Практикум игра в доу

Семинар — практикум для воспитателей «Игры, в которые играют наши дети» (воспитатель Гавричева Г.Л.).

Опубликовано: 15:40:31 29-01-2017

Игровая деятельность является ведущей деятельностью дошкольника,

поскольку соответствует его психическим и физическим возможностям, предопределяет важнейшие изменения в его психических процессах.

Классификация игр

Условно выделяют три класса игр:

1) игры по инициативе ребенка (творческие: сюжетно-ролевые, режиссерские, и театрализованные (игры-драматизации, строительно-конструктивные) ;

2) игры по инициативе взрослого с готовыми правилами (дидактические, подвижные) ;

3) народные игры (созданные народом) .

Сюжетно-ролевая игра — хозяйка игрового процесса

Более подробно остановимся на сюжетно-ролевой игре как любимому форме игровой деятельности.

Развитие игры

Уже переходя от раннего возраста к дошкольному, малыш начинает воспринимать взрослых как носителей различных социальных ролей — папы, мамы, врача, пожарного, воспитателя. Малым очень хочется быть взрослыми, делать, как они. И только один-единственный вид деятельности помогает устранить противоречие между желаемым и возможным. Это — сюжетно-ролевая игра.

Развитие игры происходит постепенно: от ознакомительной предметно-игровой деятельности в раннем возрасте до сюжетно — отображающей, а впоследствии развитой сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников.

Уже на третьем году жизни дети отличают игровое действие от реальной, принимают воображаемую ситуацию и свободно действуют в ней: кормят, например, куклу с пустой тарелки, набирают воду из воображаемого крана; осваивают игровые действия «я — милиционер», «я — воспитатель «. Позже эти игровые действия начинают объединяться простым сюжетом, который воспроизводит несложные ситуации из реальной жизни: «я повар — готовлю обед», «я папа — иду на работу».

Игры, моделирующие отношения взрослых людей и требуют взаимодействия нескольких партнеров, то есть сюжетно-ролевые, становятся доступными для большинства дошкольников уже на пятом году жизни.

Структура сюжетно-ролевой игры

СЮЖЕТ — РОЛЬ — СОДЕРЖАНИЕ

Сюжетно-ролевая игра является единицей игры и объединяет все ее стороны.

(По Д. Б. Эльконина)

Роль взрослого — явная и незаметная

Существуют два противоположных и одинаково ложные взгляды на сюжетно-ролевую игру: ее либо трактуют как средство для «самовоспитания», и воспитатель при этом отмежевывается от участия в ней, или вторая крайность — организовывают игру «по подготовленному сценарию», когда ее полностью регламентирует взрослый (тема, замысел, сюжет, распределение ролей) .

В первом случае воспитатель выпускает из своих рук эффективное средство влияния на детей. Во втором — педагогическая ценность игры теряется, поскольку она лишает детей самостоятельности.

Руководство сюжетно-ролевой игрой в дошкольном учреждении осуществляется в двух основных направлениях:

Косвенное руководство (без вмешательства воспитателя в игру, направленное на обеспечение опыта детей:

  • наблюдения;
  • целевые прогулки;
  • экскурсии
  • беседы;
  • чтение художественной литературы;
  • просмотр кино -, видеофильмов;
  • занятия (особенно речевые)
  • рассмотрение иллюстраций;
  • ознакомление с атрибутами, предметами-заменителями и способами их использования;
  • организация игрового пространства (подбор, изготовление своими руками) ;
  • игры (конструктивные, дидактические, подвижные) ;
  • изобразительная деятельность;
  • игры-имитации;
  • мнимые «телефонные разговоры»;
  • придумывание историй (для планирования игры, например, «Придумаем историю о больной девочке и то, как помог необычный чай») ;
  • «домашние задания», которые приучили ребенка к самостоятельному поиску информации (например, «Как мама убирает. Что делает сначала, что потом. ») .

Прямое руководство (с вмешательством в игру) .

  1. Воспитатель — носитель игровых действий (младший дошкольный возраст) предполагает активное участие воспитателя в игре, способствует устойчивости игрового замысла.

Задача — научить играть (воспитатель исполнитель главной роли) :

  • показ игровых действий;
  • описание сюжета или персонажа (например, больной куклы) ;
  • рассуждения воспитателя (например, о причинах болезни куклы) ;
  • упражнения ребенка в игровых действиях;
  • упражнения в игровых действиях в новых ситуациях («Скорая везет в больницу», «Больного несут на носилках») ;
  • обращение персонажа к детям;
  • вопросы к ребенку, к персонажу;
  • проблемные игровые ситуации («В Мишки температура», «Зайчик сломал ножку») .

В младших группах преимущественно через индивидуальные формы работы.

  1. Воспитатель — партнер и помощник в игре (средний и старший дошкольный возраст)

Задача — обогащение содержания игр, формирование умения организовывать совместные игры: вместе составлять сюжет, комбинировать события в определенной последовательности и согласовывать их с партнером:

  • непосредственное участие в игре (преимущественно второстепенные роли) ;
  • вопросы;
  • предложение темы игры;
  • совет в игровой форме;
  • беседа с детьми перед началом игры (помощь начать игру) ;
  • беседа о распределении вещей;
  • беседа о чем должно состояться (помощь в планировании игры) ;
  • напоминание о том, что наблюдали;
  • подсказка ходу игры (игровые действия) ;
  • сообщение любого нового факта во время игры.

Воспитатель-наблюдатель при необходимости (старший дошкольный возраст) руководство и помощник.

Задача — формирование умений вместе строить сюжет, понимание партнера по игре, согласовывать свои действия сих:

  • совет (например, напомнить, что главную роль можно выполнять поочередно) ;
  • уместен вопрос перед началом игры;
  • помощь в объединении нескольких сюжетов в одну развернутую игру (подсказкой, намеком, советом, вопросом, предложением, отнюдь не навязчиво)
  • прямое вмешательство в игру, если она приобрела отрицательного направления (воспитатель в игровой форме подталкивает способы выхода в сложившейся ситуации) .

Создание предметно-игровой среды

Для того, чтобы игровая деятельность детей развивалась успешно, прежде всего необходимо позаботиться о ее оснащение. Все виды игрушек в группе следует подбирать с учетом возраста, интересов детей и задач их развития, воспитания, обучения.

Воспитатели групп раннего и младшего дошкольного возраста должны постоянно пополнять, изменять ситуации в игровых зонах. Игрушек должно быть много в ассортименте и в нескольких экземплярах. Игрушки в этом возрасте является отправной организующей точкой сюжетно-ролевой игры.

В группах для детей старшего дошкольного возраста уже не игрушки определяют содержание игры а, наоборот, содержание игры определяет выбор игрушек. Старшие дошкольники способны приспосабливать для игры различные предметы-заменители, проявляя при этом незаурядную изобретательность. Поэтому в группах для детей старшего дошкольного возраста не должно быть большого количества игрушек, ведь их избыток приглушает интерес детей, ограничивает возможности творческого воображения. Подводить детей к пониманию того, что некоторые предметы-заменители можно легко превратить, педагог может в процессе игры. Скажем, цветная бумага легко разорвать на мелкие кусочки (салат, свернуть в трубочку (термометр, нарисовать на нем узор (скатерть, салфетка, коврик). Каждая такая игрушка ценна тем, что ее делает сам ребенок. Поэтому уместно бы в каждой группе иметь, например, ящик, а в ней различные коробочки, лоскутки, палочки, ленты, бантики, кусочки меха и другой материал, который может потребоваться в игре. Важно, чтобы игрушка-заменитель напоминала изображаемый предмет общими контурами или какой-то типичной свойством, характерной деталью.

Если младшие дошкольники обычно знакомятся с этими предметами с помощью педагога, показывает способы игры с ними, последовательные действия, то дети уже самостоятельно используют условное игровую среду для развертывания сюжета, определяя при этом свои роли. Используя предметы-заменители, дети выходят за рамки традиционных игр и все шире отражают явления окружающей действительности.

Стоит практиковать широкое привлечение воспитанников к изготовлению атрибутов к различным играм.

Отрицательно сказывается на игровой деятельности неудобное расположение игровых материалов. Если дети не могут ими свободно пользоваться, игровая деятельность резко ограничивается.

Продолжительность и примерный перечень сюжетно-ролевых игр

младшая группа: до 15 минут.в I квартале

до 25 мин. в III квартале

«Семья», «Детский сад», «Шоферы» (транспорт, «Строительство».

Средняя группа: до 30-35 мин.

«Семья», «Детский сад», «Шоферы», «Строительство», «Магазин», «Больница» (работа медсестры, «Парикмахерская».

Старшая группа: до 45 мин.

«Семья», «Детский сад», «Шоферы», «Строительство», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Почта», «Поликлиника» (аптека, «Военные» (милиция, моряки, летчики, пограничники — в зависимости от региона) .

Практическая часть

Игровая ящик

Участники делятся на 2 команды. Каждая из команд получает ящик фишки. Команды по очереди отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ команда кладет в свой ящик одну фишку. Побеждает та команда, в ящике которого после завершения игры содержаться большее количество фишек.

Вопрос:

  1. На какие классы условно делятся игры?
  2. В каких двух основных направлениях осуществляется руководство сюжетно-ролевой игрой в дошкольном учреждении?
  3. Какова роль воспитателя при прямом руководстве игрой? Его задача?
  4. Что нужно учитывать при подборе предметно-игровой среды?
  5. Как продолжительность сюжетно-ролевой игры в младшей группе?
  6. Назовите методы и приемы косвенного руководства сюжетно-ролевой игрой.
  7. Перечислите, в какие сюжетно-ролевые игры должны играть дети младшего и среднего возраста? (В младшей группе дети играют в: «Дочки-матери», «Парикмахерская», «Больница», «Детский сад», «Магазин», «Автобус», «Пароход», в средней группе добавляются «Кукольный театр», «Столовая».)
  8. Требования, которые необходимы для того, чтобы игра носила развивающий характер? ( это умение ребенка действовать в воображаемом плане, что ведет к построению воображаемой ситуации; это умение ребенка ориентироваться в системе человеческих взаимоотношений, так как игра направлена именно на их воспроизведение формирование реальных взаимоотношений между играющими детьми; это согласованность действий всех участников игры).

Разгадайте кроссворд. Все вопросы, так или иначе, относятся к сюжетно-ролевых игр.

1.Необходимый компонент игры – без чего не начнешь игру? (замысел)

3.Современный легкий детский конструктор. (лего)

5.Спутник жизни детей. (игрушка)

7.Любимая самостоятельная деятельность детей. (игра)

2.Первая игрушка малыша. (погремушка)

4.Место покупок в быту и в игре. (магазин)

6.Что распределяют между собой участники игры? (роль)

8.Пособия для организации сюжетно-ролевой игры.(атрибуты).

Я прошу команды подойти ко мне, встать в кружок и расставить руки в стороны. А теперь мысленно положите на левую руку все то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку – то, что получили нового. А теперь давайте хлопнем одновременно в ладоши и скажем громко «Спасибо!».

«Все, чем занимаемся, в игру превращаем» Игровой практикум для педагогов.

Хухорова Марина Константиновна,

МАУДО города Ялуторовска «Детский сад №9»

1 квалификационная категория

Педагогический стаж 13 лет

Игровой практикум для педагогов по методике А.Л.Сиротюк

«Все, чем занимаемся, в игру превращаем»

Цель: Повышение уровня знаний педагогов по использованию здоровьесберегающихупражнений, способствующих умственному и физическому развитию дошкольников.

Задачи:

1. Познакомить с эффективными издоровьесберегающими упражнениями, способствующими умственному и физическому развитию дошкольников.

2. Отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов по применению данных упражнений вработе с дошкольниками.

3. Повысить мотивацию к овладению нетрадиционными методиками, их широкому применению в совместной деятельности с ребенком.

Ход

Доктор психологических наук, профессор А.Л. Сиротюк, разработала современную методику развития детей. Ее методика благотворно влияет на:

— развитие межполушарной специализации;

— развитие межполушарного взаимодействия;

— синхронизация работы полушарий;

— развитие мелкой моторики;

— развитие памяти, внимания, речи;

По мнению А.Л. Сиротюк, коррекционно-развивающая и формирующая работа, основанная на двигательных методах, должна включать в себя растяжки, дыхательные, глазодвигательные, перекрестные (реципрокные) телесные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, для развития мелкой моторики рук, релаксации, развития коммуникативной и когнитивной сферы, упражнения с правилами.

Подробнее вы можете познакомиться с ними в книге А.Л. Сиротюк «Коррекция развития интеллекта дошкольников».

Сегодня я предлагаю вам выполнить несколько простых, но действенных упражнений. Упражнения желательно проводить ежедневно. Ребенок выполняет вместе с взрослыми, затем самостоятельно по памяти, постепенно от занятия к занятию, увеличивая время и сложность.

1. Пальчиковая гимнастика

У каждой команды лист с текстом пальчиковой гимнастики. Командам нужно придумать движения и продемонстрировать гимнастику в соответствии с текстом.

1 команда

одни спицы лежат.

2 команда

Жил-был зайчик длинные ушки.

Отморозил зайчик носик на опушке.

Отморозил носик, отморозил хвостик

И поехал греться к ребятишкам в гости.

Там тепло и тихо, волка нет,

И дают морковку на обед.

2. «Путешествие по телу»

А теперь я вам буду рассказывать стихотворение, а вы на себе покажите всё, что названо. К чему прикасаетесь — погладьте и помассируйте!

Есть на пальцах наших ногти,

на руках – запястья, локти,

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь!

Бёдра, пятки, двое стоп,

Голень и голеностоп.

Есть колени и спина,

Но она всего одна!

Есть у нас на голове

уха два и мочки две.

Брови, скулы и виски,

И глаза, что так близки.

Щёки, нос и две ноздри,

Губы, зубы – посмотри!

Подбородок под губой

Вот что знаем мы с тобой!

3. Дыхательные упражнения.

Я предлагаю один из комплексов упражнений, который можно проводить с детьми младшего дошкольного возраста:

«Часики»

Часики вперёд идут,

За собою нас ведут.

И. п. — стоя, ноги слегка расставить.

1- взмах руками вперёд «тик» (вдох)

2- взмах руками назад «так» (выдох)

«Петушок»

Крыльями взмахнул петух,

Всех нас разбудил он вдруг.

(Встать прямо, ноги слегка расставить,руки в стороны, вдох, а затем хлопнутьими по бёдрам, выдыхая произносить «ку-ка-ре-ку», повторить 5-6 раз.)

Где же мы можем использовать дыхательную гимнастику?

Да, в различных режимных моментах: как часть физкультурного занятия, в музыкальной образовательной деятельности, в утренней гимнастике, после дневного сна, на прогулке, в игровой деятельности и т. д.

Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течение 5-10 минут в хорошо проветриваемом помещении.

Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях!

4. Гимнастика для глаз.

Чтобы у наших детей было хорошее зрение, мы должны на своих занятиях уделять достаточно много времени гимнастике для глаз — упражнениям для профилактики нарушений зрения и активизации работы мышц глаз.

Упражнения лучше проводить сидя, спина прямая, ноги свободно опираются на пол, голова в одном положении, работают только мышцы глаз.

Проведём, друзья, сейчас

Упражнения для глаз.

Мы такие мастера,

без особого труда

Нарисуем пред собой

Кружок краскою любой.

А теперь на потолке.

Теперь справа на окне,

Теперь слева на стене.

Нарисуем на столе.

5. Упражнения на релаксацию.

Чтобы снять напряжение с шеи и мышц плечевого пояса сделаемрелаксирующее упражнение «Любопытная Варвара»

Поверните голову влево, постарайтесь это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас и мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцы стали твердые, как каменные. Вернитесь в исходное положение. Аналогично в другую сторону. Вдох — пауза, выдох — пауза.

А потом опять вперед —

Тут немного отдохнет.

Шея не напряжена,

Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону.

Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямьтесь. Легко стало, свободно дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.

А Варвара смотрит вверх!

Выше всех, все дальше вверх!

Шея не напряжена

Сейчас медленно опустите голову вниз. Напрягаются мышцы шеи. Сзади они стали твердыми. Вы-прямите шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.

А теперь посмотрим вниз —

Мышцы шеи напряглись!

Шея не напряжена

6. Артикуляционные упражнения

Руки и ноги не напряжённые, расслабленные. Руки на коленях.

Сделаем упражнение для губ «Хоботок»

Подражаю я слону, губы хоботком тяну.

А теперь их отпускаю, и на место возвращаю

Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны

(губы напряглись, а теперь они стали мягкими, ненапряжёнными).

Следующее упражнение «Лягушки», когда его делаем – губы напрягаем и фиксируем, затем расслабляем.

Свои губы, прямо к ушкам,

Растяну я, как лягушка

Потяну – перестану, и нисколько не устану!

Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны….

«Орешек»

Представьте, что вы разгрызаете твёрдый орех. Крепко сожмите зубы – вот так. Челюсти при этом напряглись, стали, как каменными (так мы порой делаем, когда злимся!) Это неприятно. Разожмите челюсти – легко стало.

Зубы крепче мы сожмём, а потом их разожмём.

Губы чуть приоткрываются….

Всё чудесно рас-слаб-ля-ет-ся….

А теперь будем напрягать и расслаблять мышцы языка: упражнение «Сердитый язык» (показ картинки) — (кончик языка упирается в верхние зубы, будто хочет вытолкнуть их, напряжение неприятно). Слушайте и делайте, как я!

С языком случилось что-то: он толкает зубы!

Будто хочет он за что-то вытолкнуть он зубы!

Он на место возвращается

И чудесно рас-слаб-ля-ет-ся!

Упражнение «Горка» (показ картинки) – кончик языка за нижними зубами, спинка выгнута и напряжена – делаем несколько раз – язык напрягаем — расслабляем)

Спинка языка у нас станет горочкой сейчас!

Я растаять ей велю – напряженье не люблю!

Язык на место возвращается

И чудесно рас-слаб-ля-ет-ся!

7. Мимическая гимнастика

А теперь поиграем в игру «Маски» (мимическая гимнастика – коммуникация, эмоциональное развитие).

Изобразите мимику с картинки и передайте соседу.

Передали свои маски и вновь стали самими собою. Менялось ли ваше настроение?

8. Кинезиологические упражнения

Иначе называемые «гимнастикой мозга», эти упражнения помогут вам стать внимательными, активными, снять напряжение, страх, раздражение и улучшат ваши учебные достижения!

Очень популярны упражнения Аллы Леонидовны Сиротюк, такие как: «Колечко», «Кулак-ребро-кулак», «Ухо-нос» и т. д.

1) «Кулак-ребро-ладонь» — четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.

Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
А теперь их на бочок
И зажали в кулачок.

2)«Ухо – нос – хлопок» — левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».

3)«Лягушки» — Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук, отрывая руки от стола. Усложнение упражнения состоит в ускорении.

Две весёлые лягушки
Ни минутки не сидят
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.

4)«Лезгинка» — левую руку в кулак, большой палец в сторону, кулак развёрнут пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добиваться высокой скорости смены положений.

Кисть мы в кулачок сжимаем,
А другую разжимаем
А потом их поменяем
И лезгинку начинаем.

9. Упражнения на релаксацию. Рефлексия.

Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца.А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на практикум: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку — то, что получили нового.

А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО!

  1. Памятка «Подборка игр и упражнений для развития межполушарного взаимодействия» (По А. Л. Сиротюк).
  2. Буклет «Гимнастика мозга».

Литература:

  1. Сиротюк А.Л.Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М.: ТЦ Сфера.- 2001. — 48с.
  2. Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С.: Современная методика развития детей от рождения до 9 лет. — М.: ТЦ Сфера.- 2001. — 256с.

«Свидетельство о публикации в СМИ»: Серия А № 0004370

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf

Методическая разработка по теме:
Cеминар — практикум «Игра-ведущая деятельность в ДОУ».

Семинар для педагогов ДОУ, ст. воспитателей, методистов.

Предварительный просмотр:

Семинар практикум «Игра — как ведущий вид деятельности в ДОУ- требования ФГОС ДО»

Дата проведения: 28.11.2017

Игра — как ведущий вид деятельности в ДОУ- требования ФГОС ДО- ст.воспитатель Донец С.Л.

Этапы проведения дидактической игры – воспитатель Бескровная Т.Н

Разнообразные виды игр – воспитатель Вахрушева О.С.

Игры драматизации – воспитатель Сурганова Г.В.

Участники: воспитатели, педагоги специалисты.

По требованиям ФГОС: «1.2. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации 1 и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка 2 , в основе которых заложены следующие основные принципы:

4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.»

— А какие игры были любимые у вас, когда вы были маленькие? Почему вы любили играть? (ответы воспитателей).

Мы как педагоги, работающие в детском саду должны понимать важность проживания детства и организовывать обучение и воспитание через игру.

Играя ребенок обобщает способы взаимодействия и переносит их в другие ситуации. Игра дошкольника приобретает творческий, управляемый им самим и согласуемый с другими ее участниками характер.

Использование игры в режимных моментах.

— Приведите примеры использования игровых примеров в режимных моментах.

Включение игровых эпизодов и игр-потешек в ежедневные процедуры (умывание, переодевание, укладывание, кормление, приход и уход детей) делает их для малышей более привлекательными, снимает возможные негативные переживания, способствует установлению доброжелательных отношений ребенка с педагогом, поддержанию благоприятной эмоциональной атмосферы в группе.

Использование игры и игровых приёмов в образовательной деятельности.

Присутствуя на ваших занятиях, отмечаешь доброжелательную, творческую, активную атмосферу, если используется игровые приёмы.

Проводя работу, направленную на физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие детей, педагоги должны использовать игру в качестве основной формы организации детской деятельности (предметной, изобразительной, музыкальной, театрализованной, физкультурных занятий и др.) и не подменять ее занятиями по образцу школьного урока. Элементы игры включаются также в наблюдение, детское экспериментирование, бытовые занятия (сервировка стола, поддержание порядка в групповых помещениях и на участке и т.п.).

Педагоги должны ежедневно выделять специальное время для организации детских игр; стремиться к тому, чтобы заинтересовать ими всех детей, научить их новому; предложить детям на выбор ту или иную коллективную игру: в прятки, хоровод, лошадки, паровозик и вагончики и т.п. Дети, не умеющие играть, могут наблюдать за игрой сверстников, постепенно включаясь в нее. Если кто-то занят каким-либо интересным делом, взрослый должен предложить, но не настаивает на участии в игре. Вместе с тем он постарается найти время и способ, чтобы позже вовлечь ребенка в игру. Воспитатель должен также поддерживать инициативу детей в развертывании той или иной игры. Помимо коллективных игр, необходимо организовывать индивидуальные. Присоединяясь к игре ребенка, воспитатель делает это ненавязчиво, занимая позицию равноправного партнера. Для индивидуальной игры с каждым лучше всего подходят игры-потешки, дидактические игры, игры с сюжетными игрушками.

Атрибутом игр являются игрушки. По ФГОС ДО рекомендуется не большое количество игрушек, игрушки могут быть изготовлены самими воспитанниками, их поделками украшается интерьер группы. На пример в д/с Санкт -Петербурга проводят День без игрушек.

В качестве разминки мы поиграем в игру «Докажи очевидное»: я буду давать общеизвестные утверждения, отражающие значение игры, а вы должны доказать эти утверждения на примерах из своей практической работы.

  • Игра облегчает адаптационный период.
  • Игра помогает установить доверительные отношения с ребенком.
  • Игра способствует становлению целенаправленной деятельности.
  • Игра — окно в мир взрослой жизни.
  • Игра способствует развитию речи.
  • Игра имеет значение для умственного развития.

(После каждого утверждения предоставляется слово воспитателям, которые комментируют значение игры, опираясь на свой опыт работы и наблюдения за играми детей.)

Вывод. Из сказанного следует, что:

— элементы игры должны включаться во все виды взаимодействия педагога с детьми;

— игра должна быть основной формой организации разных видов детской деятельности;

— в течение дня должно выделяться специальное время для разнообразных игр.

2. Этапы проведения дидактической игры.

Выделение дидактических игр в отдельную группу обусловлено тем, что в них, как правило, ставится конкретная педагогическая задача. Например, это могут быть игры, направленные на развитие умственных действий, восприятия формы, цвета, и т.п. Что бы получить педагогический результат необходимо грамотно соблюсти все этапы работы над дидактической игрой.

«Этапы проведения дидактической игры» – воспитатель Бескровная Т.Н

Дополнительный материал. Проведение дидактических игр включает:

ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и преставления детей о них);

объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);

показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);

определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью;

участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом пользоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов педагог подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

3. Занимательные игры.

Часто разные виды игр сочетаются между собой. Например, дидактическая игра может включать в себя элементы сюжетной игры или игр-забав, или сама становится их частью. Все они могут быть подвижными и спокойными, индивидуальными и групповыми.

С вариантами занимательных игр вас познакомит Вахрушева О.С.

4 . В играх-драматизациях разыгрываются эпизоды сказок, рассказов, стишков.

Игра – драматизация представляет собой разновидность театрализованной сюжетно – ролевой, режиссёрской игры. Сохраняет признаки сюжетно – ролевой игры: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Игра – драматизация может быть представлена схематично – цепочкой последовательных действий:

Сюжет игры – выбор сказки.

Пересказ, её обсуждение.

Организация игры – распределение ролей.

Обустройство игрового пространства.

Непосредственная игра детей.

Игры-драматизации часто переплетаются с имитационными играми и т.п.

Слово предоставляется Сургановой Г.В

Дополнительный материал. Упражнение. «Каша из топора»

Цель: способствовать творческому поиску педагогов, развивать навыки сотрудничества.

Задание: из предложенных предметов придумать развивающие игры, поставить цель и презентовать.

В сундуке следующие предметы:

— Прищепки и лист А-4,

— Спички или деревянные палочки,

Итог: Игровая среда должна быть организована таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Оборудование размещать по принципу нежесткого центрирования, что позволит детям объединяться подгруппами по общности интересов.
Предметно-игровую среду организовывать так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр; сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных и др. Создавая игровую среду, нужно будить познавательную активность, самостоятельность, ответственность и инициативу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план мероприятий по культурно-досуговой деятельности в ДОУ по нравственно –патриотическому воспитанию.

Вашему вниманию предлагается семинар-практикум для педагогов на тему: «Театрально-игровая деятельность в ДОУ»Форма проведения: театральный ринг.

Сценарий педагогического совета в ДОУ по формированию нравственно-патриотических качеств, чувств у дошкольников через проектную деятельность. В ходе педсовета воспитатели выступают с презентациями сво.

Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является появление принципиально нового документа – Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольног.

«Проектно – исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС ДО.

Проектная деятельность в ДОУ.Технологии проектной деятельности в ДОУ.

КОНСПЕКТИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕМА «ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ ПОДМОСКОВЬЯ&raquo.

«Игры, которые лечат для детей» семинар-практикум для педагогов.

Лукьянчикова А.Г., инструктор по физкультуре МАДОУ д/с №106 «Забава» г. Набережные Челны

Выступление в детском саду на семинаре-практикуме для педагогов «Игры, которые лечат»

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов ДОУ в области физическая культура и способствовать освоению игровой техники детей дошкольного возраста.

Форма проведения: круглый стол.

Дата и время проведения: 12. 02. 2014г.

Участники: Заведующий ДОУ, старший воспитатель, воспитатели, узкие специалисты.

Форма одежды: спортивная

  1. Ознакомление с содержанием семинара.
  2. Практическое задание: выполнение игр совместно с педагогамиинструктор по ФК.
  3. Консультация «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры»- инструктор по ФК.
  4. Подведение итогов семинара.

Игры, которые лечат.

Игротерапия, сказкотерапия — это лишь пара примеров методик психологической помощи детям. Эффективность таких методик уже давно доказана. Попробуйте освоить некоторые игровые техники.

Вполне возможно, что ваш детский психолог проведет игротерапию намного профессиональнее, но еще более очевидна польза от занятий, которые проводят сами педагоги и родители!

Ведь в процессе будут задействованы не только дети, но и педагоги, а значит вместе с ребенком будут меняться и педагоги, их отношения друг с другом.

Играя с детишками, вы как будто сами попадаете в свое детство, становитесь непосредственными и начинаете лучше понимать своих детей.

Игра положительно влияет на ребенка. Он обретает новые определенные навыки в той или иной деятельности, в том числе и в общении, потихоньку готовится к взрослой жизни. Игра обладает и лечебным действием, избавляет от психологической травмы, позволяя пережить травмирующие обстоятельства в облегченной форме.

Лучше начинать игровые занятия с тех игр, которые направлены на улучшение общего психологического самочувствия.

Эти игры помогут:

— Снять нервное напряжение, накопившееся в детях и взрослых, и зарядить их позитивом и жизнерадостностью!

— Уменьшить страх неожиданного воздействия, нападения, наказания, темноты, замкнутого пространства, одиночества.

— Наладить контакт между детьми и педагогами.

— Развить ловкость и координацию движений.

Игры, направленные на расслабление, снятие напряжения.

Педагог и дети превращаются в снеговиков: встают, разводят руки в стороны, надувают щеки и в течение 10 секунд удерживают заданную позу.

Взрослый говорит: «А теперь выглянуло солнышко, его жаркие лучи коснулись снеговика, и он начал таять». Играющие постепенно расслабляются, опускают руки, приседают на корточки и ложатся на пол.

Педагог говорит текст и выполняет движения вместе с детьми:

«Представьте, что вы превратились в куклу Буратино. Встаньте прямо и замрите в позе куклы. Всё тело стало твёрдым, как у Буратино.

Напрягите плечи, руки, пальцы, представьте, что они деревянные.

Напрягите ноги и колени, пройдитесь так, словно тело стало деревянным.

Напрягите лицо и шею. Наморщите лоб, сожмите челюсти.

А теперь из кукол превращаемся в людей, расслабляемся и размякаем»

Игра, способствующая коррекции упрямства, негативизма и агрессии!

Педагог рассказывает сказку про лошадку, и вместе с детьмми они сопровождают сказку действиями: «В одной далёкой стране жила лошадка по имени Лу. Она очень любила брыкаться и капризничать. Мама говорила ей: «Покушай свежей травки, доченька» «Не хочу, не буду», говорила Лу. Она капризничала и цокала копытцами. Ещё она брыкалась вот так. Когда она вдоволь набрыкалась и наупрямилась, то стала довольной и весёлой. Она весело скакала и ржала: «Иго-го!»

А следующие игры направлены целиком на коррекцию агрессии:

Игроки бросаются лёгкими предметами (шариками из бумаги, маленькими мягкими игрушками) друг в друга, можно из укрытия. Заканчивается игра перемирием и объятиями.

«Злые — Добрые кошки»

По очереди превращаемся то в злых, то в добрых кошек. Злые кошки шипят и царапаются (только понарошку), добрые кошки ласкаются и мурчат.

На пол кладётся обруч или газета. Каратист становится в обруч (за его края выходить нельзя), делая резкие движения ногами, а зрители подбадривают его: «Сильнее, сильнее!» Интенсивные движения и поддержка зрителей помогают выплеснуть агрессивную энергию.

Эта игра очень похожа на игру «Каратист», только вместо движений ногами надо делать движения руками.

«Ругаемся овощами, фруктами и ягодами!»

Игроки ругают друг друга с сердитым выражением лица и с сердитыми интонациями: «Ты — капуста». В ответ: «А ты — редиска» или «А ты — слива» и т. д. Игра останавливает, если слышны какие-нибудь обидные слова или возникает физическая агрессия. Затем участники называют друг друга цветами с соответствующей интонацией: «Ты — колокольчик!», «А ты — розочка!».

Игры, направленные на коррекцию страхов:

Выбирается кот и мышь. Кот спит в домике, мышь бегает и пищит. Кот просыпается и догоняет мышь. Мышь может спрятаться в домике. Затем они меняются ролями.

На ведущего надевается простыня, он становится привидением, бегает за остальными игроками и пугает их громкими криками: «У — у — у. » Тот, кого он поймал, становится ведущим.

«Пчёлка в темноте» (с 3 лет)

Взрослый произносит текст, а ребёнок выполняет действия: «Пчёлка перелетала с цветка на цветок (в качестве цветов используются стулья и диваны). Когда пчёлка налеталась, наелась нектара, она уснула в красивом цветке (под стулом или столом). Наступила ночь, и лепестки цветка стали закрываться (стул или стол накрывается темной материей). Взошло солнце (материал убирается), и пчёлка вновь стала веселиться, перелетая с цветка на цветок». Игру можно повторить, усиливая плотность материи, т. е. степень темноты.

«Сова и зайцы» (с 3 лет)

Игру надо проводить в вечернее время, для того чтобы можно было создавать темноту. Свет надо приглушать постепенно.

Выбираются сова и зайцы (или заяц). Когда свет включен (день), сова спит, а зайцы скачут. Когда свет выключается (наступает ночь), сова вылетает, ищет зайцев и кричит: «У — у — у». Зайцы замирают. Если сова находит зайца, он становится совой.

Помните, самое главное — это не не во что играть, а то, как играть. Самая эффективная психотерапия — это родительская любовь. Почаще обнимайте своего малыша, целуйте, говорите, как сильно вы его любите, какой он хороший и замечательный. Любите, понимайте и растите вместе!

Игровой детско-родительский практикум в детском саду для детей 5-7 лет.

1. «Физкультура вместе с мамой и папой»
Проводит инструктор по физическому воспитанию
И н с т р у к т о р: Дорогие родители! Предлагаем вам комплекс общеразвивающих упражнений, которые выполняются в паре с ребенком.
«Наклоны»
Исходное положение — сидя на полу, ноги в стороны, ребенок — спиной к взрослому. Одновременно взрослый и ребенок поднимают руки вверх, наклоняются к левой (правой) ноге и возвращаются в исходное положение.
Взрослый (тренер) помогает ребенку правильно выполнить упражнение, страхует его.
«Лук»
Исходное положение — взрослый стоит, расставив ноги в стороны, ребенок лежит на животе между его ног, вытянув ноги вперед. Взрослый, наклоняясь вперед, берет кисти ребенка, приподнимает его и возвращается в исходное положение.
Взрослый в роли помощника помогает сделать упражнение для ребенка наиболее интересным.
«Мостик»
Взрослый наклоняется, касаясь руками пола, а ребенок проползает на четвереньках под «мостиком»; затем взрослый ложится на живот, а ребенок перешагивает через него.
«Мы растем!»
Исходное положение — стоя лицом друг к другу, ноги на ширине плеч, взявшись за руки. Ребенок и взрослый поднимают руки через стороны вверх, встают на носки (взрослый потягивает руки ребенка вверх).
«Мы сильные!»
Исходное положение — стоя лицом друг к другу, выставив одну ногу вперед, руки согнуты в локтях перед грудью, опора на ладони. Ребенок выпрямляет руки в локтях, взрослый прижимает их к груди.
«Мы ловкие!»
Исходное положение — стоя на коленях, ребенок — спиной к родителю, ноги расположены между ног взрослого, у ребенка руки на поясе. Родитель поддерживает их. Одновременно поворот взрослого и ребенка влево (вправо).
«Мы гибкие!»
Исходное положение — сидя на полу, ноги в стороны, ребенок — спиной к взрослому. Поднять руки вверх, наклон, к левой (правой) ноге.
«У нас дружные ножки»
Исходное положение — сидя на полу, ноги в стороны, ребенок — спиной к взрослому, упор на руки. Одновременно ребенок и взрослый поднимают левую (правую) ногу вверх.

Советы родителям:
• При выполнении упражнения и ребёнок, и взрослый должны получать положительные эмоции.
• Не настаивайте, если у ребёнка сегодня нет желания заниматься.
• Для поддержания интереса выполняйте упражнения в игровой форме.

В конце занятия родители получают по экземпляру буклета с подбором упражнений.

2. Игра-упражнение «В ногу с мамой (папой)».
Инструктор по физическому воспитанию предлагает родителям встать в пару со своими детьми и выполнить физические упражнения, выступая при этом в роли партнера.
(Можно использовать упражнения, описанные в буклете «Физкультура вместе с мамой и папой»)

З. Игра «Соберём семью» (разрезные картинки).
Каждой паре (ребенок — родитель) предлагается картинка — образец и такая же картинка, разрезанная на несколько частей.
З ад а ч а: работая в паре, быстро справиться с заданием.
Затем предполагается обмён картинками, и игра продолжается.

4. Коллективное спонтанное рисование «волшебными» красками.
Каждая пара (взрослый — ребенок) готовит свою «волшебную» краску, используя определенные компоненты: мука, соль, вода, клей, гуашь, подсолнечное масло.
Создав много ярких, красивых, объемных красок, участники выкладывают их на заготовленную фанеру.
Все вместе перемешивают краски, создавая волшебный рисунок.
Обсуждение.
5. Чаепитие.

Adblock
detector