Использование методов и приемов нетрадиционных техник рисования в детском саду..
Ольга Сигаева
Использование методов и приемов нетрадиционных техник рисования в детском саду.
Дошкольный возраст – это сензитивный период для развития у детей продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация и конструирование. В них малыш может выразить свое отношение к окружающему миру, развить творческие способности, а также устную речь и логическое мышление.
Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно нередко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством фантазии. Дошкольники рисуют много и с большим желанием. В продуктивной деятельности у детей формируется устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развитие их способностей.
Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста,это самый доступный вид деятельности, который осваивается маленьким человечком. Ни читать, ни петь ребенок еще не может, но уже с удовольствием вырисовывает каракули на бумаге. Направляя и поддерживая ребенка в этом занятии, можно добиться очень многого. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Основную мысль можно выразить просто: рисуя, дети развивают и тело, и душу и ум.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» — утверждал В. А. Сухомлинский. Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью. Они служат улучшению художественного образования и эстетического воспитания детей. Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.
Я работаю во второй младшей группе. В своей работе использую нетрадиционные техники рисования, которые способствуют развитию у детей творчества и воображения.
Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?
Цель моей работы: развитие художественно – творческих способностей детей средствами нетрадиционного рисования.
• Расширять представления детей о нетрадиционных способах рисования.
• Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
• Развивать способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить Красоту.
• Формировать эстетический вкус.
• Развивать творчество и фантазию, наблюдательность воображение, ассоциативное мышление и любознательность.
• Предоставить свободу в отражении — доступными для ребенка художественными средствами – своего видения мира.
Главное в моей работе, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш или кисточку и мучить его. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной – это будет подкреплять его веру в собственные силы. Задумавшись над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге, пришла к выводу: это обучение детей нетрадиционной техники рисования. И не ошиблась. Детям очень нравится рисовать, они с большим интересом постигают тонкости искусства. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Нетрадиционная техника изображения способствует развитию у ребенка:
• Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
• Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
• Внимания и усидчивости;
• Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.
Занятия по рисованию с применением нетрадиционных техник я провожу в блоке совместной деятельности во второй половине дня.
Для занятий я стараюсь приготовить красивые и разнообразные материалы, предоставляю детям возможность выбора средств изображения. Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.
Различных техник нетрадиционного рисования очень много. Это оттиск, монотипия, кляксография, ниткография, граттаж, тычковое рисование, набрызг, рисование ладошками и многие другие.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
• Рисование пальчиками;
• Оттиск печатками из картофеля;
• Рисование ладошками.
Рисование пальчиками – это самый простой способ получения изображения. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисочки. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий.
Малыш опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинаю с одного цвета: даю возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки.
Позднее я учу детей рисовать обеими руками. Здесь также возможны варианты: использовать поочередно обе руки или рисовать ими одновременно, обмакнув несколько пальцев (каждый в свой цвет) и рисуя ими синхронно (например «новогоднюю мишуру», «салют», что отлично развивает координацию.
Очень нравится детям рисовать ладошкой. Обмакиваю ладонь ребенка в краску и ставлю ей отпечаток на бумаге. Иногда «раскрашиваю» ладонь в разные цвета кисточкой. Интересно получились работы: «Солнышко», «Петушок», «Травка», «Рыбки».
Уже с младшей группы мы рисуем пробками и печатками из картошки. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки и т. д.
С детьми среднего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
• Тычок жесткой полусухой кистью;
• Восковые мелки + акварель;
• Рисунки из ладошки;
• Рисование ватными палочками;
Использование нетрадиционных методов и приемов в обучении детей грамоте Игра «Звуковой узор» Цель: Освоение анализа слова, повторение основных цветов и оттенков, развитие зрительного восприятия, произвольного.
Доклад на тему Использование нетрадиционных техник рисования с Детьми младшего дошкольного возраста ИСПОЛЬЗОВАНЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд,.
Консультация «Использование нетрадиционных техник рисования для создания ситуации успеха у дошкольников с ОВЗ» Успех меняет человека. Он делает человека уверенным в себе, придает ему достоинство, и человек обнаруживает в себе качества, о которых не.
Использование нетрадиционных техник рисования в НОД с детьми младшего дошкольного возраста Тема: Ежик на прогулке. Цель: научить детей рисовать ежика, используя знакомые способы изображения и новые нетрадиционные техники (рисование.
Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования в детском саду Методическая разработка по теме: «Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования в детском саду» «Дошкольное.
Опыт работы «Использование нетрадиционных методов рисования в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста» 1 слайд. Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлена презентация из опыта работы, работника МБДОУ д/с №1 «Ромашка» г. Морозовска Джоджуа.
Опыт работы на тему «Использование нетрадиционных методов рисования в развитии творческих способностей детей» 1 слайд. Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлена презентация из опыта работы, работника МБДОУ д/с №1 «Ромашка» г. Морозовска Джоджуа.
Опыт работы по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования в коррекционно — развивающей работе с детьми» К КАК весело рисуют дети Доверчивые чудеса. Не истину и добродетель, А человечка или пса. И пес неистов и оранжев В шарах зеленое: «.
Развитие художественно-творческих способностей через использование нетрадиционных техник рисования Из опыта работы. Воспитатель второй категории МДОУ №15»Ручеек» г Ртищево Саратовской области, Балунова Елена Юрьевна. Развитие художественно.
Тема доклада Использование нетрадиционных техник рисования с Детьми младшего дошкольного возраста ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд,.
Анализ использования нетрадиционных техник рисования.
Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В. А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают многие педагоги — все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядночувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно — выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.
Нетрадиционное рисование — искусство изображать не основываясь на традиции.
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно — развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлен на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и.т.д). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами обогатили уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Проведение НОД с использованием нетрадиционных техник:
- — способствует снятию детских страхов;
- — развивает уверенность в своих силах;
- — развивает пространственное мышление;
- — побуждает детей к творческим поискам и решениям;
- — знакомит с разнообразным материалом;
- — развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
- — развивает мелкую моторику рук;
- — развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
- — во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Проанализировав рисунки дошкольников пришла к выводу — необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Этим можно на много повысить интерес дошкольников к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.
Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.
Во время работы я столкнулась с проблемой, дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Особенно это заметно в средней группе, где навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, формообразующие движения сформированы не достаточно. Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Стимулом побудить детей к деятельности, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. И мне удалось найти то, что нужно. Я воспользовалась опытом работы своих коллег в области обучения детей рисованию. А позже переработала его, внесла свои коррективы.
Сайт для воспитателей детских садов .
Публикация материалов
Блог Завадской Елены Викторовны
«Нетрадиционные техники рисования. Использование приемов нетрадиционных техник рисования – как средства всестороннего развития личности ребенка.».
«Тот, кто испытал наслаждение творчества —
для того всех других наслаждений не существует»
Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно нередко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством фантазии. Дошкольники рисуют много и с большим желанием. В продуктивной деятельности у детей формируется устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развитие их способностей.
Дошкольный возраст – это сензитивный период для развития у детей продуктивных видов деятельности, таких как рисование, лепка, аппликация и конструирование. В них малыш может выразить свое отношение к окружающему миру, развить творческие способности, а также устную речь и логическое мышление.
Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. Это самый доступный вид деятельности, который осваивается маленьким человечком. Ни читать, ни петь ребенок еще не может, но уже с удовольствием вырисовывает каракули на бумаге.
Направляя и поддерживая ребенка в этом занятии, можно добиться очень многого. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Основную мысль можно выразить просто: рисуя, дети развивают и тело, и душу и ум.«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» — утверждал В. А. Сухомлинский. Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью. Они служат улучшению художественного образования и эстетического воспитания детей.
Опыт работы с детьми в детском саду показал: рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывают у детей огромные положительные эмоции. Рисование увлекает детей, а особенно нетрадиционное, дети с огромным желанием рисуют, творят и сочиняют что-то новое сами.
Чтобы привить детям любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию необходимо начать с игры. Как кстати подходят для этого нетрадиционные способы рисования, который, сопутствуя традиционным способам рисования, творят чудеса и превращают обычные занятия в игру, в сказку. Рисуя этими способами, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется ИНТЕРЕС, а вместе с тем и ЖЕЛАНИЕ рисовать.
Рисовать можно чем угодно и где угодно и как угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время, что ни будь придумывать. А из этих наивных и незамысловатых детских рисунках в итоге вырисовывается узнаваемый объект – Я. Ничем не замутненная радость удовлетворения оттого, что и «это сделал Я – все это мое! . Рисование необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей.
Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?
-Познакомить детей с различными способами изображения- нетрадиционными техниками;
— Познакомить со свойствами разных предметов и материалов, используемых в работе;
— Учить детей отражать в работе свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через нетрадиционные способы рисования
ЗАДАЧИ — Формировать умение отражать окружающую действительность в художественном творчестве ;
— Закреплять навыки аккуратного выполнения работы;
— Развивать интерес к нетрадиционным методам рисования , усложняя содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений, фантазию, воображение;
— Вызвать у детей желание предавать красоту, развивать эстетическое восприятие.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ Использование приемов нетрадиционного рисования помогает:
• Расширять представления детей о нетрадиционных способах рисования.
• Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
• Развивать эстетический вкус, творчество и фантазию, наблюдательность, воображение, ассоциативное мышление и любознательность.
Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш или кисточку и мучить его.
Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной – это будет подкреплять его веру в собственные силы.
Как можно раскрепостить детей, вселить в них уверенность в своем умении? Очень просто, обучить приемам нетрадиционных техник рисования.
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Нетрадиционная техника изображения способствует развитию у ребенка:
• мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
• пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
• внимания и усидчивости;
• изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.
Различных техник нетрадиционного рисования очень много. Это оттиск, монотипия, кляксография, ниткография, граттаж, тычковое рисование, набрызг, рисование ладошками и многие другие.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
• Оттиск печатками из картофеля;
С детьми среднего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
• Тычок жесткой полусухой кистью;
• Восковые мелки + акварель;
• Рисунки из ладошки;
• Рисование ватными палочками;
С детьми старшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
• Рисование мятой бумагой;
• Кляксография с трубочкой;
• Монотипия пейзажная, предметная;
• Печать по трафарету;
В заключение хотелось бы сказать следующее: рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.
Творчество обогащает жизнь ребёнка новыми переживаниями и чувствами: преодолев трудности, ребёнок испытывает удовольствие, его радует достигнутый результат — своим рисунком он доставил удовольствие другим. Это порождает у детей новое желание, новое стремление к более полному, творческому выражению чувств, мыслей и настроений, способствует всестороннему и гармоничному развитию детской индивидуальности, формированию поистине творческой личности. А. П. Чехов когда то сказал «Тот кто испытал наслаждение творчества — для того всех других наслаждений не существует.
Диагностика Диагностическое обследование детей проводится два раза в год:
1.Начальная – сентябрь ( выявление знаний , умений и навыков детей ).
2.Итоговая – апрель ( уровень усвоения учебного материала)
Используются следующие методы:
Диагностика мелкой моторики.
Тесты для изучения восприятия.
Выставки детских работ в детском саду.
Участие в районных, городских конкурсах художественной направленности.
Творческий отчет воспитателя- руководителя кружка на педсовете.
Отчет воспитателя – руководителя перед родителями ( показ детских работ)
Список литературы
1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 — Москва, 2007.
2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2 – Москва, 2007.
3. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий – ТЦ Сфера, 2006
4. Никитина Л.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду – КАРО, 2010.
5. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. 6. Интегрированные занятия в ДОУ. (Серия «Библиотека воспитателя») – ТЦ Сфера, 2011