Социоигровая технология в детском саду

Социоигровая технология в детском саду.


Из опыта работы старшего воспитателя Самариной Ольги Анатольевны и воспитателя Бутенко Татьяны Степановны

Из существующих технологий наш детский сад в 1994 году остановил свой выбор на социо-игровой технологии, целью которой является — формирование коммуникативных навыков общения, которое, как говорил Л. С. Выготский, является основной движущей силой развития.

Социо-игровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками. Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности.

Социо-игровая методика предполагает интеграцию образовательных областей. Это дает положительный результат в области коммуникации, познании, эмоционально-волевой сферы и т.д.

В социо-игровой технологии упор делается на формирование ровеснических отношений (ровесничество – категория, которая требует признать условие, что у детей есть своя жизнь, есть свои тайны, свои интересы, привычки, предпочтения).

Авторы: Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова, В.М. Букатов и др. видят сущность социо-игровых подходов в усвоении детьми активных форм жизнедеятельности с целью познания и утверждения их собственной личности.

Социо-игровая технология – это организация детей -жизнь между микро-группами детей (малыми социумами – отсюда и термин «социо-игровая») и одновременно в каждой из них;

Социо-игровую технологию можно системно использовать как в непосредственно-образовательной деятельности, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.

Цель данной технологии:

Формирование коммуникативных навыков общения

В рамках данной технологии мы ставим перед собой следующие задачи:

  • помочь детям научиться эффективно общаться;
  • сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;
  • способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;
  • воспитывать в дошкольниках желание узнавать новое.

Социо — игровая технология стоит на нескольких «китах», на 6 самых основных правилах и условиях:

1 и 2 «КИТ»/ правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т.д.

3 «КИТ»/правило: используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников».

Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами в младшем возрасте в пары и тройки, в старшем по 5-6 детей. Деятельность дошкольников в малых группах — самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания.

  • по цвету волос, глаз, одежды;
  • чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой
  • кто на каком этаже живет;
  • четный- нечетный, однозначный- двузначный номер квартиры;
  • найти на цельных и разнообразных открытках что-нибудь одинаковое и по этому «одинаковому» объединится в тройки;
  • кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришел пешком и т.д.

4»КИТ»/ правило: «Смена лидерства».

Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.

5 «КИТ»/ правило: Смена темпа и ритма. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.

6 «КИТ»/ правило: социо — игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям.

Основа социо-игрового подхода – равноправие детей и взрослых. По мнению Е.Е. Шулешко, Т.В. Тарунтаевой и О.В. Пастюк, равноправные отношения между участниками педагогического процесса в условиях образовательного учреждения – это такая общность, в которой каждый ребенок чувствует себя умелым, знающим, способным (вместе с другими сверстниками) справиться с любой, адекватной его возрасту, задачей.

Общение детей в рамках данной технологии мы организовываем в три этапа:

  • на самом первом этапе учим детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь);
  • на втором этапе общение является целью — ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микро-группе, чтобы выполнить учебную задачу;
  • на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т.е. через общение педагог обучает дошкольников.

Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом: «Слухачи», «Эстафета», «За себя не отвечаю», «Волшебная палочка», «Города с небывальщиной» и т.д.

Авторы социо-игровой технологии предлагают разные игровые задания для детей, которые условно можно разделить на несколько групп:

  • Игры-задания для рабочего настроя;
  • Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом;
  • Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.
  • Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат.

Применение социо-игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников. В результате этой работы у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, дети знакомятся с разными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учёта в собственной жизнедеятельности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей.

На протяжении старшей, подготовительной группы, дети работают с таблицей «Аквариум».

По данному пособию дети знакомятся с печатными буквами русского алфавита, которые размещены группами. Каждой букве в таблице соответствует ее порядковый номер- цифра от 1 до 33. Работая с детьми по «Аквариуму», можно реализовать много задач: знакомство с буквами русского алфавита; ориентировка на плоскости; составление слов; составление и решение кроссвордов; и т.д.

Вопросы и задания для детей могут быть разного характера:

  • Сосчитай камушки и нарисуй столько же кружков
  • Сосчитай всех рыбок, плывущих вправо, влево;
  • Какие буквы находятся в правом нижнем углу, в левом, в центре и т.д.
  • Зашифруй слово с помощью цифр;
  • Назови адрес группы букв;
  • Назови все, что находится внизу «Аквариума»;
  • Что находится в правом нижнем углу ? Что находится в центре?;
  • Сосчитай всех рыбок и нарисуй на один треугольник больше, меньше;
  • Какая рыбка по форме похожа на овал?;
  • Назови цифру. Которая находится между 6 и 8, меньше 5, но больше 3 и т.д.

Правильность выполнения задания проверяют сами дети или капитаны.

Таблицу «Аквариум» дополняют четыре «малые таблицы», в которых наряду с печатными буквами представлены письменные-строчные и заглавные.

Задания, рекомендуемые по таблицам «Мир насекомых», «Мир птиц», «Водный мир», «Мир животных»:

  • Сколько бабочек, пчел, жуков, муравьев?
  • Назови насекомое по описанию.
  • Что находится в левом нижнем углу?
  • На какие геометрические фигуры похожи растения на таблице?
  • На сколько групп можно разделить все растения?
  • Нарисуй то, что живет в озере
  • Назови самое низкое растение, опиши его;
  • Придумай сказку про любую рыбу из таблицы
  • Загадай и опиши рыбку;
  • Сочини рассказ о животном;
  • Что у животных по 1, по 2, по 3;
  • Сравни лису и волка;
  • Кто находится между верблюдом и слоном?
  • Назови животных, которые живут в теплых странах; и т.д.

Также, для ориентировки на плоскости дети учатся составлять рассказ адреса букв. (Например, письменная буква Кк живет в таблице «Мир птиц», в правом домике, во втором подъезде, на третьем этаже. Или наоборот, отгадать букву по адресу.

Одна из причин трудностей в овладении письмом кроется в неподготовленной мелкой моторики кистей рук. Поэтому на занятиях и в режимных моментах детям предлагаются: «Запуск волчков»— для координации всех частей рук; «Набирание петель на спицы»— для правильного силового распределения усилий и правильной осанки; «Рисунки с помощью медиатора» — на развитие воображения и творчества.

Для занятий письмом детям дошкольного возраста предлагаются наклонные настольные подставки из фанеры, на которых дети учатся писать ровную строку и росчерки с приговоркой, а затем росчерки дети пишут на листках. (Например,

  • росчерк «горка» (приговорка: на горку, с горки…),
  • росчерк «волна» (приговорка: бежит волна и падает…) и другие.

Капитаны выбирают лучшие работы и словесно оценивают их по модели какой модели? (ровная, достаточно широкая строка, росчерк помещается в строку, есть наклон, написано аккуратно).

Команды общаются между собой в группе и между группами, придерживаясь

  1. Один за всех и все за одного;
  2. Капитан не подводит команду, а команда не подводит капитана.
  3. Одна команда отвечает, другие внимательно слушают.
  4. Когда работаешь, не мешай другим.
  5. Справился сам, помоги другу.
  6. Главное- не бояться доказывать свою правоту.
  7. Умей принять помощь.

Т.о., применение социо-игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников

  • А.С. Русаков, М.В. Ганькина, «О методе содружественного овладения детьми письмом, чтением и счетом в связи с занятиями по разным родам деятельности», Санкт-Петербург, 2011
  • А.С. Русаков, «Условия успеха», Санкт-Петербург, 2011
  • А.С. Русаков, М.В. Ганькина, «Про общую организацию жизни детей и взрослых в детском саду и начальной школе», Санкт-Петербург, 2011
  • Е.Е. Шулешко «Понимание грамотности», Москва,2001

Социоигровая технология как средство обучения дошкольников эффективному взаимодействию в группе. Составила Веприкова Виктория Борисовна, воспитатель. — презентация.

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемЛев Тагашов

Похожие презентации

Презентация по предмету «Технология» на тему: «Социоигровая технология как средство обучения дошкольников эффективному взаимодействию в группе. Составила Веприкова Виктория Борисовна, воспитатель.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Социоигровая технология как средство обучения дошкольников эффективному взаимодействию в группе. Составила Веприкова Виктория Борисовна, воспитатель

2 Социо-игровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками.

3 Актуальность. Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Поэтому для воспитания сегодня как никогда актуально «лучшее правило политики – не слишком управлять…» — т.е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни.

4 Социоигровая технология Задачи Научить детей эффективно общаться Воспитывать в детях желание узнавать новое. Способствовать развитию активной позиции, самостоятельности, творчества Сделать образовательный процесс более увлекательным Цель Формирование коммуникативных навыков общения

5 Жизнь детей в малых группах. Интеграция всех видов деятельности

6 Движение и активность, смена мизансцены. Смена темпа и ритма.

7 За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток. Смена лидерства.

8 Цель Задачи Условия КАКЯРАБОТАюКАКЯРАБОТАю организовать деятельность детей в атмосфере взаимопонимания, учить их правильно взаимодействовать в группе. 1. Учить детей контролировать себя, регулировать свои действия, взаимоотношения с окружающими. 2. Развивать сообразительность детей 3. Формировать у детей навык слаженной работы. 4.Учить детей высказываться, отстаивать свое мнение, договариваться друг с другом. Изучение трудов создателей социоигровой технологии. — Изучение опыта работы других педагогов. — Разнообразие вариантов деления на группы. — Сочетание обучения с двигательной активностью и сменой мизансцен. — Разнообразие вариантов смены темпа и ритма. — Использование игр разнообразного характера.

9 Все начинается с детского сада. Высокие требования жизни приводят к поискам новых, более эффективных подходов к организации воспитания и обучения детей, начиная с детского сада. В детском саду главная деятельность ребенка игровая, а в школе начинается сразу серьезная учебная деятельность. Поэтому воспитатели и учителя должны подбирать новые методы, чтобы игровая и учебная деятельность тесно переплетались, а в дальнейшем сменяли друг друга безболезненно.

Применение социо-игровой технологии на занятиях в ДОУ.

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

«Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам
хочется доверять друг другу и своему собственному опыту,
в результате чего происходит эффект добровольного
обучения, тренировки и научения»
В.М. Букатов.

Игра идет на пользу общему развитию ребенка: стимулирует его познавательные интересы, активизирует интеллектуально-творческие способности, дает возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя, помогает восполнить дефицит общения.

Включение игры в ход занятия дело непростое. Существуют противоречия между учебной и игровой деятельностью, с которыми обязательно сталкиваются педагоги при внедрении игровых методов обучения в канву занятия.

Повысить воспитательный потенциал занятия помогла социо-игровая технология. Социо-игровая технология ориентирует воспитателя на поиск способов такого общения с детьми, при котором принудиловка уступает место увлеченности.

Смысл социо-игровой педагогики – группо-игровая педагогика. Любую детскую игру следует осуществлять в атмосфере взаимопонимания, договоренности о «праве» на ошибку и «обязанностях» слышать и видеть окружающих. Педагог должен помнить, что взрослый и ребенок имеют одинаковое право на ошибку.

Для получения ожидаемых результатов определила основную цель – организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопонимания. Собственная деятельность – это деятельность, которой ребенок хочет заниматься и в которой он: делает, слушает и слышит, смотрит и говорит.

Для достижения цели определила задачи :

1. Развивать у детей умений элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими.

2. Развивать индивидуальность и сообразительность детей.

3. Формировать у детей навык слаженной работы.

Условия применения социо-игровой технологии:

1. Изучение трудов создателей социо-игровой технологии В.М. Букатова и А.П. Ершовой.

2. Разработка перспективного плана.

3. Соблюдение вариантов деления на группы.

4. Сочетание обучения с двигательной активностью и сменой мизансцен.

5. Смена темпа и ритма.

6. Использование игр разнообразного характера.

В своей работе использую разные методы активизации мыслительной деятельности:

I. Методы, повышающие познавательную активность.

II. Методы, вызывающие эмоциональную активность.

III. Методы, способствующие взаимосвязи разных видов деятельности и областей.

IV. Методы коррекции и уточнение детских представлений.

Правильно подобранные игры-задания способствуют повышению мотивации детей к получению новых знаний.

Последовательность введения игр:

Игра для рабочего настроя – «Тень — потетень», «Встань по пальцам», «Стою, на кого-то смотрю», «Летает — не летает» и др.

Игры разминки – «Заводные человечки», Карлики-великаны» и др.

Игры социо-игрового характера – «Комплимент», «Составь слово», «Живой алфавит» и др.

Игры творческого самоутверждения – «Браво», «Сценки-истории», «Животные» и др.

Игры вольные, требующие передвижения – «Где мы были, не скажем, а что делали – покажем» и др.

Соци-игровая методика предполагает интеграцию областей. Это дает положительный результат в области коммуникации, познании, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию.

В результате применения социо-игровой технологии в работе с дошкольниками достигнуты результаты:

  • дети слушают и слышат друг друга, договариваются, приходят к согласию;
  • у детей развито речевое взаимодействие;
  • сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;
  • дети умеют отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым;
  • у них нет чувства страха за ошибку.

Мы стараемся поддерживать дружеские связи детей, не мешаем проявлять самостоятельность, создаем условия для общения детей друг с другом.

Автор: Дурягина Галина Петровна, воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ №24 комбинированного вида, город Мончегорск, Мурманская область, стаж педагогической работы 26 лет, награждена нагрудным знаком «За личный вклад в развитие системы образования г. Мончегорска».

  • Елена
  • 6 февраля 2013
  • 28159
  • 6

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Персональный сайт Ольги Владимировны Рожковой .

педагога-психолога МДОУ «ДС №11 «Ромашка», г. Стрежевой

СОЦИО-ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РазвитиЯ познавательных и коммуникативных способностей ДЕТЕЙ дошкольнОГО ВОЗРАСТА

(Из опыта работы Рожковой Ольги Владимировны)

Дошкольное детство – это уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников.

Социально-личностное развитие дошкольника, то есть формирование отношения ребенка к себе и к окружающему, выработка им социальных мотивов и потребностей, становление его самопознания, – процесс довольно сложный, требует от педагога немалых затрат. Социализация же происходит во взаимодействии ребенка с окружающим миром.

Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающим – с взрослыми и сверстниками. Способствуют этому развивающие игровые технологии, в том числе социо-игровая, которую я и взяла за основу своего опыта.

Что же такое социо-игровая технология? Сам термин «социо-игровой стиль» появился в 1988 году. В 1992 году в «Учительской газете» появилась статья, которая называлась «Вольный стиль или погоня за 133 зайцами», где автор, опираясь на материалы сторонников социо-игровой педагогики (Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова, В.М. Букатов), описывает организацию занятий с детьми как игры между микрогруппами (малыми социумами – отсюда и термин «социо-игровая») и одновременно в каждой из них.

Один из авторов социо-игровой технологии В. М. Букатов говорит: «У социо-игровой технологии хитрый стиль». Он «заключается в том, чтобы сделать режиссуру занятия так, чтобы сердце радовалось и у себя, и у всех участников. Любую живую работу можно назвать работой в социо-игровом стиле…»

Социо-игровая технология – это игры и занятия детей в микрогруппах, позволяющие ребёнку самому определять цель своих действий, искать возможные пути решения, проявлять самостоятельность при решении возникших проблем. Социо-игровая технология ориентирует педагога на поиск способов такого общения с детьми, при котором утомительная принудиловка уступает место увлеченности (они, прежде всего, воспитывают ребенка, а потом развивают).

Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности.

Работая с детьми в рамках данной технологии, ставлю перед собой такие задачи:

— помочь детям научиться эффективно общаться;

— сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;

— способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;

— воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.

Социо-игровая технология направлена на развитие коммуникативности у детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей между собой и со взрослым. Общение детей в рамках данной технологии организовываю в три этапа:

Сущность социо-игровой технологии подразумевает свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка. Не менее важным в социо-игровой технологии является договор, правило. Дезорганизация, хаос, беспорядок не должны быть неосознанными, дети спорят, оживлённо обсуждают, в деловой обстановке общаются.

Суть социо-игровых технологий можно раскрыть в 6 самых основных правилах и условиях:

Применяю работу в малых группах или как их еще называют «группы ровесников». Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами: в младшем возрасте — в пары и тройки, в старшем — по 5-6 детей. По собственному опыту могу сказать: в таких группах есть естественная, как внутренняя, так и внешняя свобода, открытость, возможность выбирать себе компанию, напарника, встречаться и общаться с разными детьми, быть интересными другим, высказывать своё мнение и выслушивать других. Совместная деятельность позволяет каждому ребёнку утвердиться в своих возможностях и способностях, сравнивая себя с другими.

Одним из непременных условий социо-игровой технологии является постоянная смена состава малых групп и организация взаимодействия между компаниями, чтобы дети становились по отношению ко всем «своими», а не «другими». Постоянная смена компаний позволяет каждому ребёнку постоянно менять свою позицию в общении, проявлять особенности характера, темперамента, поведения.

«Смена лидерства». Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами, и он должен постоянно меняться.

Обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен (обстановки) что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят на занятии, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т. д.

Смена темпа и ритма. Проведение занятий разного рода должно подчеркивать ритмичность работы детей, их слаженность во время занятий. Это должно стать деловым фоном для всех ребят. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.

Социо-игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что в современных дошкольных учреждениях наиболее ценно. Это дает положительный результат в области коммуникации, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме.

В своей работе ориентируюсь на принцип, предложенный авторами социо-игровой технологии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток». Всякий раз убеждаюсь, что ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то больше, кто-то меньше.

Социо-игровая технология строится на разных игровых заданиях для детей, которые условно можно разделить на несколько групп:

— игры-задания для рабочего настроя;

— игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми и детей друг с другом;

— игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха;

— задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат.

Могу выделить следующие плюсы социо-игрового стиля педагога:

— отношение «ребенок – сверстники», педагог является равноправным партнером, разрушается барьер между педагогом и ребенком;

— дети ориентированы на сверстников, а значит, не являются покорными исполнителями указаний педагога;

— дети самостоятельны и инициативны, сами устанавливают правила игры, обсуждают проблему, находят пути ее решения;

— дети договариваются, общаются (играют роль и говорящих, и роль слушающих);

— общение детей происходит внутри микро-группы и между микро-группами;

— дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга;

— социо-игровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.

Несмотря на то, что социо-игровая технология ориентирована в большей степени на старший дошкольный и младший школьный возраст, элементы данной технологии можно использовать и в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Приведу несколько примеров использования коммуникативных игр в работе с детьми 3-4 лет. Например, с целью согласования собственных действий с действиями сверстника провожу игры «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем», «Ходим кругом друг за другом», «Запрещенное движение». Так в ходе «Ходим кругом друг за другом» ребенок самостоятельно придумывает движения, а остальные дети в точности повторяют их. В рамках социо-игровой технологии эта группа игр относится к играм творческого самоутверждения, поскольку подразумевает художественно исполнительский результат.

Наиболее эффективными играми для создания рабочего настроя в младшей группе оказались на мой взгляд игры «Сижу, на кого-то смотрю», «Передай улыбку», «Скучно, скучно нам сидеть», а в старшей группе «Шаг – хлопок», «Поменяйтесь местами те, кто…», «Сундучок». Все они ценны тем, что за короткий отрезок времени позволяют настроить воспитанников на общее дело и создать игровую атмосферу. Во время игры «Скучно, скучно нам сидеть» дети, меняясь местами, друг с другом, не только снимают мышечное напряжение, но и учатся видеть сверстника, быть честным, уступать друг другу.

Игровые разминки объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха. Это игры, требующие передвижения: «Тумба, тумба, где ключи?», «Мы летим, летим, летим». Игровые разминки направлены на соблюдение правил игры, умение слушать сигнал ведущего (взрослого или сверстника).

По собственному опыту могу сказать: применение социо-игровой технологии способствует не только реализации потребности детей в движении, но и сохранению их психологического здоровья. В результате этой работы у детей развивается любознательность, преодолевается застенчивость, повышается уровень познавательных и творческих способностей. В результате дети умеют слушать и слышать друг друга, договариваться, отстаивать свою позицию; взаимодействовать со сверстниками.

В повседневной жизни, в играх дети естественным образом делятся на группы, где происходит не только личностное, но и деловое общение, которое даёт возможность детям развиваться во всех отношениях. Младший дошкольный возраст предполагает объединение в группы по 2 человека, старший — от 3 до 6 человек.

Объединение детей в малые группы основывается как на спонтанных объединениях детей, так и на использовании специальных приёмов. Варианты объединения могут быть различные. В своей практике использую деление на пары по желанию детей, по разрезному материалу (картинки), по отдельным предметам (игрушкам), объединённым одним названием (признаком). Игры, которые можно предложить детям на этом этапе: «Собери картинку», «Найди такую же игрушку», «Подбери пару по цвету» и др. Во время выполнения задания «Собери картинку» дети объединяются в микрогруппы, последующие задания выполняют вместе. Так, например, игра «Строители». Командам предлагается договориться и построить из счетных палочек геометрическую фигуру, остальные группы отгадывают. Игра способствует тому, что дети учатся уступать друг другу, учатся видеть сверстника, переносят имеющиеся знания в практическую деятельность. Это задание может быть частью занятия по математике, конструированию. Объединение в микрогруппы способствуют тому, что дети учатся взаимодействовать не только на основе дружеских предпочтений, но и по случайному принципу.

Так шаг за шагом переходим к следующему этапу работы, который предполагает организацию образовательной деятельности детей как игры-взаимодействия между микрогруппами детей. Например, рассматривать картину в микрогруппе дети начинают с выполнения простых заданий: найти все предметы красного цвета или посчитать их. А наиболее сложным является превращение, когда детям (группой) предлагается превратиться в определенный фрагмент картины, а всем остальным угадать.

В заключение хотелось бы отметить, что использование социо – игровой технологии позволяет сделать образовательный процесс для ребенка более увлекательным и интересным. Объединение детей на общее дело способствует эффективному взаимодействию друг с другом, в результате которого происходит развитие детской активности, творчества и самостоятельности, потому что дети слушают, делают, говорят!

С картотекой игр, относящихся к социо-игровой технологии, вы можете ознакомиться здесь.

Социоигровая технология в детском саду.

Авторы: Ноздрина Е.И., Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №9» муниципального образования города Братска

Социо-игровая технология в образовательном процессе детского сада и школы. В последние годы в системе образования России происходят существенные изменения, определившие новые приоритеты развития дошкольного образования и начальной школы.

Дошкольные годы – период наиболее интенсивного развития, возраст больших потенциальных возможностей, рождения личности, становления основ самосознания и ценностных ориентаций, проявления первых творческих потенций ребенка, его индивидуальности. Способствуют этому развивающие педагогические технологии, в том числе социо-игровая.

Социо-игровая педагогика — основа современной дидактики. Селестен Фене (18 век) говорил, что все для детей устроено не так, как требует их природа. Главное: не навредить! Главное — здоровье. Давать ребенку то, что ему ин­тересно, актуально, нужно, то, что он примет осознанно.

Мы с Вами хорошо знаем — у дошкольников целостное восприятие окружающего мира. Поэтому важно развитие детских представлений. А вот употребление таких слов, как «Молодец! Правильно!» — следует избегать, т.к. сколько детей в группе — столько и правильно (все ответы выслушиваются и проговариваются, берутся во внимание другие мнения).

Мы помним о том, что — у дошкольников развивается творческое воображение. Поэтому не используем никаких образцов. Очень важно как мы дали установку (например: нарисуй кошку, нарисуй свою кошку — должна учитываться индивидуальность в ребёнке (образец сначала показать, потом убрать).

Можно к помощи призвать сверстников, не навязывать своё мнение, воспита­тель — в последнюю очередь, потому, что после воспитателя вариантов нет и появляются ответы детей («Я не умею, не получается).

В виду непосредственности эмоционального отношения к окружающему миру надо подготовить детей не к школе, а к жизни. К школе эмоциональность исче­зает, наша задача развивать эту эмоциональность, учить детей выражать свои эмоции, для того чтобы лучше тебя понимали. Человек — существо социальное (нельзя заранее проигрывать занятие, т.к. угасают эмоции). Детям нужна — тайна, секрет, открытие. Нужны сочувствие и сопереживание к другим людям, животным. В этом воз­расте формируется потребность заботиться.

В наше время педагогов волнует дисциплина на занятиях и в повседнев­ной жизни ребёнка. А как же добиться послушания?

Социо-игровая технология подразумевает свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка. Не менее важным в социо-игровой технологии является договор, правило. Дезорганизация, хаос, беспорядок не должны быть неосознанными, дети спорят, оживлённо обсуждают, в деловой обстановке общаются.

Авторы социо-игровой технологии (Шулешко, Букатов, Ершова) одним из наиболее рациональных способов организации жизни детей представляют работу в малых группах — компаниях (идея Шулешко Е.Е.).

Большинство современных программ, педагогических технологий, методик направлено на организацию коллективной деятельности детей. Многие педагоги-практики пробуют использовать в организации работы с детьми микрогруппы, подгруппы, называя их «команда», «группа», «бригада» и т.п.

У всех этих объединений есть определённая структура, и стало быть, чётко установленное место, статус, роль и позиция каждого участника такой группы.

Одним из наиболее рациональных способов организации жизни мы считаем работу в малых группах — «компаниях», идея которой принадлежит Е.Е.Шулешко, и выстроена она на принципах социо-игровой педагогики (авторы А.П.Ершова, В.М. Букатов).

Многолетний опыт нашего детского сада, где вся жизнь детей выстраива­ется в малых группах (компаниях) по принципу спонтанного, или специального объединения детей в группы на непродолжительное время и постоянную смену компаний, позволяет нам увидеть их явные преимущества.

В таких объединениях детей нет чёткого регламента их деятельности и взаи­модействия друг с другом и со взрослым, нет постоянного статуса, роли, места и позиции каждого ребёнка в процессе общения, а происходит их постоянная смена.

Такая организация жизни детей направлена на создание детского сообщества в группе.

В таких группах есть естественная, как внутренняя, так и внешняя свобода, открытость, возможность выбирать себе компанию, напарника, встречаться и общаться с разными детьми, быть интересными другим, высказывать своё мне­ние и выслушивать других.

Появляется возможность выбирать общее дело и способы его реализации, распределять самим роль и место каждого в общем деле, договариваться друг с другом, держать правила.

В малых группах происходит не только личностное, но и деловое общение. Совместная деятельность позволяет каждому ребёнку утвердиться в своих воз­можностях и способностях, сравнивая себя с другими.

Постепенно у детей развивается адекватная самооценка, представления о самом себе и о своих согруппниках — ровесниках.

Идеальное число участников малой группы -6,так как их удобно раз­делить на 3 «пары» или 2 «тройки», а в одной возрастной группе или классе должно быть не менее 18, ведь именно такое количество де­тей даст возможность учиться друг у друга и быть интересными и ус­пешными.

Количество детей и длительность их пребывания в этих объединениях зависит от возраста детей, содержания и насыщенности детской жизни, умения общаться и договариваться, общего эмоционального настроя в груп­пе, уровня сформированности произвольности поведения.

Одним из непременных условий социо-игровой технологии является по­стоянная смена состава малых групп и организация взаимодействия между компаниями, чтобы дети становились по отношению ко всем «своими», а не «другими». Постоянная смена компаний позволяет каждому ребёнку посто­янно менять свою позицию в общении, проявлять особенности характера, темперамента, поведения.

Определяя позицию педагога, следует помнить о том, что необходимо:

-авторитарность убрать полностью! Такая позиция нужна только там, где есть опасение за жизнь и здоровье воспитанников;

-в совместной деятельности позиция «на равных» предпочтительнее, но иногда она может расслоиться на разные позиции: «над», «под»;

-если позиция «нарочито-отстранённая» — необходимо проявлять деликатность, как будто не заметил, это даёт детям одновременно свободу и защиту;

-позиция «молчание» — помогает держать паузу;

-«отсутствие всякой позиции» — дети полностью свободны, самостоятельны. Например: дети заняты игрой, один из детей заплакал, воспитатель не подошла, дети самостоятельно решили конфликт.

Применение следующих советов позволяет достигнуть динамики в развитии совместных действий у дошкольников и учащихся первого класса, с целью их успешной адаптации к школе:

-«молчание — золото» (чем меньше говорит педагог, тем лучше для де­тей);

-не ставить целей, лучше создать условия, при которых каждый ребёнок раскроется, применяя свой личный опыт;

-не пренебрегать крупицами в погоне за призраком большого золотого самородка;

-исходить из реальных возможностей детей, видеть в них возможность реализации своих идей, через решение поставленных задач;

-не надо разжёвывать задания, доля самостоятельности должна расти от раза к разу;

-в неверно выполненном задании обязательно найти то интересное, позитивное, неожиданное, что включит детскую активность, иначе союз воспитателя и детей распадётся на лидерство взрослого и иждивенчество детей.

-если ребёнок отказывается от деятельности, нужно иметь набор упражнений, средств, чтобы участвующий нашёл в себе уверенность;

-начинать презентацию с тех детей, которые редко выступают.

Социо-игровая технология позволяет решать многие задачи, определённые ФГТ и ФГОС, воспитанники могут реализовать себя как личность, проявлять лидерские качества, ощущать помощь сверстников, преодолевать страх и неуверенность, быть на равных, развивать познавательный интерес и творческую деятельность.

1. А.П.Ершова, В.М. Букатов / Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников: справочно-методическое пособие воспитателей и подготовительных групп детского сада /– СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий,2008.

2. А.П.Ершова, В.М. Букатов / Возвращение к таланту /– СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий,2008.

Adblock
detector