Оздоровительные игры для детей дошкольников в доу

Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников.

Оздоровительно-развивающие игры для детей дошкольного возраста

Игра — единственная всепоглощающая и самая любимая деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Разнообразие детских игр безгранично. Игра позволяет ребенку удовлетворять многие потребности — потребность в развлечении, удовлетворении любопытства, выплескивании накопившейся энергии, получении новых ощущений, самоутверждении. Игра способствует развитию сенсорных способностей и физических навыков, раскрывая возможности для того, чтобы ребенок расширял и совершенствовал приобретенные ранее умения. Игра требует от ребенка проявления таких качеств, как инициативность, общительность, способность, координировать свои действия с действиями сверстников, закладывая, таким образом, основы социальных отношений.

Подвижные игры занимают особое место в комплексной программе лечебной физической культуры для детей с различными заболеваниями и отклонениями в состоянии здоровья. Эти игры получили название-оздоровительно-развивающие.

Их применение способствует совершенствованию двигательных умений и навыков, оздоровлению, закреплению достигнутых социальных отношений.

В процессе оздоровительно — развивающих игр улучшается эмоциональное состояние детей, дети получают удовольствие от процесса и результатов игры, формируются навыки честного соперничества. Высокий эмоциональный фон создает хорошие условия для ускорения процессов выздоровления.

Оздоровительно-развивающие игры позволяют ставить и решать интересные двигательные задачи разной сложности, закрепляя достигнутый оздоровительный эффект, получать новые ощущения, самозабвенно вкладывать в них свои эмоции. Эти игры создают дополнительную обучающую ситуацию.

Использование оздоровительно – развивающих игр при плоскостопие.

Ежегодные медицинские осмотры детей дошкольного возраста выявляют значительное число детей, имеющих плоскостопие. Цель игр для детей, имеющих разные степени плоскостопия, — закрепить навыки правильной установки стоп и напряжения мышц стопы и пальцев в различных исходных положениях. Задачи, решаемые при использовании оздоровительно-развивающих игр при плоскостопии у детей дошкольного возраста:

-укреплении мышц пальцев стопы и голеностопного сустава ;

-выполнение упражнений с заданной амплитудой движения, преимущественно в разгрузочных исходных положениях (сидя, на коленях, на четвереньках)

Почитайте об оздоровительно – развивающих играх

1. Адашкявичене Э. И. Спортивные игры и упражнения в детском саду / Э. И. Адашкявичене. – М., 1992.

2. Козырева О. В. Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников: пособие для воспитателей и инструкторов физкультуры дошкольных образовательных учреждений / О. В. Козырева. – М., 2007.

Оздоровительно – развивающие игры при плоскостопии.

Игра «Каракатица»

Цель: Быстро пробежать этап, перекатывая стопами гимнастическую палку. Инвентарь: Деревянные или пластмассовые гимнастические палки. Содержание игры: Ребёнок принимает положение сидя на ягодицах, ноги вперед, согнуты в коленях, руки в упоре сзади. По сигналу взрослого «Марш!» ребенок, опираясь на кисти и пятки, начинает движение до поворота, разворачивается и возвращается обратно, не прекращая стопами перекатывать гимнастическую палку.

Игра «Дружные пальчики»

Цель: Быстро переложить карандаши в обруч.

Инвентарь: Карандаши и обручи.

Содержание игры: Вокруг обруча располагается. вся семья. Перед обручем на расстоянии 1-2 м разложены лоточки с десятью карандашами. По сигналу ведущего игроки берут пальцами стоп каждой ноги по карандашу, быстро доходят до обруча, опускают в него карандаши и бегом возвращаются к оставшимся. Если игрок в движении теряет карандаш, он останавливается, подбирает его и продолжает движение. Правила: Выигрывает тот, который первым завершают перенос карандашей.

Игра «Волшебные круги»

Цель: Двигаться по обручу, касаясь его только серединой стопы.

Инвентарь: Обручи. Содержание игры: По комнате разложены обручи. Участники игры стоят серединой стопы на обруче, спиной в центр, дети и родители приставными шагами идут по кругу, стараясь пальцами и пяткой не касаться пола.

Игра «Собачка»

Цель: Достать мяч. Инвентарь: Мяч. Содержание игры: Игроки встают в круг, и перебрасывают мяч друг другу, задача «собачки» — завладеть мячом, потерявший мяч сам становится «собачкой».

Для здоровых детей дошкольного возраста и детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья, данные игры использую как в завершении основной части занятия по физическому воспитанию.

Оздоровительно-развивающие игры помогают детям получать удовольствие, раскрепощать воображение, овладевать ценностями культуры, вырабатывать определенные навыки. Также способствуют формированию у ребенка осознанного отношения к собственному здоровью, способствуют развитию уверенности ребенка в собственных силах. В условиях ненапряженного соперничества приобретаются навыки сотрудничества и сопереживания, повышается рост самооценки ребенком своих поступков и самого себя.

«Оздоровительные игры для дошкольников».

Игры этой серии предназначены для профилактики утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками. Кроме релаксационной они выполняют коммуникативную, развлекательную и воспитательную функции.

«Цапля». Детям предлагается разуться и встать по сигналу в круг. Ведущий объявляет конкурс на лучшую цаплю. По сигналу дети должны правую ногу согнуть в колене, развернуть ее на 90 градусов по отношению к левой и прижать ступню к бедру левой ноги как можно выше. Руки на поясе. Глаза закрыты. Необходимо продержаться в таком положении как можно дольше. Дети, у кого это получилось, становятся водящими в подвижной игре «Лягушки и цапли». Игра «Цапля» тренирует вестибулярный аппарат и развивает способность концентрации внимания, а также всегда очень смешит детей.

«Парашютисты». Ведущий объявляет детям, что сейчас они потренируются в прыжках с парашютом. Предлагает согнуть руки в локтях и держать их у пояса, сжимая воображаемые стропы парашюта. Прыжок заключается в том, чтобы, не переставая «сжимать стропы», подпрыгивать вверх как можно выше, а опускаться как можно мягче. При прыжке нужно оттягивать носки ног вниз. При приземлении ноги должны работать как пружины. Приземление завершается мягким и глубоким приседанием. Без остановки движения из положения сидя на корточках совершается следующий прыжок. Дети по сигналу гонга в течение 45 секунд выполняют прыжки. Ведущий благодарит «парашютистов», отмечает каждого ребенка, а затем предлагает отдохнуть и помассировать мышцы ног. Это упражнение укрепляет связки и сухожилия в области стоп и лодыжек. Оно является профилактикой возможных падений (например, в гололед).

«Скоморохи». Детям предлагается поочередно каждой ногой шлепнуть себя сзади по ягодицам. При этом ноги как можно сильнее отбрасывать назад, чтобы удар пяткой по ягодицам был ощутим и слышен. Ассистент прислушивается, чьи шлепки будут громче. Задание выполняется по сигналу в течение 30 секунд. Эта игра тонизирует весь организм, развивает икроножные мышцы, делает гибкой поясницу.

«Тачка». Дети разбиваются по парам. Один встает на четвереньки и «превращается» в тачку. Для этого партнер берет его сзади за ноги и везет. Хозяин тачки должен ею умело управлять и по сигналу ведущего поворачивать вправо, влево, везти ее то быстрее, то медленнее. От тачки требуется полное послушание своему «хозяину». Ведущий оценивает, насколько эффективно взаимодействие в парах. Упражнение проводится в течение 30 секунд, затем партнеры меняются местами. Упражнение укрепляет мышцы рук и очень нравится детям, возбуждает их.

«Кошка». Ведущий предлагает детям опуститься на колени и упереться ладонями в пол. Сейчас мы будем изображать кошку. Сначала кошка недовольна. Она выгибает спинку как можно сильнее вверх. Теперь кошка потягивается. Спинка прогибается вниз. Движения должны быть энергичные, но в то же время плавные и грациозные. Движения чередуются в течение 2 секунд. Затем детям предлагается лечь на спину, быстро и грациозно переворачиваться то на один, то на другой бок, одновременно выполняя потягивающие движения руками и ногами на одном боку и сворачивающиеся движение на другом, как это делает кошка, когда очень довольна. Упражнение выполняется в течение 2 секунд. Ведущий благодарит детей. Самые грациозные кошки становятся водящими в игре «Кошки — мышки». Игра способствует эмоциональному подъему, создает чувство разнеженности и тренирует мышцы спины и брюшного пресса, развивая гибкость и силу.

«Гуси». Дети выстраиваются в одну шеренгу, приседают на корточки и по команде ведущего бегут гусиным шагом вразвалочку. Выигрывают самые резвые. Можно бежать, если не позволяет пространство, на месте. Игра укрепляет икроножные мышцы, тренируют сердечно-сосудистую систему.

«Бег в бумажном колпаке». По сигналу гонга дети встают в две команды. Каждый надевает на голову большой бумажный колпак или шапку. Шапка больше головы и бежать в ней будет непросто. По команде ведущего «Старт» дети бегут до финиша и обратно. Игра укрепляет мышцы шеи, развивает ловкость, способствует развитию координационных механизмов нервной системы.

Оздоровительные игры для детей дошкольников в доу.

Игры этой серии предназначены для профилактики утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками. Физическая и психическая составляющие в оздоровительных играх тесно взаимосвязаны.

Игры укрепляют различные группы мышц, тренируют вестибулярный аппарат, способствуют профилактике нарушений зрения и осанки. Непринужденность обстановки, свобода импровизации, возможность отступления от заданных правил, бесконечность вариаций, нацеленность педагога на создание у детей эмоционального подъема, отсутствие проигравших — все это создает у игроков состояние эмоционального комфорта.

Длительность игр зависит от их содержания и может занимать от 1 до 2 минут. Общая длительность игр в среднем составляет 4-6 минут. Проводить игры можно как с музыкальным сопровождением, так и без него. Но поскольку игровые задания строго ограничены по времени, требуется отчетливый, резкий звуковой сигнал (гонг).

Детям предлагается разуться и встать по сигналу в круг. Ведущий объявляет конкурс на лучшую цаплю. По сигналу дети должны правую ногу согнуть в колене, развернуть ее на 90 градусов по отношению к левой и прижать ступней к бедру левой ноги как можно выше. Руки на поясе. Глаза закрыты. Необходимо продержаться в таком положении как можно дольше. Дети, у кого это получилось, становятся водящими в подвижной игре «Лягушки и цапли». Игра «Цапля» тренирует вестибулярный аппарат и развивает способность концентрации внимания, а также всегда очень смешит детей.

Детям предлагается встать прямо, ноги поставить на ширине плеч. Затем наклониться вперед и упереться руками в пол. Руки и ноги при этом должны быть прямыми. Ведущий объявляет начало скачек. Кто самый резвый скакун? Для разминки детям предлагают идти сначала шагом на месте в течение 15-20 секунд. Ведущий благодарит детей и отмечает, что ходьба шагом у лошадок получается хорошо. Затем объясняет детям, что скакать они будут также на месте. Он определяет задачу: бежать как можно более резво, подпрыгивать выше и ритмичнее. По сигналу гонга дети изображают скачки в течение 1 минуты. По окончании скачек ведущий и ассистент называют грациозных «скакунов», быстрых, резвых и т. п., не забывая отметить каждого ребенка. В заключение благодарят всех детей за участие в игре.
Оздоровительный эффект этой игры заключается в массаже внутренних органов и укреплении костно-мышечной системы конечностей.

3. «Парашютисты»

Ведущий объявляет детям, что сейчас они потренируются в прыжках с парашютом. Предлагает согнуть руки в локтях и держать их у пояса, сжимая воображаемые стропы парашюта. Прыжок заключается в том, чтобы, не переставая «сжимать стропы», подпрыгивать вверх как можно выше, а опускаться как можно мягче. При прыжке нужно оттягивать носки ног вниз. При приземлении ноги должны работать как пружины.
Приземление завершается мягким и глубоким приседанием. Без остановки движения из положения сидя на корточках совершается следующий прыжок. Дети по сигналу гонга в течение 45 секунд выполняют прыжки. Ведущий благодарит «парашютистов», отмечает каждого ребенка, а затем предлагает отдохнуть и помассировать мышцы ног. Это упражнение укрепляет связки и сухожилия в области стоп и лодыжек. Оно является профилактикой возможных падений (например, в гололед).

Для выполнения этого упражнения нужно сесть на край стула. По сигналу дети наклоняют голову к плечам, поочередно слева направо и справа налево. Наклоны выполняются сильно и резко, так, чтобы при каждом наклоне достать ухом до плеча. Упражнение выполняется 20 секунд. По окончании ведущий благодарит детей и спрашивает, хорошо ли у них разогрелись ушки.
В этом упражнении разогреваются уши, а через нервные окончания в ушных раковинах возбуждается и весь организм. Кроме того, разрабатывается подвижность шейных позвонков.

5. «Скоморохи»

Детям предлагается поочередно каждой ногой шлепнуть себя сзади по ягодицам. При этом ноги как можно сильнее отбрасывать назад, чтобы удар пяткой по ягодицам был ощутим и слышен. Ассистент прислушивается, чьи шлепки будут громче. Задание выполняется по сигналу в течение 30 секунд. Эта игра тонизирует весь организм, развивает икроножные мышцы, делает гибкой поясницу.

Дети разбиваются по парам. Один встает на четвереньки и «превращается» в тачку. Для этого партнер берет его сзади за ноги и «везет». Хозяин тачки должен ею умело управлять и по сигналу ведущего поворачивать вправо, влево, везти ее то быстрее, то медленнее. От тачки требуется полное послушание своему «хозяину». Ведущий оценивает, насколько эффективно взаимодействие в парах. Упражнение проводится в течение 30 секунд, затем партнеры меняются местами. Упражнение укрепляет мышцы рук и очень нравится детям.

Ведущий предлагает детям опуститься на колени и упереться ладонями в пол. Сейчас мы будем изображать кошку. Сначала кошка недовольна. Она выгибает спинку как можно сильнее вверх. Теперь кошка потягивается. Спинка прогибается вниз. Движения должны быть энергичные, но в то же время плавные и грациозные. Движения чередуются в течение 2 секунд. Затем детям предлагается лечь на спину, быстро и грациозно переворачиваться то на один, то на другой бок, одновременно выполняя потягивающие движения руками и ногами на одном боку и сворачивающиеся движение на другом, как это делает кошка, когда очень довольна. Упражнение выполняется в течение 2 секунд. Ведущий благодарит детей. Самые грациозные кошки становятся водящими в игре «Кошки — мышки». Игра способствует эмоциональному подъему, создает чувство разнеженности и тренирует мышцы спины и брюшного пресса, развивая гибкость и силу.

8. «Пленники»

Дети делятся на две равные группы и встают шеренгами друг против друга. По сигналу гонга крайний игрок берет мяч и бросает его игроку напротив. Этот игрок бросает мяч следующему игроку напротив и т. д. Если играющий не поймает мяч, то он переходит «в плен» на противоположную сторону. Когда мяч дойдет до конца шеренги, его кидают обратно в таком же порядке. Побеждает та команда, в чью шеренгу перешло больше игроков. Игра проводится в течение 2 минут.
В этой игре развиваются глазомер, координация движений.

Дети выстраиваются в одну шеренгу, приседают на корточки и по команде ведущего бегут гусиным шагом вразвалочку. Выигрывают самые резвые. Можно бежать, если не позволяет пространство, на месте. Игра укрепляет икроножные мышцы, тренируют сердечно-сосудистую систему.

Дети встают на колени вдоль стартовой черты, повернувшись спиной к финишной черте. По сигналу движутся задом наперед, стараясь как можно скорее добраться до финиша, сохраняя прямолинейность движения. Игра способствует общему психомоторному развитию.

11. «Великаны».

Детям предлагается дойти до финиша гигантскими шагами, при этом ни в коем случае не переходить на бег. Побеждает самый быстрый.

12. «Бег в бумажном колпаке»

По сигналу гонга дети встают в две команды. Каждый надевает на голову большой бумажный колпак или шапку. Шапка больше головы и бежать в ней будет непросто. По команде ведущего «Старт» дети бегут до финиша и обратно. Игра укрепляет мышцы шеи, развивает ловкость, способствует развитию координационных механизмов нервной системы.

13. «Бег со связанными ногами»

Дети разбиваются по парам, встают боком друг к другу. В каждой паре один партнер связывает свою правую ногу с левой ногой другого. Затем они кладут по одной руке на плечи друг другу и бегут к финишу на «трех» ногах. Ведущий засекает время. Игра развивает координационные механизмы нервной системы.

Дети рассредоточиваются по площадке. Одному из них дается надувной шарик. Нужно перекидывать шарик друг другу, но при этом не двигаться с места, не отрывать ступни от пола. Тот, кто сдвинулся с места, выбывает из игры. Кто избегает игры (не ловит шарик) — выбывает из игры. Игра начинается по сигналу гонга. Игра способствует развитию статического равновесия.

15. «Послушный мячик»

Дети встают в две шеренги. По сигналу перекатывают мяч (диаметром 8 см) из своих ладошек, сложенных чашечкой в ладошки стоящему слева. Ни в коем случае нельзя передавать мяч по воздуху. Если кто передал мяч по воздуху или уронил его, выбывает из игры. Побеждает команда, в которой останется больше игроков. Игра способствует сплоченности детей.

16. «Бой петухов»

Детям предлагается встать на правую ногу, а левую поднять немножко назад и держать ее левой рукой за голень. Правую руку выдвинуть вперед. В такой позе, прыгая на правой ноге, нужно сразиться. Дети прыгают друг к другу и хлопают по правой ладони, затем также передвигаются к следующему. Кто оступился и встал двумя ногами — выходит из игры. Остаются игроки с наиболее выраженными «петушиными» данными. В игре развивается динамическое равновесие.

17. «Большой мяч»

Дети встают в круг, взявшись за руки. Водящий старается выбить большой мяч из центра круга ногами. Дети должны не пропускать мяч, отбивая его только ногами. Пропустивший мяч становится водящим.

Источник: «Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста» (Алямовская В.Г. Петрова С.Н.)

Оздоровительные игры для коррекции и профилактики нарушений здоровья детей в условиях дошкольного учреждения.

ИринаVIK
Оздоровительные игры для коррекции и профилактики нарушений здоровья детей в условиях дошкольного учреждения

МАДОУ г. Мурманскa № 32,

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ

Аннотация. В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей приобрела особую актуальность. В статье представлены ежедневные игры, которые способствуют коррекции и профилактике тех или иных нарушений здоровья в условиях дошкольного учреждения. Формирование осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у детей.

Ключевые слова: коррекционные игры, профилактика, здоровье, органы дыхания, зрения, опорно – двигательный аппарат, упражнения.

MАDOY q. Murmanska № 32 ,

GAMES FOR HEALTH

Annotation. Currently, the problem of prevention and correction of deviations in the health status of children has become particularly relevant. The article presents the daily games that contribute to the correction and prevention of various health disorders in a preschool. Formation of a conscious attitude to health and a healthy lifestyle among children.

Keywords: correctional game, prevention, health, respiratory, vision, support — locomotion, exercises.

На современном этапе развития общества в ДОУ уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образование — сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.

Решение данной задачи становиться невозможным без понимания того, что одним из определяющих факторов формирования здорового поколения, способного к активной деятельности, учению, труду, было и остается физическое воспитание.

Поэтому главными, актуальными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:

— охрана и укрепление здоровья детей;

— формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;

— создание условий для реализации потребности детей двигательной активности;

— воспитание потребности к здоровому образу жизни;

— обеспечение физического и психического благополучия.

Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств воспитания.

Здоровье – великое благо и важное условие, определяющее возможность полноценного физического и психического развития детей. Недаром народная мудрость гласит «Здоровье — всему голова!»

В настоящее время отмечается ухудшение в состоянии здоровья дошкольников, что ограничивает физический и психический потенциал будущего поколения. Наиболее распространены заболевания органов дыхания, опорно-двигательного аппарата, органов зрения, общее моторное отставание.

В силу объективных причин уменьшается мышечная нагрузка детского организма: современные родители большую часть времени уделяют интеллектуальному развитию детей (компьютерные игры, посещение кружков, поэтому не остается времени на подвижные игры и прогулки. А ведь именно в процессе игры, взаимодействуя друг с другом, дети познают окружающий мир, реализуют свои физические потребности, развивают свою эмоциональную сферу, приобщаются к народной культуре.

Игра занимает важнейшее место в жизни малышей. Упражнения, наполненные оздоровительным содержанием, объединённые игровым сюжетом, имеют огромное преимущество: интерес и желание детей выполнять их снова и снова. Разнообразие игр, которые лечат, очень широко. Игра для здоровья детей имеет колоссальное значение, также и для эмоционально – психического развития. Они должны вызывать у них живой интерес, развивать смекалку и сообразительность. Большой оздоровительный эффект оказывают игра на свежем воздухе, которая включает различные физические упражнения.

Сам ребёнок должен знать и понимать. Что главные факторы, помогающие сохранить и укрепить здоровье, – солнце, воздух и вода. Надо только умело ими пользоваться.

Я подобрала увлекательные и в тоже время эффективные с точки зрения оздоровления и профилактики игры и упражнения. Данную работу провожу систематически, совместно с родителями дошкольников. Коррекционные упражнения, динамические часы и паузы, которые я использую ежедневно в разных видах деятельности. Они доступны и интересны малышам. Игровая форма помогает установить связь между мотивами и задачей, развивает инициативу и самостоятельность, создает условия для неоднократного выполнения движений.

Упражнения по профилактике и коррекции заболевания органов зрения.

Упражнение по сортировке и нанизыванию бус – ребёнку дается задание выбрать сначала красные бусинки, потом желтые, зелёные, синие. Данное упражнение эффективно для повышения остроты зрения, развитию мелкой моторики рук, скоординированных действий рук, способствует формированию бинокулярного зрения, цветоразличения основных цветов.

Упражнение для активации работы мышц глаз – способствует снятию утомления, улучшает кровообращение, расслабляет мышцы. Фиксация взгляда прямо перед собой, на кончике указательного пальца, на носках левой и правой ноги, на правом и левом углу комнаты, на вершинах деревьев за окном. По 2-3 секунды, с повтором упражнения 4-5 раз.

Упражнение на фиксацию взгляда (разработано академиком В. П. Филатовым) – способствует развитию конвергенции, выработке бинокулярного зрения, координированной работе зрительного и двигательного анализаторов.

Тренажёры «Бабочка», «Маршруты для глаз» (офтальмотренажёр В. Ф. Базарного) — способствуют развитию восприятия и зрительно – двигательной моторной координации зрения, профилактике близорукости.

Упражнения, способствующие развитию общей и мелкой моторики.

«Передай мяч, ракетку, клюшку» — над головой, за спиной, перед грудью, под ногой, и другие.

«Барабан» — наклонись к ракетке, клюшке, мячу, лежащим на полу, побарабань пальцами, выпрямись.

«Забей мячик в ворота» — щелчком пальцев рук загнать мячик для пин — понга в ворота.

«Удержи мячик!» — удерживать мячик двумя пальцами рук с их сменой.

Благоприятные условия для сопряженного развития крупных и мелких мышц туловища создаются на динамический паузы, на которых мы развиваем быстроту, ловкость, координационные способности, игровые действия с ракетками, битами, мячами разного диаметра.

Упражнения по профилактике заболеваний опорно – двигательного аппарата.

Большое значение для формирования правильной осанки и развития двигательных навыков имеет развитие стопы. Предупреждение плоскостопия, которые может вызвать изменения не только в скелете стопы и ноги, но и нарушить совокупность скелетной структуры и работу всего организма. Предупредить заболевание можно путём упражнений, цель которых – развитие и укрепление мышц спины, груди, стоп и голени.

«Ловись рыбка». Руки положить вдоль туловища, правый носок оттянуть на себя. Согнуть правую ногу в тазобедренном суставе, затем в коленном и вернуться в и. п. То же выполнить левой ногой.

«Строим норку». Лежа на животе, пальцы рук сложить под подбородком, стопы поставит на носки. Слегка сгибая колени, пальцами ног «отгребать песок назад».

«Как стена». Дети под музыку свободно двигаются, по сигналу бегут к стене, занимают правильную позу. Ровную. Как стена. Плотно касаясь лопатками, пятками и ягодицами.

«Волк во рву» — чертиться две линии или два круга (один в другом). У детей на головах мешочки с песком или для усложнения пластмассовые кубики. По сигналу дети идут к противоположенной линии или пересекают ров. Водящий может «осалить» только того, у кого упал «груз».

«Кошка на прогулке» — положение детей колено – кистевое (на четвереньках). Расставить несколько ориентиров, обозначив их как приятное и не приятное для кошки (собака, блюдце с молоком, мясо, огурец). Дети ползают на четвереньках до ориентира и принимают позу – кошка сердитая (спину выгнуть вверх, голова опускается между рук) или кошка добрая (голову поднять спину прогнуть вниз).

«Лыжники». В руках две палки, кисти на уровне плеч. Выполняется ходьба, имитирующая передвижение лыжника. Выполняется произвольно или кто быстрее дойдет до финиша правильно.

«Японское приветствие» (работают грудные мышцы): ладони обеих рук сложены вместе на уровне грудных мышц; осуществляем давление ладонями в течении 10 секунд (плавно начинаем, плавно опускаем); далее отводим руки назад через стороны и выполняем несколько пружинистых движений руками навстречу друг другу.

«Замок» (работают мышцы спины): сидя или стоя; ладони обеих рук сцепить перед собой в замок; в течение 10 секунд осуществлять растягивание, как бы мы хотим разорвать «замок» обхватываем себя руками (обнять, растягиваем мышцы спины.

Дыхание – одна из важнейших функций человеческого организма, которая осуществляет основной газообмен, питание нервных и мышечных клеток кислородом, выведения наружу углекислого газа. Важно научить детей правильно дышать.

Упражнения по профилактике заболеваний органов дыхания.

Комплекс общей дыхательной гимнастики «Мы строим дом»

«Поднимаем кирпичи». И. п.: ноги врозь, руки опущены, пальцы расставлены. Выполнение:1-вдох, 2-наклон туловища вперёд, пальцы в кулак («Ух!», 3-вдох, 4- вернуться в и. п.

«Кладём раствор». И. п.: ноги врозь, руки на поясе, локти назад. Выполнение: 1- вдох, 2-3 – выдох, поворот туловища вправо (влево, мах правой (левой) рукой, назад, вперед («раз», 4 – и. п.

«Белим потолок». И. п. ноги врозь, руки опущены. Выполнение: 1- вдох – поднять правую руку, вверх – назад, 2-выдох – опустить, 3- вдох, поднять левую руку, вверх – назад, 4 – выдох, опустить.

«Наклеиваем обои». И. п.: основная стойка, руки согнуты в локтях на уровне пояса. 1-вдох, 2- выдох- подняться на носки, прямые руки вверх, 3- вдох, 4 – выдох, вернуться в и. п.

«Красим полы» — и. п.: стоя на коленях, руки согнуты в локтях, кисть в руках. Выполнение: 1- вдох, 2- туловище слегка наклонить вперёд, руки вытянуть вперёд, пальцы врозь «Жик», 3- вдох, 4- выдох, вернуться в и. п.

Все предложенные оздоровительные игры и упражнения можно использовать комплексно, так и индивидуально в течение всего дня. Главное их назначение направленно на психофизическое развитие, оздоровление и профилактику заболеваний детского организма. Игра, которая захватывает воображение детей, развивает их творческие способности, и в тоже время тренируется не только их тело, но и психика.

Список использованной литературы:

1. Бабенкова Е. А., Федоровская О. М. Игры, которые лечат. Для детей от 5 до 7 лет. -М.: ТЦ Сфера, 2009.- 64с. (Здоровый малыш).

2. Волошина, Л. Организация здоровье сберегающего пространства ДОУ/ Л. Волошина// Дошкольное воспитание. -2004.- № 1-с. 114-117.

3. Волошина, Л., Сокорева, Е. Развитие тонкой моторики средствами физических упражнений и подвижных игр / Волошина, Л., Сокорева, Е. // Дошкольное воспитание. -2011.- № 2 – с. 31 -35.

4. Седловская, И. М. Профилактика нарушений осанки и деформации позвоночника у дошкольников/ И. М. Седловская// Коррекционная работа. -2012.- № 5-с. 67-71

5. Соловьева, О. Обучая оздоровлять. / О. Соловьева// Детство. Отрочество. Юность. – 2012 — № 12 – с. 13 – 20.

Использование музыкальных распевок в младших группах ДОУ для профилактики речевых нарушений Нарушения звукопроизношения занимают особое место среди расстройств речи. Развитие звуковой стороны речи в онтогенезе проходит определенный.

Использование устного народного творчества в коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста. Консультация Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки,.

Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у детей Сл. 1 Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать.

Методы профилактики речевых нарушений у детей младшего возраста Причины речевых нарушений делятся на две группы: органические (расстройства в центральном или периферическом речевом аппарате) и функциональные.

Консультация для родителей «Подвижные оздоровительные игры для детей дошкольного возраста» Благодаря физическим упражнениям развивается и усовершенствуется организм человека. Их недостаток негативно влияет не только на опорно-двигательный.

Особенности нарушения речи у детей дошкольного возраста и роль детского дошкольного учреждения в их коррекции По данным мировой статистики, в последние годы число речевых расстройств в детском возрасте растет, в связи с чем актуальность профилактики.

Развитие мелкой моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях логопункта. Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Слайд 1. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал о том, что «ум ребенка находится.

Развитие социально-бытовых навыков у детей с ОНР дошкольного возраста в условиях пребывания социального учреждения А. С. Смирнова Областное государственное казённое учреждение социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей,.

Статья «Использование ИКТ в условиях дошкольного образовательного учреждения» В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегии развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для.

Значение театрализованной деятельности в коррекции речевых нарушений у детей с ОНР старшего дошкольного возраста Значение театрализованной деятельности в коррекции и речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи. Составила: Ртищева Елена Григорьевна,.

Картотека «Оздоровительные упражнения» для детей старшего дошкольного возраста.


Исследования показывают что, дети с нарушением опорно — двигательного аппарата имеют ряд специфических особенностей: они отличаются отставанием в физическом развитии, у них медленнее, чем у здоровых детей, происходит усвоение учебной программы, у таких детей замедлена моторика речи, наблюдается недостаточная сформированность всех компонентов речевой системы, координации движений, зачастую, им присущи недостаточная коммуникативная активность, слабо выраженные двигательные умения и навыки, за счет сниженной умственной работоспособности у детей затрудняется формирование познавательного опыта. Эти особенности часто сопряжены с недостаточным развитием восприятия, внимания, памяти.

Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей дошкольного возраста необходим особый двигательный режим, отличающийся разнообразием форм физического воспитания. Одной из таких форм является включение в организацию коррекционно – развивающей деятельности современных здоровьесберегающих технологий.

Целью проведения динамических пауз, гимнастики для глаз, пальчиковых игр и упражнений, коррекционных упражнений является повышение умственной работоспособности, обеспечение кратковременного активного отдыха перед занятиями, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения, мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кистей рук.

Данная картотека включает в себя игровые упражнения простые по содержанию, хорошо знакомые детям на различные группы мышц содержат элементы корригирующей гимнастики, психогимнастики, гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики. Продолжительность игровых оздоровительных упражнений для детей старшего дошкольного возраста не более 10 минут.

Основной целью использования педагогами или родителями в работе с детьми картотеки «Оздоровительные упражнения» является предупреждение мышечного и зрительного переутомления, а так же развитие памяти, мышления, воображения, восприятия, анализа, синтеза, глазо – двигательной координации, пальцевой моторики, кинестетических ощущений. Картотека «Оздоровительные упражнения» составлена в помощь педагогам дошкольного образовательного учреждения и родительскому сообществу.

Гимнастика для глаз

Цель: повышение двигательной активности; глазодвигательной координации; развитие артикуляционной моторики, силы воздушной струи.

«Солнечный зайчик»

Солнечный мой заинька,
Прыгни на ладошку.
Дети вытягивают вперед ладошку.
Солнечный мой заинька,
Маленький, как крошка.
Ставят на ладонь указательный палец другой руки.
Прыг на носик, на плечо.
Ой, как стало горячо!
Прыг на лобик, и опять
Прослеживают взглядом движение пальца, которым медленно прикасаются сначала к носу, вновь отводя вперед, затем последовательно дотрагиваются до одного плеча, лба и другого плеча, каждый раз отводя палец перед собой.
На плече давай скакать.
Вот закрыли мы глаза,
А солнышко играет:
Голова все время находится в фиксированном положении.
Щечки теплыми лучами
Нежно согревает.
Закрывают глаза ладонями.

Все больного навещают,
Переводят взгляд вверх-вниз, вправо-влево.
Все больного угощают:
Кто морошкой,
Кто черникой,
Кто сушенной земляникой.

Смотрит носик вправо-влево,
Резко перемещают взгляд вправо и влево.
Смотрит носик вверх и вниз.
Резко перемещают взгляд вверх и вниз.
Что увидел хитрый носик?
Ну, куда мы забрались?
Мягко проводят указательными пальцами по векам.

Каждый ребенок берет зайчика в руки или любой предмет

Зайка вправо поскакал,
Дети прослеживают движения зайчика взглядом, голова остается в фиксированном положении.
Каждый зайку увидал.
Зайка влево поскакал,
Каждый взглядом увидал.
Зайка – вправо, зайка – влево.
Ах, какой зайчонок смелый!

Комплексы коррекционных упражнений

Цель: способствовать повышению двигательной активности; укрепление сводов стопы; развитие двигательно–моторной координации.

«Плавание на байдарках»

Цели: укрепление мышечного корсета позвоночника, связочно-мышечного аппарата ног и рук.
И.п.: сидя на полу, ноги чуть согнуть в коленях, руки вы¬тянуть вперед. Лечь на спину и попробовать медленно сесть без помощи рук и снова лечь. Поплыли! Повторить 5 раз.

«Гусеница»

Цели: формирование правильной осанки, развитие координации движений в крупных мышечных группах рук и ног.
И.п.: встать на четвереньки, подтянуть колени к рукам, не отрывая ног от пола. А затем переставить обе руки одно¬временно вперед, как можно дальше. Так и передвигается гусеница в поисках еды. А теперь вы все – гусеницы. Поползли!

«Лягушки» («Лягушата»)

Цели: формирование правильной осанки, укрепление мышц нижних конечностей и мышц, участвующих в формировании свода стопы.

Вот лягушки по дорожке
Скачут, вытянувши ножки.
Ква-ква-ква!
Скачут, вытянувши ножки!

И.п.: встать на четвереньки, присесть, пальцами рук касаться пола. Колени развести, руки между коленями. Подпрыгнуть вверх и вернуться в и.п. (Второй вариант: с продвижением вперед).

Средь деревьев, на болотце,
Есть свой дом у лягушат.
Вот лягушки по дорожке
Скачут, вытянувши’ножки.
Ква-ква-ква, ква-ква-ква,
Скачут, не жалея ножки.

«Пингвины на льдинах»

Цели: формирование правильной осанки, укрепление мышечного корсета позвоночника, развитие координации движений в крупных мышечных группах нижних конечностей.

Бело-черные пингвины
Далеко видны на льдинах.
Как они шагают дружно?
Показать вам это нужно.
Оттопырили ладошки
И попрыгали -немножко.
А моржа вдруг увидали,

Руки вверх чуть приподняли
И быстрей на льдину зашагали.

Между ступнями зажаты маленькие кубики или мешочки с песком. Дети выполняют движения под речевое сопровождение.

Скачать полный материал

Авторы:
Меркулова Наталья Геннадьевна,
Бакулина Маргарита Анатольевна,
Мелентьева Лариса Валентиновна,
Пермякова Александра Алексеевна,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 27 «Лесовичок» городского округа Тольятти,
г. Тольятти, Самарская область

Статья размещена в авторской редакции

Adblock
detector