Цель сюжетно ролевых игр в доу

Сюжетно-ролевые игры для детей: темы, цели, атрибуты.

В последнее время родители часто озабочены вопросом раннего обучения детей. В большом почете дидактические игры, развивающие игрушки. Годовалого кроху знакомят с алфавитом, трехлетнего побуждают решать задачки и складывать слоги. При этом родители не учат своих малышей играть в магазин, «дочки-матери», больницу. Сюжетно-ролевые игры в детском саду часто строятся по типу учебного занятия, что отбивает интерес к ним. Все это приводит к обеднению личности ребенка.

Определение

Детям свойственно желание поскорее вырасти и вместе со взрослыми принимать активное участие в общественной жизни. В силу возраста они пока не могут сами печь торты, нянчить малышей, водить машину или летать в космос. Противоречие разрешается через участие в детских сюжетно-ролевых играх.

В их центре — вымышленная ситуация. Сюжеты игр разнообразны: это и визит в салон красоты, и полет на Луну, и спасение мира Человеком-пауком. Ребенок берет на себя роль определенного персонажа и действует от его имени. Чаще всего малыши превращаются во взрослых или любимых героев. При этом игрокам приходится договариваться между собой, действовать в соответствии с ролями (мама и малыши, злодей и герой, доктор и пациент).

Развивающий фактор

Как мы видим, цель сюжетно-ролевой игры, которую неосознанно преследуют ребятишки, — моделирование социальных отношений. Вживаясь в роль, дети учатся регулировать свое поведение в соответствии с правилами общества, координировать действия с другими играющими. Все это понадобится им для дальнейшего обучения в школе. Ребенок ощущает себя активным лицом, которое может повлиять на окружающую действительность.

При этом бурно развивается воображение. Дети используют палочку вместо ложки, сооружают машину из стульев и сами сочиняют захватывающий сюжет. Игра позволяет выйти за рамки повседневности, творчески переработать полученный опыт. Для этого приходится задействовать имеющиеся знания, решать возникшие у персонажей проблемы, выражать словесно свое мнение, договариваться, переживать богатую палитру эмоций. Именно через такие игры происходит всестороннее развитие дошкольника.

Сюжетно-ролевые игры в ДОУ

Сегодня родители активно занимаются интеллектуальным развитием детей, уделяя мало времени анализу отношений между людьми. Поэтому игры современных ребятишек часто основаны на сюжетах мультфильмов или компьютерных игр. Они воспроизводят простой набор действий (например, драка черепашек-ниндзя или фей Винкс). Отношения между действующими персонажами примитивны. Жизнь взрослых в игре представлена небольшим набором ситуаций: «Больница», «Парикмахерская», «Магазин», «Семья».

Исправить это положение может воспитатель детского сада. Сюжетно-ролевым играм по ФГОС должно отводиться одно из ведущих мест в образовательном процессе. При этом важно соблюдать следующие принципы:

  • Воспитатель превращается в равноправного партнера по играм.
  • Эту роль он выполняет постоянно, по мере взросления детей усложняя сюжет, расширяя их представления об окружающем мире.
  • Необходимо с самого начала ориентировать ребятишек не только на воспроизведение действий, но и на смысл происходящего, отношения между персонажами.

Руководство игрой

Уже доказано, что умение играть не возникает у ребенка спонтанно. Поэтому так важна роль воспитателя при организации сюжетно-ролевых игр в детском саду.

Прежде всего, он должен познакомить ребятишек с окружающей действительностью. Игра в повара будет намного интереснее после экскурсии на кухню, поводом для игры в полярников может стать прочтение книг о Северном полюсе. Затем готовятся необходимые атрибуты, нередко с привлечением к этому самих детей.

Организуя игру в младших группах, педагог берет инициативу на себя. Он продумывает сюжет, распределяет роли между воспитанниками, сам превращается в одного из ключевых персонажей. Однако, если так происходит каждый раз, детская инициатива, свободное творчество гасятся.

Поэтому важно создать условия для возникновения самостоятельных игр. Чтобы способствовать этому, педагог через некоторое передает свою роль одному из воспитанников. Или предлагает проблемную ситуацию, найти выход из которой дети должны самостоятельно.

Классификация

В педагогике выделяют пять видов сюжетно-ролевых игр в дошкольном возрасте. К ним относятся:

  1. Бытовые игры, воспроизводящие семейные отношения (приготовление обеда, день рождения ребенка, купание куклы).
  2. Общественные игры, связанные с профессиональной деятельностью людей (школа, полет на самолете, строительство дома).
  3. Патриотические игры, когда малыши представляют себя участниками войны или отважными космонавтами.
  4. Игры, в основу которых ложится сюжет сказки или мультфильма.
  5. Режиссерские игры, когда ребенок придумывает историю и разыгрывает несколько ролей одновременно при помощи игрушек.

Определяемся со сценарием

Выбор сюжета во многом зависит от склонностей и интересов детей. Педагог заранее готовится к игре, в этом ему поможет составление плана-конспекта. Обычно он имеет следующую структуру:

  • Выбранная тема, возраст дошкольников.
  • Цели и задачи, которые будут решены в процессе игры.
  • Необходимые атрибуты.
  • Роли и действия, связанные с ними. Например, посетители в кафе делают заказы, обедают, общаются, расплачиваются перед уходом. Администратор встречает и рассаживает их, руководит персоналом. Официант принимает заказы, передает их на кухню, разносит еду и собирает деньги. Повара готовят блюда, передают их официанту.
  • Возможные диалоги между персонажами. Важно, чтобы дети учились вежливо разговаривать, культурно вести себя в общественных местах.
  • Приблизительный план сюжетно-ролевой игры. Он должен быть интересен детям и допускать внесение изменений. Так, в кафе можно организовать игровую зону для посетителей с детьми, пригласить музыкантов.

Доктору требуются инструменты и белый халат, повару — посуда, шоферу — автомобиль. Правильно организованная среда в группе способствует развитию детской игры. Воспитателю следует запастись атрибутами для сюжетно-ролевых игр:

  • Готовыми наборами врача, кассира, слесаря и т.д.
  • Бросовым материалом: сломанными приборами, коробками и банками от продуктов, пузырьками из-под лекарств, флаконами из-под кремов, масок, шампуней. Все это пригодится для игр в домик, аптеку, магазин, салон красоты.
  • Самодельными предметами. Микроволновая печь из коробок, пирожные из поролоновых губок, удочки из прутьев. Такие атрибуты для сюжетно-ролевых игр старшие дошкольники могут изготовить своими руками.
  • Костюмами продавцов, полицейских, парикмахеров и моряков. Их можно сделать из старых рубашек или выкроить накидки из подкладочной ткани. Окончательно прояснит принадлежность костюма соответствующая надпись или символическое изображение профессии.
  • Масками, настоящими и самодельными, коронами, головными уборами, платками.

Чем младше ребятишки, тем больше атрибутов им требуется для игры. Старшие дошкольники способны сами проявить фантазию и найти предметы-заместители.

Ясельная группа

Дети раннего возраста только учатся манипулировать игрушками. Организация сюжетно-ролевой игры пока невозможна, так как малыши не умеют взаимодействовать друг с другом. В течение первого полугодия воспитатель учит их производить простые игровые действия: качать куклу, катать машину, кормить мишку. При этом активно используются предметы-заместители: брусок вместо утюга, кусочки бумаги вместо каши. Игры предполагают задействование одного ребенка или группы малышей, каждый из которых выполняет одинаковое действие.

Со второго полугодия педагог учит выстраивать цепочки из двух-трех ситуаций: куклу надо покормить, а потом укачать и уложить в кроватку. Сначала он сам проигрывает сюжет на глазах детей. Затем, покормив куклу, просит одного из малышей укачать ее, а другого — отнести в постель и укрыть одеялом. Все действия должны быть хорошо знакомы ребятишкам из собственного опыта.

Младшая группа

Приблизительно с 2,5 лет появляются зачатки сюжетно-ролевой игры. Целью малыша становится воспроизведение действий определенного персонажа (мамы, доктора). При этом он еще не обозначает свою роль словесно. На этом этапе важна целенаправленная работа педагога.

Внимание ребятишек по привычке приковано к предметам: они увлеченно перевязывают больному руку, ставят градусник. Взрослый должен переориентировать их на взаимодействие с партнером по игре. С этой целью используется минимум игрушек, чтобы они не отвлекали внимание. Для вживания в нужную роль широко применяются специальные костюмы, маски. Взрослый первоначально сам становится партнером ребенка, побуждает его вступить в диалог, а затем уступает свое место другому малышу.

К четырем годам дети уже осознанно принимают на себя ту или иную роль, строят простейшие диалоги со сверстниками, выполняют специфические для своего персонажа действия. Сюжеты игр берутся из жизненного опыта малышей: поездка на машине, поход в гости, посещение врача, покупка продуктов в магазине.

Средняя группа

В возрасте 4-5 лет дети осваивают сюжетно-ролевые игры с несколькими персонажами, учатся ориентироваться в отношениях между ними. Желательно, чтобы сюжет предполагал наличие одного главного героя (например, ветеринара) и 2-3 второстепенных (медсестра, хозяева животных, аптекарь, продающий выписанные лекарства).

Отлично, если персонажей больше, чем детей. Тогда по ходу игры им придется менять свое поведение, изображая то матроса, то водолаза. В конце можно ввести еще одну роль, аналогичную основной. Так, если обыгрывается путешествие на корабле, можно организовать встречу с проплывающим мимо судном. Капитаны расскажут друг другу о своих приключениях, а дети глубже осознают взаимоотношения различных ролей.

Любимыми играми этого возраста остаются «Больница» и «Магазин». Однако педагог должен расширять опыт детей, знакомить их с новыми ситуациями: «Скорая помощь», визит в зоопарк, экскурсия по городу, посещение театра. Сюжет не продумывается воспитателем заранее, а развивается по законам импровизации.

Сюжетно-ролевая игра в старших группах

Согласно нормам, пятилетние дети должны сами выступать инициаторами игр на различные темы. Причем сюжеты берутся как из собственного опыта, так и из книг, фильмов. Дошкольники превращаются в пиратов, покоряют Марс, отправляются в кругосветное путешествие. Они глубоко вживаются в роль, испытывают те же эмоции, что и их персонажи. Перед игрой самостоятельно договариваются о сюжете, распределяют роли. В этом случае воспитатель должен превратиться в заинтересованного наблюдателя.

Однако современным детям трудно подняться на такой уровень игры. Часто они воспроизводят одни и те же знакомые схемы, позаимствованные из телевизионных передач. Сюжетно-ролевые игры в старших группах оторваны от реальности, содержат много агрессии. И здесь требуется планомерная работа воспитателя по обогащению детского опыта.

Действуем с умом

Если игры старших дошкольников бедны по содержанию, причин тут две: неразвитое воображение и недостаток знаний. Поэтому воспитателю необходимо расширять представления детей об окружающем мире через чтение книг, просмотр мультфильмов, экскурсии, встречи с представителями разных профессий.

Чтобы дети быстрее включились в новую сюжетно-ролевую игру, вместе с ними подготавливается группа, создаются макеты корабля, дома, ракеты. Важно с самого начала задать тон, предложить детям интересную игровую ситуацию. Ключевые роли лучше раздать ребятишкам с богатой фантазией. Во время игр воспитатель не должен называть реальные имена детей, все указания и замечания делаются с учетом выбранного сюжета. Сам он вскоре выходит из игры, вмешиваясь в двух случаях:

  • При возникновении конфликта.
  • При угасании интереса к игре. В этом случае можно предложить неожиданный поворот сюжета (на корабль напал огромный спрут) или ввести нового персонажа (в парикмахерскую приходит Баба-яга).

Задача взрослых — не допустить исчезновения из жизни детей сюжетно-ролевой игры. Ведь именно через нее происходит социализации ребенка, развиваются воображение, умение регулировать свое поведение в соответствии с исполняемой ролью.

Сюжетно-ролевая игра: роль и значение в развитии ребенка.

Наталья Александровна Потапова
Сюжетно-ролевая игра: роль и значение в развитии ребенка

«Сюжетно — ролевая игра, роль и значение в развитии ребенка»

В жизни ребенка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития.

Для большинства ребят группа детского сада является первым детским обществом, где они приобретают первоначальные навыки коллективных отношений. Надо научить ребенка жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам.

Сюжетно-ролевая игра – это та игра, которая помогает воспитывать эти качества у детей. Сюжетно-ролевая игра теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением, но и с личностью в целом.

Педагогическая ценность игры состоит и в том, что в процессе игры помимо взаимоотношений, диктуемых сюжетом, взятой на себя ролью или правилами, возникают другого рода отношения — уже не условные, а реальные, действительные, регулирующие настоящие отношения между детьми. В игре выясняется: как относится ребенок к успехам или неудачам партнеров по игре, вступает ли в конфликты с другими участниками игры, готов ли помочь товарищу, внимателен ли к другим участникам игры, насколько точен в выполнении роли. Ролевые действия так увлекают детей, что подчас воспринимаются ими как реальные поступки. Игра помогает ребенку преодолевать свою слабость, управлять собой, создает условия для упражнения в трудовых навыках, в навыках нравственного поведения.

В процессе игры ребенок самостоятельно налаживает взаимоотношения с коллективом, у него формируются коллективистские черты характера. При условии разумной организации игра — это школа жизни, школа труда и общения с людьми. Игровое общение воспитателя с детьми позволяет ему направлять ход игры, руководить отношениями между ними. Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть.

Совместная игровая деятельность способствует формированию у детей организованности и ответственности, умения контролировать свои действия и согласовывать их с другими детьми. В процессе развития сюжета игры ребенок приобретает навыки планирования деятельности, развивает творческое воображение, необходимое в других видах деятельности. Умение играть имеет решающее значение для формирования активности, инициативы, целеустремленности и других качеств, необходимых затем для успешного обучения в школе и будущей трудовой деятельности.

Роль воспитателя в проведении сюжетно- ролевой игры

Существуют различные сюжеты ролевых игр, которые в детском саду могут проводить с детьми воспитатели, либо в которые дети могут играть самостоятельно.

Игры могут носить чисто импровизированный характер или иметь заранее продуманный сценарий. Во втором случае руководство игрой осуществляет воспитатель, который раздаст роли, объяснит правила, покажет способы взаимодействия игроков друг с другом. Однако психологи утверждают, что это – далеко не лучший вариант для развития дошкольников.

Основная цель сюжетно – ролевой игры в детском саду — развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка, которые должны научить его принимать решения, делать и обосновывать свои выбор. Когда дети в сюжетно – ролевой игре исполняют только указания воспитателя, игра превращается в тренировку, которая не способствует ни запоминанию информации, ни общению, ни развлечению ребенка, а значит, не представляют никакой пользы. «Семья», «Магазин», «Больница», «Аптека», «Парикмахерская», «Перекресток», – список игр для детей достаточно большой. Роль воспитателя должна ограничиваться тем, чтобы подталкивать детей к выбору игр, которые были бы интересны всем, не навязывать им каких бы, то, ни было сценариев и жестких рамок поведения. Важно контролировать, чтобы дети играли по правилам.

Основные цели и задачи, которые воспитатель выполняет при проведении сюжетно – ролевых игр: научить ребенка играть, содействовать объединению детей в игре; тактично руководить выбором игры, приучать детей соблюдать во время игры правила, воспитывать чувство доброжелательности. Для того чтобы игра развивалась необходимо дать детям знания об окружающем, способствовать развитию воображения.

В группе для проведения сюжетно-ролевых игр должна быть создана предметно-развивающая среда, которая наполнена всеми необходимыми игрушками и атрибутами. Однако для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо еще наличие разнообразных знаний и впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. Обогащению игровых сюжетов способствуют экскурсии и целевые прогулки, тематические беседы, рассказы о профессиях, показ иллюстраций, дидактические и театрализованные игры. Все эти формы взаимодействия воспитателя с ребенком становятся содержанием предварительной работы, которая готовит ребенка к игре. Задача воспитателя направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета.

Рассмотрим алгоритм проведения игр на примере игры в «Дочки – матери».

Этап первый. Подготовка.

«Дочки – матери» это очень условное название игры, в которой речь идет о семье, ее быте и отношениях. Играть могут и папа с сыном. Здесь нам не нужно столь тщательное планирование. Суть отношений между родителями и детьми ребенок видит каждый день. И правила особо тут не надо оговаривать, равно, как и планировать заранее игру. Можно примерно оговорить сюжет, например, пускай, это будет день из жизни на даче. Вспомните, как вы проводите такие дни, обсудите роли, возможно, ваш ребенок вообще захочет играть сам при помощи двух или тех кукол.

Этап второй. Игра.

Дайте волю фантазии ребенка. Присоединяйтесь к игре в любой из моментов, если ребенок играет сам. Многие родители, наблюдая за такой игрой со стороны, видят, как выглядят из отношения с ребенком, ведь в такой игре, ребенок проигрывает именно то, что видит каждый день. Вы можете взять на себя роль дочки или сына, отдав ребенку роль мамы или папы. Посмотрите, как ведет себя персонаж, за которого играет ребенок? Вы никого не узнаете? Присмотритесь повнимательнее, этот персонаж похож на вас.

Этап третий. Обсуждение игры.

После того, как игра окончена, обсудите, все ли было логично, не получилось ли так, что персонажи сначала поужинали, потом пошли купаться и только после этого позавтракали. Если да, обсудите, почему так вышло, что было не логично. Можете прямо по горячим следам переиграть нелогичный фрагмент, обсудить, что могло быть по – другому и спланировать, что вы хотите добавить в сюжет в следующей игре.

Положительных результатов в работе можно добиться, действуя в тесном контакте с родителями, обогащение их знаниями об особенностях игровой деятельности ребенка. Для того чтобы выбрать правильное направление в работе с родителями можно провести ряд консультаций: «Ребенок и его игрушки», «Играйте вместе с детьми», «Роль современной игрушки в жизни детей». Вся эта работа способствовала развитию у родителей интереса к игровой деятельности детей.

Бойченко H. A. и др. «Сюжетно – ролевые игры дошкольников».

Н. В. Краснощекова «Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста».

«Сюжетно — ролевая игра в жизни ребенка» «Сюжетно – ролевая игра в жизни ребенка» «Чтобы вырасти здоровым ребёнком, детям не требуется много читать – им требуется уметь играть!».

Игра: важная роль в развитии ребенка Роль игры в развитии детей. Игры – это любимое занятие наших детей. Трудно найти ребёнка, который не любил бы игры. Вместе с тем игра это.


Роль сюжетно-ролевой игры в нравственном воспитании детей дошкольного возраста Что такое сюжетно-ролевая игра? Сюжетно-ролевая игра-это основной вид игры ребёнка дошкольного возраста. Игра-это не просто любимое занятие.

Интеллектуальная игра «Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка» Интеллектуальная игра Текст к презентации Тема: «Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка» Выполнила: Пономаренко.

Проект « Сюжетно-ролевая игра в развитии социализации и коммуникации» Слайд 1 Проект Сюжетно-ролевая игра развитие социализации коммуникации в ДОУ. Слайд 2 Если бы с рождения человек был лишен возможности.

Сюжетно-ролевая игра как средство успешной социализации ребенка дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС до «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования представлений о профессиях у детей дошкольного возраста» 24.03.2016 Слайд № 2 Обозначение.

Сюжетно-ролевая игра в детском саду как основа социализации ребенка дошкольного возраста В настоящее время идёт интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребёнка дошкольного.

Значение конструирования и строительного материала в умственном развитии ребенка. Умственное развитие ребенка осуществляется в игровой деятельности. Конструирование – это деятельность, отвечающая интересам и потребностям.

Значение прогулки в развитии ребенка ПРОГУЛКА. Гулять или не гулять. «Гуляние-пребывание вне помещения, не ставящее своей целью выполнение каких-либо других функций. Т. е. главный.

Значение сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста На протяжении всего дошкольного возраста, пока ребенок растет и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно-ролевая игра остается.

Цели и задачи сюжетно-ролевой игры как формы организации воспитания детей дошкольного возраста.

Сюжетно-ролевые игры нужны прежде всего для удовлетворения потребностей детей в интересном досуге.

Причем такой досуг может стать полезным, способствовать индивидуальному развитию и достижению социально значимых целей, но это уже во многом зависит от позиции создателя (или создателей) игры. Через игру педагог может достигать воспитательных или обучающих целей, но только тогда, когда сам примет участие в создании сюжетно-ролевых игр. Именно Цель является той отправной точкой, с которой начинается создание игры.

Цель сюжетно-ролевой игры для детей до 6 лет заключается в преодолении страхов, самоидентификации, формировании основных адаптивных навыков, освоении предметного мира, установлении связи с другими людьми, подготовки к школьной жизни.

Цель любой игры лежит за пределами игровой ситуации, но для того, чтобы достичь цели необходимо правильно организовать взаимодействие детей. Перед началом игры воспитатель должен чётко, кратко объяснить правила игры, сообщить название игры, рассказать о её содержании, дети должны выбрать роли. Необходимо помнить, что в играх не должно быть отрицательных ролей, т.к. дети склонны переносить игровую ситуацию в реальную жизнь и отношение к сверстникам в группе.

Задачи сюжетно-ролевой игры:

  • 1. Развивает интерес и уважение к разным профессиям.
  • 2. Помогает детям налаживать взаимодействия в совместной игре.
  • 3. Обогащает словарь, развивает речь детей.
  • 4. Развивает коммуникативные навыки.
  • 5. Обучает основам адаптации.
  • 6. Приобщает к взрослому миру.
  • 7. Доносит специфические знания.
  • 8. Планомерно обогащает жизненный опыт.
  • 9. Передает детям игровой опыт, игровые умения.
  • 10. Помогает изучить игровую среду с учетом обогащающегося жизненного опыта
  • 11. Активизирует общение взрослого с детьми в процессе их игры.

Для изучения более точных целей и задач сюжетно-ролевой игры мною была взята конкретная игра «Магазин». На первый взгляд, ничего, кроме того, что «магазин» — примитивная сюжетно-ролевая игра для детей, сказать о ней и нельзя. Сюжетно-ролевая игра, действующая по сценарию типа «магазин» чрезвычайно важна для развития навыков общения у маленьких детей. Ход игры способствует обучению навыкам аргументированного спора, логическому обоснованию своего выбора, сознательного подхода к выбору модели поведения. Когда один ребенок настойчиво предлагает другому что-то приобрести, а другой находит способ отказаться, будьте уверены, последний в жизни уж точно не пропадет.

Цели сюжетно-ролевой игры «Магазин»:

  • 1. Сформировать навыки поведения в общественных местах;
  • 2. Научить обращению при покупке и продаже товаров;
  • 3. Закрепить слова благодарности и уважения (пожалуйста, будьте добры, спасибо, благодарю и т.д.);
  • 4. Научить описывать нужный товар, отмечая его характерные признаки;
  • 5. Развить умения сотрудничать друг с другом, распределяя роли и выполнять игровые обязанности;
  • 6. Обогатить словарный запас детей: касса, деньги, витрина, упаковки, груз, кассир, продавец и т.д.
  • 7. Упражнять в счете

Я считаю, что необходимым и обязательным элементом воспитания и обучения детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра. Она помогает обрести ребёнку большинство качеств, которые впоследствии способствуют его благополучному росту. Совместная игра доставляет детям большое удовольствие, именно здесь появляются первые ростки дружбы, начинаются первые переживания. В результате игра становится неотъемлемой частью жизни и деятельности детей, у ребят появляются такие качества как активность, уверенность в себе, умение объединяться небольшими группами и, главное, дружить. В дошкольном детстве игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования детского коллектива.

Методика использования сюжетно-ролевых игр в гендерном воспитании дошкольников.

Мухаметдинова Л.Ш., воспитатель МАДОУ Д/с № 106 “Забава” г. Набережные Челны, РТ

Целью методики является развитие адекватного поведения, формирование позитивного принятия ребенком себя как представителя определенного пола и положительного отношения каждого ребенка к своей настоящей и будущей социальной половой роли в семье и обществе.

Программные задачи сюжетно-ролевых игр для среднего возраста:

    Побуждать самостоятельно придумывать сюжеты, на основе полученных знаний из различных источников:

— отображать не только действия, но и простейшие отношения взрослых;

— использовать в играх несложный материал произведений с помощью воспитателя;

— разнообразить игровые действия, отображающие труд и бытовую деятельность взрослых.

  • Поощрять самостоятельное распределение ролей, подчиняться установленным правилам.
  • Поощрять самостоятельное изготовление атрибутов, использовать заместители.
  • Поощрять самостоятельное объединение детей в 3-4 чел. (по симпатиям) Учить подчиняться интересам товарищей, уступать, помогать друг другу.
  • В этом разделе представлены несколько конспектов игр как для совместной деятельности с воспитателем, так и для самостоятельных игр детей средней группы ДОУ, а также примерное планирование работы по вовлечению девочек и мальчиков в совместную игровую деятельность.

    Игра «Город мастеров».

    1. Помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли.
    2. Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре.
    3. Формировать дружеские взаимоотношения в игре, чувство гуманизма, активности, ответственности, дружелюбия.
    4. Закрепить ранее полученные знания о труде врача, продавца, парикмахера, строителя.
    1. Беседы о профессиях с использованием иллюстраций, рассматриванием картин.
    2. Чтение художественной литературы: Маяковский «Кем быть?», Михалков «А что у вас?», Д. Родари «Чем пахнут ремёсла?»

    Со стороны родителей была оказана помощь в оформлении игровых уголков «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Семья», «Юный строитель».

    Дети заходят в группу, встают вокруг воспитателя.

    У вас у всех растут года,

    Будет и семнадцать.

    Где работать вам тогда,

    Дети, давайте поговорим с вами о том, какие вы знаете профессии (дети называют). Но чтобы поработать врачом, парикмахером, продавцом, нужно сначала вырасти, закончить школу, получить специальность. Но как долго ждать. А так хочется прямо сейчас стать взрослым и поработать. Правда?

    А давайте мы с вами отправимся в путешествие в волшебный городок. Он называется «Город Мастеров». Все дети, попадая туда, сразу становятся взрослыми и могут выбрать для себя профессию. Хотите туда поехать?

    А поедем мы туда вот на этом автобусе. (В группе стоят стульчики в ряд по три). Вы будете пассажирами, а я шофёром.

    Качу, лечу во весь опор.

    Я сам шофёр и сам мотор!

    Нажимаю на педаль

    и машина мчится в даль.

    (звучит песенка «Весёлые путешественники»)

    Все приехали! Выходите, пожалуйста. Вот наш волшебный город — «Город Мастеров». Вы посмотрите друг на друга. Все стали взрослыми. Вот бы поработать, да? А где можно поработать, я вам сейчас покажу.

    Вот здесь у нас «Парикмахерская»

    Здесь светло и интересно:

    Зеркала, духи и кресла, зал большой,

    Лучше, чем у вас в трельяже.

    А сейчас мы в магазине —

    Все продукты на ветрине:

    Чай, конфеты, колбаса —

    Деньги в кассу отдавайте.

    Посмотрите, а вот здесь у нас «Больница»

    Всегда внимательно, с любовью

    Наш доктор лечит вас, ребят.

    Когда поправит вам здоровье —

    Он больше всех бывает рад!

    А вот здесь у нас строительная площадка.

    Строителя знает весь район,

    Мастер он отличный.

    Со своей бригадой он

    Строит дом кирпичный.

    Дом среди других домов

    И стройней и выше.

    Говорят до облаков

    Дом достанет крышей.

    А вот здесь у нас живут

    Куклы, зайцы, мишки.

    Ждут, когда к ним придут

    Теперь вы видите, как много интересного в нашем городке. Вы можете потрудиться там, где вам понравится.

    По ходу игры воспитатель помогает создавать игровую обстановку, наладить взаимоотношения между теми, кто выбрал определённые роли; помогает реализовать в игре впечатления, полученные детьми ранее.

    Воспитатель: В нашем городке наступил вечер, рабочий день закончился, закрывается больница, магазин, заканчивают работу на стройке. Все садятся на автобус и возвращаются в детский сад.

    А если вам, ребята, понравилось в городке, мы с вами будем ездить туда каждый день.

    Игра «Уложи куклу спать».

    • Соотносить предметы по величине;
    • Закреплять словесное обозначение величин: «большой-маленький», «больше-меньше»;
    • Учить оценивать свои действия, радоваться положительному результату;
    • Закреплять знания детей о мужской профессии столяра, предметах, необходимых для его работы, уважать его труд и понимать цель труда;
    • Развивать стремление подражать взрослым и оказывать им посильную помощь, формировать представление о роли отца и матери в семье.
    • Воспитывать доброжелательное отношение девочек и мальчиков друг к другу и к маленьким детям.

    Материалы и оборудование: две куклы (большая и маленькая), 2 набора постельных принадлежностей в соответствии с размерами кукол, строительный материал разного размера.

    Дети сидят полукругом на стульчиках. Перед ними две куклы: большая и маленькая.

    Воспитатель: Ребята, к нам в сад пришли куклы, посмотреть, как мы здесь живем, чем занимаемся. Но пока они обошли и посмотрели все группы, потанцевали в музыкальном зале, попрыгали на физкультуре, они очень устали и захотели спать. Но у них нет кроваток. Давайте поможем их сделать.

    — Девочки и мальчики, а как вы думаете, человек какой профессии может сделать кровати? (столяр, рассмотреть иллюстрацию)

    — Из чего? (из досок, с помощью гвоздей и молотка)

    — Какие инструменты он использует? (ответы детей)

    — А как вы думаете, плотником может быть мужчина или женщина? (в основном, мужчина)

    — Почему? (нужна мужская сила, чтобы поднимать доски, пилить их, забивать гвозди и т. д.)

    — Девочки, давайте попросим наших мальчиков — будущих мужчин, собрать нашим куклам кровати. Строительный материал лежит рядом с вами.

    — А какие кровати мы будем строить? (1 большая, 1 маленькая).

    — Почему? (потому что одна кукла большая, а другая маленькая).

    Мальчики строят кровати; воспитатель при необходимости оказывает помощь в расположении элементов строителя.

    — Ну вот. Мальчики построили кроватки. Давайте посмотрим, удобно ли будет куклам в этих кроватках?

    — Какая кровать построена для большой куклы? Для маленькой?

    (Дети кладут кукол и, таким образом, проверяют соответствие величин кукол и кровати. В оценке результатов должны участвовать все дети. В случае надобности, ошибки в постройке исправляются.)

    Воспитатель достает белье.

    — Мальчики пусть пока отдохнут. А мы попросим девочек застелить куклам кроватки.

    (Дети вновь контролируют правильность застелания кроватей).

    Когда кровати застелены, воспитатель дает одну куклу мальчику, а одну девочке.

    — Как вы думаете, мальчик сможет уложить куклу спать? Почему? (Да. Когда мальчик вырастет, у него будут свои дети, он будет помогать их нянчить.)

    — А чтобы куклы спали крепко и сладко, давайте споем им колыбельную.

    — Кто поет детям колыбельные? (Мамы)

    — А папы могут спеть? (Да)

    Дети вместе поют колыбельную «Баю-баюшки-баю» и укладывают кукол в кроватки.

    Воспитатель: Молодцы, девочки и мальчики. Вы хорошо помогли куклам: вы построили большую и маленькую кровати. На большую кровать вы постелили большую простынку и положили большую подушку и одеяло, а на маленькую кровать — маленькую простынку и маленькую подушку и одеяло. Теперь куклам будет удобно на них спать.

    — А теперь, когда куклы уложены спать, можно отдохнуть и нам. Давайте поиграем. (Самостоятельная игровая деятельность.)

    1. Рассказывать о взаимоотношениях между родителями и детьми, родственниками.
    2. Рассказывать о поведении, характере, культуре общения между мужчиной и женщиной, папой и мамой, мальчиком и девочкой и т. п.
    3. Учить детей играть вместе, согласовывать замыслы, исполнять роли, использовать атрибуты, стройматериалы.

    Оборудование: макет дома; одежда для всех членов семьи, соответствующая возрасту; чайная посуда; предметы личной гигиены; утюг, гладильная доска, веник, совок, предметы для стирки; бытовая техника; макеты комнат; мелкая мебель; игрушки-заместители: макеты телевизора, микроволновой печи, холодильника, компьютера из картонных коробок; куклы: малые, большие, изготовленные из подручных средств.

    • Изготовление предметов для игры: одежда, салфетки, овощи, фрукты, продукты.
    • Изготовление макетов комнаты или дома.
    • Изготовление атрибутов: пылесоса и другой бытовой техники.
    • Беседы о том, как в семье проходят выходные дни, праздники.
    • Чтение стихов С. Маршака «Хороший день», П. Воронько «Мальчик-помогай», произведений о маме и папе.

    Воспитатель предлагает детям разные ситуации.

    «Переезд». Воспитатель беседует с детьми, рассказывает, что нужно знать для переезда на новую квартиру.

    «Новоселье». Дети распределяют роли, играют в то, как перевозят и покупают мебель, делают ремонт, обустраивают дом (вешают занавески, разводят аквариумных рыбок, поливают цветы), меблируют квартиру.

    Бабушка, дедушка (дети, внуки).

    1. Расширить сферу социальной активности ребенка и его представления о жизни детского сада.
    2. Предоставить ребенку возможность занять позицию взрослого. Оборудование

    Альбом «Дети играют в детском саду»; выставка детских рисунков и поделок; макет здания детского сада; игрушки-заместители: из бумаги, ткани, полиэтилена — халаты, колпаки, из бумаги — книжки, тетради, игрушки.

    Воспитатель путешествует с детьми по всем уголкам детского сада.

    Младший воспитатель — дети.

    1. Рассказать о работе врача, медсестры.
    2. Воспитывать уважительное отношение к труду медицинских работников.
    3. Уточнить знания детей о работе врача, медсестры и других специалистов (стоматолог, лор, окулист).
    4. Учить самостоятельно объединять несколько игр.
    5. Отражать в игре личный опыт и знания, полученные из бесед и рассказов.

    Шкаф для хранения лекарств; медицинские весы; пластмассовые пробирки, пипетки, пинцет, термометр, шпатель, фонендоскоп; таблица для проверки зрения; набор медицинских инструментов, халаты, стол, стул; краски, смеси для изготовления лекарств; носилки для больных; игрушкизаместители: из бумаги — рецепты, направления, карточки, из поролона, картона — витамины, таблетки, из клеенки — горчичники; флакончики изпод витаминов.

    Подготовка к игре

    • Рассматривание иллюстраций.
    • Чтение художественной литературы.
    • Игра-драматизация «Доктор Айболит»,
    • Рассказ об аптеке.
    • Беседа о работе «Скорой помощи».
    • Рассказ о военных медиках.
    • Рассказ о медицинских осмотрах космонавтов.
    • Рассказ о строительстве больницы, поликлиники, аптеки.
    1. Знакомить детей с разными строительными профессиями: штукатур, маляр, каменщик, плотник.
    2. Уточнять представления детей о видах мужских и женских профессий.

    Оборудование: строительные машины; инструменты: мастерки, кисти, ведра; иллюстрации, чертежи; строительные каски; карта города; альбом «Наш город»; игрушки-заместители: макет домов из картона, вырезки из журналов.

    Беседа о родном городе, о том, что здания строят, чтобы было больше хороших квартир, театров, магазинов.

    Рассматривание фотоальбома «Наш город».

    1. Рассказать детям о работе парикмахера.
    2. Расширять знания детей о мужских и женских причёсках.
    3. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.
    4. Учить использовать предметы-заместители.
    5. Развивать воображение, учить самостоятельно объединять несколько игр, обогащать сюжет.

    Оборудование: зеркало; халат; флакон от лака, ленточки, резинки, заколки, оборочки, расчески, бигуди; фартук; инструменты (баночки, бантики, фен, расчески, ножницы, бигуди).

    Подготовка к игре

    • Рассматривание причесок.
    • Изготовление альбома причесок.
    • Беседа о салоне красоты, об уходе за внешностью.
    • Конкурс красоты.
    • Приглашение в ДОУ мастера-парикмахера (можно кого-то из родителей).
    • Беседа о важности и значении работы парикмахера.

    С помощью детей воспитатель устраивает в группе уголок «Салон красоты» (зеркало, расчески, щетки, ножницы, фен, флаконы из-под шампуня, лак, бигуди).

    Проводится занятие по рисованию на тему «В салоне красоты», устраивается выставка рисунков.

    Составляется альбом с моделями — рисунки детей или фотографии из журналов с разными прическами.

    Парикмахер — клиент (мужчина, женщина).

    Виды сюжетно-ролевых игр для дошкольников.

    Приветствую моих уважаемых читателей. С вами тороплюсь поделиться я, Татьяна Сухих о том, какие виды сюжетно-ролевых игр существуют. Я думаю, вас это очень заинтересует, поскольку по мнениям психологов игра является основным видом деятельности дошколят в детском саду.

    Методическая копилка

    Прежде чем познакомиться с интересными видами игр, предлагаю посмотреть и почитать развивающие книжки на эту тему. Я думаю, вы не будете против, а наоборот захотите поскорее узнать, что это за литература. Итак:

    1. На сайте knigaвы познакомитесь с интересными развлекательными книжками: игрушками, загадками, кроссвордами. Надеюсь, найдете много интересных материалов.
    2. Посетив сайт uchmag , вы попадете на офлайн-вебинар, где рассматривается совместная деятельность педагога и детей для проведения забавных развлечений.
    1. Наши маленькие друзья очень любят смотреть кукольные спектакли. И вы найдете много разнообразнейшего материала на эту тему, где занятия сопровождаются дидактическими и сюжетно — ролевыми играми .
    2. Вы хотите, чтобы ваши подопечные получали художественное и эстетическое развитие? Конечно, услышу положительный ответ. Тогда, зайдите и познакомьтесь с праздничными мероприятиями и с музыкально – сюжетными играми .
    3. Для старших дошкольников предлагаются занятия с сюжетно- ролевыми играми, помогающие развить смекалку, сообразительность, а также приобрести элементарные экономические знания. В этом поможет вам пособие ”Играем в экономику” .
    4. В электронном пособии “Дошкольное развитие” найдете комплект материалов с перспективным планированием и сюжетно-ролевыми занятиями в младшей и средней группе, а также для старшего и подготовительного возраста.

    Роль сюжетно- ролевых игр

    Вы, я уверена, что все знаете дорогие педагоги, родители, какое положительное влияние оказывают такие забавные мероприятия на малышей. В доу они очень распространены. Я только добавлю,что поскольку игра — ведущий вид деятельности для наших малюток, она отвечает за:

    • эмоциональное и психическое развитие;
    • интеллект;
    • развитие фантазии, творчества;
    • развитие речи.

    Целью сюжетно — ролевой игры является помощь малышам в освоении взрослогомира.

    Пять основных разновидностей сюжетно-ролевых игр

    Вы спросите, а какие игры бывают? Много видов игрищ существует, но в основном их пять. Они бывают и смешанными. Каждая игра имеет свое содержание и выполняет воспитательную роль в развитии малышей.

    1. Постановочные. В этой разновидности ребенок сам себе режиссер. Он придумывает себе сценарий и говорит от своего имени или от имени игрушки.
    2. Общественные. Такие забавы являются полноценными, если у карапузов будут игрушки для таких игр. Например, чтобы играть в “больницу”, “транспорт” будут необходимы соответствующие реквизиты.
    3. Патриотические. В таких играх детки выступают в роли храбрых солдатов или известных космонавтов.
    4. Отображение мультфильмов или сказок. Ребята представляют сказочного персонажа.
    5. Бытовые. Детвора очень любит играть на домашние или семейные темы. Своей игрой детки показывают отношения в своей семье.

    Так, для того чтобы правильно понять структуру таких увеселений, приведем несколько примеров.

    1. Игра в магазин. Как подготовить ребенка, чтобы он пошел в ближайший магазин за хлебом? Правильно, необходимы сюжетно –ролевые игры.
    2. Чтоб перестать бояться идти к врачу, нужно играть в “больницу” имитировать ситуации у различных врачей.
    3. Дети прекрасно копируют отношения своих родителей. Целью следующего развлечения, которая называется “Семья” является помочь деткам понять свою роль в обществе.
    4. Девочек заинтересуют парикмахеры, которые делают красивые прически. Они хотят быть похожими на своих мам. Играя в эту игру, ребята, в том числе и мальчики, получат знания об их профессии.
    5. До первого класса начинается подготовка к школьной жизни. В игре, посвященной школе, ребенок почувствует себя и учеником, и учителем.
    6. Социализации детей будет способствовать и следующая игровая деятельность, где девочки с помощью малюсенькой швейной машинки шьют платьица для своих кукол. Мальчики же здесь могут участвовать в качестве моделей.
    7. Вести себя красивов различных местах поможет игра в “Кафешку”.
    8. С детских лет малыши должны научиться правилам дорожного движения. Поможет в этом соответствующая игровая деятельность.

    Сюжетно-ролевые игры в средней группе

    В таблице показаны эти 8 вида сюжетно –ролевых игр, которые практикуются в средней группе.

    Adblock
    detector