Программа кружка по экологии в детском саду в старшей группе.
Учебная программа экологического кружка.
Кол-во часов Теория Практика
Вводное занятие 1 1
Мир в котором мы живем 1 1
Солнце и я 2 1 1
Здравствуй , солнечный лучик 1 1
Свет и тень 1 1
Планета Земля в опасности 1 1
Земля наш общий дом 1 1
Природа мир загадок 1 1
Пусть прочен будет наш союз 1 1
Планета наш дом, мы хозяева в нем 2 1 1
Это фантастика 1 1
Как прекрасен этот мир 1 1
Неповторимый мир растений 1 1
Они все разные 1 1
Живые барометры 1 1
Среди запахов и звуков 1 1
Как разгадать их загадки 1 1
Природа источник познания 1 1
Наблюдения. Экскурсия. Почва. 1 1
Животные загадочные жители Земли 1 1
Приглядишься и увидишь 1 1
Животные наши друзья 1 1
Учись наблюдать 1 1
Человек – есть тайна 1 1
Как же так. Помоги себе сам. 1 1
Из чего мы состоим 1 1
Экскурсия по городу 1 1
Любить животных – любить себя 1 1
Наша земля – наше богатство 1 1
Жизнь дана на добрые дела 1 1
Учусь защищать природу. Экскурсия в парк. 1 1
Будь хозяйкой родного края. 1 1
Экскурсия в музей. 1 1
Пожалуйста, тише 1 1
Встреча с природой 1 1
Красная книга Земли 1 1
Наблюдение за птицами 1 1
Спеши делать добро 1 1
Наш общий дом 1 1
Чтение и беседа 1 1
Экскурсия за пределы детского сада 1 1
Экологический эксперемент 1 1
Экскурсия в лес 1 1
Как обнаружить воздух в помещении 1 1
Экскурсия в парк 1 1
Цепочки в лесу 1 1
Прошла зима холодная 1 1
Воздух нужен рыбам в аквариуме 1 1
Воздух упругий, дуем- поиграем 1 1
Кто главный в лесу 1 1
Рассматривание веток тополя с почками 1 1
Что мы знаем о птицах 1 1
Наблюдение. Есть ли воздух в воде 1 1
Земная служба Айболита 1 1
Высадка рассады цветов 1 1
Лес в жизни человека 1 1
Посадка черенков 1 1
Посвящается дню земли 1 1
Целевая прогулка. Участок- наш дом. 1 1
Земля с днем рождения 1 1
Экологический поход 1 1
Птичий город на деревьях 1 1
Мой родной край 1 1
Сравнение аквариума 1 1
Наблюдение за мать- мачехой 1 1
Кому нужна вода 1 1
Наблюдение за одуванчиком 1 1
Подведение итогов работы за год 1 1
Экскурсия по городу 1 1
Учебная программа экологического кружка.
Кол-во часов Теория Практика
Вводное занятие 1 1
Мир в котором мы живем 1 1
Солнце и я 2 1 1
Здравствуй , солнечный лучик 1 1
Свет и тень 1 1
Планета Земля в опасности 1 1
Земля наш общий дом 1 1
Природа мир загадок 1 1
Пусть прочен будет наш союз 1 1
Планета наш дом, мы хозяева в нем 2 1 1
Это фантастика 1 1
Как прекрасен этот мир 1 1
Неповторимый мир растений 1 1
Они все разные 1 1
Живые барометры 1 1
Среди запахов и звуков 1 1
Как разгадать их загадки 1 1
Природа источник познания 1 1
Наблюдения. Экскурсия. Почва. 1 1
Животные загадочные жители Земли 1 1
Приглядишься и увидишь 1 1
Животные наши друзья 1 1
Учись наблюдать 1 1
Человек – есть тайна 1 1
Как же так. Помоги себе сам. 1 1
Из чего мы состоим 1 1
Экскурсия по городу 1 1
Любить животных – любить себя 1 1
Наша земля – наше богатство 1 1
Жизнь дана на добрые дела 1 1
Учусь защищать природу. Экскурсия в парк. 1 1
Будь хозяйкой родного края. 1 1
Экскурсия в музей. 1 1
Пожалуйста, тише 1 1
Встреча с природой 1 1
Красная книга Земли 1 1
Наблюдение за птицами 1 1
Спеши делать добро 1 1
Наш общий дом 1 1
Чтение и беседа 1 1
Экскурсия за пределы детского сада 1 1
Экологический эксперемент 1 1
Экскурсия в лес 1 1
Как обнаружить воздух в помещении 1 1
Экскурсия в парк 1 1
Цепочки в лесу 1 1
Прошла зима холодная 1 1
Воздух нужен рыбам в аквариуме 1 1
Воздух упругий, дуем- поиграем 1 1
Кто главный в лесу 1 1
Рассматривание веток тополя с почками 1 1
Что мы знаем о птицах 1 1
Наблюдение. Есть ли воздух в воде 1 1
Земная служба Айболита 1 1
Высадка рассады цветов 1 1
Лес в жизни человека 1 1
Посадка черенков 1 1
Посвящается дню земли 1 1
Целевая прогулка. Участок- наш дом. 1 1
Земля с днем рождения 1 1
Экологический поход 1 1
Птичий город на деревьях 1 1
Мой родной край 1 1
Сравнение аквариума 1 1
Наблюдение за мать- мачехой 1 1
Кому нужна вода 1 1
Наблюдение за одуванчиком 1 1
Подведение итогов работы за год 1 1
Экскурсия по городу 1 1
Литература
Кондратьева И.Н. «Программа экологического образования детей»
Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»
Веретенникова «Ознакомление с окружающим»
Атлас Земли
Экологический кружок «Юный эколог» в старшей группе детского сада.
Галина Пудкова
Экологический кружок «Юный эколог» в старшей группе детского сада
Процесс приобщения детей к экологической культуре происходит с раннего детского возраста. Основополагающую роль в экологическом воспитании ребенка играют, как правило, все сферы дошкольного детства: семья, сверстники, различные типы дошкольных образовательных учреждений.
К экологическому воспитанию относится и то, что в дошкольный период в ребенка может быть заложено первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек как живое существо, нуждающееся во вполне определенных жизненно необходимых условиях; человек как природопользователь, потребляющий в своей деятельности ресурсы Земли, охраняющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.
Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, т. е. он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров.
К 5-6-ти годам у детей формируется представления о связи явлений природы с деятельностью человека. Они понимают, что для жизни растений и животных необходимы определенные условия. Расширяются и усложняются поручения взрослых: дети могут помогать сажать и поливать растения, комнатные цветы, кормить домашних животных.
Цели и задачи экологического кружка
• подвести к понятию, что человек, это тоже часть природы;
• воспитание желания бережно относиться к своему здоровью;
• показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека;
• воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам;
• подвести детей к осознанному пониманию ценности природы;
• воспитание правильного поведения в природе.
Перспективный план на учебный год
Занятие 1. Тема: «Осенние хлопоты человека».
Цель: дать детям понятие об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде, в саду; познакомить с посадкой деревьев, кустарников, цветов в осенний период, с заготовкой семян; воспитывать желание помогать взрослым в заготовке овощей и фруктов на зиму.
Материал: иллюстрации с изображением уборки урожая, цветная бумага, ножницы.
Аппликация. А теперь, ребята, мы заготовим с вами овощи на зиму. И они сохраняться в таком виде надолго.
Занятие 2. Тема: «Овощи и фрукты на нашем столе»
Цель: уточнить представления детей о внешних и вкусовых качествах овощей и фруктов, закрепить представления о значении свежих плодов для здоровья человека, учить приготовлению салата.
Материал: натуральные или искусственные плоды овощей и фруктов, карандаши и бумага для рисования.
Занятие 3. Тема: «Как правильно поливать растение»
Цель: закрепить знание структуры трудового процесса. Обучить детей практическим навыкам ухода за комнатными растениями. Воспитывать отношение к растениям как к живым существам.
Материал: комнатные растения требующие разные потребности. Лук для посадки в комнатном огороде. Лейки, грабельки для рыхления почвы.
Предварительная работа: система опытов по ознакомлению с потребностями растений (почвенное питание, свет, тепло, влага).
Занятие 4. Тема: «Корова и коза – домашние животные»
Цель: формировать у детей обобщенное представление о том, что корова и коза – домашние животные, что человек заботится о домашних животных, а они ему приносят пользу. Расширяем кругозор.
Материал: серии картинки о жизни коровы и козы, пластилин.
Занятие 1. Тема: «Куда бежит река?»
Цель: познакомить детей с особенностями водоемов на примере рек (озер).Развивать желание заботиться о чистоте рек и озер.
Материал: рисунки с изображением водоемов, краски, кисти, бумага, голубые ленты, ткань голубого цвета.
Занятие 2. Тема: «Это волшебница вода»
Цель: познакомить детей с различными природными явлениями (дождь, роса, снег и т. д., показать разнообразие стояния воды в окружающей среде.
Материал: рисунки с изображением воды в разном состоянии. Краски, кисточки, бумага для рисования.
Занятие 3. Тема: «Ходит капелька по кругу»
Цель: дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе. Расширяем кругозор.
Материал: мисочка с водой, сахар, соль, лед, карандаши, краски и бумага для рисования.
Занятие 4. Тема: «Кто живет в реке»
Цели: познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде. Разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания.
Материал: рисунки с изображением подводного мира, пластилин.
Занятие 1. Тема: «Вода нужна всем»
Цель: дать детям представление о роли воды в жизни растений и животных суши, подчеркну
ть, что разные живые организмы нуждаются в разном количеством в разном количестве воды.
Материал:растения из живого уголка, аквариум. Горох, блюдце, вата.
Занятие 2. Тема: «Как дикие животные готовятся к зиме.»
Цель: формировать представление о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условиям. Закрепить представление о том, что у каждого времени года свои особенности и как дикие звери приспосабливаются к жизни в зимних условиях. Развивать доказательную речь, логическое мышление, воображение.
Материал: картинки с изображением зимующих зверей, цветные карандаши и бумага для рисования, дидактическая игра «Когда это бывает»
Занятие 3. Тема: «Уходит осень золотая».
Цель: уточнить представления детей об осени, развивать у детей художественное восприятие, умение слушать литературные произведения.
Материал: картинки с изображением осени, раскраска «Осень в лесу», карандаши, гербарий.
Занятие 4. Тема: «Беседа о лесе»
Цель: уточнить и расширить представление детей о лесе. Воспитывать интерес к жизни леса, учить видеть красоту лесного пейзажа на картинах.
Материал:репродукции картин с изображением леса и лесных животных, лесных ягод, грибов.
Занятие 1. Тема: «Письма заболевшим детям»
Цель: воспитывать у детей ценностное отношение к своему здоровью, понимание того, что здоровый ребенок красиво выглядит, воспитывать внимательное отношение к близким людям- взрослым и детям.
Материал: книга К. Чуковского «Айболит», зеркало, чистая бумага, конверты, изопринадлежности.
Занятие 2. Тема: «Где птицы живут?»
Цель: воспитывать у детей желание заботиться о птицах, дать понять детям, что было бы если на Земле исчезли птицы.
Материал: изопринадлежности, рисунки с изображением птиц.
Занятие 3. Тема: «Как живут растения зимой»
Цель: обобщить и систематизировать представление детей о приспособлении растений к сезонным явлениям. Обобщить представление детей о необходимости света, тепла,влаги почвы для роста растений.
Материал: картинки на тему «Растения зимой», изопринадлежности.
Занятие 4. Тема: «Сохраним елку – красавицу лесов»
Цель: воспитывать у детей желание защищать природу.
Материал: плакат о природе, изопринадлежности.
• Расширение и уточнение знаний детей о природе и экологии.
• Организация экологических пространств в детском саду.
• Составление экологических «маршрутов в природу».
Список использованной литературы:
• Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет»
• Рыжова Н. А. «Волшебница вода»
• Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду»
• Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»
• Поляков В. В «Основы безопасности жизнедеятельности»
• Малашенкова В. П., Борцова Л. В, Неволина Н. Н. «Экологические недели»
• Дик Н. Ф. «Развивающие занятия по экологии для дошкольников»
• Шорыкина Т. А «Какие звери в лесу»
• Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию»
• Волочкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология»
• Авдеева Н. Н, Князева О. Л., Стеркина Р. Б. «Безопасность»
«Формирование экологического сознания детей дошкольного возраста через дидактические игры» В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными?.
Участие во всероссийском конкурсе дошкольных образовательных учреждений «Территория 2012» МБДОУ «Детский сад №4 «Березка» участвовал во всероссийском конкурсе дошкольных образовательных учреждений. Конкурс направлен на выявление.
Кружок по экологическому воспитанию детей в старшей группе.
Кружок работает в течение учебного года (сентябрь – май включительно), один раз в неделю – среда. План кружка рассчитан на год. Количество детей посещающих кружок «Рябинка» — 10 детей. Возраст детей: от 5 до 6 лет.
Просмотр содержимого документа
«Кружок по экологическому воспитанию детей в старшей группе»
Кружок работает в течение учебного года (сентябрь – май включительно), один раз в неделю – среда. План кружка рассчитан на год. Количество детей посещающих кружок «Рябинка» — 10 детей. Возраст детей: от 5 до 6 лет.
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. Сухомлинский.
Кружок «Рябинка» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
В основу содержания кружка легла парциальная программа С.Н. Николаевой «Юный эколог» и программа дополнительного экологического образования детей старшего дошкольного возраста Е.Ю.Борзовой «Экологическое лукошко», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве и формирование у дошкольников экологической культуры посредством их приобщения к ценностным основам отношения к природе.
Основная цель работы кружка — формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Работа кружка «Рябинка» призвана решать следующие задачи:
1. Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.
2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.
3. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды, развитие чувства первооткрывателя.
Методы, используемые для реализации работы кружка:
— экскурсии, целевые прогулки;
— показа сказок (педагогом, детьми);
— рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
— проведение дидактических игр;
— чтение литературных произведений;
— беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
— проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр — драматизаций и др.);
— проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
— организация продуктивной деятельности детей;
— оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;
— постановка сказок, отрывков литературных произведений;
— изготовление с детьми наглядных пособий.
При построении системы работы экологического кружка мы обратили особое внимание на следующие основные направления.
Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
Практическое направление — изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).
Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)
Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.
Перспективный план работы кружка «Рябинка»