Предметно игровая среда в доу

«Организация предметно-развивающей и игровой среды в ДОУ».

Ольга Логинова
«Организация предметно-развивающей и игровой среды в ДОУ»

Детский сад сегодня функционирует и развивается в условиях нестабильной социально-экономической и образовательной ситуации. Меняются нормативные правовые основы. Это не может не повлиять на развитие его предметно-развивающей среды как части образовательного процесса. Педагогическая общественность осознает необходимость перемен в образовательном процессе дошкольных учреждений. Поэтому поиски путей повышения его эффективности и совершенствования всегда оказываются связанными с разработкой предметно – средовых моделей организации педагогического взаимодействия с детьми в условиях детского сада. Между тем, не стоит забывать, что среда развития ребенка дошкольного возраста – это и пространство его жизнедеятельности, поэтому, современная среда, в первую очередь, должна обладать качествами интерактивности и установления взаимосвязей между ее социальной и предметной составляющими.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

Научно-психологические основы развития образования и основы организации развивающей среды как неотъемлемой части такого образования применительно к дошкольной ступени намечены в трудах выдающихся отечественных ученых двадцатого столетия – Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. В этом направлении работали и работают их последователи Л. А. Венгер, Ф. А. Сохин, Н. Н. Поддъяков, О. М. Дьяченко, Г. Г. Кравцов. Это психологическое движение сочеталось с аналогичными поисками в области педагогической теории исследования А. П. Усовой, Н. В. Ветлугиной, С. Л. Новоселовой, В. А. Петровского, Л. Л. Стрелковой. Благодаря данным разработкам среда стала рассматриваться:

— с точки зрения психологии, среда как условие, процесс и результат саморазвития личности;

— с точки зрения педагогики, среда как условие жизнедеятельности ребенка, формирования отношения к базовым ценностям, усвоения социального опыта, развития жизненно необходимых личностных качеств; способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности, удовлетворения потребностей субъекта.

Согласно ФГТ, «предметно – развивающая среда» — система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Организация предметно-развивающей среды в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Федеральные государственные требования при создании предметно – развивающей и игровой среды рекомендуют руководствоваться следующими принципами:

• полифункциональности среды, т. е. предметно-пространственная среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.

• трансформируемости среды, который связан с ее полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством).

• вариативности, сообразно которому характеру современного образовательного процесса должен быть представлен рамочный (стержневой) проект предметно-пространственной среды, конкретизирующие его модельные варианты для разных видов дошкольных образовательных учреждений как прототипы для конкретных вариантов среды, разрабатываемых уже самими педагогами-практиками.

Предметно-развивающая и игровая среда в каждой возрастной группе детского сада должна иметь отличительные признаки. Так, дети среднего дошкольного возраста испытывают потребность в игре со сверстниками и желании уединиться. Дети любят строить для себя дом. Обеспечивайте в группе возможность для создания укрытия, постройки дома и т. д. Организация развивающей среды в нашей группе построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности, гендерной принадлежности.

Все пространство группы поделено на развивающие игровые центры:

— уголок сюжетно-ролевых игр;

— уголок для игр со строительным материалом конструкторами;

— уголок учебной деятельности (дидактические игры);

— уголок сенсорного развития;

-уголок двигательной деятельности — место для организации самостоятельной двигательной активности детей в свободное время;

— уголок театрализованной деятельности;

— уголок художественно-творческой деятельности детей;

— уголок социально-личностного развития.

Таким образом, в нашем ДОУ создаются условия, соответствующие формированию психологических новообразований, которые появляются у детей в разные годы дошкольного детства. Содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития», на неисчерпаемую информативность и индивидуальные возможности детей.

Характеристика предметно-игровой среды.

Понятие предметно-игровая среда рассматривается в педагогике как более узкая характеристика среды, как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка. Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и на формирование у нее более узких качеств, таких как самостоятельность, активность, наблюдательность. Предметная среда выполняет ответную функцию – она побуждает к игре, формирует воображение. Она как бы является материальной средой мысли ребенка [2].

Развитие творчества ребенка дошкольного возраста во многом зависит от организации предметно-развивающей среды в ДОУ. (Л.С.Выготский, Д.В.Менджерицкая, Н.Н.Поддъков, Е.А.Флерина, С.Л.Новоселова и др) [4;7]. Предметно развивающая среда представляет собой систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. В игровую предметно — развивающую среду входят: крупное организующее игровое поле, игровое оборудование, игрушки, игровая атрибутика разного рода, игровые материалы, необходимые для игровой деятельности детей. Все эти игровые средства находятся обычно не в каком-то абстрактном игровом пространстве, а в групповой комнате, игровом зале, на площадке (веранде) участка детского сада.

Игровые средства обязательно должны быть сомасштабны друг другу и другим предметам интерьера. Это означает, что интерьер должен не содержать ничего лишнего и органично сочетаться в эстетическом отношении с игровыми средствами. Все игровые и неигровые предметы должны отвечать принципу безопасности.

Помимо материальных и субъективных требований к организации предметно-развивающей среды, есть и сугубо педагогические. Это, прежде всего, самодеятельные игры – игры-экспериментирования, сюжетно-ролевые, режиссерские игры детей дошкольного возраста. Не менее важны обучающие и досуговые игры, так как, благодаря именно этим играм у детей формируются основные необходимые новообразования в психической сфере, развиваются предпосылки мотивов новых видом деятельности [2;4].

Часто в понятие развивающая предметно-игровая среда включаются те отношения, которые складываются у ребенка со взрослыми. В настоящее время доказано значение демократического стиля общения взрослого с ребенком для развития творчества (Е. А. Аркин, Д. В. Менджерицкая Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Т. А. Репина, Р.Б.Степкина. В.А.Петровский, Л.М.Кларина, Л.А.Смывина, Л.П. Стрелкова, А. П. Усова, А. В. Запорожец).

Именно этот стиль позволяет сформировать раскрепощенные отношения со взрослым, а значит обеспечить создание им игрового пространства.

На создание детьми игрового пространства оказывает влияние организация предметно-игровой среды взрослым. Вопросами создания и организации предметно-игровой среды занимались С.Л.Новоселова, А. П. Усова, Д.Б.Эльконин и другие. По мнению данных исследователей предметно-игровая среда должна объективно через свое содержание и свойства создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка [5].

Предметно-игровая среда групп организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объединяться небольшими подгруппами по общим интересам.

Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр­инсценировок. Есть уголок уединения за ширмой, где можно полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Деревянные переносные ширмы и стойки служат и как стены для уголков индивидуальных игр детей. Используя их, ребенок может сделать комнату для игры, таким образом отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мирок. Этим простым способом достигается персонифицированность среды, т. е. создание “своего” личного пространства.

В каждой группе мебель и оборудование устанавливаются так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью используется различная мебель, в т. ч. и разноуровневая: всевозможные диванчики, пуфики, а также мягкие модули. Их достаточно легко передвигать и по-разному компоновать в группе. Такая организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка [2].

При организации предметно-игровой среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех педагогов ДОУ. Чтобы созданная эстетическая среда вызывала у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей. Современные требования к созданию полноценного предметно-игровой среды отвечают реальности; в групповой комнате нужно создавать обстановку для проведения различных игр, предусмотреть ее тематический и сюжетный поворот, найти для каждой игры только ей присущий стиль игрового интерьера и оборудования, что конечно же не всегда возможно [5].

Таким образом, создание предметно-игровой среды требует специальной заботы воспитателя. Главный педагогический принцип тут заключается в непременной связи знаний, полученных детьми, с содержанием игровой среды. Существенное значение имеет и организация внесения игрушек. Ее специфику раскрывают многие педагоги. Предметно-игровая среда обязательно должна гибко изменяться в зависимости от содержания знаний, полученных детьми, от игровых интересов детей и уровня развития их игры.

Детский сад № 236 .

МБДОУ общеразвивающего вида г. Барнаула

Предметно-игровая среда ДОУ

Предметно-игровая среда групп детского сада организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом.
Все групповое пространство распределено на ЦЕНТРЫ, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. В ЦЕНТРЕ уединения – за ширмой, они могут полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Деревянные переносные ширмы и стойки служат и как стены для индивидуальных игр детей. Используя их, ребенок может сделать комнату для игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мирок. Этим простым способом достигается персонифицированность среды, т. е. создание “своего” личного пространства.
В каждой группе мебель и оборудование установлены так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью используется различная мебель, в том числе и разноуровневая: всевозможные диванчики, пуфики, а также мягкие модули. Их достаточно легко передвигать и по-разному компоновать в группе.
Такая организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка.
Для построения развивающей среды в ДОУ выделяем следующие принципы:

  • принцип открытости;
  • гибкого зонирования;
  • стабильности-динамичности развивающей среды;
  • полифункциональности;
  • принцип открытости реализуется в нескольких аспектах: открытость природе, открытость культуре, открытость обществу и открытость своего “Я”.

Так, в предметно-пространственную среду каждой группы включены не только искусственные объекты, но и естественные, природные. Кроме ЦЕНТРОВ природы в группах, где дети наблюдают и ухаживают за растениями, во всех группах оборудованы ЦЕНТРЫ экспериментирования, для проведения элементарных опытов, экспериментов.
Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды. Если в младшем возрасте на нем отмечаются лишь основные явления погоды (дождь, снег), то в старшем, происходит его усложнение. В ЦЕНТРАХ детского экспериментирования малыши играют с песком, водой, красками, пеной. В средней группе они учатся фиксировать результат эксперимента с помощью зарисовок. В старшем возрасте основной целью этой деятельности становится знакомство детей с различными простейшими техническими средствами, помогающими познать мир (лупа, магнит, весы и т. д.).
В дизайн интерьера детского сада включены элементы культуры – живописи, литературы, музыки, театра. В каждой приемной комнате для родителей организуем выставки детского творчества (рисунков, поделок, записей детских стихов, рассказов, сказок).
Предметно развивающая среда организуется на основе следующих принципов:
Принцип открытости обществу и открытости своего “Я” предполагает персонализацию среды каждой группы. Для этого в группах оформлены выставки фотографий “Вот мы какие”, семейные альбомы.
Принцип гибкого зонирования заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации. Оснащение групповых комнат помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.
Принцип стабильности-динамичности развивающей среды тесно взаимосвязан с принципом гибкого зонирования. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Если в группе больше мальчиков, то в группе больше конструкторов, кубиков, машин, что позволяет детям строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу. Если девочек больше, чем мальчиков, то чаще разворачиваются игры в “семью”, “больницу”, “магазин”.
Важно помнить, что ребенок не пребывает в среде, а преодолевает, “перерастает” ее, постоянно меняется, а значит, меняется в его восприятии и его окружение.
Развивающая среда всегда меняется постоянной, создаваемой на длительный срок: оформление кабинетов, музыкально-физкультурного зала, и более динамичной – при оформлении зала, групповой, вестибюля на какой-то конкретный праздник, досуговое мероприятие, на время постановки сказки.
Еще более динамичной является развивающая среда многих занятий. Микросреда, включающая оформление конкретного занятия, определяется его содержанием и является специфичной для каждого из них. Она, безусловно, должна быть эстетичной, развивающей и разносторонней, побуждать детей к содержательному духовному общению.
Принцип полифункциональности предметного мира реализуется с помощью различного модульного оборудования, которым оснащены все помещения детского сада. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками), предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления дошкольников.
При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка.
Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.
Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

Предметно – развивающая среда – это средство педагогического воздействия, позволяющее добиться положительных изменений в развитии игровой деятельности детей. К объектам предметно – развивающей среды относятся:
1.0бъекты для наблюдения и исследования способствуют развитию у детей навыков самостоятельной исследовательской деятельности, концентрации внимания и интуиции, формируют образное мышление. К данному классу объектов относятся:
* Комнатные растения;
К объектам для наблюдений могут относиться специально подобранные наборьг любых объектов окружающего мира и явления. Например, вода, если есть специально обустроенньгй уголок, позволяющий исследовать её свойства, или образцы минералов, если они ошлифованы и есть каталог, позволяющий отнести каждый из них к определенному виду. Тогда можно исследовать фактуру поверхности, вес, отдельные свойства и др.
2. Средства изобразительной деятельности способствуют развитию образного видения окружающего мира. Формируют операциональные навыки изобразительной деятельности. К этому классу объектов относятся:
* карандаши, фломастеры, краски, пастель;
* цветные мелки;
* альбомы с художественными иллюстрациями произведений искусства;
* различные образцы бумаги.
3. Конструкторы и другие средства моделирования объектов окружающего мира знакомят детей с основами конструирования, развивают творческие способности, позволяют исследовать устройство рукотворных конструкций. Они способствуют развитию мелкой и крупной моторики рук и их координации. Данный класс игрушек может быть следующим
* ЛЕГО (конструктор различной величины);
* кубики;
* строительные наборы;
* пазлы;
* мозаика;
* пластилин и глина;
* ножницы и бумага.

  1. Народные игрушки способствуют формированию у дет ей универсальных родовых психических способностей (сенсомоторной координации, произвольности поведения), а также приобщают их к истокам национальной культуры.
  2. Спортивные модули и игрушкислужат наиболее полному проявлению двигательной актив­ности детей, снимают напряжение и стрессы, укрепляют физическое и психическое здоровье. В помещениях групп это могут быть:
  • кегли, детский теннис, детские дротики и др.;
  • горки, сухие бассейны;
  • педальные машины;
  • мячи, прыгалки и др.;
  • качалки;
  • спортивные уголки и тренажеры.
  1. Крупные средообразующие модули служат своеобразной опорой мысли ребенка, поглощенного самодеятельной сюжетно-ролевой игрой. Способствуют формированию умений к наделению игровым значением нейтральных предметов в смысловом поле игры. Такая способность является основанием для развития теоретического и рефлексирующего мышления. Это:
  2. Сюжетно-ролевые игрушки и принадлежности к ним способствуют овладению ролевым поведением в различных жизненных а ситуациях и развивают коммуникативные навыки. К ним относятся:
  3. Дидактические игры не являются самодеятельными, так как требуют знания правил. В этих играх дети развивают коммуникативные навыки, психические процессы. Игры могут носить познавательный характер и способствовать расширению кругозора.
  • мягкие строительные модули;
  • мебельный конструктор.
  • куклы;
  • машины;
  • резиновые игрушки;
  • принадлежности для игр.

Для реализации приоритетного направления ДОУ «Воспитание детей на традициях русской культуры» также создана предметно-развивающая среда этнокультурной направленности:

  • панно «Традиционный русский костюм» позволяет сразу погрузится в атмосферу нарядов русского человека, увидеть богатство и разнообразие стилей, индивидуальность подчерка; мини-галлерея «Природа Алтайского края» открывает неповторимый колорит Алтайской природы во все времена года; урало-сибирская роспись оформляет достижения дошкольного учреждения, стена сказок ненавязчиво способствует становлению мифопоэтической картины мира ребенка. Каждый центр легко трансформируется, перемещается, используется в совместной деятельности педагогов и детей.

Созданный совместными усилиями педагогов и родителей, при консультативной поддержке специалистов – музеологов и этнографов музей – мастерская «Родная сторона» предоставляет возможность активного деятельностного общения детей и взрослых, в том числе и детей не посещающих дошкольное учреждение. Это всегда увлекательные встречи- путешествия в мир вещей и предметов, имеющих значение для жизни человека.

На территории дошкольного учреждения при помощи родителей и жителей села созданы комфортные и безопасные условия пребывания дошкольников на воздухе, развития игровой, трудовой деятельности, двигательной активности. На каждом прогулочном участке имеется теневой навес (6 штук), «Бабочкина поляна», которая включает детей в мир красок и цвета, в созидательную деятельность, обогащение палитры чувств, центр сказок позволяет осуществлять познавательные встречи более яркими, образными и интересными. В центрах «Сельский двор» и «Русский дворик» дети созидатели, творцы собственного варианта уклада русского быта, применение обретенных знаний в практической деятельности. Привлекает своей необычностью и красотой альпийская горка, позволяющая знакомить с разными видами растений и ухаживать за ними.

Презентация на тему «Предметно-игровая среда в ДОУ».

  • Скачать презентацию (8.2 Мб)
  • 2 загрузки
  • 4.0 оценка

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Аннотация к презентации

Презентация для школьников на тему «Предметно-игровая среда в ДОУ» по педагогике. pptCloud— удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

Содержание

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКАДЕТСКИЙ САД № 77

«РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО — ИГРОВАЯ СРЕДА В ДОУ». pptcloud

Миссия МДОУ ЦРР детского сада № 77.

Обеспечение максимально возможного, всестороннего и гармоничного развития, физического, социального и психоло-гического благополучия каждого ребён-ка, с особым учетом его личностных особенностей и резервных возможнос-тей при создании предметно – игровой среды в ДОУ.

ИГРА — ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ.

Игра используется в педагогическом процессе детскогосада: во-первых, как средство воспитательно – образовательной работы, позволяющее дать детям определенные знания, умения, воспитать внимание, память, сосредоточенность, способность к волевым усилиям; — во-вторых, как форма организации жизни и деятельности детей; — в-третьих, как средство решения широких воспитательных задач, развитию их инициативы, творческих способностей и самостоятельности.

При организации детской игры в ДОУ, есть три обязательные составляющие: ребенок, игровая среда и педагог — это педагогический треугольник.

Как же эти составляющие взаимосвязаны и как влияют друг на друга?К

РЕБЕНОК – ТОТ СУБЪЕКТ, РАДИ КОТОРОГО МЫ С ВАМИ СТАРАЕМСЯ.

Наши дети самые удивительные существа и в силу природных обстоятельств растут и развиваются.

Меняются их возможности, интересы и мотивыдеятельности.

На уровне дошкольного возраста особенно заметно взросление ребенка. Детское развитие может идти разными темпами и разной эффективностью, «запасая» проблемы на будущее или избавляясь от них. Поэтому очень важно, в какой среде развивается ребенок.

Вторая составляющяя:

Создание предметно-игровой среды, которая, является фактором: стимулирующим, направляющим и развивающим деятельность ребенка в ДОУ. Предметно – развивающая среда в ДОУ — это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

Развивающая предметно-пространственная среда

Спектр игр применяемых для развития детей, широк и разнообразен:

1. Игры – развлечения; 2. Игры – упражнения; 3. Сюжетно-ролевые игры; 4. Музыкальные игры; 5. Театрализованные игры; 6. Конструктивные игры; 7.Дидактические игры; 8. Подвижные игры и др.

Третьей составляющей, является: влияние педагога на развитие развивающей среды в ДОУ.

Педагогические средства в руководстве игрой: Прямые — личное воздействие одного человека на другого, осуществляемое в прямом общении друг с другом; Косвенные – реализуемые с помощью каких-либо средств, без личных контактов друг с другом воспитателя с воспитанником.

Метод комплексного руководства игрой эффективен при взаимосвязи следующих педагогических условий:

1. Планомерное обогащение жизненного опыта детей; 2. Совместные игры педагога с детьми, направленные на передачу детям игрового опыта; 3. Своевременное изменение предметно-развивающей среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей; 4. Активизирующее общение педагога с детьми, направленное на пробуждение их с самостоятельному применению в игре новых знаний, способов решения игровых задач, которые способствовали бы вступлению детей во взаимодействие друг с другом.

Создание развивающей предметно-игровой среды в дошкольном учреждении..

Развивающая предметно-игровая среда – система материальных объектов деятельности ребенка, функционально-моделирующая содержание его духовного и физического развития (С.Л. Новоселова).

Необходимо создавать все условия, чтобы ребенок попадал в благоприятное, психологически комфортное пространство с первых минут прихода в детское учреждение.

Помещение группы должно быть удобным, уютным и информативным для детей и родителей.

Требования к ПИС:

O Развивающий характер;

O Вариативный характер;

O Функциональная комфортность.

Предметная среда должна быть:

В групповом помещении могут быть организованы следующие зоны для:

• приема пищи и занятий (столики со стульчиками);

• игр со строительным материалом;

• игр с машинками;

• чтения и рассматривания иллюстраций;

• игр с песком и водой;

• отдыха (уголок уединения);

• уголка природы (аквариум, фонтанчик, клетка с птичкой).

Педагогические требования к игрушкам

Основное требование к игрушкам определила Н. К. Крупская в статье «Об игрушках для дошколят»: игрушка должна содействовать развитию ребенка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства. В подборе игрушек следует исходить из особенностей возраста, поэтому единой педагогически ценной игрушки для детей дошкольного возраста нет и быть не может. Малышу нужны свои игрушки, которые помогут ориентироваться в окружающем мире, будут стимулировать его самостоятельную деятельность, направлять ее в определенное русло. А для старших дошкольников необходимы игрушки, которые помогают изучать окружающую действительность, стимулируют коллективные игры.

Особое требование предъявляется к тематике, содержанию игрушек, поскольку от этого во многом зависят характер игры, действия, которые ребенок выполняет, его чувства, переживания.

Игрушка должна быть динамичной, побуждать ребенка к разнообразным действиям в игре. Это важное требование, учитывающее такие психофизиологические особенности дошкольника, как потребность в активных действиях, деятельности. Если игрушка такова, что ребенок только созерцает ее, то она не окажет влияния на его развитие.

Предъявляются определенные требования к оформлению игрушки. Игрушка нуждается в привлекательном, красочном оформлении, чтобы вызывать у ребенка эмоциональное отношение, воспитывать художественный вкус.

Оформление игрушки должно быть безопасным для жизни и здоровья ребенка и отвечать ряду гигиенических требований.

В дошкольном учреждении игрушки должны быть соответствующим образом размещены, что требует использования определенного игрового оборудования: шкафов, стеллажей, ящиков, сеток для хранения мячей и т. д. Для развертывания самостоятельных игр желательно иметь модули, трансформирующуюся мебель-игрушку, сценическое оборудование, подиумы.

O Сюжетные игрушки или образные игрушки. Это куклы и фигурки, изображающие людей и животных; транспортные средства (автомашины, поезда, самолеты), посуда, мебель и др.

O Дидактические игрушки предназначены для умственного и сенсорного развития и обучения детей.

O Игрушки-забавы, «веселые игрушки», по определению Е.А. Флериной, используются для развлечения детей.

O Спортивные игрушки предназначены для реализации задач физического воспитания.

O Музыкальные игрушки предназначены для развития музыкального слуха.

O Театрализованные игрушки — это куклы — театральные персонажи, куклы бибабо, куклы-марионетки; наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, инсценировок.

O Технические игрушки вводят детей в мир техники; знакомят с внешним видом технических предметов (машины, механизмы, транспортные средства), с характерными для них действиями.

O Строительные и конструктивные материалы рассчитаны на детское конструирование, техническое изобретательство.

O Игрушки-самоделки изготовляются самими детьми, их родителями, воспитателями.

Adblock
detector