Цель игровой технологии в доу

«Семинар-практикум для педагогов «Использование игровых технологий в образовательном процессе ДОУ в рамках реализации ФГОС дошкольного образования «Игра – это огромное светлое окно, через . ».

Семинар-практикум для педагогов

«Использование игровых технологий в образовательном процессе ДОУ в

рамках реализации ФГОС дошкольного образования»

«Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире».

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в применении

игровых технологий в образовательном процессе; развитие творческого

потенциала, установить тесное сотрудничество между педагогами ДОУ Дата: 12.10.2016г

План семинара-практикума:

1.Теоретическая часть. Игровые технологии в ДОУ. Старший воспитатель Амельченко Н.В.

2.Практическая часть. Делаем сами, своими руками: демонстрация развивающих игр для дошкольников. Воспитатель Зубцова Н.И.

Ход семинара Уважаемые коллеги! Все мы с вами знаем, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра. А фундаментом всего дошкольного образования являются игровые технологии. В свете ФГОС личность ребенка выводится на первый план и всё дошкольное детство должно быть посвящено игре. С каждым новым поколением детей меняется и игровое пространство детства.

В условиях введения и реализации ФГОС ДО для педагогов важно понять:

что представляют собой игровые технологии и как их использовать в образовательном процессе?

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Педагогическая технология — это совокупность психологопедагогических установок, определяющих специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств. Уважаемые педагоги, скажите, пожалуйста какие виды педагогических технологий вы знаете?

Виды педагогических технологий:

Технология проектной деятельности;

Технология «Проблемного обучения»;

Технология «Марии Монтессори».

Цель игровой технологии — не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр — педагогическая игра обладает четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде ихарактеризуются учебно-познавательной направленностью.

Существует несколько классификаций игр детей дошкольного возраста (по Е.В. Зворыгиной и С.Л. Новоселовой).

Игры, возникающие по инициативе детей:

Игра – экспериментирование, сюжетно – ролевые, режиссёрские, театрализованные.

Игры, возникающие по инициативе взрослого:

Игры обучающие, интеллектуальные, дидактические, подвижные, музыкально-дидактические, игры – развлечения, театрально – постановочные игры.

Игры, идущие от исторически сложившихся традиций: традиционные или народные игры.

Игровая деятельность выполняет несколько функции:

развлекательная (это основная функция игры — развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);

коммуникативная: освоение диалектики общения;

самореализация в игре как полигоне человеческой практики;

игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

функция коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей социальнокультурных ценностей;

функция социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

По виду деятельности игры можно разделить на физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) познавательные направленные на расширение кругозора, познавательной деятельности; формирование определенных знаний, умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие трудовых навыков.

б) воспитательные направленные на воспитание самостоятельности, воли;

формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

в) развивающие направленные на развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, развитие творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

г) социализирующие направленные на приобщение к нормам и ценностям общества; адаптацию к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция;

обучение общению; психотерапия.

д) обучающие, тренировочные;

е) продуктивные, творческие;

ё) коммуникативные, диагностические.

Позволю себе напомнить, что согласно ФГОС ДО содержание образовательной программы в ДОУ должно обеспечивать развитие личности ребенка по пяти образовательным областям. Предлагаю вам подробнее рассмотреть применение игровых технологий в образовательном процессе по каждому направлению развития.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Социально-коммуникативное развитие осуществляется с помощью игровых технологий, которые включают в себя:

• Сюжетно – ролевые игры.

В 2015-2016 учебном году реализуя одну из годовых задач «Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта, педагогическим коллективом была проведена большая работа в данном направлении: методическая неделя «Игра как форма организации детской жизни», с целью привлечения внимания педагогов к проблемам организации детской игры, смотр-конкурс «Создание условий для игровой деятельности детей дошкольного возраста», педагоги повышали свой профессиональный уровень по вопросам организации игровой деятельности детей через консультации, круглые столы, семинары-практикумы, открытые просмотры сюжетно-ролевых игр.

В театрализованной деятельности раскрывается творческий потенциал ребёнка, здесь дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, мышление, умение видеть необычное в обыденном. Для развития речевой и творческой активности ребенка в каждой возрастной группе нашего детского сада оформлена театрализованная зона, где представлены различные виды театров: кукольный, настольный, плоскостной, на фланелеграфе, вязанный, пальчиковый, театр на ложках, на палочках, на стаканчиках, на дисках, би-ба-бо.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Здесь следует выделить игровые технологии, направленные на формирование знаний, умений и навыков – это так называемые обучающие игры, проблемные игровые ситуации и игровые технологии, направленные на закрепление полученных знаний, развитие познавательных способностей.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры. Применение игровых технологий в работе позволяет повышать успешность обучения детей с речевыми нарушениями.

Так в своей работе можно использовать следующие игровые технологии:

— Игровые технологии направленные на развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.

— Игровые технологии направленные на развитие артикуляционной моторики.

Методическая разработка на тему:
Игровые технологии в ДОУ.

Цель игровой технологии — дать возможность прожить в игре!

Предварительный просмотр:

Игровые технологии в ДОУ

Игра — ведущий наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Поэтому я считаю, что важнейшей задачей в педагогической практике является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольников.

Проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание многих исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов. Например, в исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, для осуществления психологических замен реальных жизненных ситуаций и объектов.

Цель игровой технологии — не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.

2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.

Но как любая педагогическая технология, игровая также должна соответствовать следующим требованиям:

1. Технологическая схема – описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы.

2. Научная база – опора на определённую научную концепцию достижения образовательных целей.

3. Системность – технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.

4. Управляемость – предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.

5. Эффективность – должна гарантировать достижение определённого стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.

6. Воспроизводимость – применение в других образовательных учреждениях.

Поэтому, используя игровые технологии в образовательном процессе, я следую принципу доброжелательности, стараюсь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять любые выдумки и фантазии ребенка. Считаю, что только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества с взрослым.

Стараюсь организовать педагогический процесс так, чтобы игровые технологии, как игровые моменты проникали во все виды деятельности детей: труд и игра, образовательная деятельность и игра, режимные моменты и игра.

Мой опыт работы показывает, что игровые моменты играют важную роль в педагогическом процессе, особенно в период адаптации. Начиная с двух — трех лет их основная задача — это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама, интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации организую фронтально, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Например, это такие игры как хоровод «Каравай», «Попробуй, догони», «Куличи для Маши» и др. Далее, включаю игровые ситуации типа «Что катится? », «Кто быстрее докатит мяч» — при этом, организуя детей в игру – соревнование.

Игровая деятельность выполняет различные функции:

— развлекательную (развлечь, воодушевить, пробудить интерес) ;

— коммуникативную (освоение способов общения) ;

— самореализации в игре;

— игротерапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в

других видах жизнедеятельности) ;

— диагностическую (выявление отклонений от нормального поведения, самопознание в процессе игры) ;

— коррекции (внесение позитивных изменений в структуру личностных

— социализации (включение в систему общественных отношений) .

Главными чертами игры являются:

1. свободная развивающая деятельность;

2. творческий, импровизационный, активный характер;

3. эмоциональная сторона деятельности;

4. наличие правил, содержания, логики и временной последовательности

Игровые технологии я направляю на развитие внимания детей.

У детей в дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание требует сосредоточения на задании, пусть даже оно не очень интересное. Поэтому необходимо развивать детей, используя игровые приемы.

Например, предлагаю игровую ситуацию на внимание: «Найди такой же» — можно ребенку предложить выбрать из нескольких шариков, кубиков, фигурок, игрушек «такой же» (по цвету, величине, как у него. Или предлагаю игру «Что не так? », специально допуская ошибку в своих действиях, а ребенок должен ее заметить.

Использование игровых технологий помогает мне при развитии памяти детей. Это такие игры как «Запомни и назови», «Что сначала, что потом» и др.

Игровые технологии способствуют также и формированию основных форм мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и логического.

В этом мне помогает включение в образовательный процесс игровых приемов и методов. При этом, ребенок учится сравнивать, выделять самое существенное в предметах и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления. Логическое мышление формирую в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.

Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, формирует у детей гибкое, оригинальное мышление. Например, на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок, историй) дети получают опыт, который позволит им играть затем в игры.

Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. Каждая игровая ситуация общения дошкольника с взрослыми, с другими детьми является для ребенка «школой сотрудничества», в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества.

Как показывает опыт, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Они направлены на повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в детском саду.

В качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств являются народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками. Их использование в педагогическом процессе не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: они приобщают воспитанников к народной культуре, традициям, воспитывают толерантность и уважение к разным народам. Это важное направление регионального компонента образовательной программы детского сада.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Цель .

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем дет.

понятие игровых технологий в ДОУ.

В работе представлена разработка сюжетно-ролевой игры «Зоопарк». Подробно описан подготовительный этап игры, прописан основной и вспомогательный сюжеты, атрибуты, роли детей и воспитателя, их действия.

Игровая технология на занятиях физкультурой в ДОУ.

Особенности современных игровых технологий в ДОУ. Современные игровые технологии в ДОУ отводят ребенку роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие в.

Сайт для воспитателей детских садов .

Игровые технологии для дошкольников.

Возраст детей, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетенция называется дошкольным. Он является уникальным и решающим в начале ступени развития ребенка. Обучение в игровой форме должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным.

Игровая педагогическая технология — организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это понятие отличается от игр тем, что они имеют четко поставленную цель и соответствующий ей педагогический результат. Игровая педагогическая технология включает в себя различные методы и приемы организации педагогического процесса в форме игр. Результат игр обоснован, наблюдается в явном виде и характеризуется определенной воспитательной направленностью.

Целью игровой технологии — является создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Игры в основном, являются собственной инициативой детей, поэтому педагог при организации игровой деятельности должен руководствоваться следующими требованиями:

— выбор игры. Должен выступать как средство удовлетворения интересов и потребностей детей. Обычно выбор игры зависит от воспитательных задач, которые требуют своего логического разрешения. То есть дети, проявляют интерес к игре, активно действуют и получают результат, завуалированный игровой задачей — происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые;

— предложение игры. Создаётся игровая проблема. Для ее решения детям предлагаются разные игровые задачи, такие как техника действий и правила;

— объяснение игры. Педагог кратко и чётко объясняет правила и технику действий игры, но только после возникновения интереса детей к игре;

— игровое оборудование. Должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГОС;

— организация игрового коллектива. Игровые задачи формулируются таким образом, чтобы каждый ребёнок мог проявить свою активность и организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно;

— развитие игровой ситуации. Характеризуется принципами: отсутствием принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличием игровой динамики; поддержанием игровой атмосферы; взаимосвязью игровой и неигровой деятельности;

— окончание игры. Результат игровой деятельности детей должен быть проанализирован и нацелен на применение в реальной жизни.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

— обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

— познавательные, воспитательные, развивающие;

— репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие.

Виды педагогических игр могут быть очень разнообразны. Они подразделяются:

  1. По виду деятельности — двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д.
  2. По характеру педагогического процесса — обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
  3. По характеру игровой методики — игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.
  4. По содержанию — музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.
  5. По игровому оборудованию — настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.

Компонент игровой технологии – это непосредственное взаимодействие и общение педагога и детей, который носит непосредственный и систематический характер. Компонент игровой технологии:

— повышает познавательный интерес;

— вызывает эмоциональный подъём;

— способствует творческому развитию ребенка;

— максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;

— дает возможность педагогу изменять стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач, в зависимости от уровня освоения материала.

Игровая технология организуется как целостное образование, которое охватывает некоторую часть учебного процесса, а также объединяет общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

  • игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
  • группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
  • группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
  • группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

Задачей каждого воспитателя является составление игровых технологий из отдельных игр и элементов. В последнее десятилетие, в связи с развитием мирового сообщества, приоритетом в центре системы образования и воспитания стала человеческая личность. Главным компонентом формирования человеческой личности становиться педагог, который одновременно является и носителем общечеловеческих ценностей и созидателем творческой личности. Постоянные колебания и перемены общества определяют сложность для педагога и ставят его перед необходимостью ценностного самоопределения, требуют от него реализации демократических и гуманистических принципов в педагогической деятельности. Другими словами, основой деятельности педагога является определение и использование своего личностного творческого потенциала , что является системообразующим фактором авторской педагогической системы, восхождением от отдельных педагогических функций (действий, ситуаций) к их системе, от стандартных технологий к креативным, личностно – ориентированным, в основу которых должен быть положен диалогический подход, педагогический тренинг, сюжетно – ролевые игры, анализ педагогической ситуации, создание “ситуации успеха”, сотворчество в проведении и подготовке творческих комплективных воспитательных дел.

Если педагог использует новейшие педагогические технологии, какими качествами он должен обладать? На сегодняшний день приоритетными и востребованными качествами педагога становятся такие личностные качества (имидж), как искусство общения, открытость, искренность, доброжелательность, эрудиция, кругозор, артистизм, обаяние, эмпатия, импровизация, фантазия, рефлексия, умение вовремя обнаружить “новообразования”, перемены во взаимоотношениях детей, их настроениях, реакциях. Так, игровые технологии помогают раскрепоститься детям и проявить уверенность в себе, при этом способствуют легкому усвоению материала любой сложности, путем приближения игровой ситуации к реальным условиям жизни.

  1. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. — М. , 2010.
  2. Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. — 2012. — №5.

Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ.

Развитие современного общества требует обобщения и систематизации опыта педагогических инноваций, результатов психолого-педагогических исследований. Одним из способов решения этой проблемы является технологический подход к организации образовательной работы с детьми.

В дошкольном образовании педагогическая технология представляет совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих комплекс форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств для реализации образовательного процесса как в нескольких ДОУ, так и в конкретном детском саду или даже группе.

Необходимость использования педагогических технологий обусловлена следующими причинами:

— социальный заказ (родители, региональный компонент, требования ФГОС);

— образовательные ориентиры, цели и содержание образования (образовательная программа, приоритетное направление, результаты мониторинга и др.).

Ценность педагогической технологии в том, что она:

— конкретизирует современные подходы к оценке достижений дошкольников;

— создаёт условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность.

Эти и другие важнейшие качества не только в процессе специальных занятий, но также и в игре, дающей ребёнку:

— возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли;

— быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества);

— прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».

Значение игры не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится:

— деятельностью для реализации творчества;

— первым шагом социализации ребёнка в обществе.

Воспитательное и обучающее значение игры зависит от:

— знания методики игровой деятельности;

— профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр;

— учёта возрастных и индивидуальных возможностей.

На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть использована:

— для освоения темы или содержания изучаемого материала;

— в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

— как часть образовательной программы, формируемой коллективом ДОУ.

Главная цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.

2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.

Но как любая педагогическая технология, игровая также должна соответствовать следующим требованиям:

1. Технологическая схема – описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы.

2. Научная база – опора на определённую научную концепцию достижения образовательных целей.

3. Системность – технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.

4. Управляемость – предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.

5. Эффективность – должна гарантировать достижение определённого стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.

6. Воспроизводимость – применение в других образовательных учреждениях.

Игровая педагогическая технология – организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по:

— отбору, разработке, подготовке игр;

— включению детей в игровую деятельность;

— осуществлению самой игры;

— подведению итогов, результатов игровой деятельности.

Главный признак педагогической игры в игровой технологии – чётко поставленная цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты, характеризующиеся учебно-познавательной направленностью.

Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться:

1. По виду деятельности – двигательные, интеллектуальные, психологические, профориентационные и т.д.;

2. По характеру педагогического процесса – обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.

3. По характеру игровой методики – игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры, игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.

4. По содержанию – музыкальные, математические, социализирующие, логические и т.д.

5. По игровому оборудованию – настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т.д.

Главный компонент игровой технологии – непосредственное и систематическое общение педагога и детей.

— повышает познавательный интерес;

— вызывает эмоциональный подъём;

— способствует развитию творчества;

— максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;

— позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.

Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.

Концептуальные основы игровой технологии:

1. Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности.

2. Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности – дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

3. Игровая технология охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажем.

4. В игровую технологию включаются последовательно игры и упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения учебного материала.

Игра, как правило, собственная инициатива детей, поэтому руководство педагога при организации игровой технологии должно соответствовать требованиям:

— выбор игры – зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностей детей (дети, проявляют интерес к игре, активно действуют и получают результат, завуалированный игровой задачей – происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые);

— предложение игры – создаётся игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи: правила и техника действий);

— объяснение игры – кратко, чётко, только после возникновения интереса детей к игре;

— игровое оборудование – должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГТ;

— организация игрового коллектива – игровые задачи формулируются таким образом, чтобы каждый ребёнок мог проявить свою активность и организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно.

— развитие игровой ситуации – основывается на принципах: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;

— окончание игры – анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни.

1. Касаткина Е.И. Игра в жизни дошкольника. – М., 2010.

2. Касаткина Е.И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ.//Управление ДОУ. — 2012.- №5.

3. Карпюк Г.А. Реализация права ребенка на игру.//Старший воспитатель. – 2007 — №6.

4. Пенькова Л.А., Коннова З.П. Развитие игровой активности дошкольников.

Вестник Педагога.

Автор: Каризина Анна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ «детский сад № 153»
Населённый пункт: г. Самара, Самарская область
Наименование материала: Статья
Тема: «ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ»
Дата публикации: 03.04.2017
Раздел: дошкольное образование

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ

Это взаимодействие включает все этапы деятельности: планирование и

Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности

развивать самостоятельность, привести в движение внутренние процессы

Используя игровые технологии в образовательном процессе, воспитатель

должен обладать доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную

поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и

проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по

приобретение усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие

познавательных и творческих способностей детей.

воспитатель использует в своей работе, является то, что игровые моменты

выполнением режима и игра.

Игровые технологии, направленные на развитие восприятия заключаются в

математику» для обучения и закрепления понятий «круг», «квадрат».

ОСУЩЕСТВЛЯЮТ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСТЕПЕННЫЙ ПЕРЕХОД ОТ

НЕПРОИЗВОЛЬНОГО внимания к произвольному. Произвольное внимание

предполагает умение сосредоточится на задании, даже если оно не очень

математику» воспитатель использует игровую ситуацию «Найди такой же».

В образовательной деятельности «Ознакомление с окружающим миром»

Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и

«Нарисуй как было» и др.

Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка. При этом

ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать

способности детей, творческое мышление и воображение. Использование

формирует гибкое, оригинальное мышление у детей. Например: на занятиях

по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ

воспитанники получают опыт, который позволяет им играть затем в игры –

придумки, игры – фантазирования.

Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями,

развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходит из общей

идеи и обладают характерными особенностями.

Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и

технических игр и напрямую связаны с интеллектом.

основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным

принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда

ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.

Следует отметить технологию развивающих игр Никитина Б.П.

Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, кото-

Каждая игра — это набор задач, которые ребёнок решает с помощью

конструктора-механика и т.д.

В своих книгах Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами,

квадратами, наборами «Угадай-ка», таблицами сотни, «точечками», «часами»,

мячами, верёвками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами,

палками и т.д. и т.п.

Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и

технических игр, и они напрямую связаны с интеллектом.

Задачи даются ребёнку в различной форме: в виде модели, плоского

рисунка геометрии, чертеже, письменной пли устной инструкции и т.п., и

таким образом лакомят его с разными способами передачи информации.

Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда

двух-трёхлетнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому

Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребёнку идти

вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие

способности, в отличие от обучения, где всё объясняется и где формируются

в основном только исполнительские черты в ребёнке.

Джордж Кюизинер (1891-1976) — Бельгийский учитель начальной школы

разработал универсальный дидактический материал для развития у детей

математических способностей. Палочки Кюизенера – это счетные палочки,

которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными

числами, цветными линеечками. Храниться

пакете, коробке или ящике с ячейками, в которые ребенок раскладывает

палочек Кюизенера возможно в

сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами (например, с

логическими блоками), а также и самостоятельно.

Использование палочек Кюизенера способствуют:

Формированию понятия числовой последовательности, состава числа.

лево», «между», «длиннее», «выше» и мн.др.

Учат детей делить целое на части и измерять объекты условными

Развиваются психические процессы: восприятие, мышление ( анализ,

синтез, классификация, сравнение, логические действия, кодирование и

в о о б р а же н и е ,

Развивается умение работать в коллективе.

Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по нескольку

всеми детьми. Воспитатель предлагает детям упражнения в игровой форме.

систематически, индивидуальные упражнения чередовать с коллективными.

Комплект состоит из пластмассовых призм 10 различных цветов и форм.

Наименьшая призма имеет длину 10мм, является кубиком.

Логические блоки Дьенеша – придумал венгерский математик и психолог

Золтон Дьенеш. Это игра, о которой следует сказать подробнее и именно из-

за ее универсальности и простоты одновременно – это комплекс, содержащий

толщиной – причем в полном комплекте все эти четыре признака полностью

описывают конкретную фигуру.

Игры с блоками Дьенеша доступно, на наглядной основе знакомят детей с

формой, цветом и размером объектов, с математическими преставлениями. Я

деятельности в дошкольном образовании.

Блоки Дьенеша – универсальная развивающая игра. Они представляют

собой набор из 48 геометрических фигур: четырех форм, трех цветов, двух

размеров, двух видов толщины.

Блоки развивают у детей логическое и аналитическое мышление, а также

восприятие, память, внимание и воображение. Блоки Дьенеша предназначены

для тетей от 3 до 10 лет.

Авторская методика Воскобовича отличается высокой эффективностью и

доступностью. Ее легко и быстро осваивают как педагоги, так и родители

дошкольников. В процессе игры создается особая доверительная атмосфера

С помощью игр можно решать большое количество образовательных задач.

Незаметно для себя малыш осваивает цифры или буквы; узнает и запоминает

цвет или форму; учиться считать, ориентироваться в пространстве; тренирует

мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память,

воображение. К каждой игре разработано большое количество разнообразных

Adblock
detector