Рабочая программа (старшая группа) на тему:
Кружок «Воображайка» для детей старшей группы.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Рябинушка»
Программа кружка
«Воображайка»
в старшей группе «Василёк»
на 2017-2018 учебный год.
Автор: учитель-дефектолог М.Н. Филина
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Рябинушка»
в старшей группе «Василёк»
на 2017-2018 учебный год.
Кружковая работа «Воображайка» разработана учителем-дефектологом МБДОУ Детский сад «Рябинушка» по развитию у дошкольников творческих способностей через различные игровые приёмы. Содержание программы рассчитано на 1 год обучения детей старшего дошкольного возраста и включает в себя 30 занятий согласно перспективному планированию.
Деятельность дефектолога направлена на развитие коммуникативной деятельности детей и развития игровой способности, которая является главным видом деятельности для детей этого возраста.
В первой половине дошкольного детства у ребёнка преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов. Это могут быть впечатления, полученные ребёнком в результате непосредственного восприятия действительности, прослушивания рассказов, стихотворений, сказок, просмотра видео и кинофильмов.
В старшем дошкольном возрасте главным видом деятельности, где проявляется творческое воображение детей, совершенствуются все познавательные процессы, становятся сюжетно-ролевые игры.
Старшие дошкольники способны фантазировать произвольно, заранее до начала деятельности планируя процесс воплощение замысла. Они намечают план достижения цели, предварительно отбирают и готовят необходимое оборудование. Целенаправленное развитие воображение у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. А затем дети самостоятельно представляют замыслы и план по их реализации. Причём в первую очередь этот процесс наблюдается в коллективных играх, продуктивных видах деятельности, то есть там, где деятельность протекает с использованием реальных объектов и ситуаций и требует согласованности действий её участников.
Фантазируя, дети выделяют объективные закономерности окружающего. Создание новых образов — это не умозрительный, а тесно связанный с действительностью процесс. Фантазия – важное условие нормального развития личности ребёнка, она необходима для свободного выявления его творческих возможностей. Новые образы в словесном творчестве дошкольника оказываются не менее реалистичными, чем в игре. Ребёнок наделяет героев действиями и характерами в соответствии с их реальными особенностями, поведением и образом жизни. Развитие воображения приводит к тому, что в возрасте 5-7 лет дети создают воображаемые миры, населяют их персонажами, имеющими определённые характеристики и действующими в соответствующих ситуациях. Дошкольник, например, придумывает себе друга — маленького человечка, который участвует во всех его играх и вместе с которым ребёнок как будто переживает приключения.
Руководство воображением требует от взрослого создания проблемных ситуаций, которые не имеют однозначного решения, и ситуаций, когда средства решения не определены.
Особенности развития воображения в дошкольном возрасте:
· воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;
· оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;
· ребёнок осваивает приемы и средства создания образов;
· воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.
Цель: развитие творческих способностей детей 5-6 лет.
- Познакомить родителей и педагогов с планом кружковой работы.
- Провести с детьми 5-6 лет начальную и конечную экспресс диагностику познавательных процессов.
- Развивать у детей познавательные процессы:
- развивать творческое и пространственное воображение у детей 5 – 6 лет,
- развивать зрительное и слуховое восприятие,
- с пособствовать развитию у детей графических навыков, мелкой моторики пальцев рук,
- р азвивать наглядно-образное мышление, элементов словесно-логическое мышления,
- р азвитие волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.п.).
- формировать у детей умения трудится в коллективе, помогать друг другу, обращаться за помощью к сверстникам, радоваться совместным успехам,
- в оспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему, способствовать формированию эстетического вкуса.
2.Учебный план кружка.
с 1 октября по 31 мая – 8 месяцев (согласно сетке работы кружков).
Количество занятий в неделю – 1.
Количество занятий в месяц – 4.
Количество занятий в год — 30 (согласно перспективному планированию)
Длительность занятий: 25 минут.
Базовая образовательная область : познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей : социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно — эстетическое развитие.
Количество детей: 10 человек старшей группы «Василёк».
Мониторинг: «Экспресс диагностика познавательных процессов» автор: М.А. Панфилова. Конец сентября 2017 года и конец мая 2018 года.
Для реализации программы, в зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего работа основывается на сочетании этих методов.
Формы работы с детьми:
• рассказ и рассказ детей
• словесные и подвижные игры
Занятия с детьми проводятся по следующей схеме.
• Начало занятия – загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы.
• Демонстрация образцов, правил игры, способов выполнения и их анализ.
• Объяснение приемов создания. Важно побудить детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания, отметить особенности работы, замысел.
•Пальчиковая гимнастика, разминка рук.
• Анализ готовых рисунков, сыжетов своих и детей.
• Уборка рабочих мест.
В конце года дети будут иметь:
-развитую мелкую моторику пальцев рук;
— творчески подходить к решению определённых задач, находить оригинальные варианты, способы работы,
— словесно объяснить свой выбор, логически строить свои фразы,
— различать и отличать яркие работы, явления и окружающие предметы,
— быть активным и быстрым в играх,
— быть внимательным и аккуратным.
— волевыми качествами (усидчивость, терпение, умения доводить работу до конца и т.п.);
-эмоционально-ценностным отношением к окружающему миру.
Совет 1: Как открыть детский кружок.
- Как открыть детский кружок
- Как выбрать кружок для ребенка
- Кружки и секции: что в них развивают?
- — методические разработки по выбранному виду деятельности;
- — типовая или авторская программа;
- — примерная смета расходов;
- — перечень материалов и оборудования.
Совет 2: Как организовать детский кружок.
Организация кружка
Для начала озаботьтесь поисками будущих постоянных клиентов. Искать их стоит среди дружественных семей, которые хорошо вас знают и хотят ходить на ваши занятия. После получения двух-трех «клиентов», определите время занятий вашего кружка. Обычно подобные мероприятия для детей дошкольного возраста проходят в промежутке между десятью утра и шестью вечера. Договоритесь о регулярных встречах в какой-то день недели, учтите, что если в самом начале деятельности кружка встречи вдруг отменяются, собрать людей снова будет очень сложно.
После решения базовых организаторских вопросов продумайте тематику кружка. Если клиентов у вас не очень много, можно устроить встречу с ними и обсудить предполагаемые темы. К таким встречам нужно очень тщательно готовиться, чтобы не выглядеть глупо, придя с пустыми руками. Выбирайте глобальные, крупные темы, на развитие которых потребуется несколько занятий. Например, если вы собираетесь создавать детский кружок с упором на рисование, предложите изучение цветовых сочетаний, пропорций, перспективы. Подобных глобальных тем хватит на полгода-год изучения. Главное — подать их в правильной и доступной игровой форме, если ваш кружок рассчитан на дошколят.
Сделайте занятия интересными
Обязательно найдите в интернете или купите специализированные пособия, в которых можно найти ценную информацию об обучении детей, интересные упражнения и задания. Будьте готовы уделить этому много времени. Подобная полезная информация сделает ваши кружки более интересными для участников.
Расширить кружок можно при помощи объявлений, которые можно разместить в ближайших детских садах, библиотеках и школах. Можно поместить объявление в интернете на специализированных ресурсах.
Чтобы удержать кружок вместе, заинтересовать детей и их родителей, можно найти какую-то внешнюю цель — подготовку к выставке, участие в концерте, конкурсе или благотворительной акции. Заранее подумайте, что может стать таким объединяющим фактором. Первые «выходы в свет» помогают все участникам сплотиться, усиливают их интерес к деятельности кружка.
Со временем, если ваше мероприятие будет иметь успех, стоит задуматься об аренде специального помещения для него. Студия, спортивный зал, танц-класс — все это довольно легко можно найти практически в любом районе города. В этом случае важно обговорить с родителями ваших учеников все финансовые вопросы.
Кружок декоративно-прикладного творчества в нашем ДОУ.
Воображение, фантазия особенно активно проявляются в возрасте 5 лет, т.е. начало развития данного психического процесса приходится на дошкольный период. Мы — взрослые, мы — воспитатели, но иногда забываем об этом.
Как пробудить душу ребёнка, открыть глаза на гармоничный мир прекрасного, вобравшего в себя утреннюю нежность рассвета, космическую грандиозность заката, гомон птичьей стаи, шелест волн, шёпот листвы, улыбку младенца, всё то, что окружает нас? Как научить чувствовать и понимать прекрасное, уметь самому выразить его и даже создать?
В возрасте 5—6 лет наблюдается высокий уровень активности дошкольников, он вызван их острой потребностью раскрыть свой потенциал. И именно создание кружков по интересам в ДОУ изначально обладает богатыми возможностями для выявления и реализации внутренних ресурсов детей, т.к. прежде всего в сообществе воспитанники могут получить для развития своих задатков внешнее одобрение и поддержку, без которых качественное преобразование возможностей личности не состоится.
Кружковая работа способствует самовыражению и самоутверждению своих членов. В ней ребёнок обогащает свой жизненный смысл, удовлетворяет потребность в общении, приобщается к культуре, а также реализует свои творческие возможности в социально значимой деятельности.
В старшем дошкольном возрасте у детей сохраняется устойчивый интерес к продуктивным видам деятельности (конструктивная и различные виды рукоделия). Так, дети с особым интересом и желанием любят украшать новогоднюю ёлку, делают ёлочные игрушки своими руками, используя при этом самые обычные предметы, которые всегда под рукой: картон, фольга, кусочки тканей и т.д.
Этому способствует целый ряд причин, а именно:
- у детей появляются любимые «ручные» занятия и в связи с ними широкий набор разнообразных мотивов и взаимосвязанных целей данной деятельности, которые они стремятся реализовать;
- дети приобщаются к разнообразным умениям и навыкам, активно овладевают способностями практических действий;
- в данном возрасте действительно начинает получаться достаточно качественный продукт, и ребёнок может довольно долго работать над ним, доделывать, совершенствовать, улучшать, а затем использовать по своему желанию;
- ощущение успешности в продуктивных видах деятельности не только позволяет ребёнку испытывать чувство удовлетворения и гордости результатом своего труда, но и в значительной степени определяет его эмоциональное благополучие и душевный комфорт в коллективе сверстников.
Так, кружок декоративно-прикладного творчества «Умелые руки» в нашем ДОУ предназначен для детей 5—6 лет. Занятия в кружке помогут развить у них умение видеть необычное в привычных предметах, формировать навыки работы с различным материалом (соломкой, сухими листьями и цветами, пухом и яичной скорлупой и др.); научат чувствовать и понимать прекрасное, а затем выражать его через создание собственных поделок.
Использование на занятиях пальчиковых игр, психогимнастики и упражнений на релаксацию способствует эмоциональному комфорту детей и предупреждению их утомления, что заключает в себе здоровьесберегающую ценность.
Задачи кружка:
- Приобщать детей к национальной культуре, обычаям, традициям. Знакомить с их особенностями.
- Развивать декоративно-творческие умения и навыки в работе с природным материалом. Планомерно развивать склонности, способности и талант у детей.
- Развивать фантазию, воображение, зрительную память, моторику руки, умение видеть прекрасное.
- Воспитывать бережное отношение к природе. Приобщать детей к миротворчеству, заботе об окружающем мире.
Для реализации задач кружка используются различные методы обучения и воспитания: наглядные (объяснительно-иллюстративные), практические (упражнения, познавательные и коммуникативные игры, создание «ситуации успеха»), словесные (наблюдение, рассказ, беседа, художественное слово).