Фольклорный кружок в детском саду

Программа фольклорного кружка «Ивушка».

Таисия Еремина
Программа фольклорного кружка «Ивушка»

Дошкольное детство – это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений, начало формирования ребенка как личности, становление характера, формирование мировоззрения.

Мудрость и простота, органично сочетается в фольклоре, помогает

донести до детей высокие нравственные идеалы, воспитать трудолюбие, милосердие, терпимость, честность и уважение к старшим, забота о младших.

Детский фольклор близок и понятен детям. Песни, игра, хороводы

песенки – заклички, календарные песни, и другие жанры детского творчества равно как полезны, так и доступны. Он стимулирует творческое проявление ребенка, будит фантазию.

Программа “ Ивушка” фольклорного ансамбля учитывает основные принципы дидактики и возрастной психологии детей, которые нисколько не противоречат народной педагогике.

В основе программы заложен цикл народного календаря, он дает возможность детям лучше узнать обычаи, традиции своего народа.

Реализации программы “ Ивушка” помогает решать задачи не только музыкально – эстетического воспитания, но и нравственного совершенствования личности.

Дети приобретают опыт коллективного исполнения, обрядовых песен, частушек, хороводов, календарных песен.

Обучение проводится по трем направлениям

1) Музыкальный фольклор.

2) Народная и бытовая хореография.

3) Игра на шумовых инструментах.

Занятия проходят 2 раза в неделю по 30 минут.

Место проведения кабинет «Русская изба».

Основная цель: создание особой русской традиционной среды для формирования общих культурных интересов и совместной деятельности детей и родителей, развивать творческие способности детей через их собственную деятельность в разных областях народного искусства.

-формировать у детей отношение к родителям в традициях русской культуры;

-воспитывать чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре;

-воспитывать уважительное отношение к другим детям и взрослым;

-воспитывать понятие роли семьи, своего места в семье;

-воспитание будущего хозяина (хозяйки);

-воспитание творчески активной личности.

-развивать активное восприятие музыки по средствам музыкального фольклора;

-развивать сенсорные способности – (чувство ритма, чувство лада, музыкально слуховое восприятие);

-формировать исполнительское навыки в области пения, движения, музыцирования;

-развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности детей.

— развивать познавательную активность;

— устойчивый интерес к действительности;

— развивать саморегуляцию и самоконтроль;

— развивать внимание, память, мышление, ориентировку в пространстве.

Принципы построения программы:

Доступность предлагаемого материала, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей.

Систематичность и последовательность в приобретении знаний и умений.

Личностно-ориентированный подход к детям.

Изучение интересов и потребностей детей.

Практическое участие и наглядное оформление.

Творческий и индивидуальный подход к решению проблемы.

Основные требования к уровню умений,

полученные в результате обучения

Ребенок должен знать:

Традиции праздников народного календаря.

Игры и песни народного календаря.

Ребенок должен уметь:

Эмоционально инсценировать песни и попевки.

Эмоционально передавать настроение.

Уметь быстро организовать игру с помощью считалки.

Уметь танцевать бытовые танцы (кадриль, краковяк, польку).

Уметь заводить хоровод – «капуста», змейкой, стенка на стенку, плетень, расческа.

Пользоваться шумовыми инструментами в песнях и танцах.

П Л А Н Р А Б О Т Ы К Р У Ж К А

1. Беседа о календарных праздниках. Слушание песню: «Летели две птички».

2. Разучивание заклички: «Осень, осень в гости просим».

3. Знакомились с орнаментным хороводом «капустка».

4. Народная игра: «Никанориха».

5. Знакомила с шумовыми инструментами (трещотка, рубель

1. Слушание: «Летели две птички». Беседа о содержании песни, особенности ее исполнения.

2. Распевание. Закличка «Осень, осень в гости просим».

3. Разучивание слов хоровода «Я капустоньку садила».

5. Познакомить с русским народным инструментом балалайка, дать послушать в записи, как она звучит, продолжаем осваивать шумовые инструменты.

1. Слушание: «В огороде бел козел» — шуточная песня. Беседа о содержании и особенностях ее исполнения.

2. разучевание хоровода: «Я капустаньку садила».

3. Орнаментный хоровод: «Капустка» учить детей закручивать капустку и раскручивать.

4. Народная игра: «У медведя во бору».

5. Познакомить с русским народным инструментам гармошка, дать послушать, как она звучит в записи.

1. Беседа о труде крестьянина и помощь детей в этом труде.

2. Распевка. Закличка «Осень, осень в гости просим».

3. Познакомить с потешкой: «Мирон – простата». Дать понятие слову «простата».

4. Пение песен: «Летели две птички», и «В огороде бел козел»

5. Познакомить с орнаментным хороводом: «Плетень».

Проведение фольклорного праздника: «Покровская ярмарка».

«Троица». Конспект занятия фольклорного кружка для детей старшего дошкольного возраста Цель: Знакомство с обрядами на Троицу через произведения фольклора. Задачи: 1. Способствовать возрождению традиций празднования русского.

План-программа фольклорного кружка «Сударушка» План – программа Фольклорного кружка «Сударушка» Сентябрь 1 неделя: «Пришел Тит и Варфоломей, значит осень у дверей» — встреча осени 2.

Программа кружка «Дом, в котором мы живем» Пояснительная записка «Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы,.

Программа кружка «Логоритмика» Программа кружка «Логоритмика». воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ №61 г. Кирова Н. Г. Карпенко Пояснительная записка Актуальность.

Программа кружка «Эрудит» для детей 6–7 лет Программа кружка «Эрудит» для детей 6-7 лет воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ №61 г. Кирова С. Н. Кононова Пояснительная.

Программа кружка «Волшебные завитки» Содержание. 1. Введение. 2. Пояснительная записка. 3. Перспективный план занятий в старшей группе. 4. Перспективный план занятий в подготовительной.

Программа танцевального кружка МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ Государственное казенное учреждение социального обслуживания.

Программа валеологического кружка Программа валеологического кружка «ЗОЖ» для детей старшей группы (2015 — 2016 г.) Руководитель кружка: Наталья Иннокентьевна Багайникова.

Рабочая программа кружка «Развивай-ка» МДОУ «Детский сад № 120» Рабочая программа по познавательному развитию «Развивай-ка» Руководитель кружка: Мокроусова А. В..

Программа фольклорного кружка «Карусель».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 г. Лысково

Программа рассмотрена и одобрена на заседании педагогического совета

Протокол № 6 от « 29 »г.

Заведующий МБДОУ — д/с №2

пРограмма фольклорного кружка

1. Пояснительная записка. 3

2. Перспективное планирование. 15

3. Список литературы. 32

В наши дни, когда большую часть жизни дети проводят вне дома, вне семьи, когда во многом ослаблены связи не только с родственниками, но даже с родителями, когда наблюдается огромный дефицит речевого общения ребёнка с взрослыми, сверстниками и самое страшное, с родителями, — наносится непоправимый урон физическому и духовному здоровью детей. Семья теряет свою былую ведущую роль. Дети не получают элементарных представлений о народной экологии, о народной культуре, страдают нравственные устои! Поэтому, в своей работе мы обратились к фольклору, как к самому действенному и яркому средству решения этих проблем.

Мудрость народной культуры способствует укреплению семьи, объединению интересов взрослых и детей. Сила воздействия произведений народного творчества позволяет сохранить здоровье ребёнка, укрепить его, подготовиться к будущей жизни, к роли рачительного хозяина (хозяйки), мужа (жены), отца (матери).

Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединение этих трёх компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия. Что позволяет комплексно подойти к проблеме социально — нравственного воспитания дошкольников решать коммуникативные и речевые проблемы. А также, фольклор – одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности. Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединение этих трёх компонентов образуется гэмоциональногкольников,

Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни. Фольклорные произведения учат детей понимать добро и зло, противостоять плохому, активно защищать слабых. Проявлять заботу и великодушие к природе.

В нашем дошкольном учреждении воспитатель младшей группы обобщает педагогический опыт по данной теме, и с 2011 учебного года мы решили открыть кружок по приобщению дошкольников к русской традиционной культуре в условиях кружковой работе.

Вопросы нравственного воспитания, приобщения дошкольников к русской народной культуре рассматривались во всех дошкольных программах. «Карусель» — это программа дополнительного образования, в которой мы более глубоко соприкасаемся с темой труда. Труд – сама жизнь народа. И поэтому народное искусство, народное творчество всегда сливались с трудовой деятельностью..

Оригинальность программы заложена в самом цикле народного календаря, в повторности и периодичности событий. Этот принцип, лежащий в основе всей программы даёт возможность детям проживать одни и те же обряды, праздники, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал, количество и уровень сложности которого увеличиваются с каждым годом. Особенностью программы является её интегративность, позволяющая объединить различные элементы учебно – воспитательного процесса и процесса «проживания» фольклора, его «прорастания» в жизнь ребёнка.

Нами сделана попытка обобщения и систематизации фольклорного репертуара из разных источников с акцентом на социально-нравственное и речевое развитие дошкольников с 3 до 7 лет, а также, преодоление застенчивости у детей средствами музыкально-театральной деятельности. В программе определены пути решения задач нравственного воспитания: уважительное отношение педагога к каждому ребёнку, эмоционально – позитивное общение дошкольников.

Программа «Карусель» имеет следующие разделы: народная песня, народная хореография, народные игры, народные музыкальные инструменты, народный театр, малые жанры фольклора, календарные праздники. В каждом разделе даны особенности программного содержания согласно возрасту детей, чтобы удобнее было проследить его усложнение в том, как постепенно ребёнок погружается в мир народной музыки, календарных праздников, как поэтапно накапливается фольклорный материал. Параллельно с этим разработаны и методические рекомендации. в кажВ

Структура построения и освоения детьми программы заключается в следующем: в течение обучения дети усваивают материал от простого к сложному. Через посредство простых произведений детского фольклора, а потом более сложных мелодий, игровых, песенных припевов; через интонирование сказок с напевами подготовить детей к исполнению более сложных произведений. Более сложного песенного фольклорного репертуара, и как итог, закрепление пройденного материала – праздники, развлечения, театрализованные представления для детей и взрослых и с участием родителей.

Формы подведения итогов:

Занятия интегрированного типа

-Театрализованные представления, концерты.

-Видео и фотоматериалы.

-Отзывы родителей, педагогов ДОУ.

Цель работы кружка: Приобщение дошкольников к духовной культуре русского народа.

Задачи программы «Карусель»:

— Знакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством,

— Формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, движения.

— Учить понимать роль семьи, своё место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку), мужа (жену).

— Формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей.

— Создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа и людям труда;

— Воспитывать в детях толерантность.

— Развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей.

— Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;

— Развивать музыкальные способности: чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления.

— Использовать малые формы фольклора для развития речи у детей.

— Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.

Основная форма работы с детьми: тематические занятия и занятия интегрированного типа.

— наглядный, словесный, практический;

— беседы с детьми;

— наблюдение за природой;

— слушание русских народных песен, сказок;

— разыгрывание для детей и самими детьми русских народных сказок взрослыми с привлечением родителей;

— инсценировки песен и малых фольклорных форм;

Организация работы кружка:

Занятия кружка проводятся 4 раза в месяц в определённый день недели.

Продолжительность занятия — 30-35 мин. (средний, старший дошкольный возраст). Количество детей в группе – 9 человек.

· Структура занятия с детьми

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Основная часть:

— Музыкально — ритмические движения, музицирование.

Ожидаемые результаты реализации программы у детей:

*Участвовать в играх с театральными действиями и более развёрнутыми диалогами.

*Разыгрывать русские народные сказки и инсценировать русские народные песни.

*Уметь применить речевые фольклорные обороты в быту.

*Слышать и правильно интонировать в пределах октавы.

*Иметь представления о народных праздниках, их обрядах и традициях (Осенины, Кузьминки, Святки, Масленица, Пасха).

*Использовать в повседневной жизни произведения малых форм фольклора (колядки, заклички, потешки, считалки, пословицы…).

*Владеть более сложными приёмами игры на ложках, играть в оркестре.

*Знать название инструментов (треугольник, дудочка, гармонь, гусли, трещётки, балалайка) и различать их по звучанию.

*Уметь сочетать движения рук и ног. Выполнять хороводные движения: «Улитка», «Ручеёк», два круга в противоположные стороны, «стенка на стенку», выполнять движения в свободной пляске.

*Оказывать помощь сверстникам и взрослым.

*Проявлять самостоятельность и доброжелательность в играх со сверстниками.

*Проявлять внимание и заботу к близким.

*Передавать полученные знания малышам.

*Показ сценок с любым видом театра. Уметь импровизировать.

*С желанием участвовать в любом виде деятельности.

*Знать традиции и обычаи Родного края, понимать смысл народных праздников, уметь рассказать об этом.

*Владеть навыками передачи эмоционально-образного содержания песни.

*Петь открытым звуком с чёткой артикуляцией.

*Уметь плясать «дробью», исполнять элементы хоровода: «Капуста»,

«ниточка с иголочкой».

*Иметь представление о предметах быта, которые народ использовал как музыкальные инструменты (рубель, пила, гребень).

*Уметь творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и вз

Необходимые условия реализации программы: Помещение, технические средства, русские народные музыкальные и шумовые инструменты, предметы народного быта, народные костюмы, разные виды театра, устный и музыкальный фольклорный материал, атрибутика.

Фольклорный кружок в детском саду.

Хоть новому принадлежим .

Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь уважать свое прошлое, свои истоки и была разработана данная программа.

С чего же начать духовное просвещение наших детей? Как воспитать общечеловеческие нравственные ценности? Один из путей воспитания доброго, толерантного, трудолюбивого человека – это обращение к истокам народной культуры. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Устное народное творчество является богатейшим источником познавательного и нравственно-патриотического воспитания детей. Мудрое народное слово, отточенные веками музыкальные интонации, органичная пластика – всё это укрепляет здоровье, способствует воспитанию чувства красоты, позволяет привить бережное отношение к культурным традициям, как своего, так и других народов. Кроме этого фольклор имеет и большой оздоровительный эффект: стимулирует развитие лёгких, дыхания, голосового аппарата, позволяет производить сбросы накопившихся внутренних зажимов, содействует общему укреплению и развитию организма, повышает речевую и певческую культуру детей.

Процесс приобщения детей к народной культуре положительным образом сказывается на культурном развитии и ближайшего взрослого окружения. Родители становятся активными участниками всех мероприятий, оказывают помощь в изготовлении реквизита, шьют костюмы, морально поддерживают ребят. А это значит, что с помощью фольклора укрепляются межличностные отношения детей и родителей. Народное творчество увлекает детей и позволяет увидеть им жизнь намного чище, возвышенней, чем порой, она есть. Таким образом, все средства фольклора направлены на формирование сильной, творческой, жизнеспособной личности, а также особой среды «устойчивой духовности». Кроме того, деятельность, основанная на принципах фольклорного творчества, развивает эмоционально — чувственную сферу, художественно – образное, ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать различные творческие проявления детей.

В детском саду действует определённая воспитательная система по изучению фольклора, целью которой является:

— пробудить и развить в каждом ученике историческую память;

-воспитать интерес к традициям, культуре своего народа, его духовному наследию.

Программа дополнительного образования является лишь частью всей воспитательной системы детского сада. Новизной предлагаемой программы является изучение устного народного творчества, традиций, быта, промыслов, песен, музыкально–ритмических движений, обучение игре на музыкальных инструментах через проблемное обучение. А проблемное обучение предполагает создание перед воспитанниками проблемных ситуаций, осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в процессе совместной деятельности детей и взрослых.

Фольклор – это явление синкретическое, и именно в нём неразрывно связаны слово, музыка, движение. А в соединении этих элементов большая сила педагогического воздействия, позволяющая комплексно подойти к проблеме освоения различных видов искусства: выразительности речи, ритмичности движений, вокально – хорового пения, игра на музыкальных инструментах, восприятие музыки, изучение народных промыслов, что позволяет развить творческие способности детей, способствует нравственно-патриотическому воспитанию.

Цель программы: — воспитание культурной, нравственно-патриотической, эстетически развитой личности средствами фольклора.

— формировать способности к нравственно-патриотическому воспитанию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности;

— формировать способности дошкольника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

— развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимания и сопереживания другим людям;

— воспитать устойчивый интерес и уважительное отношение к народному творчеству;

— развить культуру исполнения жанров устного народного творчества и музыкального фольклора;

— создать фольклорный ансамбль, для распространения своего опыта для сверстников и родителей;

— приобщать к истокам культурных традиций различных народов.

Программа рассчитана для воспитанников среднего и старшего дошкольного возраста, на 2 года обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Возрастные особенности воспитанников 4-6 лет. Для успешности внедрения программы необходимо обозначить возрастные особенности обучающихся данного периода жизни:

После изученного курса данной программы детьми предполагается следующий результат:

— формируется личность с духовно-нравственными ценностями, знающая русские народные обычаи, обряды, народное творчество и умеющая применять все раннее изученное в своей жизнедеятельности;

— в каждом ребенке укрепляется чувство уважения к русскому фольклору к другим народам и культурам;

— у детей раскрываются творческие способности, появляется вера в собственные возможности;

— дети становятся трудолюбивыми, уважают труд и умеют трудиться;

— расширяется круг общих интересов в семье, потому, что ученики к изучению фольклора привлекают и своих родителей.

Программа «Иван да Марья» позволяет не только воспитывать у дошкольников определенную гражданскую позицию, патриотические чувства, духовность, но и развивать музыкальные способности на основе музыкального фольклора:

— восприятие музыки (слушание) помогает развитию детей, сосредоточенного внимания, музыкальных представлений, памяти. В процессе слушания музыки, учащиеся приобретают определенный объем музыкально-теоретических знаний, накапливают музыкально-слуховой опыт, у них одновременно формируются навыки анализа.

— пение способствует развитию певческой культуры дошкольников, чувства ритма, ладотонального слуха.

— при музыкально — ритмических движениях у детей развиваются творческие способности, координация движений, развитие музыкального слуха и представлений о средствах музыкальной выразительности.

— игра на музыкальных инструментах обогащает художественный опыт дошкольников, способствует развитию музыкальных способностей, ритма, развивает интерес к исполнительской деятельности.

В процессе обучения, данная программа предполагает вооружить учащихся следующими знаниями и умениями:

Adblock
detector