Подвижные игры для детей старшей группы в детском саду

Подвижные игры для детей старшей группы.

Кто быстрее опустит обруч?

Детей поделить на 4 группы. Каждая группа встает перед определенной линией на расстоянии вытянутых рук в стороны. Перед каждой группой положить обруч диаметром 60 см.
По сигналу «раз» первые из колон наклоняют туловище вперед, берут обруч по бокам и поднимают его вверх. Затем опускают на плечи, через туловище и опускают на пол, быстро переступают и спешат в конец колоны.
Воспитатель фиксирует внимание детей на то, кто правильно пропускал обруч и раньше встал в конец колоны, и отмечает их флажком.
Затем по сигналу «раз» это делают другие дети из колон и т. д. Каждый раз воспитатель награждает первого из четырех колон флажком, а в конце подсчитывается количество флажков в каждой колоне. Выигрывает та колона, в которой больше флажков. Игра повторяется.

Дети делятся на две равные группы. Одна группа — «мышки». Они стоят в колоне один за другим. Со второй группы детей сделать 3 круга — это 3 «мышеловки». Дети, которые образуют мышеловки, берутся за руки и на слова воспитателя: «Мышеловка открыта» дети в кругу поднимают руки. Мышки пробегают сначала через одну мышеловку, а затем через вторую и т. д. На слово воспитателя: «хлоп» мышеловка закрывается (дети в кругу опускают руки). Мышки, которые остались в кругу считаются поймаными и становятся в круг. Игра заканчивается, когда все мыши будут пойманы. Выигрывает та мышеловка, где будет больше пойманых мышей. Игра повторяется. Дети меняются ролями.

С одной стороны площадки два «гаража» (начертить две параллельные линии на расстоянии 5 — 6 шагов одна от другой). На линиях сделать места для «автомобилей»; поставить кубики. В одном гараже стоят машины с красными рулями (на кубиках лежат красные кружки), а в другом — машины с зелеными рулями (на кубиках лежат зеленые кружочки). Дети — «шоферы», поделены на две равные группы, становятся лицом к своим машинам каждый возле своего руля, которые лежат на кубиках. Воспитатель, который выполняет роль милиционера, стоит на одинаковом расстоянии от двух гаражей и руководит движением машин. Когда он отводит левую руку в бок, дети — шоферы с гаража, стоящий с левой стороны, нагибаются, берут обеими руками руль и готовятся к выезду (колонкой). На поднятый вверх зеленый флажок дети выезжают из гаража и разьезжаются по всей площадки. На красный флажок останавливаются, на зеленый едут дальше. На слова воспитателя: «В гараж» машины возвращаются на свои места. Воспитатель отмечает внимательного шофера, который раньше всех вернулся в гараж. Затем воспитатель отводит руку в сторону и дети — шоферы, которые стоят с правой стороны, делают тоже самое.

С одной стороны площадки место для «бабочек» и «жучков». В стороне начертан круг — «гнездо совы». Выделенный ребенок — «сова» встает в гнездо. Остальные дети — «бабочки» и «жучки» встают за линией. Середина площадки свободна. На слово воспитателя: «день» бабочки и жучки летают (дети бегают по площадке).
На слово воспитателя: «ночь» бабочки и жучки быстро останавливаются на своих местах и не шевелятся. Сова в это время тихо вылетает на площадку на охоту и забирает тех детей, которые пошевелилися (отводит их в гнездо). На слово воспитателя: «день» сова возвращается в свое гнездо, а бабочки и жучки начинают летать.Игра заканчивается, когда у совы будет 2 — 3 бабочки или жучка. Воспитатель отмечает детей, которые ни разу не были забраны совой в гнездо.

С одной стороны площадки за линией дети стоят в шеренге. На расстоянии 10 — 15 шагов от детей чертят круг (диаметром 2 — 3 м). Из детей выбирают одного ведущего, который становится в круг спиной к ним.
Ведущий закрывает глаза и говорит: «Быстро иди, не отставай, стоп!» В то время, когда он говорит эти слова, дети большими шагами быстро идут вперед по направлению к ведущему. На слово «стоп!» все замирают на местах, ведущий быстро смотрит. Если ребенок не успел остановиться и встать ровно, ведущий снова ведет его к линии и он при повторении игры начинает двигаться снова от линии.
Ведущий снова закрывает глаза и говорит те же слова, а дети дальше двигаются к ведущему в круг, и так до тех пор, пока кто — нибудь из детей не дойдет к ведущему в круг раньше, чем тот скажет «стоп!» Этот ребенок меняется местами с ведущим, и игра повторяется.

Из детей выбирают «пастуха» и «волка», остальные дети — «овцы». На одном конце площадки чертят «дом» для овец, на противоположной стороне площадки — поле, где будут пастись овцы. С боку стоит волк. Пастух ведет овец в поле. В поле овцы бегают, пасутся. На сигнал воспитателя: «волк!» овцы разбегаются по площадке и убегают в свой домик. Волк ловит овец. Пастух их защищает. Пойманную овцу волк отводит к себе. При повторении игры пастух, возвращаясь домой, освобождает пойманную волком овечку. Волк старается не допустить пастуха к овце и в то же время ловит остальных. Игра заканчивается, когда у волка будет несколько овечек (по договоренности).

Дети делятся на 2 или на 4 одинаковые группы и встают перед линией в параллельные колоны, лицом в одну сторону. С противоположной стороны площадки перед каждой колонной лежит по одному обручу, в обручах флажки (например, зеленые). Каждому первому игроку в колоне дается флажок определенного цвета (например, синего). На сигнал воспитателя «раз» первые дети из колон (по одному ребенку с каждой) с синими флажками быстро бегут к обручам, Меняют синие флажки на зеленые, возвращаются на свои места и поднимают вверх зеленые флажки. Зеленые флажки передают вторым в своей колоне, сами встают в конце колоны. Колона подходит к линии.
Воспитатель снова дает сигнал, бегут вторые, затем третьи и т. д. Воспитатель каждый раз отмечает того, кто первый сменил флажок и правильно его положил. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок с колоны не сменит флажок. Выигрывает та колона, которая качественно и быстро выполняла задание воспитателя. Игру можно повторить.

С одной стороны площадки посадить детей, поделив их на одинаковые колоны. На расстоянии 1 — 2 шагов от них начертить линию, от которой дети будут бегать на противоположный конец площадки, где стоит стул. Под стулом лежит палочка.
На линию выходят по одному из каждой колоны и на слово «раз» или «беги» бугут. Кто быстрее вытянит палочку, тот стучит и говорит: «Раз, два, три, палочка — стукалочка, стучи!», кладет палочку на место и садится на свое место. Колона, в которой ребенок выиграл, получает флажок. Затем выходит вторая, третья пара и т. д.
В конце игры подсчитываются флажки. Выигрывает та колона, которая имеет больше флажков.

Дети делятся на две группы. Строятся в шеренгу и встают лицом к середине площадки. На первый сигнал одна группа поворачивается лицом в противоположный бок и марширует на месте, а вторая шеренгой идет вперед. На второй сигнал дети, которые маршировали на месте, поворачиваются и ловят тех, которые шеренгой шли вперед. Последние быстро убегают на свои места (за линию).
Игра повторяется. Дети меняются ролями. Выигрывает та группа детей, в шеренге которой меньше пойманых детей.

Дети стоят в две шеренге на расстоянии 8 — 10 шагов одна от другой. Посередине между шеренгами начертить два круга, каждое 80 — 100 см диаметром; один круг — «двор», другой — «лес». В каждой шеренге есть одинаковые «птицы» и «животные».
Каждый ребенок с первой шеренги выбирает себе название любой птицы или животного, которые живут в лесу, или названия домашних животных и птиц, которые ходят по двору. Такие же названия выбирает себе и вторая шеренга. Например, первые два ребенка в двух шеренгах — зайцы, вторые — кошки и т. д. Когда воспитатель называет домашних животных, дети, которые имеют названия этих животных, быстро бегут в лес. Например, на сигнал воспитателя «кукушки!» дети — «кукушки» из двух шеренг спешат в круг, которое является лесом; на сигнал «кошки» дети — «кошки» из двух шеренг спешат в круг, которое является двором. Воспитатель отмечает того ребенка из пары, который быстрее добежит до круга. Когда все дети будут в кругу, игра заканчивается.

К своему флажку

По середине площадки чертят 5 маленьких кругов один возле другого; В каждом кругу встает ведущий с флажком определенного цвета в руках. Дети делятся на 5 групп. Каждая группа имеет свой цвет, такой же самый, как у ведущего. На сигнал воспитателя ведущие по очереди ведут свои колоны на край площадки, маршируют в большом кругу, который был начерчен раньше. На слова воспитателя: «Ведущие на места!» Ведущие возвращаются в свои круги и незаметно меняются флажками, а дети продолжают ходить по большому кругу. На слова воспитателя: «К своим флажкам!» ведущие поднимают флажки вверх, а дети бегут к ним. Выигрывает та группа детей, которая быстрее найдет флажок своего цвета и встанет в колону за ведущим. С каждой группы выбирают нового ведущего. Игра повторяется.

Дети стоят в кругу плечо к плечу, заложив руки за спину. Воспитатель проходит сзади них и не заметно дотрагивается до любого ребенка. Ребенок, к которому дотронулся воспитатель, становится «хитрой лисой». Воспитатель предлагает кому — нибудь из детей внимательно посмотреть на своих товарищей, поискать глазами хитрую лису. Если ребенок сразу не найдет, то все дети спрашивают: «Хитрая лиса, где ты?» и внимательно следят за лицом каждого, покажется ли лисичка. После трех вопросов лиса отвечает: «Я тут!» и начинает ловить. Дети разбегаются в разные стороны. Когда лиса поймает 2 — 3 ребенка, игра заканчивается. При повторении выбирают другую лисичку.

Караси и щука 1

Половина детей образует круг (ставок). Дети стоят на расстоянии вытянутых рук в стороны один от другого. Воспитатель выбирает одного ребенка «щукой». Щука встает вне круга. Остальные дети — «караси» плавают (бегают) в середине круга — «ставка».
На слово воспитателя: «щука!» ребенок быстро вбегает в круг (ставок) и старается словить карасей, которые спешат сесть или встать за товарища, который стоит в кругу. Щука ловит тех карасей, которые не успели спрятаться. Пойманных забирает с круга. Игра заканчивается, когда щука словит определенное количество карасей. Затем воспитатель выбирает новую щуку. Игра повторяется.

Дети стоят в кругу лицом в центр. Два ребенка, которых перед этим выбрали, выходят из круга и бегут: один ребенок убегает, другой — догоняет. Ребенок, который убегает, может спастись, встав сзади у кого — нибудь из детей, которые стоят в кругу, и сказать: «Выручай!» Тот ребенок, к которому обратились, должен убегать из круга и тоже встать сзади другого. Если ребенок не успеет встать, ее поймают. При повторении игры выбирают другую пару детей.

Квач, бери ленточку!

Дети стоят в кругу. Каждый ребенок получает ленточку, привязывает ее на пояс. В центр круга встает «квач», У него ленточки нет. На слова воспитателя: «Лови!» дети разбегаются по всей площадке, а «квач» догоняет детей и старается снять ленточки у детей. Ребенок, который остается без ленточки, не надолго выходит из игры.
На слова воспитателя: «Раз, два, три, в круг вставайте!» дети становятся в круг, а «квач» подсчитывает количество снятых ленточек и возвращает их детям. Игра повторяется с новым «квачом» 3 — 4 раза. В конце игры воспитатель отмечает самого ловкого «квача».

Дети бегают по площадке, а ребенок — «квач» ловит их. Если кто — нибудь из детей подаст руку другому ребенку, которого догоняет «квач», и встанет с ним в пару, «квач» перестает его ловить.

Из детей выбирается 4 «ловца». Они встают в пары и отходят к краю площадки в одно место. Остальные дети — «бабочки».
На слова воспитателя: «Бабочки, бабочки в сад полетели» дети — «бабочки» летают — бегают по всей площадке. На слово воспитателя «ловцы!» два ребенка, держась за руки, стараются словить бабочку: окружить его, соединив свободные руки. Когда ловцы поймают бабочку, они его отводят на край площадки и садят на скамейку.
В это время остальные бабочки присаживаются на корточки.
На слова: «Бабочки, бабочки в поле полетели» дети — «бабочки» прыгают по всей площадке. Их ловит другая пара ловцов. Когда будет поймано 4 — 6 бабочек, подсчитывают, сколько поймала каждая пара. Затем выбираются другие ловцы. Игра повторяется.

Выбирают 4 — 5 ведущих, между которыми распределяют всех игроков. Дети становятся в круг, ведущий в центре круга (сколько ведущих столько кругов). Каждый должен хорошо знать своего ведущего.
Взявшись за руки, дети маршируют вокруг своего ведущего. «На прогулку!» говорит воспитатель. Ведущие остаются на своих местах, а дети гуляют по всей площадке. На команду «стоп!» все останавливаются и закрывают глаза. В это время за указаниями воспитателя ведущие меняются местами, причем так тихо, чтобы дети не могли догадаться, куда перешел их ведущий. «Ищи ведущего!» и каждая группа детей спешит построится в круг возле своего ведущего. Воспитатель отмечает, какая группа детей это сделала быстрей. Игра повторяется.

Дети, поделены на две одинаковые колоны, стоят на одном конце площадки пред линией. На противоположном конце площадки напротив каждой колоны на линии лежат по 3 разноцветных кубика, а на расстоянии 2 — 3 шагов от кубиков (справа и слева) лежат такие же разноцветные кубики. На слово воспитателя «раз» первые дети в колонах бегут по прямой к кубикам, берут один из них, отбегают в сторону (один вправо, другой — влево) и берут кубик такого же цвета, как и в руке, с двумя кубиками одного цвета, возвращаются на место и поднимают вверх.
Выигрывает тот ребенок, который первый поднял кубики одного цвета вверх, вернувшись на место.
Затем дети возвращаются, кладут кубики на места и идут в конец своей колоны. Воспитатель отмечает, кто лучше выполнил задание. Потом на линию выходят вторые, третьи и т. д. В конце игры воспитатель определяет победителей.

Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Один ребенок сидит в центре круга. На голове у него бумажный колпак, который прикрывает глаза, а в руке цветок.
Дети тихо ходят, Прыгают на носочках вокруг ребенка в колпаке, который сидит в центре круга. На сигнал воспитателя дети ровно встают. Ребенок встает со стула, поднимает цветок вперед, поворачивается вокруг себя и останавливается. Тот, напротив кого остановился цветок, называет имя ребенка в колпаке, а он должен отгадать , кто его позвал. Если угадает, Дети меняются ролями.

Подвижные игры для детей детского сада старшего дошкольного возраста. Автор: Очередько Татьяна Александровна..

Тема: «Авторские подвижные игры»

«Скорая помощь»

Задача: развитие скоростных качеств детей посредством игровых действий.
Оборудование: нагрудный знак машины скорой помощи -2 штуки, 2 руля.

Ход игры
Инструктор: Ребята, на чём добираются врачи, чтобы оказать помощь людям. (ответы). Конечно на машине скорой помощи. Предлагаю поиграть в игру «Скорая помощь». Для этого нам нужны две команды. Как мы можем разделиться? (предложения).
Инструктор: Друг за другом встаём и на помощь идём. (первый в колонне надевает на грудь знак скорой помощи). По сигналу (звук скорой помощи), дети бегут с рулём в руках, объезжают препятствия (обручи), оббегают ориентир, передают руль и нагрудный знак следующему игроку. Какая команда первой закончила игру, значит она вперёд оказала помощь.

«Самолёты»

Задача: развивать умение детей не сталкиваться, быстро действовать по сигналу.
Оборудование: бумажные самолёты по количеству детей, обручи, накидка для тучи.

Ход игры
Дети стоят в обруче – «аэродроме» с самолётами в руках. «Туча» — ребёнок прячется за шторой в зале. Дети вылетают с аэродрома, бегают с самолётами в руках и говорят слова:
В небе места всем хватает
Самолёты там летают.
Они мчатся как стрела
Не догнать их никогда.

Инструктор:
Тут летит навстречу туча
Потемнело всё кругом
Самолёты на аэродром!
«Туча» — ребёнок ловит детей, кого поймает, тот отдаёт самолёт. Затем ребёнок – «туча» подсчитывает, сколько самолётов он поймал.

«Сказочные герои»

Задача: Способствовать закреплению умений детей прыгать на одной ноге. Вспомнить и закрепить название сказок.
Оборудование: картинки сказочных персонажей.

Ход игры
Выбрать капитанов с помощью загадок. Кто первый отгадает, тот капитан. Загадки можно использовать о сказках. Дети сами делятся поровну на две команды. Совместно придумывают сказочное название команды. Встают в две колонны за своим капитаном. Напротив стоит стол с картинками героев из различных сказок и других картинок вперемешку. Дети под музыку бегут, выбирают картинку со сказочными героями, назад прыгают на одной ноге. Чья команда выполнит быстрее. После игры спросить у детей, из какой сказки этот герой.

«Листок полезай в кузовок»

Задача: В игре закрепить быстроту реакции, умение детей прыгать на двух ногах. Уметь назвать свой листок от дерева.
Оборудование: разные осенние листья по количеству детей.

Ход игры
Положить листья на стулья вниз листочком. Дети подходят, выбирают себе листок и встают с выбранными листочками в шеренге у стартовой линии.
Правила: Инструктор называет листок, ребёнок с этим листочком прыгает на двух ногах и кладёт его в корзинку. Кто быстро и правильно выполнит задание.
Инструктор говорит:
— Рябиновый (кленовый, дубовый и т. д.) листок сделай прыжок
До корзины доскачи и листок положи.
После игры спросить, у кого как называется листок, от какого дерева. Можно поменяться листочками и сыграть несколько раз.

«Башмаки»

Задача: развивать умение быстро выполнять задание.

Ход игры
Дети кладут в общую кучу свои туфли (перемешать). Уходят в противоположную сторону зала.
Инструктор говорит:
Дети дружно все сидят
До чего же хороши.
Только ноги две босы.
1,2,3 к башмакам беги.
Дети бегут, обуваются и садятся на скамейку, кто вперёд.

Название: Подвижные игры для детей детского сада старшего дошкольного возраста
Номинация: Детский сад, Методические разработки для специалистов ДОУ, Инструктору по физической культуре, 2 младшая группа
Автор: Очередько Татьяна Александровна
Должность: инструктор по физической культуре высшей квалификационной категории
Место работы: МАДОУ детский сад комбинированного вида №99
Месторасположение: Томская область, г. Томск

Подвижные игры эстафеты народные игры для детей старшейй группы.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ, ЭСТАФЕТЫ, НАРОДНЫЕ ИГРЫ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

(рекомендованные программой «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»

под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой)

«ЛОВИШКИ» (с ленточками)

(старшая группа)

Задачи: учить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу быстро. Развивать ориентировку в пространстве, умение менять направление.

Описание игры: дети строятся в круг, у каждого имеется цветная ленточка, заправленная сзади за пояс. В центре круга стоит Ловишка. По сигналу воспитателя: «Раз, два, три – лови!» дети разбегаются по площадке. Ловишка старается вытянуть ленточку. По сигналу: «Раз, два, три в круг скорей беги – все дети строятся в круг». После подсчета пойманных, игра повторяется.

Варианты: чертится круг в центре стоит Ловишка. По сигналу «Раз, два, три лови» дети перебегают круг, а Ловишка пытается схватить ленту.

«УГОЛКИ» (старшая группа)

Задачи: учить детей перебегать с места на место быстро, незаметно для ведущего. Развивать ловкость, быстроту движений, ориентировку в пространстве.

Описание игры: Дети становятся возле деревьев или в кружочках начерченных на земле. Один из играющих оставшийся в середине, подходит к кому – либо и говорит»Мышка, мышка продай мне свой уголок». Та отказывается. Водящий идёт с теми же словами к другому. В это время остальные дети меняются местами, а водящий в середине старается занять место одного из перебегающих. Если это ему удастся, оставшийся без уголка становится на середину.

Варианты: Если водящему долго не удаётся занять место, воспитатель говорит: «Кошка!» все дети одновременно меняются местами, водящий успевает занять уголок. Нельзя долго стоять в своём уголке.

«ПАРНЫЙ БЕГ» (старшая группа)

Задачи: учить детей бегать в парах, не расцепляя рук, огибать предметы. Развивать ловкость, внимание.

Описание игры: дети стоят в колоннах парами на одной стороне площадки за чертой. На другой стороне площадки поставлены предметы (кегли, кубы и т.д.), по числу звеньев. По сигналу воспитателя первые пары детей, взявшись за руки, бегут до предметов огибают их и возвращаются в конец своей колонны. По следующему сигналу бегут вторые пары. Пара разъединившая руки, считается проигравшей.

Варианты: бежать с захлёстом голени. Бег между предметами змейкой до ориентира.

«МЫШЕЛОВКА» (старшая группа)

Задачи: Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражнять в беге, приседании, построении в круг, ходьбе по кругу. Способствовать развитию речи.

Описание: Играющие делятся на 2 неравные группы. Меньшая, образует круг – мышеловку. Остальные – мыши, они находятся вне круга. Играющие, изображающие мышеловку берутся за руки и начинают ходить по кругу, приговаривая «Ах как мыши надоели, все погрызли, все поели. Берегитесь же плутовки, доберемся мы до вас, вот поставим мышеловку – переловим всех сейчас». Дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее, по слову воспитателя «Хлоп» дети, стоящие по кругу, опускают руки и приседают – мышеловка захлопнулась. Играющие, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Пойманные мыши переходят в круг и увеличивают размер мышеловки. Когда большая часть мышей поймана, дети меняются ролями.

Правила: лиса может ловить кур, а куры могут взбираться на насест только по сигналу воспитателя «Лиса!».

Варианты : Увеличить число ловишек – 2 лисы. Курам взбираться на гимнастическую стенку.

«МЫ ВЕСЁЛЫЕ РЕБЯТА» (старшая группа)

Задачи: учить детей действовать по сигналу, перебегать с одной стороны площадки на другую быстро с увёртыванием. Развивать ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве.

Описание: Дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне также проводится вторая черта. В центре площадки находится Ловишка. Игрокуи хором произносят:

«Мы весёлые ребята,

Любим бегать и скакать,

Ну, попробуй нас догнать.

После слова «лови» дети перебегают на другую сторону площадки, а Ловишка их ловит. Тот, кого Ловишка успеет осалить, прежде чем тот пересечёт черту, считается пойманным, отходит в сторону и пропускает одну перебежку.

Варианты : Дети идут по кругу и проговаривают текст. Ловишка в центре. Разбегаются разными видами бега.

«ГУСИ – ЛЕБЕДИ» (старшая группа)

Задачи: учить детей перебегать с одной стороны площадки на другую, чтобы не запятнали. Развивать умение действовать по сигналу, ловкость, быстроту.

Описание: На одном краю зала обозначается дом в котором находятся гуси, на противоположной стороне зала стоит пастух. Сбоку от дома логово, в котором живёт волк, остальное место луг. Выбираются дети на роль волка, пастуха, остальные дети изображают гусей. Пастух выгоняет гусей на луг, они пасутся и летают.

Слова и действия героев

Подвижные игры для дошкольников.


Развитие координации движений в период дошкольного возраста тесно связано с уровнем работоспособности, а также уровнем физиологической зрелости детей. Соответственно, целесообразно говорить о необходимости всесторонней физической подготовки в ДОУ. При этом отдельную роль играют подвижные игры для дошкольников. Данные игры отличаются выраженной ролью активных творческих двигательных действий, сопровождающихся определенным игровым сюжетом.

Структурная специфика подвижных игр в ДОУ

Соответственно, подвижные игры для дошкольников имеют структуру следующего вида:

  • цель,
  • сюжет (тема),
  • правила (направленные на преодоление определенных трудностей),
  • двигательные действия.

Сюжет подвижных игр определяет специфику развития игрового конфликта. Содержание сюжета берется из окружающей действительности и образно проявляется в действиях игры (военные, охотничьи, бытовые и др.). Также сюжет может определяться задачами физического воспитания в группе дошкольников.

Правила также являются обязательным атрибутом подвижных игр. Они определяют местонахождение игроков, условия их перемещения, границы допустимых действий и др. В некоторых играх предусмотрены штрафные санкции за нарушения правил – вплоть до удаления нарушителей из игры. Также в некоторых подвижных играх допускается возможность совместного обговаривания правил ведущим и участниками.

Двигательные действия, определяющие подвижные игры для дошкольников, достаточно разнообразны по своему характеру.

В зависимости от целей игры, двигательные действия могут быть:

  • ритмические,
  • подражательные,
  • образно-творческие и др.

В качестве вариаций двигательных действий могут использоваться задания с переменой движения, преодолением препятствий, сопротивлением силой и т. д.

Подвижные игры в ДОУ могут проходить в двух формах:

  • групповые (коллективные),
  • индивидуальные (одиночные).

Первая форма, как правило, организуется воспитателем, вторая – самими детьми. Также отдельный вид представляют подвижные игры в детском саду, подводящие к спортивной деятельности. Данный вид подразумевает систематические подвижные игры, требующие постоянных условий проведения, и направленные на освоение дошкольниками элементов спортивной техники.

Подвижные игры в младшей группе

Как правило, в младшую группу детского сада входят дети в возрасте от 3-х до 4-х лет. Подвижные игры для данного возраста должны иметь сюжетно-ролевой характер. Для этого часто используются дополнительные атрибуты – костюмы, маски, и др.

  • Игра «Ручеек». Направлена на развитие равновесия ребенка, умения прыгать и ходить по узкой дорожке. Рисуется «ручеек» (ширина – до 2-х м) и «камешки» внутри него (не менее 30-ти см друг от друга). Дети становятся вдоль черты (границы «ручейка»), затем, по команде начинают движение через «ручеек» — перепрыгивая с «камешка» на «камешек» друг за другом. Оступившийся ребенок считается «намочившим ножки». Он возвращается в начало пути и заново начинает путь.
  • «Цветные автомобили». Игра на развитие цветового восприятия малышей, а также на умение действовать по сигналу, развитие согласованных действий. Каждому ребенку дается цветной флажок – он означает цвет автомобиля. Дети выстраиваются в две шеренги, друг напротив друга, и внимательно следят за сигналом ведущего. Ведущий делает взмах вверх флажком одного из цветов. Дети, у которых в руках флажок аналогичного цвета, начинают быстро бегать по площадке, имитируя движение автомобилей. При этом нельзя создавать «аварию». Когда ведущий опускает руку с флажком вниз, дети возвращаются на исходные позиции. Затем действия повторяются с другими цветами.

В младших группах ДОУ не рекомендуется проводить для малышей спортивные игры (такие, например, как футбол или волейбол), а также игры соревновательного характера. Физическое и психологическое развитие ребенка в младшей группе еще недостаточно соответствует уровню данных игр.

Подвижные игры в средней группе

Средняя группа ДОУ ориентирована на детей 4-х – 5-ти лет. Подвижные игры в данной группе имеют более усложненный сюжет, чем игры, направленные на детей младшей группы. Двигательные действия игр также отличаются бо́льшим разнообразием.

  • «Воевода». Направлена на развитие навыков манипулирования с мячом – прокатывание, бросание / ловля и т. д. Игра формирует у детей такие качества, как выносливость и внимание. Дети перекатывают мяч по очереди, от одного игрока к другому. Катание сопровождается речевкой: «Яблоко катится в круг хоровода, а кто его поднял – тот воевода». В свою очередь ребенок, у которого мяч, катит его между игроками со словами: «Я бегу из хоровода, я сегодня воевода». Остальные игроки бегут возле «воеводы» с двух сторон, пытаясь перехватить мяч. Тот, у кого это получилось, становится «воеводой». Теперь он катит мяч. При этом нельзя мешать игрокам, бегущим за кругом. Можно перебрасывать мяч другому игроку, но только рядом стоящему.
  • «Найди и промолчи». Развитие выдержки и смекалки. Ведущий демонстрирует детям предмет, который надо будет отыскать. Затем дети закрывают глаза. Ведущий прячет предмет и прости детей открыть глаза. Участники игры начинают поиски. При этом нашедшему предмет нельзя подавать виду, что он его нашел. Вместо этого он должен подойти к ведущему и сообщить тому шепотом на ухо о находке. Выигрывает тот участник, который первым найдет предмет и сумеет не выдать себя другим игрокам.

Подвижные игры в старшей группе

Возраст детей в старшей группе ДОУ – 5-6 лет.

  • «Уголки». Игра направлена на развитие внимательности и скорости реакции. Игровое пространство включает в себя несколько «уголков» — мест, где располагаются игроки (один игрок на одно место). По сигналу ведущего дети должны поменяться местами. При этом ведущий также пытается занять чей-то «уголок». Соответственно, проигравшим считается тот, кому не остается места. Он становится ведущим и игра продолжается.
  • «Удочка». Развитие скорости реакции и ловкости. Дети выстраиваются в круг, в середине становится ведущий. В руках у него веревка (3-4 м в длину), на конце которой привязан мешочек с песком. Ведущий начинает вращать веревку по кругу, так, чтобы мешочек скользил по полу. Дети должны успеть перепрыгнуть через мешочек, не задевая веревки. Тот, кто не успевает этого сделать, становится ведущим. Выигрывает тот игрок, который не задел веревки ни разу на протяжении всей игры.

Подвижные игры в подготовительной группе

Подготовительную группу посещают дети в возрасте 6-ти и иногда 7-ми лет. Подвижные игры в данной группе требуют большей двигательной активности от детей, чем игры в предыдущих группах. Поэтому целесообразным будет заранее позаботиться о наличии большого игрового пространства для их проведения.

Игровая деятельность дошкольника.

Игры для дошкольников в детском саду ДОУ

Игровая деятельность в ДОО — В настоящем разделе представлены методические пособия, которые помогут воспитателям правильно и интересно организовать игровую деятельность в ДОО

Роль игрушки и игровых средств в Центре игровой поддержки Ребенка

Примерные конспекты занятий-игр по формированию доброжелательных отношений у дошкольников

Игра-соревнование для родителей и детей «Дорожная грамота»

Сценарий экологической игры-викторины для подготовительной к школе группы совместно со взрослыми «Знатоки природы»

Конкурс для детей по ПДД «Дорожная азбука»

Сценарий военно-патриотической игры «Юные защитники Отечества»

Игровая обучающая ситуация для дошкольников «Транспорт»

Adblock
detector