Кружки для дошкольников в детском саду

Методическая разработка на тему:
Организация кружковой работы в ДОУ.

Планирование и организация кружковой работы в ДОУ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Планирование и организация кружковой работы

воспитатель Юлбарисова Л.М.

В связи с изменениями в законе Российской Федерации «Об образовании» и определением Федеральных Государственных Требований к структуре основной образовательной программы, введением Федеральных государственных стандартов меняется работа по воспитанию детей в дошкольных учреждениях. В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное.

Вариативная часть программы, формируемая участниками образовательного процесса – кружковая работа. Кружковая работа в дошкольном образовательном учреждении давно уже стала нормой деятельности педагогического коллектива и вышла за рамки нововведения. Разнообразие кружков и содержания их работы поражает далекого от дошкольной педагогики человека. Однако, какими бы разными, на первый взгляд, не были кружки, у них много общего, а в организации и функционировании они подчиняются общим закономерностям.

Кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы воспитания и обучения в детском саду под руководством взрослого (педагога).

Необходимо обратить внимание педагогов на два момента, зафиксированных в этом определении.

Во-первых: кружок организуется, исходя из интересов и потребностей детей. При этом педагогу следует обратить внимание на пожелания родителей, которые можно выявить через различные формы работы с ними: беседы, консультации, родительские собрания и пр.

Во-вторых: Работа кружка строится на материале, превышающем содержание государственного стандарта дошкольного образования. Таким образом, кружковая работа в ДОУ относится к дополнительному образованию детей.

Кружки в детском саду выполняют несколько функций:

— образовательную – каждый воспитанник ОУ имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений, навыков в интересующем его виде деятельности;

— социально-адаптивную – занятия в кружках позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться;

— коррекционно-развивающую – воспитательно-образовательный процесс, реализуемый на занятиях кружка, позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка;

— воспитательную – содержание и методика работы в кружках оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма.

Кружки как форма дополнительного образования в ДОУ могут открываться с различными целями:

  1. Углубление и расширение базовых знаний, опережающее развитие ребенка или компенсирующие занятия (для детей с отставанием в развитии).
  2. Ознакомление с областями знаний, выходящими за рамки государственной Программы (работа с одаренными детьми).
  3. Ознакомление с областями знаний и умений, включающих развитие самопознания, саморегуляцию, саморазвитие, формирование навыков межличностных коммуникаций.

Деятельность любого кружка регулируется нормативно-правовыми

— Образовательной программой ДОУ,

— Положением о кружке

— Программой кружка (цель и задачи, предполагаемый конечный результат)

— Планом работы кружка на год,

— Материалами контроля качества (результативностью) работы кружка (диагностические карты)

Алгоритм деятельности педагога по созданию кружка (секции, студии):

  1. Изучение нормативно-правовой базы.
  2. Выявление потребностей ОУ, родителей, детей в дополнительных образовательных услугах.
  3. Анализ результативности работы по усвоению детьми государственной программы дошкольного образования.
  4. Разработка (подбор) программы кружка.
  5. Разработка плана кружка на учебный год.
  6. Утверждение программы, плана работы кружка заведующей ДОУ.
  7. Реализация плана работы кружка на практике.
  8. Анализ результативности работы кружка.
  9. Защита результатов работы перед родительской и педагогической общественностью. (уголки кружковой работы, выставки, участие в конкурсах, показах и т.д.)

Кружковая работа осуществляется в течение всего учебного года педагогическими работниками и специалистами.

Кружковая работа организуется в соответствии с направлением деятельности кружка, на основании выбранной программы дополнительного образования, которая не должна дублировать основную образовательную программу Учреждения.

Возраст детей, охваченных кружковой деятельностью – от 1,5 до 7 лет.

Деятельность кружков проводится в группе, исследовательской лаборатории, музыкально-физкультурном зале, в зависимости от темы и образовательных задач.

Руководители кружков предоставляют отчеты о результатах деятельности кружка на заседании итогового педагогического совета.

Курс занятий рассчитан на 8 месяцев (с октября по май). Занятия проводятся 4 раза в месяц во 2 половине дня.

Основной задачей педагога является нахождение правильной эмоциональной волны общения с детьми. Это должно быть лёгкое, непринуждённое общение, доставляющее взаимное удовольствие детям и взрослым.

Важно учесть, что организация кружков предполагает добровольное (без психологического принуждения) включение детей в деятельность, поэтому помимо подбора интересного содержания существует ряд конкретных условий:

– организация рабочего пространства;

– возможность детей заниматься по своим силам и интересам.

– игровой характер подачи любого материала;

Руководители кружков организовывают свою деятельность посредством следующих форм:

— Фронтальные занятия (групповые)

— Участие в различного уровня конкурсах

— Консультации, мастер- классы, семинары для педагогов ДОУ

— Консультации, мастер- классы, выступления на родительских собраниях, информация на сайте.

Кружки могут быть различной направленности:

Социально — личностное развитие

Тематика кружков может быть разнообразна.

При организации деятельности кружков педагоги должны учитывать:

— интересы детей и добровольность выбора ими кружка;

— возрастные особенности детей, имеющийся у них опыт участия в такого рода занятиях;

— необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;

— понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на ее основе;

— необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;

— нормы нагрузки на ребенка.

Кружковая работа в детском саду – одно из направлений творческого, физического, социально-личного и интеллектуального развития воспитанников помимо реализуемой в дошкольных учреждениях основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Кружковая работа усиливает, обогащает ту или иную линию образовательной деятельности ДОУ.

Программа кружковой работы (перспективно-тематическое планирование)

Схема разработки программы кружковой работы.

  1. Титульный лист
  2. Пояснительная записка (актуальность, цели и задачи)
  3. Ожидаемые результаты (предполагаемый результат)
  4. Учебно-тематическое планирование
  5. Диагностические карты, методы проведения диагностики
  6. Список литературы

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данном материале представлено описание необходимой документации для кружковой работы, алгоритм внедрения кружковой работы, составления рабочей программы.

Данная работа посвящена актуальной проблеме – формированию основ физического и психологического здоровья дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В статье представлен опыт раб.

Планирование и организация кружковой работы в ДОУ.

Кружок в подготовительной группе «Весёлый карандаш» , целью работы является создание условий для развития мелкой моторики рук через специальные упражнения.

Рекомендации по организации кружковой работы в ДОУ, созданию рабочих программ.

Консультация для педагогов.

«Работа с одаренными детьми. Организация кружковой работы в ДОУ»Выполнила: Кирилова А. «Одаренность – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из землии требующий к себе огромного .

Сайт для воспитателей детских садов .

Опыт работы «Волонтерская деятельность как средство социализации детей дошкольно…

Опыт работы «Волонтерская деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста» Концептуальные основы педагогической деятельности Упавшему помоги встать. Старому, слабому, слепому помоги перейти дорогу. И.

Конспект занятия по формирования элементарных математических представлений в под…

Конспект занятия по формирования элементарных математических представлений в подготовительной группе Тема: «Решаем задачки» Программное содержание: — закреплять представления о последовательности дней недели и.

Календарно-тематическое планирование кружка «Юный пианист»

Раздел: Дополнительное образование. Кружок «Юный пианист»Авторское календарное тематическое планирование, первый год обученияМетодическая разработка для педагогов дополнительного образования Календарно-тематический план 20__ — 20__.

Конспект занятия по познавательному развитию и рисованию в первой младшей группе…

Конспект занятия по познавательному развитию и рисованию в первой младшей группе «Нарисуем ежику колючки» Программное содержание: учить внимательно, слушать и наблюдать, формировать способность детей.

Эколого-развивающая среда в детском саду

Эколого-развивающая среда в детском саду В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Мир природы таит в себе.

Экологическая мастерская в детском саду

Экологическая мастерская в детском саду Чтоб радость завтрашнего дня сумел ты ощутить, Должна быть чистою Земля и небо чистым быть. А Землю эту.

Комментарии

Методические рекомендации по изготовлени…

30-01-2019 %HITS Мастер-классы %AUTHOR

Методические рекомендации по изготовлению и использованию дидактической игры экологического содержания «Кто что ест?» Вариант 1 Материалы: 1.Распечатанные изображения домашних и диких животных и их любимой еды Цветной картон 3.Плёнка для ламинирования или широкий скотч 4.Ламинатор, ножницы, клей Изготовление: 1.Распечатанные.

Проект формирования первичных представле…

30-01-2019 %HITS Проекты %AUTHOR

Проект формирования первичных представлений о русских традициях и праздниках у старших дошкольников Актуальность проекта. Русская культура уникальна, многообразна и неповторима. Необходимо сохранять русские традиции и обычаи, передавая их из поколения в поколение.

Конспект занятия по ПДД

29-01-2019 %HITS Занятия с дошкольниками %AUTHOR

Конспект занятия ТЕМА: «Пассажирский транспорт» Цель:Формирование у детей знаний о работе пассажирского транспорта. Задачи: 1. Расширять знания о работе шофера. 2. Активизировать у детей словарный запас. 3. Формировать знания о работе пассажирского транспорта. Развивать коммуникативные навыки. Материал.

Атрибуты к сюжетно-ролевым играм

29-01-2019 %HITS Мой детский сад, моя группа %AUTHOR

Кружковая работа в ДОУ по ФГОС.

Статьи по теме

В связи с изменениями в законе Российской Федерации “Об образовании” и введением Федерального государственного стандарта образования (ФГОС) меняется подход к воспитанию дошкольников. Развивая ребенка, важно предоставлять ему не только основное, но и дополнительное образование. Кружковая работа в ДОУ в соответствии с ФГОС в старшей группе и других возрастных группах является вариативной частью программы, формируемой участниками образовательного процесса. Кружковая работа — уже давно не новшество для педагогического коллектива. Кружков много, они разной направленности, однако в организации и функционировании кружки подчиняются общим закономерностям.

Что такое кружковая работа в ДОУ?

Кружок — это неформальное, творческое объединение детей в группу по общим интересам. Для педагогов важно уяснить два момента в определении кружковой работы в ДОУ в соответствии с ФГОС:

  • при организации кружка принимаются во внимание интересы и потребности детей и их законных представителей. Важно прислушиваться к пожеланиям родителей, которые можно узнать через беседы, родительские собрания, личные консультации;
  • кружковая работа в ДОУ строится на материале, превышающем содержание госстандарта дошкольного образования, поэтому данная деятельность относится к дополнительному образованию детей.

Функции и цели кружковой работы в ДОУ в соответствии с ФГОС

Кружки в детском саду выполняют четыре основные функции.

  1. Образование — каждый воспитанник детского сада может получить дополнительные знания, развить определенные умения и навыки в интересующей области.
  2. Социальная адаптация — благодаря кружковой работе в детском саду воспитанники получают социально значимый опыт деятельности и взаимодействия друг с другом, работа в кружках учит детей самоутверждаться, испытывать “ситуацию успеха”.
  3. Коррекция и развитие — занятия в кружках развивают уже имеющиеся способности воспитанников в плане интеллекта, творчества, физические способности, а также корректируют развитие при некоторых отклонениях.
  4. Воспитание — сама методика кружковой работы в детском саду и то, что она содержит, оказывает существенное влияние на формирование навыков коммуникации у детей, развитие социально востребованных качеств личности, воспитание патриотизма, коллективизма, социальной ответственности.

Кружковая работа в ДОУ в соответствии с ФГОС может иметь различные цели:

  • углубление и расширение начальных знаний, опережающее развитие дошкольника или занятия с детьми, отстающими в развитии от сверстников (компенсирующие занятия);
  • работа с одаренными детьми по получению ими новых знаний, не предусмотренных государственной программой;
  • знакомство с областями знаний и умений по развитию навыков межличностных коммуникаций, самопознания, саморегуляции, саморазвития.

Важно помнить, что кружковая работа в детском саду регулируется нормативно-правовыми документами. Проверяющие органы могут затребовать Устав и образовательную программу ДОУ; положение о кружке; программу кружка (в которой прописаны цель, задачи и планируемые результаты); план работы кружка на учебный год; список воспитанников; расписание занятий; документацию контроля качества работы кружка (диагностические карты).

Виды кружковой работы в ДОУ в соответствии с ФГОС

Вся кружковая работа в детском саду делится на четыре направления:

  • художественно-эстетическое развитие — в этом направлении воспитанники реализуют свой творческий потенциал;
  • познавательное развитие — направлено на удовлетворение пытливости, любознательности детей, их интересов;
  • физическое развитие — привитие дошкольникам основ ЗОЖ, получение опыта двигательной активности;
  • социально-личностное развитие — социальная адаптация детей, совершенствование коммуникативных навыков.

Кружковая работа в ДОУ по изобразительному искусству проводится в соответствии с требованиями ФГОС в младшей, средней и старшей и подготовительной группе. Рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит образному мышлению, расширяет воображение. Дети младшей группы (3-4 лет) с удовольствием рисуют ладошками, пальчиками, нитками, печатают поролоном, используют набрызги.

Дети из средних групп очень любят мастерить. В этом возрасте дошкольники охотно работают с бумагой и картоном, пластилином, кусочками тканей, различными природными материалами. Вариантами кружковой работы в ДОУ для средних групп могут быть: оригами, аппликация, монотипия, рисование нитями, ватными палочками, воском, печать пластилином, отпечатки листьев. Безусловно, вся работа проводится в соответствии с требованиями ФГОС.

Кружrовая работа в детском саду по изобразительному искусству для старших групп позволяет использовать более сложные техники. Воспитанники рисуют в технике “Каляка-маляка”, пластилинография, используют для рисования мыльные пузыри, мятую бумагу.

Музыкальные кружки приучают детей к искусству, воспитывают чувство вкуса, способствуют развитию речи, одним из таких направлений является пение. Кружковая работа в ДОУ по пению организуется для младших, средних и старших возрастных групп в соответствии с ФГОС. Музыкальные педагоги используют на занятиях техническое оборудование (магнитофон, фото и видеокамера); музыкальные инструменты; информационные материалы (брошюры, книги, ноты, карточки, картинки).

Во второй младшей группе ДОУ в соответствии с ФГОС можно организовывать кружковую работу по опытно-экспериментальной деятельности: “Разноцветный мир”, “Маленькие исследователи”, “Юные ученые”. На таких занятиях дошкольники учатся определять свойства воды, песка, камней.

В средней возрастной группе с детьми нужно заниматься, углубляясь в определенные сферы, такие как “Занимательная математика”, “Экология”, “Окружающий мир”. Кружковая работа старшей группы в детском саду усложняется темами, например, “Юный фокусник”.

Алгоритм действий при организации кружковой работы в детском саду

  1. В первую очередь необходимо изучить нормативно-правовые аспекты.
  2. Определить потребности дошкольного учреждения, родителей и детей в дополнительном образовании.
  3. Проанализировать, насколько результативно осваивается госпрограмма дошкольного образования;
  4. Разработать (подобрать) программу кружка;
  5. Подготовить план кружка на учебный год;
  6. Утвердить программу и план заведующим ДОУ;
  7. Реализовать практическую часть плана работы кружка;
  8. Проанализовать показатели эффективности работы;
  9. Защитить результаты перед коллегами и родителями. Результаты могут быть оформлены в виде уголков кружковой работы в детском саду, выставок, участий в показах, конкурсах.

Кружковая деятельность в детском саду: что нужно знать?

Кружковая работа в детском саду проводится педагогами в течение всего учебного года. Занятия начинаются в октябре и заканчиваются в мае. Занятия реализуются в соответствии с выбранной программой дополнительного образования, которая не должна дублировать основную образовательную программу по детским садам.

Местами локации кружковой работы, в зависимости от тематики и задач, могут быть группы детского сада, исследовательские лаборатории, музыкальные и физкультурные залы. В кружках могут быть задействованы дошкольники в возрасте от 1,5 до 7 лет.

В конце года руководители кружков отчитываются о результатах деятельности того или иного кружка на заседании итогового педсовета.

Кружковая работа в ДОУ в соответствии с ФГОС организуется в различных формах. С детьми это могут быть фронтальные (групповые) занятия, посещение интересных мест, прогулки на различные темы, развлечения, отдых, участие в соревнованиях. С педагогами организуются мастер-классы, консультации, семинары. Работа с родителями сводится к консультациям, мастер-классам, выступлениям на родительских собраниях, публикации информации на сайте ДОУ.

При организации кружковой работы в детском саду педагогам важно учитывать:

  • интересы воспитанников, выбор кружка должен быть добровольным;
  • возрастные особенности дошкольников, их опыт в подобного рода деятельности;
  • необходимость решения задач воспитания и образования в единстве с ООП ДО;
  • осознание игры как ведущего вида деятельности;
  • необходимость создания комфортной обстановки для развития творческого потенциала детей;
  • нормы нагрузки на ребенка.

Схема разработки программы кружковой работы в ДОУ в соответствии с ФГОС:

  1. Титульный лист
  2. Пояснительная записка (с указанием актуальности, целей и задач)
  3. Ожидаемые результаты (предполагаемый результат)
  4. Учебно-тематическое планирование
  5. Методы диагностики (диагностические карты)
  6. Список использованной литературы

Кружковая работа в детском саду нацелена на творческое, физическое, интеллектуальное, социально-личностное развитие воспитанников. Являясь мощным инструментом, она усиливает ту или иную линию образовательной работы ДОУ.

Adblock
detector