Театрально игровая деятельность в детском саду

Театрально игровая деятельность в детском саду.

Григор Ирина Михайловна, воспитатель МАДОУ Д/С №396 г.Пермь

Сегодня широко решается проблема дошкольного образования и воспитания, усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений. Очень важной остаётся задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего детства, ко всем видам детского театра, что, безусловно, поможет повысить культуру ребёнка, сформировать духовно развитую личность, поможет активизировать творческий потенциал.

Слово «творчество» означает — создание чего-то нового, умение искать и изображать что-то своё. Театральная деятельность — это самый распространённый вид детского творчества, она понятна и близка ребёнку. Участвуя в ней, дети знакомятся через музыку, образы, звуки, краски с окружающим миром, а правильно поставленные вопросы заставляют детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Творчество помогает совершенствовать самого себя в духовной сфере, свою речь, развивать свои чувства, эмоции. Дошкольнику доступна внутренняя активность сопереживания, понимание внутреннего мира персонажа, это открывает перспективы использования театрализованной игры в нравственном развитии детей, — умении соотносить себя с положительными и отрицательными персонажами. Благодаря этому зарождаются социальные чувства, эмоциональное отношение к поступкам и событиям. (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец и др.)

Занятия театральной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребёнка, способствуют проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления, требуют от ребёнка волевых черт характера: целеустремлённости и решительности, трудолюбия, систематичности в работе. Волевая регуляция раскрывается в развитии чувства пространства (мизансцены), движений (жест, мимика, пантомима), когда необходимо выразить состояние души персонажа. У ребёнка развивается интуиция, смекалка и изобретательность, умение комбинировать образы, способность к импровизации. Частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берёт на себя ребёнок, помогает ему продемонстрировать перед сверстниками свои знания, умения, фантазию (А. В. Щёткин). Следование роли и тексту театрализованной игры, способствуют формированию произвольного поведения. Выполнение игровых заданий в образах персонажей из сказок помогает овладевать своим телом. Театрализованные занятия и спектакли учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Смысл деятельности, эмоциональность и «жизненность» художественных произведений оказывают существенное влияние на поведение ребёнка (Б. М. Теплов).

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребёнка. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, незаметно активизируется словарь ребёнка, её интонационный настрой. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребёнка перед необходимостью ясно, понятно и чётко изъясняться. Дошкольный возраст это сенситивный период развития речи. К пяти годам ребёнок овладевает фонетикой и основами грамматического строя речи, у него формируется достаточный запас активного и пассивного словаря. У детей этого возраста совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Ребёнок шестого года жизни способен поддерживать непринуждённую беседу, задавать вопросы и сам правильно отвечать на вопросы. Именно в этом возрасте развивается умение связно, последовательно пересказывать небольшие литературные произведения без помощи взрослого, самостоятельно составлять рассказы по плану, образцу и пересказывать прочитанное. Период детства от 5 до 7 лет — это период детского словотворчества. Поэтому целесообразно именно в старшем дошкольном возрасте начинать формирование творческой личности средствами театральной деятельности. Занятия театральной деятельностью с дошкольниками развивают не только психические функции личности ребёнка, его художественные способности, творческий потенциал, но и способность межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.

Создавая детский театр, мы учитывали развивающий и обучающий характер театральной деятельности, который и определяет ведущие и методические принципы. Театральная деятельность дошкольников базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребёнка, при этом необходимо учитывать комфортность. Каждую свою выдумку ребёнок отображает в игре, входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение.

Театрализованная игра приобщает детей к литературному, драматическому и театральному искусству, у детей формируется представление о работе артистов, режиссёра, театрального художника, дети начинают понимать, что над любым спектаклем трудится весь коллектив, и он приносит радость и творцам и зрителям. Театральная игра также близка к сюжетной игре. Они имеют общую структуру: замысел, сюжет, содержание, игровая ситуация, роль. Но в театрализованной игре сюжет берётся из художественных произведений и ставится спектакль или инсценировка. Главная особенность театрализованной игры — литературное содержание и наличие зрителей. Творчество детей проявляется в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять персонаж, его поступки, прочувствовать его состояние, суметь проанализировать и оценить действия. И конечно, ребёнка волнует результат (как он сыграл, реакция зрителей). Здесь очень важно сотрудничество с родителями. Необходимо, как можно чаще рассказывать об успехах ребёнка, о его театральных способностях. Привлекать родителей к изготовлению декораций и костюмов. Чем ближе это сотрудничество, тем больше родители узнают своих детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания.

Особое место в развитии творчества детей принадлежит игре-драматизации. Одной из особенностей игры является её синкретизм, проявляющийся во взаимосвязи различных видов искусства и художественно-творческой деятельности (музыкальной, изобразительной и художественно-речевой). Ролевое поведение, осуществляемое ребёнком в игре-драматизации, даёт ему возможность приобрести умение управлять собой, уверенность в себе, направляет воображение в творческое русло. В игре-драматизации ребёнок с помощью средств выразительности (интонация, мимика, пантомима) создаёт образ, производит собственные действия исполнения роли.

В режиссерской игре ребёнок действует за сказочного персонажа, берёт на себя роль режиссёра, сам придумывает мизансцены, сам придумывает текст и играет роль. «Озвучивая» персонаж и комментируя сюжет, ребёнок использует разные средства вербальной выразительности. Преобладающие средства выражения в этих играх — интонация и мимика. Режиссёрские игры могут быть групповыми, каждый ведёт свои игрушки в общем сюжете, при этом накапливается опыт общения, согласования и сотрудничества. Именно режиссёрская игра, включая такие составляющие, как воображаемая ситуация, распределение ролей между игрушками, моделирование реальных социальных отношений в игровой форме, является более ранним видом игр, чем сюжетно-ролевая, так как для её организации не требуется высокого уровня игрового общения (С. А. Козлова, Е. Е. Кравцова).

Естественно развитие театрально — игровой деятельности в разных возрастных группах имеют свои особенности.

В младших группах дети не воспроизводят текст, а выполняют определённые действия по образцу, который показывает педагог. Такие игры — имитации активизируют воображение детей, готовят их к самостоятельной творческой игре. Они с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, но не могут пока развить и обыграть сюжет. Интерес к театрализованным играм складывается в процессе просмотра спектаклей, показанных воспитателем. Дети радостно и эмоционально принимают их. Здесь очень важна артистичность и эмоциональность педагога. Чем меньше ребёнок, тем ещё выразительней должна быть игра. Театрализованные куклы используются на занятиях, в повседневном общении, от их лица взрослый хвалит, благодарит детей, здоровается и прощается. Таким образом, за счёт бессловесной игры — импровизации под музыку, игры — импровизации по текстам коротких сказок, потешек и стихов, ролевых диалогов героев сказок, инсценировок фрагментов сказок о животных и игры — драматизации с несколькими персонажами расширяется игровой опыт детей. У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссёрской театрализованной игры (настольный театр игрушек, плоскостного на фланелёграфе, пальчикового). Постепенно дети включаются в процесс игрового общения с театральными куклами, у детей развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах.

Обогащается игровой опыт детей за счёт развития специальных игровых умений:

  • Освоение позиции «зритель» — досмотреть и дослушать до конца, поблагодарить артистов.
  • Первичное становление позиции «артист» (умение пользоваться некоторыми средствами выразительности, для передачи образа персонажа, его эмоций, переживаний; умение обыгрывать действия персонажа с помощью куклы)
  • Способность взаимодействовать с другими детьми, играть, понравившиеся роли.

В среднем возрасте ребёнок переходит к игре, ориентированной на зрителя, где важна не только игра, но и важен результат. Игра становится средством самовыражения, дети учатся сочетать в роли текст и движение, развивается чувство партнёрства. Наиболее активные дети начинают вместе с воспитателем драматизировать простейшие сказки, используя настольный театр, а с малоактивными детьми необходимо пробовать драматизировать произведения с небольшим количеством действий. Вводятся рассказы от первого лица с сопровождением текста, движений и музыки. Театрально — игровой опыт детей расширяется за счёт игр — драматизаций с использованием нескольких персонажей, игр, где дети знакомятся с трудом взрослых, постановок спектаклей по произведениям отечественных и зарубежных авторов, настольного, кукольного, пальчикового театра. Содержательную основу составляют игровые этюды репродуктивного и импровизированного характера. Особое внимание уделяется импровизации и творчеству в процессе придумывания игры.

Усложняются театрально — игровые умения детей:

  • Дальнейшее развитие позиции «зритель» (проявлять элементы зрительской культуры, позитивно оценивать игру сверстников).
  • Умение использовать средства невербальной и интонационной выразительности, для передачи образа персонажа, умение управлять куклой или игрушкой, передавая её жесты и движения.
  • Первичное усвоение позиции «режиссёр», умение создавать игровое пространство на плоскости стола.
  • Умение овладевать качествами оформителя спектакля.
  • Умение позитивно взаимодействовать с другими участниками игры, договариваться при распределении ролей и уметь разрешать конфликтные ситуации.

В старшей группе дети продолжают совершенствовать исполнительские навыки. Для этого необходимо организовывать экскурсии, наблюдения за окружающим, проводить игровые упражнения на воображение, использовать в работе мимические и пантомимические этюды, включать детей к придумыванию и оформлению сказок и отображать все свои эмоции и переживания в изобразительной деятельности. Игры детей начинают носить контаминационный характер, свободное построение сюжета. Центром игры становится не только «артист», но и «режиссёр», «оформитель», «костюмер». По новому идёт приобщение детей к театральной культуре: знакомство с назначением театра, деятельностью работников театра, видами и жанрами театрального искусства. Ещё больше обогащается театрально — игровой опыт. Усложняются тексты для постановок. Игра — фантазия становится основой театральной игры, где уживаются литературный и фантазийный персонаж.

Развиваются специальные умения:

  • «Зритель» становится помощником и советчиком.
  • «Артист» самостоятельно выражает своё отношение к персонажу с помощью средств невербальной и вербальной выразительности.
  • «Режиссёр» способен воплощать свои замыслы самостоятельно.
  • Дети овладевают простыми навыками оформителя — костюмера.

Подготовительная к школе группа. В этом возрасте игра — драматизация становится спектаклем. Дети играют для зрителей. Для этого необходим весь запас знаний, умений и навыков, полученный в разном возрасте. Для лучшего понимания литературного произведения, необходимо рассматривать иллюстрации к нему и обратить внимание, на эмоциональное состояние персонажей; подбирать упражнения на развитие внимания и воображения; эмоционально выражать состояние персонажа с помощью интонации, мимики, жестов и позирования. Уметь настраивать себя с помощью специальных упражнений на выполнение предстоящих действий, смену мимики и позы при переключении с одного действия на другое. Для этого необходимо использовать сказки, богатые диалогами, динамикой реплик. Это позволит обогатить речь детей новыми выразительными средствами. Важно предоставить детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений. Очень эффективны упражнения с использованием пиктограмм, ролевые диалоги по иллюстрациям, диафильмам. Такая совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки спектаклей даже недостаточно активных детей, тем самым, помогая им преодолевать стеснительность и скованность.

Развиваются специальные умения:

  • «Зритель» становится помощником и советчиком.
  • «Артист» способен самовыражаться с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности, развито умение психологически настроиться на выполнение предстоящего действия, быстро переключаться с одного действия на другое, контролировать свою мимику, позы и жесты.
  • «Режиссер-сценарист» способен воплощать свои замыслы самостоятельно, придумывать сюжеты, предстоящего спектакля, согласовывать с артистами их роли и диалоги, организовывать деятельность других детей.
  • «Костюмер-оформитель» способен обозначать место «сцены» и «зрительного зала», подбирать атрибуты и предметы-заместители, костюмы и детали к костюмам, изготавливать афиши и приглашения к спектаклю.

1.1 Особенности организации театрально-игровой деятельности воспитанников в ДОУ.

Театрализованная деятельность в детском саду — это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Театрализованная деятельность способствует обретению новых знаний, умений и навыков, развивает способности, расширяет круг общения, создает полноценную среду развития, а каждому ребенку помогает найти свое особое место.

Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций.

Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано в основном со спектаклями-сказками. Учитывается интерес детей к этому жанру, доступность их восприятию, а также общественное значение сказки для нравственного и эстетического воспитания детей. Наиболее целесообразной формой работы в этом направлении считается театрализованная деятельность.

Возможности воспитательной театрализованной деятельности просторные. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через звуки, краски и образы, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Выразительностью реплик персонажей, тесно связано с умственным развитием собственных высказываний, незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Роль, которую исполняет ребёнок, произносимые реплики, ставят его перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается речь, и ее грамматический строй.

Можно твёрдо сказать, что театрализованная деятельность проявляется как источник развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это — конкретный результат. Но не менее важно, театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Театральная деятельность позволяет решить многие проблемы и ситуации детей от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка. Поэтому во временных требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении выделен специальный раздел «Развитие ребенка в театрализованной деятельности», в критериях которого подчеркивается, что педагог обязан:

— создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять творчество исполнения, развивать способность свободно и уверенно держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т.д.);

— приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);

— обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;

-создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Для выполнения данных критериев необходимо создание определенных условий, соответствующих организации работы. Разумная организация театрализованной деятельности детей поможет педагогическому коллективу выбрать наилучшие направления, формы и методы работы по данному вопросу, рационально использовать кадровый потенциал. Это будет способствовать реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей и т. д., а, в конечном итоге, целостности педагогического процесса и форм его реализации, выступающих как единая система организации совместной жизни детей и взрослых.

Театрализованные творческие игры являются частью воспитательно-образовательной работы. Она имеет большое значение для развития личности, потому что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития, в игре развивается вся личность ребенка, его сознание. Ребенок осознает себя, учиться желать и подчинять желанию свои мимолетные аффективные стремления; учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя их, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков и учась на их ошибках [1, с. 22].

Заучивание роли прекрасно тренирует произвольную память. Как известно совершенствование произвольной памяти у школьников тесно связано с постановкой перед ними специальных задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала. Множество таких задач естественно возникает в игровой деятельности. Особенно, если ребенку интересно то, что необходимо запомнить, в данном случае его роль — образ выбранного героя.

Благодаря специальным педагогическим исследованиям, проведенным Л. Вырoшниной, Н. Карпинcкой, Е. Труcoвой, Л. Фуpминой и др., было уcтановлено cледующее.

Самостоятельно в театрализованные игры дети дошкольного возраста не играют. Наибольший интерес у них вызывают игры-драматизации по предложению воспитателя и под его руководством (Л. Фуpмина). Если с первой младшей группы дети будут с помощью воспитателя разыгрывать народные сказки, небольшие сценки, а во второй младшей группе, использовать игрушки и фигурки для театра, и будут продолжать заниматься этим, то уже в среднем возрасте театрализованная деятельность возможна как самостоятельная.

Было установлено, что дети пяти лет в процессе театрализованной деятельности стремятся вносить в исполнение своих ролей нечто своеобразное, индивидуальное (Н. Каpпинcкaя).

В этот период возможно включать фрагменты театрализованной деятельности с использованием разных видов театра в систему занятий по обучению детей рассказыванию, а также использовать занятия по развитию речи для обогащения театрализованных игр (Л. Выpошнинa) [2, с. 43].

Вопросы, советы, напоминания педагога приучают ребенка следить за своим поведением в игре, действовать согласованно с товарищами, ярче изображать роль, пользоваться движением рук, головы, туловища, речевые выразительные средства.[3, с. 61].

Значение и специфика театрального искусства заключаются в сопереживании, познавательности, коммуникативности, воздействии художественного образа на личность. Театр — один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные:

— с художественным образованием и воспитанием детей;

— формированием эстетического вкуса;

— развитием коммуникативных качеств личности;

— воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;

— созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.

Роль театрализованных игр в художественном развитии детей очень велика. В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое. Также следует отметить роль театрализованных игр в приобщении детей к искусству: литературному, драматическому, театральному. Дошкольники знакомятся с разными видами театрального искусства.

Таким образом, в процессе организации театрализованной игры у детей развиваются умения и навыки организаторские, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. Возникает личностность в общении, строящаяся на осознаваемой, мотивированной основе. В процессе игры и подготовке к ней между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения и кооперации труда, заботы и внимания друг к другу. Роль педагога в организации и проведении театрально-игровой деятельности очень велика. Педагогу очень важно осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку.

Театрально-игровая деятельность.

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Дата публикации: 02.03.2015

Статья просмотрена: 675 раз

Библиографическое описание:

Голдобина Е. Г., Быканова Н. Ю. Театрально-игровая деятельность [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 50-52. — URL

Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок.

Актуальность театрально-игровой деятельности на современном этапе очевидно: педагогика из «дидактической становится развивающей», а значит использование элементов театрализации, импровизации в процессе обучения и воспитания детей становится все более заметным, являя одним из перспективных направлений педагогической мысли. Знакомясь с современными идеями развивающего образования, мы уяснили для себя их суть, стараясь придерживаться ее главных принципов развитие, творчество, игра. Мы поддерживаем те педагогические идеи и суть которых сводится к единой концепции: развитие ребенка может быть понято как активный процесс самосознания, деятельного творения маленьким человеком собственной личности биографии. А помочь ему должны взрослые — педагоги в данном случае — Мы, музыкальные руководители, связанные с ним едиными узами содействия и сотрудничества.

В своей деятельности мы опираемся на труды таких авторов, как Выготский А. С. «Воображение и творчество в детском возрасте» — М., Просвещение, 1991., Воронова В. Я. «Творческие игры старших дошкольников» — М., Просвещение, 1971., Фесюкова Л. Б. «Воспитание сказкой» — Просвещение, 1990., Казакова Т. Г. «Развивайте у дошкольников творчество» — М., Просвещение, 1985., Синицына К. С. «Умные сказки» — М., Просвещение, 1997., программа «Музыкальные шедевры» Радынова О., «Музыкальное развитие детей» Радынова О., Антипина А. Е. «Театральная деятельность в детском саду», Буренина А, «Театр всевозможного».

Суммарно педагогические идеи этих авторов используем в следующем контексте. Путь становления творческой личности труден и сложен. От первой искорки самостоятельной мысли до потребности думать, мыслить, рассуждать, пойти придется немалый путь. Темп прохождения этого пути у каждого ребенка разный. Важно набраться терпения, не ускорять, не подгонять, не спешить давать готовые решения, не «кормить» ребенка прожёванной «духовной пищей». Всем известна истина: «Принуждение — враг творчества». Творческое развитие возможно только при наличии у ребенка положительной мотивации. Поэтому важным моментом в процессе организации развивающих занятий в детском саду является создание мотивации, которая\ основывается на базовых потребностей детей дошкольного возраста.

Психологи отмечают, что именно в игре реализуется потребность дошкольника действовать самостоятельно как взрослый.

Театрализованные игры дают большой простор для творческих проявлений ребенка. Они развивают творческую самостоятельность детей, побуждают к импровизации в составлении небольших рассказов и сказок, поддерживают стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движения, позу, мимику, разную интонацию и жест. Для того, чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые умения и знания. Чем богаче опыт малыша, тем ярче творческие проявления в различных видах деятельности. Поэтому очень важно с самого раннего возраста приобщать ребенка к музыке, театру. Увлечь детей искусством, научить их понимать прекрасное — главная миссия музыкального руководителя. Именно искусство (театр) пробуждает в ребенке способность размышлять о мире, о себе, об ответственности за свои поступки.

На наш взгляд, театрально-игровая деятельность является ярким эмоциональным средством, формирующим эстетический вкус детей. Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой.

Прежде всего в нашем детском саду педагоги создали условия для театрально-игровой деятельности детей: приобрели кукольный театр, вместе с воспитателями изготовили теневой и пальчиковый театры, сделали ширму с занавесом для смены декораций во время спектакля.

Постоянно пополняем набор музыкальных инструментов: металлофонов, ксилофонов, бубнов, треугольников, арф, погремушек и т. д. С помощью родителей готовим костюмы к сказкам.

В театрально-игровую деятельность вовлекаем ребят, начиная с младшего дошкольного возраста. Так, в младшей группе совместно с детьми подготовительной к школе группы поставили музыкальный спектакль по русской народной сказке «Заюшкина избушка». Малыши — зрители, но в то же время и исполнители отдельных номеров (девочки исполняют танец цветов, мальчики — танец зайцев). Дети артисты на протяжении всего музыкального спектакля ведут диалог с малышами-зрителями. Например, Лиса спрашивает у детей: «Чья была избушка?». Зрители отвечают: «Заюшкин». И т. п.

В средней группе продолжаем обогащать впечатления детей, развивать их игровые навыки. Удачный получился вечер сказок и загадок, в котором участвовали дети средней и подготовительной к школе групп. Ребята пятого года жизни самостоятельно играли в оркестре, более свободно вели себя в зале. В сценарии утренников и вечеров развлечений для старшей группы включаем короткие сказки и инсценировки. Чаще всего действие происходит в лесу, а персонажи дети. Например, в сценарий новогоднего утренника вошла инсценировка «Волшебный сапожок», а в сценарий утренника, посвященного Международному женскому дню 8 Марта, — инсценировка «Подснежники». Такая творческая деятельность детей на вечерах развлечений и утренниках подводит их к тому, что в подготовительной к школе группе они ставят детские оперы.

Надолго запоминается старшим дошкольникам посещение театра. После просмотра спектакля с детьми беседовали артисты, показывали им приемы работы с куклами, отвечали на многочисленные вопросы ребят: «Как делают куклы для театра?», «Кто может стать артистом?» и т. п.

После таких экскурсий в театр игры детей заметно оживляются, становятся более разнообразными и эмоциональными.

Для постановки детских опер большое значение имеет выбор литературного произведения, которое ложится в основу либретто. Литературное произведение выбираем вместе с воспитателями, учитываем знания и интересы детей.

Заранее продумываем с воспитателями, как удачнее донести до ребят содержание текста и музыки. Стараемся, чтобы каждый ребенок заинтересовался сказкой, выразил желание играть в ней ту или иную роль. После прочтения сказки предлагаем прослушать ее в аудиозаписи. Затем проводим с ребятами беседу, с помощью которой учим их вникать в суть поведения персонажей.

Далее предлагаем детям прослушать музыку, под которую действует каждый персонаж. Ребята переносятся в сказочный мир, у них возникают различные эмоции и переживания. Затем воспитатель разучивает с детьми текст, особо обращая внимание на выразительность речи.

Кроме того, малышам даем небольшие задания. Например, при подготовке к опере

«Репка» предлагаем пробежать, как Жучка или Кошка; произнести слова тоненьким голоском, как Мышка, или веселым, звонким, как Внучка. Многие движения индивидуальных и групповых танцев, например пляска Мухи и Комара в опере «Муха-Цокотуха», танец подснежников в «Двенадцати месяцах», придуманы ребятами.

При распределении ролей учитываем индивидуальные способности детей, их возможности. Нас волновал вопрос: а как быть, если не все желающие могут получить роль? Решили на каждую роль назначить дублера. Это дает возможность малоактивным детям преодолеть в себе робость, присмотреться к товарищу, по-своему создать сказочный образ. Ребятам подготовительной к школе группы предоставляем возможность самим распределять роли. Обычно кандидатуры, выдвигаемые детьми на главные роли, совпадают с нашим выбором. Но это умение пришло, конечно, не сразу. Постепенно учили детей замечать способности своих товарищей: умение перевоплощаться, передавать характерные способности литературных персонажей в инсценировках.

Игры-драматизации у старших дошкольников часто становятся спектаклями, а зрителями бывают дети из других групп.

Большую работу детский сад проводит с родителями: оформили стенд «Художественное творчество детей с цветными фотографиями, где видно, как дети участвуют в художественной деятельности. Проводим консультации для родителей на темы «Развитие театрально-игровой деятельности у детей», «Создание условий для самостоятельного художественного творчества», «Влияние театра на формирование художественного вкуса у детей» и т. д.

Ценность и польза занятий театрализованной деятельностью очевидна, так как она тесно связана с другими видами деятельности — пением, движением под музыку, слушанием и т. д.

В процессе работы дети буквально на глазах преображаются, становятся свободными, раскрепощенными, а если умело поставить вопросы — учатся думать, анализировать, предлагать свои идеи. Наша задача педагога — практика побуждать ребенка «увидеть, удивляться, рассказывать».

Работая над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активируется словарь детей, совершенствуется звуковая культура речи.

Мы считаем, что театрализованная деятельность детей помогает нам решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Любая сказка, театрализованная игра — неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.

Нам как педагогам, очень важно чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями ребенок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Необходимость контакта и систематизирования ее в едином педагогическом процессе очевидна.

Организация театрально-игровой деятельности детей дошкольного возраста.

Наталия Смотрова
Организация театрально-игровой деятельности детей дошкольного возраста

В статье изложен опыт организации театрально-игровой деятельности детей дошкольного возраста. Предпринята попытка осветить вопросы раннего формирования творческой активности воспитанников в условиях театрализованной деятельности, определяющей социально-коммуникативное развитие дошкольников.

Ключевые слова: дошкольники, театрализованная деятельность, коммуникативные способности.

Актуальность исследования обусловлена усилением внимания ученых и практиков к улучшению воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, созданию оптимальных условий для всестороннего развития личности, в т. ч. для социально-коммуникативного развития дошкольников.

Таким образом, можно сделать вывод, что театрально-игровая деятельность развивает коммуникативные способности дошкольников. У детей не только повышается речевая активность в игровой творческой деятельности, где они легко осваивают различные средства общения, в. т. ч. невербальные: жесты, мимику, движения, но и повседневная речь детей становится более эмоциональной, связной, обогащенной. Научившись принимать на себя различные роли, сопереживать изображаемым героям, дети лучше понимают чувства других. Так театрально – игровая деятельность пробуждает интерес у дошкольников к театру как виду искусства

Введите в мир театра малыша,

И он узнает, как сказка хороша,

Проникнется и мудростью, и добротой,

И с чувством сказочным пойдет он жизненной тропой

Сегодня, с введением ФГОС в ДОУ задача развития творческой деятельности детей с самого раннего возраста остается одной из приоритетных. Одним из распространенных видов детского творчества является театрализованная деятельность. Театрализация близка ребенку, потому что тесно связана с игрой. Занятия театрализованной деятельностью вызывают у детей большой интерес и море положительных эмоций при проигрывании ролей. Именно театр помогает ребенку раскрыться, познать и усвоить что-то новое, а также способствует общему развитию, проявлению любознательности, целеустремленности. «Кроме того, занятия театрализованной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию» [1].

Для организации театрально-игровой деятельности в группе созданы необходимые условия: оборудована зона театрализованной деятельности, в которой находятся различные виды театра, ширмочки, реквизиты, костюмы, шапочки и др. Все это доступно для детей и мобильно.

Театрально-игровую деятельность с детьми мы организуем во всех видах образовательной деятельности: в НОД (занятиях, режимных моментах, самостоятельной деятельности и при взаимодействии с родителями. В нашей группе часто реализуем образовательные проекты, итоговым мероприятием которых является театральная постановка. Одним из наиболее эффективных и интересных был проект «Сказочный мир». Дети отгадывали загадки о сказочных персонажах, играли в сюжетно-ролевые игры, знакомились с писателями, рассматривали их портреты, отправлялись в путешествие с героями сказок, которые, в свою очередь, предлагали детям различного рода задания. За выполнение каждого задания ребята получали волшебный ключик. Только собрав все ключики в определенной последовательности, дети могли узнать сказочного героя, которого они спасали. В итоге дети настолько погрузились в удивительный мир сказок, что в самостоятельной деятельности они придумывали новые сказки с уже знакомыми героями, даже пригласили своих родителей для участия в театрализации сказки «Колобок».

В своей работе используем различные виды театрализованных игр, в том числе режиссерские игры и игры-драматизации. Если мы играем в режиссерскую игру, то ребенок не является исполнителем, а принимается за создание сюжета и придумывает роль для игрушечного героя. Воспитанники с большим удовольствием принимают участие в режиссерских театрализованных играх, к которым относится настольный театр игрушек, театр на фланелеграфе, магнитный и теневой театры. Развивается в играх и творческая сторона детей. Детям становится очень интересно, когда они «входят в образ» сказочного персонажа, говорят за него и действуют как герой сказки. В инсценировках дети сопереживают героям, стремятся показать то, что испытывает персонаж, тем самым осваивают азбуку взаимоотношений: у них складываются представления о хороших и плохих качествах человека.

Очень любят ребята игры-драматизации. В отличие от режиссерских здесь ребенок играет сам, используя при этом средства выразительности: интонацию, мимику, пантомимику. Увлекают дошкольников в театральный мир такие игры-драматизации, как пальчиковый театр, куклы бибабо, театр на ложках (деревянные ложки, лопатки, одноразовые ложки, театр на дисках, прищепках, театр из губок, варежковый, кукольный театр, различные шапочки, маски. Особенный интерес у детей вызывают шапочки и маски, изготовленные родителями и педагогами. На открытых занятиях мы используем разнообразные поролоновые шапочки. Войдя в образ и играя различные роли, ребенок использует свою фантазию, подражая героям, о которых он узнал раньше из книг, мультфильмов и из жизни. Играя, ребенок получает яркое эмоциональное впечатление.

В этом году мы с детьми освоили два новых вида театра: магнитный и теневой. Магнитный театр – это, прежде всего, игра, которая непроизвольным образом способствует развитию мелкой моторики. Кроме того, у ребенка улучшается память, развивается логика. Он начинает лучше ориентироваться в пространстве, становится внимательнее к деталям и в целом — организованнее. Дети очень любят играть с магнитами. Тем более, их увлекает процесс, в котором фигурки и сказочные персонажи движутся «сами собой». Все это способствует развитию фантазии и воображения, и поэтому дети начинают придумывать собственные сказки.

Одной из увлекательных игр является теневой театр. Прежде, чем начать в него играть, проводим необходимую подготовку: делаем вместе с детьми фигурки сказочных героев, готовим белый экран из листа ватмана, прикрепляем его на стену, настраиваем освещение. После этого предлагаем детям поиграть в теневой театр самостоятельно. Как правило, становится очень шумно. Дети наперебой рассказывают свои сказочные сюжеты. Когда фантазия малышей исчерпана, предлагаем сказочный сюжет, более развернутый и интересный. Теневой театр используем как сюрпризный момент на занятиях, как развлечение или как часть развлечения. Зима – лучшее время для игры в теневой театр, ведь в это время года дни становится короче и темнеет рано.

Театрализованные игры формируют мировоззрение детей, расширяют их кругозор, фантазию, память и мышление, создают ситуации для общения – все это развивает творческий потенциал ребенка, связную, диалогическую и монологическую речь.

Хотелось бы отметить, что знакомство детей с каждым новым видом театра и организация театрально-игровой деятельности, у нас проходит всегда необычно. Мы используем сюрпризные моменты, такие как, появление какого-либо предмета или нескольких предметов в театрализованном уголке – это может сказочный герой и предмет, указывающий на вид театра. Например, лампочка (знакомство с теневым театром) и зайка, магнитик (магнитный театр) и лиса, прищепка (театр на прищепках) и мышка и т. п. У детей возникает непроизвольный интерес к предмету, активизируется внутренняя мотивация к дальнейшему действию, они начинают активно мыслить и придумывать, для чего тот или иной предмет может использоваться в театральном уголке. Иногда выставляем героя и несколько предметов, указывающих на разные виды театра, и воспитанники сами выбирают, в какой театр они отправятся.

Именно такое введение детей в театрально — игровую деятельность повышает активность малышей и создает творческое поле для дальнейшей театрализованной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что театрально-игровая деятельность развивает коммуникативные способности дошкольников. У детей не только повышается речевая активность в игровой творческой деятельности, где они легко осваивают различные средства общения, в. т. ч. невербальные: жесты, мимику, движения, но и повседневная речь детей становится более эмоциональной, связной, обогащенной. Научившись принимать на себя различные роли, сопереживать изображаемым героям, дети лучше понимают чувства других. Так театрально – игровая деятельность пробуждает интерес у дошкольников к театру как виду искусства.

1. А. В. Щеткин. Театрализованная деятельность в детском саду для занятий с детьми 4 — 5 лет /под редакцией О. Ф. Горбуновой. — М., МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 2007. – 128с.

Механизм ознакомления детей 5–6 лет с миром семьи посредством игровой деятельности. Актуальность проектируемого процессаознакомления детей старшего дошкольного возраста с миром семьи посредством игровой деятельности обусловлена.


Становление эмоционального фона посредством театрализованной деятельности Содержание любой программы включает в педагогический процесс развлечения, игры – драматизации, театрализованные постановки, кукольные спектакли,.

Театрализованная игра.

Важное значение в возникновении у детей игры особого рода – театрализованной – имеет сюжетно-ролевая игра. Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети уже не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянные литературными произведениями (на героическую, трудовую, историческую тематику). Такие игры являются переходными, в них присутствуют элементы драматизации, но текст используется здесь более свободно, чем в театрализованной игре; детей больше увлекает сам сюжет, его правдивое изображение, чем выразительность исполняемых ролей. Таким образом, именно сюжетно-ролевая игра является своеобразным плацдармом, на котором получает свое дальнейшее развитие театрализованная игра. Оба вида игры развиваются параллельно, но сюжетно-ролевая игра достигает своего пика у детей 5–6 лет, а театрализованная – у детей 6–7 лет. Обеим играм сопутствует режиссерская игра, которая отличается своим индивидуальным характером. Индивидуальная режиссерская игра находит свое отражение и в сюжетно-ролевой игре с ее героико-бытовыми сюжетами, и в театрализованной игре.

Исследователи отмечают близость сюжетно-ролевой и театрализованной игр на основе общности их структурных компонентов (наличие воображаемой ситуации, воображаемого действия, сюжета, роли, содержания и др.). В сюжетно-ролевой игре, как и в театрализованной, прослеживаются элементы драматизации. Эти игры могут существовать как самостоятельная деятельность детей и относятся к разряду творческих игр. В сюжетно-ролевой игре дети отражают впечатления, полученные из жизни, а в театрализованной – полученные из готового источника (литературно-художественного). В сюжетно-ролевой игре инициатива детей направлена на создание сюжета, а в театрализованной игре – на выразительность разыгрываемых ролей. Деятельность детей в сюжетно-ролевой игре является ориентировочной, не имеет своего продукта в полном смысле этого слова и не может быть представлена для показа зрителю, а в театрализованной игре действие может быть показано зрителям: детям, родителям.

В старшей группе театрализованная деятельность начинает интенсивно развиваться. Именно в возрасте 5–7 лет, считают исследователи, у детей появляется способность показать образ в развитии, передать различные состояния персонажа и его поведение в требуемых игрой обстоятельствах. Это не означает, что нужно приобщать к театрализованной игре лишь старших дошкольников. Дети младших групп также с интересом относятся к играм, так или иначе связанным с воплощением в роли (показ взрослыми или старшими детьми спектаклей кукольного и драматического театров, вовлечение в игры-забавы с игрушками-персонажами, обыгрывание простейших сюжетов самими детьми и др.).

В настоящее время в науке не существует единого взгляда на сущность понятий «театрализованная игра» и «игра-драматизация». Одни ученые полностью отождествляют театрализованную игру и игру-драматизацию, другие считают, что игра-драматизация является разновидностью театрализованных игр. По мнению Л. С. Выготского, всякая драма связана с игрой, следовательно, во всякой игре существует возможность драматизации. В игре-драматизации ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игры-драматизации как творческой деятельности. При соответствующем оформлении игра-драматизация может стать спектаклем как для самого ребенка, так и для зрителей, тогда ее мотив сдвигается с самого процесса игры на результат, и она становится театрализованным действом.

Л. С. Фурмина считает, что театрализованные игры – это игры-представления, в которых в лицах с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, то есть воссоздаются конкретные образы. По мнению исследователя, в дошкольном учреждении театрально-игровая деятельность детей принимает две формы: когда действующими лицами являются определенные предметы (игрушки, куклы) и когда дети сами в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль. Предметные игры составляют первый тип театрализованных игр, к которым относятся игры с куклами в различных видах кукольного театра (настольный, на ширме), а непредметные – второй тип игр, к которым относятся драматизации.

Исследователи (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Н. А. Ветлугина, Д. В. Менджерицкая, Л. С. Фурмина и др.) считают театрализованную игру (игру-драматизацию) предэстетической деятельностью, усматривая в ней источник художественного творчества, а возраст 5–7 лет – наиболее благоприятным (сензитивным) для детского творчества. Д. В. Менджерицкая, в частности, видит переход игры-драматизации к искусству в том, что у детей 6–7 лет она часто становится спектаклем. Л. С. Фурмина считает, что творчество детей в театрализованной игре проявляется в трех аспектах: в создании драматургического материала, в исполнении своего или авторского замысла, в оформлении спектакля. Таким образом, в театрализованной игре (в разыгрывании сюжета с куклой и в игре-драматизации) деятельность детей предстает как творческая художественно-эстетическая деятельность (то есть деятельность в области искусства, живущая по законам красоты), носящая игровой (импровизационный) характер.

Важным моментом, определяющим творческое художественно-эстетическое развитие детей, является личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. Это означает, что педагог и ребенок являются партнерами в условиях их сотрудничества.

Мы выявили этапы формирования творческой активности детей в процессе театрализованной деятельности: накопление художественно-образных впечатлений через восприятие театрального искусства, активное включение в художественно-игровую деятельность, поиск-интерпретация поведения в роли, создание и оценка детьми продуктов совместного и индивидуального творчества.

Работу по формированию театрализованной деятельности дошкольников целесообразно начинать с накопления ими эмоционально-чувственного опыта; развивать интерес и эмоционально-положительное отношение к театрализованной деятельности. Приобщение детей к театральному искусству начинают с просмотра спектаклей в исполнении взрослых: сначала близких ребенку по эмоциональному настрою кукольных постановок, затем драматических спектаклей. В дальнейшем чередование просмотров спектаклей кукольного и драматического театров позволяет дошкольникам постепенно осваивать законы жанра. Накопленные впечатления помогают им при разыгрывании простейших ролей, постижении азов перевоплощения. Осваивая способы действий, ребенок начинает все более свободно чувствовать себя в творческой игре. В процессе совместных обсуждений дети оценивают возможности друг друга; это помогает им осознать свои силы в художественном творчестве. Дети подмечают удачные находки в искусстве перевоплощения, в разработке совместного проекта (оформительского, постановочного и др.).

Для успешного формирования творческой активности детей в театрализованной деятельности необходимо соблюдать ряд условий.

• Следует осуществлять дополнительную подготовку воспитателей средствами театральной педагогики для того, чтобы они могли являться образцом творческого поведения для своих подопечных. Этого можно достичь созданием в дошкольном учреждении педагогического театра – коллектива единомышленников, объединенных общим желанием приобщать детей к театральному искусству, воспитывать азы театральной культуры. Дополнительная подготовка педагогов с использованием методов театральной педагогики должна проходить непосредственно в стенах детского сада. В результате такой подготовки, осуществляемой музыкальным руководителем, который является своеобразным координатором всей музыкально-педагогической работы в детском саду, раскрываются творческие возможности воспитателя, и дети, подражая ему, учатся творческому поведению.

Чаще всего в дошкольных учреждениях мы встречаемся с неорганизованной театрализованной деятельностью взрослых: им приходится ставить детские спектакли, не владея в полной мере искусством театра. Одиночные, стихийные представления кукольного театра, редкие выступления воспитателя в роли персонажа или ведущего на празднике не способствуют развитию театрализованной деятельности детей в силу отсутствия систематического восприятия полноценного сценического искусства. Таким образом, налицо неподготовленность большинства педагогов к руководству творческой театрализованной деятельностью детей. Кроме того, сегодня оказываются почти невозможными организованные поездки детей в театр. Педагогический театр взрослых должен взять на себя приобщение детей к театральному искусству и воспитание у них творческих качеств под воздействием обаяния творчески активной, артистичной личности воспитателя, владеющего искусством перевоплощения.

• Для успешного овладения способами творческих действий в театрализованной игре необходимо предоставлять детям возможность самовыражаться в своем творчестве (в сочинении, разыгрывании и оформлении своих и авторских сюжетов). Учиться творчеству можно только при поддержке окружающих взрослых, поэтому важным моментом является систематическая работа с родителями. Объединение педагогов, детей и родителей в совместной работе по приобщению к миру творчества и театра позволяет совершенствовать педагогическую подготовленность родителей в вопросах воспитания собственных детей, способствует расширению форм сотрудничества семьи и детского сада (проведению досугов, тематических вечеров и бесед, консультаций).

• Педагог должен сознательно выбирать художественные произведения для работы. Критериями отбора являются художественная ценность произведения, педагогическая целесообразность его использования, соответствие жизненному и художественно-творческому опыту ребенка, яркая образность и выразительность интонаций (музыкальных, словесных, изобразительных).

В руководстве формированием творческой деятельности детей в театрализованной игре воспитатель должен опираться на принципы гуманистической направленности (истинно гуманные отношения между взрослыми и детьми); интеграции (объединение в театрализованной игре разных видов искусства и деятельности); творческого взаимодействия взрослого и ребенка (сотворчества в художественно-эстетической деятельности).

Основными специфическими методами работы по совершенствованию творческой деятельности детей в театрализованной игре являются:

• метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности);

• метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога);

• метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы).

Необходимо отметить, что общими методами руководства театрализованной игрой являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.

Театрализованная игра может использоваться педагогом в любых видах деятельности детей, на любых занятиях. Наибольшая ценность игры проявляется в отражении детьми в самостоятельной деятельности впечатлений от просмотренных спектаклей, прочитанных программных литературных произведений (народных, авторских), других художественных источников (картин, музыкальных пьес и т. д.).

Для оформления детских спектаклей следует организовать специальную работу, в результате которой дети объединяются в творческие группы («костюмеров», «режиссеров», «художников» и др.). Родителей нужно вовлекать в такие виды деятельности, которые недоступны детям (техническое устройство сцены, изготовление костюмов).

Adblock
detector