Пальчиковые игры для средней группы детского сада

Пальчиковые игры для дошкольников 3-5 лет.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация» и «Музыка»
Цели: формирование речи, пространственного мышления, внимания, воображения и мелкой моторики рук. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость.
(3-5 лет)
«Прилетели гули»
Прилетели гули,
Гули – голубочки.
Махать руками, как крылышками.
Сели на головку,
На головку дочке.
Положить руки на голову.
Ты, моя дочурка,
Помаши ладошкой.
Кыш – кыш – кыш!
Махать кистями рук, «прогоняя гулю»
«Шаловливые пальчики»
Дети, подняв ладошки, играют растопыренными пальчиками.
Потом пальчики прячутся-
Дети сжимают пальчики в кулачки. Повторить несколько раз:
«Играют – прячутся, играют – прячутся»

«Ножками затопали»
Ножками затопали,
шагать чётко, на каждую четверть
Зашагали по полу
топают ножками
Топ, топ, топ,топ,топ ,
Все ребята дружно стоп!
«Зайчики»
Спросить у зайчика: «Где, зайчонок, ты гулял?» и, держа игрушку в руках, ответить за него
Я под ёлочкой скакал
Вместе с новыми друзьями:
Белкой, мышкой, воробьями.
-Что же ты там делал
-Прыгал
-А как?
-Вот так.
Зайчик показывает детям, как надо прыгать: педагог, держа игрушку перед собой, прыгает на обеих ногах. Затем предлагает ребятам попрыгать под музыкальное сопровождение.
Дети прыгают на обеих ногах, руки свободны или согнуты в локтях. Можно на каждого ребёнка надеть заячьи ушки. Этот момент сразу повышает заинтересованность и активность детей.
«Бабушка»
Бабушка очки надела
Соединить большой и указательный пальцы каждой руки отдельно
И внучаток разглядела.
В «колёсико» приложить к глазам и посмотреть в «очки».

Встряхнуть кисти рук, сделать «очки» из разных пальцев.
Не торопить детей , если у них это не сразу получается.
Обязательно встряхивать кисти рук, чтобы сбросить мышечное напряжение
.
«Мы платочки постираем»
Мы платочки постираем,
Пальцы сжаты в кулачки
Крепко их потрём,
Тереть кулачком по кулачку
А потом повыжимаем,, «Выжимаем бельё»
Мы платочки отожмём.
А теперь мы все платочки
Свободными пальцами
Так встряхнём, так встряхнём.
Кисти вверх, вниз.
А теперь мы их погладим ,
«Гладим бельё»
Мы погладим утюгом.
Кулачок по ладони.
А теперь платочки сложим
Хлопать одной ладошкой
Эту стопку в шкаф положим.
Положить руки на колени.
«Кот Мурлыка»
Вот кот мурлыка ходит,
лёгкими , свободными кистями рук
выполняет движение«Кошечка»

Он всё за мышкой бродит
Мышка, мышка, берегись,
Погрозить пальчиком левой руки, затем правой.
Смотри, коту не попадись.
Сделать резкое движение пальцами обеих рук и сжать
«А-а-а-ам!»
пальцы в кулак.

«Наша бабушка».
Наша бабушка идёт
Шлепки по коленям лев., прав.
И корзиночку несёт.
«Корзиночка»
Села тихо в уголочек,
Руки на колени.
Вяжет деточкам носочек.
Вязать.
Вдруг котята прибежали
Кошечка.
И клубочки подобрали.
Где же, где мои клубочки,
Развести руками.
Как же мне вязать носочки?
Вязать.
«Тики-так»
/Работа над развитием звуковысотного слуха, голоса, чувства ритма./
(Исходное положение: все пальцы собраны в кулачок.
Педагог произносит в высоком регистре)

Тики-так, тики-так,
Указательные пальцы поднять вверх
Так ходики стучат.
И ритмично покачивать ими вправо-влево
(произносить в среднем регистре)

Туки-так, туки-так,
Пальцы широко, ладони друг к другу,
Так колёса стучат
скользить(в нижнем регистре)
Туки-ток, туки-ток
Сжать пальцы в кулаки и
Так стучит молоток.
Стучать кулачком по кулачку.
«Семья»
Этот пальчик-бабушка,
Указательным пальчиком левой руки дотронуться до большого пальца правой руки.
Этот пальчик-дедушка,
Дотронуться до указательного пальца,
Этот пальчик –мамочка,
Дотронуться до среднего,
Этот пальчик-папочка,
Дотронуться до безымянного,
А этот пальчик –я.
Дотронуться до мизинца.
Вот и вся моя семья!
Выполнить движение «фонарики» .
Дружная, крепкая!
Положить ладонь правой руки на ладонь левой руки и пожать её. Повторить, поменяв руки.

«Овечки»
На лугу стоят овечки,
Ушки, головой покачать.
Шерсть закручена в колечки,
Поочерёдно соединять с большим пальцем все остальные
А играет для овечек
(указательный, средний, безымянный и мизинец).
На свирели человечек.
Играть на дудочке.
«Раз, два, три, четыре, пять»
Раз, два, три, четыре, пять.
Сжимать и разжимать пальцы.
Вышли пальчики гулять.
Выполнять движение «фонарики».
Раз, два, три, четыре, пять.
Сжимать и разжимать пальцы.
В домик спрятались опять.
Сжать руки в кулаки.
«Побежали вдоль реки»
Побежали вдоль реки
Движение указательного и среднего пальцев обеих рук
Дети наперегонки.
по бёдрам и коленям (пальчики бегут)
«Капуста»
Что за скрип?
Сжимать и разжимать пальцы.
Что за хруст? Это что еще за куст?
Соединить основания ладоней, пальцы – «бутоном»,
покружить ими.

Как же быть без хруста?
Сделать из пальцев «шар»
Если я — капуста!
Мы капусту рубим,
Резкие движения прямыми кистями вверх и вниз.
Мы морковку трем
Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, тереть кулачки друг о друга.
Мы капусту солим,
Движения пальцев имитирующие посыпание солью.
Мы капусту жмем.
Интенсивно сжимать пальцы обеих рук в кулаки.
«Снежок»
Белый снег пушистый
Ритмично, плавно опускать руки вниз.
В воздухе кружиться.
Выполнять круговые движения кистями рук.
И на землю тихо
Ритмично, плавно опускать руки вниз.
Падает, ложится.
А потом, а потом
Имитация сгребания снега.
Мы из снега слепим ком.
Выполнять движение «пирожки»
Ух!
Бросить снежок вперед.

«Шарик»
Надувают шарик быстро
Пальцы обеих рук собраны в одну щепотку
Постепенно раздвигать их, не отрывая друг от друга.

Он становится большой.
Медленно развести руки в стороны.
Вдруг шар лопнул,
Хлопок в ладоши.
Воздух вышел,
Подуть на сложенные ладони.
Стал он тонкий и худой.
Снова собрать пальцы в щепотку.

Картотека (средняя группа) на тему:
Пальчиковые игры для средней группы.

Предварительный просмотр:

Пальчиковая гимнастика Средняя группа

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики, начиная

Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)

Листья березы, (Загибают пальчики, начиная

Листья рябины, с большого)

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем. («Шагают» по столу пальчиками.)

Пальчиковая гимнастика Средняя группа

У Лариски — (По очереди разгибают пальчики из

Две редиски. кулачка, начиная с большого, на одной

У Алешки — или обеих руках.)

Два зеленых огурца.

Да еще у Петьки

Две хвостатых редьки.

Пальчиковая гимнастика Средняя группа

Будем мы варить компот, (Левую ладошку держат «ковшиком»,

Фруктов нужно много. Вот: указательным пальцем правой

Будем яблоки крошить, (Загибают пальчики по одному,

Грушу будем мы рубить. начиная с большого.)

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот. (Опять «варят» и «мешают».)

Угостим честной народ.

Пальчиковая гимнастика Средняя группа

Раз, два, три, четыре, пять, (Пальчики обеих рук

«здороваются», начиная с больших.)

В лес идем мы погулять. (Обе руки «идут» пальцами по столу.)

За черникой, (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

Пальчиковая гимнастика Средняя группа

На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши и

Куклы Танины сидят: стучат кулачками.)

Два медведя, Буратино, (Загибают поочередно все пальчики.)

И веселый Чипполино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять. (Разгибают поочередно пальчики.)

Помогаем нашей Тане (Попеременно хлопают в ладоши

Мы игрушки сосчитать. и стучат кулачками.)

Пальчиковая гимнастика Средняя группа

Посчитаем в первый раз, (Попеременные хлопки ладонями и

Сколько обуви у нас. удары кулачками по столу.)

Туфли, тапочки, сапожки (На каждое название обуви загибают

Для Наташки и Сережки, по одному пальчику, начиная

Да еще ботинки с большого.)

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

Пальчиковая гимнастика Средняя группа

Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики по одному)

Много мебели в квартире. (Сжимают и разжимают кулачки.)

В шкаф повесим мы рубашку, (Загибают пальчики)

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидит чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили. (Попеременно хлопают в ладоши

Много мебели в квартире. и стучат кулачками.)

Пальчиковая гимнастика Средняя группа

Раз, два, три, четыре, (Удар кулачками друг о друга.)

Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой

Чайник, чашку, ковшик, ложку (Загибают пальчики по одному )

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой.)

Только чашку мы разбили, (Загибают пальчики по одному )

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали. (Удар кулачками друг о друга.)

Пальчиковая гимнастика Средняя группа

Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Мы с тобой снежок слепили . («Лепят», меняя положение ладоней.)

Круглый, крепкий, (Показывают круг, сжимают ладони,

очень гладкий. гладят одной ладонью другую.)

И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальчиком.)

Раз — подбросим. (Подбрасывают воображаемый снежок.)

Два — поймаем. (Ловят воображаемый снежок.)

Три — уроним (Роняют воображаемый снежок.)

И. сломаем. (Топают.)

Пальчиковая гимнастика Средняя группа

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики по одному.)

Мы во двор пришли гулять. («Идут» пальчиками.)

Бабу снежную лепили, («Лепят» комочек двумя ладонями.)

Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальчиками.)

С горки мы потом катались, (Ведут указательным пальцем

правой руки по ладони левой руки.)

А еще в снегу валялись. (Кладут ладошки на стол то одной,

то другой стороной.)

Все в снегу домой пришли. (Отряхивают ладошки.)

Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой;

Пальчиковая гимнастика Средняя группа

Сколько птиц к.кормушке нашей (Ритмично сжимают и

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей, ( На каждое название птицы

Шесть щеглов и голубей, загибают по одному пальчику.)

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек. (Опять сжимают и разжимают

Пальчиковая гимнастика Средняя группа

Сидит белка на тележке, (Хлопки ладонями и удары кулачками

Продает она орешки. друг о друга попеременно.)

Лисичке-сестричке, (Загибают по одному пальчику)

Кому в платок, (Ритмичные хлопки ладонями

Кому в зобок, и удары кулачками.)

Т Пальчиковая гимнастика Средняя группа

Что принес нам почтальон? (Сжимают и разжимают кулачки.)

С толстой сумкой ходит он. («Шагают» пальчиками по столу.)

Перевод, журнал, газету, (Загибают по одному пальчику)

В бандероли — две кассеты

И письмо от тети Вали,

Чтоб ее приезда ждали.

Пальчиковая гимнастика Средняя группа

Есть игрушки у меня: (Хлопают попеременно в ладоши)

Паровоз и два коня, (Загибают пальчики на обеих руках.)

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъемный кран —

Сколько вместе? (Хлопают попеременно в ладоши и

Как узнать? ударяют кулачками друг о друга.)

Пальчиковая гимнастика Средняя группа

Прилетела к нам вчера (Машут ладошками.)

А за нею шмель-шмелек (На каждое название насекомого

И веселый мотылек, загибают один пальчик.)

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза. (Делают кружочки из пальчиков

и подносят к глазам.)

Пожужжали, полетали, (Машут ладошками.)

От усталости упали. (Роняют ладони на стол.)

Пальчиковая гимнастика Средняя группа

Жил да был один налим, (Ладони сложены, плавные движения

ими, имитирующие движения плавников.)

Два ерша дружили с ним. (Ладони раздвинуты; движения двумя

Прилетали к ним три утки (Руки сложены накрест,

По четыре раза в сутки взмахи ладонями.)

И учили их считать: (Сжимать и разжимать кулачки.)

Раз, два, три, четыре, пять. (Загибать пальчики,

начиная с большого.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование пальчиковых игр в средней группе.

Жили-были два цветочка,Жили-были два листочка,Жили-были два грибочка,Жили-были два пенечка.

Домашние животные. Потеряла крольчиха крольчат, а крольчата лежат и молчат: За кадушкой – один. За кормушкой – один. Под листом – один, под кустом – один. Как детей .

В данном материале представлена подборка пальчиковых игр для детей среднего возраста по темам недели на весь учебный год, в соответствии с требованиями ФГОС.

Картотека составлена состветственно каждому времени года:зима, весна, лето, осень. Все доступно описано. У меня она распечатанна на бумаге разных цветов: зима — белая, весна — зеленая, лето — красная.

Благодаря развитию мелкой моторики рук мозг малыша получает стимул к активному развитию, анализу и обработке информации.Вот почему детской пальчиковой гимнастикой нужно целенаправленно заниматься.

Пальчиковые игры для детей 4-5 лет в детском саду: картотека воспитателю и родителям.

Пальчиковые игры одновременно решают несколько задач. Их можно использовать, когда есть необходимость успокоить ребенка или развлечь его так, чтобы он не помешал окружающим. Одновременно с этим такие занятия развивают у детей мелкую моторику, речь, внимание, память, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве, что тоже пригодится затем в процессе школьного обучения. Поэтому специально для вас мы подобрали картотеку пальчиковых игр для детей 4-5 лет, в которые можно играть в детском саду и дома.

Как играть в пальчиковые игры?

Для достижения желаемого результата нужно обратить внимание на некоторые особенности проведения пальчиковых игр.

  • Игру нужно проводить, просто общаясь с ребенком, а не в форме специального занятия.
  • Для детей 4-5 лет важна регулярность занятий, т.е. к играм нужно прибегать не от случая к случаю, а каждый день.
  • Сами по себе игры занимают непродолжительное время (2-5 минут), но важно, чтобы ребенок во время игры не отвлекался на посторонние предметы, какие-либо другие внешние раздражители.
  • Для детей 4-5 лет пальчиковая игра может быть способом переключения внимания ребенка на игру, вариантом смены вида деятельности.

Детские пальчиковые игры про семью

Семья

А у нас семья живет: (хлопнуть в ладоши, стукнуть кулачками друг о друга)
Двое встали у ворот, (загибать большие пальцы)
Две Настюшки съели плюшки, (загибать указательные пальцы)
Два Антона (загибать средние пальцы)
Сидят дома,
Два учиться захотели, (загибать безымянные пальцы)
Двое плачут в колыбели. (загибать мизинцы)

Моя семья

Как я рад, что у меня (поднять руку ладонью к себе, затем загибать пальцы при перечислении)
Дома милая семья:
Папа, мама, я, сестричка,
Братик — мальчик-невеличка.

Моя семья

(Пальцы сгибают по очереди, начав с большого, потом крутят кулачком)

Один пальчик — дедушка,
Другой пальчик — бабушка,
Средний пальчик — папочка,
Ну, а этот — мамочка,
Самый младший — я,
Это вся моя семья!

Пальцы гуляют

(Сжимать-разжимать кулачки, пошевелить пальцами, затем на счет загибать их по одному)

Раз, два, три, четыре, пять —
Хотят пальцы погулять.
(Пошевелить всеми пальчиками одновременно.)
Большой палец видит крошку,
Указательный — гармошку.
Средний будет веселиться,
Безымянный пьет водицу.
Самый маленький не спит,
А вокруг себя глядит.

Игры про домашние заботы и обязанности

Помогаю маме

Мыл посуду наш сыночек.
Вымыл кружки, миски, ножик.
Вытер вилки и тарелки —
Убежал играть в горелки.
(Выполнять имитирующие движения по тексту)

Мамины помощники

(Движения показывать в соответствии с текстом)

Мы — мамины помощники,
Ей будем помогать.
Помоем всю посуду
И приберем кровать.
Белье перестираем,
Повесим посушить,
А вечером все вместе
Мы сможем чай попить!

Моем посуду

(сначала ударять кулачками друг о друга, выполнить круговые движения ладошкой по ладошке, затем на счет предметов загибать пальчики)

Раз, два, три, четыре,
(ударять кулачками)
Мы посуду всю помыли:
Вилки, миски, поварешки,
Сковородочки и ложки.
Мы посуду всю помыли,
Только чашечку разбили,
Ножик тоже поломался,
У солонки бок остался.
Чайник чуточку сломали,
Дружно маме помогали.

Игры про тело ребенка

Гармонь

Стенка, стенка (показывать на щеки)
Потолок (лоб),
Две ступеньки (пальчиками «пошагать» по губам)
И звонок. (нос)
— Дзынь! (надавить на нос)
Хозяин дома?
— Дзынь! (надавить на нос)
Гармонь готова?
— Дзынь! (надавить на нос)
Поиграть можно? (легонько пощекотать ребенка)

Это наши глазоньки. Вот, вот. (показать глаза)
Это наши ушки. Вот, вот. (показать уши)
Это носик, это рот. (показать нос, рот)
Сзади спинка. Здесь живот. (показать спину, живот)
Рученьками хлоп-хлоп. (хлопнуть в ладоши)
Ноженьками топ- топ. (топнуть ногами)
Ох, устали, вытрем лоб! (провести ладонью по лбу)

Лицо

Лес, (показать на волосы)
Поляна, (лоб)
Горка, (провести пальцем по носу)
Яма. (ребенок открывает рот)
Обрыв (показать пальцем на подбородок)
Взрыв. (легко пощекотать по шее)

Игры для пробуждения ребенка

С добрым утром

Здравствуйте, глазоньки. (показать на глаза, посмотреть в «бинокль»)
Вы проснулись?
Здравствуйте, ушечки. (показать на ушки, прислушаться)
Вы проснулись?
Здравствуйте, рученьки. (показать на ручки, хлопнуть в ладоши)
Вы проснулись?
Здравствуйте, ножечки. (показать на ножки, топнуть)
Вы проснулись?
Здравствуй, солнышко. (посмотреть вверх, улыбнуться)
Я проснулся? Сладко потянулся. (потянуться)

Игры о времени суток

Часы

(Имитировать движения по тексту).

Если бьет девятый час,
Пальцы моются у нас.
Если бьет десятый час,
Пальцы в сад идут у нас.
Если бьет уж первый час,
Пляшут пальчики у нас.
Если бьет уж третий час,
Пальцы прыгают у нас.
Если бьет четвертый час,
Пальцы плавают у нас.
Если бьет девятый час,
Пальцы кушают у нас.
Если бьет десятый час,
Пальцы спать идут у нас.

Игры про одежду и одевание

Обновка

Скорей, скорей,
Быстрей, быстрей —
Давно пора сшить Ане
Новое платье.
Бери быстрей иголку —
И мы сошьем обновку! (в начале руки сжаты, затем на каждое слово разгибается по одному пальцу)

Одежда, обувь, головные уборы

Катя варежку надела:
«Ой, куда мой пальчик делся?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал». (сжимать кулачок)
Катя варежку сняла: (все пальцы разжать, кроме большого)
«Посмотрите-ка, нашла! (разогнуть большой палец)
Ищешь, ищешь да найдешь, (сжать пальцы в кулачок, отогнуть большой палец)
Здравствуй, пальчик, как живешь?»

Обувь

1. Раз, два, три, четыре, пять.
Надо обувь сосчитать:
Раз — туфли, (загибать пальцы по очереди)
Два — сапожки,
Три — ботинки,
Четыре — босоножки
И, конечно, тапки — пять.
Ножкам надо отдыхать.

Как у нашей кошки

(загнуть по одному пальчику, начиная с больших на двух руках вместе, считая каждое название обуви)

Как у нашей кошки
На лапках САПОЖКИ.
Как у нашей свинки
На ногах БОТИНКИ.
Как у пса на лапках
Зеленые ТАПКИ.
А козленок маленький
Надевает ВАЛЕНКИ.
А у сына Вовочки —
Новые КРОССОВОЧКИ.
Вот так. Вот так. (похлопать)
Новые кроссовки.

Обувь дружно посчитаем
Потихоньку поиграем.
(хлопать в ладоши и ударять кулачками по столу, затем перечисляя обувь загибать по одному пальцу)
Туфельки и тапочки
Моей любимой мамочки,
Ботинки и сапожки
Нашего Сереженьки,
А маленькие валенки
Малютки нашей Вареньки.

Ботинки

Ах, повсюду мы вдвоем
Неразлучно идем.
(средним и указательным пальцами «пошагать» по столу)
Мы гуляли по лугам,
По речным берегам,
И по лестнице сбегали,
Вдаль по улице шагали,
Залезали под кровать,
(загнуть пальцы по одному)
Чтобы там тихонько спать.
(положить ладони на стол)

Разные детские пальчиковые игры

Комнатные растения

Хризантемы (руками показывать действия по тексту)
Ах! Какие хризантемы!
Мы сорвем их без проблемы.
Ух! Охапку мы набрали!
Эх! Прихватим и для Вали!
Эхе-хе… цветов не стало.
Их и раньше было мало…
Ох! Зачем мы их сгубили?
Ведь не мы же их растили!

Мак

На пригорке вырос мак (пальцы сложить в бутон)
Он склонил головку так. (наклонить руку)
Бабочка над ним порхает,
Быстро крыльями мелькает. (кисти рук перекрестить, помахав как бабочка крылышками)

Воспользовавшись нашей картотекой детских пальчиковых игр, вы легко сможете не только занять ребенка, чтобы он передохнул, успокоился, но и в легкой, ненавязчивой форме будете развивать его фантазию, речь, внимание.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Организация и проведение пальчиковой гимнастики в средней группе детского сада.

Ребятишки в детском саду занимаются самыми различными видами игр и упражнений, в том числе гимнастикой для пальчиков. некоторые взрослые считают эти занятия забавой, развлечением, но учёными давно доказано: развитие мелкой моторики рук напрямую связано с интеллектуальным и речевым развитием ребёнка. Именно поэтому в дошкольных учреждениях уделяют большое внимание пальчиковой гимнастике и играм для пальчиков и ладошек.

Значение пальчиковых упражнений для развития дошкольников

Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика — вид детской двигательной деятельности, главными целями которых являются:

  • развитие мелкой моторики кисти, ладони и пальцев;
  • совершенствование и обогащение тактильных ощущений;
  • развитие навыков манипулирования мелкими предметами и выполнения действий с ними.

В отличие от игр, пальчиковая гимнастика имеет более чёткую, фиксированную структуру, предполагает выполнение действий в определённом порядке, по образцу, показанному педагогом, включает в себя элементы самомассажа. Но поскольку пальчиковые игры увлекательны, динамичны и имеют большое влияние на развитие эмоциональной сферы дошкольников, их также можно использовать в ходе организованной образовательной деятельности как разновидность лёгкой гимнастики для ладоней и пальцев.

Чем же так полезны упражнения для пальчиков и ладошек в дошкольном возрасте? Всем известная фраза В. А. Сухомлинского «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» раскрывает одну из основных задач этих упражнений: способствовать развитию интеллекта, познавательной активности, любознательности малыша.

В отличие от взрослых детишкам, чтобы получить полное представление о предмете, мало увидеть его. Им необходимо потрогать, опробовать его в действии, узнать, твёрдый он или мягкий, гибкий или нет, какие игровые действия с ним можно выполнять, издаёт ли он звуки, приятен ли на ощупь. Вся полученная информация передаётся от пальцев мозгу, стимулируя его усиленную работу.Занимаясь с малышом пальчиковой гимнастикой, мы развиваем его руки как инструмент активного исследования окружающего мира.

Тактильные ощущения, получаемые детьми с помощью рук, дают им не меньше представлений об окружающем мире, чем зрение

Однако, кроме такой важной задачи, пальчиковая гимнастика преследует и ряд других, не менее значительных:

  • Развитие речи. Педагоги и психологи отмечают, что чем больше ребёнок занимается упражнениями на развитие мелкой моторики, тем быстрее он начинает говорить, используя в речи полные предложения, активнее включает в речь прилагательные, глаголы, слова на описание эмоционального состояния своего и окружающих.
  • Укрепление здоровья. На ладонях и пальцах расположены биологически активные точки, воздействуя на которые повышают иммунитет, сопротивляемость детского организма различным заболеваниям.
  • Улучшение процессов мышления (памяти, внимания). Этому способствуют и сами двигательные упражнения, и стихотворные либо прозаические тексты, которыми сопровождается гимнастика.

Отмечают положительное воздействие пальчиковой гимнастики и на психику детей. Гиперактивных и возбудимых она успокаивает, слишком застенчивым и неуверенным в себе малышам позволяет раскрыться, почувствовать себя свободнее, раскованнее в коллективе.

Если пальчиковая гимнастика приносит радость, то она полезна вдвойне: и для умственного развития, и для формирования эмоциональной сферы ребёнка

Принципы организации гимнастики для пальчиков и ладошек

При проведении пальчиковой гимнастики в средней группе детского сада, воспитателю следует опираться как на общие принципы, используемые в организации деятельности воспитанников, так и на особенности психики и физиологии детей пятого года жизни.

Организация гимнастики строится на принципах:

  • Систематичности и постепенности. Занятия гимнастикой проводятся регулярно, с постепенным усложнением и обязательным повторением упражнений.
  • Комфортности и добровольности. Занятия должны приносить детям удовольствие, радость, а участие в них всегда свободное, по желанию детей. Чтобы дети с интересом восприняли гимнастику и активно в ней участвовали, педагог использует различные приёмы: художественное слово; привлечение игрового персонажа; красочную атрибутику (яркие мячики, колпачки с «портретами» зверят, сказочных героев.
  • Доступности и посильности. Все материалы (стихи, потешки, иллюстрации, картинки), которые использует воспитатель, должны соответствовать возрасту детей, быть им знакомы, понятны, чтобы не вызвать заминки и не снизить динамичность игры.
  • Индивидуального подхода. Детям средней группы, в отличие от младшей и ясельной, уже нет необходимости в том, чтобы педагог каждый аз обучал их упражнениям, беря ручку ребёнка в свою и манипулируя его пальчиками. Четырёхлетние вполне могут повторить движение, которое им покажут 1–2 раза. Но воспитатель должен держать всех ребятишек в поле зрения, и если у кого-то из них некоторые упражнения вызывают трудности, или же дети неправильно выполняют их, следует провести работу с такими детьми, чтобы закрепить правильное положение пальцев во время упражнения. Это поможет малышам и в других видах деятельности (научит правильно держать ложку, карандаш, манипулировать предметами в играх).

Соблюдение таких принципов поможет педагогу провести этот вид деятельностис наибольшей пользой для малышей, увлекательно и в нужном темпе.

При проведении гимнастики для пальчиков в средней группе необходимо обращать внимание на синхронизацию движений обеих рук, тогда как годом раньше дети могли выполнять движения (катать мячик по ладошке, «ходить» пальчиками по дорожке) одной рукой. Для этого малышей учат выполнять движение сперва одной (правой) рукой, потом другой, а потом двумя вместе. В гимнастику включают как можно больше упражнений на взаимодействие рук: постукивания, поглаживания, похлопывания, соединение пальчиков попарно. Действия обязательно выполняют или одновременно, или двумя руками поочерёдно, для чего иногда текст необходимо повторить дважды. Ограничиваться выполнением упражнений одной рукой нельзя.

В средней группе перед педагогом ставится новая задача: научить малышей согласовывать движения обеих рук

Подготовка и проведение пальчиковой гимнастики

Чтобы эффективно провести упражнения, педагогу необходимо продумать следующие моменты:

  • Оборудование, атрибуты. В настоящее время атрибуты для пальчиковой гимнастики и игр можно найти в интернете, распечатав и вырезав колпачки, мини-маски зверят и других персонажей. Для прочности и лучшей сохранности атрибуты из бумаги стоит обклеить скотчем или прозрачной самоклеящейся плёнкой. Рельефные и «колючие» массажные мячики тоже готовят заранее и предварительно знакомят с ними детей, чтобы во время гимнастики малыши не отвлекались на их исследование и рассматривание. Широко используют и природный материал: каштаны, грецкие орехи.
  • Научная информация. Поскольку гимнастика для пальцев и ладоней проводится с элементами самомассажа и точечного массажа, то педагогу необходимо получить консультацию медсестры дошкольного учреждения, выяснив, как правильно её проводить. Если точечный массаж и пальчиковая гимнастика входит в систему закаливающих процедур дошкольного учреждения, в кабинете медсестры хранятся схемы их проведения с указанием последовательности упражнений и точек воздействия для всех возрастных групп.
  • Текст, которым сопровождается гимнастика. Он может быть как в стихах, так и в прозе. Придумать текст педагог может самостоятельно либо использовать наработки коллег, рекомендации методиста, медицинской сестры. Если гимнастика (массаж) представлены в виде перечня упражнений без текста, вполне приемлемо сопроводить их не стихами, а прозой в соответствии с содержанием гимнастики. Произносить текст нужно не спеша, выразительно, эмоционально, чтобы дети успевали выполнять упражнения и были заинтересованы тем, что делают. Особый интерес детворы вызовет гимнастика или массаж, если творчески работающий воспитатель придумает к ним небольшую сказку.

Таблица: массаж каштанами в сопровождении текста со сказочным сюжетом «Приключения каштанчика»

Каштан, орех, шестигранный карандаш — все эти предметы при умелом использовании помогут малышам развивать моторику рук

Правила проведения пальчиковой гимнастики

С новой гимнастикой или массажем пальцев детей знакомят в такой последовательности:

  • Педагог обращает внимание на игрушку, иллюстрацию, которая соответствует тематике гимнастики, сообщает, что они познакомятся с новыми упражнениями. Можно привлечь игрового персонажа (Незнайку, Матрёшку) и предложить детям разучить гимнастику вместе с ними.
  • Воспитатель неторопливо читает стихотворный текст, потешку, последовательно демонстрируя детям упражнения.
  • Дети выполняют гимнастику, воспитатель читает текст и одновременно показывает движения повторно.
  • Педагог подводит итог, хвалит детей, обращает их внимание на то, какими ловкими и умелыми станут их пальчики, если будут всегда так старательно делать упражнения.

Если гимнастика уже знакома детям, педагогу следует поощрять их самостоятельность, поддерживать желание частично произносить стихотворные тексты, припоминать последовательность упражнений. Есть в этом виде деятельности и место для творчества и фантазирования: ребятишки могут под руководством воспитателя изготовить некоторые атрибуты, колпачки для пальцев, придумать новые движения, раскрывающие характер того или иного героя. После проведения упражнений дети могут поиграть с персонажами, свободно развивая сюжет, выполнить несколько несложных действий (герои ходят, танцуют, встречаются, общаются).

Яркие, красочные и доступные атрибуты — верный залог высокого интереса дощкольников к пальчиковым упражнениям

Чтобы привить детворе любовь к самостоятельным пальчиковым играм, воспитатель должен расположить оборудование для них на видном месте и предоставить к нему свободный доступ. Также можно давать детям для самостоятельных занятий каштаны, грецкие орехи, маленькие мячики, крупные бусы на крепко завязанной тесьме. А вот горох, фасоль и прочие мелкие материалы для самостоятельной деятельности малышам не дают, поскольку эти предметы могут представлять опасность для здоровья. С ними ребята занимаются под строгим контролем взрослого.

При проведении гимнастики и самомассажа не следует забывать важных правил:

  • Детей необходимо настроить, организовать, переключив их внимание с других видов деятельности.
  • Начинают упражнения всегда с разогрева рук, ладоней, лёгкого поглаживания до появления ощущения тепла.
  • Упражнения выполняют 3–5 раз двумя руками или поочерёдно правой и левой.
  • Необходимо следить за правильным положением кисти, пальцев, точным выполнением движений.
  • Педагог выполняет все упражнения вместе с детьми, подстраиваясь под темп группы. С теми, кто не успевает, проводится индивидуальная работа.
  • Во время гимнастики дети должны быть расслаблены, в хорошем настроении. Этому способствует мягкий, доброжелательный тон педагога. Рекомендуется использование тихой, спокойной музыки, которая не мешает восприятию слов.
  • Отдельное занятие одной пальчиковой гимнастикой длится не более 5–6 минут, иначе дети заскучают и потеряют к нему интерес. Если же воспитатель вводит гимнастику в образовательную деятельность (НОД), то можно взять 2–3 комплекса и равномерно распределить их в течение занятия. В таком случае гимнастику сокращают до 2–3 минут за счёт исключения вводной и итоговой части. Более 3 разных видов гимнастики в средней группе может быть использовано на тематическом занятии о пальчиковых играх или же на открытом занятии, целью которого педагог ставит познакомить коллег именно с этим видом работы.
  • Разученные комплексы повторяют в течение учебного года, постепенно усложняя (увеличивают количество повторов, точность движений). В то же время добавляют новые, более сложные комплексы.

Формы проведения гимнастики:

  • Фронтальная (со всеми детьми группы). Эффективна во время разучивания, на занятиях по изобразительной деятельности, во время прогулок на свежем воздухе.
  • Подгрупповая. Проводится с частью группы (5–8 человек) во время, отведённое для свободных игр в помещении по желанию детей. Не занятые гимнастикой дети привлекаются к другим видам деятельности под присмотром помощника воспитателя или самого педагога (рисуют, играют с конструктором, игрушками, рассматривают книги, иллюстративный материал).
  • Индивидуальная. Упражнения выполняют 1–2 детей под контролем педагога. Индивидуально работают чаще всего с детьми, которые испытывают трудности при фронтальном и подгрупповом проведении.

Со всей группой детей гимнастику проводят чаще на занятии, а с подгруппой — в свободное от них время

Пальчиковые игры.

Для чего нужны пальчиковые игры?

Как проводить занятия?

Теперь и сами игры из наших тетрадок.

Считалочка


Считаем овощи


Тычет рожками улитка — (большой палец правой руки придерживает средний и безымянный; указательный и мизинец — прямые)
Заперта в саду калитка (тычет «рожками» в ладонь левой руки)
Отвори скорей калитку, (левая рука «открывает» калитку)
Пропусти домой улитку (правая рука «проползает»).

Зимний лес


Снежный пирог


спасибо,очень нужная информация,добавляю в избранное!

Спасибо! Берем на вооружение!

Очень интересно)) и познавательно))

С детства еще помню как мама нам показывала «Сороку-белобоку»))))

Игра «Пять утят «Пять утят плывут вперёд,
На берегу их мама ждёт,
(Одна из рук — «мама утка» — стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука — утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к «утке».
Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят)

Но только четверо утят
Вернулись к мамочке назад.
(постепенно пальцы загибаются)
Четверо утят плывут.
Трое утят плывут.
Двое утят плывут.
Вот один плывёт вперёд,
На берегу его мама ждёт,
(На слова «На берегу их мама ждёт» «киваем» кистью руки («мамой-уткой»).
И сразу пятеро утят
Вернулись к мамочке назад.
\\\\\\\\\\\\
Игра «Два козленка»(На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные).
Как-то раз к кому-то в гости
Шёл козлёнок через мостик,
(Держим кисти горизонтально, сближаем руки).
А навстречу шёл другой,
Возвращался он домой.
(На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха).
Два рогатых глупых братца
Стали на мосту бодаться,
Не желая уступить
И другого пропустить.
Долго козлики сражались,
Разбегались и толкались.
Вот с разбега лбами — бух!
(На слово «бух» — хлопаем в ладоши).
И с моста в водичку — плюх!
(Роняем руки на колени).
\\\\\\\\\\\\

Присоединяюсь. Спасибо большое, у меня всего 3 стишка было, теперь большой запас.

Спасибо Вам за интересный и полезный материал.

Adblock
detector