Требования к игрушкам в детском саду

Требования к игрушкам для детей. — Шпаргалка по дошкольной педагогике.

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Какой должна быть игрушка, чтобы помочь ребенку развиваться, активно проявлять себя в игре, жить радостной жизнь ребенка?

Основное требование к игрушкам определила Н К.Крупская в статье «Об игрушках для дошколят»: игрушка должна содействовать развитию ребенка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства.

В подборе игрушек следует исходить из особенностей возраста, поэтому единой педагогически ценной игрушки для детей дошкольного возраста нет и быть не может.

Малышу нужны свои игрушки, которые помогут ориентироваться в окружающем мире, будут стимулировать его самостоятельную деятельность, направлять ее в определенное русло.

А для старших дошкольников необходимы игрушки, которые помогают изучать окружающую действительность, стимулируют коллективные игры.

Особое требование предъявляется к тематике, содержанию игрушки (что она отображает), поскольку от этого во многом зависят характер игры, действия, которые ребенок выполняет, его чувства, переживания. Е. А. Флерина это требование сформулировала так: «Игрушка должна расширять кругозор ребенка, увлекать образами современной действительности».

Содействовать развитию дошкольника может игрушка, наполненная добрым смыслом, побуждающая ребенка к положительным действиям. Игрушки, отображающие орудия насилия, жестокости, оружие, стимулирующие агрессивное, разрушительное поведение, травмируют психику дошкольника. Они формируют у детей искаженные представления об окружающем мире, о нравственности, подрывают гуманные начала формирующейся личности. Такого рода игрушки недопустимы в дошкольном учреждении. Педагогу следует разъяснять родителям пагубность воздействия на ребенка игрушек милитаристского содержания, а также игрушек — «героев» зарубежных мультфильмов, проповедующих культ жестокости, насилия.

Игрушка должна быть динамичной, побуждать ребенка к разнообразным действиям в игре. Это важное требование, учитывающее такие психофизиологические особенности дошкольника, как потребность в активных действиях, деятельности. Если игрушка такова, что ребенок только созерцает ее, то она не окажет влияния на его развитие. Следует помнить слова Е. А.Флериной: «Чем больше возможностей игрушка предоставляет для различных действий, тем она интереснее для ребенка, тем больше ее воспитательные возможности». Поэтому необходима оценка динамичности игрушек при комплектовании их для детей разного возраста. При случайном подборе бывает, что игрушка не соответствует силам или возможностям ребенка, уровню его развития. Иногда приобретенные для дошкольного учреждения игрушки распределяются по возрастным группам в одинаковом ассортименте, что недопустимо.

Слишком простые игрушки не вызывают интереса у старших дошкольников, они им скучны, а малышей, наоборот, сложные игрушки утомляют, побуждают к манипулятивным действиям.

Предъявляются определенные требования к оформлению игрушки. Игрушка нуждается в привлекательном, красочном оформлении, чтобы вызывать у ребенка эмоциональное отношение, воспитывать художественный вкус. Художественная выразительность обеспечивается гармоничным сочетанием конструкции, формы, цвета. Небезразличен и материал, из которого изготовлена игрушка. Исследователями установлено, что мягкие, пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребенка к игре. Игрушки с шершавой и холодной поверхностью, как правило, не становятся любимыми.

Оформление игрушки должно быть безопасным для жизни и здоровья ребенка и отвечать ряду гигиенических требований. В последние годы вопрос об ужесточении гигиенических требований к детским игрушкам встал особенно остро в связи с появлением новых полимерных материалов, красителей, лаков.

Угрозу для здоровья ребенка могут представлять игрушки с дефектами, возникшими в процессе их «эксплуатации»: расшатался стул из набора крупной кукольной мебели, на который малыши любят присаживаться сами; отломился бортик металлического самосвала и т.д. Поэтому необходим частый контроль за состоянием игрового материала, который осуществляет воспитатель, своевременный их ремонт, изъятие из пользования детей игрушек с дефектом, сломанных. Особое внимание следует обращать на незаделанные края металлических и деревянных частей, плохо укрепленные мелкие детали игрушек, прочность окраски и т.д.

В дошкольном учреждении игрушки должны быть соответствующим образом размещены, что требует использования определенного игрового оборудования: шкафов, стеллажей, ящиков, сеток для хранения мячей и т.д.

в) Классификация игрушек (по принципу соотносимости с разными видами игр, по степени готовности, по виду применяемого сырья)

Игрушки распределяются по видам игр, в которых они преимущественно используются. Это деление весьма условно: каждая игрушка многофункциональна и поэтому ее можно применять в разных играх. Например, плюшевый мишка — любимый сынок в сюжетно-ролевой игре, а в театрализованной он превращается в медведицу Настасью Петровну.

Сюжетные игрушки имеют еще одно название — образные игрушки. В последнем названии подчеркивается их сущность как прототипов (образов) предметов, чем они и привлекают ребенка. Это куклы и фигурки, изображающие людей и животных; транспортные средства (автомашины, поезда, самолеты, тележки), посуда, мебель и др.

Игрушки данного вида во многом определяют сюжет игры (отсюда название — сюжетные), в этом их основное назначение. Они развивают творчество, уточняют и расширяют кругозор ребенка, его социальный опыт.

Дидактические игрушки предназначены для умственного и сенсорного развития и обучения детей. Среди них много народных игрушек: матрешки, пирамиды, разноцветные шары, бочонки, бирюльки и др. Играя с дидактическими игрушками, ребенок решает различные задачи. Условия такой задачи заключены в конструкции игрушки (разобрать и собрать пирамиду, башенку, матрешку). К дидактическим игрушкам относятся мозаики, настольные и печатные игры.

Игрушки-забавы, «веселые игрушки», по определению Е.А.Флериной, используются для развлечения детей? Они представляют собой смешные фигурки людей, животных: клоун, кувыркающийся на вертикальной лестнице, бодающиеся козлики, мишка — «дергунчик», повар, ловко пекущий блины, и др. Давних предшественников современных игрушек-забав мастерили на потеху малым детям, чтобы повеселить, посмешить их (клюющие курочки, карусели и др.). Особенность игрушек-забав в движении, сюрпризе, неожиданности, иногда парадоксальности, необычности игровых эффектов. Все это будит в ребенке острую заинтересованность, яркие эмоции, развивает чувство юмора.

Игрушки-забавы помогают воспитателю: установить контакт с детьми, снять напряжение, отвлечь от нежелательных действий. У детей рано появляется желание узнать, как устроена игрушка, почему она двигается и т.п. Отсюда требование, чтобы игрушка-забава была прочной. Также к игрушкам-забавам относятся наборы фокусов. В современных игрушках-забавах широко применяются механические, электротехнические и электронные устройства.

Спортивные игрушки предназначены для реализации задач физического воспитания. Они способствуют развитию ловкости движений, глазомера, крупной и мелкой моторики, таких качеств, как выдержка, организованность. Эти игрушки разнообразны. Одни направлены на укрепление мышц руки, предплечья, развитие координации движений (блошки, волчки, серсо, мячи, бильбоке, обручи).

Другие содействуют развитию навыков бега, прыжков, укрепляют мышцы ног, туловища (каталки, велосипеды, самокаты, коньки, ролики, скакалки). Наконец, существуют спортивные игрушки, предназначенные для коллективных игр (настольные баскетбол, хоккей; пинг-понг).

Музыкальные игрушки предназначены для развития музыкального слуха. Они используются на занятиях, праздниках, развлечениях, в самостоятельных играх. Отличаются особенностями звучания, нарядным оформлением. Это игрушки, имитирующие по форме и музыкальному звучанию музыкальные инструменты: детские балалайки, металлофоны, ксилофоны, органчики, гармошки, барабаны, дудки, волынки, музыкальные шкатулки (в том числе электронные) и др. К музыкальным игрушкам причисляют сюжетные игрушки с музыкальным устройством (пианино, рояль), наборы колокольчиков, бубенчиков, игровые приборы для прослушивания музыкальных записей. Основные требования к музыкальным игрушкам: благозвучность, высокое качество изготовления, эстетичность оформления.

Театрализованные игрушки это куклы — театральные персонажи, куклы бибабо, куклы-марионетки; наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам, инсценировок. К этим игрушкам относятся костюмы и элементы костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски, бутафория и др. Для развлечений, карнавальных игр хороши крупные надувные игрушки (сказочные персонажи, животные). Использование театрализованных игрушек требует определенного игрового оборудования: театральной переносной сцены, магнитных, фланелевых устройств, состоящих из экрана-основы и крепящихся к ним фигурах.

Театрализованные игрушки не являются предметами повседневного пользования, они должны в глазах ребенка быть связаны с атмосферой праздничности, эмоциональной приподнятости.

Технические игрушки вводят детей в мир техники; знакомят с внешним видом технических предметов (машины, механизмы, транспортные средства), с характерными для них действиями. К этим игрушкам относятся игрушечные фотоаппараты, бинокли, подзорные трубы, летательные модели, калейдоскопы, детские швейные машины. Во многих технических игрушках используются заводные, инерционные двигатели, электромоторчики, электронные устройства.

Строительные и конструктивные материалы рассчитаны на детское конструирование, техническое изобретательство. Наборы строительных материалов представляют собой комплекты деталей разных форм для сооружений и построек.

Конструкторы состоят из наборов деталей, крепежных элементов и инструментов для сборки различных конструкций. Детям предлагают конструкторы с разными способами соединения деталей: наложение, приставление, сочленение (с крепежными устройствами). Большими развивающими возможностями обладают конструкторы нового поколения — «LEGO».

Игрушки-самоделки изготовляются самими детьми, их родителями, воспитателями. Потребность в таких игрушках возникает во всех видах игр: для театрализованной игры дети мастерят фигурки «артистов», элементы декораций, маски, для сюжетно-ролевой игры — «продукты», «тетрадки» и «книжки» и др. В основе изготовления игрушек-самоделок лежит художественный труд, в ходе которого ребенок учится преобразовывать различные материалы для достижения поставленной цели. Игрушки-самоделки дошкольник может изготовлять из разных материалов: неоформленных (бумага, картон, нитки, ткань, шерсть, фольга, пенопласт), полуоформленных (коробки, пробки, катушки, пластмассовые бутылки, пуговицы), природных (шишки, желуди, ветки, солома, глина). Создавая игрушку, наблюдая, как это делает взрослый, посильно помогая ему, ребенок испытывает радость, стремление к созидательной деятельности.

Роспотребнадзор (стенд) .

Роспотребнадзор (стенд)

Требования к детским игрушкам — Защита прав потребителей

Breadcrumbs.

Требования к детским игрушкам.

Требования к детским игрушкам

Технический регламент Таможенного союза «О безопасности игрушек» (ТР ТС 008/2011) утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. N 798 и вступил в силу с 1 июля 2012г.

Указанный регламент разработан с целью установления на территории государств Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к игрушкам, обеспечения свободного перемещения игрушек, выпускаемых в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.

Технический регламент Таможенного союза «О безопасности игрушек» устанавливает требования к игрушкам в целях защиты жизни и здоровья детей и лиц, присматривающих за ними, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (потребителей) игрушек относительно их назначения и безопасности.

В техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности игрушек» дано определение понятию игрушки. Игрушка– этоизделие или материал, предназначенные для игры ребенка (детей) в возрасте до 14 лет;

Также указано, что пользователь — это ребенок, использующий игрушку по назначению, и лицо, присматривающее за ним. Приобретатель (потребитель)- физическое или юридическое лицо, имеющее намерение приобрести игрушку или приобретающее ее;

В Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности игрушек» указывается, что игрушка должна быть разработана и изготовлена таким образом, чтобы при ее применении по назначению она не представляла опасности для жизни и здоровья детей, и лиц, присматривающих за ними, и обеспечивала отсутствие риска:

обусловленного конструкцией игрушки;

связанного с использованием игрушки, который невозможно исключить при изменении конструкции игрушки без изменения ее функции и основных характеристик, замене материала.

Риск при использовании игрушек должен соотноситься с возрастными особенностями детей.

Материалы, из которых изготовлены игрушки, должны быть чистыми (без загрязнений), неинфицированными и соответствовать требованиям безопасности.

В игрушках для детей до 3 лет не допускается применение натурального меха, натуральной кожи, стекла, фарфора, ворсованной резины, картона и бумаги, набивочных гранул размером 3 мм и менее без внутреннего чехла, наполнителей игрушек, подобных погремушкам, размер которых во влажной среде увеличивается более чем на 5%.

В игрушках для детей до 3 лет не допускается миграция химических веществ 1-го класса опасности.

В игрушках не допускается применение вторичного сырья, полученного в результате повторной переработки материалов, бывших в употреблении. Для производства игрушек допускается применение отходов собственного производства.

Защитно-декоративное покрытие игрушек должно быть стойким к влажной обработке, действию слюны и пота.

Игрушки должны быть сконструированы и изготовлены таким образом, чтобы при применении их по назначению они не представляли опасность для жизни и здоровья детей, лиц, присматривающих за ними.

Игрушка и ее составные части, включая крепежные детали, должны выдерживать механические нагрузки, возникающие при использовании игрушки по назначению, при этом она не должна разрушаться и должна сохранять свои потребительские свойства.

Доступные кромки, острые концы, жесткие детали, пружины, крепежные детали, зазоры, углы, выступы, шнуры, канаты и крепления игрушек должны исключать риск травмирования ребенка.

Утечка жидкого наполнителя в игрушках не допускается.

Движущиеся составные части игрушки должны исключать риск травмирования детей. Приводные механизмы должны быть не доступны для ребенка.

Игрушка и съемные детали игрушки, предназначенной для детей в возрасте до 3 лет, а также игрушки, непосредственно закрепляемые на пищевых продуктах, должны иметь такие размеры, чтобы избежать попадания в верхние дыхательные пути.

Мягконабивная игрушка не должна содержать в наполнителе твердых или острых инородных предметов. Швы мягконабивной игрушки должны быть прочными.

Игрушка, находящаяся в пищевых продуктах и (или) поступающая в розничную торговлю вместе с пищевым продуктом, должна иметь собственную упаковку. Размеры этой упаковки не должны вызывать риск удушья ребенка. Допускается наружное размещение игрушки пластмассовой без упаковки на упаковке пищевого продукта.

Игрушка и ее составные части должны исключать риск, связанный с удушьем ребенка.

Маски и шлемы для игры из воздухонепроницаемого материала, полностью покрывающие голову ребенка, должны быть разработаны и изготовлены таким образом, чтобы исключить риск удушья в результате недостаточной вентиляции.

Игрушка, предназначенная для поддерживания тела ребенка на поверхности воды, должна быть разработана и изготовлена таким образом, чтобы быть герметичной, прочной.

Игрушка, внутри которой может поместиться ребенок и представляет для него замкнутое пространство, должна иметь отверстие для выхода, легко открываемое изнутри, а также иметь поверхность с вентиляционными отверстиями.

Игрушка, несущая массу ребенка и предназначенная для езды, должна быть прочной и устойчивой (кроме двухколесных велосипедов). Игрушки с механическим или электрическим приводом, имеющие механизм свободного хода или нейтральное положение коробки передач должны иметь тормозное устройство. Игрушки, несущие на себе массу тела ребенка и предназначенные для езды, в которых движение колесу сообщается непосредственно рукой или ногой ребенка или через механическую передачу и игрушки с электрическим приводом допускается изготавливать без тормозных устройств. Игрушки с цепной передачей должны быть оборудованы защитными щитками. Опорные поверхности должны иметь элементы, предотвращающие соскальзывание.

Игрушка, несущая на себе массу ребенка и не предназначенная для езды должна быть прочной и устойчивой к опрокидыванию.

Игрушка со снарядом, выпускаемым при помощи пускового механизма, а также обладающий кинетической энергией снаряд, должны минимизировать риск травмирования ребенка и (или) лица, присматривающего за ним.

В конструкторах и моделях для сборки детьми в возрасте до 10 лет пайка не допускается.

Игрушка, содержащая нагревательные элементы, должна быть изготовлена таким образом, чтобы не привести к ожогу при соприкосновении, чтобы не было излишне высокого уровня потока инфракрасного излучения, не должно быть повышения температуры или давления.

Не допускается поверхностное окрашивание и роспись игрушек-погремушек и игрушек, контактирующих со ртом ребенка.

В игрушках настольно-печатных текст и рисунки должны быть четкими и контрастными по отношению к основному фону.

Оптическая игрушка должна быть разработана и изготовлена таким образом, чтобы минимизировать риск, связанный с коррекцией зрения ребенка.

Игрушки с использованием светодиодов не должны оказывать отрицательное воздействие на органы зрения ребенка, создавать вредных излучений.

Упаковка должна быть безопасной и исключать риск, связанный с удушьем ребенка.

Игрушка должна иметь индивидуальную и (или) групповую упаковку.

Маркировка игрушек должна быть достоверной, проверяемой, четкой, легко читаемой, доступной и для осмотра и идентификации.

Место и способ нанесения маркировки определяется изготовителем (уполномоченным изготовителем лицом) и импортером.

Маркировка должна содержать следующую информацию:

— наименование страны, где изготовлена игрушка;

— наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, информацию для связи с ними;

— товарный знак изготовителя (при наличии);

— минимальный возраст ребенка, для которого предназначена игрушка или пиктограмма, обозначающая возраст ребенка;

— основной конструкционный материал (для детей до 3 лет) (при необходимости).

— способы ухода за игрушкой (при необходимости);

— дата изготовления (месяц, год);

— срок службы или срок годности (при их установлении);

— условия хранения (при необходимости).

В зависимости от вида игрушки в содержание маркировки, включают: комплектность (для наборов), правила эксплуатации игрушки, способы гигиенической обработки, меры безопасности при обращении с игрушкой, предупредительные надписи, инструкцию по сборке.

Маркировка и техническая документация, поставляемая в комплекте с игрушкой, выполняются на русском языке и на государственном(ых) языке(ах) государства — члена Таможенного союза при наличии соответствующих требований в законодательстве(ах) государства(в) — члена(ов) Таможенного союза.

Перечень
изделий, которые не рассматриваются как игрушки и на которые не распространяется технический регламент Таможенного союза «О безопасности игрушек» (ТР ТС 008/2011)

1. Елочные украшения, искусственные елки и принадлежности к ним, электрогирлянды.

2. Масштабные модели для коллекционирования, не предназначенные для детей в возрасте до 14 лет.

3. Оборудование для детских игровых площадок.

4. Спортивный инвентарь, в том числе подводный.

5. Фольклорные и декоративные куклы, не предназначенные для детей в возрасте до 14 лет.

6. «Профессиональные» игрушки, установленные в общественных местах для общего пользования.

7. Игровые автоматы.

8. Головоломки, содержащие более 500 деталей.

9. Пневматическое оружие.

10. Катапульты и устройства для метания.

11. Снаряды для метания с металлическими наконечниками.

12. Трансформаторы для игрушек, питающиеся от сети, зарядные устройства для аккумуляторных батарей, в том числе поставляемые вместе с игрушкой.

13. Изделия, содержащие нагревательные элементы и предназначенные для использования в учебном процессе под наблюдением взрослых.

14. Транспортные средства, предназначенные для детей в возрасте до 14 лет, с двигателями внутреннего сгорания.

15. Игрушечные машины с паровыми двигателями.

16. Велосипеды, предназначенные для движения по дорогам общего пользования.

17. Игры и игрушки, работающие при номинальном напряжении свыше 24 В.

18. Точные копии огнестрельного оружия.

19. Бижутерия для детей.

20. Приспособления для плавания (например, надувные манжеты, надеваемые на руки).

21. Средства защиты (очки для плаванья, солнцезащитные очки, велосипедные шлемы, шлемы для скейтборда).

22. Летающие игрушки, которые запускаются ребенком с помощью резинового шнура.

23. Луки для стрельбы, длина которых в ненатянутом состоянии превышает 1200 мм.

24. Санитарно-гигиенические изделия из латекса, резины и силиконовых эластомеров для детей.

Требования к игрушке по ФГОС.

Одним из требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) к условиям реализации основной образовательной программы являются требования к развивающей предметно — пространственной среде, которая, согласно ФГОС ДО, должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным особенностям и возможностям детей, а для воспитанников с ОВЗ — учитывать особые специфические образовательные потребности каждой категории детей.

Требования ФГОС ДО к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров, среди которых — умение ребенка владеть разными формами и видами игр. Важно отметить, что игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать в жизни игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку. Чрезвычайно важно по ФГОС ДО, чтобы предметно-пространственная среда была безопасной, которая предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использовании.

Содержание игровой деятельности детей с года до трех направлено на различные действия и манипуляции с предметами. Для этого возраста нужны яркие, простые, безопасные игрушки: кубики, матрешки, пирамидки, вкладыши, простые конструкторы из больших деталей.

В результате освоения предметно-игровой деятельности, ребенок переходит к игре нового качества — сюжетно-ролевой, что в свою очередь является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. К игрушкам, развивающим интеллектуально-познавательные и моторные способности, добавляются игрушки, способствующие социально-эмоциональному развитию (куклы, зверушки, персонажи сказок, мультфильмов и др.) и игрушки, помогающие освоению норм отношений между людьми.

Очень часто вопрос о грамотном выборе игр и игрушек поступает к педагогам от родителей. Огромный их ассортимент в магазинах вызывает растерянность у покупателя, как маленького, так и взрослого, зачастую, провоцируя споры между детьми и родителями в вопросе «Я хочу!» или «Полезно!». Конечно, ребенку полезно и нужно играть в те игры, которые помогут ему расширить кругозор и приобрести новые навыки. Однако следует отметить, что выбор игрушек должны направлять и корректировать взрослые, исходя из её функциональности.

Все игры и игрушки имеют главную функцию — это активизация самостоятельной детской деятельности, а задача родителей — научить ребенка играть! Нельзя забывать также о таких функциях игрушек как: привлекательность, возможность игрушки будить фантазию ребенка, способность быть психологическим орудием, наделяющим ребенка силой, красотой, добротой.

По своей функциональности игрушки можно разделить на несколько видов:

  • — игрушки, выполняющие символическую функцию — это игрушки, представляющие героев любимых книг, мультфильмов, а также их костюмы, которые можно надеть, чтобы стать этими героями ( Винкс, Бэтмэн);
  • — игрушки, обладающие возможностью быть «переходным объектом» — плюшевые игрушки, которые можно прижать к себе, обнять (мишки, собачки, белочки и т.д.);
  • — игрушки, обладающие свойствами объекта-посредника — это игрушки для создания различных социально-культурных ситуаций (посуда, аптечка, солдатики, ролевые персонажи и т.д.);
  • — игрушки-однодневки — это механизированные или мягкие игрушки, которые мы видим в детских игровых автоматах;
  • — игрушки для коллекционирования (фарфоровые куклы, барби всех видов, модели машинок и т.д.);
  • — агрессивные игрушки — это игрушки, с помощью которых можно выразить чувства страха наказания, агрессии, тревожности (зубастый волк, баба-яга);
  • — АНТИИГРУШКИ — это средство информации, пропагандирующее анти ценности (куклы монстр — хай, роботы — трансформеры и т.д.).

Какие же требования, предъявляемые к игрушкам, стоит учитывать?

  • 1. Технические: прочность, качество изготовления, безопасность для здоровья — первые и совершенно необходимые требования, при нарушении которых, дальнейшая психолого-педагогическая оценка бессмысленна;
  • 2. Психолого-педагогические: игрушка выступает как предмет деятельности ребенка и рассматривается с позиции возможного развивающего эффекта для ребенка;
  • 3. Социокультурные: игрушка рассматривается с точки зрения ее объективных свойств, имеющих наиболее важное значение для воспитания и социализации ребенка.

Все эти требования учитываются при проведении экспертизы игр и игрушек. Деятельность в данном направлении осуществляет Межрегиональная общественная организация «Объединение независимых экспертов игровой, учебно-методической и электронной продукции для детей» сокращенно МОО «Экспертиза для детей». В состав экспертной комиссии входят психологи, педагоги, ученые, представители производственной сферы на рынке игрушек.

Цель: содействие защите прав детей на получения качественной игровой, учебно-методической и электронной продукции, информирование родителей, педагогов и организаций, работающих с детьми о продукции полезной для развития детей, а также содействие развитию рынка данной продукции.

На государственном уровне контроль за качеством и безопасностью игр и игрушек осуществляется в двух направлениях:

  • 1. Органами Роспотребнадзора — выдается санитарно-эпидемиологическое заключение, оно же гигиенический сертификат — документ, подтверждающий, что продукция соответствуют установленным гигиеническим нормам и санитарным правилам. Служит официальным подтверждением безопасности продукции для здоровья человека.
  • 2. Органами по сертификации, аккредитованными в системе Госстандарта — сертификат соответствия ГОСТ (сертификат ростеста или сертификат качества, сертификат безопасности, таможенный сертификат) — документ, подтверждающий, что продукция соответствует требованиям качества и безопасности, установленным для данной продукции действующими стандартами и правилами, выдается на основе сертификационных испытаний в аккредитованной лаборатории.

Трудно оспорить, что игрушка — великое изобретение человечества, в ней не только аккумулирован опыт многих поколений людей, но и воплощены основные жизненные ценности того или иного народа, той или иной эпохи, передаваемые другим поколения. И нам, педагогам, нельзя забывать, что игрушка ставит перед собой благородную воспитательную задачу — учить добру и красоте, мудрости и радости!

Учитывая функциональность и соблюдая требования к игрушкам, мы можем создать условия для социальной ситуации развития дошкольников, его всестороннего, личностного, морально-нравственного и познавательного развития способностей, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне ближайшего развития ребенка.

Требования к игрушке.

2.2 Требования к игрушке

Какой должна быть игрушка, чтобы помочь ребенку в развитии, активно проявлять себя в игре, жить радостной жизни?

Основное требование к игрушкам определила Н.К. Крупская в статье «Об игрушках для дошколят»: игрушка должна способствовать развитию ребенка на каждой возрастной ступени дошкольного детства. В подборе игрушек следует исходить из особенностей возраста, поэтому единой педагогически ценной игрушки для детей дошкольного возраста нет и быть не может. Малышу нужны свои игрушки, которые помогут ориентироваться в окружающем мире, будут стимулировать его самостоятельную деятельность, направлять ее в определенное русло. А для старших дошкольников необходимы игрушки, которые помогают изучить окружающую действительность, стимулируют коллективные игры.

Особое требование предъявляется к тематике, содержанию игрушки «что она отображает, игрушка должна расширять кругозор ребенка, увлекать образами современной действительности» (Е.А. Флерина). Содействовать развитию ребенка может игрушка, наполненная добрым смыслом, побуждающая ребенка к положительным действиям. Игрушки, отображающие орудия насилия, жестокости, оружие, стимулирующие агрессивное, разрушительное поведение, травмируют психику ребенка. Они формируют у детей искаженные представления об окружающем мире, о нравственности, подрывают гуманные качала формирующейся личности. Такого рода игрушки недопустимы.

Игрушка должна быть динамичной, побуждать ребенка к разнообразным действиям в игре. Это важное требование, учитывающее такие психофизиологические особенности дошкольника, как потребность в активных действиях. Следует помнить слова Е.А. Флориной «Чем больше возможностей представляет для различных действии, тем она интереснее для ребенка, тем больше ее воспитательные возможности».

Предъявляются определенные требования и к оформлению игрушки. Игрушка нуждается в привлекательном, красочном оформлении, чтобы вызывать у ребенка эмоциональное отношение, воспитывать художественный вкус. Художественная выразительность обеспечивается гармоничным сочетанием конструкции, формы, цвета. Небезразличен и материал, из которого изготовлена игрушка: мягкие пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребенка к игре, а с шершавой и холодной поверхностью не становятся любимыми. Оформление игрушки должны быть безопасными для жизни и здоровья ребенка и отвечать ряду гигиенических требовании. Экспертизы, которые проводятся в разных странах, показывают, что примитивная, дешевая «штамповка» из пластика, которая заполонила игрушечный рынок, зачастую угрожает здоровью и жизни детей. В связи с этим многие страны требуют от производителей надежных гарантий качества, ее не токсичности, не горючести. Также необходим частый контроль за состоянием игрового материала.

Создание игрушки, полноценно отвечающей современным требованиям, возможно при объединении специалистов разного профиля: педагогов, психологов, медиков, художников, скульпторов, дизайнеров, технологов и др.

2.3 Размещение и хранение игрушек

Предметно-игровая среда часто определяет тематическое содержание и характер детских игр. Одним из условий, способствующих полноценному развитию детской игры, является не только педагогически целесообразный подбор игрового материала, но и возможность для ребенка свободно пользоваться им.

В детском саду игрушки, как правило, располагают в доступных для детей местах – на полках, стеллажах, столах.

Удобно, когда игрушки находятся в разных местах групповой комнаты, чтобы, играя, дети не мешали друг другу. Крупные игрушки размещают на полу, на нижних полках, мелкие – на полках повыше, но так, чтобы каждую игрушку ребенок мог взять сам. При этом важен масштаб игрушек, их соответствие росту ребенка, соразмерность предметных игрушек с образными (например, размер мебели должен сочетаться с величиной кукол и т.д.).

Для успешного протекания первых самостоятельных игр детей необходимо наличие игрушек, имеющих между собой прямую смысловую связь (кукла и посуда, машина-грузовик и строительный материал и т.п.).

Игрушки для сюжетно-ролевых игр в младших группах воспитатель расставляет в соответствии с сюжетом игры, – т.е. создает своеобразную игровую обстановку. Следовательно, на первом этапе руководства игрой детей взрослый предварительно организует предметно-игровую среду, своевременно ее изменяет и обновляет.

В средней группе воспитатель частично создает игровую обстановку, дети, как правило, сами подбирают недостающие игрушки и предметы для реализации задуманного сюжета. Таким образом, на втором этапе руководство игрой детей осуществляется посредством внесения сюжетных, предметных, образных игрушек и так называемой ролевой атрибутики (халаты, пелеринки, фартучки, шапочки и т.д.), которая помогает детям в выборе роли в совместной игре.

В старших группах дети самостоятельно разворачивают сюжет игры и подбирают для этого не только игрушки, но и предметы из окружающей обстановки: стулья, банкетки и т.д., т.е. предметно-игровая ситуация конструируется самими детьми и подчинена игровому замыслу.

Игры старших дошкольников чрезвычайно разнообразны, поэтому одни сюжетно-образные игрушки не могут полностью удовлетворить стремления детей. В связи с этим воспитатель должен широко использовать всевозможные предметы-заместители, а также специальные предметы, позволяющие быстро конструировать, обозначать игровое пространство, изменять его по мере необходимости в ходе развертывания сюжета.

При организации игры детей 5–7 лет педагог может использовать и специальные постройки, сделанные с помощью родителей или шефов (самолет, лодка, космический корабль, сказочный домик, машина, пульт управления и т.п.). Такой игровой материал особенно необходим при некотором однообразии в содержании детских игр, а также в случае объединения большой группы детей в какой-либо совместной игре. Кроме того, это позволяет вносить в детскую игру педагогически ценную тематику, отражающую современную жизнь.

Игровой материал (как на участке, так и в групповой комнате) должен быть легким, мобильным (свободно переноситься из одной группы в другую), с тем, чтобы стимулировать детскую игру.

По возможности игровая обстановка, задуманная детьми, должна сохраняться, чтобы дети могли продолжить начатую игру.

Игровые строительные наборы вносят в группу полным комплектом, их не делят на несколько групп, иначе дети не смогут реализовать игровые замыслы в сооружении задуманной конструкции.

Крупные строительные материалы в детских садах обычно раскладывают по геометрическим формам на открытых стеллажах или полках, это помогает детям быстро подобрать нужные формы для постройки. Детские конструкции обычно сохраняют несколько дней, тогда ребята имеют возможность вносить в них свои изменения, дополнения. Практика показала, что дидактические игрушки и настольно-печатные игры удобнее хранить в шкафу, разложив их по видам (лото, домино и т.д.) на одной или нескольких полках. Играть с ними дети могут за любым свободным столом. В младших группах воспитатели заранее подбирают и выставляют игрушки и игры для детей (соответственно плану воспитательно-образовательной работы).

В старших группах дети договариваются, где и во что играть, по своему усмотрению объединяются для игры, осуществляют нужные действия в соответствии с содержанием и правилами.

Игрушки-забавы для самостоятельных игр располагают на полках на доступной детям высоте, а те, которые используются для развлечений, – в шкафу с педагогическими пособиями.

Музыкальные игрушки лучше помещать в стеклянные шкафчики, чтобы сохранить хорошее качество их звучания.

Весь запас игрушек дают детям не сразу, а вносят постепенно, по мере ознакомления их с новыми игрушками и играми, а также с целью развития новых сюжетов. При переходе детей от одного сюжета к другому часть игрушек убирают на полки и стеллажи, так как они могут понадобиться детям при объединении нескольких сюжетов. Игрушки, которыми дети перестают пользоваться, на время убирают, но они могут быть внесены вновь, и дети обычно с радостью их встречают.

После игры детей в их игрушечном царстве должен быть наведен полный порядок. Учить дошкольников оставлять игрушки в порядке – это значит воспитывать с ранних лет разумную бережливость, организованность, аккуратность и уважение к труду окружающих.

ДЕТСТВО-ГИД.

DETSTVO-GID — сайт для родителей и педагогов

Популярные записи

Свежие комментарии

  • admin к записи Как разработать методические рекомендации по теме самообразования
  • Евгения Евгеньевна Зобова к записи Как разработать методические рекомендации по теме самообразования
  • Елена к записи Что писать в самоанализе про партнерское взаимодействие с детьми
  • admin к записи Современные задачи по речевому развитию дошкольников
  • admin к записи Современные задачи по речевому развитию дошкольников
  • Требования к играм и игрушкам в современных условия

    Методические рекомендации
    «Требования к играм и игрушкам в современных условиях»

    Кожичева Ирина Алексеевна,
    воспитатель МБДОУ № 140,
    г. Мурманск

    Игрушке принадлежит важная роль в развитии дошкольника. От того, какие игры и игрушки окружают ребенка, во многом зависит его интеллектуальное и личностное развитие – способностей, воображения, творчества.
    Министерством образования Российской Федерации было разработано Письмо Минобразования РФ от 17.05.1995 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях». В целях защиты интересов детей специалистам дошкольных учреждений рекомендовано активизировать работу с родителями в следующих направлениях:
    — пропагандировать игры и игрушки, являющиеся педагогически ценными;
    — разъяснять негативные воздействия отдельных видов игрушек;
    — консультировать родителей по вопросам приобретения игрушек для своих детей и по использованию их при взаимодействии взрослого и ребенка в условиях семьи.

    Детская игрушка должна быть художественно и технически хорошо выполнена, т.е. полностью воспроизводить оригинал по форме, пропорциям, окраске и давать правдивый, реальный образ изображаемого предмета.
    По своей конструкции игрушки не должны оказывать травмирующего действия на ребенка, они должны исключать возможность несчастных случаев: в игрушках для любого возраста недопустимо наличие острых углов, режущих краев, колющих концов. Поверхность игрушек должна быть ровной, гладкой, без шероховатостей и заусениц.
    Максимальная масса игрушки или отдельного элемента игры должны соответствовать силе ребенка и не превышать 400 г. для детей дошкольного возраста.
    Наиболее педагогически ценными являются игрушки, обладающие следующими качествами:
    — полифункциональностью. Игрушки могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребёнка, сюжетом игры в разных функциях, способствуя развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления.
    — возможностью применения в совместной деятельности. Игрушка должна быть пригодна к использованию одновременно группой воспитанников (в том числе с участием взрослого как играющего партнёра) и инициировать совместные действия — коллективные постройки, совместные игры.
    — дидактическими свойствами. Такого рода игрушки несут в себе способы обучения ребёнка конструированию, ознакомлению с цветом и формой, могут содержать механизмы программированного контроля (некоторые электрифицированные и электронные игры и игрушки).
    — принадлежностью к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребёнка, приобщают его к миру искусства и знакомят с народным художественным творчеством.

    Развивающая предметно-пространственная среда группы должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
    Требования ФГОС ДО к предметно — развивающей среде:
    1. Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
    2. Доступность среды, что предполагает:
    — доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
    — свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
    Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
    Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.
    Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
    Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т.п.; мальчикам — детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек), которые творчески используются для решения различных игровых проблем.

    В группах старших дошкольников необходимы также различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.
    Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

    Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

    Adblock
    detector