различные сферы действительности, что способствует развитию его представлений об окружающем мире.

Рассмотрим основные этапы — или уровни — развития ролевой игры.

Первый этап: игры в отдельные действия взрослых.

Игры типа «укачивание малыша», «накладывание еды в тарелку», «вождение машины» и им подобные. Ребёнок подражает увиденному действию взрослого, но не с реальным малышом или машиной, а с их игровыми заместителями.

Второй этап: простые ролевые игры.

«Дочки-матери», «посещение врача», «приход гостей», «покупка продуктов в магазине» — разыгрывание этих и им подобных повседневных ситуаций относится к уровню простых ролевых игр.

Здесь уже есть полноценная игровая ситуация и принятие на себя роли взрослых: в игре ребёнок становится то мамой, то папой, то врачом, то водителем автобуса. На этой стадии малыш полностью отождествляет себя в игре с ролью и стремится точно воспроизвести те действия, которые он видел в жизни или на экране. Этого же он требует и от партнёра по игре, в противном случае ребёнок начинает возмущаться: «ты неправильно играешь!»

Третий этап: сюжетно-ролевые игры.

Сюжет игры — это связная последовательность игровых ситуаций. От игр предыдущего этапа сюжетно-ролевые игры отличаются тем, что одна игровая ситуация плавно перетекает в другую, связанную с ней по смыслу. Например, игра в «поездку к бабушке » может протекать так: сначала все вместе «едут к бабушке» на «машине» или, затем «папа» копает или поливает грядки, «мама» готовит «еду», а «дети» ловят «кузнечиков», потом все вместе «идут в лес» за ягодами или за грибами и так далее.

Такое усложнение структуры игры — это важный признак развития сознания малыша, показатель его способности связывать разные жизненные ситуации в единое целое и осуществлять в них последовательную линию поведения. Сюжеты игры могут браться из жизни или из книжки, могут подсказываться новыми игрушками или предлагаться взрослым.

Четвёртый этап: творческие сюжетные игры.

От игр предыдущего этапа творческие сюжетные игры отличаются тем, что ребёнок начинает сам придумывать сюжеты игр и видоизменять их по ходу действий, а не воспроизводит заранее известный сюжет, взятый из жизни, книжки или фильма. Благодаря этому мир человеческой жизни предстаёт перед ним как огромное пространство возможностей.

Что должен знать и уметь педагог для осуществления адекватного педагогического воздействия по отношению к сюжетно-ролевой игре детей?

Педагогу необходимо хорошо понимать ее специфику, иметь представления о ее развивающем значении, о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе, а также уметь играть соответствующим образом с дошкольниками разных возрастов.

Остановимся кратко на каждом из этих аспектов (понятие игры, структура, значение сюжетно-ролевой игры в развитии детей).

О значении сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольников мы говорили ранее, а сейчас предлагаю вашему вниманию доказательство того, что игра есть отражение ребенком мира взрослых, путь познания окружающего мира. Убедительный факт приводит К. К. Платонов. Ученым-этнографом на одном из островов Тихого океана было обнаружено племя, которое жило изолированно от других. Дети этого племени не знали игры в куклы. Когда ученый познакомил их с этой игрой, то вначале ею заинтересовались и мальчики и девочки. Затем интерес к игре исчез у девочек, а мальчики продолжали придумывать новые игры с куклами.

Вопрос 1: Какая особенность устройства жизни, быта племени нашла отражение в игре детей? Почему мальчики дольше развивали сюжет игры?

Ответ 1: Объяснялось все просто. Женщины этого племени заботились о добывании и приготовлении пищи. Мужчины же заботились о детях.

Критерии уровня овладения детьми сюжетно-ролевой игрой

Свои развивающие функции игра выполняет, если с возрастом ребенка усложняется, и не только по тематическому содержанию, но и по уровню игровых умений детей.

Вопрос 2: Какой из критериев, на Ваш взгляд, является определяющим?

Ответ 2: Само по себе тематическое содержание не может служить критерием уровня игры. К примеру, трехлетний ребенок может играть в «шофера», повторяя 2-3 игровых действия: ставит стул, берет руль, садится в машину. А шестилетние дети могут играть в «дочки-матери», развертывая ролевые диалоги, переходя от «обеда» к «посещению цирка» (став уже не «дочкой» и «мамой», а «цирковыми артистами»). Если ориентироваться только на тематику, наше представление об уровне игры детей будет поверхностным – ведь тема «Космос» сложнее, чем тема «Семья».

Сюжетная игра независимо от темы (или на одну и ту же тему), в своем наиболее простом виде может строиться как цепочка условных действий с предметами. В более сложном виде – как цепочка специфических ролевых взаимодействий, в еще более сложном – как последовательность разнообразных событий. Чем полнее в деятельности ребенка представлены все способы построения сюжетной игры, тем шире репертуар его игровых умений, тем разнообразнее тематическое содержание, тем больше у него свободы в самореализации.

Поэтому основным критерием оценки уровня игровой деятельности должны быть игровые умения – преобладающий у ребенка способ построения игры и потенциальная возможность использовать различные способы.

Условия успешного «вмешательства» взрослого в игру.

Вопрос 3: Может ли воспитатель вмешиваться в игру детей?

Ответ 3 : Задача воспитателя — помочь организовать игры, сделать их увлекательными, насыщенными действиями, но не предложить действовать по намеченному плану.

«Вмешательство» воспитателя в детскую игру будет успешным, если педагог пользуется у детей достаточным уважением и доверием; взрослый умеет, не нарушая замыслов детей, сделать игру увлекательнее.

Принципы организации сюжетной игры в ДОУ.

В современных психолого-педагогических исследованиях показано, что сюжетно-ролевая игра, как и любая другая деятельность не возникает у ребенка спонтанно, а передается другими людьми, которые уже «умеют играть». Каким же образом педагог может передать ребенку умение играть, вовлечь в мир игры?

1 принцип. Воспитатель должен играть вместе с детьми .

Важным является характер поведения взрослого во время игры: он должен занимать позицию «играющего партнера», у которого превосходство заключается лишь в умении интересно играть. Стратегия воспитателя должна заключаться в том, чтобы дети были поставлены перед необходимостью использовать более сложный, новый способ построения игры. Другими словами, в 1,5 – 3 года ребенок может «открыть» условное игровое действие с предметом-заместителем, если в совместной игре он видит его у партнера-взрослого и в естественном процессе игры сам сталкивается с необходимостью осуществить такое действие.

В 3-5 лет дети могут играть в игру, которую взрослый развертывает в виде цепочки ролевых диалогов. Тем самым он открывает ребенку роль, возможность использовать ее в качестве «строительного блока» игры.

После 5 лет дети играют в игру-придумывание, которая помогает детям освоить творческое комбинирование различных событий.

2 принцип. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе игру следует развертывать так, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения. Чтобы успешно играть с кем-то, ребенку необходимо хорошо понимать смысл действий партнера и самому быть понятым другими детьми. Поэтому взрослому в совместной игре необходимо оговаривать свои действия и стимулировать к этому ребенка. Также важной является как можно более ранняя ориентация на сверстника.

3 принцип. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстникам.

В педагогическом процессе по отношению к игре существуют две взаимосвязанные составляющие:

1) совместная игра взрослого с детьми, в процессе которой формируются новые умения и навыки;

2) самостоятельная детская игра, в которую воспитатель не включается, а лишь обеспечивает условия для ее активации.

Важно помнить, что обе составляющие присутствуют на всех этапах дошкольного детства. Другое дело, что меняется сама форма совместной игры взрослого с детьми, постепенно увеличивается доля самостоятельной игры.

Чтобы взаимодействие воспитателя с детьми было успешным необходимо знать:

— социометрический статус ребенка;

— индивидуальные особенности каждого ребенка (тип темперамента, личностные особенности);

— как складываются отношения детей в коллективе (кому ребенок отдает предпочтение, на кого оказывает влияние, особенности взаимоотношений и распределение ролей в семье).

Приемы руководства сюжетно-ролевой игрой детей.

На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер: формирование игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры.

Другое дело, что с изменением возраста детей должна меняться форма совместной игры воспитателя, приемы руководства сюжетно-ролевой игрой детей.

Выделяют две группы приемов руководства сюжетно-ролевой игрой: прямые и косвенные.

Прямые включают приемы непосредственного участия взрослого в совместной игре с детьми на правах партнера:

принятие на себя роли;

помощь в решении спора;

показ различных способов игры.

Косвенные — создание условий для активации самостоятельной игры детей:

— оснащение и творческое преобразование предметно-развивающей среды;

— формирование системы необходимых знаний о действительности, отражаемой в игре;

— создание игровой ситуации;

— наблюдение за игрой детей.

Вопрос 4: Какие приемы, на Ваш взгляд, следует использовать педагогу для руководства сюжетной игрой детей в младшем и старшем дошкольном возрасте?

Ответ 4 : Педагог должен использовать обе группы приемов. В младшем возрасте с преобладанием прямых приемов, в старшем возрасте — косвенных.

Комплексный подход к организации сюжетно-ролевой игры.

Для полноценного развития сюжетно-ролевой игры в любом дошкольном возрасте подход к ее организации должен быть комплексным, включать в себя следующие компоненты:

1. Ознакомление дошкольников с окружающим миром в процессе их активной деятельности.

2. Организация развивающей динамичной предметно-игровой среды.

3. Общение взрослого с детьми в процессе игры.

4. Интеграция в работе педагогов ДОУ.

Обо всех компонентах мы уже говорили ранее, не коснулись лишь вопроса организации предметно-развивающей среды.

Как известно, одним из важных условий активизации самостоятельной игры детей является обеспечение их соответствующими игрушками, игровым материалом. Особенно большое значение игровой материал и его организация воспитателем имеют на этапах раннего и младшего дошкольного возраста, когда еще не внутренний замысел, а внешняя предметно-игровая среда в значительной мере стимулирует и поддерживает процесс самостоятельной игры детей. Более старшие дети в самостоятельной игре руководствуются уже внутренним замыслом и самостоятельно могут организовать игровую обстановку. Однако и им необходимы сюжетные игрушки и разнообразные полифункциональные материалы, помогающие обозначить ту или иную игровую ситуацию.

Педагогический совет на тему:» Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ. Сюжетно — ролевые игры нового поколения..

Тема педагогического совета в ДОУ:

«Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ. Сюжетно-ролевые игры нового поколения».

Цель: повысить значимость организации сюжетно-ролевой игры в воспитательно0образовательном процессе.

Слайд №1.В самых разных системах обучения игре всегда отводилось и отводится особое место. И объясняется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Игра для него не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования взрослого мира, его взаимоотношений, приобретение опыта общения и новых знаний.

Слайд №2. С введением нового Закона РФ «Об образовании», Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, с определением новых целей образования, предусматривающих достижение не только предметных, но и личностных результатов, ценность игры ещё больше возрастает. Использование игры в образовательных целях в процессе реализации программ психолого-педагогического сопровождения позволяет развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, формировать компетенции и учить ребенка учиться в эмоционально комфортных для него условиях и сообразно задачам возраста.

Слайд №3. Игра – самая важная деятельность в детском саду, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение. Пересмотрены подходы к организации обучения и воспитания детей. Отказ от учебной модели в детском саду, т. е. от занятий, заставил нас перейти к новым формам работы с детьми, которые позволят воспитателям детского сада обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Если ранее считалось, что основные образовательные усилия педагога сосредоточены на проведение занятий, то теперь образовательный потенциал признан за всеми видами совместной деятельности педагогов и детей.

Сегодня никто не отрицает, что рост влияния телевидения, рекламы, прогресс компьютерных технологий на детей связан с тем, что оно наиболее полно и эффективно удовлетворяет потребности подрастающего поколения в приобщении к ценностным ориентациям взрослых. Всем нам известно, что на сюжет игры решающее влияние оказывает окружающая действительность. Ребенок отражает в игре те действия, те отношения между людьми, которые наблюдает в жизни.

Педагоги детского сада должны понимать, что, в отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Стандарт дошкольного детства — это, по сути дела, определение правил игры, в которых ребенок должен быть обречен на успех: правила развития ребенка, а не его обучения. Впервые в истории нашей культуры дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования — такого не было никогда.

Условиями возникновения игрового замысла и его реализации являются следующие два компонента: своевременное изменение игровой среды и общение с ребенком во время игры. Предметно-игровая среда должна способствовать закреплению полученных ребенком впечатлений при ознакомлении с окружающим и развитию его самостоятельности и творчества в поиске разных способов воспроизведения действительности. Педагог меняет предметно-игровую среду в зависимости от практического и игрового опыта детей: в младших группах создает тематические наборы, а в старших предлагает детям самостоятельно сконструировать обстановку для игры с помощью подсобного материала, собственных поделок, игрушек, предметов-заместителей и пр.

Предметно-игровая среда является мощным средством воздействия взрослого на самостоятельную игру ребенка, на степень овладения им игровым опытом и обогащением содержания игры.

Предметно-игровая среда обязательно должна гибко изменяться в зависимости от содержания знаний, полученных детьми, от игровых интересов детей и уровня развития их игры.

Участие детей в создании игровой обстановки, бережное отношение к ней со стороны педагога оказывает влияние на развитие игр. Дети должны иметь возможность приспосабливать, передвигать мебель, т. е. самостоятельно организовывать и преобразовывать игровое пространство.

Педагог, принимая участие в организации сюжетно-ролевой игры, должен передавать постепенно усложняющийся опыт построения сюжетной игры, заботится о создании предметно-игровой обстановки в группе, которая будет являться стимулом развития самостоятельной сюжетно-ролевой игры.

При организации предметно-развивающего пространства необходимо учитывать развивающий характер игры; особенности коллектива и каждого-ребёнка.

В каждом возрасте — мы наблюдаем особенности в развитии игры:

Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр предполагает:

— совместную деятельность и сотворчество воспитателя и детей по подготовке к игре: накопления содержания для игр, моделирование возможных игровых ситуаций, создание обстановки для игры;

-организация совместных игр воспитателя и детей, в которых происходит освоение новых умений и нового содержания;

— условий для самостоятельной инициативной и творческой игровой деятельности детей.

У воспитателей детского сада существует устойчивый термин «руководить игрой». Давайте задумаемся, насколько он правомерен?

Игра – свободная деятельность, а ее развивающий эффект становится максимальным, когда она является самостоятельной детской деятельностью. Получается, что природа детской игры вступает в противоречие со сложившимся подходом – «руководить игрой». Разрешить это противоречие помогает переход от стратегии педагогического руководства игрой к стратегии педагогического сопровождения.

Особенность педагогического сопровождения игровой деятельностью детей заключается в том, что, взаимодействуя с детьми, педагог гибко меняет свою позицию в зависимости от степени проявления самостоятельности и творчества, активно сотрудничает с ними.

Сопровождающее взаимодействие помогает ребенку актуализировать игровой опыт как результат совместной игры с воспитателем, применять его в различных ситуациях, возникающих за пределами специально организованной педагогом игровой деятельности.

Педагогу необходимо развивать у себя умение быть игроком, т.е. иметь свою игровую позицию. Игровая позиция воспитателя включает в себя –

Владея игровой позицией, педагогу легче использовать игру, ее богатые возможности для развития своих воспитанников, их взаимоотношений. В игре формируются основные новообразования, подготавливающие переход к следующему возрастному этапу – младшему школьному.

Игровая позиция требует от воспитателя определенной степени инфантилизации – способности на время превратиться в ребенка, действовать по тем законам, по которым живут и действуют играющие дети.

Первым шагом к позиции инфантилизации может стать такой прием- воспитатель должен «мешать» детям играть так, как они привыкли, должен разрушать сложившиеся эталоны. «Внезапно кричу: «Ой – ой, я забыла деньги на проезд!» Нарушается привычный ритм. Все вместе решают собрать мне по копеечке. Только взяли билет, только успокоились, снова неожиданность: начинаю выходить не на той остановке. «

Слайд 8. Для того чтобы реализовать потенциал заложенный в сюжетных играх дошкольников и осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетной игре детей, необходимо хорошо понимать ее специфику, иметь представления о ее развивающем значении, о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе, и самое важное, уметь играть соответствующим образом с детьми разных дошкольных возрастов.

На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создания условий для самостоятельной детской игры.

Сегодня Вашему вниманию предлагаю игры нового поколения, целью которых является расширять кругозор детей о профессиях, формировать игровые умения, активизировать словарь детей, пополняя новыми современными словами, развивать познавательные, коммуникативные и творческие способности у детей, создание условий для самостоятельной детской игры.

Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»

Цель: Формирование ролевого взаимодействия:

Продавец – покупатели — товаровед- охранник- директор.

Задачи указаны на слайде

В Предметно – игровую среду входит:

Отдел бытовой техники

Отдел «Домашние любимцы»

1. Одеждадля продавцов-консультантов, охраны, рации, бейджики,

2.кассовый аппарат , деньги, чек, ценники на товары , весы,

3.картинки с изображением отделов,

4.кошельки, сумки, корзины, пакеты, для покупки товаров,

6.стеллажи для товара,

7.терминал, банковские карты.

«Поликлиника», «Скорая помощь», «Аптека».

Цель: Формирование ролевого взаимодействия:

врач-пациент, врач – медсестра, пациент – медсестра врач – врач (разных отделений) ; пациент – пациент, работник регистратуры — пациент, пациент – аптекарь (разговор по телефону, пациент – пациент, врачи-специалисты

Задачи указаны на слайде

В предметно – игровую среду входит:

Стойка регистратуры (запись к специалистам через компьютер)

Инструменты окулиста (таблица для проверки зрения)

Аптечный киоск (витрина с лекарственными препаратами)

Кроватки для больных кукол

Одежда для врачей и сотрудников (санитарка)

Инструменты для врачей

Медицинские документы (карточки, направления, талоны, журналы)

Цель: Формирование ролевого взаимодействия:

Командир экипажа — пилот-стюардесса — пассажиры

Задачи указаны на слайде

В предметно – игровую среду входит :

1.Макет поля аэродрома

2.Униформа для пилотов и стюардесс

3.Самолеты большие и маленькие

4.Спецмашины для обслуживания аэропорта

4.Трап для подъема в самолет

6.Наушники для пилота и авиадиспетчера

7.Компьютер для диспетчерской службы

8.Тележка с прохладительными напитками

10.Табло с приборами

Цель: Формирование ролевого взаимодействия:, менеджер по туризму,клиент. Способствовать социализации детей посредством знакомства с современной действительностью, уточнению и расширению представлений о туризме.

Задачи указаны на слайде

В предметно – игровую среду входит:

Журналы «Страны мира»

Униформа для работников агентства

Журнал с турпоездками

Цель: Формирование ролевого взаимодействия: слесарь по ремонту машин — шоферы, кассир — шоферы.

Задачи указаны на слайде

В предметно – игровую среду входит:

1.Спецодежда для мастеров, нарукавники

2.Макет смотровой площадки для ремонта машин

3.Машины разных размеров и марок

4.Слесарныеинструменты для ремонта машины

5.строительный материал для постройки гаража, оборудование для мойки и покраске автомобилей.

Задачи указаны на слайде

В предметно – игровую среду входит :

Военная форма (пилотки, бескозырки, накидки)

Макеты для игр: «Морской бой», «Танковый бой»

Планшеты с картами

Цель: Формирование ролевого взаимодействия: повар-клиент, официант-клиент, повар-официант; расширять представления об этикете в общественном месте; культуре поведения в общественных местах, уметь выполнять обязанности повара, официанта.

Задачи указаны на слайде

В предметно – игровую среду входит:

1.Униформа для повара пиццерии и официанта

3.Ингредиенты для приготовления разных пицц

4.Коктейли с трубочками

7.Пирожное и торт

9.Стойка для кондитерских изделий

Цель: Формирование ролевого взаимодействия: цветовод-технолог-, экскурсовод — посетители , цветовод – декоратор — покупатели .

Задачи указаны на слайде

В предметно – игровую среду входит:

1.Инвентарь для работы с землей (грабельки, лейки, совки, опрыскиватели, маленькие лопаты)

2. Фартуки для работников оранжереи

3.Журналы «Цветы садовые»

4.Прайс-листы с образцами букетов

5.Вазы разных размеров

Формирование ролевого взаимодействия: оператор сотовой связи – клиент; — продавец – покупатель; мастер по ремонту телефонов – клиент;

Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ (обобщение опыта).

Ирина Дубик
Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ (обобщение опыта)

Министерством образования и науки России утверждены и введены в действие федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования. В данном документе определены образовательные области: физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, которые через совокупность образовательных областей обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

В настоящее время большое внимание уделяется проблеме социализации в развитии и воспитании дошкольников.

Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими – с взрослыми и сверстниками.

Условно выделяются несколько классов игр:

— творческие (игры по инициативе детей);

— дидактические (игры по инициативе взрослых с готовыми правилами);

— народные (созданные народом)

Творческие игры:

— Сюжетно — ролевые (с элементами труда, с элементами художественно-творческой деятельностью).

— Театрализованная деятельность (режиссерские, игры – драматизации)

Сюжетно – ролевая игра – первая проба социальных сил и первое их испытание.

Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.

Самостоятельная сюжетная игра – любимый вид деятельности дошкольников, именно в ней максимально разворачиваются их способности.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть малышам многообразие мира игры.

Ребенок развивается в процессе общения с взрослыми. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребенка, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое становиться необходимым условием развития ребенка. Сотрудничество заключается в том, что не только взрослый стремиться передать свой опыт, но и ребенок хочет и может его усвоить.

Поэтому, работая в группах с детьми раннего возраста, я стараюсь установить эмоциональный контакт с ребенком. Для этого я применяю ряд дидактических игр, целью которых является формирование эмоционального контакта с взрослым, а также использую дидактические игры по формированию представлений о себе и о других.

Детей младшего дошкольного возраста учу обыгрывать игрушки. Для этого мною используются кошки, собачки, зайцы, мишки и т. д. Это способствует развитию у детей функции общения, оказывает воздействие на нравственное воспитание личности ребенка. Обыгрывая игрушки, я учу ребенка проявлять заботу, сопереживать. Особое внимание уделяю кукле. Я учу ребенка воспринимать куклу как заместителя человека, а затем учу детей игровым действиям с ней: кормлению, раздеванию и одеванию, укладыванию спать и т. д. Для этого мною проводятся наблюдения и анализ действий в повседневной жизни. Эту работу лучше всего делать в процессе режимных моментов. Я обращаю внимание детей на то, что сначала они вымыли руки, а потом сели за стол, надели пижамы, а затем легли в кровать и т. д.

Формирование игровой деятельности у детей должно проходить в тесной связи с расширением представлений о явлениях социальной жизни.

Вначале я предлагаю детям роли, которые наиболее близки им по содержанию. Это роли взрослых, с которыми они общаются в повседневной жизни (мамы, воспитателя и др.) Для обогащения опыта детей мною используются различные методические приемы: экскурсии, наблюдения за взаимоотношением людей в трудовой деятельности, чтение художественной литературы, беседы.

Большое внимание я уделяю умению детей действовать сообща в игровых ситуациях, согласовывать свои действия с действиями своих сверстников. С этой целью в нашем детском саду широко используются игры-драматизации. Именно игры-драматизации способствуют развитию у детей подлинного общения и начального этапа ролевого поведения. Для игр-драматизаций подбираю сказки, в содержании которых имеются диалоги между персонажами. («Колобок», «Теремок», «Кто сказал мяу», «Волк и семеро козлят», «Под грибом» и т. д.)

Одним из важных моментов в руководстве игрой детей на данном этапе является подведение к осознанию ими выполняемой в игре роли, а тем самым и подведение к подлинной ролевой игре.

Я даю ребенку различные роли, а для того, чтобы ребенок лучше смог проникнуть в образ персонажа, использую костюмы и различные атрибуты.

Большое место отвожу играм, отражающим труд взрослых. («Детский сад», «Поликлиника», «Магазин», «Парикмахерская» и т. д.)

Для проведения каждой из этих игр требуется подготовка детей. Для этого формирую у детей представления об этих профессиях, мною используются различные методические приемы: экскурсии, наблюдения за взаимоотношением людей в трудовой деятельности, чтение художественной литературы, беседы. Вместе с родителями подготавливаем соответствующие атрибуты к игре.

Игра в детском саду организовывается, как совместная деятельность, где воспитатель выступает, как играющий партнёр. С детьми младшего дошкольного возраста я подражаю отдельным действиям окружающих людей. Вначале каждой игры стараюсь создать игровое настроение у детей, вызвать у них эмоциональное отношение к роли, при этом сама настраиваюсь на игру. Участвуя в игре, я стараюсь контролировать своё поведение, чтобы оно было естественным и эмоциональным, принимаю любые детские замыслы. В процессе проведения игры я учу ребенка подчинять свое поведение роли, которую он взял на себя, т. е. действовать в воображаемой ситуации. Во время игры стараюсь привлечь застенчивых детей, даю им роли (чаще главные, если они справляются) так как при осуществлении различных ролей дети сталкиваются с иными требованиями к собственным действиям со стороны окружающих, перед ними встаёт необходимость осваивать новый социальный статус, включатся в новый круг общения.

После каждой игры провожу с детьми беседу, в которой спрашиваю у детей, во что они играли, кем были, что делали и т. д.

С детьми старшего возраста играю в игры: «Семья», «Детский сад», «Школа», «Театр», «Моряки», «Космос», «Зоопарк», «Библиотека», «Магазин», «Железная дорога», «Музей». Мы стремимся передать характерные черты изображаемого человека, его переживания.

Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощь создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка.

Для того чтобы дети могли проявлять творчество в различных видах сюжетно-ролевых игр, чтобы они были интересны и привлекательны, мы создаем следующие условия:

— содержание игр соответствует интересам и возможностям детей;

— педагогическое сопровождение игр строится с учетом постепенного развития самостоятельности и творчества ребенка;

— создаются необходимые атрибуты к игре;

— предметно-игровая среда дошкольного учреждения постоянно изменяется.

Игра – это средство, с помощью которого дети проявляют свою самостоятельность во время распределения ролей и действий в процессе игры. Ребёнок живет в игре. И задача педагогов — стать направляющим и связующим звеном в цепи ребёнок-игра, тактично поддерживая руководство обогащать игровой опыт малышей.

«Организация условий работы по художественно-эстетическому развитию детей» с ФГТ Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования представляют.

Формы работы с педагогами по изучению приказа Министерства образования и науки РФ №655. Формы работы с педагогами по изучению приказа Министерства образования и науки РФ №655: памятка, экспресс-опрос. Памятка.

«Система работы по организации сюжетно-ролевой игры в условиях современного доу».

«Система работы по организации

сюжетно-ролевой игры в условиях современного ДОУ»

Структурное подразделение ГБОУ СОШ п.г.т. БАЛАШЕЙКА

« Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире»

В.А.Сухомлинский
Игра, с одной стороны, создаёт зону ближайшего развития ребёнка, а потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связанно с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. С другой стороны, её содержание питают продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющийся жизненный опыт детей. Штерн сказал: « Игра – жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества».
В приказе Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 июля 2011 г. N 2151 г. Москва «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»в пункте 3.1.2. пишется, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса должно обеспечить возможности организации разнообразной игровой деятельности.

Право играть зафиксировано также в ^ Конвенции о правах ребенка в ст.31.«Каждый ребёнок имеет право на игру, отдых, на участие в культурной и творческой жизни».

В последнее время наиболее актуальной определяется проблема внедрения в образовательную практику дошкольных учреждений современных подходов в организации сюжетно – ролевых игр с детьми дошкольного возраста.
Сюжетно-ролевая игра является наиболее значимой для личностного развития детей дошкольного возраста при вхождении их в мир социальных отношений с окружающими людьми, природой.

В соответствии с современными требованиями в нашем детском саду игровая деятельность занимает достойное место в жизни детей каждой группы.

Наш детский сад — 6 групповой, 2 — группы раннего развития и 4 — дошкольныегруппы.

В настоящее время проблема игры стоит перед нами остро, поэтому основной задачей стала задача развития игровой деятельности детей дошкольного возраста. С этой целью для выполнения данной задачи мы провели анкетирование педагогов, в результате которого было выявлено ряд проблем. Это проблемы проведения и планирования игровой деятельности, создание предметно-игровой среды, переход на современную организацию сюжетно – ролевых игр. Поэтому совместно было решено создать творческую группу, в которую вошли воспитатели нашего учреждения. Мы начали свою деятельность с изучения методической литературы, связанную с организацией игровой деятельности в детском саду. Так, например, мы использовали следующую методическую литературу: это пособия Н.А. Коротковой и Н.Я. Михайленко «Организация сюжетно- ролевой игры в детском саду», «Как играть с ребенком», Зворыгиной Е.В. «Первые сюжетные игры малышей», Краснощековой Н.В. «Сюжетно — ролевые игры для детей дошкольного возраста», «Новые сюжетно-ролевые для младших дошкольников», Н.А.Виноградовой и Поздняковой Н.В. «Сюжетно- ролевые игры для детей старших дошкольников», Комаровой Н.Ф. «Комплексное руководство сюжетно — ролевыми играми в детском саду».

На 2012-2013 учебный год творческой группой был разработано календарно – тематическое планирование по теме организации сюжетно – ролевой игры по всем возрастным группам, в соответствии со схемой перспективного планирования разработаны конспекты НОД, игровые ситуации.

В данный период нами были разработаны и проведены тематические консультации: «Особенности организации сюжетно –ролевых игр в младшем дошкольном возрасте», «Развитие

коммуникативной культуры у детей старшего дошкольного возраста с помощью сюжетно — ролевой игры», «Социально — личностное воспитание через сюжетно — ролевые игры в детском саду», «Роль воспитателя в организации проведении сюжетно — ролевых игр во всех возрастных группах», «Современные технологии руководства сюжетно — ролевыми играми в социализации дошкольников»

Передо мной встала задача подготовить оснащение методического кабинета по данной теме. В помощь воспитателям мною был расширен и систематизирован дидактический материал.

Совместно с творческой группой составили и периодически пополняем:

  • видиоотеку по теме: «Сюжетно – ролевая игра в ДОУ»,
  • методическую копилку: перспективный план по сюжетно – ролевой игре, рекомендации по организации предметно – игровой среды, рекомендации по организации игровой деятельности( по Михайленко Н.Я, Короткова Н.А.), накопительные папки по видам сюжетно — ролевых игр,
  • фототеку » Мы играем» ,
  • составлены картотеки: по сюжетно – ролевым играм по всем возрастам, атрибутов для игр, построения ролевого диалога.

Большое внимание педагогами нашего детского сада было уделено обогащению предметно – игровых зон в группах, которые отвечали бы современным требованиям и способствовали развитию самостоятельной игровой деятельности детей дошкольного возраста.

Мы подготовили рекомендации по организации игровой деятельности по всем возрастным группам. После этого было разработано положение и объявлен конкурс на создание лучшей предметно – игровой среды в группах, где основными критериями стало создание игровых центров. Созданные центры пополняются и расширяются с учетом возрастных особенностей детей, развития и становления этапов формирования игры. Предметно-игровая среда был создана не только в групповых помещениях, но и на участках детского сада: это различные машины, пароходы и паровозы с вагончиками, космические ракеты, домики со столиками и скамеечками, лошадки и жирафы и многое другое. К созданию данных центров были привлечены родители, что помогло налаживанию взаимодействия с ними. В результате разнообразия игрового содержания, доступности и удобства размещения материалов и оборудования, каждый ребенок выбирает игру в любом центре.

В течение всего года в нашем детском саду были организованы коллективные просмотры по организации и руководству сюжетно – ролевой игрой, после которых проводился анализ данной деятельности. В результате проведенного анализа у воспитателей было выявлено ряд проблем:

— у воспитателей возникали трудности в организации сюжетно – ролевых игр,

-у детей нет ролевого взаимоотношения друг с другом, они не берут на себя роль взрослого,

— дети затруднялись развертывать игровые действия определенной последовательности.

Поэтому был подготовлены и проведены теоретическо — практический семинар «Особенности педагогического руководства сюжетно – ролевой игрой в разных возрастных группах»(февраль 2013 г.) и семинар-практикум по теме: «Методика организации и руководства сюжетно-ролевыми играми детей»(апрель 2013 г.).

Проделанная работа позволила нам совершенствовать приемы руководства и организации сюжетно — ролевых игр в дошкольном возрасте, разработать методические и дидактические материалы для систематизации содержания сюжетно- ролевых игр, пополнить предметно- развивающую среду в группах для обогащения ролевых действий детей.

Контроль и руководство, осуществляемый администрацией детского сада, включал в себя оперативный контроль по наблюдению и анализу сюжетно-ролевых игр, целью которого было определение уровня игровых навыков детей, место игры в режиме дня, какие методы и приемы использует воспитатель по организации сюжетно-ролевых игр.

По данной проблеме была проведена и тематическая проверка «Организация сюжетно – ролевой игры» (март 2013г.). по следующим критериям: диагностика уровня развития игровых навыков и взаимоотношения детей, планирование игровой деятельности, развивающая игровая среда в группе,состояние работы педагогов по взаимодействию с родителями.

Результаты тематической проверки были подведены на педагогическом совет по теме «Современные подходы в организации сюжетно — ролевых игр в детском саду.»

Итоги проверки показали, что разнообразилась и обогатилась игровая среда, у детей появился стойкий игровой навык, умение создавать и подбирать атрибуты, творческое воображение приобрело более высокий уровень, а также появилась способность совместно развёртывать игру, согласовывать игровой замысел с замыслами сверстников.

В нашем детском саду есть молодые специалисты, к ним прикреплены наставники -педагоги-стажисты, которые помогают им организовывать и руководить сюжетно-ролевыми играми.

Всю работу мы стараемся проводить совместно с родителями, поэтому проблемам сюжетно – ролевой игры было посвящено несколько родительских собраний. Были проведены родительские собрания на темы «Игра в жизни детей», «Роль семьи в развитии творчества в сюжетно – ролевых играх»

Систематически в детском саду для обогащения предметно-развивающей среды проводятся смотры — конкурсы на лучшее игровое оборудование к сюжетно-ролевым играм.

В нашем детском саду обобщён опыт работы воспитателей по темам «Ознакомление детей с трудом взрослых через сюжетно-ролевые игры «, «Гендерный подход в процессе организации сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста», «Особенности развития сюжетно-ролевой игры при работе с детьми младшего дошкольного возраста», «Создание условий для общения с музыкой и творческих проявлений детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре»

Результатом проделанной работы стало обогащение предметно – игровой среды, расширился ассортимент и тематика сюжетно – ролевых игр, воспитатели стали применять современные подходы в организации сюжетно- ролевой игры, обобщен опыт работы педагогов по тематике сюжетно-ролевой игры.

Однако перед педагогическим коллективом стоит ещё много проблем в данном направлении, над которыми предстоит еще работать.

Принципы организации сюжетно- ролевой игры в ДОУ.

1. Воспитатель должен играть вместе с детьми. При этом он занимает позицию умеющего интересно играть эмоционального партнера, с которым ребенок чувствует себя на равных, ощущает себя вне оценок, проявляет инициативу.

2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу открывали и усваивали новый, более сложный способ ее построения.

3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.

4. На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры.

Коротко осветим основные методические рекомендации к развитию сюжетно-ролевых игр дошкольников на разных возрастных этапах.

Первая младшая группа.Педагог в первом полугодии решает задачи формирования у детей условных действий с сюжетными игрушками и предметами-заместителями, элементарного предметно-игрового взаимодействия ребенка со сверстником, включая одного-двух детей в игру со взрослым, организуя групповые игры, требующие от всех участников однотипных условных игровых действий.

Во втором полугодии деятельность педагога направлена на формирование у детей умения выстраивать в игре смысловые цепочки из 2-3 игровых действий с сюжетными игрушками, предметами-заместителями и воображаемыми предметами. Средством формирования является совместная игра воспитателя с детьми, в которой он разворачивает двухфазные, а затем и более сложные сюжеты.

Таким образом, уже на первом этапе организации игры носят двучастный характер: совместная игра взрослого с детьми сочетается с самостоятельной игрой самих детей, в которой они воплощают приобретенные игровые умения.

Во второй младшей групперебенок способен овладеть ролью. Ролевое поведение охватывает диапазон от ролевого подражания до осознанного оперирования ролью, включения ее в разнообразные связи и отношения. Освоение ролевого поведения складывается из умения принять на себя игровую роль и обозначить ее для партнера. Овладение ролью складывается из умений осуществлять условные предметные действия, разворачивать ролевой диалог, по ходу игры изменять ролевое поведение исходя из роли партнера, менять игровую роль в зависимости от развертывающегося сюжета. Эти умения формируются постепенно. Для детей четырех лет достаточно уметь принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические игровые действия, направленные на партнера-игрушку, осуществлять парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог со сверстником.

Задача педагога – построить совместную игру с ними так, чтобы центром стало ролевое поведение. Внимание ребенка важно перевести от действий с игрушками на взаимодействие с партнером-взрослым. Ребенок вступает в инициированный взрослым ролевой диалог, приобретает опыт выполнения и развития разных ролей. Выделяются независимые (строитель, шофер, космонавт, пожарный) и взаимодополнительные (врач, медсестра, больной) роли. Для формирования ролевого поведения педагог начинает игру с детьми, используя взаимодополнительные роли, понятные детям. Парные взаимодополнительные роли ставят детей перед необходимостью строить ролевой диалог для разворачивания сюжета. Сначала ведущую роль в паре партнеров выполняет педагог, а затем уступает ее другому ребенку и ориентирует детей друг на друга. Роли инициируются разные – от самых простых (мама – дочь) до любых социальных ролей и сказочных персонажей. Игра может быть начата ребенком, педагог “угадывает”, что делает ребенок, подключается к игре, действует внутри нее, корректно разворачивает ролевое взаимодействие с опорой на личные интересы дошкольника. С позиции своей роли педагог вопросами и репликами активизирует речь детей. Для акцентирования внимания на диалоге в игре используется минимальное количество игрушек. Создать разговорные ситуации педагог может в играх типа “телефонный разговор”, где воспитатель участвует в диалоге и может подсказывать содержание ответов. Так же эффективно использовать игры-импровизации по известным сказкам типа “Колобок”, “Репка”.

Средняя группа.Задача воспитателя на этом этапе – перевести детей к более сложному ролевому поведению в игре, формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, менять игровую роль и обозначать новую роль для партнеров в ходе игры.

Это возможно при соблюдении воспитателем двух условий: использования многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными; отказа от однозначного соответствия числа ролей количеству участников игры, персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников.

Педагог на этом этапе развития сюжетно-ролевой игры вступает со многими детьми в ролевое взаимодействие, активизирует ролевой диалог, “замыкает” детей на ролевом взаимодействии друг с другом. Игра носит характер свободной импровизации. Игра воспитателя с каждым из детей и микрогруппами стимулирует гибкое ролевое поведение и смену роли, дает существенные сдвиги в самостоятельной игре детей. В игре ребенок не только согласованно взаимодействует со сверстниками, но и моделирует ролевой диалог с партнером-игрушкой, с воображаемым партнером. Дети широко и творчески используют актуализированные игровые роли, выполняют условные действия с игрушками и предметами-заместителями.

Старший дошкольный возраст.Вэтот период усиливается стремление ребенка играть вместе со сверстниками, каждый из детей стремится воплотить свой достаточно сложный замысел. Вместе с тем у детей увеличивается объем знаний об окружающем, определяются интересы к разным сторонам жизни. Для построения игр нового уровня детей необходимо научить более сложному построению игры – способу совместного сюжетосложения. Сюжетосложение включает:

– умение ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразное тематическое содержание;

– быть ориентированным на партнеров-сверстников;

– обозначать свои дальнейшие замыслы для партеров, прислушиваться к их мнению;

– умение комбинировать предложенные самим ребенком и партнерами по игре события в общем сюжете в процессе игры.

32. Режиссерская игра, ее специфика и условия для развития.

Режиссёрские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. Их возникновение тесно связано с развитием в ран­нем возрасте предметно-игровой деятельности, а затем отобразительной и сюжетно-отобразительной игры. Следующий этап — воз­никновение индивидуальных и совместных сюжетно-ролевых игр. Для развития совместных форм сюжетно-ролевых игр решающее значе­ние имеет способность ребенка вступать в отношения со сверстни­ками, общаться с ними, договариваться и пр. Эти игровые навыки развиваются на протяжении всего дет­ства. Для существования и развития индивидуальных форм игры наи­более важным является актуализация собственного социального опи­та. Они не требуют от детей навыков общения, а поэтому доступны и маленьким детям; возникают в конце 3-го и начала 4-го годов жизни и встречаются в 2-х разновидностях

I) игра, в которой ребенок берет на себя конкретную главную роль, а остальные рас­пределяет между игрушками. В такой игре ребенок часто может вы­полнять роль человека, который действует с предметами, и роль предмета (ребенок-машина-шофер);

2) игра, в которой ребенок распределяет все роли между игрушками, а сам выполняет функцию режиссёра-организатора общения между персонажами и событий, происходящих в процессе игры. Такая игра и считается игрой ре­жиссёрского типа.

Режиссёрские игры не всегда бывают абсолютно индивидуальными. Иногда они могут объединять 2-3 участников и характерны для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Для развития режиссерских игр необходимы полуфункцио­нальные игрушки, не привязывающие ребенка к конкретным действи­ям, определенный социальный опыт, достаточная степень обобщения и воображения, а также руководство взрослого, помогающего раз­витию сюжета; отсутствие партнеров, умения и желания ребенка придерживаться норм поведения группы, потребность в большей не­зависимости, отклонения в психическом и физическом развитии детей и др.

Специфика режиссёрских игр:

— своеобразна позиция играющего ребенка: он распределяет роли, не принимая на себя никакой конкретной роли или, наоборот, по очереди выполняет все. Игра организуется как бы извне. Ребенок управляет событиями, строит и меняет сюжет в соответствии со своими желаниями;

— сюжеты всегда более разнообразны и динамичны, чем те, которые встречаются у тех не детей, но в совместных играх, что можно объяснить большей свободой ребенка в построении сюжетов, неза­висимостью от принятых в группе игровых стереотипов, возмож­ностью актуализировать в игре собственный опыт, устранять труд­ности, связанные с общением;

— характерна ассоциативная динамика сюжета, отсутствие точного игрового замысла, имеется только приблизительная тематика игры. Ход игровых событий, их появление и смена определяются ассоциа­циями, который возникают у ребенка;

— непосредственный и опосредованный опыт детей переплетается, но не навязывает неизменных последовательных событий;

— в качестве персонажей выступают игрушки, дополнительные дей­ствующие лица могут быть представлены полуфункциональными предметами (камешки, фишки, шахматные фигурки);

— характерен высокий уровень обобщения, социальные объекты за­мечаются знаками, обозначающими персонажей игр; отношения меж­ду ними и события, происходящие с ними, создают сюжет игры, который ребенок-режиссер строит в соответствии с собственными представлениями;

— ребенок в такой игре раскован, свободен и открыт, наблюдение за ним дает возможность увидеть и понять неосмысленные пережи­вания ребенка

— эти игры сопровождаются эгоцентрической речью ребенка.

Adblock
detector