Семинар практикум современные игровые технологии в доу

Семинар-практикум для воспитателей «Игровые технологии в образовательном процессе детей дошкольного возраста».

Мария Барасий
Семинар-практикум для воспитателей «Игровые технологии в образовательном процессе детей дошкольного возраста»

Игра порождает радость

Свободу,довольство,покой в себе

Около себя, мир с миром

В центре организации образовательного процесса в дошкольном учреждении сегодня — ребенок, его неповторимый внутренний мир. Поэтому основная задача дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности ребенка. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игра выполняет развивающую, коммуникативную,терапевтическую и диагностическую функцию.

Структура любой технологии следующая:

— игровая задача

В чем же принцип игрового обучения?

Технология игрового обучения опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Роль педагога заключается в создании и организации предметно-пространственной среды.

Игровым технологиям присущи следующие особенности:

свободная развивающая деятельность;

творческий характер деятельности (ребенок импровизирует в игре);

эмоциональная приподнятость деятельности (опирается на чувственную основу природы игры и эмоциональные переживания ребенка).

1. Математика. При закреплении понятий (круг, квадрат). Игровые технологии направлены на развитие внимания. Используем игровую ситуацию

2. При ознакомлении с окружающем миром и ИЗО, можно использовать игровую ситуацию:

Его надо продолжить так, чтобы у него получился предмет.

Вот видите, как много выражает одна только линия. И как по разному видит мир каждый из вас, его совершенство форм, гармонию красок.

3. Ознакомление окружающего мира. (Предметное) Природное окружение.

Игровая ситуация «Экскурсия в картинную галлирею».

Взять рамку навести её на любое место в группе и посмотреть,что за картина получилась внутри рамки, дать название «Картины», пригласить всех посмотреть. В «Природном окружении» очень хорош способ при рассматривании в природе. Тем самым возникает интерес к живописи. Желание написать красками увиденные пейзажи.

4. Мы с Вами работаем в коррекционном детском саду и естественно знаем, что. Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Наиболее эффективный метод на занятиях по развитию связной речи- это мнемотаблицы. Помогают детям овладеть связной речью.

Мнемотехника — в переводе с греческого — «искусство запоминания».

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Технология ТРИЗ

— развивать умение логически мыслить и связно выражать свои мысли;

— научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. (Что общего между птицей и бабочкой? Что общего между автобусом и домом) и др.

— учить детей фантазировать, изобретать. (Например, придумать новый дом красивый и необычный.)

— решать сказочные задачи:сейчас мы и решим одну из них. (Например, «Вы оказались на необитаемом острове, что с вами может случиться)Ставить ребенка в позицию исследователя.

5. ИЗО нетрадиционное рисование:

-ладошками

Развивают пространственное воображение и неординарное мышление.

Предлагаю Вам выполнить работу из бросового материала «Змейка» из ниток и ленточек.

Педагог вместе с ребенком должен радоваться его успехам и с благодарностью принимать полученные результаты.

Детство держит в своих слабых пальцах истину, которую не могут удержать люди своими мужественными руками и открытие которой составляет гордость дальнейших лет.

Методическая разработка на тему:
Семинар-практикум для педагогов «Игровые технологии в ДОУ».

ПРОГРАММА СЕМИНАРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ

Цель семинара:

сформировать у педагогов мотивацию, направленную на освоение новых знаний, осмысление необходимости и возможности применения игровых технологий как показателя педагогической компетентности современного педагога.

Задачи семинара

1. Активизировать и поддерживать творческий потенциал педагогов, развивать профессиональную компетентность.

2. Укреплять субъективную позицию педагогов.

3. Активизировать использование полученных знаний и практических умений в профессиональной деятельности.

Программа семинара:

— «Концептуальные основы игровой технологии» старший воспитатель Нестерова Е.Е.

2 часть Практическая

— Игра-экспериментирование. воспитатель Мурыгина С.П.

— Сюжетно-ролевые игры . Воспитатель Кучугова Е.Л.

— Режиссерские игры. Воспитатель Атаева З.А.

— Театрализованные игры. Воспитатель Волкова О.И.

— Дидактические игры. Воспитатель Усиркова М.И.

— Подвижные игры. Инструктор физкультуры Белякова М.В.

— Досуговые игры. Музыкальные руководители Пупкова И.В., Гатиатуллина Л.А.

3 часть Заключительная:

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №10» города Сим Ашинского района Челябинской области

Семинар-практикум для педагогов

«Игровые технологии в ДОУ»

Педагогический стаж: 12лет

ПРОГРАММА СЕМИНАРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ

сформировать у педагогов мотивацию, направленную на освоение новых знаний, осмысление необходимости и возможности применения игровых технологий как показателя педагогической компетентности современного педагога.

1. Активизировать и поддерживать творческий потенциал педагогов, развивать профессиональную компетентность.

2. Укреплять субъективную позицию педагогов.

3. Активизировать использование полученных знаний и практических умений в профессиональной деятельности.

— « Концептуальные основы игровой технологии » старший воспитатель Нестерова Е.Е.

2 часть Практическая

— Игра-экспериментирование. воспитатель Мурыгина С.П.

— Сюжетно-ролевые игры . Воспитатель Кучугова Е.Л.

— Режиссерские игры. Воспитатель Атаева З.А.

— Театрализованные игры. Воспитатель Волкова О.И.

— Дидактические игры. Воспитатель Усиркова М.И.

— Подвижные игры. Инструктор физкультуры Белякова М.В.

— Досуговые игры. Музыкальные руководители Пупкова И.В., Гатиатуллина Л.А.

3 часть Заключительная :

1 Теоретическая часть.

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Педагогическая технология — это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно — методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).

Успешно работающая образовательная система сегодня должна создавать условия, для более интенсивного развития детей, включающей механизмы саморазвития, саморегуляции личности в быстро меняющихся социальных условиях. Хорошо известно, что развитие личности обеспечивается в процессе ее собственной деятельности. А воспитание и обучение успешно реализуется в процессе совместной деятельности. Это объясняет необходимость использования образовательных технологий, основанных на деятельностном подходе, при котором реализуется активная самостоятельная и совместная деятельность детей по усвоению новых знаний.

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным.

«В игре, как в зеркале, отражается картина понимания ребенком внешнего мира, его отношения к нему — то есть внутренний мир ребенка. В ней раскрываются его возможности взаимодействовать с окружающей средой, преобразовать ее и себя»

В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет, в игре происходит непосредственное общение со сверстниками, развиваются нравственные качества.

Игра является самоценной формой активности ребёнка дошкольного возраста. По мнению Л.С. Выготского, О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцовой, замена игры другими видами деятельности обедняет воображение дошкольника, которое признано важнейшим возрастным новообразованием. В.В. Ветрова, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова Л.М. Кларина, B.И. Логинова, Н.Н. Поддьяков считают, что замена игры другими видами деятельности тормозит развитие общения как со сверстниками, так и со взрослыми, обедняет эмоциональный мир. Следовательно, своевременное развитие игровой деятельности, достижение ребёнком творческих результатов в ней является особенно важным.

Для реализации такого подхода необходимо, чтобы игровые образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр. Это необходимо для того чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания.

Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.

Игровая педагогическая технология — организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности.

Концептуальные основы игровой технологии:

  1. Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности.
  2. Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности — дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
  3. Игровая технология охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажем.
  4. В игровую технологию включаются последовательно игры и упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения учебного материала.

Главная цель игровой технологии — создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Задачи игровой технологии :

  1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.
  2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.

Но как любая педагогическая технология, игровая также должна соответствовать следующим требованиям:

  1. Технологическая схема — описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы.
  2. Научная база — опора на определённую научную концепцию достижения образовательных целей.
  3. Системность — технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.
  4. Управляемость — предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.
  5. Эффективность — должна гарантировать достижение определённого стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.
  6. Воспроизводимость — применение в других образовательных учреждениях.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Игровые технологии, дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли; быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества) ; прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».

Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе.

Воспитательное и обучающее значение игры зависит от:

  • знания методики игровой деятельности;
  • профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр;
  • учёта возрастных и индивидуальных возможностей.

На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть использована: для освоения темы или содержания изучаемого материала; в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля) ; как часть образовательной программы, формируемой коллективом ДОУ.

Игра, как правило, собственная инициатива детей, поэтому руководство педагога при организации игровой технологии должно соответствовать требованиям:

  • выбор игры — зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностей детей (дети, проявляют интерес к игре, активно действуют и получают результат, завуалированный игровой задачей — происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые) ;
  • предложение игры — создаётся игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи: правила и техника действий);
  • объяснение игры — кратко, чётко, только после возникновения интереса детей к игре;
  • игровое оборудование — должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГОС;
  • организация игрового коллектива — игровые задачи формулируются таким образом, чтобы каждый ребёнок мог проявить свою активность и организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно.
  • развитие игровой ситуации — основывается на принципах: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;
  • окончание игры — анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни.

Главный признак педагогической игры в игровой технологии — чётко поставленная цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты, характеризующиеся учебно-познавательной направленностью.

Виды педагогических игр очень разнообразны . Они могут различаться:

  1. По виду деятельности — двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д.;
  2. По характеру педагогического процесса — обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
  3. По характеру игровой методики — игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.
  4. По содержанию — музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.
  5. По игровому оборудованию — настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.

Главный компонент игровой технологии — непосредственное и систематическое общение педагога и детей.

Значение игровой технологии:

  • активизирует воспитанников;
  • повышает познавательный интерес;
  • вызывает эмоциональный подъём;
  • способствует развитию творчества;
  • максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;
  • позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.

2 Практическая часть.

Наиболее распространенной считается классификация игр детей дошкольного возраста (по Е.В. Зворыгиной и С.Л. Новоселовой).

1.Игры, возникающие по инициативе ребёнка (детей):

Семинар-практикум «Квест-игра» — современные игровые технологии в ДОУ».

Марина Потомкина
Семинар-практикум «Квест-игра» — современные игровые технологии в ДОУ»

Подготовили: Андронникова Любовь Ивановна

Лушникова Зоя Григорьевна

Потомкина Марина Геннадьевна

Цели и задачи семинара

Цель: формирование готовности педагогов к применению в образовательной деятельности Квест- технологии в условиях реализации ФГОС ДО

• сформировать у участников семинара-практикума представления о Квест- технологии.

• содействовать практическому освоению навыков проектирования образовательной деятельности с применением Квест- технологии.

• создать условия для профессионального взаимодействия педагогов в рамках участия в Квест- игре.

В связи с реализацией федерального стандарта в дошкольном образовании произошли существенные изменения. Главным образом изменился подход к образовательной деятельности дошкольников. Одним из ведущих методов при проведении образовательных ситуаций, является игра.

Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития. Для педагога содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра – эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи. Общество создало детские игры для всесторонней подготовки ребенка к жизни, его своевременной социализации и развития. Поэтому игры генетически связаны со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта.

Среди широко используемых в практике игровых технологий можно выделить квест- технологию, которая только еще начинает использоваться педагогами.

Квест — это игры, в которых игрокам необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т. д. Такую игру можно проводить как в помещении, так и на улице. Квест — это командная игра, идея игры проста – команда, перемещаясь по точкам, выполняет различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.

Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что является основным требованием ФГОС ДО.

Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.

Таким образом, детские квесты помогают реализовать следующие задачи:

Образовательные- участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся;

Развивающие – в процессе игры у детей происходит повышение образовательной мотивации, развитие инициативы и самостоятельности, творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей;

Воспитательные – формируются навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь и другие.

При подготовке квеста для дошкольников

нужно помнить 4 основных условия:

1. Игры должны быть безопасными. Недопустимо ставить к выполнению задачи, которые связаны с риском для здоровья, например, забраться на дерево, спрыгнуть с большой высоты, спуститься в колодец.

2. Вопросы и задания должны соответствовать возрасту. Очень редко дети 5 -7 лет настолько эрудированны, чтобы угадать названия созвездий по картинке или перечислить всех американских президентов.

3. Недопустимо унижать достоинство ребенка. К примеру, нельзя заставлять проглотить гусеницу или танцевать, если ребенок стеснителен.

4. Споры и конфликты надо решать только мирным путем.

Сегодня мы представим для вас «Квест-игру» с целью сформировать представления о Квест- технологии для дальнейшего применения ее на практике в образовательной деятельности.

Ход «Квест-игры»:

В муз. зал входит Машенька из сказки «Гуси-лебеди» и говорит, что «гуси-лебеди» украли ее любимую книгу со сказками и спрятали в сказочном лесу в сундук под 3 замка и чтобы добыть эту книгу нужно найти 3 ключа.

Для начала нужно собрать команду. (Машенька дает задание, кто первым ответит, тот в команде)

— Послушайте и назовите, кто из литературных и сказочных героев мог бы дать такие объявления. Назовите автора и название произведения

1. Нашедшему ключ из драгоценного металла гарантирую вознаграждение. (Буратино, А. Толстой «Золотой ключик или приключение Буратино»)

2. Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света.

(Доктор Айболит, К. Чуковский «Доктор Айболит»)

3. Предлагаю услуги по выпечке хлебобулочных изделий любой сложности. (Бабушка, р. н. с. «Колобок»)

4. Организую зимнюю рыбалку. Недорого.

(Лиса, р. н. с. «Лиса и волк»)

Команда вместе с Машенькой идут на поиски ключей и сундука и помочь им поможет вот это задание:

Нужно сосчитать животных, каких больше, туда и отправляться

• Если зайцев — идем на кухню,

• Если лисиц — идем в группу «Соболёк»

• Если белок — идем в прививочный кабинет.

Задание №2 (на двери кабинета, конверт с заданием и 1й ключ)

Если правильно решить пример, узнаем следующее задание.

Пример: 125 + 38 — 26

• Если ответ 141 отправляйтесь в группу «Мальвина»

• Если ответ 137 отправляйтесь в спортивный зал

• Если ответ 127 отправляйтесь в группу «Колобок»

Задание №3 (в спортзале конверт с заданием и 2й ключ)

Какой вид деятельности ДОУ является ведущим?

• Если образовательная отправляемся в группу «Белочка»

• Если продуктивная отправляемся в группу «Малышок»

• Если игровая отправляемся в группу «Ромашка»

Задание №4 в группе «Ромашка» (конверт с заданием и 3й ключ)

В какой Русской Народной сказке домашние животные жили в лесу?

• Если «Кот, Петух и Лиса» отправляемся в прачечную

• Если «Зимовье» отправляемся в группу «Петушок»

• Если «Теремок» отправляемся в методический кабинет

Команда возвращается в муз зал с 3 ключами,

Последнее задание: одному из команды нужно рассказать, где был первый ключ передавая

• интонацию, как плохо говорящий на русском языке иностранец.

Второй участник рассказывает, где был второй ключ

• передавая интонацию диктора на ТВ в выпуске новостей

Третий и четвертый участники расскажут, где нашли ключ передавая

Задания выполнены, открываем сундук, находим книгу, отдаем Машеньке.

Играя в Квест -игру, дети проявляют инициативность и самостоятельность, мы дарим вам небольшие буклеты. (Прилагаются буклеты с играми на развитие инициативы и самостоятельности)

Рефлексия «Наполни бочонок»

Наш семинар подошел к концу. Мы благодарим всех педагогов за активность. Нам очень важно знать ваше мнение, а помогут нам в этом жетоны. (На столе лежат желтые и красные кружочки на всех участников семинара.)

Если вас заинтересовал семинар – «добавьте ложку меда» (желтый жетон).

Если не заинтересовал «добавьте ложку дегтя» (жетон красного цвета).

Пока команда находит ключи, коллеги (которые остались в зале) выполняли эти же задания на экране. Между заданиями были игровые паузы:

«Шуточные рекламные объявления по сказкам», «Фанты»

«Игровые технологии». Практикум для педагогов От 02.11.11г. Составила и провела: Кравченко Н. А., педагог первой кв. кат. Музыкальная разминка «Соседи» Цель: снять эмоциональное напряжение.

Семинар-практикум для воспитателей «Игровые технологии в образовательном процессе детей дошкольного возраста» Игра порождает радость Свободу,довольство,покой в себе Около себя, мир с миром Фридрих Фребель. В центре организации образовательного.

Семинар-практикум для родителей детей старшей группы «Игра в жизни ребёнка» Семинар-практикум для родителей детей старшей группы На тему: «Игра в жизни ребёнка» Ход проведения: Приветствие родителей: Добрый вечер.

Семинар-практикум «Создай новую игру!» (интерактивная игра) Цель: помочь педагогам овладеть технологией создания новой игры на основе известных игр. Количественный и качественный состав участников.

Семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии в развитии речевых навыков детей дошкольного возраста» Цель: Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя по развитию речевых навыков.

Современные образовательные технологии Отчет воспитателя МБДОУ детского сада № 16 станицы Губской С. А. Моторкиной об использовании современных образовательных технологий, соответствующих.

Современные образовательные технологии в ДОО Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в ДООЗдоровье ребенка – это полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Современные образовательные технологии в ДОУ «Современные педагогические технологии в ДОУ». Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективном использовании в дошкольном.

Современные педагогические технологии «Клубный час» и «Квест — игра» Современные педагогические технологии «Клубный час» и «Квест-игра». Подготовила: старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №22» Липина Т. П.

Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ МДОУ «Детский сад №15 «Рябинушка» Сообщение на тему: Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ Подготовила: инструктор.

Семинар практикум современные игровые технологии в доу.

Валяс М.О., педагог-психолог г. Тамбов

1. Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным.

Для реализации такого подхода необходимо, чтобы игровые образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр. Это необходимо для того чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания.

Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.

2. Игровая педагогическая технология — организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности.

Концептуальные основы игровой технологии:

  1. Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности.
  2. Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности — дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
  3. Игровая технология охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажем.
  4. В игровую технологию включаются последовательно игры и упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения учебного материала.

Главная цель игровой технологии — создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

  1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.
  2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.

Но как любая педагогическая технология, игровая также должна соответствовать следующим требованиям:

  1. Технологическая схема — описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы.
  2. Научная база — опора на определённую научную концепцию достижения образовательных целей.
  3. Системность — технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.
  4. Управляемость — предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.
  5. Эффективность — должна гарантировать достижение определённого стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.
  6. Воспроизводимость — применение в других образовательных учреждениях.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Игровые технологии, дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли; быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества); прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».

Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе.

Воспитательное и обучающее значение игры зависит от:

— знания методики игровой деятельности;

— профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр;

— учёта возрастных и индивидуальных возможностей.

На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть использована: для освоения темы или содержания изучаемого материала; в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как часть образовательной программы, формируемой коллективом ДОУ.

Игра, как правило, собственная инициатива детей, поэтому руководство педагога при организации игровой технологии должно соответствовать требованиям:

— выбор игры — зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностей детей (дети, проявляют интерес к игре, активно действуют и получают результат, завуалированный игровой задачей — происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые);

— предложение игры — создаётся игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи: правила и техника действий);

— объяснение игры — кратко, чётко, только после возникновения интереса детей к игре;

— игровое оборудование — должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГОС;

— организация игрового коллектива — игровые задачи формулируются таким образом, чтобы каждый ребёнок мог проявить свою активность и организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно.

— развитие игровой ситуации — основывается на принципах: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;

— окончание игры — анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни.

Главный признак педагогической игры в игровой технологии — чётко поставленная цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты, характеризующиеся учебно-познавательной направленностью.

Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться:

  1. По виду деятельности — двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д.;
  2. По характеру педагогического процесса — обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
  3. По характеру игровой методики — игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.
  4. По содержанию — музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.
  5. По игровому оборудованию — настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.

Главный компонент игровой технологии — непосредственное и систематическое общение педагога и детей.

— повышает познавательный интерес;

— вызывает эмоциональный подъём;

— способствует развитию творчества;

— максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;

— позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.

Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.

  1. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. — М. , 2010.
  2. Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. — 2012. — №5.
  3. Карпюк Г. А. Реализация права ребенка на игру. //Старший воспитатель. — 2007 — №6.
  4. Пенькова Л. А. , Коннова З. П. Развитие игровой активности дошкольников.

Современные игровые технологии обучения в ДОУ Подготовила зам.зав.по в/о работе МБДОУ ЦРР д/с «Рябинушка» — презентация.

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемВасилий Чернопятов

Похожие презентации

Презентация на тему: » Современные игровые технологии обучения в ДОУ Подготовила зам.зав.по в/о работе МБДОУ ЦРР д/с «Рябинушка»» — Транскрипт:

1 Современные игровые технологии обучения в ДОУ Подготовила зам.зав.по в/о работе МБДОУ ЦРР д/с «Рябинушка»

2 «Игровая технология», должна отвечать психологически обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в обучающем процессе в детском саду, создавая ребенку возможность принятия на себя роли действующего в игровой ситуации персонажа. Такая организация совместной деятельности педагога и ребенка является средством, воссоздающим некоторые элементы игры, и способствует преодолению разрыва, возникающего при переходе от ведущей игровой к учебной деятельности.

3 Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

4 В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; Группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; Группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; Группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого воспитателя Игровая технология

5 Создала педагогическую систему, которая максимально приближена к той идеальной ситуации, когда ребенок обучается сам. Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно. В этой среде ребенок совершенствует своё физическое состояние, формирует моторные и сенсорные навыки, соответствующие возрасту, приобретает жизненный опыт, учиться упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, приобретает знания на собственном опыте. Учитель же наблюдает за ребенком и помогает ему, когда это требуется. Основа педагогики Монтессори, ее девиз — «помоги мне это сделать самому». Мария Монтессори итальянский педагога и психолога ( )

6 Роль учителя состоится на наблюдении Ребенок учится, прежде всего, играя с предметами Переливание воды

7 Цилиндры с запахами Лоскутки «Эта мягкая, эта грубая, эта тонкая». «Розовая башня» различение размеров

8 Зайцев Николай Александрович (р.1939) педагог-новатор из Санкт-Петербурга Автор пособия «Кубики Зайцева», основаны на естественной потребности любого ребенка в игре и на системности подачи материала. Зайцев увидел единицу строения языка не в слоге, а в складе.Склад — это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Пользуясь этими складами (каждый склад находится на отдельной грани кубика), ребенок начинает составлять слова. Кубики он сделал различными по цвету, размеру, и звону, который они создают. Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими.

9 Организация приятной атмосферы занятия Два правила размещения пособий Ритмичные повторения

10 Вадимович Воскобович инженер-физик, российский изобретатель и авторов развивающих игр для детей. Особенность развивающей методики Воскобовича состоит в том, что он попытался совершить путь от практического опыта к теории. В основном это игры — конструкторы и головоломки, сопровождающиеся сказочными сюжетами. Отличительной особенностью этих игрушек является сочетание сказки и головоломки. По методике Воскобовича, которую сам он назвал «технологией», ребёнок с помощью игр попадает в развивающую среду, названную «Фиолетовый лес».

11 «Теремки Воскобовича» «Квадрат Воскобовича» Кораблик «Брызг – брызг» «Геоконт»

12 Золтан Дьенеш — всемирно известный венгерский педагог и математик, профессор. Основатель игрового подхода к развитию детей «Новая математика» («New Mathematics»), идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр, песен и танцев. Логические игры с блоками Дьенеша способствуют развитию логических, комбинаторных и аналитических способностей детей. Ребенок разделяет блоки по свойствам, запоминает и обобщает. Игровые упражнения по методике Дьенеша доступно знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и основами информатики. Блоки способствуют развитию у детей мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а также логического мышления, творческих способностей и познавательных процессов — восприятия, памяти, внимания и воображения. С блоками Дьенеша могут играть дети разного возраста: от самых маленьких (с двух лет) до начальной (и даже средней) школы. В настоящее время во всем мире для развития детей и подготовки к школе широко используются «Логические блоки Дьенеша» в различных вариантах исполнения: объемные и плоскостные.

14 Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер ( ) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу «Числа и цвета», посвященную своему пособию. Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. В наборе содержатся палочки-призмы 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее значение числа она выражает.

16 Глен Доман американский врач- нейрофизиолог (1920 г.р.) Филадельфия Основатель Института достижений человеческого потенциала. Основная идея методики: в любом ребенке скрыт огромный потенциал, который можно развить, тем самым предоставляя ему неограниченные возможности в жизни. Каждый ребенок – может стать гением, а ранее развитие – это ключ к его гениальности. Человеческий мозг растет благодаря его постоянному использованию, и этот рост фактически завершается к шести годам. Маленькие дети обладают огромной жаждой познания. Они легко усваивают огромное количество информации, и она надолго остается в их памяти. Маленькие дети уверены в том, что самым замечательным подарком для них является внимание, которое им всецело уделяют взрослые, особенно папа с мамой. Самыми лучшими учителями являются родители. Они могут учить своего ребенка абсолютно всему, что знают сами, если только делать это искренне и радостно, с использованием фактов.

18 Сесиль Лупан (г.р. 1955) Бельгия «Ребенок – это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который необходимо зажечь». Нужно не «обучать» детей по строгому графику, а развивать врождённые «склонности» малышей, улавливать то, чем на данный момент интересуется ребенок и, соответственно, на пике этого интереса проводить развивающие занятия именно по данной теме

20 Железновы Сергей Станиславович Екатерина Сергеевна Отец и дочь – Железновы Сергей Станиславович и Екатерина Сергеевна являются авторами программы и методических разработок раннего музыкального развития «Музыка с мамой». Ими выпущено много разнообразных аудио и видеодисков с веселой музыкой, красивыми мелодиями, простыми песенками, ярким исполнением, направленных на развитие музыкальных способностей и абсолютного слуха малышей практически с самого их рождения. Методика «Музыка с мамой» пользуется популярностью во многих странах мира.

22 Достоинства игровых технологий игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы детей — внимание, восприятие, мышление, запоминание и воображение; игра, востребовав полученные знания, повышает их прочность; одним из главных достоинств является повышение интереса к изучаемому объекту практически у всех детей в группе; посредством игры задействуется ближняя перспектива в обучении; игра позволяет гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний, за счет чего дети получают прочные, осознанные и прочувствованные знания.

Adblock
detector