Цель и задачи игры по экологии в детском саду

Методические рекомендации «Экологические игры».

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Детский эколого-биологический центр города Черемхово»

«Утверждаю» «Согласовано» «Рекомендовано»

И. о. директора МУДО ДЭБЦ Зам. по УМР МС протокол № ___

________ Матвеева В. В _________ Толстикова С. Н. «__» ________2016 г.

Тимофеева Ольга Сергеевна,

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ………………………..…. 5

Структура дидактической игры……………………………………..…..8

Рекомендации при проведении игр …………………………….……. 9

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

СБОРНИК ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИГР …………………….….………………10

Игра «Экологическая пирамида» ……………. ……………………… ….…12

Игра «Строение и опыление цветка» ………………………. ………..….….13

Игра «По страницам Красной книги»…………………………………..…… 14

Список использованных источников ..………………………………………16

Приложение 1 «Игра «Экологическая пирамида» »…..……………….…….17

Приложение 2 «Таблица к игре «Я похож на….»……………..…………….18

Приложение 3 «Карточки к игре «Найди себе корм» …..…………….…….19

Приложение 4 «Карточки к игре «Найди себе корм» …..…………….…….20

Проблема экологического образования сегодня волнует всех – ученых, педагогов, общественность. Как и чему и учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне представление о месте человека в природе, о его роли в её сохранении?

Для того, чтобы поведение человека было экологически грамотным и осмысленным, ему необходимо ещё в детстве овладеть определенным набором знаний и навыков поведения в природе. В связи с этим, экологическое образование становится одним из приоритетных направлением педагогической деятельности.

Очень плодотворным для закладывания основ экологической культуры является младший школьный возраст. Ведь это период бурного развития ребенка, как физического, так и психологического, период, когда ребенок остро и живо интересуется окружающим его миром, миром природы и людей. Именно в этом возрасте происходит интенсивное накопление знаний об окружающей среде, формируется отношение к людям и природе. Это обуславливает эффективность экологического образования на этапе начальной школы.

Для того чтобы воспитательная деятельность имела больший эффект, надо сделать её «незаметной» и интересной для детей. Как это сделать? И вот тут на помощь педагогу приходит игра – самый естественный и радостный для них вид деятельности. Игра придает урокам и внеклассным мероприятиям живость, внесет особую эмоциональную окраску, создает атмосферу доверия между всеми её участниками. Она поможет развить у детей самые разные положительные качества и облегчит усвоения новых знаний.

Актуальность: игровые технологии на сегодняшний день являются одной из передовых форм обучения, позволяющих сделать интересным и увлекательным изучение базового материала. То есть, если вложить образовательное содержание в игровую оболочку, то можно решить одну из главных проблем педагогики – проблему мотивации учебной деятельности. Особенно актуально применение игровых технологий в практику обучения учащихся начальных классов. Для детей младшего школьного возраста характерна непосредственность и яркость восприятия, они легко вовлекаются в игру, принимают любые образы.

Данное методическое пособие предназначено для педагогов дополнительного образования, для учителей начальных классов, педагогов-организаторов, воспитателей ит. д. Игры, предлагаемые в пособии, могут применяться в учреждениях ДОД на занятиях кружков, в школах на уроках окружающего мира, классных часах, во время экскурсий, походов.

Цель предлагаемых методических рекомендаций:

Оказать методическую помощь педагогам, занимающимся экологическим образованием и воспитанием детей через создание сборника обучающих игр экологической направленности.

Классифицировать экологические игры;

Выделить структурные элементы экологической игры, дать им определение;

Подобрать ряд игр экологической направленности различных видов, составить алгоритм их проведения.

Цель и задачи игры по экологии в детском саду.

«Игра в организации экологического образования в детском саду»

Подготовила: Воспитатель Альтемирова С. А.

«Мир, окружающий ребёнка, — это, прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

В. А. Сухомлинский.

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом её звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесён живой природе.

Первые шаги в природе! И хоровод ромашек, и радостные трели птиц, и радость от общения с животными и растениями — именно с этого и начинается экологическое и нравственное воспитание дошкольников в детском саду.

Под нравственным воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Все это экологическое воспитание. Оно должно быть направлено на обучение детей понимать себя все, что происходит вокруг. Оно тесно связано с развитием эмоций ребенка, умением сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе; уметь видеть красоту окружающего мира (ландшафта, отдельного цветка, капли росы, маленького паучка…)Главное-помнить, что от состояния окружающей среды зависит здоровье человека. А чтобы сохранить своё здоровье, нужно жить в гармонии с природой и вести здоровый образ жизни.

Дошкольникам разъясняются причины необходимости сохранения всех без исключения видов животных и растений. Их нужно учить — не рвать красивые цветы, что эти цветы могут исчезнуть и из-за нарушения места обитания , например, в результате вытаптывания). Важно, чтобы дети смогли понять необходимость сохранения на Земле всех живых организмов. Взрослые не должны употребляться в разговорах с детьми слова «вредные, полезные».

У ребенка следует формировать активную позицию, желание изменить что-либо вокруг себя в лучшую сторону (не бросать мусор на улице, не ломать веточки кустов и деревьев, не рвать цветы, не пугать птиц, а в зимнее время их подкармливать и т. д.). Дать детям почувствовать, что даже от их посильных, незначительных, действий зависит, каким будет окружающий мир. Ребёнка необходимо учить понимать свою ответственность за состояние окружающей среды.

Из наблюдений за детьми отмечается ощущение, что дети относятся к живым объектам природы как к неодушевлённым объектам. Мы можем наблюдать как при виде бабочки, гоняясь за ней, ребенок может топтать цветы, не замечая их, рвать цветы для игры «Семья», ломать веточки с кустов для рисования на земле. В этом случае мы говорим о безразличии к живой природе.

Откуда у эмоционально отзывчивого ребёнка столько холодности и безразличия? Ответ – от взрослых. Часто родители сами являются примером экологической неграмотности: папа сломал ветку и отмахивается от комаров; мама срывает цветочек ребенку, когда тот тянется к нему маленькой ручкой; взрослые видят, что дети качаются на деревьях и равнодушно отворачивается. Взрослые зачастую сами не соблюдают правила поведения в природе.

Отсутствие экологической культуры является наиболее серьёзной, актуальной проблемой нашего времени. Тот или иной уровень экологической культуры – результат нравственного воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого необходимо знать, владеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и к природе.

Исходя из актуальности выбранной темы, целью данной работы является:

Цель: Формирование экологической культуры у детей и взрослых, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умению жить в относительной гармонии с природой.

Исходя из цели вытекают следующие задачи:

1. Формировать первоначальные системы ценностных ориентаций, восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы.

2. Развитие способностей детей к познанию мира природы.

3. Обучать элементарным нормам поведения в природе, формировать навыки рационального природопользования в повседневной жизни.

4. Воспитание гуманного отношения к живым организмам.

Организуя работу по экологическому воспитанию, применяю разнообразные методы, которые имеют игровую направленность, так как ведущий вид деятельности дошкольного периода – игра.

В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию и обучению использую интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей.

Технология эколого-педагогической работы с детьми дошкольного возраста, представляет ряд мероприятий и заключается в следующем:

• использовании непосредственного природного окружения дошкольников; развивающей экологической среды; ознакомление детей с теми растениями и живыми организмами, которые они находятся в контакте в повседневной жизни ( в группе, в детском саду, дома, на участке, вокруг детского сада и т.д.);

• организации постоянной и разнообразной деятельности детей: проведение наблюдений, создание и поддержание необходимых условий для живых существ, зимняя подкормка птиц, эмоционально-доброжелательного взаимодействия с живыми существами, изо деятельность, игра, конструирование;

•в использовании детской художественно-познавательной литературы, знакомстве детей с произведениями авторов, которые ярко отражают события в природе, служат примером любви к природе, глубокого её познания и творческого отражения;

•в создании и использовании самодельных книг, альбомов на основе впечатлений от литературных произведений и наблюдений за природными объектами;

• в выращивании в зимне-весенний период овощных и цветочных культур, регулярные наблюдения за ростом растений; отражение различных наблюдений в календарях природы;

• во включении игровой деятельности, игровых обучающих ситуаций в систему эколого-педагогических мероприятий во всех группе;

•в сочетании мероприятий в повседневной жизни с досугами, праздниками, походами в природу, вызывающими яркий эмоциональный отклик.

Своеобразным проводником в экологической технологии является дидактическая игра.

Знания о природе полученные детьми при помощи дидактической игры, влияют на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам «живой» и «неживой» природы.

Виды дидактических игр:

1. Игры-путешествия: призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используют многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов её решения, поэтапное решение задач и так далее. Детям старшей группы очень нравится в этих играх процесс освобождения, какого либо сказочного героя из беды, как в игре «Путешествие по зимней стране» освободить Весну из страны Снежной королевы. Действовать по схеме — карте, на которой расположены пункты остановок с интересными заданиями, которые задала Снежная королева. При выполнении заданий дети повторяют признаки зимы, установление взаимосвязей в природе. Таким образом, проверяются знания полученные детьми на занятиях, прогулках, наблюдениях.

2. Игры поручения: По содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Эти игры интересны своим разнообразием. Малышам нравится выполнять действия с предметами (например, овощи: морковь и репа), которые приносят им персонажи или герои сказок: Медвежонок любит репу, нужно её собрать в его корзинку, а Зайчику – собрать морковь. В игре малыши закрепляют название овощей, умение различать их и давать сенсорные характеристики. Самые любимые игры малышей – это лото «Парочки». Старшие дети с удовольствием играют с играми, в изготовлении которых они сами принимали участие. Например, возьмём игру «Цепочка роста лука». Дети наблюдая за ростом лука, зарисовывали стадии его роста на карточки , а затем использовали их в игре.

Игра «Полезные — неполезные» Карточки с изображением продуктов. На один стол разложить то, что полезно, на другой — что не полезно. Распределение плодов по цвету. Распределение плодов по форме и вкусу. Вершки-корешки.

Полезные продукты: геркулес, кефир, лук, морковь, яблоки, капуста, подсолнечное масло, груши и т. д.

Не полезные: чипсы, жирное мясо, шоколадные конфеты, торты, «Фанта» и так далее.

3. Игры-предложения: («что было бы…»). Перед детьми ставится задача и создаётся ситуация, которая требует осмысления последующего действия: «что было бы, если бы исчезла вода?». Дети дают ответы о животном и растительном мире, нуждающемся в воде, о последствиях при исчезновении воды. Можно предлагать такие вопросы в игре: «если бы ты заметил сломанную веточку; маленького котёнка на улице; мальчишка бросил мусор — что бы ты сделал?». Эти вопросы активизируют мыслительную деятельность детей. Развивается связная речь, умение говорить последовательно, логично.

Что было бы, если исчезли…..леса

Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:

Что было бы, если из леса исчезли…насекомые?

— Что бы произошло с остальными жителями?

А если бы исчезли птицы?

А если бы пропали ягоды?

А если бы не было грибов?

А если бы ушли из леса зайцы?

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

4. Игры-загадки: В основе их лежит проверка знаний, умению мыслить логически. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы. Отгадывать загадки любят дети разного возраста, малышам больше нравятся загадки про животных. Старшие проявляют интерес к тем играм, где они соревнуются командами. В игре проявляется взаимовыручка, настойчивость в достижении цели. Игры могут быть разными: «Что бывает желтое?», «Что бывает круглое?», «Что бывает зимой?»….

5. Игры-беседы: В их основе лежит общение. Игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение выслушивать вопросы и ответы, сосредоточивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Проводя игру-беседу со старшими детьми «Что такое природа», дети высказывают свои предположения, о том, что такое природа, на основе уже полученных ранее знаний о ней ( например, это деревья, животные, солнце, природа это всё, что дышит). Доказывают, почему они считают тот или иной объект природой. Интересная игра «Закончи предложение»: «Белка осенью запасает корма, потому что. », «Птицы могут летать, потому что. », «Весной почки на деревьях набухают и распускаются, потому что. ». Хороши игры-противопоставления: «Лимон желтый, а огурец. », «Ромашка белая, а василек. », «Весной листья на деревьях растут, а осенью. », «Летом бывает дождь, а зимой. »,…

Перечень некоторых игр-бесед.

Тема: «Лес – многоэтажный дом»

Тема: «Животные леса осенью»

Тема: «Зимующие птицы».

Тема: «Мой любимый цветок».

Тема: «Мы все такие разные»

Тема: «Живое – неживое»

Тема: «Если исчезнут леса»

Тема: «Особенности слуха у животных и человека».

Тема: «Как поссорились март и февраль»

Тема: «Русское поле»

6. Дидактические игры:

Назовите растение ( 3-е справа…)

Летает, плавает, бегает

Найти дерево по описанию.

Опиши, я отгадаю,

Летает — не летает,

Животное домашнее или дикое»….

Угадай, что в руке?

Какого растения не стало?

На столик выставляется четыре или пять растений. Дети их запоминают. Воспитатель предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.

Итак, экологические игры — это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе.

Игра в экологическом воспитании детей.

Экологическая культура – одна из острейших проблем современности. Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это – мировоззрение. Знание о природных объектах, явлениях и причинно-следственных зависимостях между ними постепенно формирующиеся у детей дошкольного возраста служит базой для развития их представления о мире в целом и отношения к нему. На целенаправленном расширении и углублении этих знаний, развитии умений и навыков практического взаимодействия с природой и строится экологическое просвещение и воспитание детей.

Цель экологического образования: формирование экологической культуры, экологических чувств и экологической деятельности.

Задачи экологического образования:

  1. Воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия.
  2. Формирование знаний о природе.
  3. Развитие сопереживания к бедам природы, желания бороться за её сохранение.

Обоснование темы.

Выбранная мною тема «Игра в экологическом воспитании детей» важна по целому ряду причин:

  1. Игра – это ведущая деятельность детей в период дошкольного детства, она обогащает и развивает личность, поэтому она должна, так же широко использована в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания.
  2. Игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на фоне, будут особенно эффективны: игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения.
  3. Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нём, освоения соответствующих различным ситуациям моделей поведения.

Трудно переоценить вклад игры в развитие ребенка, в том числе в формирование его экологического сознания и экологической культуры. Играя, малыш познает многоликий мир природы, учится общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой.

В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Всё происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения.

Достаточно серьёзную проблему для детей дошкольного возраста представляет усвоение правил поведения в природе, а так же таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание и усваиваются эти нормы лучше всего в игровой деятельности. Примеряя в игре на себя роли животных и растений, воссоздавая их действия и состояние, ребенок проникает к ним чувствами, сопереживает им, что способствует развитию у детей экологической этики.

Так, играя в игру «Зимующие птички» дети знакомятся с важными экологическими закономерностями: влияние количества и доступности корма на поведение и образ жизни зимующих птиц; а зимующих насекомых – от надежности их укрытия в убежищах. Ребенок, исполняющий роль птички, должен в течение определенного времени найти и собрать необходимое количество пищи. Такие игры способствуют развитию экологического мышления, понимания того, что «все в природе взаимосвязано». Этот способ дидактической игры позволяет наглядно и убедительно продемонстрировать детям такие экологические закономерности, объяснить суть которых другим способом весьма затруднителен. Дети любят играть, они с удовольствием по многу, раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Поэтому они с радостью откликаются на предложения поиграть, предвкушая радость развлечения и не догадываясь, что на самом деле они будут учиться. Ребенок действительно играет и одновременно осуществляется процесс обучения. Если младшие дети способны только называть некоторых животных, узнавать их по внешнему виду, то старшие дети могут сравнивать объекты природы, классифицировать по признакам, оценивать состояние животного, растений, деятельности человека в природе, воссоздавать образ по части. Обучающие игры природоведческого и экологического содержания используются, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения и систематизации знаний.

Требования к играм экологического содержания.

Игры необходимо подбирать с учетом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе. (Приложение 1. Игры по возрастам.)

Игра должна давать ребенку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых.

Содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности.

Игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе. (Приложение 2. Игры по сезонам.)

Для того, чтобы игра выступала эффективным средством экологического образования дошкольника, необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущими и последующими играми. Это позволит прогнозировать на какой имеющийся опыт ребенок будет опираться, какой новый шаг произойдет в его развитии.

Классификация экологических игр.

При классификации экологических игр необходимо учитывать следующие принципы:

  • специфических характеристик;
  • тематического распределения содержания;
  • формы организации и меры регламентации;
  • направленности действий.

По специфическим характеристикам выделяются творческие игры и игры с правилами, которые в свою очередь делятся на подгруппы:

  • сюжетно-ролевые;
  • театрализованные;
  • строительные.

Игры с правилами:

По тематическому распределению содержания существует следующая классификация:

  • игры на тему «Живая природа»;
  • игры на тему «Неживая природа».

По форме организации и мере регламентации выделяют:

  • самостоятельную игровую деятельность ребенка;
  • совместную с педагогом игровую деятельность.

По направленности действий:

  • сенсорно-моторные;
  • предметные;
  • игры с перевоплощением;
  • социальные;
  • соревновательные.
  1. «Где живая и неживая природа?»
  2. «Соседи по планете.» (Живая природа.)
  3. «Кто с кем дружит?», «Кто кого боится?»
  4. «Кому где нравится?», «Кто где живет?»
  5. «Что где растет?»
  6. «Кому что нужно?»
  7. «Что такое?», «Кто такой?»
  8. «Почему так бывает?» (Связь живой и неживой природы.)
  9. «Почему мы такие разные?»
  10. «Как можно и как нельзя?» (Правила поведения в природе.)
  11. «Мы все нужны друг другу.»
  12. «Природное-рукотворное.»

Методические рекомендации.

В рамках каждой темы следует использовать различные вариации игр. Например, внутри темы «Кто где живет?» возможны следующие варианты: «Найди свой дом», «Рассели животных (растения)», «Кому какой дом нужен?». В темах «Что такое?» и «Кто такой?» можно включить игры: «Раз, два, три к березе, еле, тополю беги», и «Найди себе пару» и т. д.

Педагогическое руководство играми с экологическим содержанием.

При выборе направления руководства экологическими играми следует учитывать тот факт, что особая роль игры в воспитании требует насыщения ею всей жизнедеятельности детей в группе. Поэтому я строю педагогический процесс экологического образования таким образом, чтобы игра была включена во все режимные моменты. Следует так же учитывать её связи с трудом детей в природе и обучением на занятиях по ознакомлению с окружающим.

Исходя из возрастных особенностей детей, для каждой возрастной группы подбираются дидактические игры, обеспечивающие развитие каждого ребенка, элементов его экологического сознания, а также уточняющие и закрепляющие знания о живой и неживой природе. В игру включаются дидактические игрушки, разнообразный природный материал, используются готовые настольно-печатные игры, различные лото, разрезные картинки.

Использую так же подвижные игры, сочетающие с решением умственных задач. В таких играх, как «Найди свою пару», «Найди свой домик» дети подбирают домик или пару с прикрепленным к ним листочкам, аналогичным по цвету или форме тому, который был выбран мной. Эти игры удобны тем, что их можно проводить как с группой детей, так и с подгруппой. (Приложение 5)

Экологические дидактические игры для детей дошкольного возраста.

Дидактическая игра занимает важную роль в экологическом воспитании детей. С ее помощью у дошкольников формируются системы основных экологических понятий и воспитывается осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы.

Разработанная нами система дидактических игр экологического содержания прошла апробацию в ряде дошкольных учреждений и активно используется в работе с детьми.

«КТО ГДЕ ЖИВЕТ?»

Цель: закрепить знания детей об убежищах в природе различных видов животных (насекомых, земноводных, птиц, зверей).

Материал: планшет, на котором с одной стороны изображены различные животные, а с другой — их убежища (например, берлога, нора, улей, скворечник, гнездо и др.). В конверте с обратной стороны планшета находятся стрелки-указатели по количеству животных. Вместо стрелок можно нарисовать на планшете между животными и их убежищами лабиринты из разноцветных линий.

Методика проведения: в игре принимают участие двое и более детей. Поочередно дети находят предполагаемое животное и стрелкой или с помощью лабиринта определяют его убежище. При правильном выполнении игровых действий ребенок получает фишку. Если ответ неверный — ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто соберет большее количество фишек.

«КТО ЧЕМ ПИТАЕТСЯ?»

Цель: закрепить знания детей о разных видах питания животных (насекомых, земноводных, птиц, зверей) в природе.

Материал: планшет, на котором по кругу размещены разные виды корма для различных видов животных. В центре планшета укреплена движущаяся стрелка. С обратной стороны планшета в конверте помещены карточки с иллюстрациями животных.

Методика проведения: в игре участвуют двое и более детей. Поочередно, по загадке воспитателя, игроки находят соответствующую картинку с изображением животного и с помощью стрелки указывают вид корма, которым питается данное животное. За правильный ответ — фишка. Выигрывает тот, кто соберет большее количество фишек.

«НАЙДИ ДОМИК»

Цель: упражнять детей в группировке животных по способам питания (травоядные, хищные, всеядные, паразиты).

Материал: набор карточек с иллюстрациями животных разных видов, четыре разноцветных поля для размещения карточек; зеленое — для травоядных, красное — для хищников, зелено-красное — для всеядных, черное — для животных-паразитов.

Методика проведения:

Первый вариант: дети играют по одному. Ребенок группирует карточки с животными по цветовым полям в зависимости от того, чем они питаются. После выполнения задания воспитатель проверяет правильность решения и за каждую ошибку выдает игроку штрафную фишку. Выигрывает тот, кто меньше наберет штрафных фишек.

Второй вариант: дети поочередно берут по одной карточке с изображением животного и находят для него домик, опираясь на собственные знания об особенностях питания разных видов животных. Выигрывает тот, кто больше наберет фишек за правильность выполнения задания.

«ЧТО СНАЧАЛА, ЧТО ПОТОМ?»

Цель: закрепить знания детей об основных стадиях роста и развития живых организмов (растений, животных, человека).

Материал: набор карточек, на которых зафиксированы стадии роста и развития растений или животных (гороха, одуванчика, земляники, лягушки, бабочки и др.), а также человека (младенчество, детство, отрочество, зрелость, старость).

Методика проведения:

Первый вариант: ребенку предлагается разложить карточки в порядке роста и развития живых существ (например, бабочка-капустница: яйцо — гусеница — куколка — бабочка) и рассказать, что было сначала, а что потом.

Второй вариант: воспитатель раскладывает карточки, преднамеренно делая ошибку. Дети должны исправить ее и объяснить свое решение.

«ПОМОЖЕМ РАСТЕНИЮ»

Цель: закрепить знания детей об условиях, необходимых для роста растений (вода, свет, тепло, питательная почва); упражнять в определении недостатка тех или иных условий по внешнему виду растения.

Материал: набор карточек с изображением одного из комнатных растений (например, бальзамина) в хорошем состоянии и с недостатком (увядшие листья, пожелтевшие листья, светлая почва и др.); четыре цветные карточки-модели, изображающие необходимые для растения условия: желтая — свет, красная — тепло, синяя — вода, черная — питательная почва; четыре карточки с изображением здорового растения и необходимых ему четырех условий.

Методика проведения: в начале игры детей знакомят с карточками-моделями условий, которые необходимы для роста и развития растения. Затем рассматривают четыре карточки с изображением одного и того же растения в хорошем состоянии с указанием благоприятных условий (свет, тепло, вода, почва). Детям объясняют, почему растению хорошо.

Карточки-модели раскладываются на столе перед ребенком, а на наборном полотне воспитатель составляет рассказ о растении: «Рос бальзамин в горшке на окошке и радовался первому весеннему солнцу. Солнечные лучи грели все сильней, а запасов воды в почве становилось все меньше. В понедельник утром дети заметили, что листья бальзамина пожелтели и поникли. Что же делать?» Воспитатель предлагает детям помочь растению: отобрать карточки-модели с изображением необходимых ему условий. За правильный ответ — фишка. Побеждает тот, кто наберет большее количество фишек.

«ЛЕС — ДОМ ДЛЯ ЖИВОТНЫХ»

Цель: закрепить знания детей о лесе как природном сообществе, сформировать представления об экологических нишах (этажах) смешанного леса и месте животных в них.

Материал: плоскостная модель с изображением четырех ярусов смешанного леса: первый — травянистый покров, второй — кустарники, третий — лиственные деревья, четвертый — хвойные деревья. На каждом из ярусов сделаны специальные прорези для прикрепления фигурок животных. В конверте с обратной стороны планшета находятся фигуры-силуэты различных лесных обитателей: насекомых, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих.

Методика проведения:

Первый вариант: играет один ребенок, остальные проверяют правильность выполнения задания: расселить всех животных по «этажам» в зависимости от места их обитания. Выигрывает тот, кто меньше всего допустит ошибок.

Второй вариант: силуэты животных раскладываются на столе обратной стороной. Дети поочередно берут по одному силуэту, называют животное и определяют его место в лесу. При этом ребенок должен объяснить свой выбор. За правильный ответ — фишка. Если задание выполнено правильно, то фигурка-силуэт животного обратно выкладывается на стол и действие повторяется другим игроком.

Природоведческие (игры по экологии).

Дидактическая игра для дошкольного возраста «Экологические кубики. Какие разные животные» Цели: 1. закреплять, …

Название: Дидактическая игра по экологическому воспитанию для старших дошкольников в детском саду «В гостях …

Название: Природоведческая игра в ДОУ. Дидактическая игра «Какое животное куда отправилось?». Номинация: Детский сад, …

Название: Экологическая игра «Если в лес пришёл гулять…» Номинация: Детский сад, Развивающие игры , …

Скачать — Многофункциональное панно для детей от 3 лет в детском саду «Круглый год» …

Непосредственно-образовательная деятельность для детей 4-5 лет. «Экологические природоведческие игры». Вид непосредственно-образовательной деятельности: интегрированный. …

Автор: Комарова Анна Георгиевна Должность: воспитатель Место работы: МАДОУ д\с № 15 «Звездочка» Месторасположение: …

Экологическая акция «Принцесса из ложки» Из чего же, из чего же, Сделаны наши мальчишки? …

Мало еды, зима, холода… Бедненьким птахам тяжко, беда! Люди, услышьте их просьбы скорей, Наших …

Автор: Дощечникова Юлия Сергеевна Должность: воспитатель Место работы: МБДОУ «Детский сад №9 «Журавушка» городского …

Автор: Тарнавчук Ольга Равильевна Должность: музыкальный руководитель Место работы: МДОУ Детский сад №232 Месторасположение: …

Публикации:
Новое
Конспекты занятий
Сценарии мероприятий
Методические разработки
Саморазвитие
Развивающие игры
Поделки

Группы:
1 группа раннего возраста
2 группа раннего возраста
1 младшая группа
2 младшая группа
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная группа
Дети с ОВЗ

Интересные категории:
Мастер-классы
Викторины
Конкурсные мероприятия
КВН

Adblock
detector