Технологическая карта сюжетно ролевой игры в доу

Организация сюжетно-ролевой игры при помощи технологической карты.

Наталья Конкина
Организация сюжетно-ролевой игры при помощи технологической карты

.В ноябре прошлого года в нашем детском саду прошло методическое объединение воспитателей, посвящённое инновационным методам работы с дошкольниками.

На этом мероприятии я выступала с докладом из опыта работы на тему «Использование технологической карты для организации сюжетно-ролевой игры». При подготовке много материала нашла на сайте и выражаю огромную благодарность коллегам.

С введением ФГОС ДО в воспитательно-образовательное пространство ДОУ по – прежнему остаются актуальными вопросы развития детской игры. Ведь игра, как известно, ведущий вид деятельности ребёнка.

Рассмотрим сюжетно-ролевую игру.

Педагогическая ценность сюжетно-ролевой игры состоит в том, что в процессе игры помимо взаимоотношений, диктуемых сюжетом, взятой на себя ролью или правилами, возникают другого рода отношения — уже не условные, а реальные, действительные, отношения между детьми.

В игре выясняется: как относится ребенок к успехам или неудачам партнеров по игре, вступает ли в конфликты с другими участниками игры, умеет ли сдерживать непосредственные побуждения, готов ли помочь товарищу, внимателен ли к другим участникам игры, насколько точен в выполнении роли и т. д.

Доктор педагогических наук Александр Владимирович Запорожец в связи с этим писал, что детская игра — «это подлинная социальная практика ребенка, это его реальная жизнь в коллективе, в котором формируются общественные качества и моральное сознание детской личности»

Что же мы имеем в настоящее время? К сожалению мы сталкиваемся с примитивизацией детских игр. Основная причина данной ситуации – это простое невмешательство взрослых. Причем, одни это делают просто потому, что не считают нужным вообще наблюдать за детской игрой – играют себе и играют, главное – чтобы без драк и ссор; а другие занимают вполне принципиальную позицию, искренне считая, что в детскую игру не следует вмешиваться. В итоге мы имеем, то что имеем.

Оставляя право выбора игры за ребенком, педагогу нужно постараться увидеть ближайшие перспективы и грамотно спрогнозировать развитие игровой деятельности детей. В соответствии с программными задачами, индивидуальными особенностями и интересами каждого ребенка.

Основными методами педагогического руководства детской сюжетно-ролевой игрой является метод диалога, создание проблемных ситуаций, прямые и косвенные воздействия на игру и играющих.

Кроме этих методов, я в своей практике начала использовать технологические карты сюжетно-ролевой игры. Этим и хочу с вами поделиться.

Что такое технологическая карта? .

В толковом словаре дается такое определение.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА – форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников и т. п.

Существуют технологические карты блюд, изделий, процессов, уроков.

А мы рассмотрим технологическую карту игры – последовательность действий, которая изображена графически (т. е. в виде схем или рисунков, т. к. дети (большинство) ещё не умеют читать.

Технологическая карта предлагает новый подход к организации сюжетной игры путем ее моделирования. Опираясь на разработанную модель, воспитатель помогает детям вспомнить эпизоды, действия участников игры, содержание взаимоотношений.

Данные технологические карты разработаны на основе метода комплексной поддержки самодеятельных игр, который был предложен педагогами С. Л. Новоселовой и Е. В. Зворыгиной и впервые опубликован еще в 1979 году. При разработке особое внимание обращалось на то, чтобы решались задачи не только полноценного образования детей по всем пяти взаимодополняющим образовательным областям, но и задачи, связанные с поступательным развитием и усложнением самой игровой деятельности воспитанников.

Но как же дети смогут расшифровать технологическую карту? Смогут, если принимали участие в её составлении (т. е это наиболее простой путь к пониманию- делать её шаг за шагом вместе с ними)

Мы вместе с детьми составили технологическую карту, которая поможет организовать любую сюжетно-ролевую игру. Она универсальна для любого возраста и любого сюжета. Огромная благодарность Светлане Можановой- именно в её материале я увидела такую.

Любая игра имеет свои правила. На этой карте показаны, основные правила: «Позови друзей», «Распредели роли», «Выбери необходимые предметы», «Поиграйте», «Прибери игрушки». Хочу с вами поделиться своим опытом создания технологической карты игры «Полет в космос».

Все мы знаем, что организовывая сюжетно-ролевую игру, мы должны дать детям максимум информации по теме сюжета.

Необходимо всемерно обогащать непосредственный и опосредованный опыт детей, их представления и о предметном мире, и о социальных взаимоотношениях в самых разных областях действительности. Причем эти знания должны иметь не столько «энциклопедический», сколько практический, действенный характер, это должно быть «живое» знание, такой опыт, который ребенок мог бы применить на практике.

Поэтому, мы смотрели мультфильмы и презентации о космосе

в том числе и дома (родители получили задание посмотреть с детьми мультфильм «Тайна третьей планеты», беседовали, рассматривали иллюстрации в книгах, атласах

играли в настольные игры, строили космические объекты из конструктора

Не стала исключением и продуктивная деятельность:создали из пластилина макет космического пространства:

Раскрашивали картинки на космическую тему для создания альбома «Далёкий космос»

Рисовали космические объекты при помощи трафаретов

Вернёмся к технологической карте.

Составляя её,мы с детьми придумывали игровые сюжеты, которые я записывала. Затем эти сюжеты мы вместе превращали в графические рисунки, т. е. моделировали ситуации.

Вместе с детьми и родителями готовили атрибуты для игры, которые бы давали ребенку возможность проявить фантазию, творческое воображение, находчивость.

А сейчас предлагаю посмотреть фотоотчёт сюжетно-ролевой игры «Полёт в космос», которая была проведена с использованием технологической карты. Поскольку при освоении новой игры интерес детей огромен, желательно выбрать такой сюжет, чтобы задействовать всех. Технологическая карта нашей игры на самом первом фото, под заголовком.

Доставка ракеты на космодром

Установка ракеты на стартовой позиции

Космический центр всегда на связи.

Занятия космонавтов физической подготовкой под руководством тренера

Медицинский осмотр перед полётом

Прощание с родными…

К старту готовы!

Счастливого полёта! В добрый путь!

На начальных этапах освоения игры лучше использовать технологические карты с готовым (заранее придуманным)сюжетом, изображённым схематически на одном листе. А с обогащением игрового опыта, технологические карты могут составляться самими детьми из отдельных карточек-фрагментов.

. По желанию детей сюжетные линии могут изменяться усложнением сюжета, количеством ролей.

Дорогие друзья!Я предлагаю вам посмотреть, какие сюжеты для игры мы с детьми изобразили графически. Из таких сюжетов потом составляется технологическая карта.

А следующие карточки предлагаю озаглавить вам.

Соотнесите картинку с действием

Это лишь небольшая часть возможных сюжетов. Мы обязательно продолжим их создание и обыгрывание.

Таким образом, использование технологической карты сюжетно-ролевой игры пробуждает и поддерживает интерес детей к игре, а также способствует проявлению самостоятельности и инициативы.

Прикреплённые файлы:


Сюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группе Уважаемые коллеги! В минувшем учебном году в нашем детском саду проходил конкурс проектов на тему «Сюжетная игра как культурная практика».

Конспект занятия по изодеятельности — декоративное рисование «Снежинка» с использованием технологической карты Цель: учить передавать в графической форме природные образы, погодные явления; развивать навыки декоративного рисования, воспитывать любовь.

Консультация для молодых педагогов ДОУ «Организация сюжетно-ролевой игры» Сюжетно- ролевая игра Повседневная жизнь воспитанника в «Детском саду – доме радости» насыщена различными видами детской деятельности,.

Образец технологической карты непрерывной образовательной деятельности. Памятка для воспитателей В соответствие с требованиями ФГОС ДО педагоги в своей работе используют различные технологии. Технологическая карта – это новый вид методической.

Презентация «Организация сюжетно-ролевой игры» ФГОС ДО предъявляет требования педагогам к организации условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей.

Организация сюжетно-ролевой игры «Магазин» Организация сюжетно- ролевой игры проводится с учётом программного содержания разделов образовательных областей. Происходит Интеграция.

Организация сюжетно-ролевой игры с использованием маркеров игрового пространства Универсальные маркеры игрового пространства Организация предметно-игрового пространства и предметно – развивающей среды является необходимым.


Организация сюжетно-ролевой игры среднего дошкольного возраста Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, они развивают произвольное внимание, память. Правила, обязательные.

Памятка для воспитателей «Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ» Цель. Развитие символической функции мышления, формирование плана действий, построение воображаемой ситуации; Активный способ присвоения.

Взаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игры Между игрой и речью существует двухсторонняя связь. Речь развивается и активизируется в игре, а сама игра развивается под влиянием развития.

Технологическая карта игровой деятельности «Сюжетно-ролевая игра «Магазин»».

Технологическая карта игровой деятельности

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Цели: развивать умение согласовывать свой игровой замысел с замыслами сверстников; расширять кругозор, развивать разговорную речь, выяснить представления детей о работе магазина, профессии продавца, учить детей классифицировать предметы по общим признакам, расширить словарный запас детей: ввести понятия «игрушки», «продукты питания», «посуда».

Материалы и оборудование: овощи, фрукты, сумки, кошельки, весы, костюм продавца, прилавок, предметы — заместители.

Предварительная работа: 1. Рассматривание иллюстраций на тему «В магазине».

2. Рассматривание муляжей овощей и фруктов, посуды.

3. Беседа об атрибутах необходимых для работы в магазине.

4. Чтение художественной литературы: Олеся Емельянова «Магазин игрушек».

5. Дидактические игры: «Какие продукты продаются в магазине», «Овощи», «Кто больше назовет предметов для магазинов: «Игрушки», «Продукты», «Посуда».

Технологическая карта сюжетно-ролевой игры на тему: «Больница».

Сюжно ролевая игра: «Больница». Она сответсвует целям и задачам программы «От рождения до школы»

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта сюжетно-ролевой игры на тему: «Больница»»

Цель: Сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Больница»»

-Формировать у детей умение играть по собственному замыслу,

-Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие со сверстниками

-Развивать у детей слуховое и зрительное внимание, память, воображение, интонационную выразительность речи.

-Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к труду врача.

Предварительная работа: чтение художественной литературой о профессии «Врач»

Образовательные области: социально-коммуникативные ,речевое развитие, познавательное развитие.

Инструменты врачей, телефон, халат.

Организация детей на занятии

Методы и приемы обучения

(Одна из студенток помогает воспитателю в начале проведения игры. ) Начинает с таких слов:
-Ольга Владимировна, кукла Маша жалуется на высокую температуру и просит вызвать скорую помощь.
Воспитатель:
-Ребята, давайте поможем нашей кукле Маше. Я вам предлагаю сейчас поиграть в игру больница.

Соглашаются помочь кукле Маше.

Стоят около воспитателя

Внесение сюрпризного момента(кукла Маша) Беседа.

-Как вы думаете, кто сможет вылечить нашу куклу Машу?
-Правильно, но для начала нам надо позвонить куда, что б вызвать скорую помощь?
-Всё верно. А по какому номеру мы будем звонить?
-Правильно. Так давайте же скорей позвоним.

-Вот наш доктор и подоспел.
Идет диалог.(Воспитатель помогает детям в их словах)
-У нас кукла Маша жалуется на высокую температуру.

-Спасибо доктор, нашей Маше стало намного лучше.
-До свидания!

-Мы будем звонить по номеру 03

Дети звонят по телефону и вызывают «скорую помощь»
В это время другие дети изображают 1.водителя, 2.доктора, 3.мед.сестру.(они все едут «на скорой помощи»)

-Что у вас случилось?
-Хорошо, сейчас я померяю ей еще раз температуру, что бы узнать какая именно у нее температура.(Доктор меряет температуру)
Это и вправду высокая температура 38.5. Сейчас я посмотрю ваше горло.(смотрит горло.) Оно красное.
-Что вас еще тревожит, Маша?
-Я могу поставить вам диагноз, что вы простудились. Сейчас я вам назначу лечение и запишу его в вашу медицинскую карту. А в это время вам мед.сестра закапает нос, даст таблетки от горла и поставит укол от температуры. В это время доктор пишет диагноз и какие таблетки надо принимать: (Ринза, парацетамол, капли в нос-риностоп).

Воспитатель: Аганина Е.В..

Возрастная группа: 2младшая группа.

Цель: Знакомство с профессией шофёра, кондуктора.

Формирование представления о трудовых обязанностях шофёра, кондуктора.

Формирование навыков правильного общения в транспорте.

— учить детей играть в коллективе;

— закреплять умение брать на себя роль шофера, и пассажиров и действовать с их назначенной ролью

— закрепить знания детей о профессии кондуктора.

-обогащать представления детей о профессиях, трудовых обязанностях профессии шофёра, кондуктора.

-развивать умение взаимодействовать с партнерами по игре;-развивать коммуникативные и познавательные универсальные действия;- развивать диалогическую речь детей.

-воспитывать коммуникативные навыки общения, дружеские и партнерские взаимоотношения;

— воспитывать культуру поведения в пассажирском транспорте;

-воспитывать уважения к труду шофёра и кондуктора.

Чтобы организовать сюжетно-ролевую игру, требуется предварительная работа с детьми. Для этого я проводила с воспитанниками наблюдения за транспортом, рассматривание картин, иллюстраций, чтение произведений, разучивание стихотворений, составление рассказов, отгадывание, придумывание загадок.

В процессе игры решались следующие коррекционно-реабилитационные задачи: учить осуществлять игровые действия по речевой инструкции , распределять роли, развивать умение переносить знакомые действия с предметами в новые игровые ситуации, действовать согласно принятой на себя роли (шофер, пассажир, ), развивать умение вступать в ролевое взаимодействие со сверстниками (строить ролевой диалог, умение договариваться друг с другом в игре), воспитывать дружеское отношение друг к другу, культуру поведения во время игры. Сюжетом в данной игре является сооружение автобуса из детских стульчиков. Дошкольники применяют здесь выработанные навыки конструирования автобуса .

Для проведения игры составляется несколько сюжетов, используются реальные предметы и их заместители с элементами-действиями – «шофер» управляет автобусом и везет «пассажиров». Я на себя взяла роль кондуктора.

Игра – это путь познания окружающего мира, отражение ребенком мира взрослых. В сюжетно-ролевой игре ребята исполняют роль взрослого. В данном случае мальчик был водителем. Основной целью было научить ребят объединяться в игре, принимать на себя роль, владеть способом ролевого поведения. В процессе игры знакомила воспитанников с социальной действительностью, закрепляла правила поведения в общественных местах. Чтобы обогатить содержание детской игры, вызвать у ребят интерес к ней, желание играть, использовала следующие приёмы: непосредственное участие воспитателя в игре, вопросы, направленные на помощь возможной реализации замысла, пение песен во время путешествия. Подсказывала логическое завершение игры: автобус остановился на остановках «Хороводная», «Танцевальная» и т.д. Отмечаю , что детям было интересно играть, т.к. Ваня был хорошим водителем ,а пассажиры с удовольствием веселились на весёлых остановках. Появление бабушки (переодетого воспитателя) стало для детей неожиданностью, но они не растерялись и показали свои знания( уступили место).

Понять ребенка и, играя с ним, развивать в нем личность — вот основная цель моей работы как воспитателя.

Успешное осуществление игровой деятельности возможно при умелом руководстве педагога, который способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным совместным процессом, в ходе которого происходит полноценное развитие ребёнка-дошкольника. В этой игре встаю на позицию ребёнка и участвую в игровой деятельности на равных с участниками игры. Думаю, что это сблизило меня как воспитателя с детьми, и позволило реализовать поставленные задачи.

На мой взгляд, игра получилась интересной, динамичной, воспитанники были активны и эмоциональны.

Вам понравилась игра?

Как вы считаете, все справились со своими ролями?

Все соблюдали правила?

Как может продолжиться наша игра?

Каких героев (роли) мы можем придумать еще для игры?

Что нового вы сегодня узнали?

Продолжим игру на улице, завтра, после сна и пр?

Поделитесь этой публикацией Вконтакте:

Мастер-класс для педагогов ДОУ. Организация сюжетно-ролевой игры.

Автор: Бузмакова Светлана Владимировна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 88» г. Березники Пермского края
Описание: В данной методической разработке представлено описание мастер-класса по организации сюжетно-ролевой игры, использование технологических карт. Мастер-класс будет интересен педагогам дошкольных образовательных учреждений.
Цель: Привлечение интереса к использованию технологической карты сюжетно – ролевой игры в работе с детьми дошкольного возраста и побудить к дальнейшему применению.
Задачи.
1. Систематизировать знания педагогов о сюжетно – ролевой игре.
2. Познакомить с технологической картой сюжетно-ролевой игры.
З. Формировать у педагогов позитивного настроения, инициативы в творческом процессе.

Комплексно – методическое обеспечение:
— Компьютер, мультимедийный проектор;
— Готовые карточки – схемы;
— Карточки – задания;
— Маркеры, фломастеры;
— Картон;
— Технологическая карта игры.

Добрый день, уважаемые коллеги! Приветствую вас на мастер – классе, надеюсь на плодотворное сотрудничество. Приглашаю к участию 9 человек. Проходите, рассаживайтесь по три человека за три рабочих стола.
Чтобы узнать тему мастер — класса прошу вас ответить на вопрос.
Что является средством развития личности дошкольников и средством их общения. Что можно назвать формой организации детского общества, а также способом обучения и самообучения. Это может быть средством коррекции развития ребенка, диагностическим средством и даже психотерапевтическим.

Совершенно верно – это ИГРА.

Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.
Основным видом игровой деятельности дошкольников являются сюжетно-ролевые игры и игры с правилами.

Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию у дошкольников таких качеств как инициативность, самостоятельность, способность выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности. Именно на это ориентирует педагогов федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Как часто вы играете со своими воспитанниками в сюжетные игры?

Какие трудности вы испытываете при организации сюжетно-ролевой игры?

Ответы участников, например, отсутствие мотивации, нет коммуникативных навыков, не умеют договариваться, распределять роли, подбирать игрушки – заместители, доводить игру до логического завершения.

Конечно и я сталкивалась с такими же проблемами.
Как правило, все из них сводятся к основной проблеме – проблеме организации сюжетной игры.
Основными методами педагогического руководство детской сюжетно-ролевой игрой является метод диалога, метод полилога, создание проблемных ситуаций, прямые и косвенные воздействия на игру и играющих.
Кроме этих методов, я в своей практике использую технологические карты сюжетно-ролевой игры. Этим я хочу с вами поделиться, именно поэтому тема моего МК «использование технологической карты для организации сюжетно-ролевой игры с целью формирования инициативности и самостоятельности детей.»

Что такое технологическая карта?
Ответы участников, например, это схема игры, поэтапное описание игры.
В толковом словаре дается такое определение.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА – форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников и т.п.
Существуют технологические карты блюд, изделий, процессов, уроков. А я предлагаю составить и использовать технологическую карту игры – пошаговую инструкцию для детей по организации сюжетной игры. Технологическая карта предлагает новый подход организации сюжетной игры путем ее моделирования. Опираясь на разработанную модель воспитатель помогает детям вспомнить эпизоды, действия участников игры, содержание взаимоотношений.
Но как же дети смогут «прочитать» технологическую карту. Конечно, только если они сами ее и составят.

Мы вместе с детьми составили технологическую карту, которая поможет организовать любую сюжетно-ролевую игру. Она универсальна для любого возраста и любого сюжета.
А вам я предлагаю понять какие правила игры мы нарисовали.
Соотнесите картинку с действием.

Одна группа разработает схемы игровых действий космического путешествия, характерных для детей средней группы (возраст 4-5 лет). Вот ваши ситуации.
1. Строительство ракеты.
2. Семья провожает космонавтов.
3. Возвращение космонавта домой.

Вторая группа разработает схемы для детей старшей группы детского сада (возраста 5-6 лет).
1. Физическая подготовка и спорт космонавтов для преодоления невесомости.
2. Связь космонавтов с землёй.
3. Выход космонавтов на орбиту.

Третья группа разработает схемы для детей 6-7- лет.
1. Подготовка отряда космонавтов, медицинский осмотр.
2. Встреча с инопланетянами.
3. ЧП на корабле.

У вас есть описание игровых ситуаций, ваша задача изобразить их графически и дополнить ими существующие пробелы в технологической карте.
Все необходимое у вас на столах. По окончании работы каждая группа представляет полученный результат. На работу вам дается 7 минут. Приступайте к работе.
Уважаемые коллеги, а для вас мы с детьми тоже подготовили загадки. На экране вы видите, созданные нами схемы, догадайтесь какие игровые ситуации представлены.

Уважаемые коллеги, представляйте свои технологические карты.
Первая группа представляет технологическую карту для детей среднего дошкольного возраста.
Вторая группа представляет технологическую карту для старшей группы, обратите внимание, как меняется сюжет игры.
Третья группа представляет технологическую карту для подготовительной группы. Вы заметили, что увеличилось количество возможных ролей, и усложнился сюжет игры.
А теперь поиграем. Вернемся к нашей схеме.
Шаг первый – приглашаем друзей. Выходите.
Шаг второй – распределение ролей. Уважаемые коллеги предлагаю вам взять по одному предмету из этой космической коробки. Обсудите друг с другом, кем вы будете.
Атрибуты для ролей:
Космонавт – шлем, пилотка,
Мама — сумочка,
Папа – кепка,
Медик – повязка,
Инопланетянин – волосы,
Руководитель полета – наушники,
Тренер – гантели,
Журналист – фотоаппарат.

Шаг третий – необходимо выбрать игровые предметы. А теперь представьтесь нам и расскажите, что вы будете делать.

Участники выбирают атрибуты игры, представляют свою роль и придумывают свой игровой сюжет.

Четвертым шагом, согласно нашей технологической карты является непосредственно игра. Игру мы оставим для детей.
И переходим к пятому шагу – прибери игрушки. Присаживайтесь на свои места.

Как вы считаете – такая технологическая карта поможет воспитателю организовать сюжетно-ролевую игру с детьми.

Ответы участников: да, конечно.

Каким образом технологическая карта поможет вам организовать сюжетно-ролевую игру?

Ответы участников: такая технологическая карта позволит детям самостоятельно организовать игру, дополнить ее другими игровыми сюжетами.

Вы согласны, что использование технологической карты способствует развитию самостоятельности.

Ответы участников: да, конечно.

Девиз моей работы: Дайте детству состояться, дайте детству наиграться.

Adblock
detector