Экологические мероприятия в доу

Комплексные мероприятия экологического содержания в ДОУ.

1.2 Комплексные мероприятия экологического содержания в ДОУ

Говоря об интеграции в экологическом образовании, следует отметить мероприятия, которые использует дошкольный педагог в своей работе. Прежде всего, это комплексные занятия. Это занятия, которые в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Их можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны для старших дошкольников. Рассмотрим особенности комплексных занятий на конкретных примерах.

В конце осени с детьми старшей группы обычно подводится итог – формируется представление об осеннем сезоне. Комплексное занятие на эту тему может состоять из нескольких частей и включать разные виды деятельности. Первая часть занятия решает познавательные задачи и развивает интеллектуальные способности дошкольников: воспитатель уточняет и обогащает представления детей, об осени выделяя характерные особенности.

Важную роль в этом играет календарь природы, который на данном занятии является наглядным демонстрационным пособием, помогающим детям увидеть и осмыслить особенности сезона в целом.

Воспитатель строит беседу следующим образом: рассматривает по очереди каждую страницу календаря, формируя представление о том, какая осень вначале, середине, в конце. Воспитатель ведет последовательный разговор. Опираясь на первую страницу календаря, а потом сам подводит итог о том, что представляет собой осень в многообразии своих явлений и во все периоды протекания. Таким образом, ведущим методом первой части занятия является логически построенная беседа, а ведущей деятельностью детей – умственно-вербальная (участие в диалоге, совместное обсуждение графической модели сезона).

Вторая часть занятия предполагает иные программные задачи и другой вид деятельности. К занятию специально организуется небольшая выставка на тему: «Осень»: несколько репродукций картин знаменитых художников (И. В. Левитан., И. С. Остроухов и др.), художественные фотографии, на которых могут быть изображены картины природы, дары осени (грибы, овощи, фрукты), 1-2 современных пейзажа, натюрморта в живописи или графике. Осмотр выставки, поиск красоты, ее переживание – это другой вид деятельности, позволяющий решать эстетические задачи. Третья часть занятия — художественное творчество детей, ручная деятельность, в которой они сами становятся художниками и выполняют работу по своему усмотрению и желанию (рисование пейзажа, букета осенних цветов, аппликации грибов в траве или корзине, аппликация фруктов в вазе, поделки из природного материала и др.). Педагогические задачи этой части занятия иные – развитие творческих способностей детей, их художественно – ручных умений.

Комплексное занятие, если оно умело построено, по времени может выходить за рамки обычного занятия – это не страшно, так как смена деятельности не вызовет усталости и скуки, тем более, что – по своему усмотрению – воспитатель может в подходящий момент использовать музыку в записи, провести веселую физкультминутку.

Комплексные занятия организуют на самые разные темы. Это творческое дело воспитателя. Во всех случаях они эффективно и всесторонне развивают личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию личностного отношения к тому содержанию, которое заключено на занятии.

Экскурсии на природу. Экскурсии с детьми 5-6 лет в ближайшее природное окружение – это интересное и полезное педагогическое мероприятие. Одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные, эстетические. Экскурсия по своей организации является комплексным мероприятием: его планируют, обдумывают, готовят сразу несколько взрослых – эколог, инструктор по физическому воспитанию, медсестра, воспитатель – методист, воспитатель группы.

Положительное воздействие на здоровье детей в походе дети получают от целого ряда факторов: 1) Подготовка к экскурсии, ожидание ярких впечатлений, выхода в новое и интересное место вызывают у ребенка радостные чувства; 2) Окружающая среда оказывает положительное воздействие на здоровье; 3) Длительный переход на относительно большое расстояние развивает выносливость детей, укрепляет мускулатуру ног и всего тела.

На умственное развитие детей в экскурсии оказывают влияние различные мероприятия познавательного характера: наблюдения за явлениями природы, пояснения взрослых, словесные игры, отгадывание загадок во время отдыха. Ведущее значение среди этих мероприятий имеют наблюдения – они могут быть самого различного содержания в зависимости от времени года, конкретного природного окружения, опыта посещения детьми экосистем.

На нравственное развитие детей большое влияние оказывает природоохранная деятельность: развешивание кормушек с кормом в зимнее время, домиков для птиц осенью или весной, ограждение муравейников в теплое время года. Хорошо организовать уборку и очистку от лесного и бытового мусора постоянного места прогулки. Это мероприятие имеет большое воспитательное значение, но оно должно быть правильно организованно. Правильное проведение этой части похода очень важно – взрослые показывают детям, как они сами относятся к природе, как ее любят на деле, как заботятся о доме, в котором живут все вместе.

Эстетическое воспитание детей на природе начинается с демонстрации территории – педагог говорит, что здесь красиво, потому что все чисто и ухожено. Воспитатель развивает в детях чуткость к восприятию прекрасного в природе на самых различных явлениях. Красота повсюду, воспитатель побуждает детей самим находить ее, наслаждаться, показывать другим и сохранять.

Широко применяется использование сюжетно — ролевой игры в экологическом образовании детей.

Если игра специально организованна воспитателем и привнесена в процесс познания природы и взаимодействия с ней, такую игру называют игровой обучающей ситуацией (ИОС).

ИОС – это полноценная, но специально организованная сюжетно – ролевая игра. Ее характеризуют следующие моменты: 1) она имеет короткий и несложный сюжет; 2) оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой, для нее специально организованно игровое пространство; 3) в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты – сюжет, ролевое взаимодействие персонажей; 4) игру проводит воспитатель; 5) воспитатель руководит всей игрой.

Можно выделить несколько типов ИОС, с помощью которых успешно решаются различные образовательные задачи ознакомления детей с природой.

1. Игровые обучающие ситуации с игрушками- аналогами

Аналоги — это игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных и растения. Игрушки аналоги замечательны тем, что сих помощью у детей начиная с 2-3 лет можно формировать отчетливые представления о специфических особенностях живых организмов на основе ряда существенных признаков. С помощью игрушек легко продемонстрировать: что можно делать с предметом с живым существом, т.е. показать принципиально разные формы деятельности с живыми и неживыми объектами.

2. Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами.

Данные ситуации связаны с использованием кукол. Изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям.

3. Игровые обучающие ситуации типа путешествий.

Путешествия — это собирательное название различного рода игр в посещение выставок, ферм, зоопарка, салона природы, в экскурсии, походы, экспедиции, поездки. Посещая интересные места, дети в игровой форме получают новые знания о природе, чему способствует обязательная роль в игре руководителя.

Таким образом, на сегодняшний день педагогический процесс обогащен различными видами мероприятий интегрированного характера. Они позволяют преследовать различные цели воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.

Работа по экологическому воспитанию в ДОУ.

Мир природы удивителен и прекрасен.Мы, воспитатели, должны научить детей видеть и чувствоватьэту красоту.

Просмотр содержимого документа
«Работа по экологическому воспитанию в ДОУ»

Работа по постановке экологического воспитания

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается.

Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому мы, в своей работе, большое внимание уделяем экологическому воспитанию детей.

Работа в ДОУ организована в соответствии со следующими принципами:

Системности: Работа организуется в системе, последовательности.

Научности: Вся информация преподносимая детям должна иметь научное обоснование.

Соответствие возрастным особенностям: Планировать работу и отбирать формы и методы работы должны соответствовать возрастным особенностям.

Интеграции: Экологическое воспитание должно быть взаимосвязано с другими видами детской деятельности.

Единство работы с семьей: Воспитание экологической культуры должно осуществляться в тесном взаимодействии с семьей.


Ежегодно в годовом плане мы планируем работу по экологическому воспитанию дошкольников.

Планируется следующая работа.

Оснащение педагогического процесса: работа с персоналом и родителями ДОУ, работа с детьми.

Одним из важных условий воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию это организация предметно-развивающей среды.

В ДОУ созданы следующие условия; имеется литература по экологическому воспитанию дошкольников, наглядно-дидактический материал.

Сделана подборка презентаций для детей такие как «Перелетные птицы», «Зимующие птицы», «Времена года». В группах оснащены уголки природы, где есть растения, материал для детского экспериментирования, мини-коллекции, макеты природных зон, наборы животных, овощей, фруктов, альбомы для рассматривания, природный материал, дидактические игры и многое другое. В группах детского сада, имеется мини-лаборатории, где собран материал для организации опытов с водой, воздухом, и др.

С целью знакомства детей с охраняемыми объектами природы, в детском саду созданы «Календари экологических дат», книга животных Самарской области.

Так же совместными усилиями созданы условия на территории детского сада, разбиты цветники, огород. На территории школы, растет много разнообразных деревьев и кустарников, за которыми дети совместно с педагогами наблюдают в разное время года.

Все это помогает организовать работу с детьми. Воспитатели, используют разнообразные формы организации:

Экскурсии на территории детского сада по экологической тропе .

Чтение художественной литературы о природе.

Наблюдения за объектами живой и не живой природы.

Посильный труд в уголке природы и на участке детского сада.

Проводятся праздники «День Нептуна», «Праздник березки», «День земли».

Организация опытнической деятельности, детского экспериментирования

Организация дидактических, сюжетно-ролевых игр экологического содержания; «Что будет, если…?», «Восстанови последовательность», «С какого дерева листок», «Угадай по описанию», «Когда это бывает?» и другие.

Организуется исследовательская деятельность через реализацию экологических проектов таких как «Чудо — вода», «Лаборатория неживой природы», «Покормите птиц зимой».

Неотъемлемой частью работы по экологическому воспитанию дошкольников является работа с родителями. Для родителей организуются консультации по темам: «Экологические игры для дошкольников», «Как привить ребенку любовь к природе», «Игры природоведческого содержания как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».

Организованы выставки: «Что нам осень принесла», «Кормушка для птиц своими руками», «Выставка поделок из природного материала».

Ведется кружок по дополнительной образовательной программе — «Друзья природы», для детей 5-7 лет.

Цель программы: развитие познавательной активности, наглядно-действенного мышления, приобщение к окружающему миру, через общение с природой научить видеть и любить ее красоту, во всем проявлении многообразии форм и красок, формирование экологической культуры, осознанно правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Сформировать первоначальную систему ценностных ориентаций (восприятия себя, как части природы, взаимосвязи человека и природы).

Установить взаимодействие с родителями по формированию экологических представлений и понятий детей дошкольного возраста на основе метода проектов.

Развитие способностей оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;

Формирование у детей чувства ответственности за жизнь окружающих животных и растений; любовь к природе

Формирование понимания необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий по её охране и предупреждению насилия над природой.

Организуем экологические акции:

1. «Посади дерево» (Лесничество привозит саженцы, а дети с родителями их сажают. Каждый привязывает к деревцу ленточку с именем посадившего его)

2. «Семечко и зёрнышко про запас!» (сбор семян для будущего урожая, семена цветов, зерна для подкормки птиц);

3. «Добрая зима для птиц» (подкормка зимующих птиц. В группе стоит ёмкость, куда дети и родители приносят корм для птиц. В «Панораме добрых дел» воспитатели отмечают благодарность активным семьям).

1. «Зимующие птицы» (изготовление различного вида кормушек. За лучшую кормушку вручается диплом.)

2. «Витамины на подоконнике» (выращивание лука для себя, наблюдение за ростом лука в разных условиях, ведение календаря наблюдения общего и индивидуального).

3. «Ёлочка – зелёная иголочка» (в защиту ёлочки дети изготавливают плакаты, несут домой. По пути могут повесить в общественном месте. Заключительный этап может выйти в форму конкурса и выставки – «Ёлочка – зелёная иголочка»);

1. «Перелетные птицы вернулись» (совместно с родителями изготовление и прикрепление скворечников. Можно прилепить во дворе своего дома, на даче).

2. Весной начинает старт экологическая акция «Украсим планету цветами» (начало акции в апреле, в праздник «День земли», когда дети сеют семена цветов. Заключительный этап-проведение викторины «Что мы знаем о цветах?»).

3. «Любимый – чистый город!» (акция «Чистый город», родители + дети + сотрудники: убираем территорию, благоустраиваем и озеленяем).

4. «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан!» (22 марта – Международный день воды». Акция может начаться раньше, а закончиться праздником «Волшебница вода». Плакаты, экспериментальная деятельность – воды живительная сила).

1. «Украсим планету цветами» (разбивка цветников, газонов из выросшей рассады, уход за посадками).

2. «Берегите лес и его жителей от пожара!» (9 августа – день защиты леса от пожара. Призыв, как вести себя в лесу, осторожное обращение с огнём в лесу. Пожар наносит неизгладимый вред природе, его жителям, людям. Рисуем плакаты, листовки и раздаем желающим по дороге домой).

3. «Яблочный спас» (19 августа. Совместно с родителями, приносим яблоки и угощаем прохожих. В конце акции – совместное чаепитие).

Таким образом, приобщая детей к природе, знакомя их с разнообразием окружающего мир, мы стараемся воспитать в них любознательность, отзывчивость, желание помочь, а это очень важные качества для развития ребенка дошкольного возраста.

Всероссийский год экологии 2017: план мероприятий в ДОУ.

Статьи по теме

Указом Президента Российской Федерации 2017 год объявлен годом экологии, а потому на федеральном и муниципальных уровнях разработана система мероприятий, посвященных заботе о природе и окружающем мире.

Правительственный курс направлен не только на проблемы экологии, но также заботу об охраняемых природных территориях: заповедных парках и садах.

План мероприятий в ДОУ в году экологии 2017 подчиняется федеральному плану, который условно разделен на два направления:

  1. защита и обустройство заповедных комплексов,
  2. комплексные проблемы экологии.

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 9 000+ профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

Почему курс на экологию так важен для России?

Ученые и власти давно обеспокоены экологической ситуацией в стране, которая ухудшается с каждым годом. Российская Федерация является одним из самых загрязненных в мире государств, в то время как кризис, постигший страну, негативно сказывается на возможности предприятий покупать новое более экологичное и безопасное для окружающей среды оборудование.

Аварийные ситуации на производстве перестали быть редкостью, атмосфера наполнена концентрацией вредных газов, в контексте этого крупные города и вовсе находятся в опаснейшем положении.

Производственные выбросы провоцируют заскисление атмосферы, которое, в свою очередь, становится причиной загрязнения воды и почвы, негативно отражаясь на сельском хозяйстве. Стремительная вырубка лесов, проблема утилизации бытовых отходов (РФ перерабатывает всего 3% отходов, тогда как европейские соседи утилизируют до 60% отходов) актуализируют проведение года экологии 2017 и плана мероприятий в ДОУ.

Федеральный план призван привлечь к мероприятиям, посвященным году экологии, как можно больше людей. Экологическая безопасность России поставлена на наивысший контроль. Указом Президента ответственным за проведение мероприятий был назначен Сергей Иванов, который представил примерный план действий:

  1. Усиление контроля над лесом, повышение налогов на экспорт необработанного леса – работа по предотвращению вырубки лесов;
  2. Очищение водоемов, замена очистительных сооружений в озерах и реках;
  3. Предотвращение загрязнения и очистка воздуха (использование экологически чистого топлива, установка новых фильтров в промышленных зонах).

Всего запланировано около 170 мероприятий на год экологии, каждое из которых призвано не только решить экологические проблемы страны, но и изменить отношение россиян к этой ситуации. Среди озвученных мероприятий есть конкурсы, фестивали, выставки, слеты лесничеств и прочие.

КУРС ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Административно-хозяйственная деятельность образовательной организации

эксперты по каждой теме

120 академических часов

По итогам слушатели получают удостоверение установленного образца.

быстрая подписка: 8 (800) 511-08-33

Год экологии 2017: план мероприятий в ДОУ

Дошкольные образовательные учреждения в мероприятиях, посвященных году экологии принимают непосредственное участие. Воспитателям важно донести до детей проблему защиты окружающей среды, борьбы за природу. Несмотря на то, что большинство всероссийских мероприятий рассчитаны на школьников, студентов, работников заповедных зон и экологов, дошкольники должны знать о движении страны, ориентированном на защиту природы. В этом контексте большая ответственность ложится на заведующих, воспитателей, музыкальных работников дошкольных образовательных учреждений, которые должны вписать в план мероприятий в ДОУ программу года экологии 2017. В детском саду могут быть проведены экскурсии в заповедники, леса, конкурсы творческих работ, стихотворений, рисунков, акции, природоохранные проекты .

Министерство Природы России и автономные некоммерческие организации планируют несколько всероссийских совещаний и слетов. В марте 2017 года пройдет «Слет друзей заповедных островков», на котором дети смогут представить свои идеи по защите охраняемых природных участков. По программе на протяжении года будет проходить конкурс творческих работ школьников, посвященных заповедным зонам России. В этой же сфере будут соревноваться не только дети, но и работники охранных парков, экологи, которые будут бороться за звание «Лучший по профессии».

На федеральном уровне была поддержана инициатива проведения различных волонтерских акций по охране природы. «100 добрых дел для заповедной России» – крупнейшее событие, запланированное на 2017 год и призванное подтолкнуть рост числа волонтерских проектов, популяризовать природоохранное движение. Соперничать с ним по значимости может только восхождение на Эльбрус, приуроченное к юбилею российских заповедников. Весной 2017 года запланирован «Марш Парков» и Байкальский марафон.

Adblock
detector